МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
УДК 631.41
ПОЧВА - НЕЗАМЕНИМЫЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ И ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (критическая оценка ситуации)*
Д.М.Хомяков
Почва является основой продовольственных систем всех уровней. Сохранение экологических функций почвенного покрова, его состояние на территориях, вводимых в сельскохозяйственное использование или выводимых из него, определяют степень и время наступления экологических рисков, а также рисков и угроз обеспечению продовольственной безопасности.
Общемировое значение и стоимость почвенных ресурсов возрастают. Россия имеет максимальную площадь почвенного покрова — примерно 14,5 млн кв. км, т.е. одну шестую часть планетарного. Почвы как уникальное национальное богатство и стратегический ресурс — недооценены. Объем применяемых агрохимических средств не достаточен для воспроизводства плодородия.
Достижение показателей продовольственной безопасности в стране и экспорт продовольственных товаров происходят за счет невосполняемых расходов резервов плодородия почв. Отсутствуют государственные документы, которые бы четко и однозначно определяли, сколько пахотных земель и сельскохозяйственных угодий нужно для ведения современного агропроизводства и выполнения задач устойчивого развития и где они расположены.
Ключевые слова: почва, почвенный покров, продовольственные системы, «зеленая» экономика, «климатически нейтральное» сельское хозяйство, цели устойчивого развития.
Введение
Обеспечение продовольственной, национальной, экономической и экологической безопасности, а также жизни и здоровья граждан неразрывно взаимосвязаны. Это еще раз отчетливо проявилось в 2020 г. во время экономического кризиса и пандемии коронавируса.
Страдают все сферы национальной экономики, в том числе и сельского хозяйства. Снижение производства и логистические сбои сказываются на мировом балансе продовольствия: страны вводят ограничения на импорт и экспорт, пополняют стратегические запасы, лимитируют и квотируют потребление населения, которое в свою очередь пытается реализовать сверхнормативный спрос. Растут потери продуктов питания в цепочке производство —распределение—обмен—потребление. По оценкам Всемирного банка, на планете проживают свыше 2,1 млрд неимущих и 770 млн страдающих от крайней нищеты. Увеличение числа этих людей — одно из главных опасных проявлений кризиса и его последствий.
Проблему голода на Земле преодолеть не удалось [31]. На прошедшем 2 апреля 2020 г. виртуальном заседании Совета Безопасности ООН прозвучало предупреждение о возможном скором «голоде библейского масштаба». Если в 2019 г. от голода страдало более 820 млн чел., к концу текущего года к ним добавятся еще 265 млн. Следуя этой логике, можно предположить, что число жителей планеты, испытывающих серьезный уровень отсутствия продовольственной безопасности, с указанных ранее 2 млрд чел. может увеличиться уже до трех из 7,8 млрд ныне живущих.
В Ежегодном докладе Международного института исследования продовольственной политики (IFPRI) «Отчет о глобальной продовольственной политике 2020: создание инклюзивных продовольственных систем» [21] провозглашено, что их перестройка с учетом бедных и уязвимых слоев населения является приоритетной мировой социальной задачей, но она может быть реализована только в случае наличия почвенных и водных ресурсов, предоставляемых малым семейным фермам для производства сельскохозяйственной продукции.
* Статья подготовлена и опубликована в рамках новой рубрики журнала — Материалы для дискуссии. Надеемся, что высказанные автором положения заслуживают заинтересованное обсуждение научного и экспертного сообществ.
В 2011 г. появилась и успешно функционирует независимая информационная платформа WEF Nexus (ВЭП Нексус. Водные, энергетические и продовольственные ресурсы и безопасность). К энергетическим также относят климатические, все альтернативные и атмосферные процессы. Цель — получение объективной информации для принятия решений, обеспечивающих благосостояние, расширение прав и возможностей человека, сокращение масштаба нищеты и устойчивое развитие при растущем спросе на все ресурсы. Системный подход к изучению и решению проблем является обязательным, поскольку только так достигается максимальная эффективность и сбалансированность их использования на глобальном, региональном и локальном уровнях с учетом перспектив развития [20, 32]. Платформа ВЭП Нексус для реализации своих решений совершено справедливо отделяет (выделяет) понятие «почва» — «soil» от понятия «территория» (земля) — «land».
В аналитической записке, опубликованной в мае 2020 г., говорится, что почва — это «недостающее звено» во взаимосвязи вода—энергия— продовольствие—окружающая среда; даже в ЕС современное неэффективное управление почвой является примером серьезного антропогенного воздействия на биосферу, которое оказывает влияние на жизнеспособность и комфортность всех социально-экологических систем. Вывод: следует уделять больше внимания почве в процессе разработки политики достижения целей устойчивого развития (ЦУР) [25]. В основе этого направления лежит базовый принцип — улучшение качества жизни человека без разрушения природной среды (биосферы). ООН сформулировала 17 основных целей устойчивого развития на период до 2030 г. Международная группа по ресурсам (IRP), организованная под эгидой Программы ООН по окружающей среде (UNEP, ЮНЕП) для проведения исследований в области рационального и безопасного использования природных ресурсов, в документе «Восстановление земель и почв для достижения целей устойчивого развития. Международная ресурсная панель» (2019) показала, что восстановление земель, сохранение ландшафтов, поддержание плодородия почв, их рекультивация и реабилитация являются основой и входят во все ЦУР. Лицам, принимающим решения (ЛПР), необходимо понимать, что в сложной эколого-экономической и социальной системах все компоненты (подсистемы) взаимосвязаны [24].
Вопросы объективного изучения состава, структуры, строения, системообразующих факторов продовольственных систем, включая почву и почвенный покров, являющихся основой глобальной и национальной безопасности, не теряют своей актуальности.
Методология и методы проведения работы заключались в сборе, обобщении, анализе и оценке результатов практических и теоретических исследований. Были изучены нормативные правовые акты, документы, подготовленные экспертами высокого уровня, и материалы стратегического планирования — международные и национальные (общее число — свыше 350). Нормативные правовые акты оценивали по действующим редакциям с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на 1 июля 2020 г. Все расчеты производили на основе официальной статистической информации.
