Научная статья на тему 'Миллениумы новые стейкхолдеры образовательного процесса'

Миллениумы новые стейкхолдеры образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА / МИЛЛЕНИУМЫ / ПОКОЛЕНИЕ Y / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / THE LIFE-CYCLE OF AN EDUCATIONAL PRODUCT / MILLENIALS / GENERATION-Y / EDUCATIONAL PROCESS STAKEHOLDERS / GENERATION THEORY / CAREER-GUIDANCE / STUDENT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Наталья Сергеевна, Грошева Надежда Борисовна

В последние годы академическое сообщество наравне с работодателями выражают мнение, что современная подготовка студентов-выпускников во многом не соответствует социальному заказу корпоративного мира и бизнеса. Данный вопрос заслуживает внимания. В статье описывается жизненный цикл образовательного продукта, анализируется текущая ситуация в рамках подготовленности студентов как будущих специалистов, описываются предпочтения студентов-миллениумов, высказываемые при выборе обучения в высшем учебном заведении. Приводится описание взаимодействия БМБШ со своими заказчиками (студентами) и работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Наталья Сергеевна, Грошева Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Millenials are new stakeholders of educational process

Academic society, as well as the workforce employers of the region, have recently expressed concerns per students’ preparedness upon their graduation. They claim the students are not ready to enter the workforce in many ways and their readiness does not comply with the corporate and business world social order. The topic deserves attention. The article describes the life-cycle of an educational product or service, analyses the current situation on graduates’ preparedness for entering a workforce, and provides the information on students’ preferences for their choice of university studies. The collaboration of BSIB with students and employers is described in the article.

Текст научной работы на тему «Миллениумы новые стейкхолдеры образовательного процесса»

УДК 37.07.314.338

Изотова Наталья Сергеевна Грошева Надежда Борисовна

Иркутский государственный университет, Байкальская международная бизнес-школа Россия. Иркутск

Миллениумы - новые стейкхолдеры образовательного процесса

В последние годы академическое сообщество наравне с работодателями выражают мнение, что современная подготовка студентов-выпускников во многом не соответствует социальному заказу корпоративного мира и бизнеса. Данный вопрос заслуживает внимания. В статье описывается жизненный цикл образовательного продукта, анализируется текущая ситуация в рамках подготовленности студентов как будущих специалистов, описываются предпочтения студентов-миллениумов, высказываемые при выборе обучения в высшем учебном заведении. Приводится описание взаимодействия БМБШ со своими заказчиками (студентами) и работодателями.

Ключевые слова и словосочетания: жизненный цикл образовательного продукта, миллениумы, поколение Y, стейкхолдеры образовательного процесса, теория поколений, профориентация, компетенции студентов.

Подготовка образовательной услуги предполагает разработку нового образовательного продукта, соответствующего постоянно изменяющимся государственным стандартам и требованиям внешней среды. Рыночная составляющая определяет конкуренцию за студентов как на региональном, так и на федеральном и международном уровне: если образовательный продукт не является конкурентным по качеству, то лучшие абитуриенты проголосуют «ногами». Работодатели формируют заказ на потенциальных работников, следует отметить, что этот заказ включает как формальные требования к объему компетенций, так и общее восприятие потенциального работника. В этом случае образовательное учреждение должно предполагать не только образовательные, но и воспитательные функции, готовя таких студентов, культура которых впишется в корпоративную культуру заказчика.

Выбор образовательной услуги ограничивается государством как через механизмы перераспределения бюджетных (оплачиваемых государством) мест, так и через инструменты влияния: популяризация тех или иных профессий на федеральном уровне влияет на выбор родителей и абитуриентов. Родители, выбирая специальность и учебное заведение, оценивают перспективы

36

получаемой профессии, стоимость обучения и соответствие профессии возможностям ребенка. Абитуриенты ориентируются не столько на стратегические, сколько на операционные преимущества: интересное обучение, система подачи знаний, наличие «знаковых» преподавателей. Очевидно, что мнение абитуриентов частично формируется государством и родителями в плане предпочтительности профессии, но в основном они основываются на своем видении, мнении друзей и референтных групп.

