Научная статья на тему 'Вопросы сотрудничества Организации Объединенных Наций с частными военными и охранными компаниями в аспекте современного миротворчества'

Вопросы сотрудничества Организации Объединенных Наций с частными военными и охранными компаниями в аспекте современного миротворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
частные военные и охранные компании / Организация Объединенных Наций / поддержание мира и безопасности / миротворчество / Документ Монтрё / проект Международной конвенции о контроле / надзоре и мониторинге за частными военными и охранными компаниями / private military and security companies (PMSCs) / United Nations / Peacekeeping and Security / Peacekeeping / Montreux Document / Draft International Convention on the Control / Supervision and Monitoring of Private Military and Security Companies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Владимировна Пузырева, Иван Иванович Котляров

Реализация операций Организации Объединенных Наций (ООН) по поддержанию мира с привлечением частных военных и охранных компаний (ЧВОК) и использование их разнообразных услуг осуществляется с точки зрения международного права в так называемой «серой зоне». Тем не менее услуги ЧВОК объективно необходимы и важны для ООН в контексте современного многопрофильного миротворчества. В статье проведен правовой анализ взаимодействия ООН и ЧВОК с позиции выявления легитимности статуса таких компаний и определения их вклада в операции по поддержанию мира и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of cooperation of the United Nations with private military and security companies in the aspect of modern peacekeeping

The implementation of United Nations (UN) peacekeeping operations with the involvement of private military and security companies (PMSCs) and the use of their various services are carried out from the point of view of international law in the so-called «gray zone». Nevertheless, the services of PMSCs are objectively necessary and important for the UN in the context of modern multidisciplinary peacekeeping. The article provides a legal analysis of the interaction between the UN and PMSCs from the standpoint of identifying the legitimacy of the status of such companies and determining their contribution to peace and security operations.

Текст научной работы на тему «Вопросы сотрудничества Организации Объединенных Наций с частными военными и охранными компаниями в аспекте современного миротворчества»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-210-215 NIION: 2015-0066-5/21-106 MOSURED: 77/27-011-2021-05-305

Вопросы сотрудничества Организации Объединенных Наций с частными военными и охранными компаниями в аспекте современного миротворчества

Юлия Владимировна Пузырева1, Иван Иванович Котляров2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 yuliya_dugina@mail.ru

2 ikotlyarov@mail.ru

Аннотация. Реализация операций Организации Объединенных Наций (ООН) по поддержанию мира с привлечением частных военных и охранных компаний (ЧВОК) и использование их разнообразных услуг осуществляется с точки зрения международного права в так называемой «серой зоне». Тем не менее услуги ЧВОК объективно необходимы и важны для ООН в контексте современного многопрофильного миротворчества. В статье проведен правовой анализ взаимодействия ООН и ЧВОК с позиции выявления легитимности статуса таких компаний и определения их вклада в операции по поддержанию мира и безопасности.

Ключевые слова: частные военные и охранные компании, Организация Объединенных Наций, поддержание мира и безопасности, миротворчество, Документ Монтрё, проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными компаниями

Для цитирования: Пузырева Ю. В., Котляров И. И. Вопросы сотрудничества Организации Объединенных Наций с частными военными и охранными компаниями в аспекте современного миротворчества // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 210-215. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-210-215.

Original article

Yuliya V. Puzyreva, Ivan I. Kotlyarov

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russian Federation

1 yuliya_dugina@mail.ru

2 ikotlyarov@mail.ru

Abstract. The implementation of United Nations (UN) peacekeeping operations with the involvement of private military and security companies (PMSCs) and the use of their various services are carried out from the point of view of international law in the so-called «gray zone». Nevertheless, the services of PMSCs are objectively necessary and important for the UN in the context of modern multidisciplinary peacekeeping. The article provides a legal analysis of the interaction between the UN and PMSCs from the standpoint of identifying the legitimacy of the status of such companies and determining their contribution to peace and security operations.

