Научная статья на тему 'МОРДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

МОРДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / АККЛИМАТИЗИРОВАННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терешкина Любовь Валентиновна

Это отрывок статьи из сборника «Заповедники в Великую Отечественную войну (1941-1945)»: сб. материалов /отв. ред. А.А. Власов. Курск, 2005. 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

75 ЛЕТ ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Мордовский заповедник в годы Великой Отечественной войны

Любовь Валентиновна ТЕРЕШКИНА

Впервые же дни войны в Мордовский, как и во многие другие заповедники, приходит циркуляр Комитета по заповедникам, эвакуированного в г. Астрахань, о строгом соблюдении светомаскировки и сокращении штатов. Начинается мобилизация в ряды Красной Армии. Первыми, уже 24 июня 1941 года, уходят на фронт механизаторы — шофёры Зубрилин Василий Семёнович и Фролов Василий Ильич. Далее, вплоть до середины 1943 года, призыв работников заповедника в армию становится регулярным.

В сентябре 1941 года в Мордовском заповеднике прошло большое сокращение штатов, которое коснулось всех его структурных подразделений. Один за другим уходили защищать Родину лесные наблюдатели. Становилось обычным делом, что в замену ушедшим на службу по охране заповедных лесов вставали женщины, как правило, жёны воюющих охранников. А чуть позднее эстафету у матерей принимают подрастающие дети. Тринадцатилетним мальчиком в феврале 1943 года принимает обход Алексей Васильевич Владимиров, вся трудовая биография которого и в последующем неразрывно связана с охраной леса Мордовского заповедника.

С уходом на фронт зоологов совершенно безнадзорными остались завезённые животные. Ответственной за проведение акклиматизаци-онно-биотехнических мероприятий с 1 июля 1942 года назначается бывший охотовед Надежда Иосифовна Ивановская. Ей же поручено выполнение зимнего учёта диких животных. С первыхлет военного периода начинается выпуск акклиматизантов на вольное содержание. В 1941 году выпущены все маралы, в феврале 1942 года — 37 голов пятнистых оленей, а в июле 1944 года — последняя партия пятнистых оленей в 25 голов.

Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Сми-довича во время Великой Отечественной находился в глубоком тылу. Поэтому сюда с самого начала войны проходила эвакуация из других заповедников, расположенных в зоне фашистской оккупации, например, уже в ноябре 1941 года сюда переместилась лаборатория криптогамии Центрально-Лесного заповедника. Одним из основных видов деятельности этой лаборатории была работа по выявлению видов грибов, образующих пенициллин и другие антибиотики.

В середине августа 1942 года Мордовский заповедник принимает ценности Воронежского заповедника.

В Мордовском заповеднике с самого начала войны проводилась обучение населения противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО). Кроме основной работы, все работники заповедника обязаны были посещать кружок ПВХО, созданный 25 июля 1941 года. Занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа. По окончании курса сдавали экзамены. С 20 ноября 1942 года ор-

ганизовано повторное, более строгое и полное обучение по ПВХО с соблюдением всех мероприятий и правил. При Управлении заповедника была создана группа самозащиты, состоящая из трёх звеньев: пожарного, санитарно-химического и третьего звена по разведке, связи, наблюдению и охране порядка. Из числа женщин, сотрудниц заповедника, назначены командиры каждого звена, начальником группы стал заместитель директора Лифанов.

В период военного времени особое значение в Мордовском заповеднике придавалось делу заготовки лекарственных растений, грибов и ягод для фронта. Только в 1941 году было собрано 237 кг сухих листьев ландыша, 60 кг листьев крапивы, 23,8 кг корней чемерицы. Различных грибов отправлено 8 тонн, ягод разных — 1 тонна и 2,5 центнера, конечно, в сушёном виде. Чтобы справиться с таким объёмом работ, ежегодно принимались сезонные рабочие и инструктор по сбору лекарственных растений.

Не случайно в заповеднике велись научные изыскания по максималь-

ной гуттаперченосности бересклета. Встретить куст бересклета в лесу было большой радостью, особенно если он с достаточно мощным корнем. Каждому лесному наблюдателю, как в окружающих лесхозах, так и в заповеднике было дано задание по сбору коры бересклета. Из гутты бересклета, упругого, сходного с каучуком вещества, создавалась резина самого высокого качества, которая шла на авиационные покрышки и противогазы.

Одновременно с учётом бересклета проводился учёт спецдревесины. Из мордовских лесов поступала авиационная древесина лучшего качества, пиловочный кряж, древесина для рудничных стоек, понтон и шпал. Масштабы рубок в заповеднике в годы войны впечатляют. Вырублено 196320 кубометров сухостойной древесины и 17588 — сырорасту-щей, в общем объёме — 213908 кубометров. Но и эти данные занижены. В Летописи природы за военные годы отсутствуют данные за 1943 год, когда рубки проводились без какого-либо учёта. Рекордным по рубкам, по имеющимся данным, оказался 1944 год, тогда было заготовлено 70700 кубометров сухостойной древесины и большая часть из приведённого выше объёма сырорастущего леса — 17292 кубометра. Раны, нанесённые войной природе заповедника, огромны. Следы этих ран мы ощущали не раз, изучая сукцессионные процессы растительного покрова на территории заповедника.

