Научная статья на тему 'Победа и (или) смерть на Общегреческих играх'

Победа и (или) смерть на Общегреческих играх Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
38
10
Поделиться
Ключевые слова
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АТЛЕТИКА / БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / СМЕРТЬ НА ПАНЭЛЛИНСКИХ ИГРАХ / GREEK ATHLETICS / COMBATIVE COMPETITIONS / THE PAN-HELLENIC GAMES / FATALITIES

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Селиванова Лариса Леональдовна

В статье рассматриваются боевые виды состязаний на Панэллинских играх: кулачный бой, борьба и панкратий. Анализируя семь случаев смерти, автор заключает, что они не дают полной картины, но дополняются косвенными данными. Неумышленное убийство соперника на Общегреческих играх не считалось преступлением или нарушением правил, а смерть не гарантировала победу оставшемуся в живых. Не только победа, но и смерть на священных играх занимала высшее место в шкале ценностей наравне со славой умереть за свой полис. Идея «победа или смерть», воплощавшая аристократический принцип калокагатии, сохранялась на протяжении всей истории античного атлетизма.

VICTORY AND (OR) DEATH AT THE PANHELLENIC GAMES

The article deals with such fighting sports at the Pan-Hellenic games as boxing, wrestling, and pankration. The analysis of seven recorded causa mortis leads the author to the conclusion that the latter do not reveal a whole picture but give additional data. Involuntary manslaughter of the rival at the Pan-Hellenic games was not regarded either as a crime or violation of rules, but did not ensure victory for the heory for survivor. Furthermore, an athlete's death at the Panhellenic games was as glorious as the victory or death for his polis. This attitude reflected the ethos of kalokagathia throughout the entire history of the games.

Текст научной работы на тему «Победа и (или) смерть на Общегреческих играх»

ИСТОРИЯ

ЕПЕЩЁИ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АРХЕОЛОГИЯ

Древняя Греция и Рим. Эллинизм

© 2014

Л. Л. Селиванова ПОБЕДА И (ИЛИ) СМЕРТЬ НА ОБЩЕГРЕЧЕСКИХ ИГРАХ

В статье рассматриваются боевые виды состязаний на Панэллинских играх: кулачный бой, борьба и панкратий. Анализируя семь случаев смерти, автор заключает, что они не дают полной картины, но дополняются косвенными данными. Неумышленное убийство соперника на Общегреческих играх не считалось преступлением или нарушением правил, а смерть не гарантировала победу оставшемуся в живых. Не только победа, но и смерть на священных играх занимала высшее место в шкале ценностей наравне со славой умереть за свой полис. Идея «победа или смерть», воплощавшая аристократический принцип калокагатии, сохранялась на протяжении всей истории античного атлетизма.

Ключевые слова: древнегреческая атлетика, боевые виды спорта, смерть на Панэл-линских играх

Древнегреческое общество было ярко выраженным обществом компетитив-ного типа. Поведение древнего грека определялось представлением о доблести (ápsrq) и калокагатии (KaAorayaöia), стремление к которым носило отчетливый агональный характер, пронизывающий все стороны жизни1. Ни одно другое общество древности не было так ориентировано на агон вообще и атлетические соревнования в частности, как древнегреческое. Расцвет агонистики приходится на VI в. до н.э., когда учреждаются Пифийские, Истмийские и Немейские игры (неофициально все Панэллинские состязания проводились много раньше)2. Возникшие раньше других Олимпийские (в 776 г. до н.э.) сформировали программу атлетических состязаний, принятую всеми Великими, а также Малыми играми3:

Селиванова Лариса Леональдовна — научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций ИВИ РАН. E-mail: larleon@mail.ru

1 О всеобъемлющем, всепроникающем характере агонального духа в Древней Греции см.: Зайцев 2000, 246, 113, 140-150 и др.; 2000а, 279-285; Фролов 1986, 226-227; Хейзинга 1992; 43, 87-92; Буркерт 2004, 188-189; Vogt 1964, 136; Sweet 1987, vi; Poliakoff 1987, 104-115. О распространении идеи арете на спорт см.: Pleket 1975, 49-89; Lee 1983, 32-37; Miller 1991, vii-viii.

2 Латышев 1997, 111; Глускина 1948, 126; Шанин 2001, 63; Кулишова 2001, 209; Sweet 1987, 4, 6-9; Fontenrose 1988, 125; Lee 1988, 110-118; Renfrew 1988, 13-25; Toohey, Veal 2007, 12. Ср., однако, Malwitz 1988, 79-109: культ в Олимпии древнее игр, до 700 или даже 680 г. до н.э. они не выходили за рамки локальных состязаний.

3 Amandry 1991, 308; Morgan 1993, 35-36; Kyle 2004; Young 2004, 24.

простой бег, двойной, длинный бег, пятиборье, борьба, кулачный бой, панкратий4. Постепенно программа расширялась. Античный спорт, вышедший из потребностей культа5 и военного дела6, был, как и война, занятием рискованным и опасным (например, ристания колесниц)7. Самыми жестокими и кровавыми были три боевых вида: кулачный бой (лиуц^), борьба (ла^п) и комбинация обоих — панкратий, где использовались также удары ногами и головой с минимальными ограничениями (дальний предок современного кикбоксинга, тхэквондо, тайского бокса, ушу и прочих подобных ударных единоборств (рис. 1.) Об их смертельной опасности согласно свидетельствуют трагики, комедиографы, историки, писатели, философы, отцы церкви. Однако в дошедших до нас письменных источниках нашлось только семь случаев смерти на Панэллинских играх (преимущественно в Олимпии): два в панкратии, четыре в кулачном бое и один в борьбе. Зададимся следующими вопросами:

— В какой мере эти данные могут отражать исторические реалии?

— Насколько это сопоставимо с современными потерями на ринге?

— Как относились устроители игр к убийству соперника на поединке?

— Означала ли смерть противника победу для оставшегося в живых?

4 Программа игр и порядок состязаний в древней Олимпии — вопрос дискуссионный, любые выводы могут носить только предварительный характер ввиду недостаточности данных (Raschke 1988, 256; Young 2004, 52). В V в. до н.э. праздник проходил пять дней, предпоследний отводился боевым видам: кулачному бою, борьбе и панкратию. См.: Kotynsky 2006, 9.

5 Кузищин 2001, 6-7; Nilsson 1906, 159; Jüthner 1965, 74-77; Scanlon 2002, 25-39.

6 Вся история Греции — это история перманентной «войны всех против всех». См.: Pritchett 1974; Young 2004, 58-60; Bowden 2005, 134-151. Война являлась одним из проявлений атонального начала в мрачном его аспекте, да и сам полис порожден бесконечной борьбой за место под солнцем. Спортивный агон был своего рода альтернативой военной культуре, и греки полагали, что хороший атлет будет доблестным воином. См.: Андреев 1998, 173-174, 193-194; Pritchett 1974, 219, no 44; Cartledge 1985, 112-113. В «Застольных беседах» (V. 2) Плутарх говорит: «...все гимнастические состязания являются подражанием воинским упражнениям. Ведь в завершении всех состязаний выступают гоплиты, и это свидетельствует, что такова конечная цель всех упражнений и состязаний; и то, что победителям предоставляется почесть въехать в город через пролом, сделанный для этого в городской стене, имеет тот смысл, что нет большой нужды в стенах городу, граждане которого умеют сражаться и побеждать». (Пер. Я. М. Боровского). Связь войны и атлетики лучше всего иллюстрирует сообщение Павсания: в Олимпии по обеим сторонам стола с заготовленными победными венками стояли изображения Ареса и Агона (Paus. V. 20, 3).

7 Зайцев 2000, 132; Golden 1998, 23-28. При этом все общегреческие празднества носили мирный характер. Хотя мудрецы Древней Греции считали войну родителем всего, тема мира как положительного устроителя общественной жизни никогда не уходила на второй план (Фролов 2011, 92-114). Символично, что на легендарных первых Олимпийских играх, устроенных Идейским Гераклом, бог света Аполлон побеждает бога войны Ареса (Paus. V. 7. 4). Лисий в «Олимпийской речи» утверждал, что Геракл учредил игры, чтобы принести мир грекам (Lys. 33. 1, о том же Павсаний: Paus. V. 4, 6). Согласно основной статье Олимпийского устава, принимать участие в играх могли только те атлеты, чьи государства не находились в состоянии войны. Вся область, где проходили состязания, объявлялась священной, и никто не имел право вторгаться сюда с оружием. Защита распространялась и на тех, кто пересекал враждующие государства. На время проведения соревнований (включая дорогу туда и обратно) провозглашалось священное перемирие 8KS%sipia, продолжавшееся иногда довольно длительное время. Миротворческие принципы распространились затем на все общегреческие игры, а также на Элевсинские мистерии и другие региональные праздники. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и сурово карались. См.: Латышев 1997, 109, 111-113, 204; Шанин 2001, 49; Кузищин 1997, 41-49; 2000, 119-135; 2004, 251; Кулишова 2001, 218; Гвоздева 2012, 6-7; Decker 1997, 79-80, 82; Hornblower 2000, 212-225; Toohey, Veal 2007, 20.

