© Млечко А.В., Шильникова О.Г., 2012
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
ПО СЛЕДАМ ВРЕМЕНИ. К 75-ЛЕТИЮ В.Б. СМИРНОВА
13 апреля 2012 года исполнилось 75 лет одному из основателей филологического факультета Волгоградского государственного университета, доктору филологических наук, профессору кафедры журналистики ВолГУ, действительному члену Академии гуманитарных наук (Санкт-Петербург) и Академии наук Региональной печати России (Воронеж), заслуженному работнику высшей школы РФ Виталию Борисовичу Смирнову. За свою научную и преподавательскую карьеру он опубликовал 12 монографий и свыше 350 научных и литературно-критических статей по истории отечественной журналистики и русской литературы Х1Х-ХХ веков.
Одной из важнейших научных заслуг В.Б. Смирнова является разработка нового методологического подхода, который сам ученый терминологически обозначил как историколитературное («стыковое») изучение журналистики. Он базируется на представлении о реально существующей общности литературной журналистики и художественного творчества, а также стремится учитывать специфику журнала как единого в программном и организационном отношении печатного органа, преследующего свои конкретные прагматические цели и подчиняющегося общим для печатных СМИ закономерностям функционирования. Наиболее четко эти новые методологические принципы В.Б. Смирнов сформулировал в кни-
гах «Ф.М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов» (1996) и «Отечественные записки» и русская литература 70-80-х годов XIX века» (1998).
В этих исследованиях ученый совершенно справедливо полагал, что в историко-литературных исследованиях журналистики необходимо учитывать, что, появившись в журнале, любой материал не теряет своих отличительных сущностных свойств (родовых, жанровых, проблемно-тематических), но одновременно становится и фактом журналистики, встроенным в систему СМИ. В результате запускается механизм своеобразной качественной коннотации, что находит выражение в двух основных тенденциях. Во-первых, явление приобретает качества массовых коммуникаций, «важнейшей чертой которых является открытая и неразрывная связь с актуальнейшими социально-политическими проблемами общества» [1, с. 9]. Во-вторых, «необходимость массового идеологического воздействия, выработка психологических и «поведенческих» стереотипов в сознании читателя, в особенности в журналах, характеризующихся цельностью направления, приводит к неизбежной стилевой унификации творчества писателей, сотрудничавших в журнале, к определенному стиранию индивидуальных различий (на базе идейной общности)» [2, с. 8]. При этом принципиально иными должны стать критерии
исследовательской оценки эстетической, познавательной, пропагандистской значимости помещаемых на журнальных страницах произведений. Оценка любого художественного явления, по мнению В.Б. Смирнова, должна «вытекать из функций журналистики и специфики журналистского труда с его установкой на выработку общественного сознания, с его оперативностью литературного отклика, стереотипизацией форм и средств эстетического воздействия» [2, с. 10].
И, наконец, в процессе исследования конкретных журналов был отточен методологический инструментарий, адекватный заявленным задачам и принципам историко-литературного метода изучения журналистики. Эффективная практическая реализация нового на тот момент научного направления стала возможна во многом благодаря введению в качестве операционных гносеологических категорий таких ключевых дефиниций, как «литературная политика» и «журнальный контекст».
Новый шаг в понимании последней категории был сделан В.Б. Смирновым, обратившим внимание, что под влиянием контекста происходит не просто суммарное приращение смысла за счет других материалов, но контекст провоцирует возникновение у журнальных публикаций принципиально новых смысловых оттенков. Под журнальным контекстом он понимает некую общую для всех материалов номера (и шире - для конкретного журнала в целом) идейно-тематическую близость, которая рождает новые «межтекстовые идейные и эстетические взаимоотношения» [там же, с. 12] и придает всем публикациям дополнительный публицистический смысл, «заставляя произведение звучать в унисон с насущными потребностями времени» [1, с. 10]. А основой такого единства является общая программа и проводимая изданием политика. «...Когда историк литературы исследует произведение в журнальном контексте, он воскрешает его “внутреннюю форму”, его... идейно-художественную “этимологию”, его первосмысл, оживляя все идейное богатство и многообразие связей с общественно-литературной борьбой, поскольку и автор ориентируется и произведение сориентировано на тот семиотический код, который в органе с последовательным
направлением складывается в процессе его существования» [1, с. 10].
Рассматривая практическое преломление указанных методологических принципов, В.Б. Смирнов конкретизировал их относительно различных структурных уровней журнала. В процессе исследования художественного текста в журнале вначале необходимо выявлять «соответствие идейно-художественного состава произведения тому кругу социальных, политических, философских, этических и эстетических проблем, которые разрабатываются журналом», - считает В.Б. Смирнов [2, с. 7]. Следующий этап предполагает установление «отношений, взаимовлияния между журнальными текстами», «межтекстовых идейных и эстетических взаимоотношений» [там же, с. 12]. Комплекс выявленных идей и отношений становится эмпирической базой, позволяющей реконструировать ту общую модель литературно-художественного развития, которую репрезентирует для своей аудитории и отстаивает издание, то есть позволяет прийти к аргументированному выводу о направлении журнала. В таком случае литературная политика, которую В.Б. Смирнов определяет как «процесс реализации журналом в тот или иной период своей идейно-художественной программы», как «социальное “поведение” журнала в литературном процессе» [2, с. 8], предстает в качестве механизма проведения, отстаивания изданием своего направления.
О научной продуктивности разработанной В.Б. Смирновым методологии говорит не только ее признание научным сообществом, но и ее продолжение в исследованиях многочисленных учеников и последователей ученого - в рамках данной научной парадигмы под руководством В.Б. Смирнова были защищены 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций.
Нельзя не отметить, что научно-исследовательскую деятельность В.Б. Смирнов всегда успешно и органично сочетал с литературно-критической и даже этнографической. Как критик и историк отечественной литературы и культуры он активно выступал на страницах таких журналов, как «Русская литература», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Филологические науки», «Литература в школе», «Наш современник», «Дружба народов», «Октябрь», «Юность», «Волга»,
136
А.В. Млечко, О.Г. Шильникова. По следам времени. К 75-летию В.Б. Смирнова
«Урал», «Новый мир», «Отчий край». О последнем журнале хотелось бы сказать особо. Член Союза писателей и Союза журналистов России, В.Б. Смирнов уже четверть века возглавляет литературно-художественный журнал «Отчий край», являющийся, бесспорно, крупнейшим изданием нашего региона. На его страницах публикуются уникальные историко-литературные и этнографические материалы, воссоздающие неповторимый культурный облик родного края.
На протяжении многих лет В.Б. Смирнов успешно руководил кафедрами русской и зарубежной литературы, литературы и журналистики, а с 2000 года - журналистики. За годы работы в Волгоградском государственном университете он по праву завоевал непре-
рекаемый авторитет и уважение коллег и студентов. «По следам времени» - так называется одна из самых крупных работ ученого. И мы уверены: по пути, проложенному
В.Б. Смирновым, пройдет не одно поколение его достойных учеников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнов, В. Б. Ф. М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов / В. Б. Смирнов. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1996. - 126 с.
2. Смирнов, В. Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80-х годов XIX века / В. Б. Смирнов. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1998. - 264 с.
А.В. Млечко, О.Г. Шильникова