Научная статья на тему 'Покровская церковь в городе Барнауле в годы Великой Отечественной войны'

Покровская церковь в городе Барнауле в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОНЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНЫХ / ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОКРОВСКОГО ХРАМА / ОКАЗАННАЯ ПОМОЩЬ / ПАМЯТЬ ЗАЛОГ МИРОЛЮБИЯ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / PERSECUTION OF THE ORTHODOX / CLERGY / CHURCH / REBIRTH OF POKROV CATHEDRAL / PROVIDED ASSISTANCE / MEMORY AS THE KEY TO PEACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимец Иван Анатольевич

Статья посвящена истории возрождения церковной жизни в г. Барнауле в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных источников рассматривается возрождение Покровского храма, восстановление приходской жизни в 1944-1945 гг. Жизнь верующих в безбожном советском государстве была очень непроста, и даже обычный приход в храм на службу расценивался как вызов обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POKROV CATHEDRAL IN THE CITY OF BARNAUL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the history of the revival of church life in the city of Barnaul during the Great Patriotic War. Based on archival sources the revival of the Pokrov cathedral, the restoration of parish life in 1944-1945 are studied. The life of believers in a godless Soviet state was very difficult, and even the usual church service attendance was regarded as a challenge to society.

Текст научной работы на тему «Покровская церковь в городе Барнауле в годы Великой Отечественной войны»



ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИИ

Ефимец Иван Анатольевич «Покровская церковь города Барнаула в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(100)

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ефимец Иван Анатольевич Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Барнаульская духовная семинария Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви»

Статья посвящена истории возрождения церковной жизни в г. Барнауле в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных источников рассматривается возрождение Покровского храма, восстановление приходской жизни в 1944-1945 гг. Жизнь верующих в безбожном советском государстве была очень непроста, и даже обычный приход в храм на службу расценивался как вызов обществу. Ключевые слова. Великая Отечественная война, гонения на православных, духовенство, Церковь, возрождение Покровского храма, оказанная помощь, память - залог миролюбия.

POKROV CATHEDRAL IN THE CITY OF BARNAUL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Efimets Ivan Anatolyevich Theological Educational Organization of Higher Education «Barnaul Theological Seminary Barnaul Diocese of the Russian Orthodox Church

The article is devoted to the history of the revival of church life in the city of Barnaul during the Great Patriotic War. Based on archival sources the revival of the Pokrov cathedral, the restoration of parish life in 1944-1945 are studied. The life of believers in a godless Soviet state was very difficult, and even the usual church service attendance was regarded as a challenge to society.

Key words. The Great Patriotic War, persecution of the Orthodox, clergy, church, rebirth of Pokrov cathedral, provided assistance, memory as the key to peace.

EE

июня 1941 года нашу Родину постигло глобальное потрясение. Началась I Великая Отечественная война. Нам известно, какими потерями, каким I трудом и горем обернулось то страшное время войны. Люди не жили, они выживали. Цеплялись всеми силами за возможность жить. В таких страшных условиях, когда кругом смерть, бесчеловечность, когда стоит угроза вымирания всего славянского народа, человек начинает задумываться о духовных ценностях, о жизни и смерти, о Боге. Советская власть, как и любая другая, не может гарантировать жизнь во время войны. Может, это последний раз, когда человек взглянет на небо и побежит с автоматом в руках, табуреткой или с голыми кулаками на фашистского захватчика, чтобы защитить свою семью, близких, товарища по окопу, Отечество. Человек начинает вести разговор с Богом. Такой же разговор рано или поздно происходит и в местах, где не ведутся боевые действия, однако которые могут вскоре появиться. Кто может помочь, кроме Бога? Люди начинают молиться. Хоть веру и старались вычеркнуть, подменить, но в головах людей она - многовековая русская вера, берущая

№ 1, 2020 (8)

свое начало от крещения княгини Ольги и князя Владимира, все же, еще была не забыта.

По переписи населения 1937 г. в опрос был введен лично Сталиным пункт о принадлежности к религии, который показал обратную реакцию тезиса «сплошного атеизма населения». По данным переписи, среди лиц в возрасте 16 лет и старше, верующие составили 55,3 млн, тогда как неверующие - 42,2 млн, т.е. 56,7% против 43,3%. Среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте, т.е. они были образованными. Надо учесть, что многие боялись указывать свое положительное отношение к вере. Люди думали, что их за это будут ссылать, раскулачивать, что они подвергнутся гонениям, но тем не менее продолжали верить и молиться, а в большей степени ничего и не оставалось делать, кроме как возложить все свое упование на Бога.

