ОТ РЕДАКЦИИ
Р01:10.15838/ptd.2019.3.101.1 УДК 334.012.64 | ББК 65.290.31
© Мазилов Е.А., Кремин А.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1
МАЗИЛОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: eamazilov@mail.ru
КРЕМИН АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: akremin@inbox.ru
Одним из стратегических приоритетов развития экономики России является малое предпринимательство. Об этом свидетельствует факт разработки и реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Данный документ регламентирует стратегические задачи и определяет конкретные результаты, которые необходимо достичь к 2024 году. В то же время в России на всех уровнях приняты и действуют различные стратегические документы, также регламентирующие направления и формы поддержки малого предпринимательства. Помимо этого данные законодательные акты в большинстве своем не учитывают различия в характере и уровне развития предпринимательской деятель-
Для цитирования Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Формирование системы стратегического планирования развития малого предпринимательства // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 7-20. DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.1
For citation: Mazilov E.A., Kremin A.E. Formation of the system focused on strategic planning of small business development. Problems of Territory's Development, 2019, no. 3 (101), pp. 7-20. DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.1
1 Публикация подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».
ности в различных субъектах РФ, вызванные в первую очередь значительной дифференциацией в развитии регионов. В связи с этим актуальной как научной, так и практической задачей является разработка подхода к формированию системы стратегического планирования развития малого предпринимательства, что и предопределило цель исследования. В статье рассмотрены и систематизированы теоретические аспекты стратегического планирования развития малого предпринимательства, изучена и обобщена существующая нормативно-правовая база развития малого предпринимательства. Сделан вывод о наличии системных недостатков в нормативно-правовом регулировании функционирования субъектов малого предпринимательства и их поддержке. Доказано, что необходимы тщательная проработка законодательства, создание единых унифицированных актов в сфере регулирования предпринимательских отношений. Определены основные положения стратегии развития малого предпринимательства, которые должны быть в документе регионального уровня, дана им характеристика, разработаны стратегические направления для данного сектора экономики и представлен порядок их реализации. Практическая значимость работы связана с возможностью использования ее результатов федеральными и региональными органами власти и управления при разработке и корректировке стратегии и программ развития данного сектора экономики.
Малое предпринимательство, стратегия, регион, приоритеты, программно-целевой подход.
Введение
Одним из важнейших элементов государственного управления является процесс стратегического планирования. Его осуществление проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Ввиду возросшей необходимости обеспечения контрольной деятельности реализации данного процесса в середине 2014 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, который определил принципы и механизмы разработки персептивных направлений и приоритетов развития элементов социально-экономической системы страны, что, в свою очередь, дало толчок к формированию комплексной системы государственного стратегического планирования на ее территории. В результате нормативной регламентации данного процесса его применение стало в большей степени способствовать обеспечению успешного развития экономики за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и потенциала конкретной территории.
Малое предпринимательство (МП, малый бизнес) является одним из эффективных механизмов реализации существующих ресурсов территорий. Управление его
развитием осуществляется через федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки, в рамках которых и осуществляются мероприятия, направленные на стимулирование его деятельности. В то же время целеполагание программных документов чаще всего отражает лишь интересы региона, при этом эффект от реализации программ для предпринимательского сообщества не очевиден; заявленные индикаторы могут носить формальный характер, быть «оторванными от реальности» либо заведомо недостижимыми. При этом существующие особенности предпринимательской деятельности, а также уровень дифференциации в развитии МБ в принципе не учитываются. Все эти факты обусловливают актуальность проводимого исследования.
Актуальность предопределила цель статьи, которая заключается в разработке подхода к формированию системы стратегического планирования развития малого предпринимательства. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи: исследовать теоретические аспекты стратегического планирования развития малого предпринимательства, изучить существующую нормативно-правовую базу развития в данном направлении, определить основные положения стратегии развития малого пред-
ВЫП. 3 (101) • 2019 I
принимательства, разработать стратегические направления для данного сектора экономики и механизм их реализации.
