Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 4 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/plemennoe-zhivotnovodstvo/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3
УДК 334
DOI: 10.54861/27131211_2024_4_93
ПЛЕМЕННОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО
Полянскова Н.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры
Региональной экономики и управления, Институт национальной и мировой
экономики, Самарский государственный экономический университет,
г. Самара, Россия
Грашин В.А., кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный
сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт племенного
дела, г. Пушкино, Россия
Грашин А.А., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник,
исполняющий обязанности заведующего Самарской лабораторией
разведения КРС, Всероссийский научно-исследовательский институт
племенного дела, г. Пушкино, Россия
Аннотация. Целью данной статьи является анализ тенденций развития управления
племенным животноводством в Российской Федерации. Актуальность исследования
обусловлена тем, что вопросы управления племенным животноводством находятся в
фокусе исследований, но в то же время подведение промежуточных итогов или этапов
развития не всегда позволяют рассматривать всю сложившуюся систему в совокупности, а
самое главное-сделать прогноз на будущее. Исследования показали, что в истории
государственного управления племенным животноводством в России можно выделить три
основных этапа. Первый этап 1918 – 1994 гг. – это национализация племенного поголовья,
создание системы племенных хозяйств и организация инспекции по племенному делу –
государственной племенной службы. Второй этап 1995 – 2013 гг. представляет собой
создание системы правового регулирования: становление системы государственной
поддержки, развитие государственных услуг. Третий этап – это период с 2014 г. и по
настоящее время, особенностью данного тапа является реализация достигнутых
соглашений в рамках Евразийского экономического союза. На основании проведенного
исследования получены выводы, что государственное управление племенным
животноводством в Российской Федерации осуществляется на протяжении периода,
превышающего 100 лет. Большое влияние на существующую систему оказывают решения
по национализации племенных животных, мероприятия по созданию племенных хозяйств,
сложившаяся система надзора, унификация племенной работы с сельхоз животными в
рамках Евразийского экономического союза, а также породная инвентаризация.
93
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
Ключевые слова: государственное управление племенным животноводством,
государственная поддержка, государственные услуги, Евразийский экономический союз.
LIVESTOCK BREEDING
Polyanskova N.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the
Department of Regional Economics and Management, Institute of National and
World Economics, Samara State University of Economics, Samara, Russia
Grashin V.A., Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher, All-Russian
Scientific Research Institute of Breeding, Pushkino, Russia
Grashin A.A., Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher, Acting Head
of the Samara Laboratory of Cattle Breeding, All-Russian Scientific Research
Institute of Breeding, Pushkino, Russia
Abstract. The purpose of this article is to analyze trends in the development of livestock
breeding management in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the fact that
the issues of livestock breeding management are in the focus of research, but at the same time,
summing up intermediate results or stages of development does not always allow us to consider
the entire existing system in its entirety, and most importantly-to make a forecast for the future.
Research has shown that there are three main stages in the history of state management of livestock
breeding in Russia. The first stage of 1918 – 1994. – this is the nationalization of the breeding
stock, the creation of a system of breeding farms and the organization of a breeding inspection –
the state breeding service. The second stage of 1995-2013 is the creation of a system of legal
regulation: the formation of a system of state support, the development of public services. The
third stage is the period from 2014 to the present, the peculiarity of this tap is the implementation
of the agreements reached within the framework of the Eurasian Economic Union. Based on the
conducted research, it was concluded that the state management of livestock breeding in the
Russian Federation has been carried out for a period exceeding 100 years. Decisions on the
nationalization of breeding animals, measures to create breeding farms, the established system of
supervision, unification of breeding work with farm animals within the framework of the Eurasian
Economic Union, as well as breed inventory have a great influence on the existing system.
Keywords: livestock breeding, public administration, state support, public services in the
field of livestock breeding, the Eurasian Economic Union.
JEL classification: Q13, Q14, Q28.
Для цитирования: Полянскова Н.В., Грашин В.А., Грашин А.А. Племенное
животноводство // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 93–107. DOI:
10.54861/27131211_2024_4_93.
Статья поступила в редакцию: 29.03.2024 г. Одобрена после рецензирования:
29.04.2024 г. Принята к публикации: 30.04.2024 г.
