Научная статья на тему 'Дорожная карта сирийского атлета Аврелия Септимия Эренея'

Дорожная карта сирийского атлета Аврелия Септимия Эренея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ АГОНИСТИКА / ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ / АКЦИИ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ СПОРТ / СИРИЯ / ПЕРИОД ИМПЕРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиванова Лариса Леональдовна

В статье анализируется победная надпись 221 г. н.э. в честь панкратиаста и кулачного бойца Аврелия Септимия Эренея из сирийской Лаодикеи (Лаодикеи Приморской). Рассматривая его карьеру (возраст, места, количество и частоту побед), автор приходит к выводу, что Септимий, несмотря на свою высокую результативность и мобильность, был спортсменом только местного значения. Он никогда не побеждал в Панэллинских играх, не участвовал в греческих и италийских состязаниях, а все победы происходили только в его родном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта сирийского атлета Аврелия Септимия Эренея»

Л.Л. Селиванова

ДОРОЖНАЯ КАРТА СИРИЙСКОГО АТЛЕТА АВРЕЛИЯ СЕПТИМИЯ ЭРЕНЕЯ

Аннотация: В статье анализируется победная надпись 221 г. н.э. в честь панкратиаста и кулачного бойца Аврелия Септимия Эренея из сирийской Лаодикеи (Лаодикеи Приморской). Рассматривая его карьеру (возраст, места, количество и частоту побед), автор приходит к выводу, что Септимий, несмотря на свою высокую результативность и мобильность, был спортсменом только местного значения. Он никогда не побеждал в Панэллинских играх, не участвовал в греческих и италийских состязаниях, а все победы происходили только в его родном регионе.

Ключевые слова: Античная агонистика, Панэллинские игры, Акции, провинциальный спорт, Сирия, период Империи.

Abstract: This article analyzes an honorific inscription from A.D. 221, which praised the victory of the pankratiast and boxer Aurelius Septimius Eirenaios, from Laodicea in Syria (Laodicea ad mare), and overviewed his sporting career. Having reexamined this evidence, including the locations, number, and frequency of Septimius' victories, the author concludes that, despite his activity and mobility, Septimius was only of local importance. He neither won any Panhellenic games nor ever competed in any venues in Greece or Italy: all his victories occurred in his native Syria or nearby territories.

Keywords: agonistics, the Panhellenic games, the Actia, local athletics, Syria, the Roman Empire.

В статье, опубликованной в XVII выпуске «Античного мира и археологии», мы рассмотрели маршруты священных посольств, следовавших по всему греческому миру с вестью о Пифийских играх1, а также ареал распространения праздника2 по данным дельфийского списка феоро-

1 Пифийские игры - вторые их четырех Панэллинских агонов, по своему значению и блеску уступавшие только Олимпийским играм. Проводились в честь Аполлона в третьем году каждой Олимпиады летом на Криссейской равнине близ Дельф. См.: Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997. С. 121; Кузищин В.И. Олимпийские и Пифийские игры: их взаимосвязь. Доклад на университетском олимпийском семинаре (Москва, МГУ, 7 июня 2002 г.) // ДВАМ. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. М., 2004. Вып. 6. С. 251; Селиванова Л.Л. Древние Пифийские и современные Дельфийские игры // ПИФК. 2007. Вып. XVII. С. 17; она же. Олимпийские и Пифийские игры: общее и особенное // Олимпийские игры: история и современность. Сб. статей участников ежегодной межвуз. научной конференции «Восток и Запад: приоритеты эпох». Москва, РУДН, 13 апреля 2012 г. М., 2012. С. 84-106; Decker W. Zur Vorbereitung und Organisation griechischer Agone / / Nikephoros. 1997. Vol. X. S. 79.

2 Об организации Пифийских игр, см.: Селиванова Л.Л. Пифийские игры в Дельфах: дух и тело / / Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 2. С. 24-31; она же. Пифийские игры: концепция и процедура //

доков второй половины III в. до н.э.3 Надпись, которую Луи Робер называл главным документом по исторической географии Древней Греции4, по-прежнему мало востребована в истории греческой атлетики в зарубежной литературе и практически не применяется в той же области отечественного антиковедения. Между тем этот источник выводит нас на другую важную проблему, связанную с подготовкой к Па-нэллинскому агону: как добирались атлеты, гости, зрители, посланники, купцы и проч. до места проведения праздника, и как они возвращались обратно после его окончания? О путях каждой из этих групп едва ли что-то сохранилось, поскольку это считалось само собой разумеющимся. Поэтому в литературе о путешествиях, поездках, мореплаванию в эпоху античности эта тема проходит по касательной5. Однако сведения об индивидуальных передвижениях некоторых спортсменов можно почерпнуть из многочисленных надписей агони-стического характера, собранных Луиджи Моретти и Йоахимом Эбер-том6. Помимо личных достижений в них перечисляются и места побед, что позволяет проследить персональную активность и ее географический ареал. О карьере одного из провинциальных спортсменов периода Империи и пойдет речь в статье.

