Научная статья на тему 'Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации'

Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование медицинской помощи / обязательное медицинское страхование / взносы / неформальная занятость / теневая экономика / целевой налог с безналичных транзакций / health care financing / MHI / contributions / informal employment / shadow economy / earmarked tax on non-cash transactions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рагозин Андрей Васильевич, Кудинов Алексей Андреевич, Чиркова Таисия Алексеевна, Попкова Ангелина Олеговна, Сиводедов Артем Александрович

Актуальность исследования обусловлена высокой долей личных медицинских платежей населения в текущих расходах на здравоохранение Российской Федерации (РФ) – по данным Всемирного банка, 27,76% в 2020 г. Это значительно выше среднего показателя по развитым странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 18%. В рамках исследования проведено сравнение базы и ставок взносов на социальное медицинское страхование, удерживаемых с доходов населения в РФ и в развитых странах ОЭСР. Результаты исследования показали, что в сравниваемых странах ОЭСР база взносов социального медицинского страхования значительно шире: взносы удерживаются не только с заработной платы наемных работников и доходов от индивидуального предпринимательства и самозанятости (как в РФ), но и с доходов от капитала, ренты, а во многих странах даже с пенсий по возрасту. При этом уровень неформальной занятости и теневой экономики в РФ примерно в 2 раза выше, чем в развитых странах ОЭСР, что дополнительно уменьшает базу взносов обязательного медицинского страхования (ОМС) в России. В свою очередь, ставка взносов ОМС в РФ значительно ниже, чем в развитых странах ОЭСР, взносы в которых зачастую в 2–2,5 раза больше, чем в РФ. Данные исследования позволяют предположить, что одной из причин завышенной доли личных платежей населения в текущих расходах на здравоохранение в РФ является многократно заниженная по сравнению с развитыми странами база взносов ОМС, которая не компенсируется пропорциональным увеличением ставки этих взносов. Конвенциональным решением проблемы может быть расширение базы взносов ОМС за счет их удержания с доходов от капитала и ренты, а также увеличение ставки взноса и/или ее уравнивание для всех категорий страхователей. Однако с учетом масштаба неформальной занятости и теневой экономики в России более системным и инновационным подходом авторы считают замену удерживаемых с доходов населения взносов ОМС универсальным целевым налогом (взносом) с безналичных финансовых транзакций и с операций по снятию и внесению на счета наличных денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рагозин Андрей Васильевич, Кудинов Алексей Андреевич, Чиркова Таисия Алексеевна, Попкова Ангелина Олеговна, Сиводедов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why the MHI system is short of money: a comparison of social health insurance contribution bases and rates in developed OECD countries and in the Russian Federation

The relevance of the study is due to the high share of personal health payments of the population in current health expenditure in the Russian Federation – according to the World Bank, 27.76% in 2020, which is significantly higher than the average for developed OECD countries – 18%. The study compared the base and rates of social health insurance contributions withheld from personal income in the Russian Federation and developed OECD countries. The results showed that in the compared OECD countries the social health insurance contribution base is much broader: contributions are withheld not only from the wages of employees and income from self-employment and self-employment (as in the Russian Federation), but also from income from capital, rents, and in many countries also from old-age pensions. At the same time, the level of informal employment and the shadow economy in the Russian Federation is about 2 times higher than in developed OECD countries – which further reduces the MHI contribution base in Russia. In turn, the MHI contribution rate in the Russian Federation is much lower than in developed OECD countries, where contributions are often 2–2.5 times higher than in the Russian Federation. These studies suggest that one of the reasons for the excessive share of personal payments of the population in current health care expenditure in the Russian Federation is the MHI contribution base, which is many times lower than in developed countries and which is not compensated by a proportional increase in the rate of these contributions. A conventional solution to the problem could be to expand the MHI contribution base by deducting it from capital income and rent, and to increase the contribution rate and/or equalise it for all categories of policyholders. However, given the scale of informal employment and the shadow economy in Russia, the authors consider a more systematic and innovative approach to replace MHI premiums with a universal targeted tax (contribution) on non-cash financial transactions and on cash withdrawals and deposits.

Текст научной работы на тему «Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации

Актуальность исследования обусловлена высокой долей личных медицинских платежей населения в текущих расходах на здравоохранение Российской Федерации (РФ) - по данным Всемирного банка, 27,76% в 2020 г. Это значительно выше среднего показателя по развитым странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 18%.

В рамках исследования проведено сравнение базы и ставок взносов на социальное медицинское страхование, удерживаемых с доходов населения в РФ и в развитых странах ОЭСР.

Результаты исследования показали, что в сравниваемых странах ОЭСР база взносов социального медицинского страхования значительно шире: взносы удерживаются не только с заработной платы наемных работников и доходов от индивидуального предпринимательства и самозанятости (как в РФ), но и с доходов от капитала, ренты, а во многих странах даже с пенсий по возрасту.

При этом уровень неформальной занятости и теневой экономики в РФ примерно в 2 раза выше, чем в развитых странах ОЭСР, что дополнительно уменьшает базу взносов обязательного медицинского страхования (ОМС) в России. В свою очередь, ставка взносов ОМС в РФ значительно ниже, чем в развитых странах ОЭСР, взносы в которых зачастую в 2-2,5 раза больше, чем в РФ.

Данные исследования позволяют предположить, что одной из причин завышенной доли личных платежей населения в текущих расходах на здравоохранение в РФ является многократно заниженная по сравнению с развитыми странами база взносов ОМС, которая не компенсируется пропорциональным увеличением ставки этих взносов.

Рагозин А.В., Кудинов А.А., Чиркова Т.А., Попкова А.О., Сиводедов А.А.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), 125167, г. Москва, Российская Федерация

Конвенциональным решением проблемы может быть расширение базы взносов ОМС за счет их удержания с доходов от капитала и ренты, а также увеличение ставки взноса и/или ее уравнивание для всех категорий страхователей. Однако с учетом масштаба неформальной занятости и теневой экономики в России более системным и инновационным подходом авторы считают замену удерживаемых с доходов населения взносов ОМС универсальным целевым налогом (взносом) с безналичных финансовых транзакций и с операций по снятию и внесению на счета наличных денег.

Ключевые слова:

финансирование медицинской помощи; обязательное медицинское страхование; взносы; неформальная занятость; теневая экономика; целевой налог с безналичных транзакций

Финансирование. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание текста; статистическая обработка данных, редактирование - Рагозин А.В.; концепция и дизайн исследования, написание текста, сбор и обработка материала, составление списка литературы, редактирование - Кудинов А.А.; сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов, анализ полученных результатов - Чиркова Т.А.; сбор и обработка статистических данных, составление списка литературы - Попкова А.О., редактирование, составление списка литературы - Сиводедов А.А.