Рис. 1. Панкратий. Панафинейская амфора нач. V до н.э. Нью Йорк. Метрополитан музей.

Самым древним является случай с панкратиастом Аррахионом на 54-й Олимпиаде (564 г. до н. э.). Одержав уже две победы, он стал бороться с последним соперником. Тот, повалив Аррахиона на землю, крепко сжал ногами и стал душить. Аррахион успел все же сломать противнику палец на ноге, правда, испустил дух, но зато ему присудили победу, и уже на мертвого гелланодики возложили венок8. Павсаний описывал каменную статую атлета у фигалейцев как очень древнюю, в архаическом стиле и уже без надписи (Paus. VIII. 40.1-2).

Очень показательно следующее по времени происшествие. В 492 г. до н.э. на 72-х Олимпийских rnpax Клеомед из Астипалеи в кулачном бою убил Икка из Эпидавра9 и, так как бился не по правилам, был лишен победного венка. Не выдержав такого потрясения, он сошел с ума. Вернувшись домой, он направился в школу (SiSaGKa^sïov) и ударом кулака свалил колонну, поддерживающую потолок. Все 60 детей погибли, а Клеомед, придя в себя, бежал в храм Афины, где чудес-

8 Венками награждали победителей на всех Панэллинских играх: на Олимпийских — из ветвей маслины, на Пифийских — лавровыми, на Истмийских в честь Посейдона — вначале из пиниевых веток, затем из сельдерея (Plut. Quaest. conv. V. 3. 675 e-677b). На Немейских играх в честь Зевса наградой служил сначала масличный венок, а после Персидских войн — венок из сухого сельдерея. См.: Blech 1982; Krause 1841; Curran, Williams 1981, 209-212; Sweet 1987, 8; Knox 1990, 183-202; Hollis 1996, 69-73.

9 Согласно Павсанию (VI. 9. 4-8), это случилось в Олимпиаду, предшествующую той, на которой в ристании колесниц победил Гелон, сын Дейномена, тиран Гелы (73-я, 488 г. до н.э.), то есть в 72-ую (492 г. до н.э.). См.: Высокий 2004, 181.

ным образом исчез (Paus. VI. 9. 6-8). Дельфийский оракул повелел чтить его как героя10:

Это последний герой, Клеомед из Астипалеи;

Жертвы ему приносите, зане уже он не из смертных.

Пер. С. П. Кондратьева11.

Героизация психически больного убийцы детей, да еще по прямому указанию самого гуманного эллинского бога, удивляла только христиан. Так, Кирилл Александрийский считал, что свирепый и лютый Клеомед, мало отличавшийся от диких зверей, потому и был почтен Аполлоном, что тот поощрял бесчеловечность атлетов. Хороши, дескать, божественные мягкость и благородство, если в список богов вносится нечестивец, запятнанный кровью! (Cyril. Alex. C. Iulian. 6). Христианство вообще сурово осуждало атлетизм. Астипалейцы же просто последовали указанию оракула12, ведь, по мнению греков, «людская сила метится божеством» (Pind. Isthm. V. 11) и потому священна и почитается (Paus. VI. 3. 16).

Аполлон и сам был покровителем кулачного боя: на самых первых Олимпийских играх, установленных Зевсом после победы над Кроном, он победил в этом виде Ареса (Paus. V. 7. 4). В Дельфах ему поклонялись как ГОкт^ (Plut. Qu. conv. VIII. 4. 4). Известны его эпиклесы Пиуцаюд ГО£,юд13.

На Делосе Аполлона чествовали кулачным боем и пляской (H.h. I. 149 sqq.). Киник Эномай Гадарский (II в. н.э.) риторически вопрошал, не оттого ли погиб соперник, что Клеомед одним ударом пробил ему бок и вырвал внутренности (ap. Euseb. Praep. Eu. 5.34 B-C). Это явная реминисценция другого, столетием позже произошедшего события, также описанного Павсанием (VIII. 40. 3-5). На Немей-ских играх14 кулачный боец Кревга из Эпидамна сражался с сиракузянином Да-моксеном. Дело шло к вечеру, а перевеса никто не добился, поэтому договорились о свободном ударе (кМца£,, или кАлцакшцод — «лестница»): противники встают друг против друга и бьют по очереди, не уклоняясь и не защищаясь15. Кревга обрушил кулак на голову Дамоксена. Тот в ответ ударил Кревгу вытянутыми пальцами с длинными ногтями под ребра, пробил бок, ухватил внутренности и вытащил их вон. Кревга, естественно, умер, а гелланодики не только присудили ему победу, но и поставили его статую в храме Аполлона Ликейского в Аргосе, которую видел еще Павсаний (Paus. II. 20. 1). Дамоксена же изгнали, но не за убийство, как полагал Мель16, а за нарушение правил (Paus. VIII. 40. 4-5)17. Во-первых, разрешалось бить только в голову, лицо и шею, а удары по корпусу запрещались, как в совре-

10 Parke, Wormell 1956, № 88; Johnston 2005, 303.

11 Павсаний 1994, 101.

12 Sinn 2010, 79.

13 Wernicke 1896, 11.

14 А. И. Зайцев датирует событие 401 г. до н.э. (Зайцев 2000, 133), Дж. Фрэзер — ок. IV в. до н.э. (Frazer 1965 IV, 392), Р. Брофи — IV-ым, до 336 г. до н.э. (Brophy 1978, 375-376, 382).

15 Glubok, Tamarin 1976, 79.

16 Jüthner, Mehl 1962, 1312.

17 Кулачный бой был введен в 23-ю Олимпиаду (688 г. до н.э.). Победил тогда Ономаст из Смирны, он и установил правила nuy^q (Philostr. Gymn. 12).

менном боксе удары ниже пояса18. Во-вторых, на один удар Дамоксен ответил многими: 1) ударил Кревгу; 2) пробил ему бок; 3) схватил внутренности; 4) вытащил их; 5) выбросил вон. Тогда еще были мягкие ремни-гиманты из сыромятной бычьей кожи, которые оставляли последние фаланги пальцев свободными. Дамоксен ударил открытой ладонью. По мнению некоторых ученых, это был или колюще-режущий удар сверху вниз (так называемая «рука-нож», sonnai19), или горизонтальный ребром ладони, как в карате20, пробивший тело и повредивший легкое, так что Кревга был обречен умереть от пневмоторакса. Разумеется, здесь могут быть только допущения. Так, памятуя о длинных ногтях, можно предположить и другой прием — «кулак-щипцы» (jipkejumeok), или вилку между отогнутыми большим и указательным пальцами. В технике этого удара два пальца хватают и вырывают цель. Чем выше концентрация на цели наименьшей площади и чем короче контакт, тем сильнее и разрушительней удар. Р. Брофи подвергает сомнению замечание о ногтях в тексте, ссылаясь на современные требования в боксе и невозможность пробить таким способом ребра и крепкие межреберные мышцы21. Однако у Павсания речь идет об ударе под ребра, а крепкие длинные ногти могли быть индивидуальной особенностью атлета, на которую правила не распространялись. Более вероятно, что удар был спонтанным, а случай единичным.

В древности кулачные бойцы сражались нагими, надев лишь пояс. Руки для защиты суставов они обматывали мягкими ремнями-гимантами из сыромятной воловьей кожи. Множество дошедших до нас изображений на вазах показывают способ наложения ремня. Это была крестообразная повязка, охватывающая сначала сустав, затем пястные кости, указательный и средний пальцы и, наконец, два последних пальца. Последние фаланги пальцев оставались свободными, чтобы можно было сжать кулак (рис. 2). Такими гимантами пользовались эпические герои (Il. XXIII. 683-684). Позже для усиления удара были изобретены «острые» гиманты — режущие ремни из грубой кожи (Philostr. Gymn. 10). «Острые» гиман-ты были предшественниками кастета, они покрывали большую часть предплечья и наверху имели шерстяную повязку, которой атлеты вытирали пот и кровь22 (рис. 3). Но и такие гиманты оказались недостаточными для сильного удара. С IV в. до н.э. появляются своеобразные перчатки, сплетенные из четырехгранных ремешков, скрепленные на суставах кожаными кольцами, снабженные металлическими бляхами, гвоздями или свинцовыми шишками (пальцы все еще оставались свободными). Это было сокрушительное оружие, и бой нередко проходил в наушни-ках-амфотидах (á^oxíSai) или кожаных шлемах (Plut. Mor. 38 В; Phil.Gymn. 9).

