Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ НУЖНО НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ?'

ПОЧЕМУ НУЖНО НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
частные военные охранные компании / международное право / наемничество / международное право прав человека / вооруженный конфликт / ЧВОК / private military and security companies / international law / mercenaries / human rights law / armed conflict / PMSC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворгян М.Г.

В статье представлен сравнительно-правовой анализ существующего международно-правового ре-гулирования деятельности частных военных охранных компаний (ЧВОК) в период вооруженных кон-фликтов. Сформулированы перспективы и опасности существования инструментов только мягкого права, регулирующего деятельность ЧВОК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Геворгян М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY PRIVATE MILITARY AND SECURITY COMPANIES SHOULD BE REGULATED IN NEW WAYS

This article examines a comparative legal analysis of the international legal regulation of private military security companies (PMSCs) during armed conflicts, as well as the prospects and dangers of the existence of non-binding soft law PMSC regulation.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ НУЖНО НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ?»

12

JURISPRUDENCE / «ШШШШШУМ-ШУПМак» 2©21

4. ISO/IEC 27035. Information technology. Security techniques. Information security incident management. 2011. 78 p.

5. Information security risk management in accordance with ISO/IEC 27005:2018. URL: https ://ua. ikmj. com/risks-management/.

6. Russia's war against Ukraine: what's new on the cyber front URL:

https://www.amp/s/amp.dw.com/uk/viina-rf-proty-ukrainy-shcho.

УДК: 341

Геворгян М.Г. Российско-Армянский Университет РР1: 10.24412/2520-6990-2023-4163-12-15 ПОЧЕМУ НУЖНО НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ

ВОЕННЫХ ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ?

Gevorgyan M.G.

Russian-Armenian University

WHY PRIVATE MILITARY AND SECURITY COMPANIES SHOULD BE REGULATED IN NEW

WAYS

Аннотация.

В статье представлен сравнительно-правовой анализ существующего международно-правового регулирования деятельности частных военных охранных компаний (ЧВОК) в период вооруженных конфликтов. Сформулированы перспективы и опасности существования инструментов только мягкого права, регулирующего деятельность ЧВОК.

Abstract.

This article examines a comparative legal analysis of the international legal regulation of private military security companies (PMSCs) during armed conflicts, as well as the prospects and dangers of the existence of non-binding soft law PMSC regulation.

Ключевые слова: частные военные охранные компании, международное право, наемничество, международное право прав человека, вооруженный конфликт, ЧВОК

Keywords: private military and security companies, international law, mercenaries, human rights law, armed conflict, PMSC

Несмотря на то, что частные военные охранные компании (далее по тексту- ЧВОК) - не новое явление на международной арене, к настоящему времени происходит "ажиотаж на рынке частных военных и охранных компаний"1. Более десяти лет в международном сообществе, включая ООН, обсуждается концепция правового регулирования ЧВОК, однако, до сих пор государства не пришли к единому мнению даже по таким базовым элементам, как правомерность участия ЧВОК в вооруженных конфликтах, функции, которые они могут выполнять, и статус персонала ЧВОК в соответствии с международным гуманитарным правом (далее по тексту - МГП). Данная проблема усугубляется масштабами участия ЧВОК в современных вооруженных конфликтах, что вызывает обеспокоенность.

Среди устойчивых попыток международно-правового регулирования индустрии ЧВОК существенную роль сыграли Документ Монтрё, Международный кодекс поведения и Проект Конвенции ООН. Документ Монтрё, неофициально являющийся прямым ответом на скандальную ситуацию на площади Нисур в 2007 г.2, представляет собой документ, ставший результатом международного процесса, начатого правительством Швейцарии и Международного комитета красного креста3 и направлен на содействие соблюдению международного права персоналом ЧВОК в период вооруженных конфликтов4. Документ Монтрё не является договором, что прямо указано в предисловии, в связи с этим не является юридически обязывающим документом5. Документ содержит основные понятия, одно из которых гласит: «ЧВОК» — это частные коммерческие организации, которые

'BBC News, Washington: Bernd Debusmann Jr. Private military firms see demand in Ukraine war. [Электронный Ресурс] // URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-60669763 (Дата обращения: 01.02.23).

2 Michael S. Schmidt Flexing Muscle, Baghdad Detains U.S.

Contractors // 2012. New York Times; Kevin H. Govern and

Eric C. Bales Taking Shots at Private Military Firms: International Law Misses its Mark // (n 3), p. 56; Nigel D. Whit The Privatisation of Military and Security Functions and Human Rights: Comments on the UN Working Group's Draft Con-

vention // 2011. 11 Human Rights Law Review 133, p. 133.

