Иванисов Кирилл Михайлович
аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: [email protected]
Деятельность митрополита Вениамина (Федченкова) как экзарха Русской Православной Церкви в Америке: июнь-декабрь 1941 года
На основе целого ряда исторических источников, материалов газет русской эмиграции, выходивших в США, в статье воспроизведена ситуация, которая сложилась с июня по декабрь 1941 г. в православных приходах США. Русская Православная Церковь в Америке к началу Великой Отечественной войны была представлена Североамериканской митрополией Архиерейского синода РПЦЗ, возглавляемой митрополитом Феофилом (Пашковским), а также экзархатом Русской Православной Церкви в США, возглавляемым митрополитом Вениамином (Федченковым).
Вопрос о помощи русскому народу, воюющему с нацистской Германией, вызвал серьезную дискуссию среди представителей американской церковной эмиграции. Она развернулась на страницах крупных американских газет и сопровождалась широким общественным резонансом. В момент массированного наступления немецкой армии на Москву иерархи Североамериканской митрополии в телеграмме, адресованной Ф. Рузвельту, просили отложить решение вопроса об оказании помощи Советскому Союзу. Главной причиной была названа проблема отсутствия свободы религиозной совести на их Родине. Эту же линию поведения утвердил позже и Собор иерархов Североамериканской митрополии.
Владыка Вениамин (Федченков), отстаивая позицию Московской Патриархии и митрополита Сергия (Страгородского) и побуждая всех к горячей молитве о даровании победы русскому воинству над немцами,
Иванисов К.М. Деятельность митрополита Вениамина (Федченкова) как экзарха Русской Православной Церкви в Америке: июнь-декабрь 1941 года // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 1. С. 97-110.
призвал представителей русской эмиграции в Америке «быть со своим народом, а не против него», т. е. начать в самый ближайший момент сотрудничество с CCCР. Ему удалось оказать серьезное влияние не только на представителей русской эмиграции, но и на широкие слои американского общества и правительство США в период принятия серьезных политических решений, от которых зависела судьба мира.
Ключевые слова: митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Феофил (Пашковский), Русская Православная Церковь, РПЦЗ, Североамериканская митрополия, свобода религии в СССР.
Реакция Русской Православной Церкви на нападение Германии на Советский Союз последовала сразу же, еще до официального обращения к народу 3 июля 1941 г. главы правительства СССР И.В. Сталина. 22 июня 1941 г., в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский), узнав о начале войны в храме, где только что закончил служить литургию, «сразу же произнес проповедь, в тот же день разосланную по немногим сохранившимся еще приходам» (Страж дома господня... С. 523). В «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя Патриаршего престола говорилось: «Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается...» (Николай (Ярушевич)...). 26 июня 1941 г. в архипастырском послании призвал к защите Родины митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) (Васильева, 1998. С. 87).
В эти же дни было положено начало военно-политическому союзу между СССР, США и Великобританией, составившему основу антигитлеровской коалиции. Вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем 24 июня 1941 г. президент США Франклин Рузвельт заявил: «Соединенные Штаты Америки окажут всевозможную помощь России» (Шаяхметов, 2015. С. 152).
В первых числах июля в русских газетах, выходивших в Нью-Йорке («Карпатская Русь», «Русский голос»), Чикаго («Русское обозрение»), Сан-Франциско («Новая заря»), сообщалось о том, что во всех храмах Москвы проходили моления о даровании победы русскому воинству. Владыке Вениамину как митрополиту Алеутскому и Североамериканскому, экзарху Русской Православной Церкви в США, предписано было в ближайшее время торжественно совершать молебны о даровании русскому воинству победы (Моление о даровании победы, 1941. С. 2), что и было исполнено.
Кроме того, 2 июля 1941 г. владыка Вениамин выступил с обращением к соотечественникам на многолюдном митинге в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке. Он призвал забыть прежние разногласия и оказывать посильную помощь Родине в борьбе с фашизмом. Владыка сказал о том, что «момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. От конца событий в России зависят судьбы мира. И потому нужно
приветствовать намерение президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией в самый ближайший момент и во всякой форме» (Слово митрополита Вениамина... 1941. С. 1, 3).
