Научная статья на тему 'Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования'

Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования / налоговые льготы / межбюджетный трансферт / финансирование здравоохранения / FCMIF income / tax incentives / interbudgetary transfer / healthcare financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазунова Светлана Александровна, Рагозин Андрей Васильевич, Сафонов Александр Львович

С целью стимулирования экономического роста ряду работодателей России предоставляются льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения с возмещением потерянных доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за счет межбюджетного трансферта. В рамках исследования проведена оценка влияния этих льгот на доходы ФФОМС и достаточности компенсирующего трансферта. Полученные данные позволяют предположить, что из-за льгот и специальных налоговых режимов даже с учетом межбюджетного трансферта ФФОМС может ежегодно терять до 0,5 трлн руб. доходов. Пр и этом ставка взносов ОМС за работающее население в России ощутимо меньше, чем ставка социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с уровнем производства, сопоставимым с Россией. Авторы делают вывод о необходимости ревизии системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС и/или об увеличении межбюджетного трансферта до размера, достаточного для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the impact of benefits and special tax regimes on the revenues of the chi system

In order to stimulate economic growth, a number of employers in Russia are provided with benefits and special tax regimes for paying contributions for compulsory health insurance of the working population with compensation for lost income of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (FCMIF) through an interbudgetary transfer. As part of the study, an assessment was made of the impact of these benefits on the income of the FCMIF and the sufficiency of the compensating transfer. The data obtained suggest that due to benefits and special tax regimes, even taking into account the interbudgetary transfer, the FCMIF can annually lose up to 0.5 trillion rubles of income. At the same time, the rate of compulsory medical insurance contributions for the working population in Russia is significantly lower than the rate of social health insurance in Eastern European countries with a level of production comparable to Russia. The authors conclude that it is necessary to revise the system of benefits and special tax regimes for the payment of compulsory medical insurance contributions and/or to increase the interbudgetary transfer to an amount sufficient to compensate for the shortfall in income of the FCMIF.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования

С целью стимулирования экономического роста ряду работодателей России предоставляются льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения с возмещением потерянных доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за счет межбюджетного трансферта. В рамках исследования проведена оценка влияния этих льгот на доходы ФФОМС и достаточности компенсирующего трансферта. Полученные данные позволяют предположить, что из-за льгот и специальных налоговых режимов даже с учетом межбюджетного трансферта ФФОМС может ежегодно терять до 0,5 трлн руб. доходов. При этом ставка взносов ОМС за работающее население в России ощутимо меньше, чем ставка социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с уровнем производства, сопоставимым с Россией. Авторы делают вывод о необходимости ревизии системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС и/или об увеличении межбюджетного трансферта до размера, достаточного для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.

Ключевые слова:

доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования; налоговые льготы; межбюджетный трансферт; финансирование здравоохранения

Финансирование. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание текста, статистическая обработка данных, редактирование - Глазунова С.А.; концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, редактирование - Рагозин А.В.; сбор и обработка материала, составление списка литературы, редактирование -Сафонов А.Л.

Глазунова С.А Рагозин А.В., Сафонов А.Л.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), 125167, г. Москва, Российская Федерация

Для цитирования: Глазунова С.А., Рагозин А.В., Сафонов А.Л. Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 73-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-73-83 Статья поступила в редакцию 16.03.2022. Принята в печать 12.05.2022.

Assessment of the impact of benefits and special tax regimes on the revenues of the chi system

Glazunova S.A., Financial University under the Government of the

Ragozin A.V., Russian Federation, 125167, Moscow, Russian Federa-

Safonov A.L. tion

In order to stimulate economic growth, a number of employers in Russia are provided with benefits and special tax regimes for paying contributions for compulsory health insurance of the working population with compensation for lost income of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (FCMIF) through an interbudgetary transfer. As part of the study, an assessment was made of the impact of these benefits on the income of the FCMIF and the sufficiency of the compensating transfer. The data obtained suggest that due to benefits and special tax regimes, even taking into account the interbudgetary transfer, the FCMIF can annually lose up to 0.5 trillion rubles of income. At the same time, the rate of compulsory medical insurance contributions for the working population in Russia is significantly lower than the rate of social health insurance in Eastern European countries with a level of production comparable to Russia. The authors conclude that it is necessary to revise the system of benefits and special tax regimes for the payment of compulsory medical insurance contributions and/or to increase the interbudgetary transfer to an amount sufficient to compensate for the shortfall in income of the FCMIF.

