Научная статья на тему 'Геймификация, как новый тренд в обучении персонала'

Геймификация, как новый тренд в обучении персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / GAMIFICATION / TRAINING TOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дынкина Екатерина Дмитриевна

В настоящее время появление молодого поколения на рынке труда приводит к необходимости преобразования и адаптации методов и подходов обучения, поскольку молодое поколение сотрудников, имеют совершенно иную систему ценностей, интересов, и тактику поведения в отличие от своих предшественников. Данная статья рассматривает такой инструмент обучения персонала, как геймификация, и почему именно данный инструмент обучения, как нельзя лучше воспринимается новым поколением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gamification, as a new trend of Human Resource Management

Nowadays, the appearance of the young generation on the labor market leads to the need to transform and adapt teaching methods and approaches, as the younger generation of employees, have a completely different system of values, interests and tactics of behavior in contrast to their predecessors. This article examines a personnel training tool as gamification, and why this learning tool is the best perceived by the new generation.

Текст научной работы на тему «Геймификация, как новый тренд в обучении персонала»

УДК 331.108

ГЕЙМИФИКАЦИЯ, КАК НОВЫЙ ТРЕНД В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

© Дынкина Е. Д., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В настоящее время появление молодого поколения на рынке труда приводит к необходимости преобразования и адаптации методов и подходов обучения, поскольку молодое поколение сотрудников, имеют совершенно иную систему ценностей, интересов, и тактику поведения в отличие от своих предшественников. Данная статья рассматривает такой инструмент

№ 3 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний 18

обучения персонала, как геймификация, и почему именно данный инструмент обучения, как нельзя лучше воспринимается новым поколением.

Ключевые слова: управление персоналом, геймификация, (

Учитывая быстро меняющиеся условия функционирования предприятий,

развитие системы обучения персонала в компании становится не только одним из важнейших факторов успешности компании, но и одним из факторов выживания компании на конкурентном рынке. Активное развитие компаний в различных отраслях экономики, особенно в высокотехнологичных, порождает необходимость в постоянном совершенствовании и самообразовании персонала, улучшении его навыков и умений действовать в критических ситуациях. В настоящий момент человечество живет в веке научно-технического прогресса, в веке в котором постоянно происходит устаревание

профессиональных знаний, обновление технологий, техник, совершенствование системы работы с документацией. Все выше перечисленное приводит к необходимости трансформации и пересмотра принятых способов и методов подхода к работе и обучению персонала компаний. Для достижения более эффективной работы персонала, являющимся поколением научно-технического прогресса, важно внедрять актуальные и инновационные инструменты, как для взаимодействия с ним, так и для улучшения технологий обучения. Одним из таких инструментов является геймификация.

На сегодняшний день обучение персонала выступает в роли инструмента, посредством, которого можно добиться эффективного управления современной компанией. Обучение персонала позволяет развить знания сотрудников, их навыки и умение работать в полную силу именно в том направлении, которое нужно организации. Персонал, прошедший обучение способен повысить качество работы, минимизировать расходы организации и как следствие увеличить уровень рентабельности компании. Таким образом, постоянное обучение и развитие персонала в наше время стало неотъемлемым элементом в управлении компанией, появилась необходимость создания таких условий в компании, при которых каждый сотрудник смог бы в полной мере раскрыть свой потенциал и внести вклад в работу всей организации.

В настоящее время необходимо иметь четкое понимание того, что люди, работающие в организациях, были воспитаны и выросли на стыке двух абсолютно разных и непохожих друг на друга тысячелетий. Это приводит к необходимости искать исключительно новые способы/подходы к обучению и методы работы с персоналом разных поколений, как для поколения Х, так и для поколения Y-Миллениумы. Поколение Y это молодые сотрудники, имеющие иную систему ценностей, интересов, и тактику поведения в

персонала.

отличие от своих предшественников. Поколение Y в ближайшие годы станет основным кадровым ресурсом стран всего мира и будет составлять 50 % работающего населения. Именно поэтому появление поколения Миллениум на рынке труда приводит к необходимости преобразования и адаптации методов и подходов к обучению с учетом всех особенностей столь уникального поколения — поколения Y.

Инструмент обучения — геймификация, как нельзя лучше вписывается и воспринимается новым поколением, что позволит в дальнейшем лучше усваивать пройденный материал и навыки, на которые было направлено обучение. Такой инструмент, как геймификация в последнее время набирает свою популярность как технология управления персоналом. Использование игровых моментов и механизмов позволяет привлекать ценных сотрудников, повышать их мотивацию, способствует расширению знаний, применению навыков, приобретенных в игре, в реальной деятельности. Число компаний, использующих геймификацию в управлении персоналом, с каждым годом увеличивается. Это связано с несколькими причинами [2]:

• Возможностью использования игровых механизмов, элементов в процессе работы приводит к вовлеченности сотрудников в процессы деятельности компании;

• Использование игровых моментов позволяет прививать сотрудникам корпоративную культуру, чувство сопричастности к общему делу;

• Внедрение информационных технологий в управление персоналом, который активно использует информационные технологии в обыденной жизни;

• Расширение применения информационных технологий, их совершенствование и удешевление;

• Развитие новых форм взаимодействия и коллективной работы в формате онлайн.

