Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ'

ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИЗМЕНЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО) / INNOVATIONS IN EDUCATION / CHANGES / REFLECTION / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SUPPORT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN VOCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюмова И. М.

В статье рассматриваются подходы зарубежных авторов к проблемам изменений в профессиональном образовании. Отмечается различие между изменениями, реформами и инновациями в образовании. Рассматривается взаимосвязь мер поддержки, предпринимаемых правительствами н общественностью ряда стран в области продолжающегося профессионального развития педагогов профессионального образования. Поддержка направлена на рост исследовательских умений педагогов (умения рефлексии, критического мышления); выявлены разные уровни и формы организации поддержки таких умений; преимущество отдается рассмотрению организаций, действующих на национальном уровне (Великобритания, Австралия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюмова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF VOCATIONAL TEACHERS’ RESEARCH ACTIVITY ABROAD IN CONSTANTLY CHANGING EDUCATIONAL SYSTEMS

The article deals with foreign authors’ approaches to the problems of changes in professional education. The authors pay attention to the difference between changes, reforms and innovations in education and consider activization of measures of support of vocational teachers which are being undertaken by governments and the public in the field of continuous professional development. The support is aimed at the development of research activity skills (reflection, creative thinking); different organizational forms and levels of such skills are brought to life; preference is given to organizations acting at the national level (Great Britain, Australia).

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

НАУЧНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

И. М. Курдюмова

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: [email protected]

Irina M. Kurduymova

Dr. Sc. (Education), Leading Researcher, Laboratory for Comparative Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

УДК 37.08 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10057

Поддержка исследовательской деятельности педагогов профессионального образования за

рубежом в условиях постоянных изменений образовательных систем*

В статье рассматриваются подходы зарубежных авторов к проблемам изменений в профессиональном образовании. Отмечается различие между изменениями, реформами и инновациями в образовании. Рассматривается взаимосвязь мер поддержки, предпринимаемых правительствами и общественностью ряда стран в области продолжающегося профессионального развития педагогов профессионального образования. Поддержка направлена на рост исследовательских умений педагогов (умения рефлексии, критического мышления); выявлены разные уровни и формы организации поддержки таких умений; преимущество отдается рассмотрению организаций, действующих на национальном уровне (Великобритания, Австралия).

Ключевые слова: инновации в образовании, изменения, рефлексия, продолжающееся развитие педагогов, поддержка профессионального развития педагогов профессионального образования (ПО).

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2020 год и на плановый период 2021 года. Проект «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения».

Как цитировать статью: Курдюмова И. М. Поддержка исследовательской деятельности педагогов профессионального образования за рубежом в условиях постоянных изменений образовательных систем // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 92-105.

Образование зачастую рассматривается как одна из наиболее консервативных социальных систем. Однако общение с педагогами сегодня заставляет задуматься о том, что слишком много изменений навязывается им без достаточных консультаций или необходимых предварительных условий для внедрения изменений. Образовательные системы сегодня сталкиваются с очень серьезными проблемами, которые, если не уделить им достаточного внимания, могут обернуться серьезными рисками не только для самого образования, но и для будущего экономического роста, социального прогресса и благосостояния.

Общепризнано, что в разных странах из-за влияния глобализации на общество и экономику совершенствование систем профобразования является сложным и содержащим вызовы предприятием. В том, что касается профессионального образования, глобализация поднимает целый ряд вопросов, особенно в связи с тем, как готовить индивидов с соответствующими знаниями, умениями и компетенциями, которые позволят им реализовать себя — персонально и профессионально — в обществе, базирующемся на знаниях.

В настоящий момент за рубежом существует консенсус среди политиков, исследователей и практиков относительно того, что именно подготовка и профессиональное развитие преподавателей и тренеров являются критически важными для системного совершенствования профессионального образования и усиления учебных показателей обучающихся [16].

В последнее время в разных странах предпринимаются инициативы, предполагающие осознание связи важности профессионального развития педагога, который способен вносить необходимые изменения в ход педагогического процесса. Значительное внимание сегодня уделяется педагогическим инновациям, связанным с исследовательской деятельностью педагогов, возникают призывы к проведению дальнейших исследований тех факторов, которые влияют на результаты обучения [23].