Результаты исследований
Почвенные ресурсы и устойчивое развитие.
Экологические функции почв
Генеральная ассамблея ООН 1 марта 2019 г. объявила период с 2021 по 2030 г. Десятилетием восстановления экосистем для достижения ЦУР. Следует отметить, что почва входит в состав всех наземных экосистем определенного иерархического уровня в качестве неотъемлемой, обязательной и незаменимой подсистемы, или компонента.
Почвы с их плодородием правомочно отнести к критически важным невозобновляемым ресурсам. Для реализации устойчивого управления ими в 2012 г. Совет Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO, ФАО) учредил Глобальное почвенное партнерство (GSP), которое с помощью научно-консультативного органа — Межправительственной технической группы по почвам осуществило пересмотр Всемирной хартии почв (SWC) — политического документа, принятого Конференцией ФАО еще в ноябре 1981г.
ФАО был подготовлен доклад «Состояние мировых почвенных ресурсов: основной отчет» (SWSR). Он содержал описание и рейтинг десяти основных угроз для почв, которые отражаются на функциях экосистем в глобальном масштабе и в каждом отдельном регионе. В докладе описаны прямые и косвенные нагрузки на почвы, а также пути и средства борьбы с их деградацией [29]. В развитие этого направления провозглашены Добровольные руководящие принципы рационального использования почвенных ресурсов (утверждены 155-й сессией Совета ФАО, Рим, 05.12.2016). Была поставлена глобальная задача: раскрыть, укрепить и поддерживать потенциал почв не только для производства продуктов питания, но и для сохранения водных ресурсов, биоразнообразия, сокращения выбросов углерода, повышения устойчивости функционирования экосистем в условиях изменения климата [33].
Во исполнение этого документа был разработан Международный кодекс поведения в области устойчивого использования удобрений и управления ими [3]. Компенсация вынесенных с урожая-
ми растений и/или отчужденных элементов минерального питания — основа поддержания их нулевого или положительного баланса в агроценозах, обеспечивающая воспроизводство плодородия почв и возможность получения сельскохозяйственной продукции высокого качества.
Российская наука много сделала для обоснования фундаментальных закономерностей и принципов: «почва» и «почвенный покров» (почвенная оболочка Земли, «геодерма», или «педосфера») являются составной и неотъемлемой частью биосферы, незаменимым компонентом окружающей среды, основой функционирования продовольственных систем [2—4, 6, 15—17 и др.]. Утрата экологических функций почв не позволит обеспечить устойчивое развитие и поставит под угрозу само существование биосферы. Зарубежные эксперты считают, что место и роль почвы в процессах достижения ЦУР трудно переоценить, но пока она остается недооценена. Задача научного сообщества — изменение позиции лиц, принимающих решения [1, 8, 9, 22, 23, 25, 28 и др.].
Сельскохозяйственные перспективы
2019—2028 гг. — документ, являющийся результатом совместных усилий Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, ОЭСР) и ФАО, подготовленный с участием экспертов из правительств государств-членов и организаций, специализирующихся на биржевых и сырьевых товарах [26]. Прогнозы были сделаны накануне экономического кризиса и пандемии коронавируса.
В ближайшее десятилетие потребность в продовольствии будет расти. Потребление основных продуктов питания на душу населения останется прежним. Уровень спроса на них в мире достиг насыщения, причина — низкие доходы населения и слабый рост экономики.
(Следует заметить, что в начале коронакризи-са, пока глобальный рынок был открыт и не израсходованы накопленные запасы, мировые цены на продовольствие резко не увеличивались. Из-за снижения деловой активности часть произведенной продукции оставалась невостребованной и утилизировалась. На рынке повысилась доля фальсифицированных и измененных товаров. Долгосрочный тренд не изменился: значительная часть людей недоедает и голодает, их число увеличивается. Цены на продукты питания растут теперь уже без абсолютной связи со стоимостью энергоресурсов. Протекционизм, накопление странами сверхнормативных (стратегических) запасов, ажиотажный спрос населения, новые жесткие карантинные меры второй волны, сбои в производстве и логистике могут спровоцировать нехватку продовольственных товаров (глобальную, региональную, локальную) на фоне стагнирующей экономики и обострения ресурсно-экологических проблем.)
В промысловом рыболовстве почти весь прогнозируемый рост поставок рыбы и морепродуктов будет происходить за счет аквакультуры, что приведет к 2028 г. к увеличению ее доли в общем объеме производства примерно до 55%.
В мировой структуре посевов увеличится доля кормовых культур (кукуруза, соя). Рост потребления зерновых для кормов превысит рост потребления таковых для продовольствия. Общее сельскохозяйственное производство поднимется на 15%, при этом суммарная мировая площадь используемых земель расти не будет. Прогнозируемый рост производства сельскохозяйственных культур может быть обусловлен прежде всего повышением урожаев и более высокой интенсивностью агротехнологий благодаря инновациям. В животноводстве увеличится поголовье скота, более эффективно будет использоваться возрастающее количество кормов.
Человек — также часть биосферы. Сейчас суммарная масса людей как биологического вида оценивается в 300 млн т. Для поддержания жизни популяции ежедневно нужна пища, сбалансированная, содержащая необходимое количество животного белка с полным набором аминокислот, включая незаменимые, не присутствующие в составе растительной пищи и не синтезируемые самим человеком при переваривании еды.
По различным оценкам, не менее 95—97% продовольствия, потребляемого в мире, человечество получает в результате агропроизводства, осуществляемого на суше с использованием почв. Остальная часть приходится на ресурсы гидросферы, в том числе мирового океана.
Главное, что можно увидеть в документе: проблема голода остается, не решается и будет усиливаться. Снизить ее остроту можно, используя интенсивные, инновационные, наукоемкие аг-ротехнологии. Почвенные ресурсы в мире уже дефицитны. Оправдан вопрос — насколько?
