Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / РЕГИОН / ЦИСС / ТРЕНД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL CHANGES / SOCIAL INNOVATIONS / AGENCY FOR STRATEGIC INITIATIVES / REGION / SIC / TREND / STRATEGIC DEVELOPMENT / CONCEPT / FINANCING / ONLINE SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Юлия Александровна

Статья посвящена изучению трендов развития центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) в Российской Федерации, являющихся лидерами в своей области деятельности. Целью работы явилось осуществление систематизации стратегических направлений работы центров-лидеров, которые могут стать вектором развития ЦИСС в иных регионах, что позволит повысить эффективность их деятельности. Лидерство определено на основе сформированной автором системы качественных показателей деятельности ЦИСС. Автором выявлено, что к лидирующей группе могут быть отнесены Центры инноваций социальной сферы в 10 регионах (Архангельской, Брянской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Омской областях, Кабардино-Балкарской республике, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Мордовия, Красноярском крае) и г. Москве. В ходе проведенного исследования определено, что тренды развития ЦИСС могут быть разделены на внутренние (обусловленные особенностями деятельности самого центра) и внешние (обусловленные характером взаимодействия с внешней средой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INNOVATION CENTERS IN RUSSIA

The paper dwells upon the study of the development trends of the Social Innovation Centers (SIC) in the Russian Federation, which are leaders in their field of activity. The aim of the work was to systematize the strategic directions of the work of the leading centers, which can become a vector of development of SIC in other regions. This will increase the efficiency of the centers. The leadership is identified on the basis of the system of quality indicators of the SIC activity formed by the author. It was revealed that leading social innovation centers can be found in 10 regions (Arkhangelsk, Bryansk, Kemerovo, Nizhny Novgorod, Novgorod, Omsk regions, Kabardino-Balkarian Republic, Republic of North Ossetia-Alania, Republic of Mordovia, Krasnoyarsk Territory) and in Moscow. In the course of the study, the author concluded that the development trends of the Centers can be divided into: internal (due to the characteristics of the center itself) and external (due to the nature of the interaction with the external environment).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ»

УДК 332.02(470+571)

Кузнецова Юлия Александровна

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева в г. Новокузнецке

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

Kuznetsova Yulia Alexandrovna

PhD in Economics, Leading Research Fellow, branch of Kuzbass State Technical University in Novokuznetsk

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INNOVATION CENTERS IN RUSSIA

Аннотация:

Статья посвящена изучению трендов развития центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) в Российской Федерации, являющихся лидерами в своей области деятельности. Целью работы явилось осуществление систематизации стратегических направлений работы центров-лидеров, которые могут стать вектором развития ЦИСС в иных регионах, что позволит повысить эффективность их деятельности. Лидерство определено на основе сформированной автором системы качественных показателей деятельности ЦИСС. Авто-ром выявлено, что к лидирующей группе могут быть отнесены Центры инноваций социальной сферы в 10 регионах (Архангельской, Брянской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Омской областях, Кабардино-Балкарской республике, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Мордовия, Красноярском крае) и г. Москве. В ходе проведенного исследования определено, что тренды развития ЦИСС могут быть разделены на внутренние (обусловленные особенностями деятельности самого центра) и внешние (обусловленные характером взаимодействия с внешней средой).

Ключевые слова:

социальные изменения, социальные инновации, Агентство стратегических инициатив, регион, ЦИСС, тренд, стратегическое развитие, концепция, финансирование, онлайн-пространство.

Summary:

The paper dwells upon the study of the development trends of the Social Innovation Centers (SIC) in the Russian Federation, which are leaders in their field of activity. The aim of the work was to systematize the strategic directions of the work of the leading centers, which can become a vector of development of SIC in other regions. This will increase the efficiency of the centers. The leadership is identified on the basis of the system of quality indicators of the SIC activity formed by the author. It was revealed that leading social innovation centers can be found in 10 regions (Arkhangelsk, Bryansk, Kemerovo, Nizhny Novgorod, Novgorod, Omsk regions, Kabardino-Balkarian Republic, Republic of North Ossetia-Alania, Republic of Mordovia, Krasnoyarsk Territory) and in Moscow. In the course of the study, the author concluded that the development trends of the Centers can be divided into: internal (due to the characteristics of the center itself) and external (due to the nature of the interaction with the external environment).