Однако к началу войны на территории США помимо экзархата Русской Православной Церкви в США, возглавляемой митрополитом Алеутским и Североамериканским Вениамином (Федченковым), существовала Североамериканская митрополия. Она с 1933 г. разорвала связи с Московской Патриархией и с 1935 г. находилась в подчинении Архиерейского синода РПЦЗ, сохраняя за собой внутреннюю автономию. В 1934 г., сменив умершего митрополита Платона (Рождественского) (Кострюков, 2011), ее возглавил митрополит всея Америки и Канады архиепископ Сан-Францисский Феофил (Пашковский) (Кострюков, 2015).
В первые дни войны священнослужители православных храмов в США воздерживались от высказывания своего мнения по поводу нападения Германии на Россию: одни ждали ответа «по этому поводу митрополита Вениамина» (Православное духовенство о событиях в России, 1941. С. 3), другие -«разрешения митрополита Феофила или собора всех епископов» (там же). Однако, как покажут дальнейшие события, отношение к России в связи с нападением нацистской Германии на Советский Союз у представителей Североамериканской митрополии и экзархата Русской Православной Церкви в США были различными. Это вскоре стало вполне очевидным.
Как извещала 28 июня 1941 г. газета «Новая заря», «в Нью-Йорке состоялось совещание русских архиереев под председательством митрополита Феофила (Пашковского), на котором постановили 6 июля во всех храмах Америки совершить молебствие о спасении русского народа» (Моления за Россию и русский народ, 1941. С. 5). 8 июля митрополит Феофил обратился к настоятелям храмов Североамериканского митрополичьего округа РПЦЗ с предложением «в воскресение 6-го или ближайшее к нему воскресение, 13 июля, совершить по окончании Божественной литургии особый молебен о мире всего мира, о многострадальной церкви Российской и о страждущей земле Русской» (Митрополит Феофил призывает свою паству к молитве о России, 1941. С 3).
Несмотря на это, 11 июля 1941 г. в газете «Новая заря» было опубликовано «письмо из Нью-Йорка». Его авторы - архиепископ Виталий1, Б. Сергиевский и Б. Бразоль - заявили протест против американской помощи СССР. Суть пространного обращения авторов к президенту Соединённых Штатов Ф. Рузвельту (Кострюков, 2015. С. 77-78) сводилась к тому, что американская помощь Советскому Союзу не может принести облегчения русскому народу, а только «красной диктатуре, представляемой Сталиным». Авторы письма полагали, что «русский народ стоит перед трагической дилеммой: либо использовать нападение Германии на Сталина для своего освобождения от советского ига, либо, подчинившись Сталину, навсегда отказаться от надежды стряхнуть с себя оковы коммунистического рабства» (Архиепископ Виталий... 1941. С. 5).
При этом авторы резолюции указывали, что если русский народ продолжит следовать путем Коминтерна, то это грозит Европе и Америке «неизбежно сделаться коммунистическими». Аргументами против оказания помощи России названы «бунт против религии», «варварское обращение со
1 Епископ Русской православной церкви за границей, архиепископ Восточноамериканский и Джерзейситский.
священнослужителями» со стороны Советского правительства, а также и то, что помощь СССР будет воспринята «порабощенным русским народом как большая несправедливость по отношению к нему самому». Обращаясь к Рузвельту, авторы письма утверждали, что «русские страстно ждут прихода благословенного часа своего освобождения» и «не будут добровольно сражаться за Сталина» даже в том случае, если им будут посланы лучшие военные эксперты и отдано лучшее американское вооружение (там же).
В этом открытом письме, напечатанном в известных американских газетах, отразилась отнюдь не личная позиция одного из иерархов Североамериканской митрополии. Против помощи Советскому Союзу выступала и определенная часть русской эмиграции (Волков, 2017). Вопрос об оказании помощи воюющему в одиночестве Советскому государству в американском обществе стоял еще более остро. Влиятельная газета Chicago Tribune предлагала рассматривать войну СССР против нацистской Германии как «единственную войну в столетии, которая воспринимается цивилизованными людьми с полным одобрением». Религиозные организации, прежде всего католические (согласно опросам, 90 процентов духовенства), выступали против помощи СССР. Они напоминали о религиозных преследованиях, а в качестве аргумента ссылались на энциклику Divini Redemptoris, запрещающую сотрудничество с коммунистами (Филиппов, 2016. С. 88-89).
