Выходные сведения статьи:
Кремин А.Е. Методологические подходы к управлению развитием малого бизнеса // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 6(24). URL: https://regrazvitie.ru/metodologicheskie-podhodv-k-upravlenivu-razvitiem-malogo-biznesa/_
УДК 338.242.4
Методологические подходы к управлению развитием малого бизнеса ©2017 Кремин Александр Евгеньевич1
E-mail: [email protected]
Вологодский научный центр российской академии наук
В статье представлены результаты исследования роли малого бизнеса в зарубежных странах, как одного из главных элементов экономики. Результаты работ зарубежных и отечественных исследователей показали, что его развитие возможно только при налаженной системе государственной поддержки. Рассмотрены основные методологические подходы к управлению развитием данного сектора экономики. Доказано, что для сокращения отставания по уровню развития малого бизнеса во всех сферах деятельности необходимо разработать модель комплексного воздействия на исследуемый сектор экономики, в основу реализации которой должно войти система мероприятий, направленных на улучшение существующих условий ведения экономической деятельности для всех субъектов предпринимательского сектора за счет усилий местных органов власти, опирающихся на существующие факторы, влияющие на исследуемый сектор экономики, а также имеющиеся проблемы и потребности малого бизнеса.
Ключевые слова: регион, малый бизнес, методы, развитие, зарубежный опыт.
Methodological approaches to development management small business ©2017 Kremin Alexandr Evgenievich
E-mail: [email protected]
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences
The article presents the results of research in the field of foreign countries, as one of the main elements of the economy. The results of the work of foreign and domestic researchers showed that its development is possible only with an established system of state support. The main methodological approaches to the management of the industry development are considered. It has been proved that in order to reduce the backlog in the level of small business development in all spheres of activity, it is necessary to develop a comprehensive impact on the sector of the economy that is being researched, which should be based on the system of measures, at the level of business opportunities for all business entities for Interrelated issues, Analytic, analytical, analytical and analytical reports. small business.
Keywords: region, small business, methods, development, foreign experience.
1 Кремин Александр Евгеньевич - младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН) (Российская Федерация, 160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а).
Развитие инновационных форм деятельности в любом государстве тесно связано с модернизацией экономической, финансовой и политической систем, эффективное развитие которых предопределяет уровень развития предпринимательской среды. В настоящее время отечественная экономика переживает период адаптации к совершенно новым социально-экономическим условиям функционирования и реалиям текущих процессов глобализации мировой экономики, тем более такие условия способны существенно изменяться под воздействием многих внешних экономических и политических сил. Для успешного и эффективного развития современной национальной экономики необходимы новые взгляды и подходы на совершенствование форм и методов ведения предпринимательской деятельности. Для их разработки представляется целесообразным изучить зарубежный опыт управления исследуемым сектором экономики.
Развитию малого предпринимательства в зарубежных странах придается большое значение со стороны органов государственной власти и управления, оказывая различную поддержку при финансировании и предоставлении широкого спектра льгот. Во многих развитых и развивающихся странах малое предпринимательство играет важную роль как в социальном, так и экономическом развитии государства, обеспечивая занятость населения, формирование среднего класса и стабильность экономики (таблица 1).
Таблица 1 - Средние значения показателей уровня развития субъектов малого _предпринимательства в развитых странах и РФ за 2009 - 2014 гг._
Страны мира Количество малых предприятий на 1000 человек населения, ед. Доля занятых в МП, % Вклад МП в ВВП, %
Япония 45 70 58
США 62 42 57
Германия 25 60 52
Франция 29 57 51
Великобритания 27 35 50
Венгрия 55 48 45
Китай 24 80 35
Израиль 60 55 35
Россия 30 21 24
Составлено автором по данным отчетов аналитических исследований KPMG -https://home.kpmg.com/ru/ru/home/insights.html; данные сайтов www.gks.ru;www.fedstat.ru
Сравнения уровень развития малого предпринимательства в России с другими странами можно сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается заметное отставание по ряду показателей развития субъектов МП. Так, за 2009 - 2014 гг. доля сектора МП в валовом внутреннем продукте в среднем по РФ составила порядка 24%, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50%. Однако плотность МП (количество субъектов МП на 1000 человек населения) в РФ (30 ед.) сопоставима с указанными странами.
Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого населения, приходящейся на сектор МП - за исследуемый период малый бизнес обеспечил лишь 21% постоянных рабочих мест, тогда как в анализируемых странах он колеблется от 35% до 80%. Таким образом, 75% рабочих мест в России обеспечивают предприятия с численностью занятых от 250 работников, тогда как в других странах данный показатель в среднем составляет 30 - 40%. При этом предприятия с численностью работников от 50 до 250 работников обеспечивают менее 4% рабочих мест, в других странах на предприятиях данной категории работает 15 - 20% от общего числа занятых (рисунок).
Стоит отметить, что наибольшая занятость населения в секторе МП приходится на развивающиеся страны, такие как Китай и Венгрия и др. (доля занятых на малых предприятиях составляет от 60%). В это же время в развитых странах этот показатель редко превышает 50%. Сложившаяся ситуация говорит о высокой роли МП в экономике именно развивающихся стран, подтверждая актуальность исследования для РФ.
Анализируя научные исследования, посвященные вопросам территориального развития на основе стимулирования деятельности МБ [5 - 13], можно сделать вывод о том, что государственная поддержка является одной из важных форм взаимодействия властных и предпринимательских структур. В связи с этим одним из главных факторов управления функционированием исследуемого сектора экономики, требующих дополнительного изучения, является поддержка малого бизнеса со стороны государственных органов власти и управления.
Анализ работ отечественных (А.И. Агеева, Н.Г. Агурбащ, Р.С. Гринберга и др.) и зарубежных (Дж. К. Гэлбрейта, Й. Акса, И. Кицнера, Т. Бартика и др.) исследователей, посвященных данной тематике, позволил выделить основные задачи государственного регулирования развития малого предпринимательства:
- формирование благоприятной правовой и экономической среды, позволяющей раскрывать предпринимательский потенциал территории и способствовать его развитию;
- создание эффективной инфраструктуры поддержки МБ;
- развитие и совершенствование системы мер государственной поддержки.
Таким образом, государственная поддержка главным образом нацелена на активизацию всех форм предпринимательской инициативы и определяет качественное состояние институциональной предпринимательской среды. Ее предоставление может быть осуществлено различными методами (таблица 2).
Таблица 2 - Методы государственного управления развитием малого бизнеса
Группа методов Методы
Административные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности - государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - налогообложение МБ; - государственный контроль (надзор) за деятельностью МБ; - лицензирование и контроль за предпринимательской деятельностью; - регулирование монополистических рынков, контроль за уровнем доходов и объемом социальных выплат; - тарифное регулирование; - развитие финансовых институтов; - обеспечение стабильности правового обеспечения и др.
Экономические методы государственного регулирования предпринимательской деятельности - финансово-кредитная и бюджетная политика; - планирование и прогнозирование социально-экономического развития; - программно-целевые методы управления; - таможенное регулирование; - государственный и муниципальный заказ; - государственная поддержка и защита интересов предпринимателей и др.
Источник: составлено автором.
ISSN 2410-1672 ^т) Regional development • № 6(24) • 2017 http://resrazvitie.ru
В результате применения «административного» подхода управляющие процедуры со стороны государства, такие как необходимость регистрации, административный, общественный и финансовый контроль текущей деятельности; признание в качестве юридического лица; манипулирование налогообложением и т.д., выстраиваются на основании учета внешних проявлений предпринимательства, его формальных структур и их социального значения. Преобладание управляющих акцентов над факторами свободы принятия решений и ответственности по обязательствам и практически полное игнорирование уровня коллективности в деятельности предпринимателей относит такую модель управления к разряду рамочных, грубых, не обладающих достаточной степенью гибкости и мобильности. Административный подход является скорее сдерживающим, чем стимулирующим по отношению к предпринимательству, хотя и необходимым с точки зрения регулирования общественных отношений.
«Экономический» подход направлен на стимулирование малого бизнеса как основной составляющей социально-экономического развития общества, т.е. на управление качественными характеристиками предпринимательства, структурными составляющими системы. Кроме решения вопросов занятости населения, становления «среднего класса» — стабилизирующей части общества, малый бизнес рассматривается в качестве потенциального начала, из которого могут «вырасти» крупные, социально и экономически значимые предприятия.