Keywords: private military and security companies (PMSCs), United Nations, Peacekeeping and Security, Peacekeeping, Montreux Document, Draft International Convention on the Control, Supervision and Monitoring of Private Military and Security Companies

For citation: Puzyreva Yu. V., Kotlyarov I. I. Issues of cooperation of the United Nations with private military and security companies in the aspect of modern peacekeeping // Bulletin of economic security. 2021;(5):210-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-210-215.

© Пузырева Ю. В., Котляров И. И., 2021

Issues of cooperation of the United Nations with private military and security companies in the aspect of modern peacekeeping

ООН является одной из первых международных межправительственных организаций, установивших практику использования услуг ЧВОК. В первую очередь речь идет о привлечении в начале 90-х гг. прошлого века сотрудников таких компаний для охраны персонала миротворческих миссий ООН в нестабильных зонах развертывания операций. Отправной точкой для принятия таких решений явились сложные операции Организации в Сомали и Руанде, унесшие жизни многих миротворцев в связи с жестоким вооруженным противостоянием группировок в этих государствах, отсутствием контроля власти на территориях и невозможностью обеспечения безопасности миротворческому контингенту и ряду гуманитарных организаций со стороны принимающих государств.

С течением времени ООН, расширяя географию и масштабы миротворческой деятельности, расширила спектр услуг, предоставляемых ЧВОК. Все чаще такие компании стали привлекаться к работе «в сложных чрезвычайных ситуациях и в конфликтных или постконфликтных районах для обеспечения разнообразных видов деятельности»1, как например: разминирование и очистка воды, разведывательная деятельность в чрезвычайно сложных условиях, доставка военной техники в зоны развертывания операций, транспортно-логическое обслуживание и обучение персонала на местах, охрана помещений и автотранспортных колонн [5, с. 17-18].

Парадоксальность ситуации связана с ростом популярности ЧВОК в реализации миротворчества ООН и отсутствием в международном праве четких стандартов к деятельности ЧВОК и тем более, правовой регламентации взаимодействия таких компаний с единственной международной универсальной организацией, созданной в 1945 г. с целями поддержания международного мира и безопасности [6, с. 51-57].

В настоящее время правовой статус ЧВОК находится в правовом регулировании норм «мягкого права»: Документа Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта, принятого в 2008 г. по инициативе Швейцарии и Международного Комитета Красного

1 Документ ООН А/69/338 от 21 августа 2014 г. Доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ohchr.org/RU/Issues/ Mercenaries/WGMercenaries/WG/A.69.338_ra.doc (дата обращения: 27.09.2021).

Креста2, а также Международного кодекса поведения частных поставщиков охранных услуг, принятого в ноябре 2010 г. и являющегося продолжением «Швейцарских инициатив»3.

Безусловно, данные руководства при их поддержке со стороны отдельных государств, международных организаций, представителей гражданского общества и отдельных охранных компаний следует рассматривать в положительном контексте, особенно в условиях отсутствия императивной нормативной базы по ЧВОК на международном уровне. Вместе с тем, «Швейцарские инициативы» направлены на регулирование отношений между ЧВОК и государствами и не могут быть приемлемыми для универсальной концепции миротворчества ООН.

Следует отметить, что в 2009 г. эксперты Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение подготовили проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными компаниями4. Документ привлек

2 Документ Монтрё был принят в сентябре 2008 г. на основе гуманитарной инициативы Швейцарии и МККК. Он направлен на поощрение соблюдение международного гуманитарного и права прав человека и посвящена международным обязательствам и положительным видам практики государств в связи с деятельностью ЧВОК в ходе вооруженных конфликтов. В документе рассматриваются конкретные обязательства государств, регистрации ЧВОК, государств, по подряду которых действуют ЧВОК, и государств, на территории которых осуществляется такая деятельность. К настоящему времени к Документу присоединились 58 государств, Европейский Союз, ОБСЕ и НАТО. См. подробнее: Participating States of the Montreux Document. Swiss FDFA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eda.admin.ch/eda/en/home/ foreign-policy/international-law/international humanitarian-law/ private-military-security-companies/participating-states.html (дата обращения: 27.09.2021).