Наиболее успешные атлеты античности, как и современные спортсмены, не могли избежать тягот переездов, и потому должны были всегда находиться в постоянной готовности и обладать высокой мобильностью. На это указывает и название атлетической гильдии, лучше всего передающее суть дела: ' Н lepa ^ucttlk^ wepiwoXiaTTiKn... aúvoSos1 tüv wepi tov

ДВАМ. 2004. Вып. 6. С. 252-253; она же. У истоков Пифийских игр / / Lanterna nostra. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк: сб. статей / Отв. ред. С.Ю. Сапрыкин. СПб., 2014. С. 82-89; Шарнина А.Б. Пифийские игры в Дель-фах / / MOYEEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей / Отв. ред. В.С. Дуров. СПб., 1997. С. 63-73; Ziegler K. Шбю^кш // RE. Stuttgart. 1963. Bd. 24. Sp. 563-564; Fontenrose J. The Cult of Apollo and the Games at Delphi / / The Archaeology of the Olympics: The Olympics and Other Festivals in Antiquity. Ed. by W.J. Raschke. Madison, 1988. P. 121-140; Picard O. Delphi and the Pythian Games // O. Tzachou-Alexandri (Hg.). Mind and Body. Athletic Contests in Ancient Greece. Athens, 1989. P. 69-81; Amandry P. La fête des Pythia // ПРАКТ1КА THE AKAAHMIAE A0HNON. 1990. T. 65. Athènes, 1991. P. 279-317; Maass M Das antike Delphi. Orakel, Schätze und Monumente. Darmstadt, 1993. S. 76-86.

3 Селиванова A.A. Дельфийские феоры: зоны контактов // АМА. 2015. Вып. 17. С. 42-54.

4 Robert L. Villes de Carie et d'Ionie dans la liste des théorodoques de Delphes // BCH. 1946. Vol. 70. P. 506.

5 Friedlaender L. Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms. I-IV. Leipzig, 1921-1923; Casson L. Die Seefahrer der Antike. München, 1979; Höckmann O. Antike Seefahrt. München, 1985; André J-M., Basiez M.-F. Voyager dans l'antiquité. P., 1993. P. 216-220; Demandt A. Das Privatleben der römischen Kaiser. München, 1996. S. 168-177; Giebel M Reisen in der Antike. Düsseldorf, Zürich, 2000; Montig-lio S. Wandering in Ancient Greek Culture. Chicago; L., 2005.

6 Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche. Roma, 1953; idem. Olympionikai. I vincitori negli antichi agoni olimpici. Roma, 1957; Ebert J. Griechische Epigramme auf Sieger an gymnischen und hippischen Agonen. B., 1972.

' НеракХёа - «Священное избранное сообщество странствующих товарищей Геракла» (P. Lond. III. № 1178, Z. 37 f.)7. О существовании профессиональных объединений атлетов, своего рода фиасов, известно8. Геракл был выбран их патроном не случайно, поскольку сам был не только непобедимым борцом, богом атлетов и покровителем всякой физической активности (связь героя с атлетикой прослеживается в мифологии9), но еще и потому, что, выполняя поручения царя Эврисфея, он так же, как и они, ходил по всему свету. Атлетическая гильдия (^ !ера Çucttlk^ ctúvoSos1) со времен Адриана располагалась в Риме10. В императорскую эпоху некоторым атлетам удавалось достичь высочайшей спортивной результативности и исключительной мобильности, разъезжая по всему восточному Средиземноморью. Примером служит кулачный боец и панкратиаст11 III в. н.э. Аврелий Септимий Эреней из сирийской Лаодикеи (лат. Laodicea ad mare, совр. Латакия).

В Сирию греческая атлетика пришла вместе с армией Александра Македонского, который устроил в Тире игры в честь Геракла. Вначале новый обычай ограничивался только финикийским побережьем. Здесь находилась и родина нашего героя: на месте древнего финикийского города Рамита Селевк I Никатор основал греческий город, назвав его в честь своей матери Лаодикея (Лаодикея Приморская). В правлении этого царя Диотим из Сидона победил в Немее в ристаниях на четверке лошадей, а Тирские игры стали проводиться каждые четыре года. Се-левкиды активно продвигали греческую атлетику на восток12, каковая во II в. до н.э. обретает прочную базу в Сирии. Финикийские спортсмены ездят в Афины и на Кос, эллинофил верховный жрец Ясон строит в 174 г. до н.э. гимнасий в Иерусалиме и отправляет атлетов на Тирские игры, ярый поклонник греческого образа жизни Антиох IV организует в Дафне пышные игры, включавшие, помимо агонов, бои гладиаторов между собой и с дикими зверями. Теперь гимнасии и игры устанавли-