Очень важно осознание необходимости поддержки педагогов, стремящихся к инновациям в своей практике. Для развития инновационной педагогики необходимо как создание пространства для обмена инновационным опытом, так и создание механизмов поддержки инновационной деятельности. Правительства и профессиональные сообщества отдельных стран в той или иной мере предпринимают меры для реализации этой задачи. Следует отметить, что поддержка педагогов

может осуществляться на самых разных уровнях — от национального и регионального до уровня отдельного учебного заведения. В данной работе мы уделим основное внимание мерам поддержки педагогов профессионального образования на общенациональном уровне в таких странах, как Великобритания и Австралия.

В отечественной педагогической науке в течение ряда лет проводилось исследование инновационной деятельности в образовании в рамках Института инновационной деятельности в образовании (ИнИДО РАО) (2004-2014). Были разработаны основные аспекты педагогической инноватики [2; 3], проанализированы направления инновационной деятельности в образовании ряда зарубежных стан, прежде всего стан ЕС. Отмечалось, что инновации являются приоритетом для Европы; по всей Европе подготавливались и распространялись самые разные схемы поддержки инноваций и меры, направленные на их возникновение и распространение. Разнообразие этих мер отражало различие условий, культурных предпочтений и политических приоритетов европейских стран [1].

Какие же изменения произошли за последние годы? Как инновации могут добавлять ценности в образовании? Зарубежные педагоги-исследователи в последние годы задаются этим вопросом (Dumont, H. [11], Kostoff, R.N. [19], Schleicher, A. [26]). Прежде всего, отмечается, что образовательные инновации могут улучшить результаты учения и качество поддержки образования [23]. К примеру, изменения в системе образования или в методах преподавания могут помочь индивидуализировать образовательный процесс. Новые тренды в персонализированном обучении основаны в значительной мере на новых способах организации работы образовательных организаций — школ, колледжей. Во-вторых, образование во многих странах рассматривается как средство усиления справедливости и равенства. Инновации могут помочь в усилении равенства и справедливости в образовании. Третье — общественные организации часто находятся под давлением как правительственных органов, так и общественности, которые выступают с требованиями повысить эффективность учебного процесса и минимизировать его стоимость. Инновации могут стимулировать более эффективную поддержку различных служб в образовании. Наконец, образование находится под воздействием стремительных изменений в обществе и экономике [20]. Поэтому образовательный сектор должен вводить изменения, не-

обходимые для нужд общества. К примеру, образовательные системы должны адаптировать учебные или организационные практики, которые определены как способные усиливать «инновационные умения» [11].

В зарубежной литературе различают понятия инновации, реформы и изменения [6] (Табл. 1).

Таблица 1

Сравнение инноваций, реформ и изменений

Инновации Реформы Изменения

Определение Внедрение усовершенствованных идей, знаний, практики Структурированный и сознательный процесс изменений Трансформация или изменение, которое может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным

Ключевые характеристики Предлагают новшества и преимущества Вносят изменения (иногда незначительные) Являются историческими, контекстуальными или процессуальными

Типы Процесс, продукт, маркетинг или организация. Добавочные, радикальные или системные по форме Радикальные, добавочные или системные Дифференцируются по шагам (постоянным или эпизодическим) и масштабу (конвергентному или радикальному)

Инновации отличают от реформ или изменений, которые не обязательно означают применение нового или усовершенствованного варианта знаний или идей [18; 19]. Реформа есть один из способов внесения изменений [17]; иногда изменения в образовательной организации составляют ключевую часть реформ, в других случаях такие изменения вовсе не предполагаются. Изменения могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными, в то время как реформы представляют собой структурированный и сознательный процесс внесения изменений, вне зависимости от их источника. Реформы содержат идеи о том, как разрешить проблемы, и обычно рассматриваются как инициативы, исходящие «сверху» системы или организации.

В работе «Учителя как создатели учебной среды: важность инновационной педагогики» отмечается, что учитель не может помочь учащимся ответить на новые вызовы в образовании, если он продолжает использовать ограниченный и, возможно, устаревший набор методов [23].

Именно в этом, по мнению автора, заключается причина несомненной важности инновационной педагогики.

Покажем действия по поддержке профессионального развития педагогов на примере Великобритании. В этой стране используются такие механизмы поддержки инновационной деятельности педагога, как создание программ, фондов, обществ, ассоциаций; с этой же целью использовалась и разработка системы профессиональных квалификаций педагогов продолженного (профессионального) образования.