ЮНЕП выдвинула концепцию «безопасного рабочего пространства» (БРП) [19]. Предлагается к 2030 г. использовать для нужд потребления не более 0,2 га пахотных почв на человека. Превышение данного показателя вызовет риск неприемлемого уровня: приведет к необратимому ущербу в виде сокращения биоразнообразия, высвобождения двуокиси углерода, нарушения круговорота воды и питательных веществ, вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых участков и сокращения площадей почв в естественных биогеоценозах. Во многих случаях сельскохозяйственные угодья расширяются за счет лесов, особенно в тропических регионах. (Примером являются масштабные пожары в Южной Америке летом и осенью 2019 г., где освобождались участки под посевы сои. Она экспортируется в Европу и используется в животноводстве. Для получения дополнительных 32 млн т сои в год нужно распахать поряд-
ка 16 млн га почв — площадь четырех небольших европейских стран. Таких ресурсов в ЕС нет: 25% общей площади занято пашней и многолетними насаждениями, 17% — пастбищами, а 34% — лесами [12].)
Мониторинг глобального землепользования странами и регионами должен показывать, находятся ли они в пределах своего БРП или вышли за него. Среди предлагаемых мер: интенсификация сельскохозяйственного производства экологически и социально приемлемыми способами; инвестиции в восстановление деградированных почв и ландшафтов; планирование землепользования и совершенствование землеустройства; минимизация расширения селитебных территорий за счет плодородных почв и т.д. Не исключаются и экономические санкции [19, 25]. В ЕС сейчас в среднем индекс БРП составляет 0,35 га/ чел. с колебанием по странам: от 0,06 — в Нидерландах и Бельгии, 0,15 — в Австрии и Германии до 0,44 — в Венгрии и Болгарии. В России посев составляет порядка 80, пар — 15 млн га, а население — 146 млн человек. Реальный индекс БРП — 0,65 га/чел. [10—13].
Благодаря интенсификации агропроизводства Нидерланды, с площадью меньше Московской обл., в 2019 г. имели рекордный объем экспорта сельскохозяйственной продукции — 94,5 млрд евро, но уже 2020 г. был отмечен массовой переработкой невостребованных вследствие пандемии овощей и продуктов цветоводства в компост и убытками отрасли.
Экспорт сельскохозяйственной продукции Россией только в 2018 и 2019 гг. достиг 25 млрд долл. при 30 млрд долл. импорта [13]. На текущий год планируются аналогичные объемы экспорта, а импорт в кризисной ситуации снизится.
Согласно оценкам ЮНЕП, мировая площадь пашни может безопасно увеличиться лишь до 1640 млн га. Нетрудно подсчитать, что при БРП 0,2 га/чел. это соответствует численности населения земли 8,2 млрд. В 70-х годах прошлого века обсуждались «пределы роста» [7 и др.]. Эти цифры также часто фигурировали в результатах математического моделирования. По нашим прогнозам, темпы роста населения таковы, что к 2030 г. (за 10 лет) оно увеличится приблизительно на 1 млрд человек, а для обеспечения потребности в продовольствии нужно ввести в агропроизводство еще 200 млн га пахотных почв, не теряя уже используемые сейчас 1550 млн га.
При инерционном сценарии ожидаемый глобальный спрос на почвенные ресурсы задолго до 2050 г. выйдет за пределы БРП. К этому времени потенциальный прирост мировой площади пашни может составить максимум 500 млн га. При этом около 900 млн га уменьшат свое плодородие вследствие активизации процессов деградации, если они будут продолжаться с текущей скоростью. Тогда
эти площади частично будут выведены из севооборотов или полностью исключены из сферы сельскохозяйственного производства. Неисключе-но, что в ряде стран, в первую очередь ЕС, уже с 2021 г. начнутся запланированные масштабные мероприятия по консервации агроландшафтов по программе «зеленой сделки».
Можно заключить, что свободных резервов пахотных почв во всем мире практически нет уже сейчас. Значит то, в каком состоянии окажутся территории, вновь вводимые или выводимые из сельскохозяйственного использования, и каким будет их почвенный покров, определит степень и время наступления экологических рисков, а также рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности на разных уровнях, включая глобальный.
Восстановление, рекультивация и ремедиация, альтернативное использование ландшафтов и «ре-витализация» сельской местности, расширение природоохранных, особоохраняемых зон и заповедников — актуальные темы современной и посткризисной повестки дня для всех стран в рамках формирования «зеленой экономики» и программ сохранения биоразнообразия.
Оценка роли и места почвы
в стратегическом развитии России
(национальный уровень регулирования)
Общемировое значение почвенных ресурсов возрастает в связи с ростом населения, глобальными процессами их деградации и утраты, а также невозможностью осуществления почвенным покровом Земли биосферных функций в прежнем объеме. Россия имеет максимальную площадь почвенного покрова — примерно 14,5 млн кв. км, или одну шестую часть планеты. Почвы страны являются уникальным и пока недооцененным национальным богатством. Само понятие «почвы» постоянно и планомерно исчезает из правового поля. Следовательно, почвенные ресурсы не учитываются в реальной финансово-экономической деятельности. Это подтверждает анализ процедур, правил и норм правового регулирования с учетом истории их изменений. Проблему создания адекватных институтов и механизмов, способных противостоять глобальным экологическим вызовам и обеспечить выполнение ЦУР, испытывают многие страны мира [27].
Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ст. 261 определил земельный участок как «объект права собственности». Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п. 2). Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмот-
рению все, что находится над и под его поверхностью, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3).
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» закрепил: «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Сам почвенный слой не определен.
В Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» слово «почва» отсутствует вовсе, а земельный участок — это вид объекта недвижимости.
В Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ за 19 лет с момента вступления в силу его первой редакции более 130 федеральными законами внесено свыше 270 существенных изменений и дополнений; добавлены или удалены главы, статьи, пункты; осуществлены новые редакции (114). В действующей редакции (ст. 6, п. 3) объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Цели охраны земель (ст. 12) — предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В этой статье впервые появляются термины «почва» и «плодородие почв». Первый, как видно из контекста, не адекватен термину «земля». Что стоит за данными понятиями? Смысловое их толкование дают государственные стандарты.