7 Frisch P. Zehn agonistische Papyri. Opladen, 1986. P. 100-101, 108. № 6. Z 37 f.

8 Forbes C.A. Ancient Athletic Guilds // ClPh. 1955. 50. P. 238-252; Ebert J: Op. cit. S. 13 f., 234, 244; Frisch P. Op. cit. P. 107-109, 115; Potter D. The Victor's Crown. A History of Ancient Sport from Homer to Byzantium. Oxf., N. Y., 2012. P. 279-285.

9 Weiler I. Der Agon im Mythos. Zur Einstellung der Griechen zum Wettkampf. Darmstadt, 1974. S. 327 f.; Kyle D.G. Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxf., 2015. P. 98-99, 137, 178, 194, 255.

10 Mann Ch. "Um keinen Kranz, um das Leben kämpfen wir!" Gladiatoren in Osten des römischen Reiches und die Frage der Romanisierung. Berlin, 2011. S. 173.

11 Панкратий представлял собой комбинацию борьбы и кулачного боя, где использовались также удары ногами и головой с минимальными ограничениями (дальний предок современных кикбоксинга, тхэквондо, тайского бокса, ушу и тому подобных ударных единоборств). См.: Селиванова Л.Л. Победа и/или смерть на Общегреческих играх // ПИФК. 2014. № 1. С. 3; она же. Герои древнегреческого спорта. А был ли допинг? / / Адам и Ева / под ред. А.Ю. Серегиной. Отв. ред. А.В. Стогова. М., 2015. № 23. С. 8, примеч. 7.

12 Новиков С.В. Традиции агонистики и атлетизма в греческих полисах эллинистического Востока // Олимпийские игры в политике и культуре. Сб. статей участников ежегодной межвуз. научной конференции «Восток и Запад: приоритеты эпох». Москва, РУДН, 19 апреля 2013 г. М., 2013. С. 231-252.

ваются и во внутренней части страны, удаленной от моря, например, в Вавилоне. В 100 г. до н.э. атлет из Селевкии на Тигре побеждает на Олимпийских играх в беге на стадий13. Дальнейшее развитие спорта происходит в период ранней Империи. В Иудее царь Ирод Великий строит в городах гимнасии и многофункциональные сооружения, учреждает состязания, проходившие каждые четыре года в Кесарии Приморской и в Иерусалиме, что вызвало протест местного населения (Ios. Flav. Bell. Iud. I.21.8). Агоны проводились в Сирии, Киликии, Финикии, а антиохийский атлет Патробий, фаворит Нерона, принадлежал к высшей касте победителей, имевших международную известность. В отличие от Селевкидов, не включавших сирийцев в полисный коллектив, римские императоры проводили в жизнь концепцию ethnos'a как социального и гражданского коллектива, где этническое происхождение, культурные и языковые различия были не главными. Интеграция сирийцев в члены гражданской общины происходила посредством приобщения их к полисным ритуалам, агонам, государственным праздникам, культу императора, собраниям провинциальных или региональных koina и проч. так, чтобы все ощущали себя римскими гражданами14. Главные и региональные сирийские общины поддерживали равные контакты как с греческими полисами, так и с восточными городами Империи15, о чем свидетельствует и разбираемая ниже надпись.

Большинство городов Сирии стали праздновать спортивные игры только во II в. н.э.16 При этом, как показывают надписи (IGR. 1. 445, Moretti. 195317), во II-III вв. н.э. города Сирии, Финикии и Палестины проводили агоны с привлечением региональных участников, нередко издалека: из Антиохии, Берита, Апамеи, Аскалона, Берои, Газы, Сидо-на, Кесарии Приморской, Кесарии Филипповой, Триполиса, Тира, Хал-киды, Дамаска, Левки, Скифополя, Зевгмы, Гиераполя-Маббуга (возле совр. Алеппо), Лаодикеи.

Из Лаодикеи происходит надпись 221 г. н.э. (IGR. 3.1012), которая сообщает, что уроженец этого города Аврелий Септимий Эреней выступал в трех возрастных классах (waiSes1, áyéveioi, avSpes1)18 в качестве кулачного бойца и панкратиаста. Однажды в Гиераполе он также подвизался в борьбе и - что любопытно, и к этому мы еще вернемся - в беге. Всего он стал победителем в двадцати шести местах19. Примечательно, однако, что он никогда не побеждал в четырех так называемых древних периодах (т.е. Олимпийских, Пифийских, Немейских и Ист-

13 Олимпийский стадий составлял 192,27 м.