Тем не менее обращение к Рузвельту архиепископа Виталия (Максименко), Б. Сергиевского и Б. Бразоля вызвало весьма бурный отклик общественности, некоторых профсоюзных организаций и др. Они открыто заявляли в печати, что позиция «самозваной» «жалкой кучки сторонников Гитлера» является клеветой на «подлинно лояльных Соединенным Штатам русских американцев» (Церковные ревнители Гитлера, 1941. С. 2). Порицание авторам июльского обращения к Рузвельту выразили также и участники митинга «русских американцев» г. Питтсбурга. Резолюцию о неоказании помощи Советскому Союзу они назвали «актом злонамеренного воздействия» на правительство и общественность США, имеющим целью возбудить мнение оных против России (Протесты против выступления Бразоля, Сергиевского и арх. Виталия, 1941. С. 3).
Позицию, прямо противоположную позиции архиепископа Виталия (Максименко), высказал епископ Питтсбургский и Западно-Вирджинский Вениамин (Басалыга). 1 августа газета «Новая заря» извещала о праздновании дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, которое прошло «под знаком единения русских в Америке и сочувствия русскому народу в его смертельной борьбе с Германией». «Владимирские торжества на ФАРМЕ РООВА» собрали минимум 3000 человек. Возглавлявший торжества владыка Вениамин «на английском языке обратился к многочисленной молодежи с призывом к ним любить и понимать родину их отцов, Россию, и в общей молитве пожелать ей спасения от порабощения нашествием чуждых и враждебных русскому народу иноплеменников» (Владимирские торжества на ФАРМЕ РООВА, 1941. С 5).
На праздновании было зачитано письмо от сенатора Сматерса: «Русский народ является надеждой всего мира, надеждой особенно тех, кто думал, что нацистская машина непобедима. Когда в будущем будет писаться история этого времени, больше всего места будет уделено русскому народу в его героической борьбе с гитлеризмом...» (Там же)
К оказанию немедленной помощи «своим русским страждущим братьям на Родине» призвал епископ Чикагский Леонтий (Туркевич). Он стал автором целого ряда писем, опубликованных в газете «Новая заря». Все письма епископа Леонтия, пропитанные искренней любовью и состраданием к «бедным, несчастным соотечественникам», содержат конкретные предложения, как именно помочь населению, оставшемуся «в разрушенных, ограбленных и опустошенных местностях западных губерний России, с одной стороны, и, с другой, убежавших вглубь страны». Епископ настаивал на том, что необходимо начать оказывать самую «скорую», «обильную» и «существенную» помощь посредством Американского Красного креста. Владыка в ожидании поддержки «первосвятителя митрополита Феофила» намечал и конкретные сроки оказания помощи «переживаемой бедствия Родине: сентябрь и октябрь пойдут на сбор жертв и подготовку их к отправке, весь ноябрь займет переправка, и дай Бог, чтобы к декабрю помощь этим миллионам нашим страждущих братьев там, на Родине, подоспела...» (Епископ Леонтий призывает к оказанию немедленной помощи, 1941. С. 5).
Таким образом, в первые дни войны однозначную позицию о необходимости оказания помощи СССР занял экзарх Русской Православной Церкви в США митрополит Вениамин (Федченков). Однако, несмотря на то что некоторые иерархи Североамериканской митрополии также открыто призывали помочь своим соотечественникам, Собор епископов Русской Православной Церкви Североамериканской митрополии с решением вопроса о скорой помощи Советской России не спешил.
Собор состоялся лишь 8-9 октября. В первую очередь было заслушано обширное послание к пастве, призывающее русских людей к покаянию, молитве, взаимной любви и уважению взглядов других. Отдельное заседание собора было посвящено рассмотрению писем и докладов по животрепещущему вопросу положения Православной Церкви в России. На основании всех полученных известий было установлено, что в СССР «гонения на православную церковь продолжаются.» В связи с этим собор обратился к президенту Рузвельту. Выражая лояльность правительству Соединенных Штатов, епископат просил приложить все усилия для обеспечения свободы религиозной совести в России в той мере, в какой она существует в Америке и Канаде. Эта мысль составила содержание телеграммы, направленной Рузвельту (Обращение к президенту Рузвельту. 1941. С. 7).
Согласно статистическим данным, опубликованным в Ежегоднике Североамериканской митрополии за 1941 г., в 1936 г. в ней насчитывалось «229 церквей, из которых 169 находилось на городской территории. В них насчитывалось 89 510 прихожан» (АВП РФ Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Л. 51-52). В экзархат Русской Православной Церкви в США, как сообщает митрополит Вениамин (Федченков) в докладе за 1940 г. для митрополита Сергия (Страгородского), входило 10 приходов (Архив ОВЦС. Д. 5/1940. Л. 187198).