Keywords:

FCMIF income; tax incentives; interbudgetary transfer; healthcare financing

Funding. The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Contribution. Research concept and design, writing the text, statistical data processing, editing - Glazunova S.A.; research concept and design, collection and processing of material, editing - Ragozin A.V.; collection and processing of material, compilation of the list of literature, editing - Safonov A.L.

For citation: Glazunova S.A., Ragozin A.V., Safonov A.L. Assessment of the impact of benefits and special tax regimes on the revenues of the CHI system. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (2): 73-83. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-73-83 (in Russian) Received 16.03.2022. Accepted 12.05.2022.

Недостаточность финансирования - хроническая проблема системы здравоохранения Российской Федерации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), расходы на здравоохранение в России [система

обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджет] значительно ниже, чем в развитых странах как в абсолютном выражении, так и в процентах валового внутреннего продукта (ВВП) (табл. 1), притом что покрытие программы государствен-

Таблица 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) и государственные расходы на здравоохранение

ВВП на душу населения Государственные расходы на здравоохранение

Страна в текущих ценах, доллары США $ППС на душу населения % ВВП

2000 г. 2018 г. 2000 г. 2018 г. 2000 г. 2018 г.

США 36 334 63 064 2017 5356 5,54 8,51

Япония 38 532 39 159 2204 3558 5,75 9,21

Южная Корея 12 256 33 422 238 1486 1,96 4,42

Австралия 21 679 57 354 1177 3747 5,47 6,41

Новая Зеландия 13 641 43 306 785 3021 5,56 6,89

Канада 24 271 45 454 1463 3671 6,03 7,93

Израиль 21 101 41 704 955 2151 4,29 4,86

Великобритания 28 156 63 064 1578 3392 5,60 7,86

Германия 23 635 47 787 1833 4251 7,73 8,88

Франция 22 364 41 526 1572 3441 6,97 8,26

Нидерланды 26 149 53 018 1400 3455 5,32 6,48

Италия 20 087 34 608 1107 2209 5,50 6,40

Испания 14 713 30 374 727 1926 4,92 6,32

Португалия 11 497 23 551 1361 683 5,90 5,78

Ирландия 26 246 79 297 1213 4056 4,58 5,12

Швеция 29 624 54 589 1836 5090 6,19 9,27

Австрия 24 564 51 453 1683 3893 6,83 7,55

Норвегия 38 131 82 267 7030 2409 6,30 8,57

Дания 30 743 61 598 2074 5215 6,74 8,45

Финляндия 24 285 50 013 1305 3547 5,37 7,10

Бельгия 23 041 47 554 1379 3723 5,96 7,82

Россия 1 771 11 287 57 362 2,98 3,16

Источник: составлено авторами на основании [1, 2].

ных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РФ сопоставимо с объемом медицинских гарантий развитых стран.

Очевидно, что причины дефицита Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи следует искать в системе доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Выдвинута гипотеза, что одной из таких причин могут быть специальные налоговые режимы и льготы для разных категорий работодателей и работников и/или недостаточность компенсирующего их межбюджетного трансферта.

В табл. 2, 3 приведены льготы и специальные режимы по уплате взносов ОМС, применяемые в Российской Федерации.

Для оценки масштаба охвата льготными условиями уплаты взносов ОМС в табл. 4 показаны

территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданные на Дальнем Востоке, в моногородах и в иных городах России, в том числе одновременно являющиеся закрытым административно-территориальным образованием, резидентам которых представляется льгота по уплате взносов на ОМС по ставке 0,1% в течение 10 лет при условии получения статуса резидента ТОСЭР в течение 3 лет [19, 20].