Keywords:

social changes, social innovations, Agency for strategic initiatives, region, SIC, trend, strategic development, concept, financing, online space.

Центры инноваций социальной сферы в России - это проект Агентства стратегических инициатив, запущенный в 2011 г. с целью формирования такой инфраструктуры, которая на качественно ином уровне позволит поддержать социальных предпринимателей, активизировать их деятельность по решению социальных проблем с использованием инновационных подходов. ЦИСС позиционируется как точка роста социальных инициатив, площадка взаимодействия и тиражирования лучших социальных проектов. Принимая во внимание тот факт, что к 2020 г. ЦИСС должны были открыться во всех регионах страны, динамика изменений, произошедших за неполное десятилетие, неоднозначна. За время существования одни ЦИСС стали уверенными лидерами в области поддержки социального предпринимательства в своем регионе, другие - прекратили существование; в отдельных регионах ЦИСС так и не были открыты. Помимо того, что ЦИСС в отдельных регионах являются лидерами в своей области деятельности, многие из них передают опыт иным регионам и задают тренды развития.

К сожалению, в настоящее время исследованию деятельности ЦИСС в России посвящено малое количество работ. Так, Н.В. Костенко позиционирует ЦИСС как драйвер развития не только инноваций в социальной сфере, но и всей сферы в целом [1]. Именно ЦИСС рассматривается автором как основной фактор, актуализирующий развитие социального предпринимательства в регионе. Как дополнительный ресурс развития социального предпринимательства, имеющий высокий потенциал, позиционируют ЦИСС С.Ю. Трущенкова, А.М. Кочнева [2]. По мнению исследователей, ЦИСС - это «грамотно выстроенная, структурная площадка дополнительных возможностей для развития социального предприятия» [3, с. 173]. М.В. Любимова, Е.Ф. Тре-

тьякова определяют ЦИСС как вектор социальных преобразований и предлагают для достижения качественных изменений ориентироваться на направления деятельности зарубежных социальных организаций [4]. Изучая деятельность ЦИСС, авторы анализируют их основные компоненты, а также результаты работы школ социального предпринимательства при данных центрах. Отдельным блоком следует выделить исследования специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которые, однако, в большей мере посвящены общим вопросам развития социального предпринимательства в России [5]. Следует отметить, что целенаправленных исследований особенностей, целей, задач и структуры деятельности ЦИСС в настоящее время практически нет, а существующие являются лишь частью работ по социальному предпринимательству. Данное обстоятельство является упущением, учитывая новизну и значимость данного институционального образования.

На основе анализа материалов, размещенных на официальных сайтах ЦИСС регионов Российской Федерации, были выявлены центры-лидеры. Их лидерство было выявлено на основе качественной оценки следующих показателей:

1) охват всех базовых целей и задач деятельности ЦИСС, обозначенных Агентством стратегических инициатив;

2) выделение целей и задач ЦИСС, отличных от традиционных;

3) наличие положения, концепции деятельности ЦИСС, планов на краткосрочный и долгосрочный периоды;

4) полнота и масштабность представления информации о деятельности ЦИСС на его официальном сайте;

5) активность ЦИСС в социальных сетях [6, с. 32].

Таким образом, определено, что лидерами являются центры в следующих регионах в разрезе федеральных округов (ФО):

1) Центральный ФО: Брянская область, г. Москва;

2) Северо-Западный ФО: Архангельская область, Новгородская область;

3) Южный ФО: согласно представленным показателям регионы не выявлены;

4) Северо-Кавказский ФО: Кабардино-Балкарская республика, Республика Северная Осетия - Алания;

5) Приволжский ФО: Республика Мордовия, Нижегородская область;

6) Уральский ФО: согласно представленным показателям регионы не выявлены;

7) Сибирский ФО: Красноярский край, Кемеровская область, Омская область;

8) Дальневосточный ФО: согласно представленным показателям регионы не выявлены.