18 Frost 1905, 213-225.

19 Ударная площадь простирается от мизинца до запястья, пальцы слегка согнуты и напряжены. Прием осуществляется хлещущим маховым движением предплечья наружу с максимальной скоростью и силой. Sonnal используется для ударов по виску, шее или по ребрам.

20 Brophy 1978, 369-370; Brophy, Brophy 1985, 182. Мнение ценно тем, что ученые исходят из двадцатилетних наблюдений учителя по тхэквондо и из своего собственного опыта. У Роберта Брофи третий дан и черный пояс по тхэквондо, а Мэри, доктор анатомии человека (PhD in human anatomy) — обладательница второго дана и черного пояса в том же виде спорта. См.: Brophy, Brophy 1985, 172, no 1.

21 Brophy, Brophy 1985, 181-182. Он цитирует слова бывшего чемпиона мира по боксу в тяжелом весе Джо Фрейзера, победителя Мохаммеда Али: «Теперь, когда я перестал боксировать, я могу отрастить ногти» (Brophy 1978, 383, n. 29).

22 Young 2004, 41.

Рис. 2. Кулачный бой. Краснофигурная амфора. 530 г. до н.э. Лондон. Британский музей.

Рис. 3. Кулачный боец. Мозаика. Ок. 60 г. н.э. Неаполь. Национальный археологический

музей.

Нередко использовались кастеты с мягкой подкладкой. Самое известное изображение такого кастета дает бронзовая статуя кулачного бойца работы Аполлония (I в. до н.э.) (рис 4). А ц"ирцпк£?-цесты23 эллинистического и римского времени, покрывавшие руку до подмышек, превращали голову бойцов в решето, оставляя их без ушей, бровей, носа. Колоритные портреты таких боксеров рисует поэт I в. н. э. Лукиллий в своих эпиграммах:

Рис. 4. Бронзовая статуя кулачного бойца. Римский национальный музей.

Как и у всех, государь, у Олимпика этого были

Уши, была борода, брови, и веки, и нос.

Но, подвизаясь в кулачных боях, он утратил все это,

Да и в отцовском добре части лишился своей,

Так как, увидя портрет его прежний, предъявленный братом,

Судьи решили, что он — вовсе другое лицо.

AP. XI. 75. Пер. Л. Блуменау24.

Где только были в Элладе агоны кулачного боя, Всюду участвовать в них я приходил, Андролей. В Писе лишился я уха, без глаза остался в Платее, В Дельфах с арены меня замертво вынесли вон.

23 Президент Императорской Академии художеств А. Н. Оленин переводил это слово как «кистень» (Olenin 1835, 46).

24 Петровский 1960, 220.

Стали уже хлопотать мой отец Дамотел и наш город, Чтобы хоть мертвым меня с места борьбы воротить.

AP. XI. 81. Пер. Л. Блуменау25.

Понятна благодарность соперников, поставивших статую аккуратному АписУ:

Апис, кулачный боец, никого не поранил26. За это Был от соперников он статуей этой почтен.

АР. XI. 80. Пер. Ю. Шульца27.

Цесты, правда, были в ходу только у гладиаторов и не использовались на Па-нэллинских состязаниях. Но и мягкие перчатки представляли собой серьезную угрозу28. Так, киренеец Евридам победил в кулачном бою, при этом противник выбил ему зубы, и, чтобы тот ничего не заметил, Евридам был вынужден их проглотить (Ael. V.h. X. 19).

Обычным приемом у греков был хук левой или прямой в висок29, так что свободный удар представлял серьезную опасность. Как это происходило в панкратии, говорил Филон Александрийский (Philo. Quod omnis probus liber sit. 17. 110-113), утверждавший, что знает многих панкратиастов и борцов, из-за честолюбия лишившихся жизни. Он передает рассказ о двух атлетах, борющихся на равных. Решив наносить удары по очереди (кМца£) 30, они, не уступая, без устали так и махались пока не рухнули одновременно, забив друг друга до смерти. «Славна для агонистов смерть за венок из дикой оливы или петрушки!» — заключает Филон. Р. и М. Брофи считают этот пассаж анекдотом, а глагол xs^eux^Gai игрой слов, вроде английского «dead heat» («одновременный финиш»)31. Л. Робер видит здесь исторический факт32.

Немногим позже Кревги и Дамоксена в Олимпии произошел курьез с кулачным бойцом Диогнетом с Крита. В бою он победил, убив при этом соперника, но правил не нарушил. Однако гелланодики не только не дали ему венка, но и выгнали, потому что убитого звали... как и любимого сына Зевса, Гераклом. Похоже, элейцы убоялись гнева царя богов и людей. Но у себя на родине Диогнет был почтен как герой. Об этом сообщает Фотий (Phot. Bibl. 190, p.151 Bekker)33.

25 Петровский 1960, 221.

26 В списке олимпийских победителей Юлия Африкана под 240 г. до н.э. упоминается кулачный боец atraumatistos. Не он ли тот самый Апис из эпиграммы Лукиллия? См.: Sweet 1987, 260.

27 Петровский 1960, 221.

28 Селиванова 1997, 380-391.

29 Эти удары и сегодня лидируют по числу нокаутов.

30 В панкратии бились стоя: «Что же касается гимнастических упражнений, то эта возня в грязи называется "борьбой"; борются также и в песке. Когда же юноши бьют друг друга, стоя на ногах, мы называем это панкратием» (Лукиан. Анахарсис, или об упражнении тела. 8. Пер. Д. Н. Сергеевского). Однако пример Аррахиона свидетельствует о том, что в панкратии стойка могла сочетаться с партером (лежа, на коленях, на боку), если только панкратиаст Аррахион не соревновался также и в борьбе, что было делом обычным: жесткой специализации в единоборствах не было (Paus. V. 8, 4; 21, 11; VI. 15, 3-5, 10).

31 Brophy, Brophy 1985, 194-197.

32 Robert 1968, 199-201.

33 Moretti 1953, 54, № 181.

Лишь один источник говорит об убийстве борца34. Это посвятительная надпись на базе статуи Телемаха из Фарсала, найденной в Дельфах35. Статуя была частью скульптурной группы IV в. до н.э. (33S-332 г. до н.э.) — приношение Даоха, сына Сизифа36. Среди своих славных предков из аристократического фессалий-ского рода он перечисляет олимпийских победителей: прадеда Агия и его братьев Телемаха и Агелая, живших в начале V в. до н.э. Агий, названный первым фесса-лийцем, победившим в панкратии на Олимпийских играх37, был непревзойденным чемпионом: он также стяжал пять побед в Немее, три в Пифоне и пять на Исте^. Все три брата были пифиониками39 (их изображения и составляли скульптурную группу в Дельфах): Агий — победитель в панкратии, Телемах — в борьбе, Агелай — в беге на стадий среди мальчиков. Надпись на статуе Агелая завершается победной кодой: ^oùvoi Se 0vaxœv toùgS8 ехоц8У GX8фávouç40 («Мы единственные из смертных имеем эти венки», то есть обладаем этой славой)41. О Телемахе сказано:

Кауш xoùS8 ô^àS8^o[ç '8]фш, ápi0^ov Sé xov arnóv

ñ^aooi toïç aùxoïç 8хф^р]оца1 oт8фávœv vixœv ^ovoná^n[v]^ T[up]anvœv Se avSpa ^ànaTov кx8lva, 80é^ovxo[ç sou] Tn^é^axoç Se övo^a.

Также и я был родным его братом и столько же точно, Будучи первым в борьбе, вынес победных венков В те же года. Но убил я Тирренца, сильнейшего мужа, Ибо хотел он того. Имя мое Телемах.

(Пер. наш — Л. С.)

«Тирренец» звучит здесь диссонансом: известно, что иностранцы не могли участвовать в Панэллинских играх (Hdt. V. 22; Paus. V. 24, 9; Philost. Gymn. 25).

34 Случай исключительный: культу Аполлона была чужда варварская жестокость рингов. См.: Селиванова 1991, 2S-31; 2007, 1S-20, 23-26. К тому же атлетические состязания никогда не были в Дельфах основными. Главным агоном был и оставался древнейший, мусический. См.: Селиванова 2007, 24-27; 2012, SS-90; Кулишова 2001, 214, 21S; Шарнина1997, 63-73; Amandry 1991, 306-307.

35 Надпись опубликована ее первооткрывателем Т. Омоллем: Homolle 1S97, 593.

36 Moretti 1953, № 21, 6S-75; Amandry 1991, 311; Jacquemin 1999, 51, 139; Laroche, Jacquemin 2001, 305-332.

37 npôxoç 'OXij^ma nayicpàiiov, ФapaáAлß, virn;, Äyia Âicvoviou, yqç ànô ©8aaaAiaç (Ebert 1972, № 43).