В «Кратких заметках об отношении к моменту разных христианских церквей» (АВП РФ Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Л. 108-124), составленных митрополитом Вениамином позже, в январе1942 г., дан обзор религиозных объединений на территории США. Изложенные им «наблюдения и выводы» основаны «на фактах, личных впечатлениях». О митрополите Феофиле (Пашковском) владыка сообщает следующее: «Человек с средним кругозором. Семинарского образования. Не глупый, но и не способный. Давно в Америке. Был военным священником в русской армии. Довольно самолюбивый
и с аппетитом к власти. Духовно не глубокий. Весь в старом мире. Бывший женатый протоиерей. Привык к бытовому уюту семейному, потому живет в Сан-Франциско, в миленьком архиерейском доме. Вообще личность -мелкобуржуазная бытовая; серенькая. На подвиги решимости - не способен. Любит общение с «высокими особами». Вообще, тип дореволюционный» (АВП РФ Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Л. 116 об).
Георгий Поляков, личный секретарь владыки Вениамина (Федченкова), секретарь Алеутского и Североамериканского епархиального совета, докладывая митрополиту Сергию (Страгородскому), описал настроение «феофиловцев» в этот период. «Они были объяты пожаром радужных надежд», когда «...Гитлер торжествовал и в бинокли рассматривал уже «обреченную» Москву» (АВП РФ Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д.5. Л. 218). «У наших церковных прохвостников аж слюнки текли: вот милые большевички попались в интересное положение, чреватое для нас успехами... Слюнки наших раскольников текли «в унисон» с таковыми же мировых политических сил.» (Там же)
Положение, в котором оказался митрополит Алеутский и Североамериканский Вениамин (Федченков), усугублялось и тем, что на фронте с 30 сентября 1941 г. разворачивалась операция нацистской Германии «Тайфун», направленная на взятие Москвы. С первых чисел октября Москва находилась в критическом положении (Ахтамзян, 2015. С. 15-16).
В это время одна из самых влиятельных американских газет - The Wall Street Journal писала: «Оказывать помощь России - значит бросать вызов нравственности» (Филиппов, 2016. С. 88). Выступая 17 сентября 1941 г. в Чикаго, Герберт Гувер заявил: «Я считаю, и 99 процентов американцев считают так же, что тоталитаризм, будь то нацистский или коммунистический, ужасен. Обе эти формы аморальны, поскольку отвергают религию и не признают обязательств. Своими несказанными преступлениями и убийствами миллионов человеческих существ они преступают (моральные) нормы. У меня вызывает омерзение любой компромисс или соглашение Америки с ними. Что будет с миллионами людей тех стран, которые захвачены Россией во всей Европе, и с нашей свободой, если мы пошлем наших сыновей, чтобы выиграть войну в пользу коммунизма?» (там же)
12 октября в газете «Россия» было опубликовано послание Собора епископов Русской Православной Церкви Североамериканской митрополии с призывом о покаянии. Уже 16 октября владыка Вениамин (Федченков) обратился с посланием «Ко всем русским людям в Америке». Владыка открыто обвинил иерархов Североамериканской митрополии в том, что они хотят «увлечь на свой неправедный путь» русских людей. В то время, когда «грозная опасность нависла над целостью самой земли Русской», они ни слова не говорят о том, чтобы «русские люди молились и здесь о победе русскому воинству; ни звука в послании о том, чтобы жертвовали на армию и защитников Отечества; ни намека о том, чтобы кто-нибудь, и прежде всего эта страна с ее правительством, помогали в невероятной борьбе нашему народу» (Николай (Ярушевич)...).
Разоблачая позицию митрополита Феофила, владыка указал на то, что он в начале войны осудил архиепископа Виталия, просившего президента США «никак не помогать России в борьбе против немцев...», а теперь фактически «присоединился к нему с прочими соучастниками своими!». Обращаясь к собору, митрополит Вениамин призывает: «Скажите прямо и открыто... вы теперь желаете победы немцам! <...> вы не с народом русским и здесь,
в Америке». В своем обращении к русским эмигрантам митрополит Вениамин также публично изобличил ложную мысль послания архиереев Североамериканской митрополии о том, что «страшное нашествие врагов» является наказанием за грехи, последовавшим за допущенное русским народом «отступление от Бога» и «нравственное растление» (там же).
