Научная статья на тему 'ПО ПУТИ К НОВОМУ ИНТЕРНАЦИОНАЛУ? ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА (Реферат)'

ПО ПУТИ К НОВОМУ ИНТЕРНАЦИОНАЛУ? ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА (Реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПУТИ К НОВОМУ ИНТЕРНАЦИОНАЛУ? ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА (Реферат)»

Кратке М.Р.

ПО ПУТИ К НОВОМУ ИНТЕРНАЦИОНАЛУ?

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА (Реферат)

Kratke M.R.

Towards another International? Transnational social movement against global capitalism. - Mode of access: http://www.iisg.nl/research/kratke.doc.

Автор - экономист из Амстердамского университета, анализирует современное антиглобалистское движение с точки зрения возможности его трансформации в новый Интернационал.

По мнению влиятельных журналов и газет, таких как «Economist» или «Financial Times», современная борьба против глобализации является чуть ли не борьбой с капитализмом. Однако «новые» социальные движения никогда не были ни социалистическими, ни коммунистическими по своей сути, считает автор. Современные участники движения скорее выступают с позиций моральной и политической критики глобального капитализма, против засилья ТНК и мощи финансового капитала, в защиту жертв глобализации, чем проповедуют создание нового общества. И если в риторике антиглобалистов встречается упоминание об антикапитализме или антиимпериализме, то эти идеи скорее напоминают взгляды, характерные для ранних социалистических движений.

Предметом критики современных антиглобалистов является не капитализм, в том числе и глобальный, но пагубная политика или ошибочные

стратегии развития, такие как дерегулирование экономики и либерализация валютно-финансовой сферы, приведшие к доминированию финансовых рынков и капитала в современной мировой экономике.

Антиглобалистское движение не лишено и элементов утопизма с их видением «лучшего светлого справедливого мира и мира во всем мире в будущем». И хотя некоторые модели будущего мира содержат идеи местного самоуправления как средства борьбы против всепоглощающей логики неолиберального экономического развития, в целом движение не предложило пока никакой альтернативы существующей системе. Риторика идеологов движения насквозь пропитана идеями «неприятия диктатуры иностранного или глобального капитала» и «справедливости» в экономической сфере. Этим, в частности, объясняется, что значительная часть движения предпочитает именоваться «движением за глобальную справедливость» (social justice movement).

В сравнении с интернационалами, существовавшими в истории рабочего движения, новое антиглобалистское движение более широко по своим задачам, но не может похвастаться широким воздействием. Оно вобрало в себя большое количество как «новых», так и «старых» социальных движений, в частности традиционные профсоюзы и некоторые партии. Однако доминирующие позиции в движении занимают новые организации типа АТТАК, организованные по сетевому принципу, в которые свободно соединяются местные клубы и объединения активистов. Для этих организаций характерно отсутствие централизации и иерархических руководящих структур, а количество конституирующих документов в таких организациях сведено к минимуму. В целом автор находит в новом типе организации черты, характеризовавшие организационные принципы, на которых изначально строилась британская Лейбористская партия.

Сегодня такие сети активно создают участники различных гражданских инициатив, кооперативы и мелкие предприниматели, местные и региональные группы участников определенных социальных движений, ассоциации фермеров, арендаторы жилья. Активно развивается кооперация между старыми и новыми движениями, особенно в таких областях, как «образование масс», где у европейских профсоюзов и кооперативного движения существует налаженная структура и многолетний опыт работы. Повсеместно организуются летние и зимние школы, вечер -ние и воскресные семинары.

Всемирные социальные форумы (ВСФ), так же как Европейский и Латиноамериканский социальные форумы, ясно продемонстрировали,

что Европа и Северная Америка утратили доминирующее положение в движении. АТТАК стала почти всемирной организацией, имеющей свои отделения в Латинской Америке, в Японии и некоторых африканских странах. Социальные движения и НПО из стран третьего мира, так же как профсоюзы, фермерские ассоциации и многочисленные «движения обездоленных», сегодня представляют большинство на форумах.