Например, Программа исследований в учении и обучении (The Teaching and Learning Research Programme — TLRP) [28] является наиболее масштабной инициативой в Соединенном Королевстве в области образовательных исследований и вызывает большой интерес среди всех, участвующих в продолженном (профессиональном) образовании.

Дальнейшую работу по уточнению подходов к повышению квалификации преподавателей Британии связывают с Фондом по образованию и подготовке (The Education and Training Foundation — ETF), который был основан в 2013 году [13]. Он представляет собой национальный орган поддержки сектора профессионального образования (Further Education and Training sector) и выражает интересы Общества по образованию и подготовке (Society for Education and Training (SET), в котором состоят более 20 тыс. членов и которое представляет собой самую большую профессиональную организацию практиков, работающих с людьми старше 16 лет.

Фонд проводит широкомасштабные исследования в данной области, включая исследования подготовки педагогов, оказывает поддержку педагогическим кадрам с помощью целого ряда курсов. Фонд имеет самое непосредственное отношение к поддержке продолжающегося профессионального развития педагогов и тренеров (Continuous Professional Development — CPD) [9]. Между 2008 и 2012 годами от учителей профессионального образования требовалось ежегодно проходить 30 часов обучения как условие повышения своего профессионального статуса (QTLS). Ответственность за соблюдение этого требования возлагалась исключительно на самого индивида, а не на организации, связанные с развитием их работников. В 2015-2016 гг. проведенный анализ показал, что в среднем учителя тратят 15 часов в год на повышение своей квалификации; в то же время 60% участвовавших в анализе учителей отмечают, что у них нет времени на постоянное повышение квалификации [13].

Еще один орган, связанный с повышением качества профессиональ-

ного образования в Англии, был создан правительством в 2015 году. Это Центр исследований в профессиональном образовании (Centre for Vocational Education Research — CVER) [5], возникший на базе Лондонской школы экономики (LSE). По замыслу организаторов, этот орган не должен дублировать деятельность Фонда образования и обучения. Он должен проводить исследования для использования их в профессиональном образовании и повышения эффективности проводимой в этой области политики. В этом Центре выделяют два направления работы по совершенствованию политики в профессиональном образовании: первое — исследовательское направление, второе — поддержка лучших практик.

Важным шагом на пути совершенствования подготовки педагогов профессионального образования стало принятие Фондом образования и подготовки (EFT) Профессиональных стандартов в 2014 году [14]. Цель Стандартов — поддержка учителей и тренеров на пути повышения результатов преподавания и обучения. Они были разработаны в ходе консультаций со специалистами в данной области и отражали общие подходы к подготовке специалистов, исходя из того, что преподаватели — учителя и тренеры — являются рефлективными и критически думающими практиками. Профессиональный стандарт по продолженному профессиональному развитию был создан для того, чтобы помочь педагогам определить свои сильные и слабые стороны, а также возможные области для совершенствования профессиональных умений. Авторы Профессионального стандарта исходят из предположения, что:

• педагоги рассматривают исследования как часть своей практики;

• педагоги исходят из необходимости соответствовать высоким этическим стандартам и профессиональной этике с тем, чтобы поддержать учащихся в процессе обучения;

• учителя и тренеры — специалисты по предметам и по профессиям, а также эксперты по педагогике [14].

Важной особенностью Стандартов является понимание авторами того, что высшим достижением учителя-практика является развитие у него исследовательского подхода к своей работе. Участие в исследовании есть прекрасный способ для учителей основывать свою практическую работу на новых идеях.

Вот как формулируется Стандарт 1: Осуществление рефлексии по поводу того, что лучше работает в процессе преподавания с тем, чтобы соответствовать различным потребностям учащихся [14] (Перевод авто-

ра.—И. К). И сразу формулируется вопрос: как учителя могут эффективно рефлексировать по поводу своей работы? Для поиска ответа предлагается серия «Рефлективное обучение» (Reflective Teaching) — это серия книг, призванных оказать помощь учителям и инструкторам продолженного обучения в рефлексивной практике во всех сферах образования [24; 25].

Как известно, в исследовательской литературе термин «рефлексия» используется для определения видов деятельности от индивидуального размышления до критического диалога. В профессиональном образовании «способность критически рефлексировать» является целью многих учебных курсов.

Рефлективное преподавание должно быть наиболее полезно самим учителям, но оно приводит и к существенному повышению качества образовательного процесса. В то же время оно привлекает особое внимание к целям, ценностям и социальным последствиям обучения и к его вкладу в будущее.