Содержание и смысл понятия «земля» раскрывает действующий в настоящее время «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84). Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 № 3453). Земля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах, а также пространственным базисом для
размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.
Согласно «ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ 5298-85). Государственный стандарт Союза ССР. Почвы. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 23.02.1988 № 326), почва — это самостоятельное естественно-историческое природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфо-логические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
Понятно, что заменять одно понятие другим неправомерно. Но что такое почва с точки зрения права?
Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О карантине растений» определил: «почва — компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений». К понятию «почва» не относятся торф, песок, грунт глубокого залегания, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений (ст. 2, п. 32). Согласно п. 29 ст. 2, почва является элементом подкарантинной продукции.
Приказ Минприроды России от 11.07.2018 № 316 «О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238» определил стоимостную форму вреда, причиненного почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы.
Плодородие — безусловно, важная характеристика почв, но далеко не единственная. Все эти определения не рассматривают широкий набор экологических функций почв как неотъемлемой части биосферы, а также экологических сервисов. (Последнее понятие было введено именно для облегчения разработки и реализации экономических механизмов учета и оценки стоимости почвы и иных природных ресурсов и финансовых механизмов изъятия и распределения ренты.) Поэтому сейчас почвы и почвенный покров как компонент окружающей среды остаются недооцененными, а суммы взыскания существенно уменьшаются.
Для почв, как и для многих других компонентов окружающей среды, пока не установлены нормативы качества. В Постановлении Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» содержатся следующие положения:
— нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (п. 2);
— нормативы качества разрабатываются и устанавливаются для отдельных компонентов природной среды, в том числе почв (земель) (п. 4).
«Почва» и «земля» — разные компоненты окружающей среды, в тексте документа они тождественны (?). Растет правовая неопределенность.
В Указе Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» определено, что она является составной частью национальной безопасности. Отмечено, что практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Деградация земель и почв отнесена к глобальным и внутренним вызовам, а сами понятия разделены.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ «Об ООС») в ст. 1 ввел понятия:
— природная среда (далее — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
— компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Там же указано, что природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
В законе «земля» и «почвы» отнесены к разным компонентам. Смысловое содержание терминов не раскрыто. Далее по тексту присутствуют тер-
мины «почвенный покров» (ст. 16.3, п. 6 и ст. 62.1, п. 3.1), «плодородный слой почв» (ст. 40, п. 3).
«Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв» (ст. 62, п. 1).
Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяются законодательством (ст. 62, п. 2).
Не определив, что есть почва, исполнить данные положения невозможно.
Модельный закон об охране почв (принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением № 29-16 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) призван регулировать отношения, возникающие при реализации государственной политики по охране почв, при осуществлении государственного контроля за их состоянием, соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности требований по предупреждению загрязнения, деградации почв, сохранению и восстановлению почв и их плодородного слоя. Он не является обязательным для исполнения на территории РФ.
В архиве Государственной Думы ФС РФ есть законопроект № 83224-3 «Об охране почв», в первый раз внесенный на рассмотрение 19 апреля 2001 г., но не прошедший даже первое чтение.
Почва в агропроизводстве
(управление использованием)
Развитие российского АПК обусловливают два основных фактора, неразрывно связанных друг с другом: рациональное использование почв, территории, гидротермического (агроклиматического) потенциала и повышение производительности труда. Сейчас они определяют, сможет ли страна сформировать устойчивую продовольственную систему и при этом обеспечить предполагаемый рост экспорта продукции в среднесрочной перспективе.
Пока нет государственных документов, которые бы четко и однозначно определяли, сколько и где расположенных пахотных почв и сельскохозяйственных угодий нужно России для ведения современного агропроизводства и выполнения задач по целям устойчивого развития. К сожалению, не решаются эти вопросы и в Проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелио-
ративного комплекса Российской Федерации на 2021—2030 гг.» (разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 02.10.2019 № ДМ-П13-62пр).
При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ФЗ «Об ООС», ст. 42, п. 1).
Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», где даже в названии отсутствует термин «почва», в ст. 1 легализовал, на наш взгляд, некорректный тезис: «Плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений».
«Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий».
Плодородием обладают почвы, а не земли. Воспроизводство плодородия подразумевает некую систему действий и мероприятий, но они не могут быть определены без экспертизы специалистов для каждого конкретного случая и создания соответствующего проекта, и то, если уже имеются научно обоснованные по результатам проведенных агрономических экспериментов и утвержденные технологии. Открытый список в данном вопросе «и иных» — абсолютно недопустим. Толкование этой нормы неоднозначно.
Согласно ст. 8 рассматриваемого закона, «Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны:
— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; (Сразу возникает вопрос: какими способами, кто и как их устанавливает?)
— соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; (Вопрос — какие нормы и правила, кто и как их устанавливает?)
— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-ток-сикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 43 ФЗ «Об ООС» гласит, что «при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий».
Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О мелиорации земель» в ст. 1 установил, что она осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В ст. 2 даются определения: «мелиорируемые земли: земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий; земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, ку-льтуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Сами мелиоративные мероприятия включают проведение работ по улучшению химических и физических свойств почв».
В данном законе снова присутствует некорректный термин «плодородие земель». Сама же мелиорация относится к почвам, поскольку предусматривает улучшение их состояния и повышение плодородия. Следуя формальной логике, любые пахотные почвы, где используются современные ландшафтно-адаптивные (или почвозащитные природоохранные) системы земледелия и кормопроизводства — мелиорированные (улучшенные), т.е. обладают в результате применения агротехнологий и организации территории более высокими показателями плодородия и обеспечивают прибавку урожаев выращиваемых сельскохозяйственных культур. Для этого достаточно обратиться к введенному в действие с 01.07.2019
«ГОСТ Р 58330.2-2018. Национальный стандарт РФ. Мелиорация. Виды мелиоративных мероприятий и работ. Классификация» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.12.2018 № 1143-ст).
