Научная статья на тему 'ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ'

ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / МЕТОДИКА / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ВЗРОСЛЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Юлия Вячеславовна, Жулина Елена Викторовна

В статье изложен материал, посвященный методам преодоления заикания с учетом индивидуальных особенностей человека. Рассмотрены методы работы отечественных ученых с детьми дошкольного, подросткового возраста и со взрослыми. Раскрыто значение влияния заикания на жизнь и судьбу людей с данным речевым нарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF MODERN METHODS OF OVERCOMING STUTTERING, TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE STUTTERER

The article presents material on methods of overcoming stuttering, taking into account individual characteristics of a person. The methods of work of Russian scientists with preschool children, adolescents and adults are considered. The significance of the influence of stuttering on the life and fate of people with this speech disorder is revealed.

Текст научной работы на тему «ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ»

9. Ульянова, Р.А. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / Р.А. Ульянова, М.А. Угренинова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304. -EDN ZUWDEW.

10. Чень Го. Проблема подготовки магистрантов по музыкальным специальностям в университетах КНР / Чень Го // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2012. - № 3133. -С. 250-254.

11. Юймин, Ч. Приобщение студентов китайских музыкально-педагогических вузов к российской виолончельной музыке / Ч. Юймин // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 80-84. EDN: UCMHWL

Педагогика

УДК 37.04

студентка Симакова Юлия Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье изложен материал, посвященный методам преодоления заикания с учетом индивидуальных особенностей человека. Рассмотрены методы работы отечественных ученых с детьми дошкольного, подросткового возраста и со взрослыми. Раскрыто значение влияния заикания на жизнь и судьбу людей с данным речевым нарушением.

Ключевые слова: заикание, методика, коррекция, компенсация, преодоление, нарушение речи, дети, подростки, взрослые.

Annotation. The article presents material on methods of overcoming stuttering, taking into account individual characteristics of a person. The methods of work of Russian scientists with preschool children, adolescents and adults are considered. The significance of the influence of stuttering on the life and fate of people with this speech disorder is revealed.

Key words: stuttering, technique, correction, compensation, overcoming, speech disorder, children, adolescents, adults.

Введение. Согласно статистическим данным, количество людей, страдающих различными речевыми нарушениями, в том числе и заиканием, с каждым годом неуклонно растет.

Заикание негативно сказывается не только на речи, его влияние распространяется на все сферы жизни человека. Некоторые авторы придерживаются мнения, что при этом речевом расстройстве личностные изменения возникают вторично в связи с тем, что заикание на протяжении длительного периода нарушает коммуникационный процесс человека, подвергает изменению его систему социальных связей и контактов с окружающими, таким образом приводя к возникновению психологических изменений и эмоционально- и социально-личностных реагирований, манифестация которых в будущем усугубляет дезадаптацию данной категории лиц в обществе (Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский, Л.З. Арутюнян, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова, Л.Я. Миссуловин и др.) [8]. Так, в дошкольном возрасте ребенок стыдится себя и своего дефекта, старается как можно меньше использовать речь, заменяя ее односложными ответами и жестами, становится замкнутым, отдаляется от социума. В подростковом возрасте при отсутствии коррекционного воздействия заикание приобретает хроническую форму, работать над компенсацией которой уже гораздо сложнее. В этот период речевое нарушение также отрицательно влияет на построение социальных связей, психоэмоциональное состояние заикающегося и выбор профессии. Во взрослом возрасте человек все так же испытывает на себе неблагоприятное воздействие речевого нарушения.

С заиканием можно работать на любом этапе жизни, но чем позже начать, тем сложнее дефект поддается коррекции, помимо того, с каждым годом влияние речевого нарушения на психоэмоциональное состояние человека и его судьбу усугубляется, накладывая негативный отпечаток. При подборе методики коррекции заикания важно учитывать индивидуальные особенности человека, страдающего данным дефектом речи: возраст, особенности течения заикания, личные предрасположенности и т.д. Заикающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют особые образовательные потребности, которые также необходимо учесть при выборе коррекционной методики и построении индивидуальной программы [6]. Таким образом, актуальность проблемы подбора современных методов по преодолению заикания с учетом индивидуальных особенностей заикающихся становится очевидной в рамках логопедии и коррекционной педагогики.