Помимо применяемых в Российской Федерации льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС, фиксированный размер взносов (не зависящий от реальных доходов) уплачивают предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занима-

Таблица 2. Плательщики страховых взносов (страхователи), осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, соответствующие условиям применения пониженных (льготных) тарифов страховых взносов (п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ)

Российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных

ФФ (И ^Р

га оо¥ в4 „11*5 . I а га":

£ор5-оСЧ Рога^хо

юкЭ-о. — шланга

0,1

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ)

Некоммерческие организаций на упрощенной системе налогообложения (УСН) (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев, архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) Благотворительные организации на УСН Организации - участники проекта «Сколково»

Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) - участники свободной экономической зоны в Республике Крым и Севастополе

0,1

Организации и ИП - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития

Организации и ИП - резиденты свободного порта Владивосток

0,1

0,1

Организации - резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области

0,1

Российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции

4,0

Плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территории Калининградской области и Приморского края», производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов

Плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в отношении части выплат в пользу физлица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода

5,0

0

0

0

0

0

Таблица 3. Льготы по взносам на обязательное медицинское страхование на выплаты, получаемые иностранными гражданами

Категория иностранных граждан Ставка взноса обязательного медицинского страхования за работника, %

Временно пребывающие иностранные граждане, кроме высококвалифицированных специалистов

Постоянно проживающие, временно проживающие, временно пребывающие высококвалифицированные специалисты 0

Временно пребывающие граждане Вьетнама, кроме высококвалифици- 0 рованных специалистов

Постоянно проживающие, временно проживающие высококвалифицированные специалисты граждане Вьетнама 0

Временно пребывающие граждане Китайской Народной Республики 0

Постоянно проживающие, временно проживающие высококвалифицированные специалисты Китайской Народной Республики 0

Временно пребывающие граждане Корейской Народно-Демократиче- 0 ской Республики, кроме высококвалифицированных специалистов

Постоянно проживающие, временно проживающие высококвалифицированные специалисты Корейской Народно-Демократической Республики 0

Источник: составлено авторами на основании [3-9].

Таблица 4. Список территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке, в моногородах и в других муниципальных образованиях Российской Федерации

№ п/п Название ТОСЭР Постановление Правительства о создании ТОСЭР

1 Абаза № 870 от 24.07.2017

2 Алексин № 430 от 12.04.2019

3 Амуро-Хинганская № 847 от 27.08.2016

4 Анжеро-Судженск № 941 от 19.09.2016

5 Бакал № 265 от 06.03.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Белая Холуница № 432 от 12.04.2019

