социология
УДК 316.334.23
В.Б.Бокарева, канд.социол.наук, докторант, 8-902-783-18-29, vera [email protected] (Россия, Москва, СГА)
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления малым бизнесом; выявлены положительные примеры социального управления малым бизнесом, реализуемые в развитых зарубежных странах, актуальные для нашей страны; разработаны группы мер его поддержки.
Ключевые слова: отечественный опыт социального управления малым бизнесом, зарубежный опыт социального управления малым бизнесом, меры социального управления малым бизнесом, система поддержки и развития малого бизнеса.
Малый бизнес в России до начала рыночных реформ не являлся полноправным элементом социально-экономической системы. Результаты структурно-функционального анализа свидетельствует о том, что таковым он стал лишь с конца XX века.
Содержательный анализ законодательной базы свидетельствует о том,что в основу всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса. Так, уже созданы определенные правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности; расширены и закреплены права фондов поддержки малого бизнеса; разработан закон о реализации схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие предпринимательства. Существенное значение имеют Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 556, принятое 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», «Закон о пониженных ставках страховых взносов для малого бизнеса в 2011-2012 гг.»
Опрос экспертов (N=12) показал, что современное социальное управление малым бизнесом в России имеет следующие характеристики:
1. Недостаточная степень структурированности органов государственной поддержки, поскольку российская структура органов государственной поддержки малого бизнеса, в отличие от зарубежных стран, формировалась стихийно. Малому бизнесу необходима стабильная государственная поддержка и формирование приоритетов развития.
2. Несовершенство законодательной базы, на которую опирается малый бизнес. Проблема правовой основы малого предпринимательства будет решена, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Однако это не исключает необходимости концентрации на процессе разработки и адаптации специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
3. Отсутствие четкой системы социальной защиты, социальных гарантий и социального обеспечения предпринимательской деятельности как по отношению к обществу, так и по отношению к самим предпринимателям.
4. Недостаточно развитая инфраструктура и материальнотехническая ресурсная база. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главными препятствиями к получению кредита являются жесткие условия, выдвигаемые банками, недостаток льгот и субсидий, слабое содействие в области привлечения инвестиций в сектор малого бизнеса.
5. Наличие административных барьеров. Их количество постепенно снижается, но по-прежнему имеет место нестабильность в этой сфере, отсутствие прозрачности в схемах взаимодействия с органами власти и иными ответственными учреждениями, административное давление.
6. Не достаточно высокая степень адаптированности системы образования к современным реалиям малого бизнеса. Весьма существенной причиной этого является низкий уровень знаний, необходимый при построении бизнес-процессов и высокая и не всегда адекватная стоимость обучения предпринимателей и персонала.
7. Отсутствие системности и легкой доступности в получении комплекса информации о становлении, функционировании и развитии малого бизнеса. Несмотря на существование многих программ помощи малому предпринимательству, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Налицо нехватка информации в различных областях, отсутствие единой системы и адаптированной структуры подобных проектов.
8. Недостаточно развитая и действенная система ассоциаций малого бизнеса, отсутствие его комплексной социально-политической поддержки.
Современный этап развития малого бизнеса в России характеризуется изменением его социально-экономического облика,
расширением его функций и перспектив. Сравнительный анализ свидетельствует о необходимости повышения эффективности социального управления малым бизнесом в нашей стране, поскольку в соотношении со странами с более высоким уровнем жизни (табл.1) оно находится на более низкой ступени развития.
Таблица 1
Показатели количества предприятий малого бизнеса в России
иряде зарубежных стран
№ Страна Числен- Общее % Численность
п/п ность кол-во трудоспособного населения
населения предприятии населения, страны по
страны, малого занятого в отношению
чел. бизнеса малом бизнесе к кол-ву
(данные (данные на (данные на июль предприятий
на июль июль 2010 г.) малого
2010 г.) 2010 г.) бизнеса, чел.
