Научная статья на тему 'ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА'

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УПЛАТА НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирагина А.В.

в статье анализируются такие явления как налоги и система налогообложения неоспоримо влияют на развитие общества. Механизм управления налоговой системой включает в себя государственное налоговое регулирование экономикой и различные формы налогового контроля и оказывает прямое воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Фирагина А.В.

Фирагина Ангелина Викторовна - студент заочной формы обучения, кафедра экономики, факультет экономики и бизнес-технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Калуга

Аннотация: в статье анализируются такие явления как налоги и система налогообложения неоспоримо влияют на развитие общества. Механизм управления налоговой системой включает в себя государственное налоговое регулирование экономикой и различные формы налогового контроля и оказывает прямое воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Ключевые слова: налоги, система налогообложения, налоговая система, налоговый мониторинг, налоговый контроль, уплата налогов.

УДК 33.2964

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса.

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации. Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

• компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;

• в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;

• в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;

• если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что -то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 2000. № 32. Ст. 3340.

4. Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля / В сб.: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ / Под ред. Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. Калуга, 2015. С. 293-297.

6. Курбатов Т.Ю. К вопросу о налоговом мониторинге / Т.Ю. Курбатов // Финансовое право, 2015. № 3. С. 42-45.

7. Лайченкова Н.Н. Медиация в налоговом праве: вопросы правильности и эффективности использования терминологии / Н.Н. Лейченкова // Ленинградский юридический журнал, 2016. № 1. С. 241-246.

8. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации / Ю.М. Лермонтов. М.: КонсультантПлюс, 2016.

9. Мигачева Е.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности / Е.В. Мигачева // Финансовое право, 2016. № 1. С. 30-33.

10. Налоги и сборы: законодательные новеллы / Ю.В. Гинзбург, А.А. Гусейнова, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 15. 160 с.

11. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин // СПС КонсультантПлюс. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.