В педагогических исследованиях рефлексия рассматривается как интеграл для учения [10; 13; 27]. Подчеркивается значение рефлексии как центрального понятия для профессиональной практики; работы Шона (Schön) оказали значительное воздействие на профессиональное обучение [27; 30].

Помимо самих Стандартов пользователям-педагогам предложены разработанные авторами методические рекомендации, облегчающие их освоение, представлена решетка (grid), отражающая возможные стадии развития карьеры педагога по каждому из 20 Стандартов. Использованы данные исследований и эффективной практики. Предлагается интерпретация того, что профессионал может делать на разных стадиях карьеры с позиций данных стандартов.

Кратко охарактеризуем один из предлагаемых инструментов: Исследовательский инструмент (The Professional Standards Research Tool) [14], являющийся интерактивным гидом по всем 20 Стандартам. Его создатели предполагают, что использование этого инструмента может помочь развить педагогические умения и специальные предметные знания.

Так, овладение профессиональными ценностями и атрибутами (признаками) позволит развить собственные суждения о том, что работает и что не работает в ходе преподавания. Развитие профессиональных знаний и понимания способствует более глубокому и критичному осмыслению как теории, так и практики. Профессиональные умения

способствуют получению лучших результатов, совершенствуют экспертные навыки.

По каждому из 20 Стандартов разработаны своего рода «дорожные карты», которые состоят из отсылок к текстам научных статей, брошюр, научных докладов, книг, рекомендаций, описаний эффективной практики разного объема (от 1-2 до 200 страниц). Используется электронная версия специализированного издания InTuition, InTuition Research. Авторами предлагаемых работ являются как ученые-педагоги из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, так и педагоги-практики этих стран. Можно сказать, что данные материалы носят международный характер и в какой-то мере отражают позиции педагогов-исследователей из других стран.

Предлагаемые информационные ресурсы являются «информированными свидетельствами», совмещающими опробованную практику с высокого качества образовательными исследованиями. В частности, они включают последнюю продвинутую программу образовательных исследований Британии — Teaching and Learning Research Programme (TLRP) [28]. В программе исследований учения и обучения на кратких семинарах предлагаются краткие обзоры основных исследовательских проектов. Разработаны также и другие формы обучения в рамках этой программы.

В Австралии профессиональное развитие для педагогов профессионального образования зачастую носит эпизодический характер и не всегда поддерживается должным образом [12]. С целью улучшения этой ситуации большое внимание уделяется зарубежному опыту, прежде всего опыту Великобритании. Было отмечено, что в современной практике профессионального образования заслуживают дальнейшего рассмотрения шесть направлений: использование аутентичных учебных задач как основы для учения; поощрение учения равных (peer learning); применение электронных технологий; использование рабочего места как первичной площадки для учения и развития навыков; персонализированное учение; развитие поддержки для учения и обучения и приближение к практикам [7].

Практики, которые активно стремятся к изменениям, обычно обладают четырьмя характеристиками — это рефлексия; ответственность и уважение к учащимся; тесное взаимодействие с местными предприятиями; направленность на обмен опытом и знаниями с другими практиками.

В Австралии ведется интенсивная исследовательская работа в сфере

профессионального образования. Следует отметить такие органы, как Австралийская ассоциация профессионального образования и подготовки (AVETRA) [4] и Национальный центр исследований в профессиональном образовании (NCVER) [21].

Ассоциация представляет собой единственное национальное независимое объединение исследователей в сфере образования и подготовки. Она принимает на себя обязательства рассматривать исследовательские практики в этой области, обеспечивать платформы для распространения результатов исследования и внедрения этих исследований в практику профессионального образования Австралии [4].

AVETRA называет три свои основных задачи:

1) собрать материал о проведении и использовании исследований в профобразовании в стране и за рубежом;

2) определить направления финансируемых исследований и их природу;

3) задокументировать ход и результаты исследований в профобразовании и их связь с практикой обучения, а также проанализировать роль исследований на разном уровне — профессиональном, личном, организационном.

В 2020 году AVETRA проводит 23-ю ежегодную конференцию «Современное видение: исследования в центре будущей политики и практики». Именно в рамках этих конференций практики в сфере профессионального образования имеют возможность заявить о своих исследованиях [4].