Теоретические основы исследования
Проблемы стратегического планирования всесторонне исследовались на протяжении всего XX века и не теряют своей актуальности по сей день. Теоретико-методологические основы данной проблемы раскрыты в трудах отечественных и зарубежных ученых, среди которых Р. Стрикленд, И. Ансофф, Г.Б. Клейнер, М. Портер, Г. Минц-берг, Т.А. Боженко, А.А. Андреева и др. [1-5].
Анализ источников, посвященных проблеме определения направлений формирования системы стратегического планирования развития малого предпринимательства в регионах, позволил выделить два подхода: авторы предлагают сфокусироваться либо на интересах региона (например [6]) либо на интересах самих предпринимателей [7].
С точки зрения других авторов [8], «стратегическое планирование - это современный способ адаптации малого бизнеса к изменяющейся рыночной среде», успешного функционирования, которого невозможно добиться без достижения консенсуса между всеми заинтересованными сторонами.
В последнее время региональные органы власти и управления активизировались в вопросах формирования стратегий развития. Анализ существующей нормативно-правовой базы свидетельствует о значительном разнообразии в применяемых подходах. При этом разработчики ориентируются в первую очередь на оценку эффекта для экономики региона либо отдельных сфер деятельности.
В то же время разработка региональной стратегии предпринимательства требует учета территориальных особенностей для наиболее полного понимания перспектив его развития [9]. В Российской Федерации в силу географической и экономической специфики каждый из регионов характеризуется своими особенностями, обусловливающими развитие предпринимательства на их территории. При разработке стратегий необходимо учитывать периферийность по-
ложения, природно-ресурсную ориентацию региональных хозяйственных комплексов, высокую долю коренных малочисленных народов и т. д. [10].
При этом, по мнению [11], актуальные проблемы развития предпринимательства могут быть решены только с опорой на собственные силы и ресурсы региона. Таким образом, стратегия должна являться результатом деятельности всех сторон, осуществляемой под действием различных факторов, однако с опорой на внутренние ресурсы региона.
Таким образом, анализ современных работ по проблеме исследования показал, что система стратегического планирования развития малого предпринимательства должна ориентироваться на интересы как региона, так и бизнес-сообщества, разрабатываться и реализовываться с опорой на внутренние ресурсы территорий с учетом их экономико-географических особенностей.
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование субъектов малого предпринимательства в регионе
Нестабильность социально-экономического развития последних лет не может не оказывать значительное воздействие на развитие малого предпринимательства и процессы управления им. Во многом проблемы управления связаны с определенной несогласованностью стратегий, государственных программ и прочих официальных документов и стратегий, порождающих низкую эффективность государственного управления и мер действующей поддержки [12; 13].
Юридически институт малого предпринимательства закреплен в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, где указано, что каждый гражданин вправе вести предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности закреплено в Гражданском кодексе РФ, она определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Важным этапом в формировании нормативно-правовой базы регулирования малого бизнеса стал Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого предпринимательства, особенности правового регулирования в данной сфере.
Существует множество подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Также немаловажную роль играет нормативно-правовая база регионального и муниципального уровня, содержание которой дифференцировано в зависимости от субъекта федерации. В свою очередь, большим препятствием для развития сектора малого бизнеса является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия и часто бывают не связаны друг с другом, что приводит к дублированию различных обязанностей, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов, которые систематически изменяются, уточняются или дополняются [14; 15].
В связи с этим к главным задачам относятся построение, корректировка и увязка нормативной базы, регулирующей функционирование предпринимательства на федеральном и региональном уровне [16-18]. В настоящее время регулирование проводится по четырем направлениям:
1) развитие предпринимательского сектора (ФЗ 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей»; ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии МСП»);
2) система стратегического планирования (№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»; Распоряжение Правительства
РФ № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ»; Распоряжение Правительства РФ № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»);
3) программно-целевое управление (Постановление Правительства РФ № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ»; Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ);
4) оценка регулирующего воздействия (ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти»; Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»).