Изложение основного материала статьи. Заикание является речевым расстройством со сложным генезом. Изучением данного дефекта и поиском способов его компенсации занимаются не только исследователи в области логопедии, но и в областях медицины и психологии. За последние годы отечественными учеными было разработано множество методик по преодолению этого нарушения речи.

Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау. Авторы этой методики являются первыми отечественными исследователями, разработавшими эффективную технологию по работе с детьми дошкольного возраста. Н.А. Власовой были выведены «7 видов речи», поэтапный переход от первого из них к последующим служит фундаментом для немалого количества других методик. Е.Ф. Рау, в свою очередь, типизировала по уровню увеличения сложности все занятия на 3 составляющие.

Прослеживается сходство в методиках Е.Ф. Рау и Н.А. Власовой, заключающееся в различных степенях проявления речевой самостоятельности дошкольников с заиканием. Методика не теряет своей актуальности и в современных реалиях, пользуясь немалой популярность среди специалистов [7].

Методика Л.З. Арутюнян. Данная методика коррекции заикания у детей дошкольного возраста нашла широкое распространение в кругах современных логопедов, являясь частью комплексного подхода по преодолению этого речевого нарушения. В основе методики - игра - основной вид деятельности детей данной возрастной группы. Игра позитивно влияет на формирование и развитие всех сторон психики ребенка.

В пределах шести месяцев дети сопровождают свою речь движениями рук, улучшая таким образом интонацию, ритм и темп, в этот период начинают произноситься слитно слова в синтагме. К концу года дети могут отказаться от использования сопроводительных жестов руками в качестве помощи, поскольку речь уже приближается к норме.

Система построена на том, что в течение учебного года логопед занимается с ребенком, страдающим заиканием. Логопедическая работа по данной методике включает в себя 3 этапа: подготовительный, этап развития новых

речедвигательных навыков благодаря синхронности движений пальцев ведущей руки и речи, этап автоматизации приобретенного речедвигательного навыка. Высокая результативность данной технологии коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста с заиканием была доказана проведенными экспериментальными работами [1].

Методика Н.А. Чевелевой. Данная коррекционная методика основывается на психологической концепции, согласно которой в процессе своего развития связная речь ребенка от ситуативной переходит к контекстной. Опираясь на это положение, в речевых упражнениях прослеживается последовательный переход от наглядных, более легких форм речи к отвлеченным по своей сути контекстным высказываниям. Так, благодаря приросту самостоятельной речи (предваряющая, завершающая и сопровождающая формы речи), а также благодаря постепенному усложнению объектов деятельности путем усложнения обособленных составляющих работы, происходит последовательное усложнение речи заикающегося.

В системе коррекции заикания автором были выделены следующие 5 ступеней: пропедевтический период, сопровождающая речь, завершающая речь, предваряющая речь и закрепление навыка самостоятельной речи. В данной методике речевая деятельность ребенка последовательно усложняется в ходе иных видов деятельности, что указывает на реализацию в ней принципа последовательности [7].

Методика С.А. Мироновой. Данная методика коррекционной работы при заикании специализирована для проведения в подготовительной, старшей и средней группах дошкольного образовательного учреждения при изучении общей программы. Перевоспитание речи детей с заиканием является целью работы. На этапе реализации методики логопедом осуществляются 2 задачи: коррекционные и программные, поделенные по учебным кварталам.

В первом учебном квартале задача логопеда - научить воспитанников применять на каждом занятии ситуативную простую речь. Во втором квартале осуществляется закрепление навыка употребление ситуативной речи. В третьем квартале дети научаются использовать контекстную речь, параллельно с закреплением навыков, приобретенных на предыдущих этапах. В четвертом квартале происходит закрепление навыков употребление контекстной речи. Коррекционная работа, согласно данной методике, в течение года проводится совместно воспитателем и логопедом [4].

Методика Л.И. Беляковой. Методика данного автора ставит своей целью формирование спокойной, уверенной во всех речевых ситуациях, мелодичной речи, что происходит в процессе комплексного и последовательного решения главных задач: формирования плавной речи, личностное воспитание страдающего заиканием, профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Для решения первой задачи применяются следующие логопедические технологии: регуляция эмоционального состояния, затормаживание патологических речевигательных стереотипов, развитие ритмизации и координации движений, формирование правильного речевого дыхания, формирование навыков голосоведения и рациональной голосоподачи, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи [2].