Для цитирования: Рагозин А.В., Кудинов А.А., Чиркова Т.А., Попкова А.О., Сиводедов А.А. Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 3. С. 14-27. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-3-14-27 Статья поступила в редакцию 31.05.2023. Принята в печать 25.08.2023.

Why the MHI system is short of money: a comparison of social health insurance contribution bases and rates in developed OECD countries and in the Russian Federation

Ragozin A.V., KudinovA.A., Financial University under the Government Chirkova T.A., Popkova A.O., of the Russian Federation, 125167, Moscow, Sivodedov A.A. Russian Federation

The relevance of the study is due to the high share of personal health payments of the population in current health expenditure in the Russian Federation - according to the World Bank, 27.76% in 2020, which is significantly higher than the average for developed OECD countries - 18%. The study compared the base and rates of social health insurance contributions withheld from personal income in the Russian Federation and developed OECD countries.

The results showed that in the compared OECD countries the social health insurance contribution base is much broader: contributions are withheld not only from the wages of employees and income from self-employment and self-employment (as in the Russian Federation), but also from income from capital, rents, and in many countries also from old-age pensions. At the same time, the level of

informal employment and the shadow economy in the Russian Federation is about 2 times higher than in developed OECD countries - which further reduces the MHI contribution base in Russia. In turn, the MHI contribution rate in the Russian Federation is much lower than in developed OECD countries, where contributions are often 2-2.5 times higher than in the Russian Federation.

These studies suggest that one of the reasons for the excessive share of personal payments of the population in current health care expenditure in the Russian Federation is the MHI contribution base, which is many times lower than in developed countries and which is not compensated by a proportional increase in the rate of these contributions.

A conventional solution to the problem could be to expand the MHI contribution base by deducting it from capital income and rent, and to increase the contribution rate and/or equalise it for all categories of policyholders. However, given the scale of informal employment and the shadow economy in Russia, the authors consider a more systematic and innovative approach to replace MHI premiums with a universal targeted tax (contribution) on non-cash financial transactions and on cash withdrawals and deposits.

Keywords:

health care financing; MHI; contributions; informal employment; shadow economy; earmarked tax on non-cash transactions

Financing. The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Contribution. Research concept and design, text writing; statistical data processing, editing - Ragozin A.V.; the concept and design of the study, writing the text, collecting and processing the material, compiling a list of references, editing - Kudinov A.A.; collection of statistical data, tabular and graphical presentation of the results, analysis of the results obtained - Chirkova T.A.; collection and processing of statistical data, compilation of a list of references - Popkova A.O., editing, compilation of a list of references - Sivodedov A.A.

For citation: Ragozin A.V., Kudinov A.A., Chirkova T.A., Popkova A.O., Sivodedov A.A. Why the MHI system is short of money: a comparison of social health insurance contribution bases and rates in developed OECD countries and in the Russian Federation. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (3): 14-27. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-3-14-27 (in Russian) Received 31.05.2023. Accepted 25.08.2023.

Актуальность исследования обусловлена высокой долей личных медицинских расходов домохозяйств в общих и текущих расходах на здравоохранение (out-of-pocket -OOP, %) в Российской Федерации (РФ).

Если в развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель эффективности финансирования гарантий медицинской помощи в 2020 г. в среднем составил 16,61%, то в РФ население из личных средств оплачивает 27,76% текущих расходов на здравоохранение. Однако стоит

отметить, что в 2019 г. этот показатель составил 36,57%, такое снижение было вызвано жесткими ограничительными мерами в эпоху пандемии СОУШ-19 в 2020 г., граждане перешли на государственное обеспечение, подобное снижение наблюдалось и в Европе, однако в развитых странах падение не превысило 3,5% при среднем значении 17,81% [1].

Столь высокий уровень личных медицинских расходов населения требует поиска причин низкой эффективности финансирования медицинских гарантий, технологический цикл

которой включает формирование базы доходов, их сбора, консолидации (пулинга) и оплаты медицинских услуг.

Очевидно, что формирование базы доходов представляется ключевым фактором эффективности системы финансирования медицинских гарантий населению. Однако в доступных источниках авторы нашли только 2 статьи, посвященные анализу и сравнению базы и ставок взносов на социальное медицинское страхование в РФ и в развитых странах [2, 3]. Данные этих исследований ограничены небольшим числом сравниваемых стран, не позволяют оценить и сравнить как базу страховых взносов (с доходов каких групп населения они удерживаются), так и размер их базовых (рассчитанных на средний доход) ставок. Поэтому в рамках данного исследования были проведены анализ и сравнение базы удерживаемых с доходов экономически активного населения взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в РФ, а также сравнение ставок этих взносов для разных категорий застрахованных в зависимости от источника их доходов.

Методология исследования и полученные данные

Поскольку в РФ в настоящее время используется страховая модель финансирования медицинских гарантий [система обязательного медицинского страхования (ОМС)], сначала были определены сравниваемые развитые страны ОЭСР, также использующие страховую модель. Опираясь на данные национальных счетов здравоохранения развитых стран ОЭСР, был проведен анализ данных о структуре бюджета схемы (государственные и обязательные схемы финансирования здравоохранения): составляющие ее доли (%) схемы Ю.1 (схемы центрального правительства и схемы региональных/местных правительств) и финансируемой из страховых взносов схемы Ь^.1.2 (схема социального медицинского страхования), а также доли личных медицинских расходов населения в текущих расходах на здравоохранение.

Данные об источниках доходов сопоставляли с долей личных медицинских расходов населения в текущих расходах на здравоохранение (OOP, %).

По данным анализа, развитые страны ОЭСР были распределены на 2 группы: страны с преимущественным или значительным финансированием медицинских гарантий страховыми взносами; страны с преимущественным финансированием медицинских гарантий общими налогами (табл. 1, 2).

Соответственно, для анализа и сравнения с показателями страховой системы здравоохранения РФ в последующем были использованы данные о базе доходов государственной/ обязательной схемы развитых стран ОЭСР с преимущественным или значительным финансированием медицинских гарантий страховыми взносами (см. табл. 2).

Затем был проведен анализ официальных источников: налогового законодательства, официальных сайтов систем социального страхования и налоговых служб сравниваемых развитых стран ОЭСР - для уточнения и оценки используемых в этих развитых странах ставок страховых взносов в зависимости от облагаемых ими основных источников доходов застрахованных: заработная плата, самозанятость и индивидуальное предпринимательство, доходы от ренты и капитала, а также пенсия по возрасту. Полученные данные приведены в табл. 3.