Далее по тексту рассматриваемого закона № 4-ФЗ термин «почва» упоминается в ряде статей: защита почв от водной эрозии, предотвращение деградации и эрозии почв (ст. 2, ст. 7), почвозащитные функции (ст. 2), питательный режим почв (ст. 6, ст. 30), мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, земле-вание, плантаж и первичная обработка почвы (ст. 8).
Статью 9 приведем полностью: «Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв». Понятно, что термин «земля» здесь излишен и не нужен.
К проведению мелиоративных мероприятий предъявляются экологические требования. Их осуществление не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды (ст. 32), они производятся с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательств, а также законодательства РФ об охране окружающей среды, о недрах, растительном и животном мире. Государственный мониторинг мелиорированных земель представляет собой систему наблюдений за их состоянием. На основе результатов дается оценка изменений. Объектами являются все мелиорированные земли в РФ (ст. 21). По факту, особой процедуры государственного мониторинга мелиорированных земель в настоящее время не предусмотрено — он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Остается открытым вопрос о порядке отнесения земельных участков к мелиорируемым и их предоставления для проведения почвенно-мелиора-тивных мероприятий. «Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила» (ст. 25). Для осуществления этих действий, несомненно, нужны цифровые геопространственные данные, электронные карты, с геодезической точностью включающие информацию о почвенном покрове и особенностях его функционирования. В идеале должны быть в наличии 2D, а где возможно и 3D цифровые модели почв различного уровня и масштаба (локальные, региональные и т.д.).
В Приказе Минсельхоза России от 15.05.2019 № 255 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации
земель» упоминаются некие «почвенно-мелиора-тивные условия», использующиеся для обоснования необходимости проведения выбранного вида мелиорации и при подготовке проекта. В иных нормативных документах этот термин не найден.
В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» среди основных целей государственной аграрной политики заявлены повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия и развития мелиорации. Внесение минеральных удобрений в действующих веществах (д.в.) на 1 га посевов сельскохозяйственный культур должно возрасти с 33 кг в 2007 г. до 50 кг в 2011 идо 130—150 кг в 2020 г. (раздел 8).
Результаты проведенного нами анализа реальной ситуации по данным Росстата [10, 11, 13] представлены в таблице. Ведомство учитывает лишь удобренные площади, их доля в 2007 г. составляла 39% от общей площади посевов. С 2000 по 2019 г. этот показатель постепенно увеличивался с 27 до 60% (в 1986—1990 гг. составлял в среднем 70%). Поэтому приводимые, полученные по некорректной методике данные всегда существенно завыь шены. Мы использовали корректный подход, учитывая общую площадь посевов и объемы вносимых минеральных удобрений. Несмотря на сокращение площадей посева, уровень внесения минераль-ныи удобрений со 110 кг д.в/га снизился в три раза. Эта цель государственной аграрной политики не вытолнена.
Департамент растениеводства Минсельхоза РФ в октябре 2019 г. констатировал, что с 2014 по 2018 г. из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур вышесено 61,3 млн т д.в. трех основный элементов минерального питания (в пересчете на N P2O5 и Внесено c органическими и ми-
неральными удобрениями 25,0 млн т д.в. Разность за пять лет составила 36,3 млн т д.в. Эти расчеты не включают особенности поведения минеральных удобрений в почве, коэффициенты усвоения растениями питательных веществ, их миграцию по профилю, потери (включая газообразные для азота) и иные расходные статьи баланса элементов в агроценозах. Площадь пашни нужно рассчитывать, суммируя посевную и парующую (потери идут и на парующих участках). Помимо агрохимических средств выделяют также и иные приходные статьи баланса.
С середины 1990-х гг. в пахотный почвах наблюдается отрицательный не компенсируемый баланс основных элементов минерального питания сельскохозяйственных культур, оцениваемый нами в 80—100 кг д.в/га ежегодно. Из пахотного слоя почвы постоянно происходит отчуждение каль-
ция и магния за счет внутрипрофильной миграции (вымывания) и выноса их с урожаем. Применение минеральных удобрений и выпадение кислых атмосферных осадков усиливает этот процесс. Известкование относится к химической мелиорации почв, темпы которого недопустимо уменьшились (таблица), растут доля и площади кислых пахотных почв. Они выявлены уже в южных регионах страны. Продолжается асидизация агроланд-шафтов [18].
Для восполнения органического вещества (гумуса) почв и предотвращения их декарбонизации на имеющуюся в обороте площадь необходимо вносить в среднем по 6—7 т/га органических удобрений в год (или порядка 550—640 млн т суммарно). Количество традиционных органических удобрений сокращается. Упало поголовье скота —
в 1990 г. насчитывалось 76 млн, в 2019 — 35 млн условных голов; 30 лет назад выход навоза составлял 886 млн т, а вносилось в почву 390 млн т (44%), сейчас — не более 70 млн т (30%) [10, 11, 13]. В 1990 г. внесение органических удобрений в расчете на одну условную голову скота в хозяйствах всех категорий составляло 6,5 т (в том числе 5,2 т подстилочного навоза и 1,3 т торфа), сейчас — менее 2,0 т. Торф не используется вовсе.
Все это в совокупности приводит к падению эффективности агротехнологий и устойчивости агроценозов, недобору потенциально возможной сельскохозяйственной продукции, снижению ее качества. Почвы теряют плодородие и деградируют. Азот-, фосфор- и углеродсодержащие отходы, вернее, вторичные ресурсы, неконтролируемо обращаются, загрязняя объекты окружающей среды.
