Научная статья на тему 'Победа как торжество Истины'

Победа как торжество Истины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИСТОРИЯ РОССИИ / РУССКИЙ НАРОД / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВЕНСТВО / WAR / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN HISTORY / RUSSIAN PEOPLE / PATRIOTISM / CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быков Александр Сергеевич

Статья посвящена теме преодоления духовного регресса в России, обозначенного идеологическими изменениями в постреволюционной России. Великая Отечественная Война, наряду с революцией, став сильнейшим испытанием в истории XX столетия для русского народа, стала тем временем, тою возможностью, благодаря которым трезвение общества, начало его духовного возрождения обозначило воссоединение Русской Православной Церкви и народа после их искусственного, насильственного разделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTORY AS THE TRIUMPH OF TRUTH

The Article is devoted to overcoming spiritual regression in Russia, marked by ideological changes in post-revolutionary Russia. The great Patriotic War, along with the revolution, becoming the strongest challenge in the history of the twentieth century for the Russian people, became the time when the society began its spiritual rebirth marked by the reunification of the Russian Orthodox Church and of the people after their artificial and violent separation.

Текст научной работы на тему «Победа как торжество Истины»



ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Быков Александр Сергеевич «Победа как торжество Истины»

УДК 27-75

ПОБЕДА КАК ТОРЖЕСТВО ИСТИНЫ

Быков Александр Сергеевич, Белгород, Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) Научный руководитель: Р.А. Лопин, Белгород, НИУ «БелГУ»

Статья посвящена теме преодоления духовного регресса в России, обозначенного идеологическими изменениями в постреволюционной России. Великая Отечественная война, наряду с революцией, став сильнейшим испытанием в истории XX столетия для русского народа, стала тем временем, той возможностью, благодаря которым трезвение общества, начало его духовного возрождения обозначило воссоединение Русской Православной Церкви и народа после их искусственного, насильственного разделения. Ключевые слова: Война, Русская Православная Церковь, история России, русский народ, патриотизм, духовенство

VICTORY AS THE TRIUMPH OF TRUTH

A.S. Bykov, Belgorod,

Belgorod Orthodox Spiritual Seminary (with a missionary orientation)

Supervisor: R.A. Lopin, Belgorod, Belgorod State National Research University

The Article is devoted to overcoming spiritual regression in Russia, marked by ideological changes in post-revolutionary Russia. The great Patriotic War, along with the revolution, becoming the strongest challenge in the history of the twentieth century for the Russian people, became the time when the society began its spiritual rebirth marked by the reunification of the Russian Orthodox Church and of the people after their artificial and violent separation.

Keywords: war, Russian Orthodox Church, Russian history, Russian people, patriotism, clergy.

п

I бщеизвестные факты говорят о том, что Церковь в истории России до 1917 г.

I в своей миссии активно участвовала во всех сферах жизнедеятельности рус-|_Р ского народа, занимаясь просветительской, благотворительной деятельностью, принимала активное участие в формировании народного образования и, конечно же, занималась духовным окормлением русской армии. Духовенство делило с солдатами и моряками все «тяготы и лишения», помогало нравственному воспитанию, укреплению духа на полях сражений. Церковною жизнью с молитвою, исповедью, причастием жил и русский воин.

С приходом к власти большевиков положение Церкви меняется в худшую сторону. Церковь целенаправленно вытесняют из жизни людей. С 1917 по 1939 гг. Церковь как организация была практически разрушена вследствие ярко выраженного террора. Производились массовые репрессии и расстрелы. «В 1939 г. из 300 000 действующих храмов осталось около 300. Репрессированы за веру 350 000 человек, из которых 140 000 - священнослужители. Предвоенная пятилетка была названа «безбожной»» [1].

штш

омской православной духовной семинарии

С

В первый день войны митрополит Сергий (Страгородский) в своем послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» [9] призвал православный народ (по результатам предвоенной переписи 1937 г. по-прежнему себя православными назвали 2/3 сельского населения и 1/3 городского) встать на защиту Родины. Это послание читалось с амвонов всех действующих на тот момент храмов, находящихся на неоккупированных территориях. Митрополит Сергий, благословляя верующих на борьбу с агрессором, выражал уверенность в победе над врагом, призывая священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу». Исходя из прагматических расчетов, И. Сталин быстро оценил пользу такой позиции Церкви, началось изменение государственной политики по отношению к Церкви. «3 июля Сталин впервые обратился к народу, используя при этом тезисы из послания митрополита Сергия: «Братья и сестры...»» [8].

Власти использовали поддержку Церкви, помогали печатать листовки и разбрасывать их из самолетов в прифронтовой зоне. «Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. С осени 1941 г. были закрыты антирелигиозные организации, некоторые атеистические музеи, распущен Союз воинствующих безбожников. К концу 1941 г. прекратился выпуск всех специальных антирелигиозных изданий» [2]. В 1942 г. сбор средств на танковую колонну св. кн. Дмитрия Донского составил: в Москве - 2 млн. руб., в блокадном Ленинграде - более 1 млн. руб., а всего было собрано более 8 млн. руб. Также были построены авиаэскадрильи св. блгв. кн. Александра Невского и самолеты сибирской эскадрильи «За Родину». «Всего за годы войны было собрано и передано правительству более 150 млн. руб. на нужды фронта» [5].

Говоря о политике немцев в отношении к Церкви, можно сказать, что она была корыстно «благосклонной». На оккупированных территориях открывали храмы из-за прагматического расчета. «Только в Смоленской области было открыто 60 храмов, в Брянской и Белгородской не менее 300, Курской - 332, Орловской - 108, Воронежской - 116, значительную активность проявляла Псковская миссия» [7].