3 Международный кодекс поведения представляет собой многостороннюю инициативу, организованную правительством Швейцарии в ноябре 2010 г. В Кодексе содержатся принципы поведения частных компаний по оказанию услуг в сфере безопасности, включая обязательства по гуманному обращению, охране достоинства и права на частную жизнь, а также принципы управления, связанные с отбором, проверкой и обучением личного состава, применения оружия и техники, отчетности об инцидентах, связанных с применением силы, процедур подачи жалоб и финансовых обязательств в случае ответственности за выплату компенсации. В настоящее время в поддержку данных инициатив выступают 210 членов, представляющих различные уровни и правовые статусы: правительства государств, сертифицированные ЧВОК, гражданские общества, а также независимые наблюдатели. См. подробнее: Members and observers of the International Code of Conduct Association. International Code of Conduct Association. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.icoca.ch/en/membership?view_type=map (дата обращения: 27.09.2021).

4 Документ ООН A/HRC/15/25 от 5 июля 2010 г. Проект возможной Конвенции о частных военных и охранных компаниях (ЧВОК) для рассмотрения и принятия решения Советом

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

значительное общественное и научное внимание. Ряд отечественных и зарубежных ученых высоко оценили сбалансированность обязательств и качественную подготовку данного документа [1; 4; 7]. Отдельные специалисты выступили с объективной критикой документа в части рассмотрения ключевых вопросов, касающихся деятельности ЧВОК: ответственность государства, защита прав человека, договорные права и обязанности сторон, действующие стандарты и способы обеспечения исполнения положений [5, с. 207-207; 8, р. 195-227].

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что проект Конвенции о ЧВОК в перспективе является наилучшим регулятором деятельности таких компаний в сравнении с механизмами «мягкого права», которые в настоящее время существуют [3, с. 15-19; 5, с. 208-209]. Как справедливо отмечает Небольсина Н. А.: «Однако само создание и распространение в системе ООН инициативы, содержащей комплексную модель регулирования, представляет собой существенный шаг вперед в определении политических и правовых подходов международного сообщества к проблеме ЧВОК» [5, с. 208].

Таким образом, анализ международных источников, регламентирующих в настоящее время деятельность ЧВОК, позволяет отметить наличие разработанного комплекса «Швейцарских инициатив» по данному вопросу, не обладающих юридической силой и не носящих императивный характер, а также подготовленного более 10 лет назад проекта международного договора по ЧВОК, направленного в компетентные органы внешнеполитических отношений 193 государств для ознакомления и проведения дальнейших консультаций. К сожалению, присутствует уверенность, что процесс согласования текста Конвенции по ЧВОК займет еще длительное время.

Как было отмечено, правовой вакуум в регламентации деятельности ЧВОК не мешает ООН прибегать к услугам таких компаний в рамках своих миротворческих миссий и проектов постконфликтного восстановления государств. Растущий спрос на такие компании побудил Департамент по вопросам охраны и безопасности ООН инициировать разработку политики Организации по вопросу легализации статуса ЧВОК в вопросах совместной деятельности с ООН, результатом которой явилось Руководство по использованию услуг частных охранных

по правам человека. Доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.ohchr. org/english/issues/mercenaries/docs/A.HRC.15.25.pdf (дата обращения: 27.09.2021).