14 Andrade N.J. Framing the "Syrian" of Late Antiquity: Engagements with Hellenism // JMH. 2010-2011. Vol. 28. P. 3-9.

15 Idem. Syrian Identity in the Greco-Roman World. Cambr., 2013. P. 130.

16 Remijsen S. The End of Greek Athletics in Late Antiquity. Cambr., 2015. P. 89-110.

17 Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche. Nos. 72, 78.

18 Мальчики, юноши («безбородые»), мужи.

19 Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche. N 85; Herz P. Die Entwicklung der griechischen Agonistik in der Kaiserzeit // Müller N., Messing M. (Hrsg.). Olympische Stidien. Niedernhausen, 1988. S. 121 f., Abb. 2.

мийских играх). В Немее, правда, после отборочных поединков ему удалось пробиться в финал, но победа в том кулачном бою досталась его сопернику. Впрочем, еще мальчиком Септимию посчастливилось победить в престижных новых играх - Акциях в Никополе, основанных Августом по случаю разгрома флота Антония и Клеопатры 2 сентября 31 г. до н.э.20 Впервые агон состоялся в 28 г. до н.э. после освящения храма Аполлона на Палатине (Dio Cass. LI.19.2; LI. 1.4). Но еще задолго до этого в Акции, городе на берегу Амбракского залива с древним храмом Аполлона, греки каждые три года отмечали свой местный праздник, посвященный Аполлону Актийскому, с гимнастическими и конными соревнованиями - äywv сттефау[т^? (Strabo VII.7.6; Harp. s.v. "Акт1а; Steph. Byz. s.v. "Актюу). Наложенные на древний агон Акции (Актийские игры в честь Аполлона) стали проводиться каждые пять лет, получили высокий статус, превратившись в пятые, после четырех общегреческих, великие состязания и даже были провозглашены Олимпийскими (Strabo VII.7.6; Dio Cass. LI. 1), а победитель получал титул актионика (по типу олимпионика, периодоника21). Программа, действительно, во многом повторяла олимпийскую22: бег, двойной бег (диавл), длинный

20 Reisch E. Aktia // RE. Vol. I.1. Stuttgart, 1893. Sp. 1213-1214; Hirschfeld G. Aktion // Ibid. Sp. 1214-1215.

21 Периодониками назывались победители во всех Панэллинских играх в течение четырех лет подряд, то есть за один период. См.: Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. С. 124; Шанин Ю.В. Олимпия: история античного атлетизма. СПб., 2001. С. 32; ZieglerK. Op. cit. Sp. 563-564; Maröti E. Перю8омжт|?. Anmerkungen zum Begriff PeriodenSieger bei den panhellenischen Spielen // AAASH. 1985-1988. 31. S. 335-355; Amandry P. Op. cit. P. 279.

22 Август, симпатизировавший эллинской культуре, поощрял и учреждал состязания по греческому типу в противовес исконным римским играм с их характерной брутальностью (цирковые зрелища и гладиаторские бои) - Dio Cass. 51.22; Plin. NH. VII.159; Suet. Aug. 43. См.: Langenfeld H. Die Politik des Augustus und die griechische Agonistik // E. Lefevre (Hrsg.). Monumentum Chiloniense. Studien zur augusteischen Zeit. Kieler Festschrift für E. Burck zum 70. Geburtstag. Amsterdam, 1975. S. 228-259; Willis W.H. Athletic Contests in the Epic // Sport in the Greek and Roman Worlds. Vol. 1. Early Greece, the Olympics, and Contests / Ed. by Th.F. Scanlon. Oxf., 2014. P. 72-73; Farrington A. Olympic Victors and the Popularity of the Games in the Imperial Period / / Ibid. P. 188, 193. О традиционных римских представлениях см.: FutrellA. The Roman Games: A Sourcebook. Oxf., 2006; Harris H.A. The Organization of Roman Racing // Idem. Sport in Greece and Rome. Ithaca, N.Y., 1972. P. 193-212; Veyne P. Le pain et le cirque. P., 1976; Kyle D.G. Animal Spectacle in Ancient Rome: Meat and Meaning // Nikephoros. 1994. 7. P. 181-205; Welch K. The Roman Arena in Late-Republican Italy: A New Interpretation // JRA. 1994. Vol. 7. P. 59-80; Chamberland G. The Organization of Gladiatorial Games in Italy // JRA. 1999. Vol. 12. P. 613-616; idem. A Gladiatorial Show Produced in sordidam mercedam (Tacitus. Ann. 4. 62) // Phoenix. 2007. Vol. 61. P. 136-149; Gladiators and Caesars / Ed. by Köhne E. & Ewigleben C. Berkeley, 2000; Meijer F The Gladiators: History's Most Deadly Sport. N.Y., 2003; Langenfeld H. Sportgeschichte der römischen Kaiserzeit / / Handbuch Sportgeschichte / M. Krüger und H. Langenfeld (Hrsg.). Wien, 2010. S. 143-148. Первым ввел греческие виды состязаний в регулярные римские игры Марк Эмилий Скавр, полный тезка своего отца, строителя Эмилиевой дороги (Strabo V.1.11),

