Научная статья на тему 'Герои панафинейского стадиона'

Герои панафинейского стадиона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЕ ПАНАФИНЕИ / ПАНАФИНЕЙСКИЕ ИГРЫ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ / АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ / ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ / ПИНДАР / PANHELLENIС GAMES / ATHENIAN EMPIRE (DELIAN LEAGUE) / GREAT PANATHENAIA / PANATHENAIC GAMES / OLYMPIC GAMES / PYTHIAN GAMES / PANATHENAIC PRIZE AMPHORAE / PINDAR / ATHENA POLIAS / HELLAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гвоздева Татьяна Борисовна

Великие Панафинеи главный государственный праздник Афин, который был посвящен покровительнице полиса Афине Полиас. Программа Панафинейских игр строилась по образцу Панэллинских игр, в первую очередь Олимпийских и Пифийских. Благодаря этому в Панафинейских играх могли принимать участие не только афиняне, но и спортсмены всей Греции. Особое значение эти игры приобрели в эпоху Афинского Морского союза, когда Великие Панафинеи превратились в праздник общесоюзного значения. Поэтому представляется важным установить, кто из афинских и неафинских атлетов побеждал на Панафинейских играх этого периода и посвящал свои победы Афине. Автором использованы: литературные источники (в первую очередь оды Пиндара), данные эпиграфики, панафинейские призовые амфоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heroes of Panatheniac Stadion

The Great Panathenaia is the main state holiday of Athens, which is dedicated to the patron of the polis, Athena Polias. The schedule of Panathenaia followed the example of Panhellenic Games, first of all, Olympic Games and Pythian Games. That is why not only Athenians, but also athletes from the entire Hellas could take part in Panathenaia. These games gained particular importance in the time of Athenian Empire, when the Great Panathenaia became a holiday for all imperial parts. The sources used by the author are Panathenaic prize amphorae, literary sources (odes of Pindar), epigraphic data etc.

Текст научной работы на тему «Герои панафинейского стадиона»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 6

Т.Б. Гвоздева

(кандидат исторических наук, доцент Литературного института

им. А.М. Горького)*

ГЕРОИ ПАНАФИНЕЙСКОГО СТАДИОНА

Великие Панафинеи — главный государственный праздник Афин, который был посвящен покровительнице полиса Афине Полиас. Программа Панафинейских игр строилась по образцу Панэллинских игр, в первую очередь Олимпийских и Пифийских. Благодаря этому в Панафинейских играх могли принимать участие не только афиняне, но и спортсмены всей Греции. Особое значение эти игры приобрели в эпоху Афинского Морского союза, когда Великие Панафинеи превратились в праздник общесоюзного значения. Поэтому представляется важным установить, кто из афинских и неафинских атлетов побеждал на Панафинейских играх этого периода и посвящал свои победы Афине. Автором использованы: литературные источники (в первую очередь оды Пиндара), данные эпиграфики, панафинейские призовые амфоры.

Ключевые слова: Великие Панафинеи, Панафинейские игры, Олимпийские игры, Панэллинские игры, Афинский Морской союз, панафи-нейские призовые амфоры, Пиндар.

The Great Panathenaia is the main state holiday of Athens, which is dedicated to the patron of the polis, Athena Polias. The schedule of Panathenaia followed the example of Panhellenic Games, first of all, Olympic Games and Pythian Games. That is why not only Athenians, but also athletes from the entire Hellas could take part in Panathenaia. These games gained particular importance in the time of Athenian Empire, when the Great Panathenaia became a holiday for all imperial parts. The sources used by the author are Panathenaic prize amphorae, literary sources (odes of Pindar), epigraphic data etc.

Key words: Great Panathenaia, Panathenaic Games, Olympic Games, Pythian Games, Panhellente Games, Athenian Empire (Delian League), Panathenaic

prize amphorae, Pindar, Athena Polias, Hellas.

* * *

В 2004 г. очередные XXVIII Олимпийские игры прошли в Афинах. Греция — родоначальница Олимпийских игр — встречала лучших спортсменов мира. Некоторые из состязаний проводились на панафинейском стадионе в Афинах. Современный зритель и болельщик, не знакомый с античной спортивной историей, не придал бы этому факту особого значения, восприняв его как нечто само собой разумеющееся. Однако в древности подобное было невозможно, так как Олимпийские и Панафинейские игры различались и по статусу, и по времени проведения, и по программе.

* Гвоздева Татьяна Борисовна, тел.: 694-06-81.

776 г. до н.э. принято считать началом Олимпийских игр, которые в Элладе проложили дорогу общегреческим праздникам. Возросшая к VI в. до н.э. популярность Олимпиад привела к возникновению в Греции еще нескольких панэллинских праздников. В короткий промежуток времени были учреждены Пифийские игры в Дельфах (586 г. до н.э.), Истмийские игры в Коринфе (582 г. до н.э.) и Немейские игры в Аргосе (573 г. до н.э.). Панэллинские игры отличались от прочих тем, что проводились с определенной периодичностью (раз в четыре или в два года) и были открыты для участия в них всем греческим гражданам. Обязательным элементом таких празднеств являлись состязания. В продолжение этой традиции в 566 г. до н.э. в Афинах были организованы Панафи-нейские игры.

Праздник Великие Панафинеи, посвященный покровительнице полиса Афине Полиас, проводился с 23 по 30 гекатомбеона — первого месяца афинского календаря (июль—август) (Schol. Eur. Hec. 469; Schol. Aristid. Panath. 147). Панафинейские игры, так же как и Олимпийские, были пентетридой, т.е. проводились каждые пять лет, на третий год олимпийского цикла. Спортивная часть па-нафинейского праздника была сложной и более разнообразной, чем на других Панэллинских играх. Если на Олимпийских играх внимание было сосредоточено на атлетических и конных соревнованиях, а на Пифийских — на мусических, то программа Великих Панафиней успешно объединяла спортивные и музыкальные агоны.