Площадь паров, посевов и применение минеральных удобрений в РФ в пересчете на 100% питательных веществ (д.в.)*
Годы Площадь, млн га Применение минеральных удобрений в год Внесение известковых материалов, млн т физической массы в год
чистых паров посевов млн т д.в. кг д.в/га посевов
1971—1975 (среднее) 9,7 122,5 6,0 49,0 14,0
1976—1980 (среднее) 8,4 124,2 8,7 70,0 20,8
1981—1985 (среднее) 12,0 119,5 10,9 91,2 27,4
1986—1990 (среднее) 14,2 118,0 13,0 110, 31,0
1991—1995 (среднее) 15,1 109,9 5,3 48,2 16,0
1996—2000 (среднее) 18,0 92,2 1,4 15,2 2,0
2001—2005 (среднее) 16,2 79,7 1,4 17,6 2,5
2006 13,8 75,3 1,5 19,9 2,3
2007 13,6 74,8 1,7 22,7 2,1
2008 13,7 76,9 1,9 24,7 2,3
2009 14,0 77,8 1,9 24,4 1,8
2010 14,7 75,2 1,9 25,4 2,0
2006—2010 (среднее) 14,0 76,0 1,8 23,7 2,1
2011 14,0 76,7 2,0 24,9 2,0
2012 14,0 76,3 1,9 24,9 2,2
2013 12,5 78,1 1,8 23,0 2,1
2014 12,4 77,8 1,9 24,4 2,3
2015 11,9 78,6 2,0 25,4 2,1
2011—2015 (среднее) 13,0 77,5 1,9 24,5 2,1
2016 12,0 79,3 2,3 29,0 1,9
2017 11,8 80,0 2,5 31,3 2,1
2018 12,0 79,6 2,5 31,4 2,5
2019 11,6 79,7 2,8 35,1 2,6
2020 (прогноз) 11,8 80,3 2,9 36,1 4,6
2016—2020 (среднее, прогноз) 11,8 79,8 2,6 32,6 2,7
*Пояснения к таблице приведены в тексте.
Рассмотрим пример. Вынос из почвы основных элементов при получении 1 т зерна с соответствующим количеством побочной продукции в зависимости от почвенно-климатических условий, культуры и сорта меняется, в среднем составляя 25—35; 11—15 и 20—27 кг в пересчете на N P2O5 и Кроме того, выносится 6—10 кг кальция, 6—8 кг магния, сера, кремний, микроэлементы и т.д. Растут урожаи — увеличивается вынос. Получаем качественное зерно с высоким содержанием белка и клейковины — также растет вынос. Со 100 млн т зерновых колосовых выносится 3,0 млн т азота, 1,2 млн т фосфора и 2,3 млн т калия. В сумме — 6,5 млн т. Плюс до 1 млн т кальция и 0,8 млн т магния. Эти цифры можно сравнить с объемом применения агрохимических средств (таблица), учитывая, что кроме прогнозируемого урожая зерна в 2020 г. в пределах 120—125 млн т будет собрана и другая продукция растениеводства.
За последние пять лет средний экспорт российского зерна составил свыше 40 млн т/год. Россия в прошедшем сельскохозяйственном году (01.07.019—30.06.2020) экспортировала 43 млн т зерна на сумму 8,5 млрд долл. По прогнозам Мин-сельхоза РФ, в новом году, начинающемся с 1 июля 2020 г., экспорт составит 45 млн т. Эту деятельность субсидирует и поддерживает государство, она остается единственной защищенной статьей при корректировке Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», действующей до 2025 г.
Зерно и нефть — биржевые товары. В 2020 г. стоимость тоны нефти и зерна на мировом рынке достигли паритета (сравнялись). Происходит падение цен на многие виды базовых сырьевых ресурсов, включая углеводороды. В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, а стоимость зерна и иных сельскохозяйственных товаров возрастет. Почвы России — ее главное, но пока недооцененное богатство, являющееся основой устойчивого «низкоуглеродного» развития страны в настоящем и будущем.
Достижение показателей продовольственной безопасности в стране, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья происходят за счет невосполняемых расходов резервов плодородия почв: «природно-ресурсного кредита», объем которого ежегодно только растет. Сельскохозяйственный экспорт можно рассматривать как вывоз за границу основы плодородия почв — миллионов тонн макро- и микроэлементов минерального питания растений, включая стратегический и дефицитный во всем мире фосфор. Количество и наличие доступных для усвоения растениями фосфорсодержаших соединений в почве в большинстве случаев определяют предел величины уро-
жаев. Оптимизация минерального питания растений обеспечивается удобрениями, в данном случае фосфорными. Это касается всех культур. Мелиоративный прием фосфоритования предусматривает внесение в почву местных агроруд с невысоким содержанием этого элемента, что уменьшает последствия дефицита фосфорных удобрений [1, 3, 14 и др.]. Накопление подвижного фосфора в верхнем корнеобитаемом слое почв является одним из факторов обеспечения расширенного воспроизводства их плодородия.
Региональные продовольственные системы
(проблемы организация функционирования
и рационального использования
почвенных ресурсов)
В настоящее время единый орган государственного управления, специально уполномоченный в сфере землепользования, отсутствует. Вследствие этого применяются две процедуры государственного мониторинга земель. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» на него возложены эти функции и полномочия в части земель сельскохозяйственного назначения.
Общая их площадь в России — 382,5 млн га, в том числе самая ценная часть (сельскохозяйственные угодья) — 197,7 (Росреестр) или 222,0 млн га (Росстат). В 2019 г. посевы занимали 79,9, пар — 11,6 млн га (таблица), хотя статистическая площадь пашни — 115,8 млн га (116,2 млн га — Росреестр). В 1990 г. площадь посевов составляла 117,7 и паров — 13,8 млн га (в сумме 131,5 млн га, что соответствовало площади пашни) [5, 10, 11, 13]. Официальные данные Росреестра, Минсельхоза и Росстата часто не совпадают. Ожидать иного не приходится, поскольку пока большая их часть получена с мест опросным путем. Анализ цифр показывает отсутствие полной и объективной информации даже в системе регистрации прав и учета объектов недвижимости, не говоря уже о почвах и их состоянии.