94
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
For citation: Polyanskova N.V., Grashin V.A, Grashin A.A. Livestock breeding //
Progressive Economy. 2024. No. 4. pp. 93–107. DOI: 10.54861/27131211_2024_4_93.
The article was submitted to the editorial office: 29/03/2024. Approved after review:
29/04/2024. Accepted for publication: 30/04/2024.
Введение
В настоящее время племенному животноводству уделяется особое
внимание. На период до 2030 года в прогнозе социально-экономического
развития России развитие животноводства увязано с подъемом племенного
животноводства и повышением продуктивности скота. Инновационным
сценарием развития является повышение конкурентоспособности, сохранение
тенденции к импортозамещению. Развитие племенного животноводства, как
контролируемый процесс невозможно рассматривать без механизма
государственного управления. Обширные международные преобразования,
растущие различия между этапами в истории, когда зарождалось племенное
животноводство, развивались технологии, темпы экономического развития
государства, все это, несомненно, повлияло на управление.
Целью государственного управления, согласно положениям закона «О
племенном животноводстве», является улучшение продуктивных качеств и
разведение высокопродуктивных сельхоз животных, а также сохранение
генофонда малочисленных и исчезающих пород, полезных для селекционных
целей. Если за исходную точку в процессе государственного управления
племенным животноводством в Российской Федерации взять дату
национализации племенных животных, то в 2024 году исполнится 106 лет с
момента начала госуправления. С этой даты можно вести отсчет
государственного управления племенным животноводством и создание
государственной племенной службы. Таким образом, целью статьи является
анализ тенденций развития управления племенным животноводством в
Российской Федерации.
Обзор литературы
Г.Ф. Сафина отмечает, что ключевым инструментом в системе
управления и оказывающий влияние на развитие племенного животноводства
на территории регионов является Региональные информационноселекционные центры (РИСЦ). По данным на конец 2013 года
зарегистрировано 36 РИСЦ, а это значит, что только половины регионов
готовы подключить свои базы данных [17].
Минсельхоз России ведет работу по созданию информационной
системы, архитектура которой приведена на рис. 1.
95
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
АРХИТЕКТУРА
Государственной информационной системы
в области племенного животноводства
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ –
автоматизированные системы учета организаций,
осуществляющих деятельность в области
племенного животноводства
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ –
автоматизированные системы учета субъектов
Российской Федерации (РИСЦ)
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ –
Единый сервер сWEB-порталом (Минсельхоз России)
Рис. 1. Архитектура информационной системы
Источник: составлено по данным [17]
По мнению Е.С. Сурковой и Н.А. Яковлева, в России госрегулирование
АПК осуществляется административными и экономическими методами. В
племенном животноводстве действуют дотации [21]. А.И. Шендаков в статье
указывает на необходимость в Российской Федерации системного управления
и строгого контроля над соблюдением племенными организациями общих
правил ведения селекции и технологий производства продукции
животноводства [25]. А.И. Тихомиров приходит к выводу, что актуальные и
востребованные со стороны аграрного сектора до 2030 года для экономики,
являются направления научно-исследовательских и опытно конструкторских
работ – это разработка системы машин и применения цифровых технологий
при содержании животных [22].
Особый интерес представляет управление племенным животноводством
на территории бывших республик СССР. По мнению Н.Н. Климова и С.И.
Коршуна, в Республике Беларусь Министерством сельского хозяйства и
продовольствия Республики создана система сбора, хранения и обработки
информации о племенной ценности молочного скота. В систему вошли
племенные хозяйства, БГО «Белплемживобъединение» и региональные
селекционно-генетические центры [7].
С.В. Соляник отмечает, что в белорусском законодательстве
компетенции органов государственного управления в области племенного
дела определяет, осуществляет, обеспечивает, утверждает, устанавливает,
реализует, разрабатывает, создает. Для того чтобы нормативные правовые
акты в области племенного дела имели прямое действие, необходимо, чтобы
нормы были «адресованы» непосредственно исполнителям: ученым,
зоотехникам [19]. Также автор акцентирует внимание на том, что в
государствах Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан деятельность в
племенном
животноводстве
регулируется
нормами
аграрного
законодательства, а правовая защита селекционных достижений
устанавливается нормами гражданского права. В Республике Беларусь,
96
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
которая также является государством – членом ЕАЭС, правовая охрана новых
пород животных должным образом не обеспечена [20].