3S В соответствии с идеей двойного чествования, копия скульптуры победителя посылалась на

его родину. Так, в Дельфах был установлен памятник Даоха, а в Фарсале — Агия (Partida 2011, 231, no 75). Аполлону делали посвящения и ставили свои статуи победители на других играх, как некий Алкмеонид из беотийского Птойона (Ebert 1965, 393).

39 Ziegler 1963, 563-564.

40 Ebert 1972, № 46.

41 Дэвид Янг считает победы Агия всего лишь «национальным рекордом» (фессалийское достижение), зато победы всех трех братьев расценивает как мировой рекорд в категории «семейные победы на вторых но значимости Общегреческих играх». См.: Young 1996, 1S0-1S1. Безусловными мировыми рекордсменами были периодоники (победители на всех Панэллинских играх в течение четырех лет подряд, то есть за один период). См.: Латышев 1997, 124; Шанин 2001, 32; Maróti 19S5-19SS, 335-355; Amandry 1991, 279. Непревзойденным же был знаменитый кулачный боец пе-риодоник Диагор Родосский (сер. V в. до н.э.), у которого вся семья — братья, дети и внуки — были олимпиониками (то есть трижды победителями в Олимпии), а дочь даже стала тренером собственного сына (Paus. VI. 7. 1-5; V. 6. S).

Финли и Плекет указывают, правда, на Александра Македонского и римских императоров42. Но, во-первых, это еще V в. до н.э., во-вторых, Александру все же пришлось доказывать свое греческое происхождение (Hdt. V. 22), а в-третьих, Нерон, действительно, получил в Олимпии венок в ристаниях, хоть и вылетел из колесницы (Suet. Nero. 24. 2), однако впоследствии греки эти игры отвергли. Тирренцы же были не только «варварами», но и имели стойкую репутацию пиратов (Strabo. V. 2, 2)43, а запятнанных не допускали (Dem. XXIII. 40)44. В Дельфах того же времени находилось приношение липарцев, благодаривших бога за морскую победу над этрусками. Жители острова Липара близ Сицилии (колония книдян) отправили в дар Аполлону большую скульптурную группу (она находилась между сокровищницами сифнийцев и фивян) и еще один памятник, установленный близ святилища. От первой сохранился только пьедестал (длина 40 м примерно соответствует протяженности стены террасы)45. На нем, по мнению ученых, стояло 20 статуй (возможно, Аполлона)46 — по числу захваченных тирренских кораблей, как о том сообщает Павсаний (Paus. X. 11, 3-4; 16, 7). Поэтому Л. Моретти восстанавливает лакуну не как Tuponvtöv, а как Т[ар] onvtöv — «(мужа) тарсейского», то есть из жителей города Тарса47. Однако в V в. он еще не был греческим полисом48. Р. и М. Брофи предложили остроумную теорию, оставлявшую реконструкцию Т. Омолля. Речь идет об этрусском городе Цере, где проживало греческое население и который, по легенде, был основан пеласгами из Фессалии и назывался тогда Агилла. В Дельфах находилась сокровищница агиллейцев, а сами они, во исполнение оракула, основали у себя гимнастические и конные состязания49. Греки уважали агиллейцев за отказ от пиратства, мужество и справедливость (Hdt. I. 167; Strabo. V. 2, 3). По мнению Р. и М. Брофи, автор надписи сознательно опустил имя убитого соперника и использовал прозвище, дабы выделить победу предка: гораздо престижнее было одержать верх над варваром, чем над греком50. Однако если события, происшедшие столетие назад, сохранились в семейной памяти, то имена всех соперников, побежденных тремя прадедами, многократными чемпионами в Панэллинских играх, запросто могли забыться, а возможно, их не помнили и сами победители, знавшие противников по прозвищам. Привычка давать различные клички, прозвища по месту происхождения — как далее увидим — была распространенной среди атлетов51.

42 Finley, Pleket 1976, 68, 62.

43 Gras 1985; Ormerod 1924, 127-130, 152-154: в V-III вв. до н.э. тирренцами называли всех италийских корсаров, не обязательно этрусков.

44 Согласно олимпийской клятве, которую атлеты приносили Зевсу Горкию в первый день соревнований. См.: Гвоздева 2012, 11-12; Toohey, Veal 2007, 14. Не допускали и опоздавших, уважительными причинами считались болезнь, кораблекрушение или нападение пиратов (Kotynsky 2006, 6).

45 Partida 2011, 232.

46 Jacquemin 1999, №№ 337-338.

47 Moretti 1953, 71-72.

48 Ebert 1972, 143.

49 В честь некогда побитых камнями фокейцев, которым стали приносить жертвы как героям (Hdt. I. 167; Parke Wormell 1956, № 64; Johnston 2005, 301-302).

50 Brophy, Brophy 1985, 175.

51 Она имеет место и в наши дни. Прозвища спортсменам дают по характерным особенностям (так, американского боксера Эрни Шейверса зовут Желудем за голый череп, голландского бейсболиста Михаэла Рейзигера — Противогазом за своеобразную форму черепа, футболиста Игоря Нетто — Гусем за манеру недовольно шипеть на товарищей по команде). По манере игры прозва-

Павсаний, к примеру, называет кулачных бойцов Аполлония и Гераклида, а также панкратиаста Сарапиона из Александрии (явных греков) египтянами (Paus. V. 21, 12-13, 18). И Тирренец — скорее всего прозвище западного грека, борца-тяжеловеса из Цере-Агиллы.

В последней строке очень интересен Genetivus Absolutus sBe^ovxog sou' — «по его собственному желанию»52: Телемах убил, потому что этого хотел противник. И все же почему? Известно, как встречали олимпийских победителей в родном полисе: венки, помпа, почести, торжественные гимны, победный монумент, бесплатные обеды до конца жизни в Пританее, освобождение от налогов, проэдрия, почетные должности, разбиралась даже городская стена. Известен случай, когда в честь олимпионика Сострата на родине в Сикионе была вычеканена монета с его изображением53. Знаменитейшие поэты Пиндар, Симонид, Вакхилид прославляли в своих эпиникиях победителей. В них видели героев или богов, и даже статуям их приписывали целительные функции54. Олимпионики избирались ойкистами, военачальниками, становились государственными деятелями55, законодателями, тиранами56. В свою очередь, тираны стремились подкрепить свою власть олимпийскими победами57. «Фантастический почет, который воздавался

ны пилот Формулы-1 Айртон Сенна — Человек Дождя (за частые победы в дождевых гонках); чилийский форвард Иван Саморано — Вертолет (за умение зависать в воздухе во время подачи). По спортивным достижениям баскетболиста Эрла Монро окрестили Черным Иисусом — за то, что он «истинный», и за то, что в него верили всегда; Карла Мэлоуна — Почтальоном за его надежность и умение доставить мяч всегда точно по адресу, в корзину (забивая, он говорил: «Получите почту!»).

52 Заметим, однако, что повреждение в 4-й строке делает возможным и другое понимание. Л. Моретти (Moretti 1953, 71) восстанавливает лакуну как eOsXov tó [ye S'oú], Эберт (Ebert 1972, 142) — как eOsXov то [¡¡sv oú], — в смысле «убил нечаянно». Непредумышленное убийство на стадионе не наказывалось. М. Поляков предполагает, что речь идет именно о таком случае, причем смерть, возможно, наступила спустя какое-то время после поединка (Poliakoff 1986, 401-402). В том, что причинение смерти по неосторожности на спортивных состязаниях было, есть и будет, сомневаться не приходится, как и в смерти от последствий ранений. Однако и текст, и контекст надписи не позволяют согласиться с вышеприведенными трактовками: глагол KTsiva («убил») однозначно исключает отсроченную гибель, а восстановление лакуны в смысле случайного убийства не очень согласуется с правилами борьбы, где, в отличие от кулачного боя и панкратия (в которых бой велся, пока противник не сдавался или же не был выведен из строя), для победы надо было трижды уложить соперника на землю (достаточно касания спиной, плечом, бедром или коленом). См.: Harris 1964, 102; Howland, Instone 2003, 1626; Kyle 2004; Young 2004, 39, 43. Более убедительно толкование Р. и М. Брофи, оставляющее в силе конъектуру первооткрывателя (Brophy, Brophy 1985, 175, 177).

53 Латышев 1997, 120-121; Андреев 1998, 188-190; Зайцев 2000, 134-142; Шанин 2001, 31-32; Pentazou 2003, 142-149; Kyle 2004.

54 После смерти кулачный боец Клеомед из Астипалеи стал героем, а Феаген и вовсе богом, статуя которого к тому же начала врачевать болезни.