В Распоряжении Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р «Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года» отмечено, что в большинстве субъектов продолжается снижение плодородия почв. Почвенный покров сельскохозяйственных угодий подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия, а проводимый мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным
ресурсом. Он не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.
Согласно Приказу Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения», он представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного их состояния, в том числе мониторинг плодородия таких земель. Подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р утверждены «Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012—2020 годы», где определены цели государственной политики по управлению земельным фондом: повышение эффективности использования земель, их охрана как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны. Итоги реализации данного документа пока не подведены, но «почва» и «почвенные ресурсы» в нем не упоминаются.
Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — ФЗ «О землеустройстве») в настоящее время фактически не работает: при очередной редакции в 2008 г. из него исключено понятие «территориальное землеустройство».
Почвенные, геоботанические и другие обследования должны проводиться в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям (ст. 11). Изучение состояния земель (ст. 9), включая почвенные, геоботанические и другие обследования, должны осуществляться на основе материалов геодезических и картографических работ (ст. 10). (Вопрос: кем, какими силами и средствами должна осуществляться эта деятельность?)
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) руководит непосредственно Правительство РФ (Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Она наделена полномочиями проведения землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти (п. 5.2.2), федерального государственного надзора в области
землеустройства (п. 5.1.12), государственного мониторинга земель в РФ (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (п. 5.1.13), государственного земельного надзора (п. 5.1.14) и т.д. (Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).
Росреестр не имеет функций управления земельными и почвенными ресурсами и не несет ответственности за их нерациональное использование. Практически он не осуществляет деятельность по обследованию, изучению почв, почвенному картированию и картографированию, закрепленными упомянутыми статьями 9, 10, 11 ФЗ «О землеустройстве». Силы и средства для этого отсутствуют.
К сельским территориям РФ нет требований по обязательному проведению землеустройства на всех площадях, где ведется (или временно не ведется) агропроизводство. В имеющихся схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах поселений и городских округов земли сельскохозяйственного назначения представлены единым массивом, для них отсутствует собственное зонирование и соответствующие правила землепользования.
В Распоряжении Правительства РФ от 08.11.2018 № 2413-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений» в п. 19 предусмотрено в срок до 1 августа 2019 г. «введение института паспортизации земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивающего учет сведений о состоянии и свойствах их почвы». Это положение на сегодняшний день не реализовано и не может быть осуществлено корректно.
В сентябре 2019 г. первое чтение в Государственной Думе ФС РФ прошел законопроект № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий». В результате внесения поправок из текста было исключено понятие «почва» и его производные (Федеральный закон от 31.07.2020 № 308-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"»).
Выводы
Сохранение экологических функций почвенного покрова — непременное условие устойчивого развития и существования биосферы Земли.
Его состояние на планете, в том числе на территориях, используемых в настоящее время, вновь вводимых или выводимых из сельскохозяйственного производства, определяет степень и время наступления экологических рисков, а также рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности. Почва — основа продовольственный систем всех уровней: от глобального до местного (локального).
Общемировое значение и стоимость почвенных ресурсов возрастает в связи с повсеместно распространенными процессами их деградации и утраты, а также с невозможностью осуществления почвенным покровом мира биосферных функций в прежнем объеме. Формирующаяся «зеленая» экономика направлена на сохранение биоразнообразия и обеспечения целей устойчивого развития. В том числе предполагается «климатически нейтральное» сельское хозяйство, где обязательно обеспечивается воспроизводство плодородия почв (желательно расширенное), максимально используются ресурсы органического вещества, включая отходы животноводства, не происходит снижения запасов гумуса в пахотных почвах (декарбонизация), полностью исключена их деградация, включая все виды эрозии.
Россия имеет максимальную площадь почвенного покрова — примерно 14,5 млн кв. км, или одну шестую часть планетарного. Почвы, являясь уникальным национальным богатством и стратегическим ресурсом, остаются недооценены, эксплуатируются, а не рационально и бережно используются. В земледелии объемы применяемый удобрений и мелиорантов недостаточны для воспроизводства плодородия пахотных почв.
Показатели продовольственной безопасности в стране и экспорт продовольственный товаров достигаются за счет невосполняемых расходов резерва плодородия почв — «природно-ресурсного кредита», объем которого ежегодно только растет. Сельскохозяйственный экспорт можно рассматривать как вывоз за границу основы плодородия почв — миллионов тонн макро- и микроэлемен-
тов минерального питания растений, включая стратегический и дефицитный во всем мире фосфор.
Отсутствуют государственные документы, которые бы четко и однозначно определили, сколько и где расположенный пахотный почв и сельскохозяйственных угодий нужно России для ведения современного агропроизводства и вытолнения задач по целям устойчивого развития. Сложившееся правовое регулирование не дает понятного представления о месте почв, почвенного покрова и почвенных ресурсов в организации землепользования, реализации земельной политики, ведении агропроизводства и формировании национальной продовольственной системы с учетом требований ЦУР.
В качестве неотложных задач следует выщелиты:
• необходимость введения в российское право полноценного, научно обоснованного и легального (юридически значимого), общеправового, точного, однозначного, дефинированного, устоявшегося, неконтекстного определения почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства;
• определить землеустройство для осуществления сельскохозяйственного производства как комплекс мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации рационального их использования и охраны;
• корректно установить виды разрешенного использования почв сельскохозяйственных угодий, являющихся самой важной частью земель сельскохозяйственного назначения, а также определить содержание терминов «целевое» и «разрешенное», «рациональное использование почв», «существенное снижение плодородия».
В этой связи Государственная агрохимическая служба страны могла бы стать почвенно-аг-рохимической и осуществлять весь комплекс работ по проведению экологического мониторинга почв, земель сельскохозяйственного назначения, в первую очередь пахотных почв и почв сельскохозяйственных угодий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агроэкологические и другие инновационные подходы в поддержку устойчивых сельскохозяйственных и продовольственных систем, повышающих уровень продовольственной безопасности и качество питания: Доклад Группы экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания Комитета по всемирной продовольственной безопасности. Рим, 2019.