Победа на играх из числа Панэллинских означала не только славу и почести. Она считалась особым знаком благоволения, расположения бога, в честь которого проводились состязания1. Спортивные рекорды являлись личным достижением атлета, но милость богов переносилась на весь полис. На Панэллинских играх победители награждались священными венками (из оливы, лавра, сосны или сельдерея), а герои Панафинейских игр получали особые призовые амфоры, наполненные оливковым маслом из священных маслин Афины (Arist. Ath. Pol. 60. 3; IG II2 2311). Согласно легенде, священная роща Афины разрослась от той знаменитой оливы, которую богиня подарила городу после спора за него с Посейдоном (Apoll. III. 14. 1). За сбором урожая следил непосредственно архонт-басилей, который передавал собранный урожай казначеям (Arist. Ath. Pol. 60. 1). Казначеи хранили его на Акрополе вплоть до Панафиней. Когда приходило время праздника, масло выдавалось особым чиновникам — атлотетам, которые и вручали его победителям. Именно атлотеты, совместно с афинским Советом, должны были заказывать для праздника призовые панафинейские

1 Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету гре-

ческой цивилизации. СПб., 1998. С. 192.

амфоры (Arist. Ath. Pol. 60. 1, 3). Панафинейская амфора всегда расписывалась в чернофигурной технике. На лицевой стороне сосуда изображалась Афина, в шлеме, с копьем в согнутой в локте правой руке и со щитом в левой. Справа и слева от нее высились две колонны со стоящими на них петухами — символами состязаний. На обратной строне амфоры были изображены виды состязаний панафинейской программы.

Еще у Гомера Афина выступала покровительницей героев, победивших в спортивных соревнованиях. Так, Диомед стал первым в ристаниях колесниц (Hom. Il. XXIII. 388—406), а Одиссей — в беге (Hom. Il. XXIII. 770—783). Кроме того, Афина помогла Одиссею победить в метании диска на играх феаков (Hom. Od. VIII. 193—195). Богиня была покровительницей конных состязаний; именно она подарила Эрихтонию уздечку для квадриги (Eratos. Catast. 13). В период Афинского Морского союза панафинейский праздник был призван демонстрировать мощь афинского полиса, единство афинян и их союзников под покровительством Афины. Поэтому, когда после 454 г. до н.э. панафинейский праздник приобрел общесоюзный характер, к участию в нем стали стремиться лучшие греческие атлеты. Это был пик расцвета Панафинейских игр.

Какие же спортсмены прославились своими победами в Афинах? К сожалению, мы не располагаем списками победителей Панафинейских игр. Призовые панафинейские списки с именами победителей в основном относятся к эллинистическому и римскому периодам (IG II2 2313—2317). Единственный сохранившийся призовой панафинейский лист середины IV в. до н.э. (IG II2 2311) содержит лишь перечень состязаний и наград. Поэтому так сложно ответить на вопрос, кто же прославился своими победами на Панафинейских играх времен их расцвета (VI—IV вв. до н.э.), особенно когда они являлись общесоюзным празднеством и претендовали на уровень панэллинского состязания. За исключением данных эпиграфики, источниками для нас могут послужить только спортивные эпиграммы, оды Пиндара и Вакхилида, немногочисленные письменные свидетельства. Тем не менее попытаемся восстановить, хотя бы частично, панафинейскую «галерею славы».

Наибольшими сведениями мы располагаем о героях панафи-нейского стадиона. Возможно, что древний стадион был возведен уже во времена Писистрата на левом берегу р. Илисса. Первоначально эту площадку использовали только для бега, а затем приспособили и под другие состязания2. Позднее именно здесь свой знаменитый стадион выстроил Ликург (Lyc. Vit. X Or. I. 4—6). Впоследствии стадион Ликурга был перестроен Геродом Аттиком для

2 Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 67; Shear T.L. The Athenian Agora: Excavations of 1973—1974 // Hesperia. 1975. N 44. P. 362—365.

игр 144 г. (Paus. I. 19. 6). А в 1896 г. панафинейский стадион в Афинах стал местом проведения первых современных Олимпийских игр.

Бег был самым ранним видом состязаний из известных нам в олимпийской программе — он упомянут уже у Гомера (Hom. Il. XXIII. 757—767). Павсаний открывает олимпийскую летопись победой бегуна КОРЕБА из Элиды в 776 г. до н.э. (Paus. V 8. 6). С имен чемпионов в беге всегда начинался список героев очередной Олимпиады. Именем победителя в этом виде состязаний многие историки датировали те или иные события (Diod. Sic. V 9. 2). На Олимпийских играх было известно несколько видов бега. Согласно традиции первым в олимпийской программе был так называемый «короткий» бег (stadion), т.е. бег длиною в один стадий3. С 14 Олимпиады (724 г. до н.э.) в программу игр был включен «двойной» бег (diaulos) длиною в два стадия, а с 15 Олимпиады (720 г. до н.э.) — «длинный» бег (dolichos) — в 24 стадия (Paus. V 8. 6—7). Кроме того, на 65 Олимпиаде (520 г. до н.э.) добавился бег вооруженных гоплитов (goplithodromos) (Paus. V 8. 30). Бег на один стадий проводился по прямой дорожке — от старта до финиша; овальных треков не существовало. В «двойном» беге спортсмен бежал на два стадия — от старта до конца трассы, отмеченного столбом, и, обогнув его, мчался назад. В «длинном» же беге добежать до отметки и вернуться следовало несколько раз. Спортсменов разделяли по жребию на группы из четырех человек. Победитель в первом забеге получал право на участие в следующем и так далее вплоть до финала (Paus. VI. 13. 2).

Первые афинские олимпионики прославились именно в беге. В VII в. до н.э. славу победителя на Олимпийских играх снискал легендарный ПАНТАКЛ, который на 21 Олимпиаде (696 г. до н.э.) победил в «коротком» беге; позднее он же одержал «двойную» победу на 22 Олимпиаде (692 г. до н.э.), обогнав всех в «коротком» и в «двойном» беге (Moretti, N 25—27)4. Вслед за ним олимпийских венков были удостоены следующие афинские бегуны: ЭВРИБАТ на 27 Олимпиаде (Moretti, N 36) и СТОМЕЙ на 34-й (Moretti, N 54), оба за победу в «коротком» беге, а также КИЛОН, выигравший на 35 Олимпиаде соревнования по «двойному» бегу (Moretti, N 56). В VI в. до н.э. олимпийских побед в беге у афинян не было, но в V в. до н.э. в «коротком» беге для мальчиков победили на 78 Олимпиаде ЛИКОФРОН (Moretti, N 242) и на 81-й ФРИНИХ (Moretti, N 275). В IV в. до н.э. на 96 Олимпиаде афинянин ЭПИХАРМ победил в «коротком» беге для мальчиков (Moretti, N 368).