Возникла особая нужда в духовной поддержке. Казалось бы, надо всеми возможными средствами оказывать помощь. Однако помощи оказывать почти и не кому. Не укладывается в голове, как такое может быть? Как Русь, которая на протяжении тысячи лет была святая, не может оказать столь необходимую поддержку в столь нужное время? Где духовенство, где храмы? А их нет. Только представьте, до революции 1917 года в Барнауле насчитывалось 17 православных храмов при численности жителей города 57 тыс. человек. Тогда как во всем Алтайском округе, заметьте, было более 420 приходов [3, с. 364]. После революционного переворота 1917 года постепенно закрывали церкви, но наивысшего пика в закрытии и разрушении храмов государство достигло после 1937 года. Только за 1938 г. на Алтае было закрыто порядка 150 церквей. А к 1939 г. на территории Алтайского края не осталось ни одного храма [4, с. 104].

Таблица

Соотношение численности населения г. Барнаула и количества приходов (Составлено на основе данных [8, с. 154, 294; 9, с.112])

Годы Население Кол-во приходов

1897 г. Более 20 тыс. чел. (приблизительно 28 тыс. чел. с учетом незарегистрированных жителей) Около 10 приходов. Духовенство составляло 1,2% (порядка 200 чел.) от общего числа населения

1917 г. 57 тыс. чел. 18 приходов

1941 г. 172 тыс. чел. 0

1943 г. 230 тыс. чел 0

В 1940 г. «отметку в ноль приходов» достигли Томская и Кемеровская области. Что тут говорить, если на всю страну «к 1939 г. осталось 100 действующих православных храмов из 60 000, действовавших в 1917 г.» [6, с. 31], и лишь три действующих архиерея: патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексей (Симанский) и митр. Киевский Николай (Ярушевич). Куда делось все духовенство? А дело в том, что с приходом новой безбожной власти священнослужитель воспринимался как идеологический враг. Таким образом, на представителей духовенства сразу заводилось сфабрикованное дело за контрреволюционную деятельность, и они отправлялись в ссылки, лагеря, в худшем случае, без суда и

¡НЕВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ_

Ефимец Иван Анатольевич «Покровская церковь города Барнаула в годы Великой Отечественной войны»

следствия подвергались приговору - «расстрелять». Так в тридцатые годы двадцатого столетия почти все священнослужители Православной Церкви были расстреляны или же находились в лагерях. В 1937 г. был расстрелян священномученик Иаков (Ма-скаев), архиепископ Барнаульский, а вместе с ним по сфабрикованному делу были осуждены еще 25 священников и мирян.

Покровский кафедральный собор, о котором пойдет дальше речь, был закрыт в 1939 г., его постигла такая же участь, как и большинство других церквей. Он был разграблен, купол и колокольня были снесены. Но в отличие от других церквей его полностью не разрушили, и не отдали под театры, спортзалы, склады, а просто закрыли. Почему говорим о Покровском соборе? Потому что это был единственный действующий храм в городе Барнауле и второй во всем Алтайском крае на период войны. Стоит обратить внимание, что митр. Сергий (Страгородский), узнав о вторжении захватчика, сразу пишет послание, адресованное «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», о поддержке властей в предстоящей борьбе. Сталин в своих первых военных выступлениях также вдохновлял народ подвигами русских святых полководцев, обращаясь к народу со словами, «братья и сестры». И все это несмотря на пропаганду атеизма. Отечественная война объединила наш народ.

Но почему во время войны стали открывать храмы? Для открытия второго фронта нашей стране предписывалось одним из условий - не ущемлять права верующих. Для выполнения этого условия Сталин был вынужден открыть храмы на территории СССР. С разрешения правительства 8 сентября 1943 года на Архиерейском Соборе был избран патриарх Сергий (Страгородский) и вновь образован синод Русской Православной Церкви. А 28 ноября 1943 г. выходит постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей».

Таким образом, создавалось видимое впечатление изменения внутренней политики относительно церквей и верующих. Храмы стали открывать, но далеко не все, которые просили верующие. Уполномоченные по делам РПЦ наблюдали, чтобы количество зарегистрированных приходов в Сибири не превышало 5% от уцелевших церковных зданий. А к 1947 г. регистрация и вовсе прекратилась. Так за период 1943 - 1947 гг. на территории Алтайского края было открыто 11 церковных общин, несмотря на то, что ходатайств от верующих поступило более 150. В ответах уполномоченный ограничивался лишь кратким уведомлением о том, что ходатайство рассмотрено и отклонено без объяснений причин. Так правительство перешло к политике частичного восстановления храмов и религиозной жизни под жестким государственным контролем.

