Научная статья на тему 'Подбор инструментов для эффективного обучения поколения y'

Подбор инструментов для эффективного обучения поколения y Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Y / GENERATION Y / МИЛЛЕНИУМЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА / TOOLS OF PERSONNEL EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / MILLENNIUMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дынкина Екатерина Дмитриевна

Выявлены основные особенности и ценности поколения Y. Подобраны ключевые инструменты для эффективного обучения представителей данного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of Tools for Effective Education of Generation Y

The article reveals major peculiarities and values of generation Y. Selected are the key instruments for effective education of its generation representatives.

Текст научной работы на тему «Подбор инструментов для эффективного обучения поколения y»

УДК 378

ПОДБОР ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y

© Дынкина Е. Д., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Выявлены основные особенности и ценности поколения У. Подобраны ключевые инструменты для эффективного обучения представителей данного поколения.

Ключевые слова: поколение У, миллениумы, инструменты обучения персонала, управление персоналом.

50 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

На сегодняшний день поколение У или, как его еще называют, поколение Миллениум изучают во многих странах и сферах бизнес деятельности. Данный интерес вызван тем, что именно поколение У в ближайшие годы станет основным кадровым ресурсом стран всего мира и будет составлять 50 % работающего населения. Появление молодых сотрудников на рынке труда приводит к необходимости трансформации и пересмотра принятых способов и методов подхода к работе с представителями поколения У.

Представители поколения Миллениум родились в 1983-2003 гг., в период развития высоких технологий и свершения важнейших мировых событий, что является ключевым отличием данного поколения от их предшественников. Поколение У, выросшее под влиянием различных общественных событий и воспитанное на стыке двух тысячелетий, имеет иную систему ценностей, интересы, тактику поведения, позиционирование в коллективе и многое другое. Для данного поколения очень важна возможность совмещения своей профессиональной деятельности и личной жизни одновременно. В связи с этим главной задачей становится равновесие интересов компании и работников поколения У. Необходимость преобразования и адаптации инструментария различных бизнес-процессов в компании, в состав которой входят представители кадрового ресурса поколения У, является очевидной.

Для достижения представителями поколения Миллениум более эффективной работы важно внедрять актуальные и инновационные инструменты, как для взаимодействия с данным поколением в целом, так и для улучшения технологий обучения.

Перечислим основные ценности поколения У. Первая ценность, на которой хотелось бы заострить внимание, — это особый подход в коммуникации. Поколению У свойственно проявлять активность в общении и обмене информацией с большим количеством людей, как знакомых, так и незнакомых с помощью современных 1Т-технологий. Как следствие, данное поколение предпочитает круглосуточный доступ к интернет-сети [1, 2, 3]. Также не менее важной ценностью для данного поколения является коммуникабельность. Поколение У выделяет особую роль возможности общения. В процессе общения данное поколение предпочитает активный обмен опытом. Более того, наблюдается необходимость в высказывании и обсуждении собственного мнения с другими. Следующая ценность поколения Миллени-ум — это возможность самовыражения. Представитель поколения Миллениум всегда стремится подчеркнуть свою индивидуальность, тем самым выделиться среди остальных. Особенно это наблюдается в сети интернет. Дело в том, что выделиться в социальных сетях оказывается не просто. Парадокс заключается в том, что люди поколения У более ярко выражают свою уникальность в сети интернет, нежели в реальной жизни. Стоит также отметить такую ценность поколения У, как свободный обмен информацией. Представители данного поколения ежеми-

нутно делятся доступной им информацией и знаниями друг с другом на открытой основе. Для данного поколения не присуще держать информацию "у себя". Еще одна ценность представителей поколения Миллениум, которую не хотелось бы оставить незамеченной, является равенство. Поколение У ориентировано на равенство возможностей вне зависимости от того, какого возраста, каким опытом или статусом обладает тот или иной человек. По мнению данного поколения такое разделение людей считается не приемлемым. Люди поколения У позиционируют себя как людей творческих и не менее способных, чем другие. И на последок стоит отметить такие не мало важные для данного поколения ценности, как время и скорость. Люди, выступающие представителем поколения У, ценят свое собственное время. Вследствие чего данное поколение предпочитает получать новые знания и информацию в максимально сжатые сроки.

Рассмотрев основные ценности поколения У, мы можем определить параметры на основе, которых будут сформированы инструменты для эффективного обучения представителей данного поколения с учетом всех их особенностей. Во-первых, организация обучения в дистанционной форме. Организация обучения в дистанционной форме дает возможность проходить обучение в любое время, позволив представителю поколения самостоятельно организовывать свое время. Во-вторых, непродолжительные задания и курсы, которые предоставляют возможность получать новые знания и информацию в максимально краткие сроки. Специфичность поколения У заключается в том, что время концентрации на определенной деятельности не превышает тридцати минут. В-третьих, предоставление поколению У интересной и новой информации с целью развития, как профессиональных навыков, так и личных. В-четвертых, возможность общения, обмена опытом, мнениями с другими людьми. В-пятых, информация должна быть наглядно представлена, проста к восприятию и легко доступна. Последнее, но не менее важное, — возможность самовыражения и творчества.

