Научная статья на тему 'Поддержка малых инновационных предприятий промышленности - стратегическая задача государственной экономической политики России'

Поддержка малых инновационных предприятий промышленности - стратегическая задача государственной экономической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

Статья посвящена анализу состояния малых инновационных предприятий в промышленном секторе России и предложениям по его поддержке и развитию в целях обеспечения экономического роста в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPORT OF SMALL INNOVATIVE INDUSTRY ENTERPRISES -THE STRATEGIC PROBLEM OF THE STATE ECONOMIC POLICY OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the small innovative enterprises condition in industrial sector of Russia and to offer its support and development with the purpose of maintenance of economic growth in the country.

Текст научной работы на тему «Поддержка малых инновационных предприятий промышленности - стратегическая задача государственной экономической политики России»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 118

УДК 629.7

ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Ю.Н. НЕСТЕРЕНКО

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

Статья посвящена анализу состояния малых инновационных предприятий в промышленном секторе России и предложениям по его поддержке и развитию в целях обеспечения экономического роста в стране.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы (НИС) любой страны являются субъекты малого бизнеса, которые придают ей такие важные черты, как динамизм и адаптивность. Благодаря малым предприятиям инновационная система является гибко развивающейся структурой, которая мобильно реагирует на изменения рыночного спроса на новую продукцию и технологии, оказывает влияние на характер прикладных исследований и разработок, обеспечивает быструю коммерциализацию знаний, доступ к новым видам научной деятельности и выход на новые рынки.

Инновационная деятельность малого бизнеса, его роль в становлении НИС определяется не только состоянием малых предприятий науки и предприятий, осуществляющих трансферт знаний и технологий. В значительной степени уровень развития национальной инновационной системы зависит от малых предприятий промышленности. Инновационная деятельность этого сектора характеризует степень восприимчивости производства к инновациям, уровень коммерциализации знаний, способность формировать новые «точки роста» в национальном экономическом развитии. И если малые предприятия (МП) сферы НИОКР занимаются научными исследованиями и разработками, МП промышленности, как правило, ориентированы на производство наукоемкой продукции и услуг, т. е. на производство и внедрение инноваций для всех институциональных структур экономики, а также доведение результатов научной деятельности до конечного потребителя.

Однако в настоящее время в инновационном секторе российской экономики имеется существенный «крен» в сторону развития малых инновационных предприятий (МИП) в научной сфере и сфере трансферта знаний, в то время как страна не имеет адекватной промышленной базы к освоению и внедрению уже созданных инновационных продуктов.

Удельный вес малого инновационного бизнеса в российском производстве пока невелик и составляет по оценкам специалистов от 6 до 10%, при том что число инновационно-активных предприятий промышленности в стране чуть более 2 тыс. единиц. Эти данные свидетельствуют о низкой инновационной активности российской промышленности в целом и малого предпринимательства в промышленности, в частности, и позволяют говорить лишь о его потенциальных возможностях.

Кроме того, инновационная активность малого сектора промышленности отличается неравномерностью, она достаточно сильно поляризована в отраслевом разрезе и по видам деятельности. Проведенное исследование показало, что выделяются отрасли промышленности, которые лидируют в области реализации инновационной политики в последние пять лет. В них сформировалось ядро инновационно-активных предприятий, и главное - эти предприятия относительно благополучны с точки зрения наличия у них финансовых ресурсов для проведения инновационной деятельности. В группу этих предприятий входит пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение. Именно эти отрасли про-

мышленности могут стать основой для создания инновационных кластерных цепочек в современной России.

Одновременно с этими положительными тенденциями сформировался ряд проблем, которые тормозят инновационную деятельность в российской промышленности в целом и препятствуют развитию малого предпринимательства в этом секторе экономики, в частности.

Первой из таких проблем является отчетливо наблюдаемый стагнационный процесс, который охватывает различные аспекты деятельности малых предприятий промышленности (МПП). Статистические наблюдения за период с 2001 по 2005 годы не улавливают тенденций роста в динамике численности штатного персонала в сфере предпринимательства. Кроме того, за последние десять лет доля малого сектора промышленности в общих объемах выпуска промышленной продукции остается на уровне 4-5%.

Сформировалась в последние годы и такая проблема, как небольшой масштаб малых предприятий промышленности в целом. Несмотря на то, что более 40% малых предприятий промышленности имеют солидный стаж работы (более 7 лет), однако более 60% предприятий - это микрофирмы, и только 14% МПП имеют численность более 50 человек.