7 Белебей № 1536 от 29.12.2016

8 Белогорск № 875 от 21.08.2015

9 Белорецк № 121 от 12.02.2019

10 Благовещенск № 127 от 12.02.2019

11 Большой Камень № 43 от 28.01.2016

12 Боровичи № 431 от 12.04.2019

13 Бурятия № 760 от 14.06.2019

14 Варгаши № 276 от 16.03.2018

15 Верхний Уфалей № 1369 от 13.11.2017

№ п/п Название ТОСЭР Постановление Правительства о создании ТОСЭР

16 Верхняя Тура № 1894 от 21.11.2020

17 Володарск № 124 от 12.02.2019

18 Вятские Поляны № 1239 от 12.10.2017

19 Гаврилов-Ям № 272 от 16.03.2018

20 Галич № 37 от 25.01.2019

21 Глазов № 125 от 12.02.2019

22 Горный № 429 от 12.04.2019

23 Горный воздух № 200 от 17.03.2016

24 Губкин № 274 от 16.03.2018

25 Гуково № 45 от 28.01.2016

26 Дагестанские Огни № 1508 от 11.12.2018

27 Далматово № 267 от 16.03.2018

28 Димитровград № 848 от 19.07.2017

29 Донецк № 280 от 16.03.2018

30 Дорогобуж № 266 от 06.03.2017

31 Емва № 267 от 06.03.2017

32 Ефремов № 269 от 16.03.2018

№ п/п Название ТОСЭР Постановление Правительства о создании ТОСЭР

33 Железногорск № 114 от 06.02.2018

34 Забайкалье № 988 от 31.07.2019

35 Заречный № 785 от 05.07.2018

36 Заринск № 279 от 16.03.2018

37 Зверево № 263 от 16.03.2018

38 Зеленодольск № 1611 от 22.12.2017

39 Инза № 1901 от 23.11.2020

40 Камешково № 1060 от 06.09.2018

41 Камчатка № 899 от 28.08.2015

42 Канаш № 270 от 16.03.2018

43 Каспийск № 334 от 24.03.2017

44 Катайск № 119 от 12.02.2019

45 Кировск № 264 от 06.03.2017

46 Комсомольск № 628 от 25.06.2015

47 Кондопога № 1608 от 22.12.2017

48 Кондрово № 1895 от 21.11.2020

49 Костомукша № 122 от 12.02.2019

50 Котовск № 1607 от 22.12.2017

51 Краснока-менск № 1374 от 09.09.2020

52 Красноту-рьинск № 942 от 19.09.2016

53 Кувшиново № 1908 от 24.11.2020

54 Кумертау № 1550 от 29.12.2016

55 Курилы № 992 от 23.08.2017

56 Лесной № 131 от 12.02.2019

57 Лесной № 1368 от 13.11.2017

58 Линево № 268 от 16.03.2018

59 Менделеевск № 123 от 12.02.2019

60 Миасс № 427 от 12.04.2019

61 Михайловка № 428 от 12.04.2019

62 Михайловский № 878 от 21.08.2015

63 Мценск № 426 от 12.04.2019

64 Набережные Челны № 44 от 28.01.2016

65 Наволоки № 171 от 17.02.2018

66 Надвоицы № 940 от 19.09.2016

67 Надеждинская № 629 от 25.06.2015

68 Невинно-мысск № 1606 от 22.12.2017

69 Нефтекамск № 129 от 12.02.2019

70 Нефтехимический № 272 от 07.03.2017

71 Нижнекамск № 1609 от 22.12.2017

72 Николаевск № 464 от 19.04.2017

73 Новоалтайск № 273 от 16.03.2018

Окончание табл. 4

№ п/п Название ТОСЭР Постановление Правительства о создании ТОСЭР

74 Новокузнецк № 278 от 16.03.2018

75 Новотроицк № 871 от 24.07.2017

76 Новоуральск № 130 от 12.02.2019

77 Нытва № 387 от 30.03.2019

78 Озерск № 113 от 06.02.2018

79 Онега № 266 от 16.03.2018

80 Павловск № 264 от 16.03.2018

81 Петровск № 1166 от 27.09.2017

82 Пикалево № 271 от 16.03.2018

83 Приамурская № 879 от 21.08.2015

84 Прокопьевск № 1470 от 03.12.2018

85 Решетиха № 128 от 12.02.2019

86 Ростов № 762 от 30.06.2018

87 Рузаевка № 1165 от 27.09.2017

88 Сарапул № 1178 от 29.09.2017

89 Саров № 481 от 20.04.2017

90 Саянск № 262 от 16.03.2018

91 Свободный № 673 от 03.06.2017

92 Северск № 132 от 12.02.2019

93 Селенгинск № 1483 от 18.09.2020

94 Сердобск № 277 от 16.03.2018

95 Снежинск № 115 от 06.02.2018

96 Сосенский № 1370 от 13.11.2017

97 Столица Арктики № 656 от 12.05.2020

98 Тольятти № 974 от 28.09.2016

99 Тулун № 1682 от 16.12.2019

100 Тутаев № 1170 от 28.09.2017

101 Угловка № 275 от 16.03.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102 Усолье-Сибирское № 135 от 26.02.2016