Оценивая недавние волны антиглобалистских выступлений и активизацию деятельности антиглобалистского движения, некоторые наблюдатели заявили о возрождении или, точнее, об обновлении интернационализма. Однако, считает автор, если это и интернационализм, то совершенно нового типа - без формальной организации, членства, генеральных председателей или секретарей. Это скорее неформальный интернационал, объединивший старые и новые социальные движения, а также различные ассоциации и НПО. Совершенно очевидно, что движение порвало со старой логикой национального представительства, присущей рабочему интернационализму. ВСФ не является международной организацией старого образца, объединяющей различные однотипные организации, исповедую -щие близкую идеологию и преследующие аналогичные цели, но де факто стало международным «движением движений». Мировой и континентальные форумы, ставшие своего рода международными конференциями антиглобалистов, по количеству участников, резонансу и широте влияние существенно превосходят все прежние интернационалы.

Современные социальные движения не только сознательно действуют не как политические партии, но и позиционируют себя в качестве противников политических партий, борющихся внепарламентскими методами. Эти движения отказались от принципа представительства и настаивают на мобилизации различных категорий людей, которые говорили бы «от своего имени» и «за себя». Следуя этой логике, современные социальные движения широко открыты для участия всех желающих, не связывая их ни дисциплиной, ни идеологией. Эти движения в большей степени ориентированы на цель или действие и поэтому опираются на добровольную деятельность своих активистов, чья компетентность и «свободное время» являются наиболее ценным вкладом в организацию. В большинстве своем эти движения действуют как гражданские комитеты или гражданские инициативы. По сути - это уже не движения за гражданские права, но движения граждан, осознавших свои права и знающих, как ими пользоваться. Свобода участия в таких движения, отсутствие деления на «своих» и «чужих» делают их привлекательными для уча-

стия объединений, слоев населения и групп людей, которые ощущают себя маргиналами, исключенными из официальной политики и потому не имеющими права голоса.

Многие из новых движений берут на себя роль адвокатов, выступающих от имени тех, кто не может или не осмеливается говорить сам от своего имени, причем никто официально их не уполномочивал на это. Но наряду с такими добровольными адвокатами существуют старые представительские организации, объединения и ассоциации, которые представляют своих членов и во главе которых стоят выбранные председатели, лидеры и штатные партийные функционеры, получающие заработную плату. Эти объединения во многом напоминают традиционные политические партии и профсоюзы. Много такого рода объединений сегодня создано в странах третьего мира, например объединение крестьян в Индии или движения безземельных крестьян в Латинской Америке.

В антиглобалистском движении участвуют также профсоюзы и некоторые политические партии социал-демократического и социалистического толка. Некоторые из них, например Бразильская партия трудящихся, оказывают движению неофициальную поддержку.

Каждая из групп, входящих в движение, имеет свой собственный опыт международных действий и интернационализма. Большинство из них использует традиционные формы взаимодействия на международной арене. Исключение составляют НПО нового типа, сочетающие в себе гражданские инициативы и адвокатские функции. Эти транснациональные НПО развивают свой собственный интернационализм, патронируют большое количество местных и региональных НПО и уже не ограничиваются гуманитарными целями и не претендуют на политическую нейтральность, как НПО прошлого, например, Красный Крест. Новые НПО функционируют как политические организации, имеющие собственные цели, и сила их влияния зависит от их доступа в мир официальной политики как на национальном, так и международном уровне.