Таким образом, вопросы управления племенным животноводством
находятся в фокусе исследований, но в то же время подведение
промежуточных итогов или этапов развития не всегда позволяют
рассматривать всю сложившуюся систему в совокупности, а самое главное –
сделать прогноз на будущее.
Материалы и методы
При проведении исследования использовались специальные методы:
экономико-статистический. Для исследования данной проблемы были
использованы официальные данные Министерства сельского хозяйства, ФНС
России, а также аналитические материалы. Материалами исследования
являются нормативно-правовые акты.
Результаты и обсуждение
В истории развития государственного управления в России можно
выделить три основных этапа.
Первый этап 1918 – 1994 гг. Данный этап характеризуется
революционными изменениями. Сначала национализация племенных
животных, которая началась 19 июля 1918 года с решения Совета народных
комиссаров РСФСР [4]. Затем следовал большой период становления, который
определил современное состояние племенного животноводства. Улучшение
племенной работы, которое строилось на реализации мер и мероприятий [13].
Необходимо отдать должное, в решениях государственных органов
отмечались, как недостатки, а также достоинства проведенных мероприятий.
Прорывной технологией этапа стало решение применения искусственного
осеменения. В приказе Министерства сельского хозяйства РСФСР от 30 июня
1959 г. № 313 отмечается большая эффективность использования
высококлассных производителей.
Ставились задачи: разработки рекомендаций и планов по
совершенствованию пород, восстановлению проведения бонитировки во всех
племенных и товарных хозяйствах. Для этого необходимо было создать в
каждом районе племенные хозяйства. Была заложена система надзора. Для
этого было взято направление контроля мероприятий по племенному делу и
искусственному осеменению. Результатом стала организация инспекции по
племенному делу в регионах.
Впоследствии в решениях государственных органов с учетом их
природно-экономических условий ставилась задача породного районирования
сельскохозяйственных животных и планового развития сети племенных
хозяйств [10]. На пятилетие вперед планировалось развитие и создания
станций по искусственному осеменению, а также их филиалов. Решались
вопросы изготовления единых форм зоотехнического и племенного учета.
Как уже ранее отмечалось, государственные органы, ответственные за
политику в сфере племенного животноводства, отмечали полученные успехи.
Так, Совет Министров РСФСР в Постановление1972 года констатировал, что
97
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
в результате осуществления мер все поголовье скота стало породным,
увеличилась численность чистопородных животных, повысилась их
классность [18].
Из недостатков отмечалось, что слабо ведется работа по оценке
производителей по качеству потомства, неудовлетворительно используются
имеющиеся племенные ресурсы. Отмечалось, что мало закупается и вывозится
племенных животных из регионов.
В 1978 году на государственном уровне (таблица 1) была
сформулирована и поставлена задача по совершенствованию существующих
и создание новых пород, линий и гибридов [11]. Основными исполнителями
определялись
научно-исследовательские
учреждения,
племенные
предприятия. В 1987 году Постановлением Совета Министров РСФСР задача
была скорректирована в сторону установления показателей [12].