Национальный центр исследований в профессиональном образовании The National Centre for Vocational Education Research (NCVER) — государственная институция Австралийского Союза, ответственная за профессиональное образование и подготовку в стране. Его задача —информировать педагогическую общественность и влиять на профессиональное образование и подготовку в стране с помощью авторитетных, надежных и ответственных исследований и статистических данных. Миссия этой организации — быть источником квалифицированной независимой информации о профессиональном образовании и подготовке.

В область деятельности Национального центра входит:

• разработка стратегических программ исследований в области образования и подготовки, включая управление национальными грантами и аналитическими программами; подготовка Долгосрочных

программ исследований австралийской молодежи, а также сбор и анализ национальной статистики по профобразованию;

• сбор и публикация результатов исследований по профобразованию и высшему образованию по всему миру;

• распространение результатов исследований и анализа полученных данных;

• налаживание связей с организациями, ведущими исследования, с целью усиления сравнительного анализа и сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес;

• налаживание коммерческих консультаций [21].

Итак, можно сделать вывод о том, что в ряде стран, таких как Великобритания и Австралия, в сфере профессионального образования ведется работа, направленная на поддержку и развитие профессиональной подготовки и исследовательской деятельности педагогов.

Можно отметить, что в Британии создана широкая национальная система организаций, как правительственных, так и общественных, нацеленных на поддержку профессионального развития педагогов; при этом значительное внимание уделяется как их индивидуальной поддержке, так и поддержке кооперативного учения. Усиливается внимание к распространению информации об инновациях в сфере профессионального образования, в том числе порожденных исследованиями самих педагогов.

Участие педагогов в исследованиях есть прекрасный способ реали-зовывать в их практической работе новые идеи, вносить необходимые изменения в учебном процессе, осуществляя посильный вклад в развитие педагогической инноватики в современных, постоянно меняющихся условиях.

Литература

1. Курдюмова И. М. Инновационные процессы в образовании за рубежом: стратегия, механизмы реализации: монография для работников образования и науки. М.: Изд-во РАО, 2008. 188 с.

2. Лазарев В. С. Инноватика в школе: уч. пособие для системы высш. пед. образования и повышения квалификации работников образования. Екатеринбург, Сургут: Гуманитарный ун-т, 2011. 159 с.

3. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11-21.

4. AVETRA annual conference// AVETRA [Электронный ресурс]. http://www. avetra.org.au/pages/avetra-annual-conference.html and through our social media channels @AVETRA1 #AVETRAConf 2020 (дата обращения: 09.06.2020).

5. Centre for Vocational and Educational Policy (CVEP) [Электронный ре-

сурс]. URL: https://www.ncver.edu.au/research-and-statistics/publications/all-publica-tions/engaging-young-early-school-leavers-in-vocational-training (дата обращения: 10.03.2020).

6. Cerna L. Innovation, governance, and reform in education. CERI Conference background paper, 3-5 November 2014 // OECD [Электронный ресурс]. URL: www. oecd.org/edu/ceri/CERI%20Conference%20Background%20Paper-formatted.pdf (дата обращения: 23.07.2020).

7. Clayton B. Developing and sustaining a VET research capacity / Curtin P., Loveder P. (eds.) // Informing policy and practice in Australia's vocational education and training sector: Reflections and futures. Adelaide: NCVER, 2007. P. 14-21.

8. Conference Archives // AVETRA [Электронный ресурс]. URL: https://www.avetra.org.au/pages/publications-conference-archives-46.html (дата обращения: 09.08.2020).

9. Continuous Professional Development (CPD) [Электронный ресурс]. URL: www.skillsyouneed.com (дата обращения: 10.05.2020).

10. Dewey J. How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Education Process. Chicago: Henry Regneny, 1933 (Reading 3.1).

11. Dumont H., Istance D., Benavides F. (eds.) The Nature of Learning. Using Research to Inspire Practice. Paris: OECD Publishing, 2010 [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264086487.

12. Dymock D., Tyler M. Towards a more systematic approach to continuing professional development in vocational education and training. Journal Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40, No. 2. P. 198-211.

13. Education and Training Foundation (ETF) [Электронный ресурс]. URL: https://www.et-foundation.co.uk/about-us/welcome-education-training-foundation (дата обращения: 13.07.2020).

14. Education and Training Foundation (ETF). Professional Standards for Teachers and Trainers in Education and Training — England. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.et-foundation.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/4991-Prof-standards-A4_4-2.pdf (дата обращения: 11.03.2020).

