АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ
ACTUAL PROBLEMS OF FIGHTING СК1МЕ IN THE SIBERIAN REGION
XIII международная научно-практическая конференция (г. Красноярск, 18 - 19 февраля 2010 г.)
государственного управления, представители правоохранительных органов, ученые-правоведы городов Москвы, Саннкт-Петер-бурга, Ижевска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, руководители ряда силовых ведомств, выполняющих поставленные задачи на территории Красноярского края. Представили для рассмотрения доклады по проблемам борьбы с преступностью также сотрудники правоохранительных органов и ученые юридических вузов Украины, Белоруссии, Казахстана, профессорско-преподавательский состав юридических вузов различных министерств и ведомств России, расположенных на территории Центрального, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, исследователи проблем преступности Англии, Швеции, Италии. 26 докторов и 74 кандидата наук были не только почетными гостями, но и активными участниками форума.
В ходе работы пленарных и секционных заседаний были рассмотрены: состояние криминогенной обстановки в Сибирском регионе; правовые, организационно-тактические и процессуальные аспекты борьбы с преступностью; особенности изучения и предупреждения региональной преступности; предупреждение организованной, групповой и рецидивной преступности; особенности борьбы с экономическими преступлениями; предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств; предупреждение преступности несовершеннолетних; организация и особенности проведения криминалистических экспертиз; социально-гуманитарные проблемы преступности.
В ходе пленарных выступлений участники научного форума неоднократно отмечали, что большинство социально-демографических показателей в Сибирском федеральном округе (СФО, Округ) в основном соответствуют средним показателям по России, однако преступность в Округе в 2008-2009 гг. характеризуется специфическими особенностями. Так, на состояние криминогенной ситуации оказы-
вают негативное влияние ряд региональных факторов экономического, социального, политического, демографического и географического характера:
- неравномерная плотность населения на территории Округа и концентрация основной части населения в крупных индустриальных центрах;
- международный финансовый кризис;
- резкое расслоение населения по имущественному признаку;
- слабая социальная защищенность, низкий уровень жизни большинства граждан, проживающих в Сибирском регионе, и как следствие высокий уровень социальной напряженности;
- неэквивалентная эксплуатация природных и трудовых ресурсов региона, возложение издержек социального развития и придание некоторым субъектам Округа статуса региона-донора без учета местных социально-экономических особенностей;
- наличие в ряде субъектов Округа благоприятных климатических условий для вьращивания наркотикосодержащих растений, наличие рынков сбыта наркотиков и удобного транзита для наркокурьеров;
- сохранение значительного числа негативных фоновых явлений, в частности проституции, бродяжничества, игромании, алкоголизма;
- интенсивная миграция и активное освоение территорий Сибирского региона гражданами ближнего зарубежья, Монголии и Китая;
- высокая концентрация исправительных учреждений, а соответственно, и лиц, ранее судимых, то есть контингента, традиционно используемого в освоении территорий и природных ресурсов региона и находящегося в сложных условиях постпенитенциарной адаптации.
Указанные факторы определили общероссийские и региональные тенденции преступности.
В 2008-2009 гг. в Сибирском регионе отмечалось незначительное снижение числа зарегистрированных преступлений: 2008 г. - 553160, 2009 г. - 516209 (эта
занностей по военной службе (27%), преступления, посягающие на организацию прохождения военной службы (25%), посягательства на правила безопасности использования военно-технических средств (20%).
Особую тревогу при этом вызывает рост преступности, связанной с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. В Сибирском военном округе в 2009 г. зарегистрированы более 3 00 преступлений, предусмотренных ст. 33 5 УК РФ.
Высока общественная опасность и серьезны социальные последствия нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которые нередко сопряжены с глумлением и издевательством над личностью, унижением чести и достоинства, применением насилия и причинением вреда здоровью, при совершении данного преступления грубо нарушаются воинская дисциплина и воинский порядок. Впоследствии это приводит к тому, что военнослужащие, подвергшиеся насилию, самовольно оставляют войсковые части, совершают самоубийства, а иногда и убийства виновных, применяя при этом вверенное им по службе оружие.
Опасность преступных посягательств на порядок прохождения военной службы усиливает рост фактов дезертирств. Около 30% фактов дезертирств связаны с хищениями и последующими незаконными действиями с оружием, хищениями иного военного имущества, нарушением правил несения специальных видов военной службы, а также совершением иных преступлений.