бег (долиходромос), борьба, бокс, панкратий, а также включала в себя характерные для Пифийских игр соревнования музыкантов, поэтов и глашатаев23. Начиная с III в. до н.э. все малые и новые агоны организовывались по образцу четырех Великих24. В императорское время появляются три новых состязания: уже упомянутые Акции, Капитолии в Риме и Себасты в Неаполе25.

Однако это была единственная славная победа, одержанная к тому же в далеком детстве, поэтому к совершенно успешным атлетам причислить Аврелия Септимия Эренея нельзя. Если посмотреть на карту, выясняется, что географическим центром его профессиональной деятельности была его родина: 23 из 27 перечисленных в надписи городов находятся равноудаленно севернее, южнее, западней и восточнее Лао-дикеи с основными пунктами в Сирии и Палестине, а Кипр с Китионом и Саламином, где атлет четырежды стал победителем, лежит прямо напротив Лаодикеи. При этом отсутствуют победы в значимых местах Ионийского побережья, всего два раза он побеждал в Греции (Никополь - в детстве и Патры, а в Немее, как уже говорилось, он проиграл в финальном поединке) и единственный раз в южноиталийском Таренте. Моретти, правда, считает, что речь шла о каком-то азиатском городе Патры и о вифинском Таренте26. Однако вероятней всего имелись в виду более известные центры агонистики.

По всей видимости, Аврелий Септимий Эреней был, что называется, спортсменом средней руки, довольно успешным и знаменитым в своем регионе, где выступал часто и результативно. Трижды он побеждал в Сидоне, Левкаде, Гиераполе, Апамее, на кипрском Саламине, дважды - в Триполисе, Зевгме, Мазаке, Эгах, Адане и Мопсугестии. Но

в бытность свою курульным эдилом в 58 г. до н.э., когда устроил для народа особенно роскошные зрелища (Val. Max. II.4.7).

23 Согласно Стефану Византийскому (s.v/Aktlov), здесь с особой помпой устраивалась даже навмахия (гр. vau^axia) - гладиаторский бой, имитировавший морское сражение. Продвижение Римской империи, в том числе и на Восток, неизбежно вело к романизации эллинской агонистики посредством внесения новых элементов, в частности римской гладиатуры. Процесс особенно активно проходил в императорскую эпоху. См.: Mann Ch. Op. cit. S. 4б-87.

24 Птолемеи в Александрии, Сотерии в Дельфах и Асклепии на Косе. Не все локальные игры являлись исолимпийскими, исопифийскими и проч., т.е. были agones stephanitai, но все они ориентировались на Панэллинские. См.: Бер-зин Э.О. Горгиппийский агонистический каталог II СА. 1961. № 1. С. 111-127; Соломоник Э.И. Фрагмент агонистического каталога из Херсонеса 11 ВДИ. 1963. № 4. С. 172-175; Новиков C.B. Указ. соч. С. 231-252; Акимова Е.А., Моле-ва Н.В. Физическая культура и спортивные состязания в Боспорском государстве II Традиции античного олимпизма в мировой культуре: от древности до наших дней. Сб. статей. под ред. Т.А. Гвоздевой. М., 2015. С. 116-130; Гвоздева И.А., Никишин В.О. Место греческой атлетики в римском культурном пространстве II Там же. С. 131-148; Fontenrose J. Op. cit. P. 137-138; Weiler I. Athletik und Agonistik in der griechischen Antike II Handbuch Sportgeschichte... S. 133-138.

25 Селиванова Л.Л. Дельфийские феоры: зоны контактов... С. 43; Frisch P. Die erste volkommene Periodonike II EA. 1991. Vol. 18. S. 72.

26 Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche... P. 252.