Обсуждение полученных данных

В ходе исследования сначала были проанализированы доли личных медицинских расходов домохозяйств в текущих расходах на здравоохранение (OOP) в странах ОЭСР и в России. С одной стороны, значимой зависимости этого показателя эффективности финансирования здравоохранения от выбора источника доходов не обнаружено. В странах как с преимущественно налоговым, так и с преимущественно страховым финансированием есть государства с очень низкой и с сильно завышенной долей личных медицинских расходов домохозяйств в текущих расходах на здравоохранение.

Таблица 1. Развитые страны ОЭСР с преимущественным или значительным финансированием медицинских гарантий страховыми взносами: доли налогов (НГ1.1) и страховых взносов (НГ1.2) в доходах обязательной (государственной) схемы НГ1

Страна OOP, % HF.1.2/ % доходов HF.1

2019 HF.1.1 2000 2005 2010 2015 2020

Эстония 24,07 Взносы - 80,6 79,6 79,7 69,9

Налоги - 18,3 17,6 19,9 30,0

Южная Корея 30,25 Взносы 60,8 61,9 66,1 66,2 66,0

Налоги 32,0 34,2 31,3 31,2 31,5

Нидерланды 10,57 Взносы 79,1 70,3 53,5 52,2 46,1

Налоги 20,7 29,5 28,6 29,0 34,9

Германия 13,48 Взносы 86,9 83,8 72,1 75,5 73,7

Налоги 12,2 15,6 18,3 15,5 18,2

Греция 34,64 Взносы - 61,1 56,3 51,7 54,4

Налоги 38,9 43,7 48,3 45,6

Израиль 11,83 Взносы 57,4 60,4 69,4

Налоги - - 26,778 25,1 21,7

Словения 11,66 Взносы - - - 66,2 60,6

Налоги - - - 7,1 16,2

Словакия 19,16 Взносы - - - - 72,4

Налоги - - - - 27,6

Польша 20,44 Взносы - - 86,2 86,4 86,4

Налоги - - 13,8 13,6 13,6

Литва 32,27 Взносы 58,2 57,0

Налоги 40,2 40,9

Япония 12,93 Взносы - - - 49,7 -

Налоги - - - 50,3 -

Чехия 14,09 Взносы - - 1 58,2

Налоги 41,5

Люксембург 9,62 Взносы - - - 57,0 -

Налоги - - - 42,9 -

Австрия 17,91 Взносы - - - - 48,2

Налоги - - - - 51,8

Бельгия 18,98 Взносы - 38,8 37,8 36,4 31,8

Налоги - 48,1 50,3 52,4 59,8

Франция 9,46 Взносы 74,9 75,3 74,6

Налоги 5,0 4,9 5,0

Средний OOP, % 18,21

Источник: составлено авторами на основании OECD.Stat. Доступно: https://stats.oecd.org/index.aspx7Data SetCode=SHA.

Так, наихудшие показатели OOP среди стран с налоговым финансированием здравоохранения оказались у Латвии (32,09%) и Португалии (27,8%), а среди стран со страховой моделью -у Греции (33,44%), Литвы (28,69%) и Южной Кореи (27,75%); это практически столько же и даже ощутимо выше, чем в РФ.

В свою очередь, в странах с налоговой моделью медицинских гарантий наименьшую роль в финансировании здравоохранения играют OOP в США (9,89%), Ирландии (10,5%) и Новой Зеландии (11,58%), а среди стран со страховым финансированием - в Люксембурге (8,45%), во Франции (8,94%) и в Нидерландах (9,32%).

Таблица 2. Развитые страны ОЭСР с преимущественным финансированием медицинских гарантий общими налогами

Страна OOP, %* HF.1.2/ % доходов HF.1

2019 HF.1.1 2000 2005 2010 2015 2020

Финляндия 17,42 Взносы 15,5 10,9 10,4 10,3 7,6

Налоги 83,3 87,9 88,1 88,3 91,9

Швеция 13,71 Взносы 0 0 0 0 0

Налоги 100 100 100 100 100

Ирландия 11,83 Взносы - - - 0,4 0,7

Налоги - - - 99,6 99,3

Исландия 15,55 Взносы - - - 0 0

Налоги - - - 100 100

Италия 23,46 Взносы - - - 0,3 0,2

Налоги 99,7 99,8

Испания 21,76 Взносы - - - 3,9 3,0

Налоги - - - 96,1 97,0

Португалия 30,61 Взносы 3,5

Налоги 96,5

Канада 15,04 Взносы - - 2,0 2,0 1,7

Налоги - - 98,0 98,0 98,3

Латвия 35,23 Взносы Налоги - - - - 0 99,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австралия 14,69 Взносы - - - 0

Налоги - - - 98,6 -

Новая Зеландия 12,15 Взносы 8,6 9,0 - - -

Налоги 81,2 79,0 - - -

Великобритания 16,39 Взносы 0 0 0 0 0

Налоги 99,8 99,8 99,8 99,8 99,9

Дания 13,79 Взносы - - 0 0 0

Налоги - - 100 100 100

Норвегия 13,92 Взносы - 12,0

Налоги - - - - 87,9

США 11,33 Взносы 33,2 28,2 23,5 14,4 13,3

Налоги 66,8 71,8 76,6 47,5 53,6

Средний OOP, % 17,79

Источники: составлено авторами на основании OECD.Stat. Доступно: https://stats.oecd.org/index.aspx7Data SetCode=SHA.

Таким образом, данные исследования позволяют предположить, что сам по себе выбор источника доходов: общие налоги или страховые взносы с доходов населения - практически не влияет на долю вынужденных личных медицинских платежей населения в текущих расходах на здравоохранение как критерия эффективности финансирования медицинских гарантий.

Результаты исследования и сравнения базы взносов социального медицинского страхования показали, что в сравниваемых странах ОЭСР эта база значительно шире, чем в РФ: взносы удерживаются не только с заработной платы наемных работников и доходов от индивидуального предпринимательства и самозанятости(как в российской системе ОМС), но и с доходов от капитала,

Таблица 3. Ставка взносов на социальное (обязательное) медицинское страхование в Российской Федерации и в развитых странах ОЭСР, % среднего дохода без учета числа иждивенцев

Страна Заработная плата Доходы от самозанятости и индивидуального предпринимательства Доходы от капитала и ренты Пенсия по возрасту

Российская Федерация 5,1 1,48-2,22 0 0

Германия 14,6 14,6 14,6 14,6

Словакия 14,0 14,0 0 0

Чехия 13,5 13,5 от 50% дохода 13,5 от 50% дохода 0

Эстония 13,0 13,0 13,0 13,0

Словения 12,92 12,92 12,92-18,78 5,59

Япония Средняя ставка 10,0 Ставка рассчитывается от годового дохода домохозяйства в зависимости от количества членов домохозяйства

Франция 9,2 9,2 9,2 6,6

Польша 9,0 4,9-9,0 4,9-9,0 9,0

Австрия 7,65 6,8 6,8 5,1

Греция 7,1 6,95 6,95 6,0

Южная Корея 7,09 Ежемесячный взнос = оценка доходов и имущества в баллах х стоимость балла (208,4 вон)

Нидерланды 6,68 5,43 5,43 5,43

Люксембург 6,1 6,1 6,1 5,6

Израиль 3,1-5,0 3,1-5,0 3,1-5,0 0

Литва 6,98 6,98 6,98 0

Бельгия 7,35 Открытых официальных данных не найдено 3,55

Источник: составлено авторами на основании [4-36].