3 Олимпийский стадий равнялся 192,27 м.

4 Здесь и далее указание о победах атлетов приводится по следующим изданиям: Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olympici. Roma, 1957; Ebert J. Griechische Epigramme auf Sieger au gymnischen und hippischen Agonen. Leipzig, 1972.

В панафинейскую состязательную программу были включены все известные виды бега — «короткий»5, «двойной», «длинный» и гоплитодромос. Кроме этого в Афинах проводился «конский» бег, а в рамках «малых агонов» — факельная эстафета. Наиболее ранние панафинейские амфоры с изображением бегунов относятся к 560—550 гг. до н. э. (Beazley, ABV 120). В отличие от Олимпийских игр, где все атлеты делились на две возрастные группы — «мальчики» и «мужчины», — на Панафинейских возрастных групп было три — «мальчики», «юноши» и «мужчины»6. Если стартовая линия в Олимпии была рассчитана на 20 человек, то в Афинах — не более чем на 10. Когда в программе выделили разные возрастные группы спортсменов, длина трассы для более юных бегунов сократилась. Платон в «Законах» пишет, что трасса бега в Афинах должна быть уменьшена для «юношей» на 2/3 дорожки, а для «мальчиков» должна составить половину от 2/3 (Plat. Leg. 8.833с).

Если на Олимпийских играх оливковым венком отмечали только одного победителя, на Панафинеях наградой удостаивали сразу нескольких. В призовом панафинейском списке середины IV в. до н.э. зафиксированы награды для победителей в беге у «мальчиков» и «безбородых». Интересно, что лучший бегун получал в пять раз больше панафинейских амфор, чем спортсмен, занявший второе место. Так, победитель в «коротком» беге у «юношей» получал 60 амфор, тогда как занявший второе место — всего лишь 12; победитель в «коротком» беге у «мальчиков» — 50 амфор, оказавшийся на втором месте — 10 и т.д. (IG II2 2311, lin. 38—40; 23—25).

Самые ранние упоминания в источниках относятся к панафи-нейским бегунам-«мужчинам». В XIII Олимпийской оде Пиндар перечисляет многочисленные победы Фессала из Коринфа, который, «освещенный божественным светом Зевса», одержал победу на Олимпиаде в одном из видов бега (Ol. XIII. 35—36), был победителем на Пифийских играх в «коротком» и «двойном» беге (37—38) и, главное, одержал «тройную» победу (в «коротком» и «двойном» беге, а также и в гоплитодромосе — беге гоплитов) в Афинах (39—42). Победа в Афинах не обозначена Пиндаром как панафинейская, однако в оде говорится, что в Афинах Фессал победил после Пифийских игр «под той же луной» (39). Пифийские игры проводились в месяце букатиос (август—сентябрь) на третий год каждой Олимпиады, как и Панафинейские, и священное перемирие Пи-фийских игр распространялось и на Великие Панафинеи. Поэтому можно с уверенностью говорить, что «тройная» победа Фессала

5 Один аттический стадий равнялся 177,6 м.

6 «Мальчики» — от 12 до 18 лет, «безбородые» (юноши) — от 18 до 20, «мужчины» — от 20 лет. На Олимпийских играх в подгруппу «мальчики» входили атлеты от 12 до 20 лет.

Коринфского состоялась именно на Великих Панафинеях. Эту победу он одержал, выступая в самой старшей возрастной категории, так как в гоплитодромосе могли участвовать только «мужчины». Его панафинейская победа могла относится к 506 г. до н.э., поскольку на Олимпийских играх в 504 г. до н.э. Фессал победил в категории «мальчиков» (Moretti, N 154). Почти ничего мы не знаем о победах афинян в панафинейском «длинном» беге, дистанция которого колебалась от 7 до 12 стадиев (Schol. Aristoph. Birds, 292b) для разных возрастных категорий. Однако во II в. до н.э. именно с состязания в этом виде начинались соревнования бегунов и всего гимнического агона.

Помимо вышеперечисленных видов бега, на Панафинеях проводился и так называемый «конский» бег (hippios). Он не был представлен в олимпийской программе, но был известен на состязаниях в Афинах, Истме, Немее и в Аргосе (Paus. VI. 16. 4). «Конский» бег не упомянут в панафинейском списке сер. IV в. до н.э., но встречается в призовых панафинейских списках II—I вв. до н.э. для «мужчин»7. Кроме того, Платон в «Законах» упоминает этот бег в числе обязательных для гимнастической подготовки афинян (Plat. Leg. 8. 833b). Длина его составляла четыре стадия (Bacchil. Istm. X. 19—26; Paus. VI. 16. 4). Мы знаем двух возможных победителей «конского» бега на Панафинеях. Посвящение на Акрополе афинянина АЛКМЕОНИДА I, сына Алкмеона из Алопеки, датируется 550/549 или 546/545 гг. до н.э. (Moretti, IAG, N 4). Предположительно речь идет о победе Алкмеонида в «конском» беге. Хвалебная ода Вакхилида посвящена афинянину АГЛАЮ из трибы Энеидов, в которой речь идет о двойной победе Аглая: сначала в беге на один стадий, а затем в «конском» беге на Истмийских играх (Bacchil. Istm. X. 19—26). Можно предположить, что он также выступал в этом виде состязаний и на Панафинеях «...ради славы широких Афин, Ради доброго имени Энеидов» (Ibid. 17—18).

Одним из наиболее тяжелых видов бега был бег гоплитов (goplithodromos). В нем соревновались только взрослые бегуны. Самые ранние панафинейские вазы с изображением бега гоплитов относятся к 550—530 гг. до н.э. В VI в. до н.э. участники этого бега должны были состязаться в полном вооружении гоплита — в шлеме, возможно в наколенниках, со щитом и копьем в руках. В IV в. до н.э. гоплиты бежали только со щитом. Известно, что в Афинах бег гоплитов на Панафинейских играх был на два стадия (Schol. Aristhoph. Av. 291—292). В призовом панафинейском списке этот бег не упомянут, но Платон пишет о нем, как о широко известном в Афинах состязании (Plat. Leg. 8. 883a—b). Самый ранний извест-

7 См.: IG II2 2314, lin 24; IG II2 2315, lin. 368; IG II2 2316, lin. 8.