Охарактеризуем направления деятельности каждого из приведенных ЦИСС.

ЦИСС Брянской области образован в 2017 г. [7]. Его деятельность направлена на решение наиболее острых социальных проблем в регионе. В целях эффективного долгосрочного развития на базе центра созданы экспертный совет и клуб менторов. Формируемый реестр социальных предпринимателей акцентирован на включение в него следующих субъектов малого и среднего бизнеса: частные дома-интернаты для престарелых и инвалидов; частные детские сады; центры развития детей; логопедические кабинеты; центры поддержки материнства; обеспечение занятости граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др. Важно, что деятельность ЦИСС Брянской области осуществляется в соответствии с Концепцией развития центра на период до 2021 г. Приоритетами развития обозначены следующие:

1) выстраивание коммуникаций с профильным бизнесом и органами власти на государственном и муниципальном уровнях;

2) расширение обязательного перечня предоставляемых услуг и консультаций (например, планируется включение услуг, связанных с созданием маркетинговой стратегии, патентно-лицензионного сопровождения);

3) формирование менторского состава из предпринимателей, имеющих большой опыт работы в бизнесе;

4) увеличение программ подготовки консультантов [8].

Центр социального предпринимательства и социальных инноваций г. Москвы, созданный на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 г., развивается в нескольких направлениях [9] (рисунок 1). Традиционными направлениями предоставления услуг являются консультации, проведение исследований и обучение в области социального предпринимательства и социальных инноваций, корпоративной социальной ответственности, социальной политики в области труда, занятости, социальных стандартов и прочего.

Для бизнеса реализуются программы в части разработки социальной (кадровой) стратегии компании, оценки социально-трудовых рисков, повышения эффективности социальных программ, венчурного социального инвестирования и социального импакт-инвестирования и др. Для регионов

предлагается осуществление мониторинга социально-трудовой сферы, разработка программ развития социального предпринимательства, разработка мер по улучшению состояния рынка труда; для федерального уровня - оценка спроса на квалифицированные кадры, разработка моделей корпоративной социальной ответственности, комплексной оценки эффективности оказания социальных услуг и др. Для некоммерческих организаций предлагаются услуги по разработке бизнес-модели социального предпринимательства, оценке эффективности и результативности социальных программ, оценке рынка социальных услуг и др. Направления долгосрочного развития ЦИСС задаются в разрезе указанных блоков, а разрабатываемые решения базируются на интегрированном подходе, объединении специалистов различного профиля и учете лучшего зарубежного опыта.

Рисунок 1 - Направления предоставления услуг Центра социального предпринимательства и социальных инноваций г. Москвы

Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Архангельской области открылся в 2015 г. и содействует развитию социального предпринимательства на основе использования образовательного и научного потенциала Северного (Арктического) федерального университета. Перспективные направления деятельности связаны с брендированием социальных проектов и социальных инноваций центра, реализацией социальных проектов и разнообразных программ [10].

ЦИСС Новгородской области (2016 г.) в своей долгосрочной деятельности нацелен на сетевое развитие и координацию деятельности всех заинтересованных в развитии социального предпринимательства лиц [11]. Центр позиционируется не просто как некая организация, а как территория социальных инноваций. Долгосрочная деятельность ЦИСС связана с функционированием кластера, созданного в 2019 г. Помимо реализации его участниками совместных проектов и активного информационного обмена тренды развития ориентированы на обеспечение доступа к новым рынкам и повышение конкурентоспособности.

ЦИСС Кабардино-Балкарской Республики начал свою деятельность в 2014 г. [12]. Анализ деятельности центра показал, что перспективные направления ориентированы на молодежное предпринимательство, активизацию бесплатного обучения социальных предпринимателей по широкому кругу вопросов, повышение эффективности дискуссионной площадки. Развитие деятельности осуществляется в тесной взаимосвязи четырех компонентов: образовательного, консультационного, менторского, ресурсного.