ренты, а во многих странах даже с пенсий по возрасту, т.е. удерживаются не только с активного, но и с замещающего дохода.

Если не рассматривать спорный в социальном отношении вопрос об удержании страховых взносов с пенсий по возрасту как замещающего пассивного дохода и с учетом того, что доходы от капитала (прибыль) и ренты во внутреннем валовом продукте (ВВП) развитых стран и России в среднем составляют ~40%, база взносов российской системы ОМС представляется ощутимо заниженной за счет освобождения от уплаты взносов ОМС доходов населения от ренты и капитала. Более того, живущие на эти доходы не занятые наемным трудом граждане считаются неработающими, и взносы за их ОМС платят бюджеты субъектов Федерации.

При этом, оценивая базу взносов ОМС в РФ (основу которой составляют взносы с зара-

ботной платы формально занятых работников), следует учитывать масштаб российской теневой экономики и неформальной занятости (табл. 4).

Тем самым база взносов ОМС с заработной платы в РФ ниже на ~20%, чем в развитых странах ОЭСР, а это в еще большей степени ограничивает доходы системы ОМС.

Значимое влияние масштаба теневой экономики и неформальной занятости на доходы страховых систем финансирования медицинских гарантий подтверждает тот факт, что все без исключения развитые страны ОЭСР со страховой моделью и наихудшими показателями доли OOP (Греция, Южная Корея, Литва) имеют большую долю теневой экономики в ВВП, соответственно 27,06; 25,70 и 25,15%. При этом, судя по данным исследования, на высокий уровень OOP в Южной Корее мало влияет инновация этой страны, направленная на минимизацию фактора

Таблица 4. Теневая экономика и неформальная занятость в России и в развитых странах ОЭСР

Страна Средний размер оценки доли теневой Неформальная

экономики в ВВП, %, оценка методом занятость,% занятого

MIMIC за период 1991-2015а населения, 2018б

Россия 38,40 35,9

Развитые страны ОЭСР, в среднем 16,90 10,34

Швеция 13,28 8,2

Словакия 15,33 16,7

Греция 27,06 32,8

Германия 11,97 10,2

Бельгия 20,57 13,5

Испания 24,52 27,3

Италия 24,95 19,0

Финляндия 13,49 6,3

Португалия 21,88 12,1

Латвия 22,23 13,2

Венгрия 25,23 12,2

Норвегия 14,07 7,4

Чехия 14,83 9,2

Австрия 8,93 10,0

Эстония 23,80 6,9

Япония 10,41 18,7

Франция 14,08 9,8

Исландия 14,20 4,9

Словения 24,09 5,0

Южная Корея 25,70 31,5

Великобритания 11,08 13,6

Литва 25,15 12,6

США 8,34 18,6

Люксембург 10,67 1,2

Нидерланды 10,77 9,4

Швейцария 7,24 10,4

Дания 15,19 11,2

Израиль 22,01 Нет данных

Ирландия 13,89 13,5

Австралия 12,06 Нет данных

Польша 25,10 38,0

Канада 13,92 Нет данных

Новая Зеландия 11,70 Нет данных

Источники: а Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? International Monetary Fund, 2018; 6 Women and men in the informal economy: a statistical picture (3rd ed.)/International Labour Office. Geneva: ILO, 2018.

теневой экономики и неформальной занятости - превращение в страхователя домохозяйств с расчетом взносов на основе балльной оценки имущества.

Сопоставляя ставки взносов с заработной платы работников, можно отметить, что средний показатель ставки в развитых странах ОЭСР составляет 9,52%, а это в 1,87 раза больше нало-

говой ставки в России (5,1%). Если не брать в расчет город-государство Люксембург, ближе всего к показателям России ставки удерживаемых с зарплат взносов в Израиле и в Литве -соответственно 5,1; 5,0 и 6,98%.

Иными словами, в Литве, как и в России, низкая ставка взносов сочетается с масштабным сектором теневой экономики, а это закономерно приводит к тому, что показатель OOP в Литве - один из самых высоких среди развитых стран ОЭСР. В свою очередь, в Израиле уровень OOP несколько выше среднего по странам ОЭСР, а сопоставимая с российской низкая ставка взносов компенсирована меньшим масштабом по сравнению с Россией теневой экономики и более широкой базой взносов, которые в Израиле удерживаются не только с заработной платы наемных работников, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, но и с доходов от капитала и ренты.

В свою очередь, ставка взносов ОМС с доходов самозанятых - растущей, сопоставимой по численности с наемными работниками экономически активной группы населения -в РФ в несколько раз ниже, чем в развитых странах ОЭСР. Наконец взносы ОМС с доходов индивидуальных предпринимателей в РФ носят фиксированный (т.е. регрессивный) характер, в отличие от развитых стран ОЭСР, где индивидуальные предприниматели, как правило, платят взносы на социальное медицинское страхование пропорционально доходам.

Таким образом, данные исследования позволяют утверждать, что по сравнению с развитыми странами ОЭСР в РФ значительно занижена как база, так и ставка взносов социального медицинского страхования, а это не позволяет рассчитывать на систему ОМС как на ведущий источник финансирования медицинских гарантий и требует непропорционально больших для страховой системы доли финансируемых налогами бюджетных ассигнований.

Данные соображения подтверждаются значимым превалированием бюджетных (налоговых) ресурсов над страховыми взносами ОМС в бюджете Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ (табл. 5).

Данные табл. 5 показывают необоснованность взглядов на решение проблемы дефицита Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ увеличением бюджетного (налогового) финансирования, что полагает нормальным и допустимым, например, Н.Н. Сисигина [3]. В ситуации, когда уже сейчас доля налогов в финансировании медицинских гарантий гражданам РФ значительно превышает долю страховых взносов, дальнейшее увеличение бюджетного финансирования превращает страховой механизм формирования доходов в дорогостоящую фикцию.