55 Так, легендарный шестикратный олимпионик Милон Кротонский в 510 г. до н.э. возглавил войско родного города в войне против Сибариса. Вооруженный только шкурой льва и дубиной, наподобие Геракла, он нагнал такого страха на врага, что победа над изнеженными сибаритами была молниеносной. Большой авторитет толкал некоторых олимпиоников на захват власти или политические авантюры. Классический пример — Алкивиад, выступивший в Олимпии в 416 г. до н. э. с семью колесницами и занявший 2 и 4 места (Thuc. VI. 16; Moretti 1957, № 345).

56 Зельин 1962, 21-29; Гвоздева 2012, 5-15; Cartledge 1985, 115; Amandry 1991, 310-313.

57 Особенно преуспели в этом сицилийские правители Гиерон и его братья Гелон и Полизал. Первый дважды победил в скачках в Дельфах (вероятно, в 478 и 474 гг. до н.э.) и дважды в Олимпии (476 и 472 гг. до н.э.). На квадриге он также получил приз в 470 г. до н.э. в Пифо, а два года спустя в Олимпии. В таком же состязании победил брат Гиерона Гелон в 488 г. до н.э., что запечатлено на 10-тидрахмовых серебряных монетах (так называемых дамаретинах). См.: Moretti 1957, № 185 (Ге-

олимпийским, пифийским и прочим победителям, стремление городов и партий в любой борьбе иметь их на своей стороне — все это объяснялось именно тем, что в них чтили не искусных спортсменов, а любимцев богов. Спортивное мастерство оставалось личным достоянием атлета, но милость богов распространялась по смежности на его родичей и сограждан. Идя на войну, граждане рады были видеть в своих рядах олимпийского победителя не потому, что он мог в бою убить на несколько вражеских бойцов больше, чем другие, а потому что его присутствие сулило всему войску благоволение Зевса Олимпийского. Исход состязаний позволял судить, чье дело боги считают правым, чье нет58. Незавидна была участь проигравших, которые пробирались на родину тайком, окольными путями, под покровом темноты (Pind. Pyth. VIII. 115-122)59. Бесславие и насмешки были их уделом. Позору и унижениям предпочитали славную смерть на стадионе. Не случайно Филострат в первом разбираемом нами случае с задушенным атлетом добавляет, что Аррахион готов уже был сдаться (и тогда остался бы в живых), но побуждаемый окриком тренера сознательно пошел на смерть fPhilostr. Gymn. 21; Imag. 2.6). Несомненно, пройдя за день многоступенчатый отбор и идя на последний бой, оба атлета были вымотаны60. Реально оценив силы, они могли заранее договориться друг с другом об одолжении. В борьбе удары запрещены, но есть броски и захваты. Сам по себе бросок не приводил к смерти (если только не повреждался позвоночник)61, так как скамма (площадка для борьбы) посыпалась мелким песком, а во время дождей и вовсе превращалась в грязь, что смягчало падение62. Телемах мог применить какой-нибудь удушающий прием или блок, за-

лон), № 221, 232 (Гиерон). Самым известным стал третий брат Полизал — победитель в ристаниях колесниц на Пифийских играх. Об этой победе и сегодня напоминает знаменитая бронзовая статуя Возничего в Дельфах, на базе которой высечена надпись «Властвующий над Гелой». Скульптура и надпись датируются 470-460 гг. до н.э. Хвалебные оды Пиндара и Вакхилида прославляли не только победы на состязаниях, но также личность и деяния сицилийских тиранов (Берве 1997, 178, 185-187, 191). Дейномениды вообще уделяли большое внимание Панэллинским играм, а также щедро одаряли Олимпию и Дельфы. Так, Гелон на средства из военной добычи соорудил сокровищницу, посвятил в храм Зевса Олимпийского огромную, украшенную золотым плащом статую Зевса и три панциря. В Дельфы он послал золотой треножник весом в 16 талантов, по треножнику посвятили Аполлону и братья Гелона. Гиерон за победу над Кумами послал богатые дары в Дельфы и Олимпию. Подробнее см.: Высокий 2004, 180-181, 225, 237-239; Amandry 1991, 311-312.

58 Гаспаров 1980, 363. О том же: Kyle 1990, 292-293, 300; Potter 2012, 93-97.

59 Шанин 2001, 31.

60 Так, панкратиаст Клейтомах из Фив в один и тот же день состязался в панкратии и в кулачном бою. Он одержал несколько побед, пока, измотанный, не был побежден своим соперником (Paus. VI. 15. 3-5). Неудивительно поэтому, что один кротонский атлет, одержавший победу на Олимпийских играх и уже шедший получать венок, замертво рухнул у ног гелланодиков (Ael. V.h. IX.31).

61 Так, в 1979 г. российский дзюдоист Сергей Лебедев получил тяжелую травму позвоночника во время схватки на первенство РСФСР и скончался в больнице. Современные хирурги-травматологи согласны с Гиппократом, который, описывая патологию посттравматического кифоза, вызванного падением на плечо или ягодицы, пришел к выводу о редкости повреждения позвоночника и низкой смертности в результате таких травм: Vasiliadis, Grivas, Kaspiris 2009. Кстати, Гиппократ был первым, кто предложил методы лечения позвоночника и даже изобрел устройство для коррекции искривлений. См.: Marketos, Skiadas 1999, 1381-1389.

62 Gardiner 1910, 376; Gardiner 1967, 182; Harris 1964, 104. В диалоге Лукиана скиф Анахарсис спрашивает: «Скажи мне, Солон, для чего юноши проделывают у вас все это? Одни из них, перевившись руками, подставляют друг другу ножку, другие давят и вертят своих товарищей, валяются вместе в грязи и барахтаются в ней, как свиньи... И вот один из них, схватив другого за ноги, бросает его на землю, затем, наседая на него, не позволяет поднять голову, толкая его обратно в грязь;

хват шеи с резким поворотом головы, что вело к перелому шейных позвонков и смерти. Так как правила формально не были нарушены, а сговор без доносчика недоказуем, все прошло гладко. Впрочем, не исключено, что гелланодики знали о подобных вещах, но смотрели на них сквозь пальцы. К тому же, хотя случайное убийство соперника не каралось (Dem. XXIII. 53; Ath. Pol. 57. 3; Plato. Leg. 865a)63. отделить умышленное от неумышленного, как заметил Платон, очень трудно.

Последнее свидетельство — надпись из Олимпии II в. н.э., опубликованная в 1964 г.64, эпитафия, написанная полупрозой-полустихами:

Ауа9од Aaí¡®v ó ка! A^e^avpeúg, áv^p тсиктп? vs¡sovsÍKnQ

év9á5s nx>KT£Ú®v év тю/ oraSí® 8Ts^sÚTa: sú£,á¡svog Z^vi ^ 9ávaTov, 8t®v ЛEÑ xaíps.

Агатос Даймон, известный также как Александрийский Верблюд, муж, кулачный боец, победитель Немейский,

Здесь, подвизаясь в боях, в поединке кулачном скончался,

Давши Зевесу обет: или венок, или смерть. 35 лет. Прощай.

(Пер. наш — Л. С.)

Муж здесь — возрастной класс áv^p. Агатос Даймон — обычное теофор-ное имя у египетских греков в эллинистическую и римскую эпохи. Прозвище «Верблюд»65 указывает на профессиональные качества атлета. Верблюд был красноречивым символом брутальности: храбрости, силы, грубости, жестокости, упорства. Впрочем, панкратиастов и кулачных бойцов сравнивали и с другими могучими животными, например с быками. Так, прозвище Никофрона из Миле-та было Тавр, Гераса из Лаодикеи Taupoyáorap — «С бычьей утробой»; имя вышеупомянутого Аписа говорит само за себя: Египетский бык66. Греки не знали

наконец, обвив ногами живот и подложив локоть под горло, душит несчастного, а тот толкает его в плечо,... умоляя, чтобы первый не задушил его насмерть». Солон объясняет: «Грязь же и песок... заготовляются ... для того, чтобы юноши падали не на твердую, а на мягкую почву, не причиняя себе вреда. Далее, и скользкость их неизбежно увеличивается от того, что они потеют в глине... Не думай, что легко поднять с земли человека, вспотевшего и намазанного маслом, старающегося вырваться из рук» (Анахарсис. 1; 28. Пер. Д. Н. Сергеевского).

63 По закону, если человек нечаянно убил соперника во время гимнастических состязаний или соратника в пылу сражения, он должен очиститься в соответствии с предписанием, полученным из Дельф, после чего он уже считается чистым.

64 te Riele 1964, 169-195, 186-187.

65 О египетском обычае давать прозвища: Paus. V. 21, 12.