Жизненный цикл образовательного продукта авторы - преподаватели Байкальской международной бизнес-школы - предлагают определить следующим образом (рис. 1):

Образовательноеучерждение

Подготовка образовательной услуги

Выбор абразователь ной услуги

Получение образовательной услуги

Монетизация образовательной услуги

Образорательноеучренщение

Непрерывное образование

Выпускники Работодатели ОСрэзовательноеучереждение

Рис. 1. Жизненный цикл образовательного продукта

Получение образовательной услуги представляет собой процесс коммуникаций образовательного учреждения, студентов и работодателей. Вовлечение работодателей в учебный процесс позволяет решить несколько задач:

- профориентация студентов (получение представления о потенциальной профессии);

- формирование компетенций путем привлечения преподавателей -представителей работодателя;

- формирование целевого заказа на определенные компетенции или студентов;

- возможность прохождения производственных практик и проведение исследований на базе компаний-работодателей.

Монетизация образовательной услуги предполагает трудоустройство выпускника (либо организацию им собственного бизнеса). В данном аспекте

37

происходит взаимодействие выпускников и работодателей, и успешность монетизации зависит от скорости трудоустройства, получения желаемых выпускником позиций и вознаграждения.

Реализуемая в настоящее время на государственном, корпоративном уровне концепция непрерывного образования предполагает последующее повышение квалификации специалиста как путем получения дополнительных образовательных услуг, так и путем стажировок, практик, самообучения. Это мотивируется также и теми работодателями, которые включают необходимость повышения квалификации в систему стимулирования и продвижения персонала, и образовательными учреждениями, предлагающими новые образовательные продукты.

Важным вопросом в построении жизненного цикла образовательной услуги является мотивация студента (на всех его стадиях - от абитуриента до специалиста). Именно сегодня и государство, и работодатели, и образовательные учреждения говорят о необходимости новых подходов, обусловленных новым поколением.

В теории поколений, разработанной американскими учёными Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 г., описываются ценности людей, представляющих разные возрастные поколения. К поколению относятся группы людей, рождённых в определённый возрастной период (примерно около 20 лет), испытавших на себе влияние экономических, политических, социальных и технологических событий в обществе и являющихся продуктом воспитания своих родителей. Вследствие влияния событий и воспитания, оказанных на ребёнка в возрасте до 10-12 лет, формируются глубинные ценности, которые определяют поведение человека. Эти ценности в большинстве своём находятся на уровне подсознания и человеком не замечаются, однако все его действия и поведение осуществляется под их влиянием.

Приведем сравнительное описание трёх поколений: поколения беби-бумеров, поколения Х и поколения Y, иначе называемого поколением милле-ниумов [7], поскольку на данном этапе взаимодействие этих трёх поколений представляет наибольший интерес.

Поколение беби-бумеров: идеализм, оптимизм, имидж, молодость, здоровье, работа, ориентация на команду, личностный рост, личное вознаграждение и статус, вовлеченность, отличные характеристики, профессионалы в СМИ, подчеркивают гендерную разницу, привлекательность, ностальгия и религиозность.

Поколение Х: изменения, выбор, глобальная информированность, технограмотность, индивидуализм, выживание, обучение в течение всей жизни, неформальность, поиск эмоций и страха, прагматизм, надежда на себя, унисекс, равноправие.

38

Поколение Y: изменения, оптимизм, общительность, уверенность, разнообразие, подчиненность, ориентация на улице, немедленное вознаграждение, гражданский долг, мораль, достижение, наивность, профи в технике.