Называя архиереев, собравшихся на собор, здешними «судьями-раскольниками», экзарх РПЦ противопоставил позицию Североамериканской митрополии той, которую заняла в лице «патриаршего заместителя митрополита Сергия и соприсутствующих с ним в Москве других архипастырей и духовенства» церковь на Родине. С первых же дней войны Русская Православная Церковь «благословила своих духовных чад на борьбу за священные границы Отечества» и «назвала «прямою изменою Родине», если кто, хотя бы в тайне души своей, ожидает от врага своей Родины «выгод» в земле, уже занятой или занимаемой неприятелем» (там же).
Относительно обращения Собора архиереев к президенту и правительству США владыка Вениамин отметил, что на самом деле собор не поддерживает, а идет против Рузвельта, старается остановить его своим посланием. Митрополит Вениамин выразил глубокое убеждение в том, что президент «с чрезвычайными усилиями борется против тех, кто... не хочет оказывать помощь русским, а через это - и своей же стране: он всеми силами стремится укрепить русскую армию и мощь её» (там же).
Это замечание владыки Вениамина в послании от 16 октября касалось в первую очередь проходившего в эти дни принятия закона о ленд-лизе. Еще ранее, 29 сентября - 1 октября 1941 г., на Московской конференции между СССР, Великобританией и США было подписано соглашение об англоамериканских поставках в СССР вооружения и стратегических материалов,
0 встречных советских поставках сырья для военного производства. Администрация США предоставила Советскому Союзу кредит в сумме
1 млрд, а также распространила на СССР действие закона о ленд-лизе. Однако утверждение проекта в правительстве сопровождалось попытками законодательно запретить ленд-лизовские поставки коммунистическому режиму. Тем не менее 10-23 октября с ощутимым перевесом в голосах законопроект был одобрен Палатой представителей и Сенатом и, подписанный Рузвельтом, вступил в силу 28 октября 1941 года (Ильин, 2013. С. 73).
Противостояние между представителями Московской патриархии и Североамериканской митрополии, однако, не только не прекратилось, а достигло своего апогея. «Феофиловцы» не оставили без ответа послание патриаршего экзарха в Америке, законность назначения которого в США они не признавали (Кострюков, 2015). В Архиве внешней политики Российской Федерации хранится документ «ПОСЛАНИЯ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА» (АВП РФ Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Л. 171-172 об.), подписанный «Пастырь» и являющийся детальным разбором каждого тезиса из обращения «Ко всем русским людям в Америке» владыки Вениамина.
Автор, выражающий взгляд Собора архиереев Североамериканской митрополии на сложившуюся ситуацию, не соглашается с экзархом РПЦ ни в одном из выдвинутых им обвинений. Митрополиту Вениамину автор отводит «жалкую роль апологета советской власти», сравнивает его с «начиненной гневом бомбой» (там же. Л. 172). Весь текст написан в лучших традициях церковно-богословской риторики. Однако этот документ важен тем, что позволяет проследить, как и почему в первые месяцы войны
с нацистской Германией обострились вопросы, которые существовали до этого периода и не были сняты после его окончания.
Тяжелым обвинением «феофиловцы» сочли уличение со стороны экзарха в грехе раскола, настаивая на том, что являются «не более как ветвью Матери-Церкви, органически связанной со всем русским церковным телом, хотя и лишенной временно внешнего церковно-административного соединения с последней» (там же. Л. 171 об.).
Камнем преткновения явился вопрос о положении религии в СССР. «Пастырь» призывал вспомнить «все лишения, уничижения, страдания, на какие коммунисты обрекли русскую церковь и верующий народ». От имени иерархов Североамериканской митрополии автор утверждал: «Такой невинной крови за Веру, Церковь и Отчизну пролито в нашей Родине целое море! Тут и кровь царственная, пролитая в Екатеринбурге, и кровь святительская, кровь в городах, кровь в селениях, кровь в мирных домах, и в темном лесу, и на пути, и на море, и в храмах Божиих!» Для автора несомненно, что «такого грубого насилия над религиозной совестью, такой мрачной и жестокой тирании над религией история человечества еще не имела от начала своего бытия» (там же).
Заявление митрополита Вениамина (Федченкова) о свободе религии, которая якобы «существует в Советском Союзе», автор - «Пастырь» назвал ложью. Он указал на тот факт, что множество «страдальцев» за «Веру и Церковь» - «расстрелянных, замученных в пытках, отравленных, распятых на крестах, утопленных в реках и морях, истощенных до смерти лютым голодом, угасших в мрачных темницах, в ссылках» (там же. Л. 171) -«зверски умерщвлены не турками, не японцами, а своими же согражданами, которые стали для отчизны своей лютыми врагами, возненавидевшими св. Церковь и защитников Ея». Иллюстрируя стремление властей полностью уничтожить религию в СССР, автор напомнил о том, что в России есть «целые области, где не совершается богослужение уже более двадцати лет» (там же. Л. 171 об.).
