Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ'

ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / социальная сфера / предпринимательство / Восточный макрорегион / Центр инноваций социальной сферы / innovation activity / social sphere / entrepreneurship / Eastern macroregion / Center for social sphere innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.А. Кузнецова

В данной статье рассмотрены схожие и особенные черты поддержки социальных предпринимателей, реализующих инновационные проекты. Показано, что наиболее комплексная поддержка осуществляется в рамках деятельности Центров инноваций социальной сферы. Определено, что для регионов характерна дифференциация видов поддержки, особенно, что касается Восточного макрорегиона России. Для последних также свойственна различная динамика включенности Центров в социальную среду региона и информационная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR INNOVATIVE ACTIVITIES OF SOCIAL ENTREPRENEURS IN THE REGIONS OF THE EASTERN MACROREGION OF RUSSIA

This article examines the similar and specific features of supporting social entrepreneurs who implement innovative projects. It is shown that the most comprehensive support is carried out within the framework of the activities of the Centers for Social Innovation. It was determined that the regions are characterized by the differentiation of types of support, especially with regard to the Eastern macro-region of Russia. The latter are also characterized by different dynamics of the involvement of the Centers in the social environment of the region and informational activity.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ»

ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИИ

Ю.А. Кузнецова, канд. экон. наук, вед. науч. сотр.

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Филиал в г. Новокузнецк (Россия, г. Новокузнецк)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-203-207

Аннотация. В данной статье рассмотрены схожие и особенные черты поддержки социальных предпринимателей, реализующих инновационные проекты. Показано, что наиболее комплексная поддержка осуществляется в рамках деятельности Центров инноваций социальной сферы. Определено, что для регионов характерна дифференциация видов поддержки, особенно, что касается Восточного макрорегиона России. Для последних также свойственна различная динамика включенности Центров в социальную среду региона и информационная активность.

Ключевые слова: инновационная деятельность, социальная сфера, предпринимательство, Восточный макрорегион, Центр инноваций социальной сферы.

Переход на инновационное развитие является целью деятельности не только на макро, мезо, но и микроуровне. Предприятие любого вида деятельности стремится достичь конкурентного преимущества за счет использования технических, организационных, продуктовых и иных инноваций. Однако если одним предприятиям удается наладить эффективную инновационную деятельность, другие испытывают множество проблем различного характера. Еще большие трудности испытывают предприятия социального сектора, поскольку в большей мере зависят от групповых и личностных качеств людей, ориентации на внешнюю среду. Поэтому актуальным представляется исследование особенностей поддержки социальных предпринимателей в регионах России, действующих в инновационной среде, которая имеет сильную территориальную дифференциацию.

Ключевой целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем общества, снижение их остроты, повышение качества жизни населения. По мнению У.Г. Хусаи-нова социальные инновации призваны решить и такие задачи, как повышение эффективности деятельности организаций социальной сферы, улучшение качества

услуг социальной сферы, снижение социального неравноправия [1]. С точки зрения А.Ю. Веретенниковой, Ж.К. Омонова необходимыми и достаточными элементами социальных инноваций являются «ориентация на решение социальных проблем; новая комбинация ресурсов для достижения поставленных целей; социальные средства и ресурсы в достижении поставленных целей; трансформация поведения экономических агентов, участвующих в данном процессе» [2, с. 16]. В свою очередь Г.А. Чурилова указывает, что «социальные инновации создают качественно новые социально-экономические, политические предпосылки для модернизации общества, являясь наиболее комплексным воплощением социальных перспектив» [3, с. 14]. Принимая во внимание значительное количество веских оснований для получения государственной поддержки, социальные инновации, имеют множество особенностей, требующих своего внимания и решения. В частности, это неопределенность последствий крупных инноваций, сложность оценки эффекта и его отсроченный характер, большая комплексность, некоммерческий характер деятельности.