ный нам герой панафинейского гоплитодромоса — вышеупомянутый Фессал из Коринфа, «тройная» победа которого датируется или 506, или 498 г. до н.э. (Schol. Pind. Ol. XIII. 37—39). Другим панафинейским победителем гоплитодромоса был КЛЕАЙНЕТ, сын Эпикрана из Аргоса, что засвидетельствовано на базе его посвятительной статуи (SEG XXXV 267, 7—10). На 78 Олимпиаде (468 г. до н.э.) победителем в гоплитодромосе был афинский бегун (Moretti, N 275). К сожалению, имена афинян-гоплитодромосов, победивших на Панафинеях, в источниках не сохранились. Павса-ний упоминает о статуе на Акрополе афинского бегуна ЭПИХА-РИНА (Paus. I. 23. 9), который прославился в беге гоплитов. Возможно, эта статуя была посвящением Эпихарина в знак его победы на одном из панэллинских состязаний или на празднике Элевте-рии около 475 г. до н.э. Поздние панафинейские призовые списки (II в. до н.э.) показывают нам, что в этом виде состязаний побеждали неафиняне. Бег гоплитов появился в программе Олимпийских игр с 520 г. до н.э., а в программе Пифийских игр — с 498 г. до н.э. (Paus. II. 11. 8; X. 34. 5). Если судить по изображениям Пан-афинейских амфор, в Афинах этот вид бега был введен раньше, чем на панэллинских играх, и, возможно, входил в программу Великих Панафиней 566 г. до н.э.

В состязательную программу включалась и уже упоминавшаяся факельная эстафета (lampadedromia). Это было командное соревнование, проводившееся по филам, и в надписях эпохи эллинизма есть упоминания о победе той или иной филы, но не отдельных спортсменов8.

Кроме бега афинские легкоатлеты принимали участие в пятиборье (pentatlon). Пентатлон включал в себя бег, борьбу, прыжки в длину и метание копья и диска. Древние авторы по-разному отзывались об этом виде спорта. Так, Аристотель говорит о нем как о прекрасном состязании (Arist. Rtr. I 36b), тогда как в трактате Платона «Соперники» пятиборцы названы атлетами второго класса (Plat. Lov. 135с).

Разные виды метания упомянуты еще у Гомера: метание диска, копья и даже камня (Il. XXIII, 825—895). Метание диска было одним из наиболее древних видов греческих состязаний. В греческих мифах многие боги и герои прославились в этом виде как победители состязаний — Аполлон, Персей, Теламон и другие. Диски могли быть из камня, бронзы и железа, их диаметр колебался от 13 до 33 см,

8 О лампадедромии на Панафинейских играх см.: Гвоздева Т.Б. Культ огня на Великих Панафинеях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2002. № 5. С.112—127; Она же. Факельный бег на панафинейском празднике // Труды I Межвузовской конференции молодых ученых памяти проф. В.Ф. Семенова 2002 г. (Древний мир). М., 2002. С. 50—53.

а вес — от 3 до 5 кг. Но в рамках одних состязаний использовались диски одного и того же веса и объема. Дискоболы становились на небольшое возвышение и, размахнувшись, бросали диск. Античные статуи, в частности знаменитый «Дискобол» Мирона, дают нам представление о технике метания диска. Состязание в метании копья восходит к военной атлетике. В древности было известно метание копья в цель и в длину. Копье, используемое для состязаний, было в рост человека. К середине копья прикреплялся кожаный ремень, которым можно было задать определенное направление и увеличить дальность полета. В программе олимпийского пятиборья практиковалось метание в длину, как и в современных Олимпийских играх. На Панафинейских играх популярностью пользовалось также метание с лошади в цель. Что касается прыжков, то это были прыжки в длину. Спортсмены прыгали с небольшого возвышения без специального разбега. В руках прыгуны держали гантели, которые они в момент прыжка, размахнувшись, отбрасывали резким движением назад, что придавало телу ускорение.

Последовательность соревнований, в которых состязались пятиборцы, определить сложно. В посвятительной эпиграмме Симонида Кеосского (фр. 155) они упомянуты в следующей очередности:

Был Диофонт, сын Филона, победен на Истме и в Дельфах

В быстром беге, прыжке, диске, копье и борьбе.

Успех в трех состязаниях из пяти приносил полную победу в пентатлоне. Вакхилид воспевает АВТОМЕДА из Флиунта, которому для полной победы достаточно было оказаться первым в борьбе, в метании диска и копья (Bacchil. IX, 28—36).

В олимпийской программе пентатлон был известен с 18 Олимпиады (708 г. до н.э.), а в 38-ю (628 г. до н.э.) он был введен и для «мальчиков». На 112 Олимпиаде победу в пентатлоне одержал афинянин КАЛЛИПП (Moretti, N 460). Призовые панафинейские амфоры с изображением состязаний, входящих в пентатлон, относятся к концу VI в. до н.э.: изображения прыгунов датируются третьей четвертью VI в. до н.э., а дискоболов — последней четверью VI в. до н.э. Панафинейский пентатлон отличался от олимпийского тем, что в Афинах существовали три возрастные группы пятиборцев (IG II2 2311, lin. 26—28, 41—43). Призовые панафинейские амфоры с изображением взрослых участников пентатлона относятся к 560—550 гг. до н.э. (Agora Excavations, Athens, P 2071 + P 4340. Bentz 6.003). Это дает возможность предполагать, что пентатлон для «мужчин» был частью Великих Панафиней 566 г. до н.э. Самое раннее изображение мальчика-дискобола на призовой панафинейской амфоре выполнено около 445 г. до н.э. (Beazley, ABV 409 N 3).