Учитывая выше представленные параметры, мы можем предложить инструменты для эффективного обучения представителей поколения У. Для начала рассмотрим смешанное обучение. В основе смешанного обучения лежит такая форма обучения, при которой происходит объединение различных форм обучения, например, таких, как традиционное очное обучение в объединении с дистанционным обучением [4]. Основным преимуществом такой формы обучение является возможность объединения нескольких видов обучения с целью повышения эффективности развития конкретной группы людей, в нашем случае поколение У (рис. 1). В соответствии с потребностями поколения Миллениум при организации данного обучения мы должны учитывать следующее:

• Разбить курс продолжительностью три часа на 15-18 занятий продолжительностью по 10 минут с целью лучшего усвоения информации поколением У.

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 51

• Максимально информативное содержание занятия.

• Комбинирование аудиторных и дистанционных занятий.

• Разнообразный состав группы слушателей (воз-

раст, статус, опыт).

Рис. 1. Классификация форм смешанного обучения

Далее рассмотрим социальное обучение. В настоящее время социальные сети и социальное обучение развивается с каждым годом все больше. Социальное обучение позволяет сотрудникам создавать собственное пространство, по средствам которого люди могут обмениваться информацией, участвовать в дискуссиях, получать новые знания, извлекать неявные знания и многое другое [1]. В отношении поколения У стоит отметить следующие аспекты в социальном обучении: непрерывный обмен опытом и знаниями; возможность практики новых умений; возможность задать любые интересующие вопросы у другого эксперта.

Социальное Обучение

Ж

Рис. 2. Социальные платформы

Мобильное обучение. Мобильные технологии занимают неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. Именно поэтому мобильное обучение становится все более популярным инструментом обучения, который добавляет значительную ценность в процесс образования. Развитие мобильных технологий привносит новые изменения в образование с каждым годом. Ключевым преимуществом мобильного обучения является возможность обучения в любое время и в любом месте [6]. В соответствии с потребностями поколения Миллениум организация данного обучения дает следующее:

• Быстрый доступ к обучению. Учиться можно по пути в офис или стоя в очереди.

• Обучение через мобильные платформы построено в виде игры. Таким образом, процесс обучения становится увлекательным, и сотрудники начинаются пользоваться данным инструментом каждый день.

• Отсутствие привязки к рабочему месту. Участвовать в обучении можно с любой точки мира.

• Неформальное обучение. Отсутствие препода-

вателей и тьюторов.

Развивающий портал. Учитывая особенности представителей поколения У, рабочее место в информационной среде должно выглядеть в виде личного кабинета с проработанным дизайном и быстрым доступом к нему. Также развивающий портал должен быть создан в соответствии с потребностями каждого сотрудника, касаемо используемых технологий, содержания и многого другого.

В заключении хочется отметить, поколение У — это молодые сотрудники, воспитанные на стыке двух тысячелетий и имеющие иную систему ценностей, интересов и тактику поведения в отличие от своих предшественников. Появление поколения Миллени-ум на рынке труда приводит к необходимости преобразования и адаптации методов и подходов к обучению с учетом всех особенностей столь уникального поколения — поколение У. ■

1.URL: http://hr-portal.ru/article/specialisty-pokoleniya-y?page=0.

2.Изотова Н. С. Миллениумы — новые стейкхолдеры образовательного процесса / Н. С. Изотова, Н. Б. Грошева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2014. — № 1 (24). — С. 36-46.

3.Бобкова Н. Г. Управление персоналом: сотрудники поколения Y /Н. Г. Бобкова, Н. Б. Грошева // Бизнес-образование как инструмент инновационного развития экономики: материалы науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; отв. ред. Н. Г. Бобкова. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. — С. 90-95.

4.Рожавская А. А. Трансформация подходов к обучению персонала: ценностные ориентации поколения «Y» / А. А. Рожавская // Вопросы управления. — 2014. — № 3.

— URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2014/03/20/.

5.URL: http://www.smart-edu.com/social-learning.html.

6.URL: http://www.smart-edu.com/mobile-learning.html.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобкова Н. Г. Управление персоналом: сотрудники поколения Y /Н. Г. Бобкова, Н. Б. Грошева // Бизнес-образование как инструмент инновационного развития экономики: материалы науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; отв. ред. Н. Г. Бобкова. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. — С. 90-95.

Изотова Н. С. Миллениумы — новые стейкхолдеры образовательного процесса / Н. С. Изотова, Н. Б. Грошева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2014. — № 1 (24).

— С. 36-46.

Рожавская А. А. Трансформация подходов к обучению персонала: ценностные ориентации поколения «Y» / А. А. Рожавская // Вопросы управления. — 2014. — № 3. — URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2014/03/20/.

URL: http://hr-portal.ru/article/specialisty-

pokoleniya-y?page=0.

URL: http://www.smart-edu.com/mobile-

learning.html.

URL: http://www.smart-edu.com/social-

52 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

leaming.html.

© Dynkina E., 2015

Selection of Tools for Effective Education of Generation Y

The article reveals major peculiarities and values of generation Y. Selected are the key instruments for effective education of its generation representatives.

Keywords: Generation Y, millenniums, tools of personnel education, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.