От имени Собора епископов Русской Православной Церкви Североамериканской митрополии автор обратился со следующим требованием: «Пусть Советская власть даст действительную свободу Церкви <...> пусть она выпустит на свободу узников архиереев, пусть создаст условия, при которых наши сношения с Россией были бы нормальными, пусть поездка наших иерархов в Россию не будет связана с угрозой и опасностью для их жизни, так чтобы они могли принять участие во Всероссийском церковном соборе, - тогда минует надобность во временно-самостоятельном существовании Заграничной Русской Церкви и ее высших учреждений (Архиерейского собора и Синода)» (Собор Сербской православной церкви в Америке за поддержку Советской России в борьбе с Гитлером, 1941. С. 4).
Таким образом, документ, озаглавленный «ПОСЛАНИЯ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА», является своеобразным обоснованием позиции Собора епископов Русской Православной Церкви Североамериканской митрополии.
Такая позиция собора вызвала немалое удивление общественности в Америке. Об этом говорится в статье, опубликованной в «Новой заре», которая посвящена еще одному событию - Собору Сербской православной церкви в Америке. Он состоялся в эти же дни, 7-8 октября, только «русские православные епископы под председательством митрополита Феофила» заседали в штате Пенсильвания, а Собор Сербской церкви,
под председательством епископа Дионисия, в это время заседал в штате Иллинойс. Этот собор вынес решения диаметрально противоположные решениям архиереев Североамериканской митрополии. Он выразил «полное одобрение президенту Рузвельту за его политику помощи Британии, Советской России и всем, кто ведет против Гитлера войну», а также послал «приветствие правительству Советской России и его Красной Армии, а также приветствие Русской Православной Церкви через митрополита Сергия в Москве» (там же).
Мнение о Русской Православной Церкви выразил иерарх Сербской православной церкви в Америке, епископ Американский и Канадский Дионисий (Миливоевич): «.теперь, когда русская церковь, под руководством митрополита Сергия, пошла вместе народом, с Советами, на защиту Отечества, ее авторитет в глазах русского народа будет расти. И это правильный путь <...> Наша православная церковь должна идти с народом, а не против него» (там же).
Эта мысль абсолютно созвучна той, которую выразил митрополит Вениамин, отвечая на обвинения, выраженные в документе, посвященном разбору его послания, обращенного «ко всем русским людям в Америке». Возвращаясь к вопросу «о несвободе религии в России», он заявил: «Но я сейчас хочу во всеуслышание сказать гораздо большее. Послушайте! Если б там и действительно не было никакой свободы; если бы там завтра подняли открытое гонение на веру; и тогда мы все равно будем защищать Родину! Это есть пламенная потребность нашего сердца, любящего ее! Это есть общее чувство и разум - со всем русским народом защищать свою страну! Это есть обязанность и по отношению к власти! Мы защищаем и будем защищать свою страну, потому что она - наша мать!» (там же) Эти слова владыка произнес на митинге Русско-Американского комитета медицинской помощи СССР в Манхэттене 7 декабря 1941 г., во время его путешествия с лекциями по всей Америке и Канаде. Владыка Вениамин сказал: «Я уже теперь не слышал нигде тех злых пророчеств, что русская армия при первом же появлении Гитлера обратит свое оружие против советской власти <...> Наоборот, и слепой видит, что она идет вслед и вместе со своим правительством, жертвенно и могуче защищая свою страну от врагов» (АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Л. 294).
6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. До этого момента всетруды и усилия митрополита Вениамина как представителя Московской Патриархии в США были направлены на консолидацию сил американского общества в борьбе с нацизмом.
С первого дня войны владыка призывал к молитве о даровании победы русскому воинству. Его собственный пример и горячая проповедь, чтение лекций и выступления на митингах в разных городах Северной Америки, тесное общение с представителями разных слоев русской эмиграции и американского общества способствовали единению интеллигенции и народа, сплочению с представителями братской Сербской православной церкви в Америке.
Когда к октябрю 1941 г. в Северной Америке четко сформировались два совершенно противоположных отношения к советской власти и русскому народу, митрополит Вениамин (Федченков), изобличая позицию Собора иерархов Североамериканской митрополии, призывал к послушанию законному главе церкви, митрополиту Сергию (Страгородскому) и лояльности к советской власти.