Анализируя существующий опыт поддержки малого бизнеса в рамках представленного подхода, можно выделить пять основных ее направлений: организационное, нормативно-правовое, экономическое, методическое и информационное.
Организационная деятельность органов власти - основополагающая составляющая государственной поддержки малого бизнеса. В нее входит создание учреждений и институтов, необходимых для управления исследуемым сектором экономики. Отсутствие представленного направления в деятельности государственных органов власти и управления ведет к невозможности предоставления данной поддержки в любой из представленных выше форм [2; 4; 7].
Нормативно-правовое регулирование. Это направление включает в себя создание, совершенствование и корректировку, в соответствии с требованиями времени, законодательной базы по определению критериев малого и среднего бизнеса и мер по его поддержке. Предусматривается организация специальных государственных органов, отвечающих за реализацию принятой политики на всех уровнях власти и на всех территориях государства, что отчасти пересекается с организационным направлением.
Администрация малого бизнеса США ^ВА), например, проверяет принимаемые правовые акты на соответствие их нормам законов о малом бизнесе и содействует их корректировке. Претворение в жизнь политики государственного протекционизма, оказания существенной поддержки одной социально-экономической группе, являющейся частью общей социально-экономической системы (каковой представляется предпринимательство), создание для нее особых условий повышения конкурентоспособности предполагает организацию специальных мер контроля недопущения «проникновения» в нее не соответствующих установленным критериям элементов. Контролю подлежат также органы, обеспечивающие реализацию таких мер, как правомочность, компетентность, необходимость и достаточность их действий. Данное обстоятельство приводит к росту числа государственных чиновников, расходов на их содержание и обеспечение деятельности.
Экономические льготы и стимулирование. Данное направление включает в себя упрощение финансовой отчетности и снижение налоговой нагрузки, предоставление льготных кредитов и государственных гарантий по ним, безвозмездное субсидирование, передачу в
пользование государственного имущества на льготных условиях, размещение госзаказов и т.п. [11; 12; 15].
Это самый затратный и результативный, в краткосрочном периоде, комплекс мер. Стимулирующий эффект достигается за счет прямого снижения рисков, в основном для начинающих предпринимателей, благодаря которому увеличивается количество вновь открывающихся предприятий, вовлекаются в предпринимательскую деятельность сомневающиеся, не решающиеся открыть собственное дело в обычных условиях граждане.
Однако сформированные условия для начала бизнеса не всегда приводят к его успешному развитию. Дезориентация начинающего предпринимателя относительно реальных внешних рисков приводит к значительному числу банкротств новых предприятий по окончании срока действия льгот. Кроме того, поддержка экономически «слабых» (низкий объем выручки, капитализация, число работников) предприятий снижает эффективность бюджетных расходов и экономики в целом. Привлекательность получения «искусственной» конкурентоспособности за счет привилегированного положения, а не благодаря использованию внутренних ресурсов (оптимизации затрат, повышению производительности труда, рентабельности и т.п.), не ограниченной по времени, может привести к появлению значительного числа не эффективных, слабых, «паразитирующих» экономических субъектов [6; 11; 13].
Информационное и методическое обеспечение. Эта группа мер, включающая в себя создание и поддержку различных информационных и аналитических комплексов, направленных на оказание соответствующих услуг малым предприятиям в области обучения и повышения квалификации, правового обеспечения, налогового и бухгалтерского сопровождения, маркетинга, логистики и т.п.
Оказание услуг подобного рода со стороны государства производит положительный долгосрочный эффект на развитие не только малого, но и вообще всего предпринимательства [7; 9]. В то же время преимущественное использование таких ресурсов малыми предприятиями обусловлено недостаточностью собственных средств и нерациональностью организации подобных служб внутри небольших или начинающих компаний.
Косвенный, не избирательный характер таких мероприятий стимулирует использование предлагаемых инструментов для повышения устойчивости и конкурентоспособности бизнеса, не нарушая условий рыночного равноправия [14; 16]. Таким образом, комплекс образовательных, информационных, организационных, консультационных и т.п. государственных услуг можно считать инструментарием внутреннего воздействия на развитие малого бизнеса, поддерживающим активное поведение личности, помогающим приобретение конкурентного преимущества за счет развития собственного интеллектуального потенциала с долгосрочным и продолжительным эффектом.