James Cockayne Regulating Private Military and Security Companies: The Content, Negotiation, Weaknesses and Promise of the Montreux Document // 13 Journal of Conflict & Security Law // 2009 . 401, p. 401. 4Montreux Document on Pertinent International Legal Obligations and Good Practices for States Related to Operations of Private Military and Security Companies During Armed Conflict (n 39), Preface, para. 1. 5 См. там же, параграф 3.

предоставляют военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. В ноябре 2010 г. 58 ЧВОК заявили о своем одобрении Документа Монтрё и впоследствии подписали Международный кодекс поведения, целью которого является «закрепление согласованных принципов деятельности ЧВОК и создание основ для воплощения этих принципов в соответствующие стандарты, а также механизмы управления и надзора»6.

На протяжении последних двух десятилетий возникла обусловленная стремлением ООН установить минимальные международные стандарты, применимые к ЧВОК, в рамках своей политики, необходимость принятия юридически обязывающего документа. Подготовленный Рабочей группой ООН по вопросу об использовании наемников Проект Конвенции ООН о регулировании, надзоре и мониторинге ЧВОК был представлен на 65-й сессии ГА ООН7. Основной целью проекта является конкретизация правового регулирования деятельности ЧВОК, а также внедрение механизмов мониторинга деятельности ЧВОК и нарушений международного права прав человека и МГП8.

Проводя черту между Конвенцией и Документом Монтрё, представляется возможным выделить следующее ключевое различие: Документ Монтрё не одобряет непосредственное участие ЧВОК в военных действиях, однако, прямого запрета не со-держит9. Более того, в результате сравнительного анализа указанных документов удалось выявить следующие несоответствия: Документ Монтрё относит к военным и охранным услугам вооруженную охрану и охрану лиц, объектов, таких как колонны, здания; эксплуатацию систем вооружения; задержания заключенных; консультирование или обучение локальных вооруженных сил, в то время как положения Проекта Конвенции характеризуют большинство из упомянутых услуг как недопустимые для аутсорсинга10. Остановимся подробнее на последнем, поскольку предпосылка, лежащая в основе Проекта Конвенции, заключается в существовании государственных функций, не подлежащих аутсорсингу. К таким функциям в соответствии с Конвенцией относятся, например, непосредственное участие в боевых действиях, ведение войны и/или военных действий, взятие в плен, разведка, передача сведений военного, охранного и полицейского характера. Из указанного следует, что ЧВОК

6Intemational Code of Conduct for Private Security Service Provider // n. 39, para. 3.

7United Nations General Assembly (UNGA) Report of the Working Group on the Use of Mercenaries as a Means of Violating Human Rights and Impeding the Exercise of the Right of Peoples to Self-Determination // 2010. UN Doc A/HRC/15/25.

8 International Code of Conduct for Private Security Service Provider // n. 39, para. 48-49.

9 Montreux Document on Pertinent International Legal Obligations and Good Practices for States Related to Operations of Private Military and Security Companies During Armed Conflict supra n 5 at Part 2, paras 1, 24 and 53.

10 См. там же, параграф 9.

не правомочны заниматься военной подготовкой и разведкой. Однако это может привести к отказу от присоединения к Конвенции со стороны государств, в которых ЧВОК имеют успех, в частности в оказании услуг по обучению военного персонала. Впрочем, положения Проекта Конвенции следует рассматривать как попытку наложить ограничения на применение силы со стороны ЧВОК, но не запретить ее полностью. Однако реальная проблема заключается в незначительных шансах проекта на успех, что обусловлено вышеуказанными противоречиями положений Проекта Конвенции и Документа Монтрё, а также усиливающейся практикой передачи военных услуг на аутсорсинг ЧВОК и предлагаемого Проектом Конвенции запрета делегирования «исконно государственных» функций. Более того, положения Проекта Конвенции не отражают в полной мере растущее признание необходимости иметь надежный доступ к правосудию для конкретных жертв нарушений прав человека со стороны персонала ЧВОК11.