103 Хабаровск № 630 от 25.06.2015

104 Чапаевск № 126 от 12.02.2019

105 Черемхово № 265 от 16.03.2018

106 Череповец № 939 от 07.08.2017

107 Чистополь № 1610 от 22.12.2017

108 Чукотка № 876 от 21.08.2015

109 Чусовой № 329 от 23.03.2017

110 Южа № 1522 от 14.12.2018

111 Южная № 201 от 17.03.2016

112 Южная Якутия № 1524 от 28.12.2016

113 Юрга № 641 от 07.07.2016

114 Якутия № 877 от 21.08.2015

115 Ясный № 120 от 12.02.2019

Таблица 5. Влияние льгот по уплате взносов обязательного медицинского страхования на доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

ло 8 £ £

3 I |

е ик рд

? ш Е

ки ж

ск о

ес м С

х п 5

ецдТ

Е £ 8 2

2017 30 969,0 1579,4 1086,9 27,4 -465,1 -29,4

2018 || 33 585.9 Ц 1712,9 1200,5 32,2 -480,2 -28,0

2019 36 407,9 1856,8 1322,9 9,0 -524,9 -28,3

2020 || 36 679,9 Ц 1870,7 1388,9 11,9 -469,9 -25,0

Среднее значение -485,0 -27,7

Источник: рассчитано авторами на основании [10-14].

ющиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой - работники, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 430 Налогового кодекса РФ).

Материал и методы

С целью проверки выдвинутой гипотезы о существенном влиянии на доходы ФФОМС льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС проведен расчет потенциально возможных доходов ФФОМС на основании данных Росстата об оплате труда наемных работников за 2017-2020 гг. Полученный показатель был сопоставлен с фактическими поступлениями в ФФОМС страховых взносов за работающее население с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС. Полученные данные изложены в табл. 5.

Данные табл. 5 показывают, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС ощутимо влияют на доходы ФФОМС: разница между его фактическими и потенциально возможными доходами за ра-

ботающее население составляет в среднем 485 млрд руб. (28%) даже с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов по пониженным тарифам взносов ОМС. Данная тенденция наблюдается за весь исследуемый период - 2017-2020 гг., что говорит об ее устойчивом, постоянном характере, а также о том, что межбюджетный трансферт недостаточен для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.

Обсуждение

Рассматривая влияние льгот и специальных налоговых режимов на доходы ФФОМС важно сначала ответить на следующий вопрос: насколько они обоснованы в правовом и экономическом отношении. С одной стороны, ситуация, когда некоторые работодатели платят символические взносы ОМС (0,1% фонда оплаты труда) или не платят их вообще, противоречит ст. 4 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 об обязательности уплаты страхователями страховых взносов [18]. С другой стороны, сравнение ставки взносов ОМС в России (5,1%) со ставками взносов социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с сопоставимым уровнем

Таблица 6. Тарифы на обязательное медицинское страхование в России и в странах Восточной Европы

Страна Номинальный ВВП в текущих ценах, $ППС на $ППС ВВП на душу насе- Платит работо- Платит работ- Итого, %

душу населения, 2019 г. ления в 2019 г. датель, % ник, %

Россия 11 585 29 181 5,1 - 5,1

Литва 19 550 38 756 - 6,9 6,9

Венгрия 16 729 33 949 - 7,0 7,0

Северная Македония 6022 17 583 7,5 - 7,5

Болгария 9 828 24 579 4,8 3,2 8,0

Польша 15 694 34 151 - 9,0 9,0

Румыния 12 913 32 358 10,0 - 10,0

Сербия 7411 18 929 5,2 5,2 10,4

Черногория 8910 23 344 2,3 8,5 10,8

Словения 25 940 41 193 6,4 6,6 13,0

Эстония 23 717 38 819 13,0 - 13,0

Чехия 23 489 43 004 9,0 4,5 13,5

Словакия 19 266 32 545 10,0 4,0 14,0

Хорватия 14 944 30 246 16,5 - 16,5

Источник: составлено авторами на основании [15-17].

производства (табл. 6) показывает, что российская ставка взносов ОМС уже сама по себе является льготной и требует дополнительного снижения.