8 августа 1943 г. Указом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия Архиепископом Новосибирским и Барнаульским назначен Владыка Варфоломей (Городцев). Ему поручалось управление практически всеми епархиями Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Несмотря на такую большую территорию, владыка, будучи в преклонных летах, постоянно ездил по порученным ему владениям, освящая открытые храмы Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Томска, Барнаула, Бийска, Красноярска, Хабаровска и налаживая приходскую церковную жизнь.

Новая история Покровского собора города Барнаула началась с конца 1943 г. В связи с постановлением об открытии церквей верующие стали требовать открытие церкви в Барнауле. Сохранился протокол первого собрания верующих города от 30 ноября 1943 г. [1, л. 6]. На этом собрании присутствовало 178 человек, оно проходило

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

под председательством П.П. Фроловой, секретарь Ф.С. Хахулин. Повестка состояла из четырех вопросов:

Об открытии церквей;

Выбор членов церковного совета;

Выбор священнослужителей;

Разное.

Единогласно были избраны две предложенные кандидатуры священнослужителей: протоиерей Павел Петрович Шутов и протоиерей Николай Стефанович Юдин.

Покровская церковь была в большом разорении - ни колокольни, ни крыши, ни стекол в окнах не было. Община верующих просила передать ей для богослужений более благоустроенную Знаменскую церковь, но в ней располагался Краевой архив НКВД, по этой причине Знаменскую церковь не отдали. Общине пришлось восстанавливать Покровскую церковь [1, л. 2-3].

12 февраля 1944 г. состоялся Акт передачи исполкомом барнаульского совета депутатов трудящихся здания Покровской церкви по ул. Никитина, 137, общине верующих во главе с настоятелем Павлом Шутовым [1, л. 17]. Протоиерей Павел Шутов, первый настоятель вновь возрождающегося собора, уроженец Ярославской губернии, в 1909 г. рукоположен в священники, 1936 - 1942 гг. находился в заключении в Сиблаге по обвинению - ст. 58 УК (контрреволюционная деятельность). С 1942 г. по освобождении жил в Алейске, а с 15 декабря 1943 г. переехал в Барнаул.

Силами верующих храм был подготовлен для освящения менее чем за 2 месяца. В марте 1944 г. владыка Варфоломей совершил поездку в г. Барнаул. Как сам описывает владыка эту поездку в своих дневниках: «В Барнауле до этого времени не было ни одной церкви, но верующим удалось выхлопотать для своих нужд полуразоренную, но большую прекрасную Покровскую церковь; усердно отнесшись к делу ремонта церкви, верующие приготовили ее к освящению. Церковь очень вместительная (до 4000 входит народу). В Воскресенье 5 недели я совершил освящение этой церкви при громаднейшем стечении народа, радовавшегося и этому торжеству, и вообще открытию церкви» [5, с. 112]. Так Покровская церковь вновь открылась. Началась реставрация храма, стали совершаться службы, люди шли молиться и креститься в храм Божий.

Вскоре у отца Павла возникли сложности с регистрацией и согласно его заявлению от 30 июня 1944 г. был уволен за штат с правом перехода в другую епархию. Он перевелся в Кострому. Стоит заметить, что его не зарегистрировали как неблагонадежного из-за бывшей судимости по статье 58 УК. И все потому, что у советского правительства была цель - не допустить роста численности лиц духовного звания. Духовенство для советской власти — это идеологический враг. С июня 1944 г. указом владыки Варфоломея настоятелем Покровской Церкви назначается протоиерей Николай Юдин, выполнявший эти обязанности по 1947 г. Указом правящего архиерея от 3 сентября 1944 г. исполнял должность благочинного церквей Алтайского края. Организовал вместе с председателем церковного совета храма большую помощь фронту от церковной общины, объявив сбор средств: для армии, госпиталей, в фонд помощи детям и семьям военнослужащих. За это дело староста прихода Фролова П.П. была удостоена благодарности от главы И.В. Сталина. А в апреле 1945 г. благодарность от правящего архиерея. Для того времени это было редкостью. Эти награды отражают активную и напряженную работу всего прихода на благо Победы, народа и Церкви.

2020 (8)

¡НЕВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ_

Ефимец Иван Анатольевич «Покровская церковь города Барнаула в годы Великой Отечественной войны»

Н.С. Юдин 8 февраля 1947 г. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [2, л. 3].