Для поддержки социальных предпринимателей в инновационной среде

Агентством стратегических инициатив разработан проект по созданию Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) [4]. Проект стартовал в 2012 году, и его целью явилось создание во всех регионах страны инкубаторов социальных проектов, задачей которых станет реализация социально полезных проектов, аккумуляция компетенций по решению социальных проблем и иное. Поддержка Центров инноваций социальной сферы осуществляется в рамках Приказа Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 года «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Ключевые задачи деятельности ЦИСС можно выразить в таких характеристиках, как «создание», «обеспечение», «объединение», «поддержка», «продвижение», «популяризация» [5, с. 20]. Только в 2013 году открыто 12 Центров, половина из которых располагается в восточной части страны. В то же время была поставлена задача открытия Центров по всей территории страны уже к 2014 году. Впоследствии открытие Центров имело затяжной характер и тяготело к западу и юго-западу России. К 2019 году был охвачен лишь 51 регион.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года территорию страны теперь составляют 12 макрорегионов [6]. Больше половины России - это Южно-Сибирский, Анга-ро-Енисейский и Дальневосточный макрорегионы. С нашей точки зрения, состав входящих в выделенные макрорегионы территорий в большинстве своем отражают состав Восточного макрорегиона страны, поэтому далее в работе анализ будет производиться относительно него. Состав новых макрорегионов сформирован в целях усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов. Принципами их формирования явились: соседское положение, схожие природно-климатические и социально-экономические условия, наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок из субъектов РФ в крупные и крупнейшие городские агломерации, наличие крупных межрегиональных объектов отраслей социальной сферы федерального значения, значительный потенциал межрегионального сотрудничества и др. Однако возникает вопрос: в контексте исследования деятельности ЦИСС в регионах Восточного макрорегиона страны столь же схожими чертами они обладают? В таблице 1 отразим представленность ЦИСС в регионах Восточного макрорегиона России.

Наименование региона Наличие / отсутствие ЦИСС Год открытия Наименование региона Наличие / отсутствие ЦИСС Год открытия

Республика Алтай + 2013 Республика Бурятия + 2018

Алтайский край + 2014 Республика Саха (Якутия) -

Кемеровская область + 2015 Забайкальский край + 2018

Новосибирская область + 2017 Камчатский край + 2018

Омская область + 2012 Приморский край + 2019

Томская область +-* Хабаровский край + 2013

Республика Тыва - Амурская область -

Республика Хакасия - Магаданская область -

Красноярский край + 2013 Сахалинская область -

Иркутская область + 2012 Еврейская АО -

Чукотский АО -

* функции ЦИСС реализует НО «Фонд развития бизнеса»

Для регионов Восточного макрорегиона России характерен более молодой возраст ЦИСС, отсутствие Центров на удаленных территориях, наличие нескольких лидеров (чье ведущее положение подтверждено на государственном уровне). В связи с этим, можно говорить и о разной степени развитости поддержки социальных предпринимателей, представленности ЦИСС в социальной сфере регионов, полноте предоставляемой широкой общественности информации.

ЦИСС в Республике Алтай создан базе автономного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Алтай» [7], и одной из отличительных задач его деятельности является предоставление консультация по разработке РЯ-программ. Поддержке подлежат проекты в традиционных отраслях социальной сферы с акцентом на местную культуру, а также проекты в области трудоустройства, медицинской техники и общественного питания. ЦИСС Алтайского края открылся на базе структурного подразделения «Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства». Центр широко информирует общественность о проводимых мероприятиях, но не раскрывает отчетов о результатах деятельности.

Кемеровская (также, как и Омская) область являются регионами-лидерами в развитии ЦИСС. Кемеровский ЦИСС начал свою деятельность на базе Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово при поддержке Департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области [8]. Масштабность реализуемых задач, максимальная информационная открытость, тиражирование лучших практик - далеко не полный перечень отличительных особенностей Центров в Кемеровской и Омской областях. ЦИСС Омской области начал свою деятельность на основе действующего с 2001г. ресурсного центра в рамках Соглашения с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [9]. Омск первым в стране инициировал создание Российского кластера социальных инноваций, ориенти-

рованный на расширение доступности граждан к тем услугам, которые не предоставляют государственные учреждения [10].

Центр в Новосибирской области открылся в МАУ «ГЦРП» на базе бизнес-инкубатора [11]. Принимая во внимание тот факт, что область лидирует по количеству и объему фонда субсидиарной поддержки НКО, ЦИСС нельзя назвать информационно открытым. Тем не менее, широк объем информации в части методического обеспечения деятельности.

ЦИСС Красноярского края ведет свою деятельность под эгидой одной из крупнейших компаний России РУСАЛ [12]. Проекты ЦИСС реализуются в шести городах, а программы поддержки объединяют образовательные, консультационные, финансовые направления.

Базой для ЦИСС в Иркутской области стал Иркутский государственный университет [13], однако информация о деятельности практически отсутствует.

Как было указано ранее, зачастую, чем моложе ЦИСС, тем меньше информации о своей деятельности он предоставляет как виду небольшого опыта деятельности, так и не проработки вопроса об информационной представленности. К группе таких регионов можно отнести ЦИСС Республики Бурятия (функционирует на базе Фонда поддержки предпринимательства Республики Бурятия [14]), Забайкальского края, Камчатского края (создан по инициативе администрации Петропавловска-

Камчатского городского округа Управлением экономического развития и имущественных отношений [15]), Приморского края (ЦИСС является структурным подразделением АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского

края» [16]).