В эпиграфике наиболее раннее упоминание относится к пятиборцу из Коринфа НИКОЛАИДУ. В посвятительной эпиграмме, приписываемой Симониду Кеосскому (Ant. Pal. XIII. 19), перечисляются многочисленные победы Николаида, среди которых победы как на Панэллинских состязаниях (одна на Пифийских, три на Немейских и Истмийских играх), так и на местных, локальных играх. На Панафинейских играх Николаид неоднократно был победителем, получив 60 амфор оливкового масла (lin. 3—4). Если принять во внимание, что данная эпиграмма действительно принадлежит Симониду Кеосскому, то победы Николаида могут относиться к концу VI — началу V в. до н.э. Призовой панафинейский лист середины IV в. до н.э. дает представление о наградах двух других категорий пятиборцев. Победителю в категории мальчиков вручали 30 призовых амфор, занявшему второе место — только 6 амфор, в категории юношей — 40 и 8 амфор соответственно (IG II2 2311, lin. 30, 45).

Если говорить об афинских героях панафинейского пентатлона, то сведений о них немного. КРАТИЙ (?), сын Алкмеона I из Алопеки, установил на Акрополе (возможно, с братом Алкмеонидом) статую (середина VI в. до н.э.), посвященную своей спортивной победе, предположительно в пентатлоне (IG I2 472). В этом посвящении не названо празднество, на котором была одержана победа, но посвящение на Акрополе вполне могло относиться к Панафи-неям9. Возможным победителем в панафинейском пентатлоне был ЛЕАГР, сын Главкона (конец VI в. до н.э.), который поставил посвящение двенадцати богам на афинской Агоре (SEG X 319). Е. Рау-бичек предполагает, что Леагр родился в 525 г. до н.э., был современником Фемистокла и, возможно, побеждал на Панафинеях в категории «безбородых»10. Победителем в пентатлоне был также афинянин ЭПАЙНЕТ, посвятивший богам свою победу в метании копья (IG I2 802) около 580—570 гг. до н.э. Как отдельное соревнование метание копья в Афинах не было представлено ни на одном празднике, только в составе пятиборья, что дает возможность предположить, что данная победа могла быть и победой в пентатлоне как на Панафинеях, так и на празднике Элевсиний. Подобным является посвящение богам афинянина ГАГНИЯ (IG I2 738) на каменном диске на Акрополе (вторая половина V в. до н.э.). Метание диска также не являлось отдельным видом спортивной программы, поэтому не исключено, что речь опять идет о победе в панафиней-ском пентатлоне.

9 См. материалы дискуссии: Kyle D.G. Athletics in Ancient Athens. Leiden, 1987. P. 196, 205—206.

10 RaubitschekE. Leagros // Hesperia. 1939. N 8. P. 160—164.

Метание копья с лошади на Панафинеях было одним из так называемых «военных» видов спорта, которые отсутствовали в программе Олимпийских игр. Такие состязания зафиксированы в вазописи конца V — начала IV в. до н.э. и в призовом панафинейском списке середины IV в. до н.э. (IG II2 2311, lin. 68—70). Из панафи-нейских призовых амфор с изображением метания копья сохранилась только одна, датируемая концом V в. до н.э. (ABV 414). Платон отмечает, что Фемистокл воспитал своего сына Клеофанта отличным наездником и юноша прекрасно справлялся с трудными задачами — прямо стоял на коне и метал копье (Plat. Menon, 93d; ср.: Plut. Them. XXXII). Ксенофонт пишет, что метание копья с лошади проводилось в Ликее — эти занятия были необходимы для военной подготовки (Xen. Hipp. I. 21; 25). Среди обычных конных состязаний метание копья с лошади было менее престижным, что видно по наградам — 5 и 1 амфора для первого и второго места.

Помимо бега и пятиборья афиняне, особенно в классический период, прославились своими победами в борьбе, кулачном бою, панкратионе — в трех состязаниях, которые Павсаний называл «тяжелыми» (Paus. VI. 24. 1). Именно в них афиняне в VI—IV вв. до н.э. составили серьезную конкуренцию борцам Кротона и Спарты.

Борьба (pale) являлась одним из излюбленных видов спорта у греков. Многие мифологические герои — Геракл, Тезей, Пелей — не раз одерживали в ней победу. Борьба Одиссея и Аякса подробно описана у Гомера (Il. XXIII, 710—732). Борьба требовала от атлетов наибольшего напряжения. Борцы состязались на усыпанной песком площадке. Тела атлетов натирались маслом, что существенно затрудняло их действия. Побежденным признавался тот, кто трижды касался телом земли. В этом виде спорта кроме силы особенно ценились ловкость и изящество. Борцов, как и бегунов, делили по жребию на пары, и победитель выходил в следующий круг (Pind. Ol. VIII, 67—70).

Легендарный афинский герой Тезей научился борьбе у самой богини Афины, поэтому для афинян борьба считалась чуть ли не национальным видом спорта. В афинской чернофигурной вазописи сцены борьбы были одними из наиболее популярных начиная со второй половины VI в. до н.э., особенно сцены борьбы между Тезеем и Керкионом и между Гераклом и Антеем (Paus. I. 39. 3; Plut. Thes. 11. 1; 19. 7). В программу Олимпийских игр борьба была включена с 18 Олимпиады (708 г. до н.э.), а с 37-й (632 г. до н.э.) появилась борьба для мальчиков. На 81 Олимпиаде в этой возрастной категории победил афинянин ФРИНИХ (Moretti, N 275). Призовые панафинейские амфоры с изображением борцов датируются последней третью VI в. до н.э. На Панафинейских играх в борьбе состязались три возрастные группы (IG II2 2311, lin. 29, 44). Если

изображения борцов-мужчин известны c 540 г. до н.э., то изображения юношей и мальчиков появляются в V в. до н.э. В панафиней-ских призовых амфорах IV в. до н.э. показаны все три категории борцов. Победители получали призы: «мальчики» — 30 и 6 амфор за первое и второе место, «юноши» — 40 и 8 соответственно (IG II2 2311, lin. 33, 48).