Таблица 1
Приоритетные направления племенного животноводства за период с
1978 по 1987 годы
Основное
направление:
в молочном
скотоводстве
в мясном
скотоводстве
в свиноводстве
в овцеводстве
в птицеводстве
1978 год
1987 год
совершенствование
повышение удоев, содержание жира и
существующих и созданию
белка в молоке, устойчивость к
новых пород: черно-пестрой,
заболеваниям и приспособленности к
красно-пестрой, бурой и
условиям промышленной технологии
красной пород с удоем от
содержания, уменьшение затрат
коровы 5 – 7 тыс. кг молока в
кормов на единицу продукции
год
повышение убойного веса животных, симментальской мясной
обеспечение лучшей
породы с уровнем суточных
приспособленности к пастбищным
привесов молодняка на
условиям содержания, эффективное выращивании и откорме 1,0 –
использование грубых и других
1,2 кг и живым весом в 16кормов
месячном возрасте 550 – 600 кг
повышение скороспелости и
специализированной мясной
улучшение мясных качеств свиней, породы, пригодной для
повышение среднесуточных привесов, использования в системе
создание высокопродуктивных
гибридизации в условиях
кроссов, пород и линий свиней
промышленных технологий, с
мясного и беконного направлений,
уровнем суточных привесов на
широкое использование эффекта
откорме 700 – 750 гр. при
гетерозиса, снижение затрат кормов затратах 3,8 – 3,9 к. ед. на 1 кг
на единицу продукции
привеса
полутонкорунной мясоповышение шерстной и мясной
шерстной и полутонкорунной
продуктивности, плодовитости и
многоплодной пород с
скороспелости, увеличение выхода
настригом чистой шерсти с
чистого волокна, улучшение качества
овцы соответственно не менее
каракуля, овчин и другой продукции
3,5 и 3 кг
выведение новых
новых линий и кроссов,
высокопродуктивных линий и кроссовобеспечивающих яйценоскость
98
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
птицы мясного и яичного
кур не менее 280 яиц в год,
направлений, характеризующихся
живой вес бройлеров в 6 – 7
высокой энергией роста и оплатой
недельном возрасте – 1,9 – 2 кг
кормов, устойчивость к различным
при затрате не более 2 кг корма
заболеваниям
на 1 кг прироста живого веса
разработка и производства приборов
для определения жира и белка в
молоке, качества шерсти, толщины
в промышленности жира и мышечной ткани у животных,
оборудования для расфасовки семени
быков-производителей и их
маркировки
Источник: подготовлено авторами по данным [11, 12]
В 1987 году совершенствование в селекции приобрело форму
расширения объемов работ по скрещиванию молочного скота черно-пестрых
и палево-пестрых пород с голштинским скотом, а также рекомендаций по
использованию для воспроизводства стада только оцененных производителей.
Принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О селекционных
достижениях» определил регулирование имущественных и неимущественных
отношений, возникающих в связи с созданием, правовой охраной и
использованием селекционных достижений [6]. В Государственный реестр
селекционных достижений вошла большая часть пород сельскохозяйственных
животных: голштинская, черно-пестрая, шаролезская, ярославская, якутский
скот,
абердин-ангусская,
айрширская,
англерская,
бестужевская,
герефордская, джерсейская, калмыцкая, лимузинская, симментальская,
красно-пестрая и т.д.
Вторым этапом 1995 – 2013 гг. было создание системы через правовое
регулирование: становление системы государственной поддержки и развитие
государственных услуг.
В Федеральном законе «О племенном животноводстве», принятом в
1995 году, установлена правовая основа деятельности по разведению
племенных животных, производства и использования племенной продукции
[24]. Определены полномочия государственной племенной службы.
В настоящее время в Кодексе Российской Федерации «Об
административных правонарушениях» определены нарушения племенного
животноводства [8]. Прежде всего, это нарушение требований при реализации,
использовании в целях воспроизводства племенной продукции, а также
правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад.
Большую роль в предоставлении государственной поддержки определила
статья 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от
29 декабря 2006 года. На региональном уровне формы этой поддержки в
основном направлены на субсидирование приобретения племенной
продукции (материала).
99
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
Следующий шаг построения современной системы проходил в рамках
административной реформы и внедрения государственных услуг: регистрации
племенных стад и ведению государственного племенного регистра [14] и т.д.
Необходимо отметить, что на втором этапе в государственный реестр
селекционных достижений, допущенных к использованию, вошли созданные
типы в породах крупного рогатого скота. Так, например, в черно-пестрой
породе: ирменский, ленинградский, непецинский, самарский и т.д.
Третий этап с 2014 года по н/в – унификация селекционно-племенной
работы в рамках Евразийского экономического союза в границах Республики
Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызская
Республика, Российская Федерация [5, 2]. Необходимо отметить, что большое
влияние на породный состав в Российской Федерации оказывают правила
определения породы племенных животных на территории Евразийского
экономического союза [2]. Под «селекционно-племенной работой» в союзе
понимается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование
племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
В Российской Федерации продолжена работа по формированию
системы правового регулирования, утверждены формы племенных
свидетельств на племенную продукцию [15]. Продолжается работа по
формированию племенной базы сельскохозяйственных животных. Общее
количество племенных хозяйств, располагающих
отечественными
племенными животными, составляет более 1500 (таблица 2).