Отдельно следует отметить утвержденный в 2019 году национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В основе структуры нацпроекта лежит подход, основанный на выделении необходимых мер поддержки бизнесу на каждом этапе реализации проекта: от идеи и стартапа до расширения бизнеса с последующим экспортом производимой продукции. На данный момент сложно оценить, насколько полно данный нацпроект учитывает все положения стратегических документов, разработанных ранее.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время документы, определяющие взаимоотношения между органами власти и предпринимательским сообществом, по большому счету отсутствуют. Некоторые документы, представляющие нормативно-правовую базу, дублируют задачи и зачастую могут противоречить друг другу, что негативно
сказывается на синергетическом эффекте их реализации [19-21]. Вопросы согласованности задач и коллективной ответственности должны быть определены на региональном уровне и включены в стратегические документы. Это позволит четко распределить ответственность среди исполнителей и регламентировать функционирование участников организованного развития.
Систематизация нормативно-правовой базы в разрезе стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровне в РФ, проведенная авторами статьи, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время различные элементы стратегического планирования целесообразно представить в следующем виде (рис.).
Исходя из представленной схемы стоит констатировать тот факт, что далеко не все элементы системы планирования развития малого предпринимательства в России сформированы и работают, что приводит к невозможности разработки эффективного подхода к развитию МП. Обобщая вышесказанное, можно констатировать существование в России недостатков в нормативно-правовом регулировании функционирования субъектов малого предпринимательства и их поддержке. Также существует необходимость в разработке региональных стратегий развития
малого бизнеса, позволяющих согласовать основные направления государственной деятельности для достижения синергетиче-ского эффекта и обеспечить работу каждого участника данного развития в процессе стратегического планирования. Это позволит повысить эффективность государственного управления и направить усилия на решение реальных проблем, существующих в экономике территориальных образований.
Основные положения
стратегии развития малого
предпринимательства региона
Анализ существующей нормативной базы органов региональной власти субъектов РФ позволил выявить только пять отдельных стратегий, регламентирующих поддержку исследуемого сектора экономики (Алтайский край, республики Башкортостан, Саха и Чувашская, а также Ярославская область). В остальных регионах данный нормативный документ отсутствует или заменяется общей стратегией социально-экономического развития территории. Также стоит отметить, что принятые стратегии на региональном уровне различаются между собой по содержанию и направлениям развития данного сектора экономики. Поэтому выработка методических рекомендаций
Нацпроект «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Стратегии социально-экономического развития региона
Стратегии развития муниципальных образований
Стратегия развития малого предпринимательства региона
Программы поддержки малого предпринимательства
Государственные программы федерального уровня
Государственные программы субъектов федерации
Рис. Взаимосвязь нормативно-правовых документов, регламентирующих стратегическое планирование развития малого предпринимательства
Источник: составлено авторами.
по ее составлению для каждого отдельного субъекта федерации является актуальной научной проблемой, решение которой возможно осуществить за счет разработки основных положений и направлений развития малого бизнеса региона, рассмотрения теоретических аспектов разработки и формирования соответствующих направлений развития исследуемого сектора экономики. Для начала остановимся на первом этапе решения данной проблемы.
Стратегия развития малого предпринимательства отдельного региона представляет собой межотраслевой документ планирования в сфере развития малого предпринимательства в субъекте федерации и является основой для разработки и реализации государственных программ на региональном уровне, содержащих мероприятия, направленные на стимулирование деятельности данного сектора экономики. Согласно существующей практике составления стратегических документов, данный документ должен иметь обязательные разделы:
- паспорт стратегии развития малого предпринимательства;
- анализ внешней и внутренней среды функционирования малого предпринимательства;
- анализ эффективности государственного регулирования деятельности малого предпринимательства;
- стратегические цели и показатели поддержки малого предпринимательства в регионе;
- механизмы реализации стратегии;
- оценка рисков реализации стратегии;
- организация контроля за реализацией стратегии.
Первым разделом стратегии является ее паспорт. Главная его задача заключается в кратком описании содержания стратегического документа. Оно состоит из наименования, основания для разработки, цели, задач, сроков и этапов реализации, ожидаемых результатов реализации стратегии и системы организации контроля за исполнением.