Фашисты хотели добиться лояльности населения. Конечно, в большинстве своем такая политика оправдала себя, но были и другие примеры. Священники, часто оставаясь патриотами, читали аналогичные, сходные со своими убеждениями проповеди для населения, оказывали помощь партизанам. К примеру, за содействие партизанам только в Палесской епархии было расстреляно до 55% священнослужителей.

Слова Гитлера на конференции 11 сентября 1942 г.: «Необходимо запретить устройство единых Церквей для сколько-нибудь значимых русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особенные представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобные негритянским или американо-индийским, мы могли бы это только приветствовать, ибо это увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы» [3], - полным образом отражают политику фашистской Германии на оккупированной территории. Как видно, такая политика была направлена на духовное, мировоззренческое расслоение общества, исключало всяческое его единство.

2020 (8)

¡НЕВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ_

Быков Александр Сергеевич «Победа как торжество Истины»

Уже в начале войны в непростой сложившейся ситуации на фоне огромных территориальных и людских потерь (по разным данным, за 1941-1942 гг. - около 4 млн. человек убитыми и столько же пленными) советскому правительству пришлось возвратиться к опыту предыдущих войн, где самопожертвование человека опиралось на чувства духовного единства с собственным народом, историей, землей для сохранения боеспособности армии и предотвращения панических настроений в обществе. Главный лозунг этих войн: «За веру, царя и Отечество!». Слово вера стоит первым, т.к. является главнейшей мотивацией для человека. Вера стала отправной точкой патриотизма и в эту войну, без нее Победа была бы невозможна. Невозможно без веры и торжество правды над ложью, света над тьмою...

Совокупность факторов уступок советского правительства для Церкви привела к тому, что 4 сентября 1943 г. состоялась встреча иерархов Русской Православной Церкви с И. Сталиным, на которой были решены вопросы об открытия храмов, учебных духовных заведений, принято решение о созыве собора для выборов патриарха. Уже 8 сентября 1943 г. состоялся собор. В нем участвовало 19 архиереев. Патриархом был выбран митр. Сергий (Страгородский). За 1944 г. было открыто более 200 храмов. В Москве открылся Богословский институт и богословско-пастырские курсы [4].

Церковь в годы войны осталась верна Христу. Война коснулась практически каждой советской семьи, принесла много горя и страданий. Можно долго рассуждать о причинах начала войны, о ходе ее событий, но победу русской/советской армии и ее союзников явно благословил Господь, и об этом свидетельствует сама ее дата (6 мая - Воскресение, ПАСХА Господня). За годы войны Церковь приросла огромным количеством святых, а страна и народ - героями. Произошла переоценка ценностей. Народ, победивший не благодаря безбожной идеологии, а, скорее, вопреки ей, в опоре на веру в высшую Правду [6] сплотился для восстановления страны. Благодаря страшной, жестокой войне в нем сохранился и укрепился твердый фундамент, определяющий его духовную, культурную, историческую общность в преемственности торжества Истины, проповедуемой Церковью на протяжении всей ее истории, служащей и сегодня отправной точкой в возрождении православной России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 80 лет назад в СССР началась «безбожная пятилетка» [Электронный ресурс] -URL: https://pravoslavie.ru/53531.html (дата обращения: 11.08.2019).

2. Аруева Л.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны / Л.Н. Аруева. - СПб, 2010. [Электронный ресурс] - URL: http://www.russika.ru/ arueva/ (дата обращения: 22.08.2019).

3. Василик В. Крест Великой Отечественной / В. Василик. [Электронный ресурс] - URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html7baseurh/pub/ t/24539055.&uuid=0705edcb-5fd6-11e7-b802-00259059d1c2&art=24539055&tri als=1&user=0&file=29038027&trial=1&price=300.00&texttrialbutton=%D0%9A%-D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B D%D1%83%D1%8E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81 %D0%B8%D1%8E%20

t)k 238 »(Гга^Д'АбУ^^

№ 1, 2020 (8)

%D0%B7%D0%B0%20300.00&uilang=ru&catalit2&half=1&track_reading (дата обращения: 08.09.2019).

4. Головкин Н. «Господь нам дарует победу!» / Н. Головкин. [Электронный ресурс] - URL: https://ruskline.ru/analitika/2019/06/08/gospod_nam_daruet_pobedu/ (дата обращения: 10.09.2019).

5. Карпенкова Т.В. Духовно-нравственные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне / Т.В. Карпенкова, М.А. Никулин // Вестник МИЭП.

- 2015. - № 1 (18). - С. 105-113. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/duhovno-nravstvennye-istochniki-pobedy-sovetskogo-naroda-v-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 14.09.2019).

6. Лопин Р.А. Консолидирующий фактор весны 1945 года (к духовно-исторической аксиологии празднично-календарной системы России) // Культура. Политика. Понимание (Война и мир: 20-21 вв. - уроки прошлого или вызовы будущего): материалы III Международной научной конференции, 23-25 апреля 2015 г. Белгород - государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» [Электронный ресурс] / сост. А.П. Кривец, М.В. Коваленко, В.Е. Пеньков. - Белгород, 2015.

- С. 79-81.

7. Сидоренко В.В. Русская Церковь под германским правлением во время Второй мировой войны / В.В. Сидоренко. [Электронный ресурс] - URL: https://credo. press/167087/ (дата обращения: 20.08.2019).

8. Смолененкова В.В. Риторика Сталина военного времени. Приказ № 70. / В.В. Смолененкова. [Электронный ресурс] - URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_105. html (дата обращения: 02.09.2019).

9. Страгородский Сергий, митр. «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года / митр. Сергий Страгород-ский. [Электронный ресурс] - URL: https://pravoslavie.ru/35145.html (дата обращения: 01.09.2019).

Рецензент: кандидат исторических наук В.Л. Данилов, Омская духовная семинария

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.