при этом практически не выходил за границы местных агонов и не замахивался на участие в греческих и италийских состязаниях. Об этом говорит и указание в надписи, что Септимий, наряду с победами в кулачном бою, в четырех городах (Левкада, Халкида, Иконион, Патры) побеждал в беге. Это весьма странно и совсем не типично для тяжелоатлета. Кулачный боец мог выступать также как борец или панкрати-аст, случаи совмещения этих специальностей известны, но легкоатлетическая деятельность, где задействованы другие группы мышц - совсем другое дело. Единственным исключением был знаменитый боксер и панкратиаст V в. до н.э. Феаген c о-ва Фасос, который стяжал за свою жизнь 1400 венков (по другим данным 1300 или 1200)27. В обоих видах спорта он был периодоником: трижды побеждал в Пифийских играх, дважды в Олимпии, 10 раз на Истме, 9 на Немейских состязаниях. Первую победу в кулачном бою он одержал на 75-ых Олимпийских играх в 480 г. до н.э. Так вот, согласно найденной в Дельфах надписи, он победил в длинном беге (долихос) на Гекатомбеях в Аргосе, а также обогнал всех бегунов в фессалийской Фтии28. По мнению Павсания, в Фессалии Феаген, отказавшийся от панкратия и кулачного боя, сделал это из честолюбия, замыслив одержать победу в беге на родине самого быстроногого Ахиллеса (VI.11.5). Однако сравнивать нашего героя с легендой древнегреческой атлетики, чья спортивная карьера насчитывала двадцать два года, не приходится29. Нельзя не согласиться с Вольфгангом Декером: легкоатлетические победы Септимия скорее всего объясняются отсутствием сколь-нибудь серьезной конкуренции в этом виде состязаний30. Для того чтобы принять участие в главных агонах Греции - Панэллинских играх, недостаточно было вовремя добраться морем, что и само по себе было серьезным испытанием, прежде всего, в связи с пиратством. Желающим помериться силами, к примеру, на Олимпийских играх, предъявлялись весьма суровые требования. Помимо ежедневных тренировок в течение года, нужно было еще упражняться тридцать дней в самой Элиде накануне Олимпийских игр, после чего делалось так называемое Олимпийское предупреждение: «Если потрудились вы достаточно, чтобы удостоиться прийти в Олимпию, и если не повинны вы в нерадивости и подлости, идите смело! А если кто не упражнялся - ступай куда хочешь!» (Флавий Филострат. V.43). Выдержать такие нагрузки и жесткую дисциплину мог далеко не каждый, тем более в провинции в эпоху окончательной деградации атлетики. Признаки разложения аристократической агонистики проявились уже в конце V в. до н.э., когда в спорт начали проникать элементы профессионализма и коммерции. Настрой на победу любой ценой (цель оправдывает средства) не мог не вызвать появления целой когорты праздношатающихся атлетов, готовых за деньги выступить где угодно и за

27 Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche... P. 51-56. № 15.

28 Ebert J. Op. cit. S. 119 f., n. 35.

29 Подробней о Феагене см.: Селиванова Л.Л. Герои древнегреческого спорта... С. 8-9.

30 Decker W. Op. cit. P. 89. Not. 42.

кого угодно31. По пути к месту состязаний они могли позволить себе свернуть в сторону ради соблазнительного куша, тем более если уровень местных агонов не требовал особого напряжения. Пример подобного поведения приводит Павсаний (V.21.12-14). Кулачного бойца из Александрии Аполлония (конец I в. н.э.) гелланодики осудили за то, что он, опоздавший на Олимпийские игры и не допущенный к состязаниям, оправдывался уважительными причинами, а на самом деле подрабатывал выступлениями на Кикладских островах. Когда же противник его, согласно правилам, получил венок без боя, обиженный Аполлоний надел ремни и бросился избивать соперника, хотя тот уже находился под зашдтой судей. Разумеется, атлеты такого рода вряд ли могли составлять достойную конкуренцию на серьезных играх. Понимая, что их век и карьера недолги, они переходили из города в город и предлагали свои услуги, занимаясь тем, что в 90-е годы XX-го века называлось в среде нашего шоу-бизнеса «чёсом» по городам и весям. Дискретные успехи бродячих профессионалов, как явление низшего порядка, ничего общего не имевшего с честными состязаниями, были следствием упадка и вырождения древней агонистики. Вряд ли наш герой входил в подобную категорию атлетов, иначе бы не удостоился победной надписи. Однако очевидно, что он осознавал свои реальные возможности и после нескольких неудач (мы не знаем, сколько раз он пытался победить в Греции и Италии, знаем только, сколько победил) оставил дальнейшие попытки, предпочтя статус успешного регионального спортсмена. Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.

Литература:

Акимова Е.А., Молева Н.В. Физическая культура и спортивные состязания в Боспорском государстве // Традиции античного олимпизма в мировой культуре: от древности до наших дней / под ред. Т.А. Гвоздевой. М., 2015. С. 116-130.

Берзин Э.О. Горгиппийский агонистический каталог // СА. 1961. № 1. С. 111127.

