Научная статья на тему 'ПО СЛЕДАМ ЗУБРА (ИЗ КНИГИ ИВАНА СТЕПАНОВИЧА ТЕРЕШКИНА «У СЕБЯ ДОМА: ИЗ ЗАПИСОК БИОЛОГА»)'

ПО СЛЕДАМ ЗУБРА (ИЗ КНИГИ ИВАНА СТЕПАНОВИЧА ТЕРЕШКИНА «У СЕБЯ ДОМА: ИЗ ЗАПИСОК БИОЛОГА») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУБРЫ / ТУРНИР / ЗУБРИНОЕ СТАДО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терешкин И. С.

Статья из книги Ивана Степановича Терешкина «У себя дома: Из записок биолога»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО СЛЕДАМ ЗУБРА (ИЗ КНИГИ ИВАНА СТЕПАНОВИЧА ТЕРЕШКИНА «У СЕБЯ ДОМА: ИЗ ЗАПИСОК БИОЛОГА»)»

ЗУБРЫ РОССИИ

По следам зубра

(из книги Ивана Степановича Терешкина «У себя дома: Из записок биолога»)

В то время, когда зубрицы мирно паслись на поляне среди роскошной дубравы, два быка — два беловежских зубра — сошлись у пересыхающей, затерявшейся среди травы лесной речушки. И, хотя воды в речке действительно было мало и, может быть, обоим зубрам хотелось пить, всё же причиной разыгравшегося здесь конфликта была иная жажда.

Предводителем в зубровом стаде всегда является самка, разумеется, самая сильная и агрессивная. Но вот наступает август, и в стаде занимает своё место согласно «штатному расписанию» ещё один хозяин мужского пола. В данном случае им был девятилетний зубр. Сила и красота слились в этом могучем теле под светло-шоколадной, пышной и слегка курчавой шерстью. Второй зубр — моложе, несколько подвижней, немного темнее окраской, со следами юношеского экстерьера, но теперь уже взматеревший, также начинал чувствовать себя не лишним в стаде.

В стаде может остаться только сильный.

Турнир длился долго. Иногда казалось, что зубрам совсем не хочется драться. Может быть, и так. Может быть, старший из них ждал, что противник поймёт, с кем имеет дело, и уйдёт добровольно. Иногда же страшная сила пробуждалась с обеих сторон. И пожалуй, что совсем не странно, в глазах соперников не было и тени ненависти. Ведь это же не вражда. Это всего лишь испытание силы. Старший как будто испытывал, что может выжать из себя подрастающий и претендующий на первенство соперник. Но вот соперник споткнулся, упал на колени, и в этот момент тяжёлый удар слева в рёбра решил исход поединка самых сильных обитателей нашего леса.

Побеждённый медленно шёл к воде. Жадными глотками осушал пересыхающую речку. Не взглянув на стадо, медленно скрылся в серых ивняках.

Рано посыпался лист этим летом. Лес светлел, а зубра никто не видел. Проходила осень. Можно было лишь догадываться: далеко ушёл, застрелили браконьеры. А может быть, «пал от травмы, нанесённой другим зубром». Такие обоснованные ветеринарные заключения знакомы нам.

Всякое может случиться...

Случилось так, что с первым же снегом, с первого дня и с первого маршрута мы обнаружили следы зубра-отшельника. Прошедшей ночью он кормился у стога сена. От стога следы повели в дубраву. Здесь было тихо и уютно. Ажурные ветки подлеска, украшенные снежными гирляндами, казались невесомыми рядом с тёмными массивными стволами дубов-бородачей. На снегу бесчисленное множество копытец и копыт. А следы зубра как-то одиноко, особняком пересекали эту пестроту белого ковра, шаг за шагом ходили в пойму...

Здесь не хочется говорить о древности. Может быть, уж не такая это древность, когда памятники её живут и сейчас — живут триста, четыреста лет. В их стволах зияют огромные дупла, их сердцевину крошат пушистые куницы да летучие мыши, а они растут, глушат пробегающие ветры в своих необъятных кронах, они живут... Что-то дикое, непри-

ступное видел в них человек. А щепки всё же летели. Теперь, в наши дни, «сочувственно воспевают лирики трезвон давно умолкшего ручья».

А зубр лежал и спал под кровом вековых дубрав. Казалось, что он наконец нашёл такую обитель, где можно спокойно отдохнуть.

Осторожность не оставляет зверя в любой обители, зубра — тем более. А что же теперь? Ведь на воле и возрождённый человеком зубр дик и осторожен! Возрождённый... А ведь всего сорок с небольшим лет назад (Иван Степанович Терешкин написал этот рассказ в 1980-е годы) последний дикий зубр, может быть, вот так же спал в кавказских дебрях, но человек поднял ружьё и выстрелил...

Будто также вспомнив печальную историческую достоверность, наш зубр прямо с лежачего положения метнулся пятиметровым прыжком через валежины, и бурая пятидеся-типудовая громада исчезла. Сразу же стало ясно, что на этот раз травма, нанесённая ему, была лишь моральной.

Через три дня зубр вернулся в стадо.

Терешкин И. У себя дома: Из записок биолога. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1985. С. 29-32

21

Мордовский заповедник, № 20,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.