Публичное отстаивание владыкой Вениамином позиции Русской Православной Церкви, последовавшей за своим народом, воюющим в одиночку с нацистской машиной, оказало поддержку политике президента Ф. Рузвельта, что в конечном итоге ускорило принятие правительством США закона о ленд-лизовских поставках в СССР.
Литература
Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 0129. Референтура по США. Оп. 27-а. Пап. 238. Д. 5. Религиозные вопросы. Положение Русской Православной Церкви. 297 л.
Архив Отдела внешних церковных связей. Д. 5/1940. Л. 187-198.
Архиепископ Виталий, Б. Сергиевский и Б. Бразоль протестуют против американской помощи СССР (Письмо из Нью-Йорка по воздушной почте) // Новая заря. 1941. № 3159. С. 5.
Ахтамзян А.А. Провал операции «Тайфун» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Том. 15. № 2. С. 14-24.
Владимирские торжества на ФАРМЕ РООВА // Новая заря. 1941. № 3174. С. 5.
Волков Е.В. Антибольшевистская российская эмиграция в США: к вопросу о специфике диаспоры // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 152-162.
Епископ Леонтий призывает к оказанию немедленной помощи // Новая заря. 1941. № 3192. С. 5.
Ильин Д.В. Трансформация образа СССР в представлениях американских законодателей (1939-1941 гг.) // Вестник Вятского государственного университета: История. 2013. № 4 (1). С. 68-75.
Кострюков А.А. Русская зарубежная церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: ПСТГУ, 2011. - 624 с.
Кострюков А.А. Русская зарубежная церковь в 1939-1964 гг.: Административное устройство и отношение с церковью в Отечестве. М.: ПСТГУ, 2015. - 488 с.
Митрополит Феофил призывает свою паству к молитве о России // Новая заря. 1941. № 3156. С. 3.
Моление о даровании победы русскому воинству // Русское обозрение. 1941. № 27. С. 2.
Николай (Ярушевич): Правда о религии в России // URL: https://Libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/170924-nikolaj-yarushevich-pravda-o-religii-v-rossii.html (дата
обращения: 17.09.2019).
Обращение к президенту Рузвельту Собора епископов Русской Православной Церкви в Америке (по воздушной почте) // Новая заря. 1941. № 3224. С. 7.
Православное духовенство о событиях в России // Новая заря. 1941. № 3149. С. 3.
Протесты против выступления Бразоля, Сергиевского и арх. Виталия // Русский голос. 1941. № 9406. С. 3.
Слово митрополита Вениамина, экзарха Московской Патриархии в Америке // Русский голос. 1941. № 9368. С. 1, 3.
Собор Сербской православной церкви в Америке за поддержку Советской России в борьбе с Гитлером // Новая заря. 1941. № 3230. С. 4.
Страж дома господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): Жертвенный подвиг стояния в истине православия. М.: Правило веры, 2003. - 1008 с.
Филиппов Б.А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ II: История. 2016. Вып. 4 (71). С. 84-102.
Церковные ревнители Гитлера // Русский голос. 1941. № 9379. С. 2.
Шаяхметов Ф.Ф. Формирование военно-политического союза СССР, Великобритании и США в начале Второй мировой войны // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). С. 151-159.
KiriLL M. Ivanisov
Postgraduate student of Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies
Address: 4/2, bLdg. 1, Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
Activities of MetropoLitan Benjamin (Fedchenkov) as Exarch of the Russian Orthodox Church in America: June-December 1941
Based on a number of historicaL sources and the materiaLs from the Russian emigration newspapers pubLished in the United States, the articLe reproduces the situation that deveLoped from June to December 1941 in the Orthodox parishes in the USA. The Russian Orthodox Church in America at the beginning of the Great Patriotic War was represented by the North American MetropoLis of the ROCOR Synod of Bishops, Led by MetropoLitan TheophiLos (Pashkovsky), as weLL as the exarchate of the Russian Orthodox Church in the United States, headed by MetropoLitan Benjamin (Fedchenkov).