Очевидно, что ценности сильно отличаются у различных поколений и бывают совершенно противоположными. Наличие кардинально отличающихся ценностей приводит к разным поведенческим стереотипам, которые, в свою очередь, могут служить причиной возникновения непонимания, недоверия или неуважения при взаимодействии представителей разных поколений как в деловой, так и в академической среде.

В настоящее время многие российские и зарубежные Ж-менеджеры придерживаются мнения, что современная профессиональная подготовка выпускников-миллениумов во многом не соответствуют социальному заказу деловой среды.

В недавно проведённом исследовании университетом Бентли говорится об уровне готовности выпускающихся студентов к вступлению в деловую среду. К 2025 г. основную массу рабочей силы составят представители поколения Y. Тем не менее, более половины опрошенных представителей высшего образования и бизнеса оценивают готовность выпускников к трудовой деятельности только как удовлетворительную или неудовлетворительную 68% рекрутеров в корпоративной среде заявляют, что управлять миллениумами в их компаниях очень сложно [9].

С другой стороны, 74% представителей других поколений соглашаются, что миллениумы обладают такими навыками и стилем ведения работы, на которые стоит обратить внимание. Это поколение выросло, используя цифровые технологии, оно «говорит на цифровом языке». Ни одно поколение ранее не обладало таким доступом и технологическими мощностями для поиска и распространения информации, как миллениумы. К активам миллениу-мов можно также отнести их привычку работать в скоростном и многозадачном режиме. Однако это зачастую требует выработки своего собственного графика работы, а не привычного бизнесу - с 8:00 до 17:00.

Далее предлагается рассмотреть, каким образом реализуется учебно-методический подход к обучению миллениумов в Байкальской международной бизнес-школе с позиции таких основных ценностей данного поколения, как гибкость, адаптивность и цифровые технологии.

В.С. Аванесов предлагает следующее определение адаптивному обучению. «Адаптивное обучение представляет собой технологическую педагогическую систему форм и методов, способствующую эффективному индивидуальному обучению. Эта система лучше других учитывает уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживает результаты те-

39

кущей подготовки. Что позволяет рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения» [1].

Профессор Аванесов считает, что для подготовки квалифицированных специалистов одним из самых важных педагогических принципов является индивидуализация обучения, которая может быть представлена посредством современного компьютерного варианта реализации адаптивного тестового контроля и адаптивного обучения. «Этот принцип не мог быть реализован сколько-нибудь эффективным образом в условиях традиционных классно-урочных форм занятий - лекционных и групповых».

Усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся и повысить эффективность и качество образовательных программ способно соединение современных информационных технологий и инновационных педагогических методик.

Проведем анализ абитуриентов Иркутской области - с позиции ожиданий и требований к учебному процессу, среде обитания, трудоустройству.

В 2011-2012 гг. по заказу БМБШ ИГУ было проведено исследование-опрос школьников старших классов (9-11 класс) и их родителей по муниципальным образованиям Иркутской области. Всего было опрошено 5930 человек, из них: школьники 11 городов и 28 муниципальных районов Иркутской области, в том числе г. Ангарска и Ангарского района, г. Братска и Братского района, г. Иркутска и Иркутского района, г. Саянска, г. Усолья-Сибирского, Черемховского района и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Опрос старшеклассников - анализ абитуриентов [10]

Показатель 9 класс 10 класс 11 класс Итого

Учащиеся 1172 53,6% 1041 53,7% 982 54,5% 3195 53,9%

Родители 1016 46,4% 899 46,3% 820 45,5% 2735 46,1%

Итого 2188 1940 1802 5930

100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Примечание: сост. по [10]

75,7% опрошенных школьников выразили намерение поступить в вуз для получения высшего образования. При этом доля респондентов в 9 классе, желающих поступать в вуз, намного ниже - 56% опрошенных, в 11 классе - 89% опрошенных.