В одах Пиндара упомянуты легендарные афинские тренеры Мелесий и Менандр. Тренер Мелесий I из Алопеки подготовил 30 победителей (Pind. Ol. VIII. 54—60; 66). Схолиаст Пиндара отмечает, что Мелесий был тренером афинян, выступавших в борьбе (Schol. Pind. Nem. 4.155a). VIII Олимпийская ода Пиндара посвящена АЛКИМЕДОНТУ из Эгины, его победе в борьбе среди «мальчиков» (460 г. до н.э.). Поэт отдает должное как подвигу атлета, так и мастерству его тренера — Мелесия из Афин (Ol. VIII. 56—59). В IV Немейской оде, посвященной еще одному ученику Мелесия — ТИМАСАРХУ из Эгины, Пиндар упоминает среди прочих и о его победе в Афинах (Nem. IV. 19). Ода написана около

473 г. до н.э., когда Тимасарх выступал на Немейских играх в категории «мальчиков», поэтому его афинская победа могла датироваться

474 г. до н.э. IX Олимпийская ода славит победу ЭФАРМОСТА из Опунта в борьбе (468 г. до н.э.), в том числе упоминая и о его победах на Истме и Немее, а также о его «детской победе» на афинских состязаниях (Ol. IX. 88). Так как в Олимпии Эфармост победил в категории «мужчин» (P. Oxy. 222), его афинская «детская» победа могла иметь место в 478 или 482 гг. до н.э. Идет ли здесь речь о Панафи-нейских играх — сказать сложно. Однако в X Немейской оде, по-священой ФЕЭЮ Аргосскому, сыну Гилия, в связи с его победой в борьбе в Аргосе, среди прочих упомянуты и две его победы в Афинах (Pind. Nem. X. 33—36). В этом случае речь определенно идет о Панафинейских играх, так как поэт говорит о награде Феэю оли-вовым маслом в расписных амфорах, т.е. о знаменитых панафи-нейских амфорах. Дата победы Феэя в Аргосе точно неизвестна — она колеблется от 464 до 444 г. до н.э. Кроме того, в оде не говорится, в какой возрастной группе Феэй был победителем в Афинах. Таким образом, панафинейская победа Феэя могла быть одержана как в 446, так и в 450 г. до н.э. Что касается афинян-панкратиастов, то в нашем распоряжении имеется лишь посвящение богам некоего КСЕНОКЛА, сделанное им в честь своей победы на Великих Панафинеях (около 350 г. до н.э.) в борьбе в категории «мальчиков» (IG II2 3131).

Некоторые афинские борцы V в. до н.э. упомянуты в диалоге Платона «Менон» (94с): ФУКИДИД, сын легендарного тренера Мелесия, и другие его сыновья — великие МЕЛЕСИЙ II и СТЕФАНИЙ; КСАНФИЙ и ЕВДОР, которые также были известны

как тренеры (Plat. Meno, 94c). Диоген Лаэртский упоминает афинского борца АРИСТОНА, который в конце V в. до н.э. прославился своими победами как на Олимпийских, так и на Истмийских и Пифийских играх (Diog. Laer. Vita Plat. 3.4). Едва ли такие борцы могли пропустить самый главный афинский праздник, каким были Великие Панафинеи.

Кулачный бой (pugme) по праву считался древнейшим видом соревнований. Согласно мифу, Аполлон победил в кулачном бою бога войны Ареса. «Грозой» кулачных бойцов в мифах считался Полидевк. На Олимпийских играх кулачный бой был введен с 23 Олимпиады (688 г. до н.э.). Руки спортсменов для увеличения силы удара по локоть обматывались кожаными ремнями, к которым позднее стали добавлять металлические шарики (Hom. Il. XXIII, 683—689). Удары наносились в основном по голове и верхней части тела, поэтому голову спортсмена покрывала бронзовая шапочка. Эти предосторожности защищали жизнь спортсмена, но от многочисленных травм спасти его не могли. Тема изуродованного кулачного бойца была одной из излюбленных в греческих эпиграммах.

Где только были в Элладе агоны кулачного боя, Всюду участвовал в них тотчас и я, Андролей. В Писе лишился я уха, без глаза остался в Платее, В Дельфах с арены меня замертво вынесли вон. Стали уже хлопотать мой отец, Дамотел и наш город, Чтобы хоть мертвым меня с места борьбы воротить.

(Ant. Pal. XI. 81. Пер. Л. Блуменау)

В отличие от современного бокса у греков не было ни ринга, ни ограничения боя по времени (раундов), поэтому поединок длился до тех пор, пока кто-либо из атлетов не признавал себя побежденным. Если противники оказывались равными по силе, единоборство могло затянуться на несколько часов. Кроме того, хотя на Олимпийских играх и существовало разделение кулачных бойцов по возрасту (с 632 г. до н.э. на 37 Олимпиаде был введен кулачный бой для «мальчиков»), классификация по весовым категориям отсутствовала.

Изображения боксеров в черно- и краснофигурной вазописи, включая и вазы панафинейского типа, а также протопанафине-ские амфоры относятся к последней четверти VI в. до н.э. Изображения юношей и мальчиков на панафинейских призовых вазах встречаются с конца VI в. до н.э. В призовых амфорах V—IV вв. до н.э. показаны все три возрастные категории кулачных бойцов. Призами у «мальчиков» были 30 и 6 амфор за первое и второе место, а у «юношей» — 40 и 8 амфор соответственно (IG II2 2311, lin. 33—35, 45—47).

VII Олимпийская ода Пиндара написана на победу в кулачном бою в категории «мужчин» великого ДИАГОРА Родосского (464 г. до н.э.), который уже ранее победил два раза на Родосе, четыре — на Истме, один — на Немеях и один раз в Афинах (Pind. Ol. VII. 82). Возможно, речь шла о Панафинеях, так как афинская победа упоминается в одном ряду с Панэллинскими играми. Только Па-нафинеи из всех афинских праздников могли претендовать на это сравнение. Панафинейская победа Диагора могла быть одержана в 466 г. до н.э., т.е. двумя годами ранее его Олимпийской победы (Schol. Pind. Ol. VII. 82). Также одним из возможных победителей на Панафинеях был афинянин ЕВРИПИД, сын Мнесархида I, выигравший в 470 г. до н.э. или в кулачном бою, или в панкратионе (Philochorus FGrH 328 F21) на местных аттических играх — Тезеях или Элевсиниях. Авл Геллий отмечал, что Еврипид был первым таким победителем (N.A. XV 20).