В свою очередь, представляются малоперспективными и конвенциональные решения, предусматривающие приведение системы доходов ОМС к нормам практик развитых стран ОЭСР к определению базы взносов и их ставки. Ключевыми ограничениями для увеличения базы взносов видятся масштаб теневой экономики и неформальной занятости в РФ, что приводит к выраженной «проблеме безбилетника». В свою очередь, увеличение ставки взносов ОМС также не представляется реалистичным в ситуации, когда успешное лоббирование работодателями льгот по уплате взносов ОМС привело к той ситуации, что в настоящее время большое число отраслей и промышленно развитых территорий РФ не платят взносы ОМС вообще или платят их по символической льготной ставке 0,1%.

В этих условиях наиболее перспективным представляется предложение авторитетного исследователя теневой экономики американского экономиста E. Feige [37]: замена социального налогообложения зарплат универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) целевым налогом (взносом) на платежные операции (Automated Payment Transactiontax, налог APT), который автоматически удерживается с каждой безналичной транзакции, а также с операций по снятию наличных и их внесению на безналичный счет.

Разработчики налога APT полагают, что заложенный в его основу принцип социальной солидарности сведет к минимуму «проблему безбилетника»:

Таблица 5. Доли страховых взносов и налоговых (бюджетных) ресурсов в Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, %, 2015-2019 гг.

Источники финансирования Программы 2015 2017 2019

государственных гарантий бесплатной млрд % млрд % млрд %

медицинской помощи гражданам РФ руб. руб. руб.

Общие расходы на Программу госгарантий 2380,8 100 2511,6 100 3447,3 100

Страховые ресурсы ОМС: взносы за работающих и другие налоговые поступления в ФФОМС, % 835,1 35,1 970,5 38,6 1427,7 41,4

Бюджетные ресурсы ОМС: межбюджетные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансферты ФФОМС + расходы бюджетов субъектов Федерации на ОМС так называемого неработающего населения 640,1 64,9 646,1 61,4 799,1 58,6

Федеральный бюджет 429,9 351,4 502,3

Бюджеты субъектов Федерации 475,7 543,6 718,2

Источники: составлено авторами на основании Федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год» от 31.10.2016 № 379-Ф3 (URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206477; дата обращения 18.03.2023); Федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год» от 11.10.2018 № 357-ФЗ (URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308714; дата обращения 18.03.2023); Федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год» от 15.10.2020 № 317-ФЗ (URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_365116; дата обращения 18.03.2023); Приложения 2.1 к Отчету Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ распределения, предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также оценка влияния особенностей субъектов Российской Федерации на размер выделяемой субвенции», утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 февраля 2021 г. (доступно: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fa4/fa412e5db73d7355 f85a2c05de4eb4a3.pdf?highlight-search-result=%D0%9E%D0%9C%D0%A1&highlight-search-result=429; дата обращения 18.03.2023).

■ обеспечит максимально возможную налогооблагаемую базу, привлекая к финансированию общедоступных социальных гарантий неформально занятых, теневую и офшорную экономику, рынок крипто-валют и криминальный мир, тем самым снизив социальные расходы бюджета;

■ максимально возможная налогооблагаемая база сделает ставку налога APT минимальной, его администрирование малозатратным, а нагрузку на налогоплательщиков пропорциональной их фактическим, а не декларируемым доходам, т.е. справедливой;

■ минимальная ставка налогов позволит отказаться от системы налоговых льгот, уменьшит стимулы для ухода в тень и неформальной занятости;

■ перенос непроизводительных социальных затрат с производства на оборот повысит финансовую стабильность предприятий и снизит их потребность в оборотном капитале.

Есть основания полагать, что данная инновация позволит наиболее полно реализовать страховые принципы в финансировании медицинских гарантий и в условиях наложенных на РФ экономических санкций использовать конкурентное преимущество ее финансовой системы -развитую систему безналичных платежей, которая охватывает сектор теневой экономики и неформально занятых. Так, по данным наблюдения Банка России, в национальной платежной системе за 2020 г. объем безналичных платежей превышает ВВП России в 15 раз, а по темпам их

роста РФ вышла на 1-е место в мире. Данное обстоятельство позволяет заменить социальные отчисления в ФФОМС универсальным целевым налогом (взносом) APT с минимальной ставкой.

Так, по данным Банка России, в 2020 г. через системно значимую платежную систему Банка России (ПС БР) было совершено безналичных платежей на сумму 1657,6 трлн руб. В свою очередь, общий объем доходов ФФОМС за 2020 г. составил 2,39 трлн руб. (см. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год» от 25.10.2021 № 362-Ф3).

Соответственно, в 2020 г. всю систему доходов ФФОМС (взносы работодателей за работников, платежи из бюджета субъектов Федерации за неработающих, трансферты федерального бюджета и пр.) можно было заменить одним универсальным целевым («медицинским») взносом (налогом), автоматически удерживаемым со всех безналичных транзакций со ставкой 0,14%, т.е. удерживая 14 копеек с каждых 100 рублей платежа. Важно отметить, что ставка налога может быть еще ниже, если учесть налогообложение операций по снятию и внесению наличных, а также операций по конвертации криптовалют.

Выводы

1. Сам по себе выбор источника финансирования медицинских гарантий: общие налоги или страховые взносы с доходов населения - практически не влияет на долю личных медицинских расходов домо-хозяйств в текущих расходах на здравоохранение. Гораздо большее значение имеет

масштаб теневой экономики и неформальной занятости, которые ощутимо влияют на долю личных медицинских затрат домохозяйств в текущих расходах здравоохранения в странах, финансирующих медицинские гарантии как общими налогами, так и страховыми взносами.

2. По сравнению с использующими страховую модель развитыми странами ОЭСР база взносов российской ОМС ощутимо занижена: с одной стороны, за счет освобождения от уплаты взносов ОМС доходов от ренты и капитала, с другой - по причине масштабной неформальной занятости и теневой экономики России, что значительно снижает базу взносов («проблема безбилетника», free-rider problem).

3. Значительно занижена по сравнению с развитыми странами ОЭСР и ставка взносов ОМС, удерживаемых в РФ только с заработной платы и доходов самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

4. Масштабное ограничение как базы, так и ставок взносов ОМС в условиях масштабной теневой экономики и неформальной занятости - важная, если не ключевая, причина низкой эффективности системы финансирования медицинских гарантий гражданам РФ.