212

компаний1 (Guidelines on the Use of Armed Security Services from Private Security Companies, 2012). Рекомендательный документ закрепляет, что условием для привлечения ЧВОК к деятельности ООН являются обстоятельства, в которых принимающая сторона не может обеспечить безопасность сотрудников миротворческого контингента и его имущества при проведении операции или такая защита не может быть реализована с помощью внутренних ресурсов ООН, включая офицеров Департамент по вопросам охраны и безопасности ООН. Отметим, что данные условия позволяют определить элементы сотрудничества ООН и ЧВОК с учетом растущего нежелания многих государств предоставлять свои войска для участия в миротворческих операциях, а также с учетом усложняющегося характера многих операций и активной деятельностью ЧВОК на рынке услуг с многоаспектными функциями, так необходимых для успешного проведения миротворчества. Имеются опасения, что в перспективе данные тенденции могут привести «приватизации сектора международной безопасности и мира».

Правовой основой для привлечения ЧВОК являются либо прямой договор с ООН, либо договор с государством, предоставляющим войска и использующим ЧВОК в рамках национального контингента. Данное положение вызывает большие опасения, хотя бы по причине отсутствия единых международно-правовых требований к деятельности ЧВОК и разрозненного национального регулирования данного вопроса, что часто приводило к правовому сотрудничеству ООН с компаниями «недостойной репутации», которые при этом в рамках национальной юрисдикции своих государств обладали всеми признаками легитимности деятельности. В этом контексте вполне справедливо замечание экспертов: «Может ли компания управлять американской программой дронов в Пакистане утром и поставлять продукты питания в Афганистан вечером?» [2, с. 160].

Руководство по использованию услуг частных охранных компаний закрепляет рекомендации в отношении заключения контрактов ООН и ЧВОК, но при этом не вносит четкость в процедуры отбора и мониторинга их деятельности. Эти важные ключевые процессы так и остаются в регламентации саморегулирования таких компаний, что ставит под сомнение прозрачность и объективность их отбора со стороны ООН. Организация никогда публично не признавала зависимости от услуг ЧВОК, поэтому и не собирались общесистемные данные об аутсорсинге и контрактах с такими компаниями, не устанавливались

1 Guidelines on the Ше of Агте0 Security Services from Private Security Companies (Chapter IV) // United Nation security management. System security policy manual. United Nation Department of safety and security, 2012. P. 91-97.

№ 5/2021

Вестник экономической безопасности

четкие критерии и процедуры отбора и найма ЧВОК, не формировались единые правила во всей системе ООН, и не создавались внутренние механизмы обмена информацией между структурами ООН в отношении ЧВОК. Ярким примером тому являются случай привлечения ООН в Миссии по стабилизации в Демократической Республике Конго в 2010 и 2011 г. компании Saracen Uganda, причастной в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН к нарушениям прав человека и международного права, незаконной эксплуатации природных ресурсов в Республике Конго и вовлеченной в грубые нарушения Эмбарго ООН на поставки оружия в Сомали [2, с. 116, 161].

Отсутствие в Руководстве положений о контроле за деятельностью ЧВОК в целом нивелируют все достоинства данного документа, поскольку такой пробел приводит к ситуации безнаказанности в случаях грубых нарушений принципов и норм международного права и не позволяет реализовать институт индивидуальной уголовной ответственности в отношении сотрудников ЧВОК, причастных к таким противоправным деянием, и корпоративной ответственности самих ЧВОК.

Имеются ли положительные стороны от использования ЧВОК в миротворческих операциях ООН? На данный вопрос следует дать положительный ответ. Во-первых, в настоящее время под эгидой ООН проводится 12 обширных многопрофильных операций по поддержанию мира, в которых 121 государство предоставило различный контингент из 81 370 сотрудников (по состоянию на сентябрь 2021 г.). ЧВОК присутствуют практически во всех миротворческих операциях ООН, осуществляя широкий спектр функций и задач, что позволяет утверждать о доказанной способности ЧВОК участвовать в универсальном миротворчестве.