Стоит указать, что наблюдается небольшое снижение числа зарегистрированных общеуголовных преступлений, совершаемых военнослужащими. Наиболее распространенными остаются причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, уничтожение или повреждение военного имущества, хищение оружия или военной техники, неправомерное завладение военным автомобилем без цели хищения.
Несмотря на общероссийскую тенденцию снижения числа зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах (в 2009 г. - на 5,5%) , в Округе данный показатель остался на уровне 2008 г. и составил 17,8% от всех зарегистрированных преступлений, а в Республике Тыва и Красноярском крае наблюдался рост данных преступлений.
Отмечаются рост и высокий удельный вес уличной преступности (темп прироста - 1%), в то время как общероссийский показатель свидетельствует о снижении данной преступности на 6,4%. В общем массиве преступлений в 2009 г. уличная преступность составляла 12%. Каждое третье преступление посягало на жизнь и здоровье граждан, более половины из них были сопряжены с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, значительная часть связаны с активным противодействием правоохранительным органам.
Резко дестабилизируют обстановку негативные изменения среднестатистического портрета преступников. Значительными остаются преступления, совершаемые лицами в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Наиболее высоки темпы прироста преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Кемеровской области и Забайкальском крае (3,5%).
Отмечается рост совершаемых мигрантами преступлений, которые в большей степени имеют корыстную окраску. Криминальная деятельность мигрантов влияет на консолидацию криминальной среды в Округе, криминализацию подростковой среды, повышает криминальную активность населения.
Сохраняется высокой доля преступлений, совершаемых лицами, не имеющими постоянного источника дохода, в том числе и безработными, на долю которых приходятся более 60% в общем числе выявленных фактов.
Краткосрочный прогноз развития преступности в Сибирском федеральном ок-
ратических институтов контроля за деятельностью государства.
Участники семинара выделили следую-щие основные направления борьбы с коррупцией в современном российском обществе:
- модернизация экономики и культуры, повышение качества воспитания и формирования социальных идеалов;
- разработка и внедрение в практику комплексного механизма правового регулирования противодействия коррупции, использующего весь объем специальных юридических средств правового воздействия, направленных на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- человек, его интересы и социальные потребности, учет общественной позиции гражданского общества должны стать узловыми элементами всей архитектуры механизма противодействия коррупции;
- развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- использование правового опыта, накопленного международным сообществом, и расширение международного сотрудничества в области противодействия коррупции;
- внедрение новых информационно-ко -муникативных технологий и электронного документооборота в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе выступлений многие ученые и практики отметили, что все коррупционные деяния, предусмотренные международными конвенциями, либо уже имеются в УК РФ, либо могут быть криминализированы без нарушения структуры и принципов российского уголовного законодательства. Кроме этого, в УК РФ существуют достаточное количество уголовно-правовых мер противодействия коррупции, необходимо вести речь о повышении качества уголовного законодательства.
Большое внимание участники семинара уделили вопросам профилактики и про-
тиводействия корупционных проявлений в правоохранительных органах. В качестве основных направлений деятельности были отмечены следующие: формирование у сотрудника правоохранительных органов стандарта антикоррупционного поведения; введение обязательной профессионально-психологической проверки на предмет склонности к коррупционному поведению, используемой при назначении на должности и при прохождении службы; осуществление систематического повышения квалификации и дополнительной подготовки сотрудников правоохранительных органов; улучшение материальных и социальных гарантий осуществления профессиональной деятельности; усиление контрольно-надзорных начал в правоохранительной системе путем создания единого надведомственно-го антикоррупционного органа.
Не менее интересными были дискуссии, состоявшиеся в ходе работы 7 секций: «Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью», «Социальные проблемы борьбы с преступностью», «Общеправовые и информационно-управленческие проблемы борьбы с преступностью», «Уголовно-процессуальные проблемы борьбы с преступностью», «Оперативно-розыскные проблемы борьбы с преступностью», «Теоретические и прикладные проблемы криминалистического обеспечения предварительного расследования», «Огневая, физическая, тактико-специальная и психологическая подготовка сотрудников ОВД как условия повышения эффективности борьбы с преступностью».
Плодотворная творческая коллективная работа позволила участникам научного форума выработать предложения и рекомендации по профилактике и противодействию правонарушениям, совершенствованию теории и практики расследования преступлений.