Главным условием разработки стратегии является проведение анализа внутренней
и внешней среды региональной системы. В первом случае должны рассматриваться состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе. Он должен включать в себя сопоставление существующей ситуации в регионе с общими тенденциями по России и с отдельными представителями ее субъектов. В качестве главных анализируемых показателей должны выступать количество субъектов малого бизнеса, численность его работников, оборот данного сектора экономики, а также инвестиции в основной капитал [22; 23]. Также рекомендуется осуществить исследование тенденций показателей кредитования субъектов МП, инновационной и экспортной деятельности. Представляется целесообразным отдельно рассмотреть изменения показателей активов, выручки и прибыли малых организаций с целью определения эффективности деятельности исследуемого сектора экономики.
Стоит отметить, что определение тенденций данных показателей должно быть осуществлено не только на уровне региона, но и на муниципальном уровне [24]. Для этого целесообразно использовать разработанную ранее методику оценки функционирования малого бизнеса региона на муниципальном уровне, которая позволит выделить специфику проблем исследуемого сектора экономики на локальной территории [25].
Также главной составляющей анализа является выявление особенностей осуществляемых видов деятельности на территории региона, что позволит сделать заключение о наличии потенциала развития приоритетных отраслей предпринимательской деятельности с целью достижения социально-экономических задач развития территории, таких как импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности и др.
В качестве результата проводимого анализа должен выступать перечень ключевых проблем функционирования малого бизнеса, раскрывающих возможность наличия трудностей в обеспечении трудовыми и финансовыми ресурсами, низкой эффективности инновационной деятельности данных организаций, низкого уровня развития ко-
операции между субъектами предпринимательского сектора, низкой инвестиционной привлекательности территории региона, высокой дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований и др. [26; 27]. Определение проблем, сдерживающих реализацию всего имеющегося потенциала развития МП исходя из существующих возможностей, позволит разработать обоснованные меры по их решению.
Следующий раздел стратегии должен включать рассмотрение эффективности существующей инфраструктуры и реализуемых программ поддержки малого предпринимательства на территории региона. Для этого также возможно использовать ранее разработанную методику оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе [28]. Ее использование позволяет определить соотношение полученных результатов государственной поддержки малого бизнеса на территориирегионаизатратгосударственных ресурсов, направленных на ее осуществление. В основе методики лежит формирование четырех интегральных групп показателей, позволяющих отразить объем государственной поддержки, социально-экономические результаты деятельности субъектов малого предпринимательства, их эффективность и вклад в социально-экономическое развитие исследуемой территории.
Для анализа внешней среды функционирования исследуемого сектора экономики необходимо рассмотреть тенденции развития малого бизнеса как в России, так и в зарубежных странах с целью выделения лучших мировых практик по его поддержке. Стоит учитывать, что универсального эффективного подхода к оказанию поддержки малому бизнесу не существует, разные страны формируют совокупность мер поддержки исходя из текущего уровня развития МП, степени благоприятности предпринимательской среды, изменений во внешних условиях среды, в рамках которой приходится осуществлять предпринимательскую деятельность.
Результаты оценки внешних и внутренних условий функционирования малого бизнеса на территории региона должны быть объединены при помощи SWOT-анализа, который представляет из себя метод, разработанный с целью сведения воедино знаний о состоянии внутренней и внешней среды [29]. Это один из наиболее традиционных инструментов стратегического анализа, может применяться и вне рамок стратегического планирования. Его использование позволяет определить стратегические направления развития региона и разработать систему сбалансированных показателей и целевых значений их достижения как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также на основе SWOT-анализа станет возможным определить основные цели и задачи разрабатываемой стратегии.
Цель стратегии развития малого предпринимательства должна включать в себя обеспечение опережающего развития исследуемого сектора экономики, стимулирующего увеличение его вклада в ВРП региона и повышение его конкурентоспособности на внешних рынках в первую очередь в приоритетных отраслях.
Приоритетными для развития направлениями деятельности МП могут являться промышленность, сельское хозяйство, туризм и транспорт и др. Все механизмы стратегии должны быть направлены главным образом на достижение ее цели. Она, в свою очередь, также может предполагать реализацию как экстенсивного, так и интенсивного пути развития малого бизнеса.
В соответствии с этим для анализа степени достижения цели стратегии в каждом отчетном году целесообразно использовать ряд индикаторов развития МП.