Таблица 2
Племенная база (молочные, молочно-мясные и мясные породы крупного
рогатого скота, овцы, козы, свиньи) по данным бонитировок, ед.
Вид племенной 2022 г 2021 г 2020 г 2019 г 2018 г 2022 г.+/- к 2022 г. в % к
2018 г.
2018 г.
организации
Племенной
426
455
492
519
541
-115
79
завод
Племенной
1087
1053
1081
1118
1145
-58
репродуктор
95
Источник: рассчитано авторами по данным [1]
В 2022 году общая численность племенных заводов составила 426, что
составляет 79 % к уровню 2018 года, а племенных репродукторов - 1087, что
составляет 95 % к уровню 2018 года.
В 2020 году в Российской Федерации утверждена Доктрина
продовольственной безопасности [23]. Национальными интересами на
долгосрочный период определено развитие племенного животноводства. Для
обеспечения качества и безопасности пищевой продукции необходимо
снижение зависимости сельского хозяйства от импорта племенной продукции.
Аналогичное стратегическое направление принято в рамках Евразийского
экономического союза [2].
С
развитием
государственного
информационного
ресурса
бухгалтерской (финансовой) отчетности ФНС России [3], сформированного на
100
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
основании информации, представленной составителями отчетности,
появилась возможность, кроме официальной статистической, анализировать
экономические процессы определенных юридических лиц, оказывающих
существенное влияние в отраслях экономики. С помощью отчета о
финансовых результатах можно выявить главные тенденции, повлиявшие на
экономическую эффективность. Основные показатели финансовых
результатов
организаций
по
искусственному
осеменению
сельскохозяйственных животных представлены в таблице 3. В выборку не
вошли ГУПы, так как информация не размещается в государственном
информационном ресурсе. Кроме того, из анализа был исключен филиал ООО
«Брянская мясная компания», так как основная выручка у данной организации
не от реализации племенной продукции (материала), что в конечном итоге
может повлиять на выводы при анализе ситуации в племенном
животноводстве.
Таблица 3
Финансовые результаты организаций по искусственному осеменению
сельскохозяйственных животных Российской Федерации, тыс. руб.
Финансовый
результат
Выручка
Себестоимость
продаж
Чистая прибыль
(убыток)
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г.
2022 г. +/- к
2018 г. в %
7 653 140 5 914 179 5 552 698 4 531 703 3 966 008
193
4 449 716 3 744 568 4 086 281 3 153 654 2 666 465
167
1 092 988
225
568 297
622 281
760 415
486 321
Источник: рассчитано авторами по данным [3]
Анализ финансовых результатов организаций по искусственному
осеменению сельхоз животных показывает их стабильное поступательное
развитие. По результатам 2022 года выручка составила 7 653 140,0 тыс.
рублей, что составляет 193% к уровню 2018 года. Чистая прибыль 1 092 988,0
тыс. рублей, что составляет 225 % к уровню 2018 года. В лидерах по выручке
среди организаций по искусственному осеменению находятся: ООО
«ЦентрПлем», ООО «Альта Дженетикс Раша», ООО «Молочная Компания
«Генетика-Юг» и ООО Молочная Компания «Генетика».
Необходимо отметить, что стратегическим направлением Евразийского
Экономического Совета является внедрение государствами-членами
общепризнанных рекомендаций и методик. Большим шагом стало
утверждение методики оценки племенной ценности крупного рогатого скота
молочного и мясного направления продуктивности, свиней [2].
В настоящее время на региональном уровне органы исполнительной
власти в сфере сельского хозяйства активно оказывают государственную
поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям
АПК своего региона в сфере племенного животноводства. В основном это
субсидии, направленные на возмещение понесенных получателями затрат на
101
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
приобретение племенной продукции (материала). Так, например, в Самарской
области возмещаются 50 % от объема фактически понесенных получателями
затрат на приобретение племенных животных (в зависимости от направления
использования и возраста животных есть ограничения по стоимости
возмещения). Также субсидируются 70 % от объема фактически понесенных
получателями затрат на приобретение семени быков-производителей (семя
быков-производителей не более 600 рублей за одну дозу; сексированное семя
быков-производителей не более 2 500 рублей за одну дозу) [9].