15. Eraut M. Schön Shock: A Case for Reframing Reflection-in-Action, Teachers and Teaching // Theory and Practice. 1995. No. 1. P. 9-23.

16. Evaluation / Indicators [Электронный ресурс]. URL: https://www.eqavet. eu/EU-Quality-Assurance/For-VET-System/Monitoring-your-System/Evaluation/ Indicators (дата обращения: 11.06.2020).

17. Huerta Melchor O. Managing change in OECD governments: An introductory framework // OECD Working Papers on Public Governance, No. 12. Paris: OECD Publishing, 2008 [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1787/227141782188 (дата обращения: 23.05.2020).

18. King N., Anderson N. Managing Innovation and Change: A Critical Guide for Organizations. London: Thompson, 2002. 198 p.

19. KostoffR. N. Stimulating innovation / L. V. Shavinina (ed.) // The International Handbook on Innovation. Pergamon, 2003. Р. 388-400.

20. Mulgan G., Albury D. Innovation in the Public Sector. London: Strategy Unit, Cabinet Office, 2003. 40 p.

21. The National Centre for Vocational Education Research (NCVER) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncver.edu.au/research-and-statistics/publications/all-publi-cations/ (дата обращения: 11.04.2020).

22. OECD. Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital

Technologies and Skills. Paris: OECD Publishing, 2016. 144 p. [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en.

23. Paniagua A., Istance D. Teachers as Designers of Learning Environments: the Importance of Innovative Pedagogies. Paris: OECD Publishing, 2018 [Электронный ресурс]. URL: Paris https://read.oecd-ilibrary.org/education/teachers-as-designers-of-learning-environments_9789264085374-en#page1 (дата обращения: 10.05.2020).

24. Reflective Teaching in Further, Adult and Vocational Education. Bloomsbury, 2015. 488 р. [Электронный ресурс]. URL: http://reflectiveteaching.co.uk (дата обращения: 16.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Readings for Reflective Teaching in Further, Adult and Vocational Education. Bloomsbury, 2015. 352 p.

26. Schleicher A. (ed.). Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from Around the World. Paris: OECD Publishing, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264174559-en (дата обращения: 16.07.2020).

27. Schön D. A. Educating the Reflective Practitioner. San Francisco: Jossey Bass, 1987. 234 p.

28. Teaching and Learning Research Programme (TLRP) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tlrp.org/themes/seminar/daugherty/index.html (дата обращения: 15.05.2020).

29. Vocational pedagogies and benefits for learners: practices and challenges in Europe. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2015. 172 p.

30. Webster-Wright A. Reframing Professional Development Through Understanding Authentic Professional Learning // Review of Educational Research. 2009. No. 79/2. P. 702-739.

SUPPORT OF VOCATIONAL TEACHERS' RESEARCH ACTIVITY ABROAD IN CONSTANTLY CHANGING EDUCATIONAL SYSTEMS

The article deals with foreign authors' approaches to the problems of changes in professional education. The authors pay attention to the difference between changes, reforms and innovations in education and consider activization of measures of support of vocational teachers which are being undertaken by governments and the public in the field of continuous professional development. The support is aimed at the development of research activity skills (reflection, creative thinking); different organizational forms and levels of such skills are brought to life; preference is given to organizations acting at the national level (Great Britain, Australia).

Keywords: innovations in education, changes, reflection, continuous professional development, support of teachers' professional development in vocational.

References

• AVETRA annual conference// AVETRA [Elektronnyj resurs]. http://www.avetra.org. au/pages/avetra-annual-conference.html and through our social media channels @

AVETRA1 #AVETRAConf 2020 (data obrashcheniya: 09.06.2020).

• Centre for Vocational and Educational Policy (CVEP) [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.ncver.edu.au/research-and-statistics/publications/all-publications/engaging-young-early-school-leavers-in-vocational-training (data obrashcheniya: 10.03.2020).

• Cerna L. Innovation, governance, and reform in education. CERI Conference background paper, 3-5 November 2014 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: www.oecd.org/ edu/ceri/CERI%20Conference%20Background%20Paper-formatted.pdf (data obrash-cheniya: 23.07.2020).

• Clayton B. Developing and sustaining a VET research capacity / Curtin P., Loveder P. (eds.) // Informing policy and practice in Australia's vocational education and training sector: Reflections and futures. Adelaide: NCVER, 2007. P. 14-21.

• Conference Archives // AVETRA [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.avetra.org.au/ pages/publications-conference-archives-46.html (data obrashcheniya: 09.08.2020).