1. Группа ключевых индикаторов:
- производительность труда субъектов МП (выручка субъектов МП / среднесписочное число занятых на субъектах МП), млн руб.;
- прирост количества создаваемых на субъектах МП рабочих мест (разница между среднесписочным числом занятых в МП в текущем и в прошлом году), тыс. ед.;
- доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции МП (отношение стоимости новых или подвергавшихся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям товаров МП к стоимости всех отгруженных товаров), %.
2. Группа дополнительных индикаторов:
- темп прироста количества субъектов МП (отношение количества субъектов МП в текущем году к числу субъектов МП в прошлом году - 1), %;
- темп прироста оборота продукции субъектов МП (отношение оборота продукции субъектов малого предпринимательства в текущем году к обороту продукции его субъектов в прошлом году - 1), %.
В целях реализации стратегических документов необходимо сформировать систему управления данным процессом. Она должна включать два ключевых функциональных блока:
- разработка и актуализация непосредственно стратегии и определение стратегических приоритетов развития МП региона через каждые 2,5 года;
- разработка, ежегодная актуализация и реализация мероприятий стратегии, обеспечивающих достижение ключевых показателей ее эффективности.
В качестве ключевого элемента контроля реализации стратегии обеспечивается публичность всех процессов по ее реализации. В открытом доступе в сети Интернет на информационных ресурсах органов исполнительной власти региона, участвующих в реализации стратегии, необходимо размещать:
- текст стратегии;
- информацию о планируемом и фактическом финансировании мероприятий стратегии;
- актуальные результаты мониторинга реализации стратегии и достижения целевых значений по ключевым показателям эффективности.
Непосредственными инструментами реализации стратегии являются разработанные мероприятия, для каждого из которых необходимо установление целевых показателей и ответственных за их достижение.
В свою очередь, реализация положений стратегического документа приведет к возникновению различных рисков, которые можно разделить на соответствующие группы: институционально-правовые, организационные, финансовые, непредвиденные и др.
С целью их снижения необходимо проводить образовательные мероприятия по обучению лучшим отечественным и зарубежным практикам для представителей органов исполнительной власти. Также необходимо сконцентрироваться на обеспечении сбалансированного распределения финансовых средств на мероприятия, проводимые в рамках стратегии, и осуществлять ежегодный анализ их эффективности.
Разработка стратегических направлений развития малого предпринимательства и механизма их реализации
В рамках исследования методических подходов к определению стратегических направлений развития и поддержки малого предпринимательства был проведен анализ литературных источников [30-37], посвященных проблеме, который показал, что все авторы в данном вопросе придерживаются различных подходов. Однако ни один из них не использует дифференцированный подход, учитывающий состояние исследуемого сектора экономики в каждом конкретном субъекте РФ.
Для решения данной проблемы была разработана соответствующая система стратегических направлений развития малого бизнеса на территории региона, включающая в себя реализацию различных направлений и мероприятий по управлению и стимулированию исследуемого сектора экономики.
Она должна состоять из двух блоков. Первый подразумевает реализацию принципиально важных направлений развития и поддержки МП. На основе анализа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года было предложено пять приоритетных направлений развития малого бизнеса, которые позво-
лят решить следующие задачи социально-экономического развития региона: формирование инновационной экономики, трудоустройство населения, развитие
внешнеэкономической деятельности, развитие институтов исполнительной власти и управления, а также развитие локальных территорий (табл.).