Геймификация выступает инструментом решения различных задач, стоящих перед сотрудниками, она увеличивает

конкурентоспособность компании в современных условиях, способствует выработке новых нестандартных решений. Геймификация — это способ достичь высокой производительности труда без особого напряжения со стороны сотрудников. Использование игр в управлении персоналом позволяет выявлять лидеров в той или иной области, тем самым эффективнее управлять персоналом, учитывая особенности каждого работника. Более того, геймификация улучшает коммуникативную среду в коллективе.

В настоящий момент существует множество практических рекомендаций по использованию

игровых методик в обучении персонала. Для того, чтобы результаты игры можно было использовать в практических целях, необходимо разрабатывать игровые моменты, которые соответствовали бы целям обучения компании. Игровая активность совместима со всеми традиционными формами обучения: учебниками, видео, слайд-лекциями, семинарами, тренингами, практическими занятиями, моделированием ситуаций [1]. Успешное выполнение заданий должно предполагать вручение награды: бонус, грамота, сертификат, приз, звание и др. Ролевые игры позволяют материализовать идеи сотрудников, что делает их ощутимыми и материальными.

Стремление к обучению можно повысить, создавая игровые ситуации с различными уровнями сложности. Обучающиеся переходят на следующий уровень, преодолевая вызовы все возрастающей сложности. Ключом к переходу на следующий уровень является прогресс. В процессе создания игровой методики необходимо сокращать количество теоретического материала,

обучающиеся должны сами знакомиться с теорией в процессе игры. Самостоятельное обучение стимулирует сотрудников к учебе, т.к. они сами выбирают время учебы. Ролевые игры дают простор для воображения, обучающиеся, которые используют свои знания и навыки и применяют их для решения задач в необычных ситуациях, что способствует принятию нестандартных решений. Дух соперничества в игре позволяет улучшать результаты, как командные, так и отдельных участников. Проигравшие же могут извлечь ценную информацию, анализируя свои ошибки.

Некоторые воспринимают такой инструмент, как геймификацию несерьезно, думая, что игра не может быть применима к реальным ситуациям, однако это не так. Ролевые игры позволяют материализовать идеи сотрудников, что делает их ощутимыми и материальными. Ситуативное обучение позволяет использовать результаты обучения сотрудников в реальной трудовой деятельности. Узнаваемые ситуации увеличивают актуальность и способствуют сопереживанию, что вызывает ощущение актуальности обучение и делает его менее техническим или научным. В обучении персонала большая роль отводится бизнес-симуляциям. Они позволяют снизить риски компании при участии их в реальных проектах, выявить эффективных управленцев и ценных сотрудников.

Нами были изучены разнообразные методы геймификации, наиболее полную классификацию по «игровой площадке» предлагает сайтwww.smart-edu.com[5]:

• Настольные. В данную классификацию можно отнести игру МТС «Просто» — Партнерство, Результативность, Ответственность, Смелость, Творчество, Открытость;

• Настенные. К данной классификации относятся доски с результатами игры, соревнований и т.п.;

• Дворовые, эти игры содержат задания, выполняемые в городской среде;

• Онлайн игры.

Тренинговая компания «Догма» [3] в качестве основания использует содержание игровых механизмов и на этой основе предлагает следующую классификацию инструментов:

• Соревнование — «Олимпиада»;

• Игра без победителей и проигравших — «Win-Win»;

• Игры с визуализацией — «Эстетика».

Задачи, решаемые в результате применения этих

методик различны. Соревновательные игры способствуют повышению производительности и результативности труда каждого работника. Они позволяют повысить командный дух в коллективе и привить корпоративную этику сотрудникам. Игровой механизм «Win-Win» позволяет определить вектор развития каждого сотрудника, обеспечивает коммуникацию как между сотрудниками, так и руководитель-сотрудник. Отсутствие проигравших способствует сплочению команды, улучшить коммуникацию в ней, снизить количество конфликтов в результате командной игры. Игровой механизм «эстетика» позволяет привить корпоративную этику, определить вектор развития каждого сотрудника и увидеть результаты деятельности каждого сотрудника. Соревнования с победителями стимулирует сотрудников к повышению уровня знаний, умений и, соответственно, к результатам работы. «Эстетика» — это визуализация достижений и вектора развития каждого конкретного сотрудника в красивой, инфографической форме. Игровые механизмы «Win-win» позволяют создавать положительный эмоциональный фон в компании, что также положительно влияет на результат трудовой деятельности.

За счет использования игровых моментов повышается вовлеченность персонала к принятию и реализации решений, увеличивается мотивация к профессиональной деятельности. Однако

достигнуть положительных результатов можно только в том случае, если цели игры будут способствовать решению задач компании. В этом случае отработка различных сценариев, вариантов развития в игре будут способствовать перенесению опыта в практику, в какой-то степени, повышая профессионализм сотрудников. Создание увлекательных игр мотивирует к участию в них, однако сложно реализовать навыки, приобретенные в игре в реальной деятельности. Игра должна обеспечить формирование базовых навыков, обучение принятие оптимальных решений в процессе деятельности.

