Научная статья на тему 'Налоговый мониторинг: сущность и значение'

Налоговый мониторинг: сущность и значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / MONITORING / CONTROL / TAX AUTHORITIES / TAXPAYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна, Хадисов Газиявдибир Хадисович

Раскрывается значение использования налогового мониторинга в процессе управления налоговыми отношениями. Определены подходы к пониманию сущности налогового мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax monitoring: essence and meaning

The article shows the importance of using tax monitoring in the process of managing tax relations. Approaches to understanding the essence of tax monitoring are defined.

Текст научной работы на тему «Налоговый мониторинг: сущность и значение»

УДК 336.2 ББК 65.9

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат экономических наук, доцент ГАЗИЯВДИБИР ХАДИСОВИЧ ХАДИСОВ, заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент E-mail: Statya2015@mail.ru Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление

народным хозяйством Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность Рецензент: кандидат юридических наук Сакулина Л.Л.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается значение использования налогового мониторинга в процессе управления налоговыми отношениями. Определены подходы к пониманию сущности налогового мониторинга. Ключевые слова: мониторинг, контроль, налоговые органы, налогоплательщик.

Annotation. The article shows the importance of using tax monitoring in the process of managing tax relations. Approaches to understanding the essence of tax monitoring are defined.

Keywords: monitoring, control, tax authorities, taxpayer

В целях совершенствования контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и иных обязательных платежей в российском законодательстве о налогах и сборах появился новый институт — налоговый мониторинг. Соответствующий раздел введен в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) Федеральным законом № 348-ФЗ от 4 ноября 2014 года [1]. Согласно внесенным в НК РФ изменениям с 1 января 2015 г. налогоплательщикам — организациям, отвечающим установленным в законе критериям, предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля — налоговый мониторинг.

По сведениям, приведенным ФНС России, первым участником данного института в 2015 году стало ПАО «Мобильные ТелеСистемы» [2]. В 2016 году уже шесть организаций выбрали для себя указанную форму налогового контроля [3].

Надо сказать, что данное направление налогового администрирования известно зарубежному законодательству. Так, впервые пилотный проект налогового мониторинга был запущен в Нидерландах еще в 2005 году, а его участниками стали 20 компаний, яв-

ляющихся крупнейшими налогоплательщиками. В основе такого «горизонтального» расширения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков лежит стимулирование налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, а также формирование мировоззрения законопослушного налогоплательщика.

Изучение научной литературы показало, что налоговый мониторинг можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле налоговый мониторинг представляет собой специализированную систему постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния налоговой системы государства. Как отмечает А.С. Кизимов [4, с. 4] в своем диссертационном исследовании, такая система станет «барометром» конкурентоспособности налоговой системы государства, способствуя качественному отбору объектов контроля и направлений контрольных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами. Такой подход обусловлен необходимостью использования эффективных форм и методов управления, в том числе и в отношении налоговой системы.

В узком смысле налоговый мониторинг рассматривается как механизм превентивного налогового контроля для крупных организаций. В зарубежной литературе применяется иной термин — «мониторинг налоговой дисциплины».

Так, А.Ю. Ильин, Г. А. Терентьева и Т.Ю. Солоди-мова называют мониторинг методом налогового контроля [5, с. 5; 6, с. 88], который заключается в добровольном раскрытии информации налоговому органу, в соглашении между налоговыми органами и налогоплательщиками об обмене информацией, о расширении информационного взаимодействия в целях предупреждения экономических рисков, а также снижении последующего налогового контроля.

Т.Ю. Курбатов в своем диссертационном исследовании обосновывает положение о налоговом мониторинге как об особом виде налоговой проверки, которая проводится в реальном времени за текущий период [7, с.16]. Такое мнение основано на некоторых особенностях его проведения. Например, если у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа образовалась недоимка, то пени на сумму недоимки не начисляются (ч. 8 ст. 75 НК РФ). Кроме того, выполнение мотивированного мнения, направленного в ходе проведения налогового мониторинга, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ). Однако в соответствии с ч. 5.1 ст. 89 НК РФ неисполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа или досрочное прекращение налогового мониторинга являются основаниями для назначения выездной проверки.

И.Г. Ленева, Г.И. Ганин, А. Дуюнов, Г.А. Мухама-деева называют налоговый мониторинг новой, инновационной формой осуществления налогового контроля, которая предусматривает возможность проверки правильности исчисления налогов в режиме реального времени путем запроса документов (информации, пояснений), изучения внутренних систем учета налогоплательщиков [8; 9, с. 1292]. А.Ю. Ильин и М.А. Мо-исеенко подчеркивают, что налоговый мониторинг в данном качестве должен снизить конфликтность между участниками налоговых отношений и повысить эффективность взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками [10, с. 26-27].

Кроме того, встречается мнение, что налоговый мониторинг представляет собой камеральную налоговую проверку, только в расширенном варианте [11, с. 189]. Данное утверждение спорно, так как рассматриваемый мониторинг связан с предпроверочным анализом налогоплательщиков налоговыми органами. Кроме того, НК РФ закрепляет норму о запрете проведения камеральной налоговой проверки при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг (за исключением некоторых случаев) (ч. 1.1 ст. 88 НК РФ). Проведение выездных налоговых проверок за указанный период также не допускается

(ч. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Е.В. Мигачева рассматривает налоговый мониторинг в качестве одного из элементов финансового контроля в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации [12, с. 30].