По результатам экспертной оценки Министерства образования Иркутской области, около 17% школьников не планируют поступление в вуз,

40

так как не уверены в возможности сдать ЕГЭ. Часть из школьников планирует выбрать ЕГЭ не в зависимости от желаемого направления работы, а исходя из возможности его сдать. Так, выбирать иностранные языки намерено менее 1% школьников, что говорит о низком уровне владения языком. Отметим, что для поступления на факультет менеджмента необходимо сдать 3 ЕГЭ - русский, математику, обществознание (рис. 2):

Рис. 2. Планы по сдаче ЕГЭ [10]

Необходимость получения ребенком высшего образования разделяется и родителями. 65% родителей девятиклассников, 87% родителей десятиклассников и 90% родителей школьников выпускного класса считает, что их ребенок должен получить высшее образование.

Доля респондентов, предпочитающих начальное и среднее профессиональное образование, выше в моногородах (Саянске, Усолье-Сибирском, Шелехове).

Как правило, не планируют немедленно поступать в высшие учебные заведения дети из малообеспеченных семей, они планируют сразу после школы идти работать, но в перспективе также стоит получение высшего образования (82% респондентов, не желающих получать высшее образование после окончания школы, планируют получить его в течение 10 лет с момента ее окончания).

На планы по получению высшего образования негативно влияют нормативы минимальной стоимости обучения и сокращение бюджетных мест в региональных вузах. По оценкам, около 63% родителей считают, что при обучении ребенка на платной основе благосостояние семьи ухудшится

41

значительно, и только 4,5% родителей считают, что благосостояние семьи не изменится при регулярных платежах за образование.

Следовательно, тенденция сокращения бюджетных мест в вузах региона, повышение минимальной платы за обучение негативно повлияют на планы получить высшее образование.

Негативно воспринимают школьники информацию о двухуровневой системе высшего образования (бакалавр+магистр). Данная система не понятна 81% респондентов, а 27% вообще об этом не слышали. Можно отметить, что важнейшая реформа образования на территории Иркутской области прошла мимо общественного мнения, потенциальные ее заказчики - родители и дети - не осведомлены о ее ходе.

Следует отметить, что новации Закона об образовании также не известны широкому кругу лиц (в том числе родителям школьников начальных классов, которых эта реформа коснется непосредственно).

Среди респондентов, осведомленных о двухуровневой системе, планы по обучению распределены следующим образом (рис. 3):

Бакал аври ат(с получен и ем дипл ома бакал авра)

Бакалавриат, затем — магистратура (сполучением диплома магистра) После получен ия дипл ома маги стра план и рую поступать в аспирантуру

Решение пока не принято 3 а труд н и л и сь отв ети тъ

Рис. 3. Планы по высшему образованию [10]

Заметим, что планы поступить в аспирантуру значительно изменятся к окончанию вуза, так как количество ученых советов в регионе стремительно сокращается. В 2012 г. Иркутский государственный университет не выполнил план по поступлению в аспирантуру, в том числе в связи с отсутствием ученых советов по ряду интересных потенциальным аспирантам специальностям.

Для анализа места получения высшего образования были опрошены респонденты из 11-х классов, и результаты опроса показали, что 62% готовы учиться в Иркутской области, 19% планируют учиться в другом регионе РФ, 1% хочет уехать получать высшее образование за рубежом. Остальные респонденты не определились. Однако каждый пятый опрошенный школьник выражает желание уехать из региона, более 15% опрошенных родителей поддерживают (то есть готовы финансировать) отъезд детей, что показывает устойчивость миграционного оттока молодежи.

При этом за пределами региона видят свое обучение в основном школьники северных территорий региона, наиболее лояльны региону ирку-

42

тяне. Это объясняется тем, что школьнику в любом случае менять место жительства - даже при поступлении в вуз Иркутска. В этом случае конкурентоспособность г. Иркутска ниже, чем г. Москвы. Более привлекательными для школьников и их родителей являются Новосибирск, Красноярск, Томск, Санкт-Петербург.

