Рыбаков C.B.
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация).
«По полю ходят баловни-казаки...»
Рецензия на конспект лекций A.A. Сазонова «История казачества»
Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 122с. Сазонов A.A. История казачества: Учебно-методический комплекс. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 80 с.
Конспект лекций «История казачества», подготовленный доктором философских наук, профессором Московского государственного университета технологий и управления A.A. Сазоновым, является шагом к удовлетворению образовательных нужд целевой аудитории - преподавателей и студентов кадетских казачьих корпусов, учащихся казачьих гимназий, руководителей и активистов казачьего движения, всех представителей казачьих общин и объединений.
Термин «конспект» точно отражает содержание представленных автором записей. Это не лекции в действительном значении этого слова, а именно конспект, эскиз, набросок, общая схема лекций. Ясно, что представленный конспект является лишь первым этапом большой и трудоемкой работы, нацеленной на выпуск полноформатных «Лекций по истории казачества».
При этом не будет преувеличением сказать, что исторический материал, отраженный в представленном конспекте лекций, востребован теми, кто интересуется российской историей, в которой многие славные и трагичные события были тесно связаны с казачеством. Мало кто в России не слышал о казаках-землепроходцах Ермаке, Ерофее Хабарове, Семене Дежневе, Владимире Атласове, о казаках-полководцах Богдане Хмельницком, Иване Богуне, Матвее Платове, Якове Бакланове и многих других.
Когда и при каких исторических обстоятельствах появилось казачество? В представленном конспекте упоминаются народности, которые могли быть или на самом деле были предками нынешних казаков. A.A. Сазонов отмечает, что «существуют десятки версий»1 происхождения казачества. По его
1 Сазонов АЛ. История казачества: Конспект лекций. М.: Этносоциум, 2016. С. 7.
¡_Ь I___
словам, «современным исследователям истории казачества ничего не остается, как искать во множестве мнений о происхождении казаков наиболее достоверное и истинное»2.
Одна из гипотез происхождения казачества связана с брод-никами, в XI - XII веках обитавших в степях Придонья и Приазовья. Это были свободные от всякой внешней власти люди, не имевшие над собой никакого начальства, «вольно бродившие». О них упоминалось в древнерусских летописях и других исторических источниках3. По некоторым данным, бродники говорили на русском языке. Их соседями являлись тюркоя-зычные племена берендеев, торков, черных клобуков, служившие русским князьям и защищавшие границы Руси на юге и юго-востоке. Они посвящали свою жизнь военному делу. Бродники контактировали с ними, перенимая у них многие элементы культуры и военного быта, нередко роднились с ними.
По другой версии, корни происхождения казачества следует искать среди русского населения, жившего на рубежах удельных княжеств, граничивших со степью. Атмосфера повседневной жизни выковывала в приграничных жителях Руси воинов, всегда готовых взять в руки оружие для защиты себя и своих семей от непрошенных «гостей». Князья помогали жителям пограничья оружием и провиантом, формируя из них отряды, несшие пограничную службу. По данным A.A. Сазонова, казачьи общины формировались не только в степях Дикого Поля, но и в Рязанском, Северском, Московском княжествах. Он пишет, что в исторических источниках первые упоминания о рязанских, московских, азовских, мещерских казаках относятся к середине XV века, а об астраханских, волжских, яицких, белгородских казаках - к началу XVI века4.
В XVI веке на просторах между Азовским и Каспийским морями заявили о себе «неутомимые в ратном деле природные наездники, говорившие нашим языком, исповедовавшие нашу веру, а в лице своем представлявшие смесь европейских черт с азиатскими чертами». Это были «славные донские казаки, выступившие тогда на театр истории»5.
A.A. Сазонов, частично соглашается с мнением историков, видящих в донских казаках «передовой оплот великого сла-
2 Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. С. 9.
3 Там же. С. 12.
4 Там же. С. 14.
5 Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 18 т. Т. 8. М.: Терра, 2007. С.9.
вяно-русского племени», но все-таки делает оговорку, считая, «что речь идет не о прямом наследовании этим славяно-русским племенам, а о передаче казачеству особенностей поведения и традиций»6. Автор полагает, что предками донского казачества было славяно-аланское население Среднего и Нижнего Дона, которое в течение длительного времени «впитало корни влияния многих народов», сохранив и «подарив донскому казачеству славянское ядро»7.
Первые позитивные контакты между государями Московского Царства и казачеством возникли при Иване III, а устойчивые отношения между государством и казаками стали складываться при Иване IV. Одной из сторон военной реформы, проводимой Избранной Радой, стало создание казачьего войска. Казаки брали обязательство нести пограничную службу, а правительство должно было поставлять им все необходимое для ее обеспечения.