Однако следует отметить, что подход управления, учитывающий только экономические параметры и игнорирующий характеристики масштаба группообразования, степени коллективности предпринимательской деятельности, не в состоянии обеспечить полномасштабного развития малого бизнеса, а приводит только к обеспечению функционирования «слабого или неэффективного предпринимательства».
Подводя итоги, можно утверждать, что механизм управления такой особенной системой, как малый бизнес, должен содержать в себе комплексный подход, объединяющий в себе как административные, так и экономические методы стимулирования деятельности исследуемого сектора экономики на всех уровнях власти. Опыт Японии, США, Франции, Венгрии и Китая по управлению экономикой регионов на основе развития малого бизнеса говорит о том, что только при слаженной работе всех уровней власти и совместной кооперации раз-
личных общественных организаций, осуществляющих деятельность на локальной территории, можно обеспечить количественный и качественный рост сектора МБ и, как следствие, всей социально-экономической системы региона.
В свою очередь, проводимые мероприятия должны быть направлены на активизацию деятельности данных элементов системы с учетом существующих факторов, влияющих на исследуемый сектор экономики, имеющихся проблем и потребностей МБ. Их реализация позволит максимизировать эффективность государственного управления и повысить основные показатели его деятельности, что в результате приведет к развитию экономики региона в целом. Разработке системы указанных мероприятий будет посвящены дальнейшие публикации автора.
Список литературы
1. Агеев, А.И. Социальная ответственность бизнеса: отечественные грани и зарубежные стандарты [Текст] / А. Агеев, Е. Карпухина // Экономические стратегии. - 2002. - № 2. -C. 60 - 63.
2. Агурбаш, Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России [Текст] / Н.Г. Агурбаш // М.: Анкил, 2000. - 147 с.
3. Асаул, А.Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем [Текст] / А.Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2. - С. 4-7.
4. Беспамятных, Н.Н. Малое предпринимательство Свердловской области: состояние, тенденции, перспективы развития: Монография[Текст] / Н.Н. Беспамятных, Г.А. Ковалева, А.А. Филиппенков // РАН. УрО. Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2003. - 186 с.
5. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства: Монография [Текст] / А.В. Виленский. - М.: Наука, 2007. - 240 с.
6. Генералов, В.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства [Текст] / В.В. Генералов, М.В. Лычагин // отв. ред. д-р экон. наук Г.М. Мкртчян. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. - 48 с.
7. Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] / М.: Наука, 2011. - 258 с
8. Колесников, А. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения [Текст] / А. Колесников, Л. Колесникова // Вопр. экономики. - 1996. - №7. - С. 53 - 54
9. Колесникова, Л.А Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием: Монография [Текст] /Л.А Колесникова // М.: Новый Логос, 2000. -290 с.
10. Крутик, А.Б. Ресурсный потенциал личности и инновационное предпринимательство [Текст] / А.Б. Крутик // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. -№8 (225). - С.161 - 164.
11. Кушлин, В.Н. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] / В.Н. Кушлин //М.: Изд-во РАГС, 2003. - 832 с.
12. Малкина, М.Ю. Взаимодействие государства и рынка в современной России: институционально-эволюционный подход [Текст] / М.Ю. Малкина // Матер. конференции лау-
реатов и стипендиатов Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко (Москва, 1 декабря 2005 г.). - М.: ЦЭМИ РАН, 2006. - 125 с.
13. Маркс, К. О Прудоне (письмо И.Б. Швейцеру) [Текст] / К. Маркс // Соч. 2-е изд. -
Т. 16.
14. Насонов, В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 403 - 405.
15. Сисмонди, С.Ж. Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению: в 2 т. [Текст] / Пер. с фр.; под ред. А.Ф. Кона. - М.: Госиздат, 1937. - 386 c.
16. Bartik, T.J. Small Business Start-Ups in the United States: Estimates of the Effects of Characteristics of States [Text] / Southern Economic Journal. -1989.
17. Israel M. Kirzner, Entrepreneurial Discovery and the Competitive Market Process: An Austrian Approach [Text] // Journal of Economic Literature. Vol. XXXV (March 1997). - P. 60 -85.
18. Webster, L. Private Sector Manufacturing in the Czech and Slovak Federal Republic: a Survey of Firms [Text] / The World Bank. - 1992. - 88 р.