Кроме того, сменить место жительства ребенка охотнее готовы более обеспеченные семьи, что вполне логично.

На рынке региона сегодня работают 67 учреждений среднего профессионального образования, их количество не меняется около 10 лет, начальное профессиональное образование проводят 48 учреждений (их численность снизилась за 10 лет на 20%) и 11 высших учебных заведений (не считая филиалов высших учебных заведений других регионов).

Отметим, что слабые позиции сегодня у НИИ ИрГТУ, проблема НИУ -недостаточное развитие инновационной сферы, нецелевое использование средств бюджетов. Заведены 2 уголовных дела по нецелевому использованию средств, что означает, что развитие технопарков и инноваций в университете закончится. Так же не однозначно положение ИрГУПС - отраслевого университета, средний возраст преподавателей которого 58 лет. Источником средств является РЖД, приоритеты развития которой не в Иркутской области, целевой заказ на специалистов сокращается ежегодно.

В качестве целей получения высшего образования школьники отмечают высокую заработную плату, достижение материальной независимости, получение интересной работы. Цели карьерного роста, успеха, известности являются для школьников вторичными.

Около 27% школьников в качестве цели получения образования отмечают возможность уехать работать за границу. При этом 81% родителей предпочел бы, чтобы дети не уезжали за рубеж.

Федеральная концепция постепенной оценки высших учебных заведений и ликвидация неэффективных вузов меняют тенденции высшего образования Иркутской области (рис. 4).

Из этого списка два высших учебных заведения с 2013 учебного года реорганизованы (ВСГАО присоединена к ИГУ, а ИГЛУ стал филиалом какого-то МГЛУ).

Таким образом, структура, качество и предпочтения выпускников школ не способствуют росту студентов, обучающихся по программам двойных дипломов.

43

■ Вуз хорошо мне известен ■ Что-то знаю об этом вузе

Иркутский государственный университет Байкальский государственный университет экономики... Иркутский государственный технический университет Иркутский государственный университетпутей... Иркутский государственный медицинский университет Восточно-Сибирский институт МВД Иркутский государственный лингвистический... Сибирская академия права, экономики и управления Восточно-Сибирский институт экономики и права Иркутская государственная сельскохозяйственная... Иркутский институт международного туризма Иркутский юридический институт (филиал) Российской... Восточно-Сибирская государственная академия... Иркутский филиал ГОУ ВПО «Российский... Байкальский гуманитарный институт Братский государственный университет Иркутский филиал ГОУ ВПО «Московский...

54,3% 31,2% 14,5%

44,7% 37,7% 17,6%

46,5% 29,1% 24,4%

42,7% 30,4% 26,9%

39,0% 33,7% 27,3%

32,6% 35,4% 32,0%

36,6% 30,0% 33,4%

26,0% 37,1% 36,9%

19,5% 38,0% 42,5%

23,2% 32,2% 44,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,8% 29,8% 57,4%

12,7% 29,4% 57,9%

14,0% 27,2% 58,8%

11,6% 28,8% 59,6%

11,0% 27,6% 61,4%

16,5% 20,5% 63,0%

9,6% 23,9% 66,5%

Восточно-Сибирский филиал Российской академии... 9,3% 22,7% 68,0%

Ангарская государственная техническая академия Иркутский филиал ФГОУВПО «Российский... Иркутский филиал ГОУ ВПО «Сибирская академия... Иркутский филиал современной гуманитарной... Иркутский филиал академии труда и социальных... Устъ-Илимский филиал Сибирского федерального... Устъ-Илимский филиал ГОУ ВПО «Сибирская академия...

13,5% 17,4% 69,1%

7,5% 23,3% 69,2%

4,7% 17,1% 78,2%

4,1% 13,6% 82,3%

3,9% 12,5% 83,6%

5,6% 9,2% 85,2%

3,7% 10,1% 86,2%

Рис. 4. Известность высших учебных заведений региона [10]

Следовательно, чтобы заинтересовать новое поколение абитуриен-тов-миллениумов, необходимы коренное изменение образовательных программ, разработка нового имиджа учебного заведения и повышение привлекательности территории как места жительства (что косвенно зависит от учебных заведений).