ЦИСС Республики Северная Осетия - Алания (2018 г.) принимает непосредственное участие в определении приоритетных направлений развития негосударственного сектора в социальной сфере и социального предпринимательства [13]. Говоря о трендах в развитии социального предпринимательства и социальных инноваций республики, следует отметить, что все они зафиксированы в Концепции деятельности ЦИСС Фонда поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия - Алания. ЦИСС включен в единую экосистему социальных инноваций территории. Ключевые направления развития определены следующим образом:

1) формирование качественной системы взаимодействия социальных предпринимателей друг с другом, иными заинтересованными лицами;

2) повышение эффективности системы обучения предпринимателей, ускорение внедрения социальных бизнес-проектов;

3) развитие медийного сопровождения проектов.

ЦиСс Республики Мордовия (2014 г.) развивает следующие стратегические направления: повышение качества инфраструктурного сопровождения разработки и реализации социальных проектов в регионе [14]. Именно потому деятельность ЦиСс позиционируется как системная работа, а один из акцентов делается на постоянную работу с органами власти в части внесения изменений в нормативные акты, которые позволят использовать социальные инновации.

ЦИСС Нижегородской области (2017 г.) продолжает развитие перспективного направления деятельности - внедрение инновационного подхода по передаче государственных услуг в социальной сфере в негосударственный сектор [15]. Долгосрочное развитие проекта связано с активизацией мер образовательной поддержки социальных предпринимателей к порядку реализации социального проекта на практике. Еще одно направление ориентировано на совершенствование системы микрофинансирования, механизмов предоставления финансовой помощи социальным предпринимателям. В целом следует отметить тот факт, что предоставление финансовой помощи в рамках деятельности ЦИСС в России слабо развито и лишь некоторые центры во взаимодействии с различными финансовыми структурами оказывают соответствующие услуги.

ЦИСС Красноярского края была образована в 2013 г. благодаря компании-инициатору «РУСАЛ» [16]. Несмотря на то, что ЦИСС края не по всем приведенным параметрам попадает в так называемые лидеры, позиционировать его в качестве такового позволяет следующая особенность: ЦИСС реализует разнообразные программы повышения квалификации в дистанционном режиме. Это является важным, поскольку любой заинтересованный человек может освоить курс в удобное для себя время. Более того, в современных условиях пандемии коронавируса этот фактор является не только важным, но и остро необходимым. Такой подход указывает на способность ЦИСС гибко и оперативно реагировать на значимые изменения внешней среды.

ЦИСС Кемеровской области, начавший свою деятельность в 2015 г., в число основных направлений развития включает:

1) формирование условий для продвижения перспективных и стратегических социальных инновационных проектов;

2) создание дискуссионной площадки для обсуждения законодательных инициатив в сфере социальных инноваций;

3) разработку и внедрение действенных механизмов по объединению социальных предпринимателей в виртуальном пространстве [17].

ЦИСС Кемеровской области является еще одним из нескольких регионов, оказывающих финансовую поддержку социальным предпринимателям, в том числе содействуя им в подготовке проектов на участие в грантах.

ЦИСС Омской области, открытый в 2012 г., является бесспорным лидером в области развития социальных инноваций [18]. Направлениями его стратегического развития являются:

1) развитие социального предпринимательства путем реализации проектов не только на региональном, межрегиональном, но и международном уровнях;

2) развитие инновационного социального кластера;

3) развитие современного подхода к оказанию социальных услуг в условиях рыночной конкуренции.

Важно, что ЦИСС Омской области нацелен на обеспечение высокой тиражируемости своих проектов, и в настоящее время они реализуются более чем в 20 регионах страны.

Таким образом, обобщение трендов развития ЦИСС, являющихся лидерами в своей области деятельности, позволило сформировать следующие группы:

1) внутренние тренды - это те направления, которые связаны с развитием самого центра:

- формирование новых структурных подразделений ЦИСС (клуб менторов, экспертный клуб, кластер социальных инициатив и др.);

- разработка Концепции долгосрочного развития;

- повышение качества подготовки консультантов;

- разработка и постоянное пополнение реестра социальных предпринимателей, ведущих свою деятельность в наиболее значимых для региона социальных областях.