Гвоздева И.А., Никишин В.О. Место греческой атлетики в римском культурном пространстве // Традиции античного олимпизма в мировой культуре: от древности до наших дней / Под ред. Т.А. Гвоздевой. М., 2015. С. 131-148. Кузищин В.И. Олимпийские и Пифийские игры: их взаимосвязь. Доклад на университетском олимпийском семинаре (Москва, МГУ, 7 июня 2002 г.) // ДВАМ. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. М., 2004. Вып. 6. С. 251. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические

древности. СПб., 1997. Новиков С.В. Традиции агонистики и атлетизма в греческих полисах эллинистического Востока / / Олимпийские игры в политике и культуре. Сб. статей участников ежегодной межвуз. научной конференции «Восток и Запад: приоритеты эпох». Москва, РУДН, 19 апреля 2013 г. М., 2013. С. 231-252. Павсаний. Описание Эллады: в 2-х тт. / Пер. и вст. ст. С.П. Кондратьева. Т. II. М., 1994.

31 СеливановаЛ.Л. Герои древнегреческого спорта... С. 14-15.

Селиванова Л.Л. Пифийские игры в Дельфах: дух и тело / / Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 2. С. 24-31. Селиванова Л.Л. Пифийские игры: концепция и процедура // ДВАМ. 2004. Вып. 6. С. 252-253.

Селиванова Л.Л. Древние Пифийские и современные Дельфийские игры //

ПИФК. 2007. Вып. XVII. С. 14-42. Селиванова Л.Л. Олимпийские и Пифийские игры: общее и особенное // Олимпийские игры: история и современность. Сб. статей участников ежегодной межвуз. научной конференции «Восток и Запад: приоритеты эпох». Москва, РУДН, 13 апреля 2012 г. М., 2012. С. 84-106. Селиванова Л.Л. У истоков Пифийских игр / / Lanterna nostra. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк: сб. статей / Отв. ред. С.Ю. Сапрыкин. СПб., 2014. С. 82-89. Селиванова Л.Л. Победа и/или смерть на Общегреческих играх / / ПИФК. 2014. № 1. С. 3-22.

Селиванова Л.Л. Дельфийские феоры: зоны контактов // АМА. 2015. Вып. 17. С. 42-54.

Селиванова Л.Л. Герои древнегреческого спорта. А был ли допинг? / / Адам и

Ева / Под ред. А.Ю. Серегиной. М., 2015. № 23. С. 6-22. Соломоник Э.И. Фрагмент агонистического каталога из Херсонеса // ВДИ.

1963. № 4. С. 172-175. Шанин Ю.В. Олимпия: история античного атлетизма. СПб., 2001. Шарнина А.Б. Пифийские игры в Дельфах // MOYEEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей / Отв. ред. В.С. Дуров. СПб., 1997. С. 63-73. Amandry P. La fête des Pythia // ПРАКТ1КА THE AKAAHMIAE A0HNON. 1990.

T. 65. Athènes, 1991. P. 279-317. Andrade N.J. Framing the "Syrian" of Late Antiquity: Engagements with Hellenism // JMH. 2010-2011. Vol. 28. P. 1-23. Andrade N.J. Syrian Identity in the Greco-Roman World. Cambri., 2013. André J-M, Basiez M.-F. Voyager dans l'antiquité. P., 1993. Casson L. Die Seefahrer der Antike. München, 1979.

Chamberland G. The Organization of Gladiatorial Games in Italy / / JRA. 1999. Vol. 12. P. 613-616.

Chamberland G. A Gladiatorial Show Produced in sordidam mercedam (Tacitus.

Ann.. 4. 62) // Phoenix. 2007. Vol. 61. P. 136-149. Decker W. Zur Vorbereitung und Organisation griechischer Agone / / Nikephoros.

1997. Vol. X. S. 77-102. Demandt A. Das Privatleben der römischen Kaiser. München, 1996. Ebert J. Griechische Epigramme auf Sieger an gymnischen und hippischen Agonen. B., 1972.

Farrington A. Olympic Victors and the Popularity of the Games in the Imperial Period / / Sport in the Greek and Roman Worlds. Vol. 1. Early Greece, the Olympics, and Contests / Ed. by Th.F. Scanlon. Oxf., 2014. P. 158-205. Fontenrose J. The Cult of Apollo and the Games at Delphi / / The Archaeology of the Olympics: The Olympics and Other Festivals in Antiquity. Ed. by W.J. Raschke. Madison, 1988. P. 121-140. Forbes CA. Ancient Athletic Guilds // ClPh. 1955. 50. P. 238-252. Friedlaender L. Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms. I-IV. Leipzig, 19211923.

Frisch P. Zehn agonistische Papyri. Opladen, 1986.

FrischP. Die erste volkommene Periodonike // EA. 1991. Vol. 18. S. 71-73. FutreU A. The Roman Games: A Sourcebook. Oxf., 2006.