Покровительствуя казакам, Иван IV использовал гибкую тактику. Отвечая на претензии ногайского мурзы Келмагмета, жаловавшегося на вольности казаков в ногайском пограничье, Иван писал: «И вам ведомо, где нет лихих? На Поле ходят многие казаки: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, и с наших окраин, с ними смешавшись, ходят люди, которые как и вам тати, так и нам тати и разбойники»8. В 1552 году царь, готовя поход на Казань, попросил помощи у казаков и получил ее: в русское войско влились казачьи отряды с Дона, Волги, Яика, Терека, из Мещерской земли. После взятия Казани Иван IV выдал донским казакам жалованную грамоту, подтвердившую их права на земли вокруг Дона. В походе царских войск на Астрахань в 1556 году донские казаки участвовали уже добровольно. В годы Ливонской войны они сражались против литовцев, поляков, шведов, успевая при этом отбивать набеги крымского хана.
A.A. Сазонов акцентирует внимание на героических страницах казачьей истории. После Смуты донские и запорожские казаки успешно бились с поляками, турками, крымскими татарами. Стойкостью и храбростью прославили себя запорожцы, сражавшиеся за освобождение Южной Руси от польско-католического гнета. Ярким событием в истории казачества стало взятие донскими казаками в 1637 году турецкой крепости Азов, которую они удерживали в течение пяти лет. Прави-
6 Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. С. 10.
7 Там же. С. 14.
8 Там же. С. 16.
тельство в силу тогдашних дипломатических сложностей не смогло оказать им прямой военной поддержки, зато предоставило немалые социальные льготы и привилегии, благодаря которым казаки в XVII и в начале XVIII века стали переходить к занятиям земледелием, скотоводством, различными ремеслами, торговлей, а также виноградарством и виноделием. При этом они продолжали нести погранично-таможенную службу на всем протяжении южных и восточных границ России.
В XVIII - XIX веках казачество пополнилось Оренбургским, Черноморско-Кубанским, Сибирским, Забайкальским, Семиречинским, Амурским, Уссурийским войсками. При Александре I 70 тысяч казаков переселились на Кубань и на Кавказ. На границах России казаки основали крепости Оренбург, Кизляр, Екатеринодар, Ставрополь, Георгиевск, Черкесск, Грозный, Нальчик, Майкоп, Петровск, Верный.
A.A. Сазонов напоминает о многих героических эпизодах казачьей истории. В частности, он относит к ним победу донских, гребенских и терских казаков над крымским войском близ Черкасска в 1645 году и оборону терскими и гребенскими казаками Сунженского острога в 1653 году от персов. Ратными успехами отметились казаки в Северной войне, в войнах с турками, в Семилетней войне, в борьбе с наполеоновским нашествием на Россию. В боях с французами доблестью и отвагой прославился казачий корпус атамана Матвея Платова. 11 тысяч казаков бились на Бородинском поле. В ходе боев донцы, терцы, оренбуржцы, черноморцы перебили десятки тысяч неприятелей, более 70 тысяч вражеских солдат и офицеров взяли в плен. Командовавший русской армией М.И. Кутузов высказал казакам «почтение и благодарность», отметив, что их подвиги стали «главнейшею причиной истребления неприятия»9.
В годы Крымской войны казаки проявили самоотверженность в боях у Балаклавы, в обороне Севастополя, отличились на Кавказском фронте, отбив у турок несколько важных крепостей. В 1859 году донцы участвовали в штурме аула Гуниб, где находилась ставка имама Шамиля. В 60-е - 70-е годы XIX века оренбургские, уральские и сибирские казаки внесли весомый вклад в присоединение к России Самарканда, Хивы, Бухары, Коканда. В русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов бесстрашие продемонстрировали донские и астраханские казаки.
В конспекте лекций уделено внимание казачьей демокра-
9 Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. С. 56.
тии, показана специфика и основные направления ее эволюции. Демократические традиции казачества, по мысли A.A. Сазонова, тесно связывались с принципами правового равенства и товарищеской солидарности и «передавались из поколения в поколение»10. Попытки центрального правительства ограничить казачью демократию и духовную свободу казаков приводили к восстаниям, принимавшим порою широкий размах.
С течением времени имперский Санкт-Петербург научился находить компромиссы с казаками. Воспринимая казачество важнейшей частью военной организации, императоры стремились сделать его надежной опорой государства. Павел I превратил казачество в составное звено регулярной армии. По его приказу казачьи воинские чины были приравнены к армейским чинам; в составе казачьих войск появились артиллерийские части. При Павле к лучшему изменилось отношение власти к казакам-староверам. Николай I закрепил стройную иерархию казачьих чинов, ввел должность наказного атамана. Александр II объявил воинскую повинность обязательной для всех казаков, при этом освободив их от подушной подати.
К началу XX века казачество представляло собою влиятельную силу: численность донских казаков превышала 830 тысяч человек, кубанских - 528 тысяч, оренбургских - 295 тысяч, терских - 130 тысяч, сибирских - 100 тысяч. Правительство Николая II относилось к казакам как к своему верному союзнику. Они, как и встарь, несли пограничную службу, отважно бились на фронтах. Русско-Японская и первая мировая войны подтвердили высокие боевые качества донских, сибирских, уссурийских, уральских, кубанских казаков.