5. Наиболее перспективным, политически реализуемым и технологически доступным решением проблемы низкой эффективности финансирования медицинских гарантий представляется замена существующей системы доходов универсальным целевым («медицинским») взносом (налогом), автоматически удерживаемым со всех безналичных транзакций.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Рагозин Андрей Васильевич (Andrey V. Ragozin) - кандидат медицинских наук, директор Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация E-mail: AVRagozin@fa.ru https://orcid.org/0000-0003-4645-8765

Кудинов Алексей Андреевич (Alexey A. Kudinov) - лаборант-исследователь Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация

E-mail: aakudinov@fa.ru https://orcid.org/0000-0003-0918-1058

Чиркова Таисия Алексеевна (Taisiia A. Chirkova) - лаборант-исследователь Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация

E-mail: tachirkova@fa.ru https://orcid.org/0009-0000-8957-0023

Попкова Ангелина Олеговна (Angelina O. Popkova) - лаборант-исследователь Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация

E-mail: aopopkova@fa.ru https://orcid.org/0009-0002-3558-2832

Сиводедов Артем Александрович (Artem A. Sivodedov) - лаборант-исследователь Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация

E-mail: 216129@edu.fa.ru https://orcid.org/0000-0003-0042-2898

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОЗ. Наличные расходы в процентах от текущих расходов на здравоохранение (CHE) (%). [Электронный ресурс]. URL: https:// www.who.int/data/gho/data/indicators/indicator-details/GHO/out-of-pocket-expenditure-as-percentage-of-current-health-expenditure-(che)-(-) (дата обращения: 02.05.2023).

2. Гренадерова М.В., Борисова С.С. Сравнительный анализ отчислений на социальные нужды в России, в США и в Европе // Вестник алтайской академии экономики и права. 2020. № 9. С. 226-232.

3. Сисигина Н.Н. Финансовое обеспечение современных страховых систем здравоохранения // Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 77-90.

4. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/yul/ str_vznos/ (дата обращения: 13.04.2023).

5. Федеральная налоговая служба. Налог на профессиональный доход [Электронный ресурс]. URL: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 13.04.2023).

6. Взносы: Федеральное министерство здравоохранения Германии [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesgesundheit sministerium.de/beitraege.html (дата обращения: 27.03.2023).

7. Какова сумма моих взносов, подлежащая уплате? Deutsche Rentenversicherung [Электронный ресурс]. URL: https:// www.deutsche-rentenversicherung.de/DRV/DE/Rente/In-der-Rente/ Kranken-und-Pflegeversicherung-der-Rentner/kranken-und-pfle-geversicherung-der-rentner.html#:~:text=Der%20allgemeine%20 Beitragssatz%20zur%20Krankenversicherung,alle%20Kranken-kassen%2014%2C6%20Prozent (дата обращения: 27.03.2023).

8. Руководство по применению минимального авансового платежа: Министерство здравоохранения Словакии [Электронный ресурс]. URL: https://www.health.gov.sk/PMinimalne-poistne-1-1-2023 (дата обращения: 18.04.2023).

9. За кого государство должно платить налоги: Dovera Словакия [Электронный ресурс]. URL: https://www.dovera.sk/

najcastejsie-otazky/poistenie-poistne-a-povinnosti/odvody/399-za-koho-vsetkeho-plati-odvody-stat (дата обращения: 18.04.2023).

10. Система медицинского страхования в Чешской Республике: Министерство здравоохранения Чехии [Электронный ресурс]. URL: https://kancelarzp.cz/en/usefull-links-info/health-insura nce-system-in-cz/#:~:text=Self-employed%20persons%20pay %2013.5,is%202393%20CZK%20per%20month (дата обращения 27.03.2023).

11. Социальное и медицинское страхование: Налоговый портал Чехии [Электронный ресурс]. URL: https://www-mesec-cz. translate.goog/danovy-portal/dan-z-prijmu/socialni-a-zdravotni-pojisteni/?_x_tr_sl=cs&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 27.03.2023).

12. Медицинское страхование: Больничная касса Эстонии [Электронный ресурс]. URL: https://www.tervisekassa.ee/inime sele/ravikindlustus (дата обращения 27.03.2023).

13. Закон о медицинском страховании Эстонии: Государственная газета. URL: https://www-riigiteataja-ee.translate.goog/ akt/113032019136?_x_tr_sl=et&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pt o=wapp (дата обращения: 03.04.2023).

14. Таблицы страховых взносов: Министерство здравоохранения Словении [Электронный ресурс]. URL: https://zavezanec. zzzs.si/wps/portal/portali/azap/prispevki-za-obvezno-zdravstveno-zavarovanje/preglednica-prispevkov/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPL MnMz0vMAfIjo8ziTY08zQwtTQx8LfzdDA0CLZxcTdxdA4zc3Q31C7IdF QG0o88g/ (дата обращения: 27.03.2023).

15. Таблица страховых взносов за 2020 финансовый год (с марта 2022 г.): Японская ассоциация медицинского страхования [Электронный ресурс]. URL: https://www-kyoukaikenpo-or-jp. translate.goog/g7/cat330/sb3150/r04/r4ryougakuhyou3gatuka ra/?_x_tr_sl=ja&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp%22 (дата обращения: 27.03.2023).

16. Взносы национального медицинского страхования и страховые налоги: Министерство здравоохранения Японии [Элект-

ронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/stf/newpage_21517. html (дата обращения: 05.04.2023).

17. CSG и CRDS c заработанного и замещающего дохода: Официальный сайт французской администрации [Электронный ресурс]. URL: https://www-servlce-publlc-fr.translate.goog/partlcul iers/vosdroits/F2971?lang&quest&_x_tr_sl=fr&_x_tr_tl=ru&_x_tr_ hl=ru&_x_tr_pto=wapp (дата обращения: 27.03.2023).

18. Страховой взнос: Министерство здравоохранения Польши [Электронный ресурс]. URL: https://www.zus.pl/firmy/ rozliczenia-z-zus/skladki-na-ubezpieczenia/zdrowotne (дата обращения: 18.04.2023).

19. Изменения в отношении взносов в здравоохранение с 2022 года: Страховое обеспечение Польша [Электронный ресурс]. URL: https://www.zus.pl/o-zus/o-nas/programy-transformacji-cyfrow ej-zus/zmiany-od-2022-r./zmiany-w-skladce-zdrowotnej (дата обращения: 18.04.2023).

20. Ваш взнос в систему социального обеспечения: Австрийское здравоохранение [Электронный ресурс]. URL: https://www. gesundheitskasse.at/cdscontent/?contentid=10007.870462#:~:t ext=Von%20Ihrem%20Bruttolohn%20bzw.,Ihr%20Dienstgeber%20 Sozialversicherungsbeitr%C3%A4ge%20f%C3%BCr%20Sie (дата обращения: 27.03.2023).