В сфере уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с преступностью участники конференции выделили актуальность дальнейших исследований содержания и эффективности уголовной
ние возможных путей реформирования ад-министративно-юрисдикционного статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важнейшим средством предупреждения и пресечения преступности продолжает оставаться государственное противодействие административной делик-тности, эффективность которого в силу целого ряда причин остается низкой. В связи с этим участники конференции констатировали необходимость разработки понятной для населения и правоохранительных структур концепции противодействия административной деликтности, совершенствования процессуальных аспектов производства по делам об административных правонарушениях, а также отметили перспективность дальнейшего исследования путей совершенствования законодательства в целях решения проблемных вопросов, связанных с порядком восстановления вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных и судебных органов и их должностных лиц. Ресурсом повышения эффективности противодействия преступности в Сибирском регионе продолжают оставаться различные меры организационного характера, связанные с совершенствованием критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, а также системы информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
В сфере уголовно-процессуальных проблем борьбы с преступностью была отмечена необходимость существенной коррекции концептуальных положений УПК РФ в части регламентации института досудебного соглашения о сотрудничестве, возвращения судом уголовного дела прокурору. Признано целесообразным расширение форм упрощенного судопроизводства по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно. В связи с принятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 29 октября 2009 г. N№22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» обращено внимание на осо-
бую важность дальнейшего расширения и научной проработки практики избрания мер пресечения, не связанных с изоляцией граждан от общества (домашний арест, залог и т.п.) , либо применения к ним иных мер уголовно-процессуального принуждения (привод, обязательство о явке и т.п.) . Высказано мнение о назревшей потребности пересмотра концептуальных подходов к правовому регулированию стадии возбуждения уголовного дела, которое в существующем виде не обеспечивает правовыми средствами закрепление на этом этапе информации, имеющей доказательственное значение, и не содержит гарантий прав граждан, интересы которых затрагиваются в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Обращено внимание руководителей органов предварительного следствия и дознания, а также органов прокуратуры Сибирского региона на необходимость приведения управленческих решений и инструктивных документов регионального уровня, регламентирующих вопросы организации расследования преступлений, процессуального контроля, прокурорского надзора, в соответствие с действующим уголовно-процессуальным законодательством, органов законодательной власти -на объективную необходимость совершенствования норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих порядок оценки доказательств с точки зрения их допустимости. Признаны необходимыми скорейшее закрепление в УПК РФ дополнительных процессуальных гарантий прав и законных интересов граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, в контексте конституционных гарантий неприкосновенности жилища, прослушивания телефонных переговоров, обеспечения доступа граждан к правосудию, обеспечения права на защиту, обеспечения реализации прав граждан, подвергнутых безосновательному уголовному преследованию, совершенствование единых критериев оценки деятельности органов предварительного расследования вне зависимости от их ведомственной принадлежности, зако-
концепции развития материально-технической базы тиров, стрельбищ, спортивных залов и полигонов образовательных учреждений системы МВД России, повышения норм расхода боеприпасов на огневую подготовку сотрудников ОВД, повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников ОВД на основе активного внедрения в учебно-тренировочный процесс современных, эффективных, наиболее рационально обоснованных программ и методик спортивной подготовки, а также активного использования зарубежного опыта и современных тенденций совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов, формирования у курсантов необходимых умений и навыков обращения с табельным оружием посредством выполнения не только упражнений Курса стрельб (приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. N№955), но и упражнений практической стрельбы; формирования у сотрудников органов внутренних дел психологической готовности к действиям в экстремальных условиях. В ходе дискуссий участники секции высказали также мнение о том, что совершенствование учебно-полигонных баз позво-
лит моделировать задержание правонарушителей в условиях ограниченного пространства, при этом следует значительно увеличить количество учебных часов, отводимых на моделирование поединков с одним или несколькими противниками с применением специальных или подручных средств. Признано актуальным проведение дальнейшего диалога профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, ведущих специалистов ДКО МВД России, сотрудников органов внутренних дел для поиска путей повышения огневой и физической подготовленности сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач, профилактики правонарушений и предупреждения преступлений среди граждан.
В целом XIII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» явилась демонстрацией возможностей по консолидации научных знаний и опыта российских и зарубежных ученых, практиков в решении глобальной проблемы современности - контроля и противодействия преступности.