Фактически это означает, что относительно небольшое количество малых производственных фирм являются на сегодняшний день основными поставщиками новых технологий.

В качестве третьей проблемы можно отметить ожесточение конкуренции малого сектора с крупными и средними предприятиями промышленности, которые в последние 2-3 года активно начали тактику наступления. В 2004 году крупные предприятия в 4 раза опережали МПП по объему прибыли, произведенной в расчете на одного занятого, и почти в 2 раза - по рентабельности активов. Поэтому начались процессы поглощения малых, как правило, наиболее рентабельных предприятий, средними и крупными компаниями. Учитывая, что крупные предприятия работают на известные рынки сбыта, имеют лучший доступ к финансовым ресурсам и их собственные инвестиционные возможности шире, то эта проблема является серьезной для МИП. Для разрешения ситуации необходимо активное развитие в России системы партнерских отношений между малым и крупным бизнесом, что является эффективной особенно на этапе формирования и расширения рынков наукоемкой продукции.

Четвертая проблема связана с общим недостатком финансовых ресурсов и ограниченностью доступа малых предприятий к заемным средствам. Это ключевая проблема для большинства малых инновационных предприятий, в особенности, для предприятий, производящих наукоемкую продукцию, где риски, связанные с выходом на новых потребителей, с диверсификацией продукции, гораздо выше, чем в среднем по рынку. Именно для МИП промышленности гораздо сложнее получить заемные средства у финансовых структур ввиду того, что риски на этом поле возрастают существенно, а также потому, что российские банки и другие финансовые институты имеют ограниченные возможности и в своей массе еще не готовы предоставлять долгосрочные кредиты под инновационные проекты. Система же венчурного капитала в России пока находится в стадии зарождения и в полной мере еще не работает.

Серьезным барьером на пути расширения производства наукоемкой продукции является конкуренция с иностранными компаниями, прессинг которых все более усиливается практически на всех сегментах рынка товаров и услуг. Снижение таможенных пошлин на значительную часть продукции машиностроения, химической и пищевой промышленности, более выгодные условия оплаты труда в инофирмах, отсутствие налоговых преференций - становятся препятствием на пути развития отечественных МИП. Малым инновационным предприятиям все сложнее также выдержать и ценовую конкуренцию с иностранными компаниями, ввиду опережающего роста цен на продукцию естественных монополий и транспортных тарифов.

Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса в целом и инновационного, в частности, оказывает состояние важнейших ресурсных рынков. Так, рынок сырья характеризуется высокими ценами на продукцию базовых отраслей; отсутствием широкой информации о наличии ресурсов; усложненным порядком и условиями доступа к ним.

Для финансового рынка присущ ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг; высокая цена кредитов, которые в основном предоставляются на короткий срок; концентрация капиталов в крупных городах; периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины.

Рынок труда отличается недостаточной мобильностью кадров, невысоким уровнем подготовки специалистов, а также региональными и отраслевыми диспропорциями.

Информационный рынок характеризуется высокой ценой и низким качеством предоставляемой информации, а также недостаточно развитой инфраструктурой. Малые предприятия с трудом получают информацию о новейших инновационных разработках, зачастую не имеют доступа к созданным базам данных.

Выход предпринимателей на рынок недвижимости ограничивается также серьезными барьерами. Возможности приобретения производственных помещений за счет собственных средств особенно в начале деятельности у них весьма ограничены. Кроме того, получение разрешений на строительство и оформление прав собственности на землю является для субъектов малого бизнеса очень проблематичным.

Цены же на аренду недвижимости особенно в крупных мегаполисах являются чрезвычайно завышенными, зачастую дифференцированными и совершенно неконтролируемыми, поэтому доступ к лучшим производственным площадям, складам, подъездным путям и пр. не всегда получает самый «организованный и эффективный пользователь».

В процессе же инвестирования средств за счет банковских кредитов часто возникает эффект «бутылочного горла» на входе, при котором в условиях высоких процентных ставок и значительных рисков привлечение заемных средств оказывается заведомо невозможным. Выкуп ранее арендованного федерального или муниципального имущества в настоящее время также ограничен необходимостью участия в аукционах.

На товарных рынках по отношению к малым предприятиям часто проявляется недобросовестная конкуренция - навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, создания препятствий к доступу на рынок, установление монопольно низких цен.