Попутно со сбором лекарственных трав и коры бересклета заготавливались в годы войны семена хвойных и лиственных деревьев. Часто эта работа поручалась шести-семилетним детям военного времени, которые были первыми помощниками отцам и матерям, лесонаблюдателям на лесных глухих кордонах. Они же старались надрать побольше корья бересклета, сдирая в кровь ноготки на руках. Наибольший показатель по территории заповедника по сбору семян опять же выпадает на самый результативный по всем данным 1941 год, когда было собрано 62,7 кг семян хвойных деревьев и 3 кг лиственных. Закладка питомников, посадка лесокультур и уход за ними в военные годы не прекращались. За весь этот период по старым гарям и вырубкам посажено в заповеднике 713,5 га сосны. А кроме сосны, но

значительно меньшими площадями, закладывались питомники и берёзы, и дуба, и даже яблони дикой.

Огромный объём работ выполнен по биотехническим мероприятиям. В 1941 году для зимней подкормки ак-климатизантов заготовлено 81,8 тонн сена, т.е. 27 стогов, и 23 тысячи веников, устроено 2 новых и возобновлено 18 старых солонцов. В 1942 году объём заготовок чуть меньше — 56 тонн сена и 10 тысяч веников, но прочищены в снегу тропы для копытных к стогу, что, естественно, только вручную. Далее, по мере выпуска завезённых животных на вольное содержание, заготовки велись по убывающей и самое меньшее количество в 1945 году — 4,4 тонны сена и 2 тысячи веников, что тоже, однако, не мало. Но и этого на прокорм оленям и маралам не доставало. В 1943 году свалено 24 дерева, скорее всего осины, для подкормки копытных в зимнее время.

Большим бедствием для привезённых животных были волки. Во время войны число набегов хищников резко увеличилось. Борьба с волком велась постоянно. Облавы проводились обычно по белой тропе, обкладывая хищников флажками. Бригаду охотников возглавлял или главный лесничий Валентин Васильевич Кожевников, или сам директор Георгий Васильевич Бакусов. Всего за военное пятилетие уничтожено 29 волков.

Участились в военное время также и случаи браконьерства, что стало прямым следствием ослабления охраны заповедника. В дремучих лесах заповедника скрывались дезертиры, окапываясь в землянках. Они же были первейшими браконьерами. Старались справляться и с этим злом. В июле 1942 года отличился на этом поприще лесничий Борового участка Нуворьев Григорий Степанович, задержав и доставив в отделение милиции дезертира.

В 1943 году ещё продолжалась мобилизация. Последней, в октябре 1943 года, уходит на фронт ботаник заповедника Наталья Владимировна Савинская. После войны она в заповедник не вернулась и работала в Московском НИИ картофелеводства.

С 1944 года начинают возвращаться израненные лесные наблюдатели заповедника. Многие из них получили такие тяжёлые ранения, что уже не могли возобновить свою преж-

нюю работу. Однако, большая часть лесных наблюдателей стала приходить только после победы — 23 мая вернулся Пётр Павлович Веряскин, в октябре Афонин Иван Григорьевич и Якуничкин Кирилл Николаевич. Какими они были, первые наблюдатели заповедника — Афонин Иван Григорьевич, Кривов Сергей Васильевич, Баклашов Дмитрий Степанович и многие другие, как берегли, знали и любили природу! Их именами названы урочища в заповеднике, почти о каждом из них можно написать целую повесть.

6 октября 1944 года вернулся с фронта самый первый зоолог заповедника Николай Игнатьевич Корчагин, но теперь уже он назначается на должность заместителя директора, и в его обязанности входит в основном круг хозяйственно-административных проблем. Заведующим научной частью с июля 1944 года становится кандидат биологических наук Леонид Владимирович Шапошников.

Выполнение научно-исследовательских работ в Мордовском заповеднике в военное лихолетье не прекращалось ни на один год. В отличие от лет «перестройки», постоянно поступала научная периодика. За военные годы насчитывается 15 наименований научной периодической литературы. Даже в самый тяжёлый во всех отношениях 1942 год в заповедник поступает «Зоологический журнал» и «Успехи современной биологии».

В конце войны научная деятельность в заповеднике заметно активизируется. В мае 1944 года проходит защита докторской диссертации Владимира Яковлевича Частухина. Летом 1944 года заповедник посещает профессор Александр Николаевич Формозов с группой студентов. Но настоящий прорыв, подъём научно-исследовательской работы приходится на победный 1945 год. За один год выполнено 23 работы. Такой результативности не отмечалось в Мордовском заповеднике ни до, ни после этого судьбоносного года. Основная часть всех этих работ зоологической тематики. Это был «золотой век» зоологии в Мордовском заповеднике.

Более подробная статья опубликована в сборнике Заповедники в Великую Отечественную войну (1941-1945): сб. материалов /отв. ред. А.А. Власов. Курск, 2005.88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.