21. Система социального обеспечения самозанятых: Экономическая палата Австрии [Электронный ресурс]. URL: https:// www.svs.at/cdscontent/load?contentid = 10008.727911&ver sion=1576489471 (дата обращения: 03.04.2023).

22. Медицинская страховка: Федеральное министерство социального обеспечения, здравоохранения, ухода и защиты прав потребителей Австрии [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sozialministerium.at/Themen/Soziales/Sozialversicherung/ Krankenversicherung.html (дата обращения: 27.03.2023).

23. Медицинская страховка: Пенсионный страховой институт Австрии [Электронный ресурс]. URL: https://www.pv.at/cdsconten t/?contentid=10007.707690&portal=pvaportal (дата обращения: 27.03.2023).

24. Закон № 4387 от 2016 г. Единая система социального обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://ypergasias.gov. gr/wp-content/uploads/2021/02/v.-4387-2016.pdf (дата обращения: 27.03.2023).

25. Ставка взноса: Национальная система медицинского страхования Южной Кореи [Электронный ресурс]. URL: https://www-nhis-or-kr.translate.goog/english/wbheaa02500m01.do?_x_tr_sl=en&_x_ tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 27.03.2023).

26. Глава 6. Страховые взносы: Закон о национальном медицинском страховании [Электронный ресурс]. URL: https://law.

go.kr/LSW/LsiJoLinkP.do?lsNm=%01%01%01%01%01%01%01&p aras=1&docType=J0&languageType=K0&joNo=006900000# (дата обращения: 04.04.2023).

27. PwC // Tax Summaries. URL: https://taxsummaries.pwc.com/ netherlands/individual/other-taxes (date of access April 06, 2023).

28. Werkgeversheffing Zvw of bijdrage Zvw? URL: https:// www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/bldcontentnl/belas-tingdienst/prive/werk_en_inkomen/zorgverzekeringswet/bijdrage_ zorgverzekeringswet/tabel_werkgeversheffing_zvw_of_bijdrage_ zvw/tabel_werkgeversheffing_zvw_of_bijdrage_zvw (date of access March 31, 2023).

29. Avis aux employeurs // Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/publications/avis/20230114-avis-80-99.html (date of access April 05, 2023).

30. Avis aux non-salaries Taux de cotisation au 01.01.2022, URL: https://ccss.public.lu/dam-assets/publications/2022/ccss-20 220313-avis-60-FR-DE.pdf (date of access March 31, 2023).

31. Revenu professionnel // Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/independants/cotisations-soc iales/revenu-professionnel.html (date of access April 05, 2023).

32. Luxembourg: Pension system in 2018. URL: https://www. oecd.org/els/public-pensions/PAG2019-country-profile-Luxembourg. pdf (date of access March 31, 2023).

33. Страховые взносы на медицинское страхование: Ведомство национального страхования Израиля [Электронный ресурс]. URL: https://www.btl.gov.il/Insurance/Health_Insurance/P ages/%D7%A9%D7%99%D7%A2%D7%95%D7%A8%D7% 9 9%20%D7 % 93%D7%9E % D7%99%20 % D7%91% D 7%99%D7%98%D7%95%D7%97%20%D7%91%D7%A8%D7%99%D 7%90%D7%95%D7%AA.aspx (дата обращения: 27.03.2023).

34. Информационный центр Sodra [Электронный ресурс]. URL: https://www.sodra.lt (дата обращения: 10.04.2023).

35. О социальном обеспечении: Федеральная государственная служба - социальное обеспечение Бельгии [Электронный ресурс]. URL: https://socialsecurity.belgium.be/sites/default/files/ content/docs/fr/publications/tout-ce-que-securite-sociale-fr.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

36. Какие суммы удерживаются из моей пенсии? Федеральная пенсионная служба Бельгии [Электронный ресурс]. URL: https://www.sfpd.fgov.be/fr/paiement/brut-net#AMI (дата обращения: 27.03.2023).

37. Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В. Проблема «безбилетника» в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3. С. 45-56. DOI: https://doi.org/10.18572/2070-2167-2022-3-45-56

REFERENCES

1. WHO. Out-of-pocket expenditure as percentage of current health expenditure (CHE) (%). [Electronic resource]. URL: https:// www.who.int/data/gho/data/indicators/indicator-details/GHO/out-of-pocket-expenditure-as-percentage-of-current-health-expenditure-(che)-(-) (date of access May 02, 2023).

2. Grenaderova M.V., Borisova S.S. Comparative analysis of social contributions in Russia, the USA and Europe. Vestnik Altay-skoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2020: (9): 226-32. (in Russian)

3. Sisigina N.N. Financial support of modern health insurance systems. Finansoviy zhurnal [Financial Journal]. 2017; (1): 77-90. (in Russian)

4. Federal Revenue Service. Official website [Electronic resource]. URL: https://ww.nalog.gov.ru/rn77/yul/str_vznos/ (date of access April 13, 2023). (in Russian)

5. Federal Revenue Service. Professional income tax [Electronic resource]. URL: https://npd.nalog.ru/ (date of access April 13, 2023). (in Russian)

6. Contributions: German Federal Ministry of Health [Electronic resource]. URL: https://ww.bundesgesundheitsministerium.de/bei traege.html (date of access March 27, 2023).

7. What is the amount of my contributions to be paid? Deutsche Rentenversicherung [Electronic Resource]. URL: https://www. deutsche-rentenversicherung.de/DRV/DE/Rente/In-der-Rente/ Kranken-und-Pfleversicherung-der-Rentner/krankard20%,20K enverszen20% (date of access March 27, 2023).

8. Guidelines for the application of the minimum advance payment: Ministry of Health of Slovakia [Electronic resource]. URL: https://ww.health.gov.sk/? Minimalne-poistne-1-1-2023 (date of access April 18, 2023)

9. For whom the state should pay taxes: Dovera Slovakia [Electronic resource]. URL: https://ww.dovera.sk/najcastejsie-otazky/poistenie-poistne-a-povinnosti/odvody/399-za-koho-vsetke-plati-odystat (date of access April 18, 2023).

10. Health insurance in the Czech Republic: Czech Ministry of Health [Electronic resource]. URL: https://kancelarzp.cz/en/usefull-

links-info/health-insurance-systemin-cz/#:~:text=Self-employed%20 persons%20pay%2013.5%is 2% (date of access April 18, 2023).

11. Social and Health Insurance: Czech Tax Portal [Electronic Resource]. URL: https://www-mesec-cz.translate.goog/danovy-por tal/dan-zprijmu/socialni-a-zdratni-pojisteni/?_x_tr_sl=cs&_x_ tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (date of access March 27, 2023).