66 Ср. с устрашающими прозвищами боксеров XX-XXI вв.: Дикий Бык Пампасов (Луис Фирпо), Атомный Бык (Оливер Макколл), Мичиганский Убийца (Стенли Кетчел), Молотобоец из Манасы (Джек Дэмпси), Доктор Железный Кулак (Виталий Кличко), Железный Майк (Майк Тайсон), Костолом (Джеймс Смит), Палач (Бернард Хопкинс), Туши Свет (Джеймс Тони), Русский Танк (Олег Ма-скаев), Гром из преисподней (Константин Цзю). Больше всего прозвищ у Николая Валуева: Зверь с Востока, Кинг-Конг, Кувалда, Снежный Человек, Человек-Гора, Русский Гигант, Никола Питерский. Есть и исключения. Так, боксер Макс Бэр был веселым, жизнерадостным человеком, пока не стал причиной смерти Фрэнки Кемпбелла, скончавшегося от травм, полученных в поединке с Бэром, который после этого получил прозвище Грустный Клоун. Тревора Бебрика называли Проповедни-

весовых категорий и ограничения времени поединка, а разделение по возрасту было весьма условно67. Нередко в борьбу с взрослыми вступали юноши и даже мальчики (Paus. VI. 5, 7; 8, 1; 14, 2-3; 15, 1, 10). Поэтому перед таким твердолобым, яростным, опытным, но уставшим супертяжеловесом, как Верблюд, преимущества очевидны у более молодого, легкого и выносливого соперника (бои продолжались весь световой день на жаре). Если же участвовало нечетное число атлетов, то победить мог и более слабый (но свежий) противник, оказавшийся последним. Доброму Демону было уже 35 — закат спортивной карьеры. Победный венок достался ему посмертно68, как Аррахиону и Кревге. Неизвестно, умер ли он во время или после поединка. Смерть его наступила, скорее всего, в результате открытой черепно-мозговой травмы либо острой субдуральной гематомы69 после одного или серии ударов (возможно в сочетании с открывшимися старыми ранами). Такая надпись в Олимпии не имела бы смысла (и не победил, и умер), если бы не ключевые слова, выделенные элегическим дистихом — Агатос Даймон выполнил обет, данный Зевсу: победить или умереть.

Атлетика была порождением древнегреческой аристократии и сложилась во времена ее безраздельного господства. Победившая демократия переняла аристократическую систему ценностей с большим или меньшим смещением акцентов70. Содержание понятия калокагатия со временем претерпевало изменения, но ее социально-политические задачи не менялись: прославление «достойных», «доблестных», «добрых», «хороших», «благородных» — сильных, здоровых, тренированных, прекрасных, уважаемых соотечественников71. «Общий идеал совершенного в физическом и нравственном смысле человека — участника

ком за его подчеркнутую набожность (он даже на ринг выходил в трусах с нашитым изображением креста). А Сонни Листон получил свою кличку Сыночек из-за большой привязанности к матери.

67 Особенно это касалось класса naíSs^ («мальчики»). См.: Селиванова 2007, 18-19; Crowther 1988, 304-398; Frisch 1988, 179-185; Amandry 1991, 307; Papalas 1991, 176; Young 2004, 40, 57; Kotynsky 2006, 6.

68 Brophy, Brophy 1985, 192.

69 По данным японских нейрохирургов, острое повреждение мозга — наиболее распространенное последствие нокаута (75%) и основная причина смерти в боксе. Боксер впадает в бессознательное состояние. Результаты немедленной операции таковы: 66,7% — восстановление, 13,3% — инвалидность средней степени, 13,3% — постоянные вегетативные расстройства, 6,7% — смерть. Несвоевременная диагностика, отсутствие неотложной помощи, а также повторная черепно-мозговая травма делают прогноз неблагоприятным. См.: Sawauchi, Murakami, Tani, Ogawa, Suzuki, Abe 1996. Данные М. Веласкеса подтверждают японские: 80% смертей наступало в результате ударов в голову и шею, 12% — от сердечного приступа и 8% — от других причин. См.: Svinth 2007. В дзюдо и карате также чаще всего травмируются голова и шея, в тхэквондо, где предусмотрена защита головы и груди, а ноги активны, наиболее распространенными являются травмы нижних конечностей. См.: Zetou, Komninakidou, Mountaki, Malliou 2006. Примеры. В 1989 г. французский боксер Давид Тио впал в кому от удара в челюсть во время боя с Теренсом Алли и в тот же вечер умер. В 2000 г. американский боксер Роберт Бенсон после боя со Стивом Дотсом из Уганды потерял сознание, провел в коме пять дней и скончался. В 2003 г. во время боя у американского боксера Брэда Роуна остановилось сердце. В 2004 г. 17-летний борец сумо Такаси Саито умер после тренировки от сердечного приступа. В 2008 г. 16-летний спортсмен из Новосибирска Артем Коротков на открытом первенстве Кемерово по кудо (один из стилей карате) во время поединка потерял сознание. В какой-то момент он очнулся и вновь лишился сознания. Присутствовавшие на соревновании врачи безуспешно пытались спасти его жизнь с помощью дефибриллятора.

70 Зайцев 2000, 144-146, 256; Scanlon 2002, 201-202.

71 Лосев 1960, 411-475; Шанин 2001, 289-290; Ленская 2006, 69-82.

и победителя Олимпийских игр — оставался неизменным и бесспорно оказывал свое благотворное влияние на общую моральную атмосферу в Греции»72.

Итак, приведенные данные как будто подтверждают общее мнение античности о смертельной опасности боевых видов спорта: наиболее в кулачном бое, меньше в панкратии и наименее всего в борьбе б.у. лаукранаот^д). Раз-

умеется, летальных исходов было немало. Наши источники неполны: и списки победителей были «дырявыми», и велись не с начала учреждения игр, и восстанавливались несколько столетий спустя73. Не исключено, что записывались только самые примечательные или необычные случаи, рядовые же смерти могли не фиксироваться как обычные издержки силовых соревнований. Кроме того, нам неизвестны реальные смертельные случаи после поединка, а также на тренировках, речь идет только о происшедших на состязаниях. Такую выборку нельзя считать репрезентативной. Семь летальных случаев за период с VI в. до н.э. по II в. н.э. — очень малая величина, не дающая полной картины, которую необходимо восполнять косвенными данными. В современных единоборствах потери весьма значительны, притом что здесь, казалось бы, созданы максимально безопасные условия74, включающие неотложную медицинскую помощь75. Не все страны ведут такую статистику, но там, где это делается, результаты ужасают76. В течение одного только века, с 1918 по 1982 г., на рингах погибло 438 боксеров77, а с 1890 по 2000 г. — всего 1355 (из них 90,7 % на ринге и 9,2 % на тренировках и от несчастных случаев, средний возраст — 24,2 года), из которых профессиональных боксеров — 923 (из них 744, то есть 80% умерли непосредственно на ринге,

72 Кузищин 2001, 7.

73 Juthner 1965, 22-24; Amandry 1991, 314-315; Christensen 2007. О каталоге олимпиоников см.: Moretti 1957; 1970, 295-303; 1987, 67-91.

74 Резонансной стала гибель южнокорейского боксера Дук Ку Кима в бою против американца Рэя Манчини в ноябре 1982 г., после которой в профессиональном боксе были приняты знаковые реформы, направленные на усиление безопасности жизни и на охрану здоровья спортсменов. Манчини, за свой драчливый слаггерский стиль получивший кличку Бум-Бум, накануне схватки заявил, что готовится к тяжелому бою. К войне на ринге готовился и Ким, за несколько дней до поединка пророчески написавший на зеркале своего гостиничного номера в Лас-Вегасе слова: «Победить или умереть». В бою 13 ноября 1982 г оба были основательно избиты, так как большую часть времени дрались кость в кость и никто не хотел уступать. В начале 14-й трехминутки Ким был сбит с ног и, падая, сильно ударился головой о настил ринга. Он еще смог подняться, но рефери остановил побоище. Спустя несколько минут Ким рухнул без сознания и сразу был доставлен в госпиталь. Нейрохирурги провели экстренную операцию по удалению субдуральной гематомы, но все оказалось тщетно. Спустя четыре дня, 17 ноября 1982 года, в возрасте 23 лет Дук Ку Ким умер, не приходя в сознание. Мучимый чувством вины, рефери Ричард Грин покончил с собой 1 июля 1983 года, а спустя четыре месяца свела счеты с жизнью и мать Кима. Очень тяжело переживал случившееся и Рэй Манчини. Он не хотел больше выходить на ринг и уже никогда не был прежним разбитным Бум-Бумом. После этого случая боксерские организации отказались от регламента в 15 раундов, перейдя к 12-тираундовому формату. Но главной реформой стало кардинальное ужесточение доматчевых медицинских обследований боксеров. Теперь уже перед поединком им не только измеряли давление и проверяли пульс, но перед каждым боем обязывали их делать томографию головного мозга, электрокардиограмму, а иногда флюорографию. Была сдвинута на более раннее время процедура официального взвешивания, когда стало известно, что Ким нещадно истязал себя, сгоняя лишний вес и страдая от обезвоживания накануне боя.