Таблица. Система стратегических направлений развития и поддержки малого предпринимательства и механизмов их реализации на территории региона
№ п/п Стратегические направления развития малого предпринимательства Направления реализации Мероприятия
1 Стимулирование научно-технологического развития и инноваций в секторе МП Цель: формирование инновационной экономики в регионе 1.1. Оказание содействия МП в разработке и коммерциализации инновационных технологий Создание центров молодежного инновационного творчества; создание центра прототипирова-ния; создание и развитие промышленных парков; разработка и реализация механизмов привлечения инновационных проектов; создание фонда ресурсной поддержки; предоставление субсидий для возмещения доли затрат по кредитным и лизинговым платежам
1.2. Стимулирование выпуска инновационной продукции
1.3. Стимулирование модернизации производства
1.4. Развитие кооперации между субъектами предпринимательства, НИИ и вузами
2 Привлечение трудовых ресурсов в сектор МП, реализация предпринимательского потенциала Цель: трудоустройство населения региона 2.1. Повышение квалификации сотрудников субъектов МП Организация технологических стажировок на ведущих предприятиях; проведение тренингов и мастер-классов; предоставление финансовых ресурсов для найма молодых специалистов; публикация статей и трансляций передач об успешных практиках бизнеса
2.2. Повышение квалификации руководителей субъектов МП
2.3. Целевая подготовка в вузах специалистов, востребованных в секторе МП
2.4. Создание благоприятных условий труда для высококвалифицированных специалистов
2.5. Повышение общественной заинтересованности к предпринимательству
2.6. Повышение предпринимательской активности
3 Выведение продукции МП на новые региональные и международные рынки Цель: развитие внешнеэкономической деятельности региона 3.1. Развитие экспорта, создание региональных брендов Субсидии на возмещение затрат, связанных с издержками по осуществлению экспортной деятельности; создание центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МП; создание территориального бренда приоритетной отрасли
3.2. Развитие импортозамещения
3.3. Расширение участия субъектов МП в госзаказах
3.4. Развитие МП в стратегических отраслях
4 Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти Цель: развитие и повышение эффективности институтов исполнительной власти и управления региона 4.1. Повышение качества оказания услуг органов исполнительной власти Проведение ежегодного мониторинга деятельности МП, а также эффективности реализуемых мер поддержки и развития; публикация результатов мониторинга на информационных порталах; обучение работников организаций, образующих инфраструктуру поддержки МП
4.2. Стимулирование деятельности общественных организаций
4.3. Повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти
4.4. Повышение масштабов реализации оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия
5 Сокращение разрыва в уровне развития субъектов МП Цель: социально-экономическое развитие локальных территорий региона 5.1. Организация системы поддержки и развития малого бизнеса на муниципальном уровне Реализация мероприятий, направленных на формирование благоприятной среды для функционирования МП
Источник: составлено авторами.
Второй блок является вариативным и должен зависеть от текущего состояния развития малого бизнеса и его роли в экономике региона. Для этого предлагается использовать разработанную ранее типологизацию субъектов малого предпринимательства по степени его влияния на различные составляющие социально-экономического развития регионов, согласно предлагаемой системе критериев субъекты РФ можно условно разделить на 8 групп. Так, в первую группу включаются субъекты с высокой степенью влияния малого предпринимательства на все основные выделенные составляющие, в восьмую, наоборот, с низкой степенью влияния [25].
В соответствии с представленными типами субъектов РФ целесообразно разрабатывать рекомендации по выбору и использованию направлений, а также соответствующих механизмов поддержки малого бизнеса согласно сложившейся в регионе экономической ситуации. Стоит отметить, что развитие институтов исполнительной власти и управления, а также формирование благоприятной среды для функционирования субъектов малого предпринимательства ввиду универсальности целесообразно реализовать на территории каждого субъекта федерации.
Использование данной системы позволит обеспечить обоснованность выбора стратегических направлений развития малого бизнеса на территории отдельного субъекта РФ с учетом его вклада в экономику. Предлагаемый подход является оригинальным, а отличается данное исследование от существующих тем, что в рамках его использования учитываются интересы государственных органов и представителей предпринимательского сектора. Кроме того, такой подход позволяет при наличии мер по решению базовых проблем предпринимательства определять стратегические приоритеты субъектов регионов в соответствии с текущими потребностями и, как следствие, сделать реализацию стратегических документов максимально эффективной.
Результаты и выводы
Подводя итог, стоит еще раз отметить, что в настоящий момент отсутствует единый методический подход к определению стратегических направлений развития и поддержки малого предпринимательства в регионе, который включал бы в себя дифференцированный подход к их определению, учитывающий состояние МБ в исследуемом субъекте РФ, а также целесообразность их реализации. Кроме того, авторы предлагают систему стратегических направлений развития малого бизнеса на локальной территории, которую целесообразно реализовать во всех регионах России. Она включает в себя различные инструменты управления, а ее использование позволит обеспечить обоснованность выбора стратегических направлений развития малого бизнеса на территории отдельного субъекта РФ с учетом его вклада в экономику.