Панкратион (pankration) по праву считался одним из самых сложных и жестких состязаний, состоящих из сочетания элементов борьбы и кулачного боя. Время борьбы в панкратии не было ограничено и длилось, пока один из участников не признавал себя побежденным. Дозволялось выкручивать противнику руки, ломать пальцы, однако нельзя было кусаться и бить противника по глазам. Участники панкратия часто бывали сильно искалечены, что хорошо видно по вазописи и по статуям панкратиастов.

Из трех «тяжелых» состязаний наибольшей удачей на Олимпийских играх пользовались афинские панкратиасты. В программу Олимпийских игр панкратион был включен с 648 г. до н.э., но для «мальчиков» это состязание было введено только с 200 г. до н.э. Среди афинских борцов популярность панкратиона была высока, чему в немалой степени способствовали заслуги Мелесия и Менандра. На 36 Олимпиаде победителем в этом виде стал афинянин ФРИНОН (Moretti, N 58), на 77-й — КАЛЛИЙ, сын Дидима (из рода Кериков) (Moretti, N 228), на 80 Олимпиаде — ТИМО-ДЕМ, сын Тимона (Moretti, N 262).

Пиндар в IV и VI Немейских одах пишет о МЕЛЕСИИ как о победителе в борьбе на Немейских играх среди «мальчиков», а позднее в категории «мужчин» в панкратионе (Pind. Ol. VIII. 64—67). Имя афинского борца и панкратиаста МЕНАНДРА упоминается в V Немейской оде Пиндара (47—49) и в XIII оде Вакхилида (190—198) в связи с победой его ученика ПИФЕЯ Эгинского. Пиндар особо отмечает, что победы самого Менандра и его учеников освящены божественным духом Афины. Можно говорить о создании целой школы панкратиастов в Афинах, что привело к включению в программу Великих Панафиней панкратиона для всех трех возрастных категорий спортсменов. Панафинейские призовые амфоры с изо-

2 ВМУ, история, № 6 17

бражением панкратиастов относятся к концу VI в. до н.э. Панкра-тион для «юношей» был известен уже с конца V в. до н.э., а для «мальчиков» — с IV в. до н.э. (IG II2 2311, lin. 35, 49). Наградами победителю в панафинейском панкратионе в категории «мальчиков» были 40 призовых амфор и 8 амфор занявшему второе место, тогда как в категории «юношей» — 50 и 10 амфор соответственно. Таким образом, панкратиасты по количеству наградных амфор шли на втором месте после победителей в беге. Из трех «тяжелых» состязаний им доставались самые большие призовые.

Из афинских победителей в панкратионе на Панафинеях мы определенно можем говорить о двоих. Самый знаменитый атлет Афин, единственный афинский периодоник11 доэллинистического времени КАЛЛИЙ, сын Дидима, был победителем в панкратионе на Олимпийских играх в 472 г. до н.э. Свою олимпийскую победу он отметил посвящением богам на Акрополе (IG I2 606), в котором были перечислены все его прочие заслуги — пять раз он был героем на Истмийских играх, четыре раза на Немейских, два в Дельфах и один на Панафинеях. Хронология его побед нам неизвестна. Псевдо-Андокид указывает, что Каллий был подвергнут остракизму около 450 г. до н.э. (Ps. Andoc. IV 32). Афинская победа Каллия могла быть в 474 или 470 г. до н.э. Поскольку панкратион для «мальчиков» на Олимпийских играх появился с 200 г. до н.э., то очевидно, что Каллий стал олимпиоником, уже перейдя во взрослую категорию (Paus. V 8. 11). Еще один известный афинский панкратиаст АВТОЛИК, сын Ликона, был победителем Панафиней в категории «юноши». Ксенофонт, говоря об Автолике, отмечает его красоту, доброту и хороший характер (Xen. Symp. I. 2. 8—9). Афиней, цитирующий Ксенофонта, добавляет, что Каллий III устроил пир в честь победы своего любимца Автолика, которая датируется 421 г. до н.э. (год архонтства Аристиона) (Ath. 5. 187f). В этом же году автор комедий Эвполид поставил свою пьесу «Автолик», где высмеял победу последнего (Ath. 5. 216d). Однако победа Автолика вполне могла быть датирована и 422 г. до н.э. — годом Великих Панафиней.

Из прочих афинских панкратиастов известны ДИОФАНТ I, сын Эмпедокла I, юный победитель, выигравший на Истмийских играх в 430 г. до н.э. (IG II2 3125); ДИОФАНТ II, сын Эмпедокла II (370—360 гг. до н.э.), «мальчиком» одержавший победу на Истмий-ских играх (Ebert, 133, N 40); знаменитый панкратиаст ГЕРМО-ЛИК I, сын Евфена (480-е гг.), статуя которого была возведена на Акрополе (Paus. I. 23. 10. Herod. IX. 105). Панкратиасту ТИМОДЕ-МУ I, сыну Тимона из аттического дема Ахарны (460-е гг. до н.э.), посвящена II Немейская ода Пиндара. В схолиях к ней добавляется,

11 Периодоник — спортсмен, одержавший победы на всех Панэллинских играх в течение одного олимпийского цикла.

что он был победителем в Олимпии после своей немейской победы (Moretti, N 262). Пиндар отмечает, что Тимодем принадлежал к семье победителей, члены которой «...ко славе священных великих Афин» получали венки четыре раза на Пифийских играх, восемь раз на Истмийских, семь раз на Немейских и бессчетное количество раз на афинских празднествах (Nem. II, 16—24), в числе которых, несомненно, были и Панафинеи. Таким образом, сложившаяся в VI в. до н.э. школа панкратиастов благодаря великим тренерам Мелесию и Менандру дала прекрасные плоды. В V в. до н.э. афинские панкратиасты побеждали на всех Панэллинских играх, а также на местных, аттических, среди которых главными были Панафинеи.