75 Young 2004, 41.

76 Например, в США: Svinth 2007a.

77 Brophy, Brophy 1985, 192, no 64. 438-ым как раз и был южнокорейский боксер Дук Ку Ким.

средний возраст — 23,1 года)78. И это далеко не полные данные, вдобавок смерти после соревнований не всегда отслеживаются и регистрируются, а истинные причины зачастую скрываются79. Сейчас гибнет 20-40 человек в год, в США каждые три дня умирает молодой спортсмен — страшные числа. На Общегреческих играх неумышленное убийство соперника в рамках судейских требований не считалось преступлением или нарушением правил. Сама по себе смерть противника не гарантировала автоматическую победу оставшемуся в живых. Не исключено также, что атлеты, предпочитая смерть позору, могли заранее договариваться об избавлении от оного с поединщиком. Не только победа, но и смерть на священных играх занимала высшее место в шкале ценностей наравне со славой умереть за свой полис. А олимпийский победитель получал в Спарте особую честь: идти в атаке впереди царя (Plut. Lyc. 22).

И эта идея — победа или смерть, — воплощавшая аристократический принцип калокагатии, сохранялась на протяжении всей истории античного атлетизма.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю. В. 1998: Цена свободы и гармонии. СПб.

Берве Г. 1997: Тираны Греции. Ростов-на-Дону.

Буркерт В. 2004: Греческая религия: Архаика и классика. СПб.

Высокий М. Ф. 2004: История Сицилии в архаическую эпоху. Ранняя греческая тирания конца VII — середины V вв. до н.э. СПб.

Гаспаров М. Л. 1980: Поэзия Пиндара // Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.

Гвоздева Т. Б. 2012: Олимпийские игры в памятниках античной литературы. М.

Глускина Л. М. 1948: Политическая роль дельфийского оракула (из истории Дельфов VI в. до н. э.): дисс. на соиск. уч. степ. канд истор. наук. Л.

Петровский Ф. 1960: Греческая эпиграмма. М.

Зайцев А. И. 2000: Культурный переворот в древней Греции VIII-V вв. до н. э. СПб.

Зайцев А. И. 2000а: «Греческое чудо» и его завершение в эпоху эллинизма. М.

Зельин К. К. 1962: Олимпионики и тираны // ВДИ. 4, 21-29.

Кузищин В. И. 1997: Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры // ВИ. 1, 41-49.

Кузищин В. И. 2000: Олимпийские игры как миротворческий фактор в политической жизни Греции // ВИ. 8, 119-135.

Кузищин В. И. 2001: Предисловие. Олимпия древняя и современная // Олимпия: история античного атлетизма. СПб.

Кузищин В. И. 2004: Олимпийские и Пифийские игры: их взаимосвязь. Доклад на университетском олимпийском семинаре (Москва, МГУ, 7 июня 2002 г.) // Древний Восток и античный мир. 6, 251.

Кулишова О. В. 2001: Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб.

Латышев В. В. 1997: Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб.

Ленская В. С. 2006: Kalôç KàyaBoç: воспитание и образование древнегреческого аристократа // Studia historica. VI, 69-82.

78 Svinth 2007, Tab. 5, 6

79 75% смертей происходит на ринге вследствие нокаута, 25% непосредственно после поединка, 5% — без видимых симптомов («по необъяснимым причинам») через неделю и больше. См.: Svinth 2007, Tab. 10.

Лосев А. Ф. 1960: Классическая калокагатия и ее типы // ВЭ. 3, 411-475.

Селиванова Л. Л. 1991: Пифийские игры в Дельфах: дух и тело // Вестник Московского университета. Сер. 8. 2, 24-31.

Селиванова Л. Л. 1997: Пиуц^. К истории боксерской перчатки // Власть, человек, общество в античном мире. Доклады конференций Российской Ассоциации антиковедов 1996-1997 гг. М., 380-391.

Селиванова Л. Л. 2004: Пифийские игры: концепция и процедура // Древний Восток и античный мир. Вып. 6, 252-253.

Селиванова Л. Л. 2007: Древние Пифийские и современные Дельфийские игры // ПИФК. XVII, 14-42.

Селиванова Л. Л. 2012: Олимпийские и Пифийские игры: общее и особенное // Олимпийские игры: история и современность. М., 84-106.

Фролов Э. Д. 1986: Рождение греческого полиса. Л.

Фролов Э. Д. 2011: Тема мира в политике и публицистике Античной Греции // Мнемон. 10, 92-114.

Хейзинга Й. 1992: Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.

Шанин Ю. В. 2001: Олимпия: история античного атлетизма. СПб.

Шарнина А. Б. 1997: Пифийские игры в Дельфах // MOYEEION / В. С. Дуров (ред.). СПб., 63-73.

Amandry P. 1991: La fête des Pythia // ПРАКТ1КА THE AKAAHMIAE A0HNQN. 6, 279-317.

Blech M. 1982: Studien zum Kranz bei der Griechen. (Religionsgeschichte Versuche und Vorarbeiten. Bd. 38). New York.

Bowden H. 2005: Classical Athens and the Delphic Oracle. Divination and Democracy. Cambridge.

Brophy R. H. 1978: Deaths in the Pan-Hellenic Games: Arrachion and Creugas // AJPh. 99, 363-390.

BrophyR., BrophyM. 1985: Deaths in the Pan-Hellenic Games II: All Combative Sports // AJPh. 106. 2, 171-198.

Cartledge P. 1985: The Greek Religious Festivals // Greek Religion and Society. Cambridge.

Christensen P. 2007: Olympic Victor Lists and Ancient Greek History. Cambridge.

Crowther N. 1988: The Age Category of Boys at Olympia // Phoenix. 42, 304-308.

Curran B., Williams F. 1981: Laurel boughs // LCM. 6, 209-212.

Decker W. 1997: Zur Vorbereitung und Organisation griechischer Agone // Nikephoros. X.

3, 77-102.

Ebert J. 1965: Zu griechischen agonistischen Epigrammen // Wiss. Zeitschrift der MartinLuther-Univers. Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und Sprachwissenschaftliche Reiche. XIV

Ebert J. 1972: Griechische Epigramme auf Sieger an gymnischen und hippischen Agonen // Abhandl. der Sächs. Akademie der Wissenschaft zu Leipzig. 63, 2.

FinleyM. J., PleketH. W. 1976: The Olympic Games: The First Thousand Years. L.

Fontenrose J. 1988: The Cult of Apollo and the Games at Delphi // The Archaeology of the Olympics: The Olympics and Other Festivals in Antiquity / W. J. Raschke ^d.). Madison, 135-136

Frazer J. G. 1965: Pausanias's Description of Greece.

Frisch P. 1988: Die Klassifikation der naïSeç bei den griechischen Agonen // ZPE. 75, 179-185.

FrostK. T. 1905: Greek Boxing // JHS. 25, 213-225.

Gardiner E. N. 1910: Greek Athletic Sports and Festivals. Oxford.

Gardiner E. N. 1967: Athletics of the Ancient World. Oxford.

Glubok Sh., Tamarin A. 1976: Olympic Games in Ancient Greece. New York.

Golden M. 1998: Sport and Society in Ancient Greece. Cambridge.

Gras M. 1985: Trafics Tyrrhéniens archaïques // BEFAR. 258.

Harris H.A. 1964: Greek Athletes and Athletics. L.

Hollis A. S. 1996: Ovid. Metamorphoses 1, 445 ff.: Apollo, Daphne, and the Pythian Crown // ZPE. 112, 69-73.

Homolle Th. 1897: Ex-voto trouvés à Dèlphes. — 33 Statues du Thessalien Daochos et de sa famille // BCH. 21, 592-598.

Hornblower S. 2000: Thucydides, Xenophon, and Lichas: Were the Spartans Excluded from the Olympic Games from 420 to 400 BC? // Phoenix. 54. 3/4, 212-225.

HowlandR. L., Instone S. J. 2003: Wrestling // OCD3. Oxford, 1626.

Jacquemin A. 1999: Offrandes de Delphes // BEFAR. 304.

Johnston S.I. 2005: Delphi and the Death // Mantikê. Studies in Ancient Divination /

S. I. Johnston, P. T. Struck (ed.). Brill; Leiden; Boston, 283-306.

Jüthner J. 1965: Die athletischen Leibesübungen der Griechen. Bd. I. Wien.

Jüthner J., Mehl E. 1962: Pygme (pugilatus) // RE. Suppl. IX, 1312.

Knox P.E. 1990: In Pursuit of Daphne // TAPhA. 120, 183-202.

Kotynsky E. J. 2006: The Athletics of the Ancient Olympics. A Summary and Research Tool.

Krause J. H. 1841: Die Pythien, Nemeen und Isthmien. Lpz.