При этом в доступной литературе не найдено источников, свидетельствующих о том, что использование льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов на ОМС оказывает существенное влияние на рост производства в отраслях, получивших эти льготы. Анализ процедур рассмотрения и принятия законопроектов по предоставлению льгот по уплате взносов ОМС показывает, что их финансово-экономическое обоснование зачастую не предусматривает установление и мониторинг ключевых критериев эффективности использования этих льгот, не содержит в себе расчет потерь доходов по каждому внебюджетному фонду и/или не предусматривает возмещение этих потерь из федерального бюджета [21-24].

Проблемой оценки влияния льгот на доходы ФФОМС представляется признаваемая разными авторами неточность статистической информации из-за отсутствия единой информационно-статистической базы данных о доходах занятого

населения, применение неунифицированных, меняющихся методик расчетов, зачастую закрытых и несогласованных между различными ведомствами, наличие системных непреднамеренных искажений показателей при сборе и обработке показателей [25, 26].

Выводы

1. Анализ данных за 2017-2020 гг. позволяет предположить, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС работающего населения ощутимо влияют на доходы ФФОМС и могут снижать их в среднем на 485,0 млрд руб. (27,7%) в год.

2. Размер межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС представляется недостаточным и должен быть увеличен пропорционально дефициту, возникающему по причине предоставления льгот и специальных налоговых режимов.

3. Требуется инвентаризация системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате

взносов на ОМС за работающее население, в том числе путем мониторинга их экономической эффективности.

4. Необходимо унифицировать информационную базу данных государственных органов статистики и налоговой службы для более полного и достоверного отражения доходов работающего населения.

5. Представляется важным при подготовке законопроектов по установлению налоговых льгот и специальных налоговых режимов представлять расчетный прогноз потерь доходов по каждому внебюджетному фонду, порядок оценки фактических потерянных доходов и их возмещения из федерального бюджета.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Глазунова Светлана Александровна (Svetlana A. Glazunova) - младший научный сотрудник Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация E-mail: SAGLazunova@fa.ru https://orcid.org/0000-0002-0758-2440

Рагозин Андрей Васильевич (Andrey V. Ragozin) - кандидат медицинских наук, директор Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация E-mail: AVRagozin@fa.ru https://orcid.org/0000-0003-4645-8765

Сафонов Александр Львович (Alexander L. Safonov) - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института региональной экономики и межбюджетных отношений, профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет, Москва, Российская Федерация E-mail: ALSafonov@fa.ru https://orcid.org/0000-0003-0262-3968

ЛИТЕРАТУРА

1. The World Bank. World Development Indicators. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/world-development-indicators (date of access March 04, 2022)

2. World Health Organization. Health expenditures. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/h2020_30-health-ex-penditures/ (date of access March 04, 2022)

3. Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 04.03.2022)

4. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации, Москва, 27 октября 2008 г., п. «б» ст. 1, п. 2 ст. 13. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2567 399/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 04.03.2022)

5. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республики и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Пекин, 3 ноября 2000 г., п. «б» ст. 1, п. 2 ст. 12. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_171021/ (дата обращения: 04.03.2022)

6. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической, Москва, 31 августа 2007 г. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_131326/ (дата обращения: 04.03.2022)

7. Письмо ПФР от 23.11.2015 № НП-30-26/16733 «О начислении страховых взносов на выплаты иностранным гражданам и беженцам». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru/document/456038624/titles/3FS8F5B (дата обращения: 12.04.2022)

8. Письмо Минтруда России от 30.07.2015 № 17-3/В-384 «О начислении страховых взносов на выплаты гражданам КНР, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ». Главбух [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/97_83004 (дата обращения: 12.04.2022)

9. Письмо Минтруда России от 18.03.2015 № 17-3/В-125 «Об обложении с 01.01.2015 страховыми взносами выплат гражданам КНДР, временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420351512 (дата обращения 09.03.2022).