№ 3 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний 20

Согласно tmx-learning.ru [4], бизнес-симуляция (концепция ЭКОПСИ Консалтинг) Managing 3 позволяет игрокам почувствовать себя руководителями более высокого уровня, оценить результаты своей деятельности. Игрокам предстоит набираться опыт управленческой деятельности в течение 10 игровых лет, при этом управляя финансами, процессами управления персонала, разрабатывая стратегию развития предприятия и т.п. В то время, как для реализации принципов рационального использования ресурсов производства, в компании Северсталь был разработан электронный курс с целью освоения бережливого отношения к ресурсам предприятия. Посредством игрового симулятора сотрудники изучали принципы бережливого производства, при этом оценивая экономическую эффективность применения данных принципов. Эффективность и время нахождения решений оценивалось для каждого участвующего в игре. В последствие участники с хорошими результатами были назначены руководителями проектов на местах по внедрению бережливого производства.

Игровые моменты и механизмы широко используются при работе с молодыми специалистами. Например, в РЖД реализуют программы по лидерству, проводят конкурсы проектов, слеты. Это позволяет развивать лояльность сотрудников к компании, мотивировать их деятельность. В компании Билайн предлагают узнать «Тайну корпорации за 365 дней», это позволяет привить корпоративную культуру молодым сотрудникам.

Не всегда очевиден тот факт, что при организации обучения, а в дальнейшем и при его провидении учитываются индивидуальные особенности каждого сотрудника компании. В большинстве случаев обучение направлено на общую массу и учитываются общие интересы обучающей группы. Достаточно редко бывает так, что обучение было составлено согласно индивидуальным особенностям каждого сотрудника, в том числе учитывая его возрастную категорию, что очень важно. То, что воспринималось сотрудниками прошлого поколения, абсолютно не воспринимается нынешним поколением, выросшим в веке научно-технического прогресса, который требует к себе иные подходы обучения и образования. Именно поэтому, геймификация является эффективным инструментом обучения персонала в настоящее время. Поколение работников, воспитанных на стыке двух тысячелетий имеют иную систему ценностей, интересов, и тактику поведения в отличие от своих предшественников. Появление молодого поколения на рынке труда приводит к необходимости преобразования и адаптации методов и подходов к обучению с учетом всех особенностей столь уникального поколения и одним из таких подходов, как раз является геймификация. ■

1. Вербах К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Кевин Вербах, Дэн Хантер: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015.

2. Геймификация: основные принципы и способы применения [Электронный ресурс] // Lpgenerator технологии привлечения клиентов. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2015. - URL: http://lpgenerator.ru/blog/2015/05/05/gejmifikaciya-osnovnye-principy-i-sposoby-primeneniya/ (Дата обращения: 10.12.2015).

3. Геймификация: три способа использования игр HR-службой [Электронный ресурс] // Догма тренинговая компания. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012. - URL: http://www.dogma.perm.ru/index_p_4_p_5_p_2.html?id=338 (Дата обращения: 11.12.2015).

4. Геймификация обучения [Электронный ресурс] //Technomatixe-LearningSolutions. - Электрон. дан. -[Б. м.], 2014. - URL: http://tmx-learning.ru/?p=2987 (Дата обращения: 11.12.2015).

5. Глобальные тренды управления персоналом 2014 [Электронный ресурс] // Smart education новые стратегии корпоративного развития. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2014.

- URL: http://www.smart-edu.com/global-hr-trends-2014.html (Дата обращения: 09.12.2015)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вербах К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Кевин Вербах, Дэн Хантер: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015.

Геймификация: основные принципы и способы применения [Электронный ресурс] // Lpgenerator технологии привлечения клиентов. - Электрон. дан.

- [Б. м.], 2015. - URL: http ://lpgenerator.ru/blog/2015/05/05/gej mifikaciya-osnovnye-principy-i-sposoby-primeneniya/ (Дата обращения: 10.12.2015).

Геймификация: три способа использования игр HR-службой [Электронный ресурс] // Догма тренинговая компания. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012. - URL:

http ://www. dogma.perm. ru/index_p_4_p_5_p_2.html?i d=338 (Дата обращения: 11.12.2015).

Геймификация обучения[Электронный ресурс] // Technomatixe-Learning Solutions. - Электрон. дан.

- [Б. м.], 2014. - URL: http://tmx-learning.ru/?p=2987 (Дата обращения: 11.12.2015).

Глобальные тренды управления персоналом 2014 [Электронный ресурс] // Smart education новые стратегии корпоративного развития. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2014. - URL: http://www.smart-edu.com/global-hr-trends-2014.html (Дата

обращения: 09.12.2015)

Gamification, as a new trend of Human Resource Management

© Dynkina E., 2016

Nowadays, the appearance of the young generation on the labor market leads to the need to transform and adapt teaching methods and approaches, as the younger generation of employees, have a completely different system of values,

interests and tactics of behavior in contrast to their predecessors. This article examines a personnel training tool as gamification, and why this learning tool is the best perceived by the new generation.

Keywords: Human Resource Management, gamification, training tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.