Однако есть и обратная сторона, когда долго действующий ЦИСС практически прекращает трансляцию информации о своей деятельности. Так, Дальневосточный Центр социальных инноваций ориентирован на становление системы местного самоуправления и привлечение населения к его осуществлению [17]. Однако актуаль-

ной информации о своей деятельности здаются качественные институциональные ЦИСС не предоставляет. основы для развития их деятельности, но,

Таким образом, для социальных пред- с другой, не всегда можно говорить об их принимателей России, действующих в ин- эффективности. новационной среде, с одной стороны, со-

Библиографический список

1. Хусаинов У.Г. Социальные инновации как элемент стратегического развития // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 12. С. 155-160.

2. Веретенникова А.Ю., Омонов Ж.К. Социальные инновации: экономические агенты и их интересы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 9 (155). С. 16-27.

3. Чурилова Г.А. Социальные инновации и проблемы их реализации в условиях модернизации российского общества // Академический журнал. 2007. № 5. С. 13-19.

4. Проекты Агентства стратегических инициатив. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.asi.ru/projects/8373/ (дата обращения: 30.05.2021)

5. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты: монография. - Новокузнецк: Типография «Изограф», 2020. - 131 с.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. №207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»

7. О Центре Республики Алтай // Портал «Мой бизнес». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ciss04ra.ru/index.php/o-centre (дата обращения: 30.05.2021)

8. В Кузбассе начинает работы Центр инноваций социальной сферы // Официальный сайт Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dprpko.ru/v-kuzbasse-nachinaet-rabotu-czentr-innovaczij-soczialnoj-sferyi.html (дата обращения: 01.06.2021)

9. В Омской области формируется инфраструктура поддержки социально ориентированных НКО // Официальный сайт ЦИСС. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: cissinfo.ru/v-omskoj-oblasti-formiruetsja-infrastruktura-podderzhki-socialno-orientirovannyh-пко/ (дата обращения: 02.06.2021)

10. Омский кластер социальных инноваций // Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Омской области. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cissinfo.ru/klaster-socialnyh-innovacij/ (дата обращения: 03.06.2021)

11. Центр инноваций социальной сферы Новосибирской области // Официальный сайт Городского центра развития предпринимательства. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mispnsk.ru/services/tsentr-innovatsiy-sotsialnoy-sfery/ (дата обращения: 02.05.2021)

12. Центр инноваций в социальной сфере РУСАЛа // Портал Гражданского общества Красноярского края. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gokrk.ru/social-businessmen/tsis-rusal/ (дата обращения: 02.05.2021)

13. Центр инноваций социальной сфере открыт в Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. - Режим доступа: https://asi.ru/news/6931/ (дата обращения: 02.05.2021)

14. Александров В. Центр инноваций социальной сферы Бурятии проводит первые итоги работы // Портал «Информполис». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.infpol.ru/195341-tsentr-innovatsiy-sotsialnoy-sfery-buryatii-podvodit-pervye-itogi-raboty/ (дата обращения: 03.06.2021)

15. О Центре АНО ЦИСС Камчатского края // Портал «Мой бизнес». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ciss41.ru/about/about-ciss/ (дата обращения: 05.06.2021)

16. ЦИСС Приморского края // Официальный сайт Центра. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://primorsky.biz/czentr-innovaczij-soczialnoj-sfery/ (дата обращения: 01.06.2021)

17. Дальневосточный Центр социальных инноваций // Официальный сайт Центра. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dvcsi.ru/about/history/ (дата обращения: 30.05.2021)

SUPPORT FOR INNOVATIVE ACTIVITIES OF SOCIAL ENTREPRENEURS IN THE REGIONS OF THE EASTERN MACROREGION OF RUSSIA

Yu.A. Kuznetsova, Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher

Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Branch in Novokuznetsk

(Russia, Novokuznetsk)

Abstract. This article examines the similar and specific features of supporting social entrepreneurs who implement innovative projects. It is shown that the most comprehensive support is carried out within the framework of the activities of the Centers for Social Innovation. It was determined that the regions are characterized by the differentiation of types of support, especially with regard to the Eastern macro-region of Russia. The latter are also characterized by different dynamics of the involvement of the Centers in the social environment of the region and informational activity.

Keywords: innovation activity, social sphere, entrepreneurship, Eastern macroregion, Center for social sphere innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.