1 Россия 140041247 1000000 12% 140
2 США 307 212 123 29000000 54% 10,6
3 Япония 127078679 6000000 78% 21,1
4 Франция 64057792 3000000 50% 21,3
5 Канада 33487208 2200000 56% 15
6 Г ермания 82329758 1100000 65% 74,5
Примечание. Таблица подготовлена на основе материалов Национального института системных исследований проблем предпринимательства http://www.nisse.ru и Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН
Как показывают данные, приведенные в табл. 1, Россия в
значительной степени уступает странам с более развитой социальноэкономической системой по показателям количества предприятий малого бизнеса и занятости в этом секторе трудоспособного населения. В Японии в 6,5 раз больше, чем в России трудоспособного населения занято в малом бизнесе; в Германии - в 5,4 раза больше; в Канаде - в 4,7 раза больше; в США - в 4,5 раза; во Франции - в 4,2 раза. По показателю отношения численности населения к количеству предприятий малого бизнеса Россия также значительно отстает от этих стран. К примеру, в Японии на 21,1 жителя страны приходится одно предприятие малого бизнеса, во Франции - на 21,3; в Канаде - на 15 человек. В России же в среднем на 140 жителей страны приходится одно предприятие малого бизнеса.
С целью определения дальнейших ориентиров развития и поиска наиболее эффективных форм и механизмов социального управления малым бизнесом в современной России важен анализ зарубежного опыта социального управления малым бизнесом. Очевидно, что без
кардинального изменения отношения к малому предпринимательству органов власти невозможно добиться усиления его роли в социальноэкономическом развитии страны.
В контексте темы работы актуальны выдержки из авторского социологического исследования, проводимого в рамках докторской диссертации: респонденты - малые предприниматели Нижнего Новгорода и Нижегородской области; анкетный опрос - N=509 чел.; генеральная совокупность - 564 тыс. чел.; ошибка выборки - 4.34; цель исследования -определение путей социального управления, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса; сроки проведения: март-апрель 2011 года; группа условно названа
«предприниматели» и экспертный опрос N=12 - приняли участие эксперты в области социального управления малым бизнесом: руководители информационно-аналитических центров, муниципальных органов, представители ассоциаций малого и среднего бизнеса в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, группа условно названа «эксперты».
Результаты экспертного опроса свидетельствуют о том, система поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах вполне эффективна (91,7% экспертов дали положительную оценку). Так, 75 % экспертов уверены в том, что механизмы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, можно успешно адаптировать к российским реалиям; 16,7 % также склоняются к положительному ответу, и лишь 8,3 %
экспертов сомневаются в результативности такого механизма.
Большинство экспертов (75 %) считают наиболее эффективными
социально-административные меры поддержки малого бизнеса в
зарубежных странах; немногим меньше экспертов (66,7 %) дали
положительную оценку социально-экономическим мерам. Со значительным отрывом на третьем месте в перечне экспертных оценок расположились социально-политические меры (25 % экспертов считают их эффективными). По 8,3 % экспертов высказались за социально-
психологические и социально-педагогические меры. Следовательно, только при наличии комплексной системы социального управления малый бизнес эффективно функционирует и развивается.
Данные социологического исследования (табл. 2), свидетельствуют о том, что большая часть предпринимателей солидарны с экспертами (93 % оценивают систему поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах как эффективную). В отношении оценки потенциальной успешности адаптации механизмов поддержки малого бизнеса к
российским условиям, реализуемых за рубежом, ожидания предпринимателей менее оптимистичны, чем ожидания экспертов (71,1 % предпринимателей поддерживают подобную идею, 9,8 % склоняются к положительной оценке, а 19,1 % - к отрицательной).
Таблица 2
Результаты опроса малых предпринимателей
№ п/п Вопрос В % Чел.
I. Считаете ли Вы систему поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах более эффективной, чем в России?
1 Да 93 473
2 Нет 7 36
II. По Вашему мнению, механизмы поддержки малого бизнеса развитых зарубежных странах можно успешно адаптировать к российским реалиям?
1 Да, однозначно 71,1 362
2 Скорее да, чем нет 9,8 50
3 Скорее нет, чем да 13 66
4 Нет 6,1 31
III. Какие группы мер поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах Вы считаете наиболее эффективными? (дайте не более 2-х ответов)
1 Социально-административные 51,2 261
2 Социально-экономические 60,9 310
3 Социально-политические 18,2 93
4 Социально-правовые 30,4 155
5 Социально-психологические 21,4 109
6 Социально-педагогические 14,1 72
Более половины предпринимателей (60,9 %) считают социальноэкономические меры поддержки малого бизнеса наиболее эффективными, на втором месте по популярности социально-административные меры (51,2 % респондентов выбрали такой вариант ответа), на третьем месте социально-правовые меры (30,4 %). В отличие от экспертов,
предприниматели считают социально-психологические меры достаточно существенными (21,4 % респондента выбрали этот вариант ответа). Социально-политические меры (18,2 %) расположились на пятом месте. На последнем месте по значимости - социально-педагогические меры (14,1 %).