Значимость полученных результатов для развития практической науки заключается в формировании оригинального подхода, который отличает данное исследование от существующих, в рамках его использования учитываются интересы государственных органов и представителей предпринимательского сектора. Данный учет осуществляется при помощи реализации мероприятий, стимулирующих отдельные аспекты функционирования исследуемого сектора экономики с целью решения существующих проблем социально-экономического развития территории.
Полученные результаты могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при разработке и корректировке стратегии и программ развития данного сектора экономики. Дальнейшие этапы исследования будут посвящены изучению нормативно-правовой базы, регулирующей сферу малого бизнеса в регионе, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию и формированию соответствующих мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности на его территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 1-7.
2. Боженко Т.А. Стратегия и цель развития предпринимательской деятельности предприятия // Сибир. торг.-экон. журн. 2010. № 11. С. 1-4.
3. Клейнер Г.Б. Стратегическое планирование и управление. URL: http://kleiner.ru/arpab/ sovros_2011.html
4. Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. М.: Бизнес Элайнмент, 2009. 239 с.
5. Стрикленд А.Дж. Бизнес-стратегии ведущих компаний мира. URL: http://www.iteam.ru/ publications/strategy/section_15/article_3103
6. Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2009. № 3. С. 18-25.
7. Пиньковецкая Ю.С. Концепция стратегии развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации // Экономические исследования. 2012. № 3. С. 119-204.
8. Кацук О.А., Передков А.В. Формирование инструментария стратегического планирования, адекватного потребностям и возможностям малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10. С. 92-97.
9. Дорошенко С.В. Концепция стратегии социально-экономического развития субрегионального образования // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2014. № 2. С. 64-79.
10. Перспективы занятости в малом предпринимательстве северных регионов России / О.А. Козлова [и др.] // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестн. Науч.-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкар. гос. ун-та. 2013. № 2. С. 21-31.
11. Шишкин Д.Г. Развитие малого предпринимательства в промышленно-развитом регионе в условиях экономического кризиса (на примере Пермского края) // Управление экономическими системами. 2014. № 11 (71). С. 1-14. URL: http://uecs.ru/marketing/ item/3184-2014-11-27-06-46-37
12. Бойко А.А. Особенности разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса // Вестн. Сибир. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева. 2012. Вып. 3. С. 142-146.
13. Глазьев С.Ю. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1 (25). С. 23-35.
14. Чернов С.С. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Новосибирск, 2015. 177 с.
15. Шишкин Д.Г. Развитие малого предпринимательства в промышленно-развитом регионе в условиях экономического кризиса (на примере Пермского края) // Управление экономическими системами. 2014. № 11 (71). С. 1-14. URL: http://uecs.ru/marketing/ item/3184-2014-11-27-06-46-37
16. Алексеев А.В. Государственные программы как инструмент регионального развития // Регион: экономика и социология. 2014. № 4 (84). С. 73-81.
17. Виленский А.В. Оптимизация финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в пространственной экономике Японии // Экон. журн. 2015. № 3 (39). С. 37-42.
18. Головина А.С. Стратегическое управление деловой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 18 (240). С. 20-33.
19. Бойко Т.С. Иностранный капитал как фактор развития экономики региона // Изв. Ир-кут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). 2014. № 6. С. 1-7.
20. Дорошенко С.В. Концепция стратегии социально-экономического развития субрегионального образования // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2014. № 2. С. 64-79.
21. Макарова В.И., Елисеева И.В. Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия // Вестн. ВУиТ. 2016. № 1. С. 1-7.
22. Клевцова М.Г., Кононов А.А. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России на основе показателей концентрации рынков // Изв. ТулГУ. Экон. и юрид. науки. 2017. № 1 (1). С. 242-250.
23. Любушин Н.П., Ионова Е.С. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 32 (335). С. 2-13.