Во-вторых, такие компании могут помочь устранить качественные и количественные недостатки миротворчества ООН, поскольку ЧВОК лучше организованы, их сотрудники предметно обучены и оснащены, чем контингент ООН. Практика проведения многонациональных миротворческих операций выявила такие объективные трудности, с которым приходилось сталкиваться миротворцам, как: отсутствие общего оборудования, несовместимые системы связи, различный опыт работы и доктрина военной и охранной безопасности, а также разные языки общения между сотрудниками в составе миссии. ЧВОК помогают нивелировать организационные барьеры в рамках эффективного достижения целей миротворческой операции.

В-третьих, ЧВОК могут помочь компенсировать временную задержку реагирования на кризисы в государствах, поскольку они могут развертываться быстрее, чем миротворцы ООН. Организация неодно-

кратно подчеркивала важность быстрого развертывания для эффективного предотвращения конфликтов, обострения кризисов и предотвращения массовых нарушений.

В-четвертых, ЧВОК являются более рентабельными, нежели многопрофильные и многонациональные миротворческие контингенты ООН.

Указанные доводы позволяют рассматривать ЧВОК как положительный элемент современного миротворчества. Однако для легитимности их статуса в рамках сотрудничества с ООН следует оформить в надлежащие императивные международные нормы систему контроля, надзора и мониторинга за такими компаниям.

Проведенный анализ взаимодействия ООН с ЧВОК при проведении современного миротворчества позволяет констатировать выводы относительно объективной возможности и необходимости привлечения таких компаний к операциям ООН по поддержанию мира при наличии главного условия - определенности правового статуса ЧВОК посредством разработки и установления императивных норм международного права.

1. ЧВОК присутствуют практически во всех проводимых миротворческих операциях ООН, осуществляя широкий спектр функций: разминирование и очистка воды, разведывательная деятельность в чрезвычайно сложных условиях, доставка военной техники в зоны развертывания операций, транспор-тно-логическое обслуживание и обучение персонала на местах, охрана помещений и автотранспортных колонн и др. Таким образом, ЧВОК обладают доказанной способностью к использованию в миротворческих операциях ООН.

2. Практика проведения многонациональных миротворческих операций ООН позволила выявить ряд объективных количественных и качественных трудностей, с которыми сталкиваются миротворцы на местах и которые вполне возможно преодолевать посредством привлечения ЧВОК. Установлено, что в данном контексте такие компании будут способствовать полноценной реализации мандатов операций ООН по поддержанию мира, приобретая статус необходимого элемента современного миротворчества.

3. Анализ правовых основ, регламентирующих в настоящее время деятельность ЧВОК, позволил выявить наличие разработанного комплекса норм мягкого права, так называемых «Швейцарских инициатив» по данному вопросу с рекомендательной юридической силой, и проекта Конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными компаниями 2009 г., длительное время находящегося на стадии ознакомления государствами - участниками ООН. Таким образом, следует констатировать

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

факт отсутствия императивного международно-правового регулирования статуса ЧВОК, что побудило к формированию разрозненных национальных концепций в этой сфере и привело к формированию принципа «саморегулирования ЧВОК».

4. Международной основой взаимодействия ООН и ЧВОК при проведении миротворчества является Руководство по использованию услуг частных охранных компаний, разработанное в 2012 г. Департаментом по вопросам охраны и безопасности ООН. Документ при всей его важности не является универсальной базой для сотрудничества ООН и ЧВОК в вопросах поддержания мира и безопасности, содержит ряд недостатков в отношении установленных процедур отбора и мониторинга деятельности ЧВОК и не содержит рекомендации в части контроля за деятельностью таких компаний. Обозначенные пробелы продолжают формировать практику сотрудничества ООН с недобросовестными компаниями, вовлеченными в ряд противоправных деяний, не связанных с целями и задачами ЧВОК, а тем более с международным миротворчеством, и подрывающими авторитет ООН и всей системы универсальной безопасности.