Множество венков с Панэллинских игр привезли в Афины герои конных скачек и ристаний колесниц. Эти виды состязаний также прославили многих афинян. Участие в состязании колесниц, самом древнем и самом дорогостоящем виде спорта, было важнейшим признаком принадлежности к аристократии. Первым афинянином, победившим в престижном состязании колесниц, запряженных четверкой лошадей, на 47 Олимпиаде (592 г. до н.э.), был АЛКМЕОН, сын Мегалкла (из рода Алкмеонидов) (Moretti, N 68). Вслед за ним на 54 Олимпиаде (564 г. до н.э.) «двойную» победу (в состязании колесниц и в скачках) одержал КАЛЛИЙ, сын Фениппа из рода Кериков (Moretti, N 103). Внук Каллия КАЛЛИЙ, сын Гиппоника, одержал три победы в состязаниях колесниц — на 70, 71 и 72 Олимпиадах (500, 496 и 492 гг. до н.э.) (Moretti, N 164, 169, 176). Род Фи-лаидов в Олимпии на состязании колесниц, запряженных четверкой лошадей, прославили МИЛЬТИАД, сын Кипсела (55 Олимпиада) (Moretti, N 106), и КИМОН, сын Стесагора, одержавший победу трижды — на 61, 62 и 63 Олимпиадах (536, 532 и 528 гг. до н.э.) (Moretti, N 120, 124, 127). На 86 Олимпиаде (436 г. до н.э.) в состязаниях колесниц победил МЕГАКЛ, сын Мегакла (род Алкмеонидов) (Moretti, N 320), а в 416 г. до н.э. на 91 Олимпиаде своей легендарной «тройной» победой отличился АЛКИВИАД, сын Кления из рода Саламиниев (Moretti, N 345).

Конные состязания в Афинах проводились на ипподроме в юго-западной части города, возможно, в районе Нового Фалерона (Xen. Hipp. III. 10—13). О победах на ристаниях колесниц на Панафи-неях в первой половине V в. до н.э. нам сообщает Пиндар. В IV Ист-мийской оде, посвященной победе МЕЛИССА из Фив, упомянута и его победа в Афинах (Pind. Istm. IV. 20), а во II Истмийской оде, славящей КСЕНОКРАТА из Акраганта, также речь идет об афинской победе (Pind. Istm. II. 18—22). Победа Ксенократа на Панафи-неях могла иметь место около 470 г. до н.э. Если же говорить об афинянах, выигравших на панафинейском ипподроме состязание

колесниц запряженных четверкой лошадей, то следует упомянуть в первую очередь АЛКМЕОНИДА I, сына Алкмеона I, победа которого на Великих Панафинеях предположительно датируется 546 г до н.э. (IG I2 472). Также стоит упомянуть и о посвящении богам (около 450—440 гг. до н.э.) на цоколе бронзовой колесницы на Акрополе афинянина ПРОНАПА, сына Пронапида, которая была поставлена в честь его победы на квадриге в Немее, Истме и на Панафинеях (IG II2 3123). К 416 г. до н.э. относится и знаменитая «тройная» победа АЛКИВИАДА на Олимпийских играх (Thuc. VI. 16. 2; Plut. Alc. 11; Isocr. XVI. 34). Эпиграфические данные дают нам возможность предположить, что Алкивиад побеждал и на Панафинеях. Ему приписывается фрагмент рельефа, на котором изображен возница, погоняющий четырех лошадей по направлению к Афине, тогда как богиня Ника летит над ним с венком (British School at Athens, Athens, S 24 + Britisc Museum, London, 814). Рельеф датируется 420—410 гг. до н.э. и, возможно, является посвящением Алки-виада в честь его панафинейской победы.

Помимо бега колесниц, запряженных четверкой лошадей, популярным было также соревнование колесниц, запряженных парой (синорида). На 107 Олимпиаде (352 г. до н.э.) в синориде победил афинянин ТИМОКРАТ, сын Антифона (Moretti, N 440). Призовые панафинейские амфоры с изображением синориды относятся к концу VI в. до н.э. Некий афинянин, сын Промаха из Элевсин, поставил посвещение богам в честь своей победы в синориде на Великих Панафинеях и предположительно на Элевсиниях в середине IV в. до н.э. (IG II2 3126).

В конных скачках на 113 Олимпиаде (328 г. до н.э.) победил афинянин ДЕМАД, сын Демея (Moretti, N 467). Наиболее ранние призовые панафинейские амфоры с изображением конных скачек относятся к последней четверти VI в. до н.э. На чернофигурной вазе панафинейского типа (ок. 525 г. до н.э.) изображена победа афинянина ДИНЕЙКЕТА в конных скачках (Beazley AbV 307, N 59).

Специфическим конным состязанием на Панафинеях был агон апобатов, в котором принимали участие только афиняне. Панафи-нейских призовых амфор с изображением этого состязания нет, и в призовом панфинейском списке середины IV в. до н.э. оно не упоминается. Однако известна мраморная база с рельефным изображением апобатов на Агоре — посвящение афинянина КРАТЕСА в честь его панафинейской победы (начало IV в. до н.э.) (Agora Mus. S. 399. Inv. N 8114). Из индивидуальных победителей Плутарх упоминает ФОКА, сына Фокиона (Plut. Phoc. 20.1), победа которого датируется 320 г. до н.э.

Таким образом, лучшие спортсмены Афин в течение VI—IV вв. до н.э. своими победами как на родине, так и на других Панэллин-

ских играх, утверждали силу и могущество афинского полиса и его богини-покровительницы. Состязаясь друг с другом на стадионах и ипподромах, они мечтали сравняться со славой легендарных мифологических героев и сложить к ногам Афины свои победы. Особое значение эти победы приобрели с 454 г. до н.э., когда Великие Панафинеи стали символизировать единство Афин и их союзников.

Список литературы

1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 199S.

2. Гвоздева Т. Б. Культ огня на Великих Панафинеях II Вестн. Моск. ун-та. Сер. S. История. 2002. № 5.

3. Гвоздева Т.Б. Факельный бег на панафинейском празднике || Tруды I Межвузовской конференции молодых ученых памяти проф. В.Ф. Семенова 2002 г. (Древний мир). М., 2002.

4. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 19б1.

5. Ebert J. Griechische Epigramme auf Sieger au gymnischen und hippischen Agonen. Leipzig, 1972.

6. Kyle D.G. Athletics in Ancient Athens. Leiden, 19S7.

7. Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olympici. Roma, 1957.

S. Raubitschek E. Leagros || Hesperia. 1939. N S.

9. Shear T.L. The Athenian Agora: Excavations of 1973—74 || Hesperia. 1975. N 44.

Поступила в редакцию 10.12.200S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.