• Continuous Professional Development (CPD) [Elektronnyj resurs]. URL: www.skillsy-ouneed.com (data obrashcheniya: 10.05.2020).

• Dewey J. How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Education Process. Chicago: Henry Regneny, 1933 (Reading 3.1).

• Dumont H., Istance D., Benavides F. (eds.) The Nature of Learning. Using Research to Inspire Practice. Paris: OECD Publishing, 2010 [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi. org/10.1787/9789264086487.

• Dymock D., Tyler M. Towards a more systematic approach to continuing professional development in vocational education and training. Journal Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40, No. 2. P. 198-211.

• Education and Training Foundation (ETF) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.et-foundation.co.uk/about-us/welcome-education-training-foundation (data obrashcheni-ya: 13.07.2020).

• Education and Training Foundation ETF. Professional Standards for Teachers and Trainers in Education and Training — England. 2014 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.et-foundation.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/4991-Prof-standards-A4_4-2. pdf (data obrashcheniya: 11.03.2020).

• Eraut M. Schön Shock: A Case for Reframing Reflection-in-Action, Teachers and Teaching // Theory and Practice. 1995. No. 1. P. 9-23.

• Evaluation / Indicators [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.eqavet.eu/EU-Quality-Assurance/For-VET-System/Monitoring-your-System/Evaluation/Indicators (data ob-rashcheniya: 11.06.2020).

• Huerta Melchor O. Managing change in OECD governments: An introductory framework // OECD Working Papers on Public Governance, No. 12. Paris: OECD Publishing, 2008 [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1787/227141782188 (data obrash-cheniya: 23.05.2020).

• King N., Anderson N. Managing Innovation and Change: A Critical Guide for Organizations. London: Thompson, 2002. 198 p.

• Kostoff R. N. Stimulating innovation / L. V. Shavinina (ed.) // The International Handbook on Innovation. Pergamon, 2003. R. 388-400.

• Kurdyumova I. M. Innovacionnye processy v obrazovanii za rubezhom: strategiya, me-khanizmy realizacii: monografiya dlya rabotnikov obrazovaniya i nauki. M.: Izd-vo RAO, 2008. 188 s. [In Rus].

• Lazarev V. S. Innovatika v shkole: uch. posobie dlya sistemy vyssh. ped. obrazovaniya i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Ekaterinburg, Surgut: Gumanitarnyj un-t, 2011. 159 s. [In Rus].

• Lazarev V. S., Martirosyan B. P. Pedagogicheskaya innovatika: ob"ekt, predmet i os-novnye ponyatiya // Pedagogika. 2004. № 4. S. 11-21. [In Rus].

• Mulgan G., Albury D. Innovation in the Public Sector. London: Strategy Unit, Cabinet Office, 2003. 40 p.

• OECD. Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills. Paris: OECD Publishing, 2016. 144 p. [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en.

• Paniagua A., Istance D. Teachers as Designers of Learning Environments: the Importance of Innovative Pedagogies. Paris: OECD Publishing, 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: Paris https://read.oecd-ilibrary.org/education/teachers-as-designers-of-learning-environments_9789264085374-en#p age1 (data obrashcheniya: 10.05.2020).

• Readings for Reflective Teaching in Further, Adult and Vocational Education. Bloomsbury, 2015. 352 p.

• Reflective Teaching in Further, Adult and Vocational Education. Bloomsbury, 2015. 488 r. [Elektronnyj resurs]. URL: http://reflectiveteaching.co.uk (data obrashcheniya: 16.07.2020).

• Schleicher A. (ed.). Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from Around the World. Paris: OECD Publishing, 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264174559-en (data obrashcheniya: 16.07.2020).

• Schön D. A. Educating the Reflective Practitioner. San Francisco: Jossey Bass, 1987. 234 p.

• Teaching and Learning Research Programme (TLRP) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.tlrp.org/themes/seminar/daugherty/index.html (data obrashcheniya: 15.05.2020).

• The National Centre for Vocational Education Research (NCVER) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ncver.edu.au/research-and-statistics/publications/all-publications/ (data obrashcheniya: 11.04.2020).

• Vocational pedagogies and benefits for learners: practices and challenges in Europe. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2015. 172 p.

• Webster-Wright A. Reframing Professional Development Through Understanding Authentic Professional Learning // Review of Educational Research. 2009. No. 79/2. P. 702-739.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.