Методика И.В. Селиверстова. Данная методика разработана для проведения в условиях стационара или в амбулаторных условиях. Она являет собой комплексную концепцию по логопедической работе над устранением заикания. Эта методика предусматривает разнообразный и творческий подход к устранению заикания, так как у всех заикающихся детей различные способности и проявления данной патологии, что, несомненно, должно быть учтено при выборе способов и средств коррекционного воздействия, чему способствует отсутствие в методике серьезных ограничений по методам и срокам работы. Таким образом, задачи и сроки коррекционной работы у каждого ребенка в методике В.И. Селиверстова будут отличаться.

На всех этапах работы предусмотрено обязательное использование магнитофона, что помогает детям научаться распознавать свои речевые ошибки, видеть свои достижения и подмечать, над какими аспектами предстоит поработать еще. К процессу коррекционной работы при осуществлении данной методики подключаются и родители подопечного.

В зависимости от конкретного ребенка и уровня его речи без заикания варьируется наполнение логопедических занятий. Подбор всех упражнений зависит от разнообразных речевых ситуаций и происходит с опорой на громкость речи, уровень ее самостоятельности и ее структурную сложность.

По методике В.И. Селиверстова система комплексной логопедической работы проводится на протяжении 3-4 месяцев и включает в себя 32-36 занятий, раздробленных на 3 этапа: подготовительный, тренировочный и заключительный.

Родители и логопед активно взаимодействуют: на каждом этапе коррекционной работы родители посещают занятия, проводятся разнообразные консультации и беседы касательно сущности заикания, задач и методов его коррекции и необходимости активного участия родителей в данном процессе для достижения наилучшего результата [7].

Методика Г.А. Волковой. Данная авторская методика по работе с страдающими заиканием детьми в возрасте 2-7 лет, разработана с опорой на комплексный подход по преодолению речевого дефекта и состоит из 4 разделов: методика игровой деятельности (система игр), занятия логоритмикой, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Логопедические занятия в рамках данной методики проводятся в игровой форме и представлены многообразием видов, предлагаемых как логопедом, так и детьми: пальчиковый театр, игры с элементами пения, легкие виды спорта, ролевые игры-драматизации, основанные на текстах прозаического или стихотворного характера, дидактические игры, игры с правилами, подвижные игры. При реализации метода неприемлемым является упущение принципа игровой деятельности, который непременно должен быть выдержан на протяжении всей игры.

При отсутствии четких этапов коррекционной работы, условно автор выделяет: этап обследование ребенка, режим молчания и шепотной речи, этап отраженной и сопряженной речи, период вопросно-ответной формы взаимодействия и закрепление активного поведения детей в процессе свободного самостоятельного речевого общения.

Планирование занятий должно проходить с опорой на программный материал дошкольного учреждения и включать в себя измененную последовательность изучения тем, одной сюжетной линией плавно перетекающих друг в друга и ориентированных на коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Методика Г.А. волковой направлена на параллельное устранение речевого нарушения и воспитание детей [3].

Методика И.Г. Выгодской. Курс логопедической работы по коррекции заикания при применении данной методики в среднем составляет 3 месяца, варьируясь в зависимости от успехов ребенка. В подготовительном периоде работа строится с применением релаксационных упражнений и соблюдением режима относительного молчания. Последующая работа логопеда осуществляется в такой последовательности: работа над речевым дыханием, работа с куклами-бибабо (развитие мелкой моторики пальцев рук и озвучивание речи кукол), инсценировки (перевоплощение в разнообразных играх-драматизациях, а заключение данного этапа - концерт в присутствии зрителей), сюжетно-ролевые игры, логопедическая ритмика, проговаривание скороговорок с различными интонациями, произнесение имен, обращений и приветствий с разнообразной интонационной и эмоциональной окраской [4].