10. Росстат: официальный сайт. «Объем и структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления (новая методология)», 29.04.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения:

05.09.2021)

11. Федеральный Закон № 357-ФЗ «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год», подписан 11.10.2018. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_308714/ (дата обращения: 14.03.2022)

12. Федеральный Закон № 334-ФЗ «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год», подписан 16.10.2019. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74757464/ (дата обращения:

14.03.2022)

13. Федеральный Закон № 317-Ф3 «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за

2019 год», подписан 15.10.2020. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_365116/ (дата обращения: 11.03.2022)

14. Федеральный Закон № 362-ФЗ «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за

2020 год», подписан 21.10.2021. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 399096/ (дата обращения: 11.03.2022)

15. The World Bank: official website. URL: https://data.world-bank.org/indicator/NY.GDP. CAP.CD (date of access September 05, 2021)

16. The World Bank: official website. URL: https://data.world-bank.org/indicator/NY.GDP.PCA.PP.CD (date of access September 05, 2021)

17. PricewaterhouseCoopers: official website, 2021. URL: https://taxsummaries.pwc.com/ (date of access September 05, 2021)

18. Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Консультант Плюс

[Электронный ресурс]. URL: http://www.consuitant.ru/document/ cons_doc_LAW_4059/ (дата обращения: 10.03.2022)

19. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuitant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 12.03.2022)

20. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания ТОСЭР на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)». Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuitant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_181759/ (дата обращения: 13.03.2022)

21. Федеральный закон № 265-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части мер налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий)». Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/990337-7 (дата обращения: 14.03.2022)

22. Федеральный закон № 198-ФЗ от 11.06.2021 «О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления особенностей применения пониженных тарифов страховых взносов)». Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1121272-7 (дата обращения: 14.03.2022)

23. Федеральный закон № 50-ФЗ от 09.03.2022 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов)». Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/27883-8 (дата обращения: 14.03.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Федеральный закон № 95-ФЗ от 23.04.2018 «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении пониженных тарифов страховых взносов для организаций индустрии анимационного кино)». Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/329222-7 (дата обращения: 15.03.2022)

25. Моляренко О.Ф. Формирование государственной статистики: взгляд «снизу» // ЭКО. 2019. № 10. С. 8-34. DOI: https://doi. org/10.30680/ETO0131- 7652-2019-10-8-34

26. Гохберг Л. Статистика должна быть доступна и понятна всем // ХХ Международная Апрельская конференция НИУ ВШЭ. Москва, 12.04.2019. URL: https://www.hse.ru/news/sci-ence/262128924.html

REFERENCES

1. The World Bank. World Development Indicators. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/world-development-indi-cators (date of access March 04, 2022)

2. World Health Organization. Health expenditures. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/h2020_30-health-ex-penditures/ (date of access March 04, 2022)

3. Federal Law No. 326-FZ dated November 29, 2010 «On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation. Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_107289/ (date of access March 03, 2022) (in Russian)

4. Agreement concluded between the Government of the Russian Federation and the Government of the Socialist Republic of Vietnam on temporary employment of citizens of the Russian Federation in the Socialist Republic of Vietnam and citizens of the Socialist Republic of Vietnam in the Russian Federation, Moscow,

October 27, 2008, p. «b» art. 1, paragraph 2 of Art. 13. Guarantor [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/2567399/1cafb2 4d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (date of access March 03, 2022) (in Russian)

5. Agreement concluded between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on temporary employment of citizens of the Russian Federation in the People's Republic of China and citizens of the People's Republic of China in the Russian Federation, Beijing, November 3, 2000, p. «b» Art. 1, paragraph 2 of Art. 12. Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171021/ (date of access March 03, 2022) (in Russian)

6. Agreement concluded between the Government of the Russian Federation and the Government of the Democratic People's Republic of Korea, Moscow, August 31, 2007. Consultant Plus [Elec-

tronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131326/ (date of access March 03, 2022) (in Russian)

7. Letter of the Pension Fund of Russia dated November 23, 2015 No. NP-30-26/16733 «On the calculation of insurance premiums for payments to foreign citizens and refugees». Electronic fund of legal and normative-technical documents [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456038624/titles/3FS8F5B (date of access April 12, 2022) (in Russian)

8. Letter of the Ministry of Labor of Russia dated July 30, 2015 No. 17-3/B-384 «On the calculation of insurance premiums for payments to citizens of the PRC temporarily staying and working under labor contracts in the Russian Federation». Glavbukh. [Electronic resource]. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_83004 (date of access April 12, 2022) (in Russian)