Значение налогового мониторинга заключается в предупреждении осуществления налогоплательщиком рисковых операций в сфере финансово-хозяйственной деятельности, определении причин возникновения рисков, возможности осуществления налогового консультирования, своевременном выявлении пробелов и коллизий в налоговом законодательстве, разрешении налоговых споров в досудебном порядке, а также предотвращении налоговых правонарушений, сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.

Такой положительный эффект возможен только при доверительном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. Возможно ли такое доверие в настоящее время? Готовы ли налогоплательщики к раскрытию всей информации о своей деятельности? Думается, что нет, если учесть стремление многих налогоплательщиков к снижению налогового бремени, оптимизации налоговых и других обязательных платежей, используя пробелы в действующем законодательстве о налогах и сборах. Кроме того, такой способ взаимодействия участников налоговых правоотношений эффективен только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Хотя во многих западных странах (например, Нидерландах, Франции, Германии, США и других), как отмечается в аналитическом журнале «Эксперт», налоговый мониторинг (или «горизонтальный» мониторинг) применяется успешно, так как для бизнеса налоговое планирование становится более предсказуемым, а государство увеличивает поступления в бюджет [13].

В заключении отметим, что рассматриваемое взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков направлено на смещение акцента с фискальной функции налогового контроля на профилактическую, что соответствует новому пониманию роли государства в жизни общества, а именно концепции сервисного государства.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 10.11.2014, № 45, ст. 6158.

2. https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ йз/5766664/ (дата обращения: 29 мая 2017 г.).

3. https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ йъ/5959261/ (дата обращения: 29 мая 2017 г.).

4. Кизимов А.С. Формирование и развитие налогового мониторинга в России: автореферат диссертации.. .к.э.н. — Москва, 2009. — 30 с.

5. Ильин А.Ю. Горизонтальный мониторинг — новый метод в системе налогового контроля. //

Финансовое право. 2014. № 10. С. 4 — 7.

6. Терентьева Г.А., Солодимова Т.Ю. Налоговый мониторинг: от теории к практике. // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 3. С. 88-92.

7. Курбатов Т.Ю. Правовые формы и методы налогового контроля. Автореферат диссерта-ции...кандидат юридических наук — Москва, 2015. — 23 с.

8. Ленева И.Г., Ганин Г.И. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля в Российской Федерации. // Налоги. 2016. № 4. / СПС КонсультантПлюс.

9. Мухамадеева Г.А. Соглашение как форма налогового мониторинга. // Административное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 1292 -1297.

10. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля. // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26-34.

11. Налоговое право: учебник. / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.М. Багмета, А.И. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 527 с.

12. Мигачева Е.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности. // Финансовое право. 2016. № 1. С. 30 — 33.

13. Шохина Е. Налогоплательщики попали в мониторинг. // http://expert.ru/2014/11/5/ nalogoplatelschiki-popali-v-monitoring/ (дата обращения: 26 мая 2017 г.)

Reference

1. Collection of législation of the Russian Fédération. 10.11.2014, No. 45, art. 6158.

2. https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/5766664/ (Date of circulation: May 29, 2017).

3. https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_

fts/5959261/ (Date of circulation: May 29, 2017).

4. Kizimov A.S. Formation and development of tax monitoring in Russia: the author's abstract of the dissertation ... Ph.D. — Moscow, 2009. — 30 p.

5. Ilyin A.Yu. Horizontal monitoring is a new method in the tax control system. // Financial right. 2014. № 10. P. 4 — 7.

6. Terentyeva GA, Solodimova T.Yu. Tax monitoring: from theory to practice. // Problems of Economics and Management. 2016. № 3. P. 88-92.

7. Kurbatov T.Yu. Legal forms and methods of tax control. Author's abstract of the dissertation ... k.y.n. — Moscow, 2015. — 23 p.

8. Leneva IG, Ganin GI Tax monitoring as a new form of tax control in the Russian Federation. // Taxes. 2016. № 4. / ConsultantPlus.

9. Mukhamadeeva G.A. The agreement as a form of tax monitoring. // Administrative and municipal law. 2015. No. 12. P. 1292 -1297.

10. Ilyin A.Yu., Moiseenko M.A. Expansion of the scope of application of the norms of the Tax Code of the Russian Federation regulating the procedure for the implementation of tax monitoring as a form of tax control. // Financial right. 2016. № 2. P. 26-34.

11. Tax Law: a textbook. Ed. I.Sh. Kilyaskhanova, A.M. Bagmet, A.I. Grigoriev. — Moscow: UNITY-DANA, 2017. — 527 p.

12. Migacheva E.V Tax monitoring as a way to ensure financial security. // Financial right. 2016. № 1. P. 30 — 33.

13. Shokhin E. Taxpayers were included in the monitoring. // http://expert.ru/2014/11/5/ nalogoplatelschiki-popali-v-monitoring/ (Date of circulation: May 26, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.