Giebel M. Reisen in der Antike. Düsseldorf, Zürich, 2000. Gladiators and Caesars / Ed. by Köhne E. & Ewigleben C. Berkeley, 2000. Handbuch Sportgeschichte / M. Krüger und H. Langenfeld (Hrsg.). Wien, 2010. Harris H.A. The Organization of Roman Racing / / Idem. Sport in Greece and Rome.

Ithaca, N.Y., 1972. P. 193-212. Herz P. Die Entwicklung der griechischen Agonistik in der Kaiserzeit / / Müller N.,

Messing M. (Hrsg.). Olympische Stidien. Niedernhausen, 1988. S. 111-131. Hirschfeld G. "Aktlov // RE. 1893. Vol. I.1. Sp. 1214-1215. Höckmann O. Antike Seefahrt. München, 1985.

Kyle D.G. Animal Spectacle in Ancient Rome: Meat and Meaning // Nikephoros.

1994. Vol. 7. P. 181-205. Kyle D.G Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxf., 2015.

Langenfeld H. Die Politik des Augustus und die griechische Agonistik // E. Lefevre (Hrsg.). Monumentum Chiloniense. Studien zur augusteischen Zeit. Kieler Festschrift für E. Burck zum 70. Geburtstag, Amsterdam 1975. S. 228-259. Langenfeld H. Sportgeschichte der römischen Kaiserzeit / / Handbuch Sportgeschichte / M. Krüger und H. Langenfeld (Hrsg.). Wien, 2010. S. 143-152. Maass M Das antike Delphi. Orakel, Schätze und Monumente. Darmstadt, 1993. Mann Ch. "Um keinen Kranz, um das Leben kämpfen wir!" Gladiatoren in Osten des

römischen Reiches und die Frage der Romanisierung. Berlin, 2011. Maröti E. nepLoSovLKTi?. Anmerkungen zum Begriff Perioden-Sieger bei den panhellenischen Spielen // AAASH. 1985-1988. 31. S. 335-355. Meijer F. The Gladiators: History's Most Deadly Sport. N.Y., 2003. Montiglio S. Wandering in Ancient Greek Culture. Chicago, L., 2005. Moretti L. Iscrizioni agonistiche greche. Roma, 1953.

Moretti L. Olympionikai. I vincitori negli antichi agoni olimpici. Roma, 1957. Picard O. Delphi and the Pythian Games // O. Tzachou-Alexandri (Ed.). Mind and

Body. Athletic Contests in Ancient Greece. Athen, 1989. P. 69-81. Potter D. The Victor's Crown. A History of Ancient Sport from Homer to Byzantium.

Oxf., N.Y., 2012. ReischE. "Aktl(i // RE. 1893. Vol. I.1. Sp. 1213-1214. Remijsen S. The End of Greek Athletics in Late Antiquity. Cambr., 2015. Robert L. Villes de Carie et d'Ionie dans la liste des theorodoques de Delphes / /

BCH. 1946. Vol. 70. P. 506-523. Sport in the Greek and Roman Worlds. Vol. 1. Early Greece, the Olympics, and

Contests / Ed. by Th.F. Scanlon. Oxf., 2014. Veyne P. Le pain et le cirque. P., 1976.

WeilerI. Der Agon im Mythos. Zur Einstellung der Griechen zum Wettkampf. Darmstadt, 1974.

WeilerI. Athletik und Agonistik in der griechischen Antike // Handbuch Sportgeschichte / M. Krüger und H. Langenfeld (Hrsg.). Wien, 2010. S. 128-142. Welch K. The Roman Arena in Late-Republican Italy: A New Interpretation / / JRA.

1994. Vol. 7. P. 59-80. Willis W.H. Athletic Contests in the Epic // Sport in the Greek and Roman Worlds. Vol. 1. Early Greece, the Olympics, and Contests / Ed. by Th.F. Scanlon. Oxf., 2014. P. 60-89. Ziegler K. nueLovLraL// RE. 1963. Bd. 24. Sp. 563-564.

ю 00

Рис. 1. География спортивных побед Аврелия Септимия Эренея из Лаодикеи.

Начало III в. н.э. (по: Decker W. Op. cit. S. 90): 1 - Кесария; 2 - Никополь; 3 - Кесария Панея; 4 - Тир; 5 - Таре; б - Лаодикея; 7 - Немея; 8 - Аскалон; 9 - Скифополь; 10,- Сидон (3 раза); 11 - Триполис (2 раза); 12 - Левкада (3 раза); 13 - Гиераполь; 14 - Бероя (2 раза); 15 - Зевгма (2 раза); 16 - Анамея (3 раза); 17 - Халкида; 18 - Саламин (3 раза); 19 - Китион; 20 - Мазака; 21^ Иконион; 22 - Антиохия; 23 - Патры; 24 - Тарент; 25 - Эги (2 раза); 26 - Адана (2 раза); 27 - Мопсугестия (2 раза)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.