9. Letter of the Ministry of Labor of Russia dated March 18, 2015 No. 17-3/V-125 «On taxation of insurance premiums from 01.01.2015 on payments to citizens of the DPRK temporarily staying and working in the Russian Federation». Electronic fund of legal and normativetechnical documents [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420351512 (date of access March 09, 2022) (in Russian)

10. Rosstat: official site. «The volume and structure of cash incomes of the population of the Russian Federation by sources of income (new methodology)», 29.04.2021 [Electronic resource]. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/13397 (date of access September 05, 2021) (in Russian)

11. Federal Law No. 357-FZ «On the Execution of the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2017», signed on 11.10.2018. Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308714/ (date of access March 14, 2022) (in Russian)

12. Federal Law No. 334-FZ «On the Execution of the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2018», signed on 16.10.2019. Guarantee [Electronic resource]. URL: https://base. garant.ru/74757464/ (date of access March 14, 2022) (in Russian)

13. Federal Law No. 317-F3 «On the Execution of the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2019», signed on 15.10.2020. Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365116/ (date of access March 11, 2022)

14. Federal Law No. 362-FZ «On the Execution of the Budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2020», signed on 21.10.2021. Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399096/ (date of access March 11, 2022) (in Russian)

15. The World Bank: official website. URL: https://data.worldbank. org/indicator/NY.GDP. CAP.CD (date of access September 05, 2021)

16. The World Bank: official website. URL: https://data.world-bank.org/indicator/NY.GDP.PCA.PP.CD (date of access September 05, 2021)

17. PricewaterhouseCoopers: official website, 2021. URL: https:// taxsummaries.pwc.com/ (date of access September 05, 2021) (in Russian)

18. Federal Law No. 165-FZ of July 16, 1999 «On the Fundamentals of Compulsory Social Insurance». Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4059/ (date of access March 10, 2022) (in Russian)

19. Federal Law No. 473-FZ of December 29, 2014 (as amended on July 13, 2015) «On Territories of Advanced Social and Economic Development in the Russian Federation». Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/ (date of access March 12, 2022) (in Russian)

20. Decree of the Government of the Russian Federation No. 614 dated June 22, 2015 «On the specifics of creating TASED in the territories of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns)». Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759/ (date of access March 13, 2022) (in Russian)

21. Federal Law No. 265-FZ of July 31, 2020 «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation (in terms of tax support measures for organizations operating in the field of information technology)». State Duma of the Russian Federation. Legislative activity support system [Electronic resource]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/990337-7 (date of access March 14, 2022) (in Russian)

22. Federal Law No. 198-FZ dated June 11, 2021 «On Amendments to Article 427 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation (in terms of establishing specifics for the application of reduced rates of insurance premiums)». State Duma of the Russian Federation. Legislative activity support system [Electronic resource]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1121272-7 (date of access March 14, 2022) (in Russian)

23. Federal Law No. 50-FZ dated March 9, 2022 «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation (On Tax Benefits for Organizations Registered in the Kuril Islands)». State Duma of the Russian Federation. Legislative activity support system [Electronic resource]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/27883-8 (date of access March 14, 2022) (in Russian)

24. Federal Law No. 95-FZ of April 23, 2018 «On Amendments to Articles 149 and 427 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation (On the Establishment of Reduced Insurance Contribution Rates for Organizations in the Animation Film Industry)». State Duma of the Russian Federation. Legislative activity support system [Electronic resource]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/329222-7 (date of access March 15, 2022) (in Russian)

25. Molyarenko O.F. Formation of state statistics: a view «from below». EKO [IVF]. 2019; (10): 8-34. DOI: https://doi.org/10.30680/ EC00131- 7652-2019-10-8-34 (in Russian)

26. Gokhberg L. Statistics should be accessible and understandable to everyone // XX International April Conference of the National Research University Higher School of Economics. Moscow, April 12, 2019. URL: https://www.hse.ru/news/science/262128924. html (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.