5. Растущий спрос ООН на привлечение ЧВОК для выполнения мандатов в рамках миротворческих операций, установленная объективная возможность присутствия таких компаний в зонах развертывания миссий и выявленная помощь, оказываемая такими компаниями, определяют необходимость оперативной разработки универсальных правовых норм, регламентирующих статус и деятельность ЧВОК в отношениях с государствами и международными организациями. Государствам, как никогда ранее необходимо объединить усилия и прийти к компромиссу в вопросе принятия международного договора по регулированию деятельности ЧВОК.

Список источников

1. Волеводз, А. Г. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных предприятий (ЧВОП) : современный этап международного правотворчества // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 1 (2). С. 233251.

2. Королькова, Е. Е. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных охранных компаний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 211 с.

3. Котляров, И. И., Пузырева, Ю. В. Негосударственные вооруженные группы и международное гуманитарное право // Московский журнал международного права. 2013. № 2. С. 3-22.

4. Кулебякин, В. Н., Пронина, Е. Е. Регулирование деятельности частных военных и охранных

компаний в национальном и международном праве // Московский журнал международного права. 2014. № 4. С. 4-15.

5. Небольсина, М. А. Регулирование деятельности частных военных и охранных компаний. Сравнительный анализ политики международных организаций и мировых держав : монография. М. : ИД «Международные отношения», 2018. 240 с.

6. Пузырева, Ю. В. К вопросу о статусе сотрудников частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 2. С. 51-57.

7. Skuratova, A. Yu., Korolkova, E. E. Private military and security companies in international law // Московский журнал международного права. 2020. № 4. P. 81-94.

8. Janaby, M. G. The Legal Regime Applicable to Private Military and Security Company Personnel in Armed Conflicts. Switzerland: Springer International Publishing, 2016.

References

1. Volevodz, A. G. International legal regulation of the activities of private military and security companies (PMSC) : the current stage of international lawmaking // Criminalist Library. Science Magazine. 2012. No 1 (2). Р. 233-251.

2. Korolkova, E. E. International legal regulation of the activities of private military security companies : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2019. 211 p.

3. Kotlyarov, I. I, Puzyreva, Yu. V. Non-state armed groups and international humanitarian law // Moscow Journal of International Law. 2013. № 2. P. 3-22.

4. Kulebyakin, V. N., Pronina, E. E. Regulation of the activities of private military and security companies in national and international law // Moscow Journal of International Law. 2014. № 4. Р. 4-15.

5. Nebolsina, M. A. Regulation of the activities of private military and security companies. Comparative analysis of the politics of international organizations and world powers : monograph. M. : Publishing House «International Relations», 2018. 240 p.

6. Puzyreva, Yu. V. On the issue of the status of employees of private military and security companies in armed conflicts // Union of criminalists and criminologists. 2020. № 2. Р. 51-57.

7. Skuratova, A. Yu., Korolkova, E. E. Private military and security companies in international law // Moscow Journal of International Law. 2020. № 4. Р. 81-94.

8. Janaby, M. G. The Legal Regime Applicable to Private Military and Security Company Personnel in Armed Conflicts. Switzerland : Springer International Publishing, 2016.

Информация об авторах

Ю. В. Пузырева - заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

И. И. Котляров - заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России.

Information about the authors

Yu. V. Puzyreva - Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

I. I. Kotlyarov - Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

Конституционное право России. 12-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под науч. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева, П. А. Кучеренко ; под общ. ред. К. К. Гасанова, Л. Т. Чихладзе. 631 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представленное издание учебника - одна из первых попыток авторского коллективного осмысления и теоретического анализа внесенных в Конститу-цию Российской Федерации изменений, адаптированного под соответствую-щее восприятие его целевой аудитории.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации по состоянию на 4 июля 2020 г.

Рассмотрены традиционные вопросы науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, избирательная система, система органов публичной власти в Российской Федерации и др.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».

Конституционное право России

12 Е

ИЗДАНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.