The question of support for the Russian peopLe at war with Nazi Germany caused a serious discussion among representatives of the American church emigration. The discussion spread out on the pages of major American newspapers and was accompanied by widespread pubLic outcry. At the time of the German army's massive attack on Moscow, the hierarchs of the North American MetropoLis asked to postpone the decision on assistance to the Soviet Union in a teLegram that was addressed to F. RooseveLt. The issue of the restricted freedom of reLigious conscience in their homeLand was mentioned as the main reason. The CounciL of Hierarchs of the North American MetropoLis approved the same Line in their attitude. MetropoLitan Benjamin (Fedchenkov), whiLe defending the position of the Moscow Patriarchate and MetropoLitan Sergius (Stragorodsky) and urging everyone to ferventLy pray for the victory of the Russian army over the Germans,
Ivanisov K.M. Activities of MetropoLitan Benjamin (Fedchenkov) as Exarch of the Russian Orthodox Church in America: June-December 1941. Christianity in the Middle East, 2020, no. 1, pp. 97-110.
encouraged the representatives of the Russian emigration in America to "be with our people, and not against them," i. e. to start the cooperation with USSR in the very near future. He managed to have a serious impact not only among the Russian emigrants, but also on broad sectors of the American society and the US government during the period of serious political decisions.
Keywords: Metropolitan Benjamin (Fedchenkov), Metropolitan Sergius (Stragorodsky), Metropolitan Theophilos (Pashkovsky), Russian Orthodox Church, North American Metropolis, freedom of religion in USSR.
References
Archive of the foreign policy of the Russian Federation. F. 0129. US Referencing. Op. 27-a. Dad. 238. D. 5. Religious issues. The situation of the Russian Orthodox Church. 297 l.
Archive of the Department of External Church Relations. D. 5/1940. L. 187-198.
Archbishop Vitaly, B. Sergeevsky and B. Brazol protest against American assistance to the USSR. (Letter from New York by air mail). New Dawn, 1941, no. 3159, p. 5.
Akhtamzyan A.A. Failure of Operation Typhoon. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 14-24.
Vladimir celebrations at PHARMA ROOVA. New Dawn, 1941, no. 3174, p. 5.
Volkov EV Anti-Bolshevik Russian emigration to the USA: on the specifics of the diaspora. Magistra Vitae: electronic journal on historical sciences and archeology, 2017, no. 1, pp. 152162.
Bishop Leonty calls for immediate assistance. New Dawn, 1941, no. 3192, p. 5.
Ilyin D.V. Transformation of the image of the USSR in the ideas of American legislators (19391941). Bulletin of Vyatka State University: History, 2013, no. 4 (1), pp. 68-75.
Kostryukov A.A. Russian Church Abroad in 1925-1938 Jurisdictional conflicts and relations with Moscow church authorities. Moscow, PSTGU, 2011. 624 p.
Kostryukov A.A. Russian Church Abroad in 1939-1964: Administrative structure and relationship with the Church in the Fatherland. Moscow, PSTGU, 2015. 488 p.
Metropolitan Theophilus calls on his flock to prayer for Russia. New Dawn, 1941, no. 3156, p. 3.
Prayer for the granting of victory to the Russian army. Russian Review, 1941, no. 27, p. 2.
Nikolai (Yarushevich): The truth about religion in Russia. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/170924-nikolaj-yarushevich-pravda-o-religii-v-rossii. html (accessed date: 17.09.2019).
Appeal to President Roosevelt of the Council of Bishops of the Russian Orthodox Church in America (by air mail). New Dawn, 1941, no. 3224, p. 7.
The Orthodox clergy on events in Russia. New Dawn, 1941, no. 3149, p. 3.
Protests against the speech of BrazoL, Sergievsky and arch. VitaLy. Russian voice, 1941, no. 9406, p. 3.
The word of MetropoLitan Benjamin, Exarch of the Moscow Patriarchate in America. Russian voice, 1941, no. 9368, pp. 1, 3.
The CounciL of the Serbian Orthodox Church in America for supporting Soviet Russia in the fight against Hitler. New Dawn, 1941, no. 3230, p. 4.
Guardian of the house of the Lord: Patriarch of Moscow and ALL Russia Sergius (Stragorodsky): The sacrificiaL feat of standing in the truth of Orthodoxy. Moscow, The ruLe of faith, 2003. 1008 p.
FiLippov B.A. F. RooseveLt, Pius XII, I. StaLin and the probLem of the reputation of the USSR during the Second WorLd War. BuLLetin of PSTGU II: History, 2016, no. 4 (71), pp. 84-102.
Church zeaLots of HitLer. Russian voice, 1941, no. 9379, p. 2.
Shayakhmetov F.F. The formation of the miLitary-poLiticaL union of the USSR, Great Britain and the USA at the beginning of the Second WorLd War. BuLLetin of the CheLyabinsk State University, 2015, no. 24 (379), pp. 151-159.