12. Health insurance: Estonian Hospital Fund [Electronic resource]. URL: https://ww.tervisekassa.ee/inimesele/ravikindlustus (date of access March 27, 2023).

13. Estonian health insurance act: State Gazette. URL: https:// www-riigiteataja-ee.translate.goog/akt/113032019136?_x_tr_ sl=et&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp (date of access April 3, 2023).

14. Contribution tables: Ministry of Health of Slovenia [Electronic resource]. URL: https://zavezanec.zzzs.si/wps/portal/portali/azap /prispevki-za-obveznozdravstveno-zavarovanje/preglednica-prispevkov/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8ziTY08 zQwtQx8LfzdDA0CLZxTdxdxxdA4zc3Q31C7IdFQG0o88g/ (date of access March 27, 2023).

15. Table of premiums for fiscal year 2020 (from March 2022): Japan Health Insurance Association [Electronic resource]. URL: https:// www-kyoukenkaipo-or-jp.translate.goog/g7/cat330/sb3150 /r04/r4rygaoukuhyougat3ukara/?_x_tr_sl=ja&_x_tr_tl=ru&_x_tr_ hl=ru&_x_tr_pto=wapp%22 (date of access March 27, 2023).

16. National health insurance contributions and insurance taxes: Ministry of Health of Japan [Electronic resource]. URL: https:// www.mhlw.go.jp/stf/newpage_21517.html (date of access April 5, 2023).

17. CSG and CRDS with earned and replacement income: Official website ofthe French administration [Electronic resource]. URL: https:// www-service--public-fr.translate.goog/particuliers/vosdro its/F2971?lang&quest&_x_tr_sl=fr&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_ pto=wapp (date of access March 27, 2023).

18. Insurance fee: Ministry of Health of Poland [Electronic resource]. URL: https://www.zus.pl/firmy/rozliczenia-z-zus/skladki-na-ubezpieczenia/zdrowotne (date of access April 18, 2023).

19. Changes in health contributions since 2022: Insurance Poland [Electronic resource]. URL: https://www.zus.pl/o-zus/o-nas/ programy-transformacji-cyfrowej-zus/zmiany-od-2022-r./zmiany-skdroskladcezwotnej (date of access April 18, 2023).

20. Your social security contribution: Austrian Health [Electronic Resource]. URL: https://ww.gesundheitskasse.at/cdscon tent/?contentid = 10007.870462#:~:text=Von%20Ihrem%2 0Bruttolohn%20bzw.,Ihr%20Dienstgeber%20Sozialversicher ungsbeitr%C3%A4ge%20f%C3%BCr%20Sie (date of access March 27, 2023).

21. Social security for the self-employed: Austrian Economic Chamber [Electronic resource]. URL: https://www.svs.at/cdscont ent/load?contentid=10008.727911&version=1576489471 (date of access April 3, 2023).

22. Health insurance: Austrian Federal Ministry of Social Affairs, Health, Care and Consumer Protection [Electronic resource]. URL: https://www.sozialministerium.at/Themen/Soziales/Sozialversi-cherung/Krankenversicherung.html (date of access March 27, 2023).

23. Health insurance: Austrian Pension Insurance Institute [Electronic resource]. URL: https://www.pv.at/cdscontent/?conte

ntid=10007.707690&portal=pvaportal (date of access March 27, 2023).

24. Law No 4387 of 2016. Unified social security system [Electronic resource]. URL: https://ypergasias.gov.gr/wp-content/ uploads/2021/02/v-4387-2016.pdf (date of access March 27, 2023).

25. Contribution rate: South Korea National Health Insurance Scheme [Electronic resource]. URL: https://www-nhis-or-kr.translate. goog/english/wbheaa02500m01.do?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_ tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (date of access March 27, 2023).

26. Chapter 6. Insurance premiums: National Health Insurance Act [Electronic resource]. URL: https://law.go.kr/LSW/LsiJoLinkP. do?lsNm=%01%01%01%01%01%01%01&paras=1&docType=J0&la nguageType=K0&joNo=006900000# (date of access April 4, 2023).

27. PwC. In: Tax Summaries. URL: https://taxsummaries.pwc. com/netherlands/individual/other-taxes (date of access April 6, 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Werkgeversheffing Zvw of bijdrage Zvw? URL: https:// www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/bldcontentnl/ belastingdienst/prive/werk_en_inkomen/zorgverzekeringswet/ bijdrage_zorgverzekeringswet/tabel_werkgeversheffing_zvw_of_ bijdrage_zvw/tabel_werkgeversheffing_zvw_of_bijdrage_zvw (date of access March 31, 2023).

29. Avis aux employeurs. In: Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/publications/avis/20230114-avis-80-99.html (date of access April 5, 2023).

30. Avis aux non-salaries Taux de cotisation au 01.01.2022. URL: https:/ccss.public.lu/dam-assets/publications/2022/ccss-20213203-avis60-FR-ED.pdf (date of access March 31, 2023).

31. Revenu professionnel. In: Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/independants/cotisations-sociales/revenu-professionnel.html (date of access April 5, 2023).

32. Luxembourg: Pension system in 2018. URL: https://www. oecd.org/els/public-pensions/PAG2019-countryprofile-Luxembourg. pdf (date of access March 31, 2023).

33. Health insurance premiums: Israel National Insurance Authority [Electronic resource]. URL: https://www.btl.gov.il/ Insurance/Health_Insurance/Pages/%D7%A9%D7%99%D7%A2 %D7%95%D7%A8%D7%99%20%D7%93%D7%9E%D7%99%20 %D7%91%D7%99%D7%98%D7%95%D7%97%20%D7%91%D7%A 8%D7%99%D7%90%D7%95%D7%AA.aspx (date of access March 27, 2023).

34. Sodra Information Center [Electronic resource]. URL: https:// www.sodra.lt (date of access April 10, 2023).

35. On social security: Federal Public Service - Social Security of Belgium [Electronic resource]. URL: https://socialsecurity.belgium. be/sites/default/files/content/docs/fr/publications/tout-cequerite-sociale-fr.pdf (date of access April 07, 2023).

36. What amounts are deducted from my pension? Belgian Federal Pension Service [Electronic Resource]. URL: https://ww.sfpd. fgov.be/fr/paiement/brut-net#AMI (date of access March 27, 2023).

37. Ragozin A.V., Safonov A.L., Grishin V.V. The problem of the «stowaway» in the modern institute of social insurance: who is guilty and what to do. Sotsial'noe i pensionnoe pravo [Social and Pension Law]. 2022; (3): 45-56. DOI: https://doi.org/10.18572/2070-2167-2022-3-45-56 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.