Kyle D. G. 2004: Ancient Olympics Guide. Winning at Olympia // Archeology. 6 April. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.archaeology.org/online/features/ olympics/olympia.html.

Kyle D. G. 1990: Winning and Watching the Greek Pentathlon // JSH. 17. 3, 291-305.

Laroche D., Jacquemin A. 2001: Le monument de Daochos ou le trésor des Thessaliens // BCH. 125, 305-332

Lee H. 1983: Athletic Arete in Pindar // Ancient World. 7. 1-2, 32-37.

Lee H.M. 1988: The "First" Olympic Games of 776 B.C. // The Archaeology of the Olympics: The Olympics and the Other Festivals in Antiquity / W. J. Raschke (ed.). L., 110-118.

Malwitz A. 1988: Cult and Competition Locations at Olympia // The Archaeology of the Olympics: The Olympics and the Other Festivals in Antiquity / W. J. Raschke (ed.). L., 79-109.

Marketos S. G., Skiadas P.K. 1999: Hippocrates: The Father of Spine Surgery. Historical Perspective // Spine. 24 (13), 1381-1389.

Maroti E. 1985-1988: nepioSovÎK^ç Anmerkungen zum Begriff Perioden-Sieger bei den panhellenischen Spielen // AAASH. 31, 335-355.

Miller S. G. 1991: Arete. Greek Sports from Ancient Sources. Berkeley; Los Angeles; Oxford.

Moretti L. 1953: Iscrizioni agonistiche greche. Roma.

Moretti L. 1957: Olympionikai. I vincitori negli antichi agoni olimpici. Roma.

Moretti L. 1970: Supplemento al catalogo degli Olympionikai // Klio. 52, 295-303.

Moretti L. 1987: Nuovo supplemento al catalogo degli Olympionikai // Miscellania greca e romana. 12, 67-91.

Morgan C. 1993: The origins of pan-Hellenism // Greek Sanctuaries. New approaches / N. Marinatos, R. Hägg (ed.). L.; New York, 18-44.

Nilsson M. P. 1906: Griechische Feste von religiöser Bedeutung, mit Ausschluß der attischen. Leipzig.

Olenin A. de. 1835: Essai sur le costume et les armes des gladiateurs comparées à du soldat grec ou remain. St.-Pb.

Ormerod H.A. 1924: Piracy in the Ancient World. Liverpool.

Papalas A.J. 1991: Boy Athletes in Ancient Greece // Stadion. 17, 165-192.

Parke H. W., Wormell D. E.W. 1956: The Delphic Oracle. Vol. II: The Oracular Responses. Oxford.

Partida E. C. 2011: The nexus of inter-regional relations established by creators and artisans in the Ancient sanctuary and the town of Delphi // Pallas. 876, 223-242.

Pentazou M. 2003: Honours conferred on the victors // The Olympic Games in Ancient Greece / G.A. Christopoulos (ed.). Athens, 142-149.

Pleket H. W. 1975: Games, Prizes, Athletes and Ideology. Some Aspects of the History of Sport in the Greko-Roman World // Arena. I, 49-89.

Poliakoff M. 1986: Deaths in the Pan-Hellenic Games: Addenda et Corrrigenda // AJPh. 107. 3, 400-402.

Poliakoff M. 1987: Combat Sports in the Ancient World: Competition, Violence, and Culture. New Haven, 104-115.

Potter D. 2012: The Victor's Crown. A History of Ancient Sport from Homer to Byzantium. Oxford.

Pritchett W. K. 1974: The Greek States at War. Part 2. Berkeley.

Raschke W. J. 1988: Epilogue // The Archaeology of the Olympics: The Olympics and the Other Festivals in Antiquity / W. J. Raschke (ed.). L., 256-266.

Renfrew C. 1988: The Minoan Mycenaean Origins of the Panhellenic Games // The Archaeology of the Olympics: The Olympics and the Other Festivals in Antiquity / W. J. Raschke (ed.). L., 13-25.

te Riele G.-J. M.-J. 1964: Inscriptions conservées au Musée d'Olympie // BCH. 88. 169195, 186-187.

Robert L. 1968: Les épigrammes satiriques de Lucillius sur les athlètes. Parodie et réalités // Fondation Hardt: Entretiens sur l'Antiquité Classique XIV: L'Epigramme Grècque. Geneva, 179-295.

Sawauchi S., Murakami S., Tani S., Ogawa T., Suzuki T., Abe T. 1996: Acute subdural hematoma caused by professional boxing // No Shinkei Geka. Oct. 24 (10), 905-911. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8914149?dopt=Abstract.

Scanlon Th. F. 2002: Eros and Greek athletics. Oxford.

Sinn U. 2010: Olympia-Zeustempel und Wettkampfstätte // Die griechische Welt. Erinnerungsorte der Antike. München, 79-97.

Svinth J. R. 2007: Death under the Spotlight: The Manuel Velazquez Boxing Fatality Collection. Analyzing the data // JCS. Nov. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ejmas.com/jcs/jcsart_svinth_a_0700.htm.

Svinth J. R. 2007a: Death under the Spotlight: The Manuel Velazquez Boxing Fatality Collection. About Manuel Velazquez // JCS. Nov. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ejmas.com/jcs/velazquez/velazquezbio.html.

Sweet W. E. 1987: Sport and Recreation in Ancient Greece: A Sourcebook with Translations. New York.

Toohey K., Veal A. J. 2007: The Olympic Games: A Social Science Perspective. Cambridge.

Vasiliadis E. S., Grivas Th. B., Kaspiris A. 2009: Historical overview of spinal deformities in ancient Greece // Scoliosis. 4, 6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. scoliosisjournal.com/content/4/1/6.

Vogt E. 1964: Agon (es) (certamena) // KlP. I, 136.

Wernicke R. 1896: Apollon // RE. II, 1-111.

Young D. C. 1996: First with the Most: Greek Athletic Records and "Specialization" // Nikephoros. 9, 175-197.

Young D. C. 2004: A brief history of the Olympic Games. Oxford.

Zetou E., Komninakidou A., Mountaki F., Malliou P. 2006: Injuries in Taekwondo Athletes // Physical Training Sept. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sportmedicine. ru/articles/injuries_in_taekwondo_athletes.htm.

Ziegler K. 1963: nuôiovÎKai // RE. Stuttgart. 24, 563-564.

VICTORY AND (OR) DEATH AT THE PANHELLENIC GAMES

L. L. Selivanova

The article deals with such fighting sports at the Pan-Hellenic games as boxing, wrestling, and pankration. The analysis of seven recorded causa mortis leads the author to the conclusion that the latter do not reveal a whole picture but give additional data. Involuntary manslaughter of the rival at the Pan-Hellenic games was not regarded either as a crime or violation of rules, but did not ensure victory for the heory for survivor. Furthermore, an athlete's death at the Panhellenic games was as glorious as the victory or death for his polis. This attitude reflected the ethos of kalokagathia throughout the entire history of the games.

Key words: Greek athletics, combative competitions, the Pan-hellenic games, fatalities

© 2014

А. А. Попов

СВЕДЕНИЯ ЮСТИНА (ПОМПЕЯ ТРОГА) О ПОМОЩИ БАКТРИЙЦЕВ СЕЛЕВКИДСКОМУ ЦАРЮ ДЕМЕТРИЮ II

Статья представляет собой комментарий фрагмента труда Юстина (Помпея Трога), где этот селевкидский царь получил помощь от бактрийцев (Just. XXXVI. 1, 1-4). Автор статьи считает, что они были не вспомогательными войсками, но союзниками. Вероятнее всего, это была армия греко-бактрийского царя Гелиокла I, сына Екратида Великого.

Kючевые слова: эллинизм период, Селевкиды, Юстин, Деметрий II, Греко-Бак-трия, Гелиокл I

Один из самых значимых литературных источников по истории античности, и в частности эллинизма, является труд Юстина, который в более сжатой форме изложил сочинение своего предшественника Помпея Трога. В этом памятнике содержится описание царствования Деметрия II из династии Селевкидов (145-140 гг. до н. э.; 129-125 гг. до н. э.). В частности, описываются некоторые события, связанные с противостоянием этого монарха с парфянами, и отношение к нему со стороны населения Ирана.

«Recuperato paterno regno Demetrius, et ipse rerum successu corruptus, uitiis ad-ulescentiae in segnitiam labitur tantumque contemptum apud omnes inertiae, quantum odium ex superbia pater habuerat, contraxit. Itaque cum ab imperio eius passim ciuitates deficerent, ad abolendam segnitiae maculam bellum Parthis inferre statuit ; cuius aduen-tum non inuiti Orientis populi uidere et propter Arsacidae, regis Parthorum, crudelita-tem et quod ueteri Macedonum imperio adsueti noui populi superbiam indigne ferebant.

Попов Артем Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. E-mail: artempopovspb@gmail. com