2. Добровольский Г.В., Карпачевский Л.О., Крик-сунов Е.А. Геосферы и педосфера. М., 2010.
3. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы: Функционально-экологический подход. М., 2000.
4. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экология почв. Учение об экологических функциях почв: Учебник. М., 2006.
5. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2017 году. М., 2019.
6. Ковда В.А. Патология почв и охрана биосферы планеты // Биосфера. 2011. Т. 3, № 4.
7. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.
8. Многосторонние партнерские механизмы финансирования и укрепления продовольственной безопасности и улучшения питания в рамках осуществления
Повестки дня на период до 2030 года: Доклад Группы экспертов высокого уровня по продовольственной безопасности и питанию Комитета по всемирной продовольственной безопасности. Рим, 2018.
9. Питание и продовольственные системы: Доклад Группы экспертов высокого уровня по продовольственной безопасности и питанию Комитета по всемирной продовольственной безопасности. Рим, 2018.
10. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. М., 2019.
11. Россия в цифрах. 2020: Краткий стат. сб. M.,
2020.
12. Россия и страны мира. 2018: Стат. сб. M., 2018.
13. Сельское хозяйство в России. 2019: Краткий стат. сб. M., 2019.
14. Сушеница Б.А. Фосфатный уровень почв и его регулирование. М., 2007.
15. Титова В.И. Подходы к выбору показателей и опыт оценки способности почвенного покрова к выполнению общебиосферных функций (аналитический обзор) // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2018. Т. 67, № 6.
16. Хазиев Ф.Х. Почва и экология // Вестн. Академии наук РБ. 2017. Т. 24, № 3 (87).
17. Харькина М.А. Почвенное плодородие и его роль в поддержании жизни на Земле // Энергия, экономика, техника, экология. 2017. № 7.
18. Хомяков Д.М. Изменение кислотности природной среды и известкование почв в регионах с гумид-ным климатом // Агрохимия. 2000. № 3.
19. Bringezu S, Schütz H, Pengue W. et al. Assessing Global Land Use: Balancing Consumption with Sustainable Supply. A Report of the Working Group on Land and Soils of the International Resource Panel. P., 2014.
20. Cremadesa R. et al. Ten principles to integrate the wate—renergy—land nexus with climate services for co-producing local and regional integrated assessments // Sci. Total Environ. 2019. Vol.693. URL: https://doi.org/ 10.1016/J.SCIT0TENV.2019.133662 (дата обращения: 20.04.2020).
21. Global Food Policy Report: Building Inclusive Food Systems. Washington, 2020.
22. Hatfield J.L., Sauer Th.J, Cruse R.M. Soil: The Forgotten Piece of the Water, Food, Energy Nexus //
Advances in Agronomy. 2017. Vol.143. URL: https:// doi.org/10.1016/bs.agron.2017.02.001 (дата обращения: 20.04.2020).
23. Keesstra S.D. et al. The significance of soils and soil science towards realization of the United Nations Sustainable Development Goals // SOIL. 2016. Vol.2. URL: https://doi.org/10.5194/soil-2-111-2016 (дата обращения: 20.04.2020).
24. Land Restoration for Achieving the Sustainable Development Goals: An International Resource Panel Think Piece / IRP. Nairobi, 2019. URL: https://www.reso-urcepanel.org/file/1272/download?token=guufxUz3 (дата обращения: 20.04.2020).
25. MAGIC Nexus Policy Brief: Soil as the "missing link" for the Water—Energy—Food—Environment Nexus. URL: https://www.water-energy-food.org/resources/reso-urces-detail// (дата обращения: 20.04.2020).
26. OECD-FAO Agricultural Outlook 2019—2028. P.; Rome, 2019.
27. Olawuyi D. Sustainable development and the water—energy—food nexus: Legal challenges and emerging solutions // Environ. Sci. Policy. 2020. Vol. 103. URL: https://doi.org/10.1016/j.envsci.2019.10.009 (дата обращения: 20.04.2020).
28. Soil and Sustainable Development Goals / Ed. by R. Lal et al. Stuttgart, 2018.
29. Status of the World's Soil Resources: Main Report / Food and Agriculture Organization of the United Nations and Intergovernmental Technical Panel on Soils. Rome, 2015.
30. The International Code of Conduct for the sustainable use and management of fertilizers / FAO. Rome, 2019.
31. The State of Food Security and Nutrition in the World. Safeguarding against economic slowdowns and downturns / FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO. Rome, 2019.
32. The Water—Energy—Food Nexus. A new approach in support of food security and sustainable agriculture. Rome, 2014.
33. Voluntary Guidelines for Sustainable Soil Management / Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 2017.
Поступила в редакцию 10.05.2020 После доработки 15.05.2020 Принята к публикации 17.05.2020
SOIL - AN ESSENTIAL COMPONENT
OF THE BIOSPHERE AND THE GLOBAL FOOD SYSTEM
(critical assessment of the situation)
D.M. Khomiakov
Soil is the basis of food systems at all levels. Preservation of the ecological functions of the soil cover, its condition in the territories newly introduced or withdrawn from agricultural use determines the degree and time of the onset of environmental risks, as well as risks and threats to food security.
The global value and cost of soil resources is increasing. Russia has a maximum soil cover of approximately 14,5 million km2 — one sixth of the planetary. Soils, which are a unique national wealth and strategic resource, are underestimated. The volumes of applied agroche-micals are insufficient for the reproduction of fertility.
The achievement of food security indicators in the country and the export of food products occur due to non-reimbursable expenses of soil fertility reserves. There are no state documents that would clearly and unequivocally determine how many arable soils and agricultural land are needed to conduct modern agricultural production and fulfill tasks for sustainable development goals.
Key words: soil, soil cover, food systems, "green" economy, "climate neutral" agriculture, sustainable development goals.
Сведения об авторе
Хомяков Дмитрий Михайлович, докт. техн. наук, канд. биол. наук, профессор, зав. каф. агроинформатики ф-та почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: khom@soil.msu.ru.