Пропаганда, гласная защита своих целей и задач, постоянное обращение к обществу, в том числе и к «улице», являются критически важными для антиглобалистских движений. В пропагандистских материалах, распространяемых участниками движения, как правило, развиваются некоторые общие фундаментальные идеи относительно мира как такового, его пороков и дефектов, но главная цель «агиток» - сделать понятным всем участникам движения язык критики и протеста. Они также формируют основные принципы и культуру массовых действий. Ярким примером

такой пропагандистской стратегии является деятельность ежемесячной газеты «Le Monde diplomatique», продолжающей традиции французских левых, для которых всегда было характерно объединение различных групп и движений вокруг какого-либо печатного издания. Сегодня в условиях разочарования в традиционных политических партиях левого толка газета вновь стала объединяющим центром. Успех газеты определяется осознанием редакцией и журналистами, являющимися также и держателями акций газеты (49% акций принадлежит журналистскому коллективу и читателям газеты), своей роли посредника и организатора сети локальных и региональных ячеек нового антиглобалистского движения. Моральное и интеллектуальное влияние газеты основано на критике неолиберальной глобализации, утверждении идеи о нарастающем по всему миру сопротивлении неолиберальной политике. Все это распространяется в количестве 1,5 млн. экземпляров и в 20 интернетовских копиях, перепечатывается в различных газетах и размещается в Интернете. Ни одно из печатных изданий левой ориентации никогда не оказывало такого глобального воздействия на читательскую аудиторию.

Сегодня объектом противостояния для антиглобалистов являются наднациональные институты, «ответственные» за нынешнюю волну глобализации. Прежде всего речь идет об организациях, формирующих систему глобального управления, - ВТО, МВФ и Всемирный банк, - а также неправительственных и официально неполитических организациях, как, например, Всемирный экономический форум. В то же время такая организация, как МОТ (Международная организация труда), рассматривается движением как потенциальный союзник в сфере воздействия на транснациональную экономическую и социальную политику.

При всем разнообразии целей и задач, истоков и истории участвующих в совместных действиях организаций и движений сегодня всех их объединяет борьба против «небольшой группы легко идентифицируемых врагов». Антиглобалисты обвиняют международные организации в отсутствии демократической легитимности, в обслуживании интересов крупных ТНК и международных деловых объединений, в коррупции чиновников и т.п. Но при этом лишь немногие участники движения отказывают этим организациям в праве на существование. Большинство пытается оказать влияние на их деятельность и политику. Пока это удается нечасто. Однако в движении есть силы, способные оказывать такое давление. В частности, сегодня существуют достаточно мощные НПО, играющие активную и независимую роль в международной политике благо-

даря сформированной ими транснациональной сети. Часть из них являются независимыми наднациональными объединениями, имеющими свои отделения во многих странах, другие являются союзами или ассоциациями, в которые входят сотни профсоюзных, церковных объединений и иных организаций. Все эти НПО имеют возможность устанавливать контакты и взаимодействовать с представителями правительств, что открывает им доступ в международные структуры.

Успех массовых выступлений антиглобалистов, собиравших в отдельных случаях десятки тысяч участников, в средствах массовой информации и в общественном мнении превратил антиглобалистское движение в крупную политическую силу. В то же время выступая критиками самого широкого спектра явлений, сведенного к одному знаменателю -порокам процесса глобализации, движение антиглобалистов пока не осознает себя как «творца истории», способного преобразовывать мир. Проблема состоит в том, что большинство участников понимают, что, несмотря на появление антиглобалистского движения, политика, включая политику государства, по-прежнему играет существенную роль.

Слабость антиглобализма в том, пишет автор, что в противостоянии мощи глобального капитала он не располагает ни четкой стратегией, ни ясной концепцией, ни «программой». В основе идеологических построений антиглобалистов лежат пропагандистские клише относительно негативных последствий глобализации, неолиберализма, власти корпораций. Так же как в официальной идеологии, отстаивающей и пропагандирующей возрождение и подъем мирового капитализма, существуют свои мифы, так и антиглобалистское движение держится на мифе. В то же время в движении нет недостатка и в старых социалистических, коммунистических и анархистских антикапиталистических воззрениях, унаследованных от прошлого, которые причудливо переплетаются с новыми идеями. Сегодня это полный набор идей от романтизма, утопизма, различных вариантов возврата к природе или создания лучших условий жизни до социал-демократических и реформистских проектов.