Методика В.М. Шкловского - комплексная система реабилитации заикающихся взрослых. В данной методике работа логопеда, невролога, психотерапевта и психиатра объединены и тесно взаимосвязаны. В рамках реализации данной системы предусмотрено пребывание страдающих заиканием в условиях стационара. Продолжительность курса реабилитации составляет 2,5-3 месяца и включает в себя 4 этапа: диагностический (продолжительность 10-15 дней), этап перестройки

патологических навыков речи и нарушенных отношений личности (продолжительность 30-45 дней), этап закрепления достигнутых результатов (продолжительность 30 дней), этап профилактики рецидивов и диспансеризации.

Снижение числа случаев рецидивов заикания обусловлено тем, что заикающиеся становятся на учет и получают необходимые консультации периодичностью в 3, 6 месяцев и по истечении 1 года после прохождения курса, а в случаях ухудшения речи получают необходимую помощь [5].

Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой. Данная система реабилитации взрослых и подростков с тяжелой формой заикания была разработана на основе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского. Сутью методики является вызывание, усиление и закрепление состояния готовности к речи и научение заикающихся свободной смене психических состояний, что служит подспорьем для полноценной коммуникации. В основе методики лежит личностный подход, способствующий выявлению творческого потенциала личности страдающего заиканием и созданию у него глубокой мотивационной включенности в процесс логопсихотерапии [5].

Выводы. Разнообразие всевозможных коррекционных методик по преодолению заикания способствует эффективной компенсации нарушения на любом этапе жизни человека, а также делает возможным применение индивидуализированного подхода к конкретному субъекту, страдающему данным речевым нарушением, что в свою очередь также положительно влияет на коррекционный процесс и его результат.

Литература:

1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). -М.: Эребус, 1993. - 160 с.

2. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. / Г.А. Волкова. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.

4. Жулина, Е.В. Логопедия: теория, диагностика, коррекция темпо-ритмических нарушений речи (часть вторая): учебное пособие / Е.В. Жулина. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 92 с.

5. Иванов, В.А. Заикание. Современные методы преодоления заикания: учебно-методическое пособие / В.А. Иванов, Е.Б. Селезнева. - Курск: Курский Государственный университет, 2016. - 23 с.

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - №3. - С. 9-26.

7. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. / В.И. Селиверстов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 223 с.

8. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов / Е.Е. Шевцова, Л.А. Тарасова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Вестник Мининского университета. - 2021. - №2. - С. 6-28.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Веденеев Илья Сергеевич

Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ

(НА ПРИМЕРЕ ДМСБВК «СПАРТА»)

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студенческой команды по баскетболу в условиях вуза. Целью исследования явился анализ и определение эффективности содержания тренировочного процесса баскетболистов тренировочных групп на основе комплексных мероприятий, включающих отбор и методику физической и технической подготовки. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные и методические источники о современных подходах к научно-методическому обеспечению подготовки баскетболистов юниоров, проведен сравнительный анализ результатов педагогического тестирования общей физической и технической подготовленности баскетболистов на учебно-тренировочном этапе. Представленные в исследовании результаты физической, технической и тактической подготовки спортсменов свидетельствуют о том, что системный подход к планированию учебно-тренировочного процесса баскетболистов, начиная с этапа начальной подготовки, позволяют к этапу спортивного совершенствования и поступлению в клубную команду получить игроков с достаточным уровнем подготовленности, что позволяет выстраивать тренировочный процесс уже в условиях обучения вузе и соревновательной деятельности команд высокой квалификации.

Ключевые слова: обучающиеся вуза, студенческая команда по баскетболу, планирование тренировочного процесса, физическая подготовленность.

Annotation. The article deals with the problem of training a student basketball team in a university setting. The purpose of the study was to analyze and determine the effectiveness of the content of the training process of basketball players in training groups based on complex measures, including the selection and methodology of physical and technical training. To achieve this goal, scientific and methodological sources on modern approaches to scientific and methodological support for the training of junior basketball players were analyzed, a comparative analysis of the results of pedagogical testing of the general physical and technical fitness of basketball players at the training stage was carried out. The results of the physical, technical and tactical training of athletes presented in the study indicate that a systematic approach to planning the educational and training process of basketball players, starting from the initial training stage, allows getting players with a sufficient level of preparedness by the stage of sports improvement and entering the club team, which allows you to build the training process already in the conditions of university education and competitive activities of highly qualified teams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.