Весной 2013 г. в ходе проведения круглого стола Блумбергского Делового Саммита в Чикаго, посвященного исследованию готовности миллениу-44

мов вступать в рабочую силу, стало ясно, что 74% опрошенных респондентов признают необходимость сотрудничества бизнес-сообщества с академической средой с целью разработки учебных планов, которые в более полной мере будут соответствовать требованиям бизнеса [9]. Следовательно, вовлечение работодателей в образовательный процесс позволит индивидуализировать траектории обучения, определить необходимые компетенции для студентов и повысить соответствие выпускников требованиям работодателей.

Образовательный процесс на Сибирско-американском факультете БМБШ совмещает традиционные лекции, семинары и практические занятия с системой гибкого адаптивного Интернет-обучения «Гекадем», разработанной сотрудниками лаборатории компьютерных технологий БМБШ. С точки зрения обучения миллениумов в существующей методологии преподавания в БМБШ можно выделить значительные преимущества такого обучения.

СДО «Гекадем» предлагает:

- возможность выбора пути изучения учебной дисциплины (что соответствует потребности в самостоятельном определении объема знаний и компетенций);

- дифференцированный подход к учащимся, основанный на понимании того, что у разных студентов исходный уровень знаний в одной и той же области различен, что студенты подходят к процессу обучения по-разному и им свойствен разный стиль и темп обучения (это отвечает вызовам разного уровня базовой подготовки абитуриентов);

- оперативность и объективность контроля знаний и оценки результатов обучения (непрерывное повышение качества образовательного процесса);

- гарантию непрерывной связи во взаимодействии преподавателя и студента (решение проблемы потребности индивидуализации образовательного процесса);

- выбор траектории обучения в соответствии с выбором профессии (углубленное изучение необходимых для будущего трудоустройства инструментов) [4].

Таким образом, только совместная работа образовательного учреждения, работодателей, оценка приоритетов и интересов студентов-миллениумов позволят реализовывать образовательные программы, позволяющие полностью раскрыть потенциал студента и подготовить его в соответствии с требованиями работодателей.

1. Аванесов, В.С. Адаптивное обучение и адаптивный тестовый контроль [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов. Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory41.html (дата обращения 25.01.2014).

2. Беспалко, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалко. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.

45

3. Екатеринина, Т.О. Информационные технологии как основа общества равных возможностей / Т.О. Екатеринина, Р.А. Суфианова // Бизнес-образование в условиях глобализации: материалы науч.-практ. конф. / Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента. - Иркутск, 2006. - С. 183-186.

4. Курганская, Г.С. Организация индивидуального обучения в Интернет / Г.С. Курганская, Н.В. Юдалевич // Тр. конф. «Международная интеграция образовательных программ». - Иркутск, 2005. - С. 151-159.

5. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.

6. Полат, Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show/action?document/id=502 (дата обращения 03.02.2014).

7. Шамис, Е. Кто наш клиент? Теория поколений и НКО [Электронный ресурс] / Е. Шамис. Режим досупа: http://rugenerations.su/2009/04/-30/кто-наш-клиент-теория-поколений-и-нко (дата обращения 28.01.2014).

8. Howe, N. Millenials Rising / N. Howe, W. Strauss. - New York: Vintage Books, 2000. - 432 p.

9. Kabani, Sh. Study Reveals Surprising Facts About Millenials in the Workplace. URL: http://www.forbes.com/sites/shamakabani/2013/-12/05/study-reveals-surprising-facts-about-millennials-in-the-workpl.

10. Аналитический доклад: сценарий развития Восточной Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения политической и экономической динамики АТР / БМБШ. - Иркутск: ИГУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.