Результаты социологического исследования и экспертного опроса наряду с данными статистического анализа свидетельствуют о значимости изучения опыта социального управления малым бизнесам в развитых зарубежных странах и его адаптации и применения в отечественной практике.
Малый бизнес эволюционировал вместе с развитием рынка и занимал все новые и новые ниши. Современный зарубежный малый бизнес в отличие от исторического предшественника является высокоспециализированным и технологичным. В настоящее время сосуществуют различные формы малого бизнеса: высокотехнологичный в
производственной сфере; в сфере услуг; малый бизнес, встроенный в систему взаимоотношений с крупным бизнесом; промысли, ремесла, базирующиеся на ручном труде [13].
В Германии, к примеру, реализуется специальная программа по стимулированию накоплений для основного финансирования, которая позволяет малым организациям получать льготные субсидии на перспективные проекты. Обучение и консультирование в Германии проводят, в основном, торгово-промышленные палаты.
Правительство Польши выдвинуло на первый план необходимость стимулирования побудительных мотивов к предпринимательской деятельности и производственным инвестициям. Его основные усилия сосредоточены на создании благоприятных стартовых условий для малого бизнеса: предоставление дотаций и льготных кредитов; информационноконсультационная поддержка.
В Японии система поддержки предпринимательства направлена на обеспечение условий деятельности малых предприятий в качестве полноправных элементов рыночной конкуренции, на проведение мер по их поддержке. Большое внимание уделено модернизации и совершенствованию отраслевой структуры. Малым предприятиям в Японии предоставлено право для защиты своих интересов объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций, сформирована система кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого бизнеса. Японским правительством принят также ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению госзаказов и содействию экспортным возможностям.
В Великобритании значительная роль в развитии малого бизнеса принадлежит бюджетно-налоговой и кредитной политике правительства. К мерам общего характера относятся установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных долгов. Существенно, что основная помощь малому бизнесу в Великобритании реализуется посредством программ «Схема грандов»; «Схема содействия в создании предприятий», предусматривающих финансовую помощь безработным, намеренным организовать собственное дело, страхование кредитов.
В США законодательно установлено обеспечение малым предприятиям максимально возможных практических возможностей участия в выполнении контрактов, реализуемых любыми государственными органами и учреждениями. Администрация по делам малого бизнеса оказывает помощь малым предприятиям в получении контрактов и субподрядов [14]. Именно в США широкая и разносторонняя поддержка малому бизнесу начала развиваться раньше, чем в других странах. Важным направлением стимулирования малого бизнеса, ориентированного на инновации, со стороны государства, крупного
бизнеса, университетов и научно-исследовательских центров является организация технопарков. Технопарки - это научно-промышленные комплексы, созданные для производства новейшей продукции или разработки новейших технологий. Первичным элементом, используемым при строительстве технопарков, является инкубатор [16]. Так же, как и в Великобритании, в США существует система страхования предпринимательских займов. В США реализуются целевые программы поддержки малого бизнеса.
В Канаде так же, как и в США, реализуется целевые программы по поддержке предпринимательства и предоставляются информационноконсультационные услуги. Центры занятости Канады активно включены в систему поддержки малого бизнеса - ему предоставляется помощь по подбору и найму персонала, консультирование и бесплатные семинары по кадровой стратегии организации, социальному страхованию.
Несколько иное отношение к поддержке малого бизнеса во Франции. В этой стране получила распространение точка зрения, что малым предприятиям не следует искусственно создавать более выгодные условия, нежели более крупным организациям. В равных условиях конкурентной борьбы должны выживать сильные и эффективные предприятия, это, с позиции правительства Франции, наиболее выгодно для всего общества. Во Франции развита система субсидий малого бизнеса, как правило, их назначение в компетенции региональных властей. Наибольшее распространение получила помощь в реализации инноваций, благодаря которой покрывается около половины расходов малого предприятия [19].
Испания относится к наиболее развитым странам Западной Европы, она вполне привлекательна для иностранных инвестиций. Ведущая государственная организация, которая занимается практической реализацией политики в отношении малого бизнеса, - это Институт малых и средних предприятий. Основное внимание испанского правительства сосредоточено на предприятиях малого бизнеса, которые создают рабочие места для социально уязвимых слоев населения.
В Италии государственная политика в отношении малого предпринимательства имеет селективный характер, поддерживает только некоторые направления. На уровне государства финансовая помощь инновационным предприятиям оказывается специализированными фондами, которые управляются государственным кредитным учреждением [2]. Малый бизнес, помимо традиционных видов финансирования, получает содействие в области технических и технологических нововведений.