2) внешние тренды - это направления, обусловленные характером взаимодействия с внешней средой:

- построение качественного, результативного межсекторного диалога на муниципальном уровне;

- существенное расширение и систематизация перечня предоставляемых услуг;

- разработка действенных механизмов выхода на новые рынки;

- развитие молодежного социального предпринимательства;

- развитие виртуальной среды.

Представляется, что в условиях динамично изменяющейся внешней среды, возникновении неожиданных, трудно прогнозируемых угроз жизни общества, главным направлением работы ЦИСС должно явиться совершенствование процессов взаимодействия всех заинтересованных в развитии социальных инноваций граждан и организаций в Интернет-пространстве. Онлайн-фо-румы и чаты, дистанционные конференции и образовательные курсы, виртуальные мероприятия

должны стать неотъемлемой частью деятельности ЦИСС. С одной стороны, это связано с требованием жизни «быть в сети», не отставать от инновационных информационно-коммуникационных технологий, а, с другой, с обеспечением психологического комфорта будущих социальных предпринимателей в становлении и развитии своей социальной идеи.

Ссылки:

1. Костенко Н.В. ЦИСС Новгородской области как драйвер развития социальных инноваций и сектора социальной экономики // Наука, бизнес, власть - триада регионального развития : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Великий Новгород, 2019. С. 92-99.

2. Трущенкова С.Ю., Кочнева А.М. ЦИСС Новгородской области как площадка дополнительных возможностей для развития социального предприятия в регионе // Наука, бизнес, власть - триада регионального развития : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Великий Новгород, 2019. С. 172-176.

3. Там же. С. 173.

4. Любимова М.В., Третьякова Е.Ф. Центры инноваций социальной сферы как ключевой элемент инфраструктуры развития социального предпринимательства // Инновационная экономика: регулирование и конкуренция : Материалы X Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2017. С. 731-736.

5. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А.А. Московская, М.А. Аларичева, А.И. Албутова [и др.]; отв. ред. А.А. Московская. М., 2011. 285 с.

6. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты : монография. Новокузнецк, 2020. 131 с.

7. Центр инноваций социальной сферы Брянской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Брянской городской администрации. URL: http://bga32.ru/uploads/2017/04/bga32-ru-CISS.pdf (дата обращения: 13.06.2020).

8. Концепция развития Центра инноваций социальной сферы на среднесрочный плановый период 2019-2021 гг. Брянск, 2019. 21 с.

9. Социальные инновации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://socentr.hse.ru/news/socinnov/ (дата обращения: 13.06.2020).

10. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. URL: https://narfu.ru/hseml/nauka/tsentry-i-laboratorii/socialcenter/ (дата обращения: 13.06.2020).

11. Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Новгородской области [Электронный ресурс]. URL: cissno.ru/ (дата обращения: 14.06.2020).

12. Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://ciss-kbr.ru/ (дата обращения: 13.06.2020).

13. Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Республики Северная Осетия-Алания [Электронный ресурс]. URL: http://fpprso.ru/centr-innovaci.php (дата обращения: 13.06.2020).

14. Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Республики Мордовия [Электронный ресурс]. URL: cissrm.ru/ (дата обращения: 13.06.2020).

15. Официальный сайт Центра инноваций социальной сферы Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: https://cissno52.ru/ (дата обращения: 14.06.2020).

16. АНО «ЦИСС», Красноярск [Электронный ресурс] // Бизнес-справочник «7m». URL: https://sevem.pro/company/ано-цисс-1132468025843 (дата обращения: 13.06.2020).

17. Региональный центр инноваций социальной сферы Кемеровской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово. URL: http://www.fondp.ru/ Новости! (дата обращения: 14.06.2020).

18. В Омской области формируется инфраструктура поддержки социально ориентированных НКО [Электронный ресурс] // ОРОО «Центр инноваций социальной сферы». URL: cissinfo.ru/v-omskoj-oblasti-formiruetsja-infrastruktura-pod-derzhki-socialno-orientirovannyh-nko/ (дата обращения: 13.06.2020).

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.