С 22 сентября 1944 г. на вакансию второго священника был назначен иерей Иоанн Алексеевич Литвинцев [1, л. 29]. Родился в Иркутске в 1887 г. С 1912 г. диакон кафедрального собора города Иркутска. В 1936 г. работал сторожем центрального аптечного склада Красноярска. В 1941-1944 гг. был заведующим складами стройконторы системы Красноярского Гортога. С 20 января 1944 г. служит диаконом кладбищенской церкви Красноярска. По вызову архиепископа Варфоломея назначен псаломщиком Вознесенской церкви г. Новосибирска, а осенью 1944 г. рукоположен в иерея и направлен священником в Барнаул. При нем был восстановлен купол храма. В 1947 году на моторном заводе был изготовлен большой крест и установлен на подготовленный купол. Возведение нового сооруженного креста на купол храма, было великим событием для верующих. Как только в горисполкоме узнали об этом, то сразу предприняли репрессивные действия по отношению к изготовителям. Все, кто был причастен к изготовлению креста, были уволены или понижены в должностях.

Интересен и тот факт, что владыка Варфоломей, под руководством которого восстанавливалась жизнь приходов и церквей не только Барнаула, но и всей Сибири, имел академическое образование, в свое время был преподавателем и даже состоял на должности помощника инспектора в Могилевской духовной семинарии. Несмотря на свой преклонный возраст, он почти ежегодно посещал Московскую духовную академию, принимал экзамены у студентов семинарии и академии. Испытывая нехватку грамотных священников и отсутствие богословской школы, решил открыть семинарию в г. Новосибирске, чтобы обеспечить кадрами всю Сибирь и Дальний Восток. С таким предложением архиерей обратился и к Святейшему патриарху Алексею (Симанскому). Патриарх озвучил вопрос на уровне правительства, но ему было отказано. В письме с грифом «Секретно» от 4 августа 1949 г., адресованном Уполномоченному Новосибирской области товарищу Созонек, от председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, сказано: «Патриарх Алексей по просьбе митрополита Варфоломея возбудил ходатайство об организации в городе Новосибирске духовной семинарии. Это ходатайство отклонено. Вам следует сообщить митрополиту Варфоломею только в том случае, если он обратится к Вам. Если Варфоломей не будет интересоваться этим, то и сообщать ему не надо».

Жизнь верующих в безбожном советском государстве была очень непроста, и даже обычный приход в храм на службу расценивался как вызов обществу. Верующие люди были изгоями и подвергались всяческим нападкам.

Слегка коснувшись того непростого и сложного времени, на примере Барнаульского Покровского собора мы можем только отчасти понять, что происходило с Церковью: духовенством, храмами, верующими по всей России. Несмотря на политику репрессий и гонений со стороны государства по отношению к верующим, Церковь помогала государству, армии, народу. Так община Покровской церкви города Барнаула «перечислила много денежных средств на подарки бойцам, на танковую колонну Дмитрия Донского, в фонд помощи инвалидам и раненным бойцам Отечественной войны, в фонд помощи детям и семьям военнослужащих, во Всецерковный фонд помощи детям и семьям фронтовиков» [7, с. 37]. А ведь надо было ремонтировать храм, восстанавливать облачения, богослужебные сосуды и так далее. Стоит сказать, что в первые послевоенные годы руководству приходов было крайне трудно добывать

№ 1, 2020 (8)

даже материалы для ремонта, т.к. все было лимитировано, шло только для государственных предприятий и учреждений, все было в дефиците. Церквам официально ничего не отпускалось, приходилось изворачиваться. Ремонты шли методом народной стройки.

Люди восстанавливали храмы, стараясь восстановить утраченную духовную основу, без которой нет сильного и единого государства. Поэтому важно знать и передавать из поколения в поколения, а также не забывать события тех времен. Иначе, как только мы забудем те ужасные и трагические моменты нашей истории, все может повториться вновь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. Р-1692. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Алтайскому краю. Оп. 1. Д. 2.

2. ЦХАФ АК. Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 15.

3. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае / Сост. Я. Е. Кривоносов. - Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1997. - 408 с.

4. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае / Сост. Н.И. Разгон. - Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. - 382 с.

5. Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания. К 40-летию со дня кончины. - Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. - 328 с.: ил.

6. Георгий Максимов, свящ. Что ответить атеисту? М., 2015. - 40 с.

7. Иоанн Кизюн-Войтович, диак. История Покровского кафедрального собора г. Барнаула. Выпускная квалификационная работа. Тобольск, 2004. - 64 с.

8. История Барнаула: учебное пособие для средней школы. А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - 3-е издание/ - Барнаул: ООО ТЛ «Красный угол», 2010. - 394 с.: ил.

9. Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (1751 -2001 гг.). - Барнаул. Изд-во «Азбука». 2001. - 175 с.

Рецензент: доктор исторических наук, профессор И.А. Еремин, Алтайский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.