Теоретические выводы
Таким образом, следующие группы мер социального управления малым бизнесом, реализуемые в развитых зарубежных странах, актуальны и для России:
1) Наличие развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей систему специализированных институтов, содействующих разработке и реализации государственной политики. Она создается и действует при государственном участии либо по инициативе самих предпринимателей (фонды, ассоциации, гарантийные, кредитные и страховые учреждения, бизнес-инкубаторы, информационноконсультационные центры). Для малого бизнеса созданы благоприятные условия посредством обеспечения комплексной и адресной поддержки малого бизнеса в различных направлениях: консультационном, прогнозноаналитическом, обучении, технологическом, техническом, финансовом.
2) Систематическая государственная политика поддержки малого бизнеса. Характерной чертой является участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства. Является эффективной государственная политика: создание благоприятного налогового климата, системы информационно-консультационной поддержки малого бизнеса, деятельность государственных и региональных фондов. За каждым ответственным органом власти закреплены конкретные функции.
3) Осуществление политики государства в отношении малого бизнеса базируется на четком законодательстве, регулирующем весь комплекс вопросов поддержки этого сегмента. Оно включает в себя реализацию системы государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, консультативного и кадрового содействия малому бизнесу. Практикуется два направления деятельности: законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса и включение малого бизнеса в качестве самостоятельного элемента в государственные социальные и экономические программы.
4) Наличие эффективных мер борьбы с административными барьерами: упрощение и классификация законодательных норм; сбор информации и проведение исследований о наличии административных барьеров и их влиянии на развитие предприятий; упрощение административных процедур и порядка предоставления информации; организация обмена информацией между; создание общих доступных баз данных.
5) Развитая консультационно-информационная поддержка малого бизнеса, включающая создание соответствующей специальной государственной и частной инфраструктуры, предоставляющей предпринимателям подобные услуги. Существенно, что они предоставляются безвозмездно либо за невысокую плату.
6) Основными условиями развития малого бизнеса является
насыщенный спрос, обусловленный достаточно высоким уровнем жизни, заставляющий потребителя обращаться к инновационной,
индивидуализированной и эксклюзивной продукции и услугам, и высокотехнологичная инфраструктура, нивелирующая затраты. Открытие
новых рынков и ниш стимулирует динамику равновесия спроса и предложения, которую стабилизирует сегмент малых фирм.
7) Развитая система источников финансирования малого бизнеса: практика льготного бюджетного кредитования, субсидирования ставок и процентов, антимонопольная политика.
Практические рекомендации
С целью реализации системы эффективного социального управления малым бизнесом административным, законодательным, контролирующим органам, ассоциациям и общественным организациям следует разработать и реализовать комплексную систему поддержки и развития малого бизнеса, включающую в себя следующие группы механизмов:
1) Социально-административные: организационное воздействие; создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу оперативно и по максимально выгодной цене получать услуги и ресурсы (подготовка кадров, аудиторские, юридические, рекламные услуги и т.п.); реализации программ развития малого бизнеса; государственные заказы; проведение выставок, ярмарок и т.д.; стимулирование взаимодействия между крупным, малым бизнесом и государственными организациями.
2) Социально-правовые: систематизация законодательства в
области малого бизнеса; законодательные акты; программы социальноэкономического развития; стандартизация; системы контроля качества.
3) Социальные: мониторинг эффективности социального управления малым бизнесом; прогнозирование развития отраслей, регионов; составление бизнес-карт; создание информационных фондов; выявление лидеров и обеспечение их поддержки; связь мотивации предпринимателей с конечными результатами производства; обеспечение эффективной коммуникации и разрешение конфликтов; формирование единого коммуникативного пространства; стимулирование и поддержка ассоциаций малого бизнеса; создание и реализация механизма социального контроля.
4) Социально-экономические: налоговые льготы; создание фондов поддержки; дотации, ассигнования; льготное кредитование; материальная мотивация; бесплатное или льготное страхование от банкротства.
Список литературы
1. Академенко М.В. Как открыть свой малый бизнес. М.: НТ-Пресс, 2008.
2. Бобошко В.И. Экологический менеджмент в деятельности малых предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №5. С. 131-135.
3. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005. 139 с.
4. Волевой Р.В. Социальный менеджмент. М.: ИНТЕЛ-Синтез,
2000.
5. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. М.: Наука, 1992.