Взаимодействия с поставщиками сырья, материалов и комплектующих также относятся к разряду трудностей, характерных для предприятий, которые выходят на рынок новейшей продукции и технологий. Эффективное решение этой проблемы напрямую связано с формированием кластеров - цепочек технологически сопряженных производств, при этом обязательным условием должен стать переход всех участников цепочки на новый технологический уровень производства. Однако в России эта проблема осложняется как недостаточностью финансовых ресурсов, так и отсутствием соответствующей территориальной инфраструктуры, в результате чего налицо фрагментарность российского рынка и слабость информационных и деловых связей между субъектами хозяйствования. Это также усугубляет позиции отечественного малого инновационного бизнеса.

Важнейшим воспроизводственным фактором для российской промышленности является скорость обновления основных фондов. Характерная для малых предприятий высокая изношенность оборудования не позволяет наращивать производство, а также осуществлять выпуск инновационной продукции. С учетом того, что возможности, которые появились у российских производителей после кризиса 1998 года, уже исчерпаны, успешное развитие малого сектора промышленности в ближайшей перспективе зависит от "включения" технологического фактора, как основного фактора конкурентоспособности. МИП промышленности необходимо государственное стимулирование как в части доступа к новым технологиям, финансовой поддержки, так и в части выхода на рынок инновационной продукции.

Мировая практика свидетельствует о том, что многие экономически развитые страны уже давно перешли к реализации специальных программ стимулирования малых инновационных предприятий, создаваемых в промышленности. С целью поддержки этого сектора экономики

правительства в странах-членах ЕС, например, реализуют меры по дебюрократизации экономики, широкому использованию информационных технологий, снижению налогового прессинга, развитию системы венчурного финансирования, обеспечению государственного заказа, расширению партнерских отношений с крупными промышленными компаниями. Это те меры, которые позволяют малым предприятиям снижать издержки и риски деятельности, а также повышать конкурентоспособность.

Учитывая, что России аналогичного рода действия не имеют должных масштабов и пока не приносят ожидаемых результатов, является необходимым разработка в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного бизнеса, в целом, и инновационного предпринимательства в промышленности, в частности. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития МИП, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов. Такая политика стимулировала бы создание институтов поддержки малых инновационных предприятий промышленности, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.

На рисунке представлены основные направления и факторы развития малых предприятий промышленности, которые были выявлены нами в процессе анализа их инновационной деятельности. Государство и рынок должны обеспечивать и стимулировать развитие МИП промышленности в рамках следующих направлений: развитие малого бизнеса, развитие инновационного сектора экономики, проведение активной государственной промышленной политики в целях повышения технического уровня производства.

Рисунок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский А.В. Институты поддержки малого предпринимательства России. М.: Институт Экономики РАН, 2005.

2. Бортник И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2004. -№ 1 (68).

3. Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. -М.: Изд-во РУДН, 2004.

4. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развития малого бизнеса. // Проблемы прогнозирования. 2005. - №2.

5. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат. сб. Росстат. - М., 2005.

6. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. / Аналитический обзор торгово-промышленной палаты РФ. - М., 2004.

7. Оболенцев И.А. Нормативно-правовая база РФ и административные барьеры институциональной деятельности предприятий. - М.: Институт Экономики РАН. 2004.

8. Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства. // Промышленная политика о РФ. 2003. - №11.

9. Рубе В.А. Малый бизнес: История. Теория. Практика / МГУ им. В.М. Ломоносова. Экономический факультет - М.: ТЕИС, 2000.

10. Семенова А. Управление инновационными процессами. // Экономист. 2005. - №5.

11. Царев И.Г. Малое предпринимательство - дело за малым. // ЭКО. 2004. - №1.

12. Шаститко А.Е. Анализ эффективности организационной и институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. - № 7.

THE SUPPORT OF SMALL INNOVATIVE INDUSTRY ENTERPRISES -THE STRATEGIC PROBLEM OF THE STATE ECONOMIC POLICY OF RUSSIA

Nesternko J.N.

The article is devoted to the analysis of the small innovative enterprises condition in industrial sector of Russia and to offer its support and development with the purpose of maintenance of economic growth in the country.

Сведения об авторе

Нестеренко Юлия Николаевна - окончила МХТИ им. Д.И. Менделеева (1985), Московский коммерческий институт (1990), кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, декан экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ, автор более 50 научных работ, область научных интересов - развитие малых инновационных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.