В рамках исследования было проведено интервью с доктором наук, преподавателем кафедры оборонных исследований Королевского колледжа Лондона, Кристофером Кинси, целью которого являлось более глубокое изучение проблем деятельности ЧВОК в современных вооруженных конфликтах. Доктор Кинси обратил внимание на проблему в отношении обеспечения соблюдения прав человека, обусловленную причастностью ЧВОК к массовым нарушениям прав человека в период вооруженных конфликтов. Об этом свидетельствуют эпизоды злоупотреблений со стороны персонала ЧВОК в Ираке и Афганистане12, Укра-

13

ине , а также отчеты о расследованиях систематических нарушений прав человека, совершенных в американской тюрьме Абу-Грейб в Ираке на ранних этапах войны, которые показали, что «заключение контрактов с ЧВОК усугубили проблемы в тюрьме, связанные с участившимися инцидентами пыток заключенных»14. Еще одним примером является получившее широкое освещение в СМИ событие на площади Нисур в Ираке 2007 г., когда сотрудники американской ЧВОК Blackwater были вовлечены в массовую стрельбу, в результате которой 17 гражданских лиц погибли, были ранены 20 человек15. Сама компания утверждала, что инцидент со смертельным исходом произошел как неудачный

"Francesco Francioni (ed) Access to Justice as a Human Right // 2007. Oxford University Press). p. 46. 12Mirko Sossai Combatting the Legal Side Effects of Privatized War // 2017. Volkerrechtsblog. p. 23-34. 13 European Parliament resolution of 25 November 2021 on the human rights violations by private military and security companies, particularly the Wagner Group (2021/2982(RSP)).

14George R. Fay Investigation of the Abu Ghraib Detention Facility and 205th Military Intelligence Brigade // 2004. AR 15-6, p. 82.

15 Michael S. Schmidt Flexing Muscle, Baghdad Detains U.S. Contractors // 2012. New York Times; Kevin H. Govern and Eric C. Bales Taking Shots at Private Military Firms: International Law Misses its Mark // (n 3), p. 56; Nigel D. Whit The

14

JURISPRUDENCE / «еЮУУШШУМЛУШаИ» #4(163), 2023

ответ на прямую угрозу, исходящую от приближающегося на транспортном средстве 20-летнего мужчины к ценному имуществу, охраняемому и перевозимому сотрудниками Blackwater16. В 2014 году четверо сотрудников персонала Blackwater, ответственных за неизбирательную стрельбу из автоматов по безоружной толпе, были осуждены, однако, в связи с помилованием последних бывшим президентом США, Дональдом Трампом, в декабре 2020 года, вопрос о том, действуют ли ЧВОК в пра-

17

вовом вакууме, продолжает оставаться острым .

Важным представляется отметить, что несмотря на то, что некоторые действия, осуществляемые ЧВОК, в определенной степени пересекаются с наемничеством, крайне маловероятно, что персонал ЧВОК с разнообразными услугами и статичным характером когда-либо подходил под определение наемников, деятельность которых запрещена международным правом18. В результате сравнительно-правового анализа удалось выявить следующее: в отличие от традиционных наемников, которые специально завербованы и принимают непосредственное участие в боевых действиях, руководствуются личной материальной выгодой, которая значительно выше вознаграждений комба-тантов, имеющих аналогичные должности в вооруженных силах этого государства, не являются гражданами, жителями территории стороны, находящейся в конфликте, а также не входят в состав вооруженных сил/не направлены в качестве члена вооруженных сил для исполнения служебных обя-занностей19, сотрудники ЧВОК являются корпоративными субъектами20. Итак, ЧВОК являются: (1) высокоорганизованными предприятиями; (2) руководствуются коммерческой, а не личной выгодой; (3) осуществляют легальную работу на открытом глобальном рынке; (4) предлагают услуги в широком спектре, зачастую нескольким клиентам одновременно; (5) взаимосвязаны с другими отраслями (например, корпоративными холдингами и финансовыми рынками), что придает им определенную степень легитимности; (6) обладают доступом к более тяжелой военной артиллерии, такой как самолеты, вертолеты, сложное огнестрельное оружие, в то время, как ресурсы наемников значительно огра-ничены21. Однако на международной арене существуют нетипичные для указанных стандартов

ЧВОК, среди которых - группа Вагнера. В то время как традиционные ЧВОК — это международные компании, в которых работают сотрудники самых разных национальностей, предлагающие широкий спектр услуг работодателям по всему миру, по данным независимых источников, около 6000 сотрудников группы Вагнера являются бывшими военнослужащими Российской Армии. Кроме того, доказательства показали, что они делят базы с российскими военными, перевозятся российскими военными самолетами и имеют доступ к российским службам здравоохранения22. Более того, существуют данные, свидетельствующие о снабжении Россией группы Вагнер специальными паспортами23. Указанное дает почву для предположений или утверждений о том, что не все ЧВОК существуют как независимые организации и некоторые из них, включая группу Вагнера, могут быть особыми "замаскированными" подразделениями министерства обороны того или иного государства, правовой статус персонала которых близок к правовому статусу наемников, что в свою очередь является серьезнейшей проблемой для квалификации нарушений международного права.