24. Кремин А.Е., Гулин К.А. Управление функционированием малого бизнеса на муниципальном уровне как инструмент развития экономики региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 4. С. 94-110.
25. Кремин А.Е. Методика оценки функционирования малого предпринимательства на муниципальном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 3. С. 231-247.
26. Бокарева Е.В., Силаева А.А., Дуборкина И.А. Развитие малого бизнеса в России: проблемы и пути решения // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 174-185.
27. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. 2016. № 4. С. 6-10.
28. Кремин А.Е. Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3. С. 46-61.
29. Цулая И.Н. SWOT-анализ в системе стратегического управления: особенности применения и пути адаптации к объектам мезоуровня // Вестн. ВолГУ. Сер. 3 «Экономика. Экология». 2010. № 2. С. 34-38.
30. Мезенцева Е.С. Стратегическое управление как фактор развития малого производственного бизнеса // Экономика региона. 2008. № 1. С. 206-211.
31. Дмитриева Е.О. Модели развития малого предпринимательства в моногородах Российской Федерации // Дгб А^т1з1:гап& (Искусство управления). 2017. Т. 9. № 2. С. 195-216.
32. Филимонова Н.М. Определение перспективных направлений развития малого предпринимательства в регионах России // Экономика региона. 2008. № 1. С. 212-217.
33. Архангельский В.Н. Инновационные решения в развитии малого и среднего предпринимательства // Инновационные приоритеты промышленного развития. 2010. № 3. С. 192-196.
34. Иванов Г.Г., Орлов С.Л., Баженов Ю.К. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее // Вестн. экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 54-58.
35. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерус. вестн. обществ. наук. 2017. № 3. С. 42-52.
36. Похвощев В.А., Колесникова О.А. Развитие женского предпринимательства как фактор обеспечения эффективной занятости // Модернизация. Инновации. Развитие. 2015. № 1 (21). С. 103-107.
37. Семенова Ю.А. Некоторые аспекты постфеодального мышления и женское предпринимательство в современной России // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Сер. «Социология. Политология». 2015. № 2. С. 42-44.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мазилов Евгений Александрович - кандидат экономических наук, заведующий отделом проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: eamazilov@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Кремин Александр Евгеньевич - кандидат экономических наук, заведующий лабораторией, научный сотрудник отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: akremin@inbox.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Mazilov E.A., Kremin A.E.
FORMATION OF THE SYSTEM FOCUSED ON STRATEGIC PLANNING OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT
Small business is one of the strategic priorities of Russian economy development. This is evidenced by the fact of the elaboration and implementation of the National project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". This document regulates strategic objectives and defines specific results to be achieved by 2024. At the same time, various strategic documents have been adopted and are in force in Russia at all levels, as well as regulating areas and forms of support for small business. In addition, these legislative acts mostly do not take into account differences in the nature and level of entrepreneurial activity development in various subjects of the Russian Federation primarily due to significant differentiation in the development of regions. In this regard, the urgent scientific and practical task is to develop an approach to formation of a system of strategic planning of small business development, which has predetermined the aim of the study. The article considers and systematizes theoretical aspects of strategic planning of small business development, studies and summarizes the existing legal framework for the small business development. It concludes that there are systemic shortcomings in legal regulation of the functioning of small businesses and their support. It proves the necessity of careful elaboration of legislation, creation of unified acts in the field of business relations regulation. The authors determine key provisions of the strategy for small business development, which should included in the document of the regional level, characterize them, develop strategic directions for this economic sector and propose an order of their implementation. Practical significance of the work is associated with the possibility of using its results by federal and regional authorities, when working out and adjusting strategies and programs for this economic sector development.
Small business, strategy, region, priorities, program-target approach.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Mazilov Evgenii Aleksandrovich - Ph.D. in Economics, Head of the Department for Issues of Scientific and Technological Development and Knowledge Economy. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56a, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: eamazilov@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Kremin Aleksandr Evgen'evich - Ph.D. in Economics, Head of the Laboratory, Research Associate of the Department for Issues of Scientific and Technological Development and Knowledge Economy. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56a, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: akremin@inbox.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.