События 1917 года раскололи казачество по политическим предпочтениям: одна его часть пошла за большевиками, другая сохранила верность традициям, рассматривая революционное брожение как смуту, ведущую страну к потрясениям и хаосу. Как пишет A.A. Сазонов, «раскол прошел по станицам, хуторам и селам»11. Часть казаков воевала за красных. Одной из самых боеспособных была красная казачья бригада, возглавляемая донским казаком Ф.К. Мироновым. Однако большинство казаков отказалось поддерживать новую власть. Так, «в Донской области в 1918 году 18 % боеспособных казаков ушли в Красную армию, 82 % - в Белую»12. На юге Рос-
10 Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. С. 31.
11 Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. С. 91.
12 Там же. С. 93.
сии во главе белого казачества встали атаманы A.M. Каледин, ¡¿¡У П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, в Оренбуржье - А.И. Дутов, в Семиречье - В.Л. Анненков, в Уссурийском крае - Г.М. Семенов.
На таком фоне большевистское правительство начало политику «расказачивания». В январе 1919 года председатель ВЦИК Яков Свердлов подписал адресованное всем центральным и местным административным органам циркулярное письмо, в котором в котором были слова: «Необходимо признать единственно правильной самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». Директива призывала «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью»13.
Реализация этого циркуляра вылилась в жестокие, принявшие форму геноцида репрессии против казачества. Донских, кубанских, терских, уральских, оренбургских, семиреченских, сибирских казаков лишали земли, имущества, арестовывали, изгоняли из обжитых мест, расстреливали. Создавались концлагеря, в которых содержались только казаки.
Ответом на террор стали казачьи восстания. Они подавлялись самыми жестокими методами, а репрессии против казаков только усилились. На Кубани было арестовано и расстреляно около 3 тысяч казачьих офицеров, несколько десятков тысяч казаков было сослано на север, в том числе в Соловецкий монастырь. На Тереке около 50 тысяч казаков было выселено из станиц и депортировано в Архангельскую губернию. Их попытки возвращаться в родные дома сурово пресекались. Около половины казачьих земель были переданы соседним областям и автономным образованиям. Все Семиречье и значительные куски территории уральского и сибирского казачества были переданы Казахстану. Множество казаков вынуждено было эмигрировать, а те, кто остался дома, были лишены прежних прав.
Давление на казачество стало спадать накануне Великой Отечественной войны. В середине 30-х годов казаков стали призывать в Красную армию. Формировались казачьи кавалерийские дивизии, число которых к началу войны составило несколько десятков. В годы войны героизм проявили 116-я
13 История России, 1917 - 1940. Хрестоматия / Под ред. М.Е. Главацкого. Екатеринбург: УрГУ, 1993. С. 120.
Донская Гвардейская казачья дивизия под командованием генерал-майора Я.С. Шарабурко, 12-я и 13-я Кубанские дивизии под началом генерал-майоров И.В. Тугаринова и B.C. Милле-рова. Сто тысяч казаков были награждены орденами, 267 казаков-кавалеристов получили звезды Героев Советского Союза.
С конца 80-х годов в России началось возрождение казачьих традиций и обычаев, значительно возрос интерес к истории казачества. В 1990 году в Москве был проведен Большой казачий круг, на котором был создан «Союз казаков», поставивший задачу восстановить казачью культуру, повысить роль казачества в жизни российского общества. В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации принял важное постановление «О реабилитации казачества», подводившее юридическую основу под возрождение культуры, хозяйственного уклада, самоуправления казаков. Начался новый этап казачьей истории.
Все обозначенные факты с той или иной глубиной и точностью приведены в представленном конспекте лекций, позволяя видеть в нем, как уже сказано выше, основу для систематизированных лекций. При этом следует отметить, что автору предстоит выполнить определенный объем работы: расширить и детализировать задействованный материал, выровнять хронологическую последовательность, ликвидировать фактологические неточности, стилистические недоработки, синтаксические огрехи, опечатки и пропуски слов. Будем надеяться, что A.A. Сазонов сумеет справиться с этой задачей.
Список литературы:
1. Сазонов A.A. История казачества: Конспект лекций. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 122с.
2. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 18 т. Т. 8. М.: Терра, 2007. 336 с.
3. История России, 1917 - 1940. Хрестоматия / Под ред. М.Е. Главацкого. Екатеринбург: УрГУ, 1993. 320 с.
4. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность: Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011. 252 с.
Bibliography
1. Sazonov A.A. History of the Cossacks: Lecture notes. M.: International Publishing Center «Etnosotsium», 2016.122 p.
2. Karamzin N.M. History of Russian Goverment. In 18 v. V. 8. M.: Terra, 2007. 336 p.
3. History of Russia, 1917 - 1940. Reader / Ed. M.E. Glavatsky. Ekaterinburg, Ural State University, 1993. 320 p.
4. Ryabova E.L., Schuplenkov O.V. Cossacks of Southern Russia: history and modernity: Textbook. M.: International Publishing Center «Etnosotsium», 2011. 252 p.