Рассмотренные выше документы мягкого права, несмотря на отсутствие обязательной юридической силы, обладают потенциалом становления своеобразного каркаса для разработки юридически обязательных документов, однако, представляются недостаточными для адекватного решения современных проблем, связанных с ЧВОК. Таким образом, международно-правовое регулирование деятельности ЧВОК нуждается в принятии нового эффективного международного инструмента жесткого права. Чтобы все причастные к правонарушениям привлекались к ответственности, необходимо наличие более строгих законов, регулирующих деятельность ЧВОК, которые бы обеспечили большую прозрачность и подотчетность. Однако это займет время, правительства также должны быть честны и прозрачны в привлечении и использовании ЧВОК, что позволит привлекать их к ответственности за свои действия.

Privatisation of Military and Security Functions and Human Rights: Comments on the UN Working Group's Draft Convention // 2011. 11 Human Rights Law Review 133, p. 133.

16The Guardian: Michael Safi Trump Pardons Blackwater contractors Jailed for Massacre of Iraq Civilians // 2020. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.theguardian.com/world/2020/dec/23/trump-pardons-blackwater-contractors-jailed-for-massacre-of-iraq-civilians Дата обращения: 29.01.23).

17См.там же.

18 Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года.

19Protocol (I) Additional to the Geneva Conventions of 12

August 1949, and Relating to the Protection of Victims of In-

ternational Armed Conflict (n 40), Article 47.

20Peter W. Singer Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry // 2008. CornellUniversityPress // (n 2), p. 40 and 45.

21 См, там же, параграф 43-47.

22 Новая газета номер №112 от 9 октября 2017 года. [Электронный ресурс].// URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/10/09/74125-ih-prosto-net (Дата обращения: 02.01.23).

23 Band of Brothers: The Wagner Group and the Russian State, 2020. [Электронный ресурс].// URL: https://www.csis.org/blogs/post-soviet-post/band-brothers-wagner-group-and-russian-state (Дата обращения: 02.01.23).

Список литературы

1. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года.

2. European Parliament resolution of 25 November 2021 on the human rights violations by private military and security companies, particularly the Wagner Group (2021/2982(RSP))

3. Francesco Francioni (ed) Access to Justice as a Human Right // 2007. Oxford University Press). p. 46

4. George R. Fay Investigation of the Abu Ghraib Detention Facility and 205th Military Intelligence Brigade // 2004. AR 15-6, p. 82

5. 11 Human Rights Law Review 133, p. 133

6. International Code of Conduct for Private Security Service Provider // n. 39, para. 3

7. James Cockayne Regulating Private Military and Security Companies: The Content, Negotiation, Weaknesses and Promise of the Montreux Document // 13 Journal of Conflict & Security Law // 2009 . 401, p. 401

8. Kevin H. Govern and Eric C. Bales Taking Shots at Private Military Firms: International Law Misses its Mark // (n 3), p. 56

9. Montreux Document on Pertinent International Legal Obligations and Good Practices for States Related to Operations of Private Military and Security Companies During Armed Conflict (n 39), Preface, para. 1

10. Mirko Sossai Combatting the Legal Side Effects of Privatized War // 2017. Volkerrechtsblog. p. 23-34

11. Michael S. Schmidt Flexing Muscle, Baghdad Detains U.S. Contractors // 2012. New York Times

12. Nigel D. Whit The Privatisation of Military and Security Functions and Human Rights: Comments on the UN Working Group's Draft Convention // 2011

13. Protocol (I) Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and Relating to the Protection of Victims of International Armed Conflict (n 40), Article 47.

14. Peter W. Singer Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry // 2008. CornellUniversityPress // (n 2), p. 40 and 45

15. United Nations General Assembly (UNGA) Report of the Working Group on the Use of Mercenaries as a Means of Violating Human Rights and Impeding the Exercise of the Right of Peoples to Self-Determination // 2010. UN Doc A/HRC/15/25

16. BBC News, Washington: Bernd Debusmann Jr. Private military firms see demand in Ukraine war. [Электронный Ресурс] // URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-60669763 (Дата обращения: 01.02.23)

17. The Guardian: Michael Safi Trump Pardons Blackwater contractors Jailed for Massacre of Iraq Civilians // 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/dec/23/trum p-pardons-blackwater-contractors-jailed-for-massacre-of-iraq-civilians Дата обращения: 29.01.23)

18. Band of Brothers: The Wagner Group and the Russian State, 2020. [Электронный ресурс].// URL: https://www.csis.org/blogs/post-soviet-post/band-brothers-wagner-group-and-russian-state (Дата обращения: 02.01.23)

19. Новая газета номер .№112 от 9 октября 2017 года. [Электронный ресурс].// URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/10/09/74125-ih-prosto-net (Дата обращения: 02.01.23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.