Лозунг «другой мир возможен», разделяемый сегодня всеми участниками антиглобалистского движения, может интерпретироваться как призыв возрождения и преобразования сферы общественного бытия в индустриально развитых странах, считает автор. Однако речь не идет о преобразовании системы. Никто не требует отказа от рынка, но только прокламируют необходимость защиты национальных рынков, «отечественного» производителя. Также идея возврата к общественному благу в условиях современной ры-

ночной экономики не получает четкого определения, несмотря на то, что широко пропагандируется и защищается.

Сегодня в арсенале движения практически нет иных, кроме политических акций, форм достижения своих целей. Поэтому в борьбе с негативным воздействием неолиберальной глобализации и гегемонии американского капитализма на локальном, региональном и национальном уровне многие участники движения возвращаются к старым испытанным методам лоббирования своих идей - от частных бесед с политиками и государственными чиновниками до встреч с представителями политических партий и профсоюзов.

Оценивая перспективы антиглобалистского движения, автор указывает, что оно может внести вклад в возрождение моральных основ капитализма, восстановить связь между капитализмом и буржуазным гражданским обществом, вернуть утраченные старые буржуазные ценности, такие как честность, самоконтроль и умеренность. Многое из современной антикапиталистической риторики может быть включено в доминирующий политический и экономический дискурс. Так, забота об окружающей среде в последнее время стала частью публичной риторики частных предприятий. Партийные деятели и левые политические партии старого и нового образца увидели в движении новые возможности. Что касается правительств, крупных корпораций и высших чиновников международных организаций, подвергшихся атаке со стороны антиглобалистов, то они публично признали серьезность и важность требований, выражаемых антиглобалистским движением.

Но также очевидна и ограниченность движения. Во-первых, оно стало жертвой собственного успеха. До последнего времени движение преуспевало благодаря тому, что было привлекательным для широких масс людей и большого числа организаций во всем мире. Результатом стала его усилившаяся фрагментарность. До определенного времени такое свободное объединение крайне неоднородных участников может сохраняться благодаря сетевой системе организации и широкой базе для консенсуса. Однако участившиеся политические акции протеста во время различных саммитов, концентрация усилий на проведении все более массовых мероприятий, становящихся из-за их массовости все более беспорядочными и аморфными, превращаются в тормоз движения. Особенно это проявилось в ходе проведения Третьего ВСФ в Порту-Алегри. В тоже время переход движения к более традиционным формам политических действий, по мнению автора, весьма сомнителен. Если же такой

переход и произойдет, то слабость движения станет еще более очевидной.

Пока движение в основном проводит символические акции, имеющие больше моральное значение. Оно не обладает необходимыми навыками международной солидарности, у него отсутствует концепция воздействия на политический наднациональный процесс, так же как концепция коллективного сопротивления процессу глобализации, что могло бы превратить его в международную организацию, оказывающую влияние на мировую политику. Вместо этого предлагаются проекты, вроде введения «налога Тобина», который никак нельзя рассматривать как решение таких проблем, как международный долговой кризис, существование офшорных зон и «налогового рая».

Еще одна слабость движения состоит в отсутствии ясной концепции того, кто является оппонентом и кому адресуются выступления. Объединив в себе противников капитализма всех мастей, движение оказалось погруженным в антикапиталистическую риторику, что делает его уязвимым перед всякого рода антикоммунистической и антисоциалистической контраргументацией.

Сегодня движение нуждается в ответе на вопрос, за какой некапиталистический мировой порядок оно выступает. Однако ни старые, ни новые левые, широко представленные в движении, похоже, не готовы дать ответ на этот вопрос.

И.Г. Животовская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.