В Нижегородской области предоставляются субсидии в расчете на
искусственно оплодотворенную голову (300 рублей; 1000 рублей, если семя
сексированное). Также субсидируется приобретение племенного молодняка
КРС
(кроме
бычков
молочных,
комбинированных
пород
и
специализированных мясных пород): 40 % от стоимости, но не более 74,0 тыс.
руб. [16].
Заключение
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно заключить,
что государственное управление племенным животноводством в Российской
Федерации имеет большую историческую протяженность более 100 лет.
Большое влияние на существующую систему оказали решения по
национализации племенных животных, мероприятия по созданию племенных
хозяйств, сложившаяся система надзора, унификация племенной работы с
сельхоз животными в рамках Евразийского экономического союза, а также
породная инвентаризация.
В 2022 году общая численность племенных заводов (крупный рогатый
скот, овцы, козы, свиньи) составила 426, что составляет 79 % к уровню 2018
года, а племенных репродукторов 1087, что составляет 95 % к уровню 2018
года. Государственная поддержка на федеральном и региональном уровне
оказывает существенное влияние на отсеивание и стабилизацию уровня
племенной базы в Российской Федерации и может повлиять на
импортозамещение племенной продукции (материала).
Литература
1. Анализ состояния племенных ресурсов // Министерство сельского
хозяйства
Российской
Федерации.
URL: https://vniiplem.com/home/gisc/sost_plemres/.
2. Головная организация ЕАЭС от российской стороны по координации
и аналитическому обеспечению селекционно-племенной работы в области
племенного животноводства, проводимой в Российской Федерации //
Министерство
сельского
хозяйства
Российской
Федерации.
URL: https://vniiplem.com/home/koord_centr/eec/.
3. Государственный
информационный
ресурс
бухгалтерской
(финансовой) отчетности // Федеральная налоговая служба. URL:
https://bo.nalog.ru/.
102
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
4. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 19 июля 1918 года «О
племенном животноводстве» // Электронная библиотека исторических
документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/ nodes/139192.
5. Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //
СПС
Консультант
Плюс.
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
6. Закон РФ «О селекционных достижениях» от 06.08.1993 № 5605-1
(последняя
редакция)
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4628/.
7. Климов Н. Н., Коршун С. И. Структура племенной службы в отрасли
молочного скотоводства Республики Беларусь // Экономика: экономика и
сельское хозяйство. 2017. №. 7 (19). С. 18–25.
8. Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант
Плюс. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
9. Порядок предоставления субсидий за счет средств областного
бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям
агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в
целях возмещения затрат на поддержку отдельных направлений
животноводства, утвержденный постановлением Правительства Самарской
области от 01.02.2013 № 21 // СПС Консультант Плюс.
URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.
cgi?req=doc&base=RLAW256&n=48298&dst=108233#IATJJ7UiCsWQBMJL1.
10. Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1970 г. № 490
«О мерах по улучшению племенного дела в животноводстве и дальнейшем
развитии искусственного осеменения сельскохозяйственных животных» //
Официальный
интернет-портал
правовой
информации.
URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&empire=1&nd=196016902&page
=1&rdk=0&link_id=0#I0.
11. Постановление Совет Министров СССР Центрального комитета
КПСС от 5 мая 1978 г. № 494 «О мерах по дальнейшему совершенствованию
племенного дела в животноводстве» // Электронный фонд нормативнотехнических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/765710264.
12. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 января 1987 г. № 40
«О мерах по повышению эффективности и улучшению организации
племенного дела в животноводстве» // Официальный интернет-портал
правовой
информации.
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&empire=1&nd=196000139&pag
e=1&rdk=0&link_id=0#I0.
13. Приказ Министерства сельского хозяйства РСФСР от 30 июня
1959 г. № 313 «О мерах по дальнейшему улучшению племенной работы и
широкому применению искусственного осеменения в животноводстве
колхозов и совхозов РСФСР» // База нормативных документов и
103
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
законодательных
актов.
URL: https://eecolog.ru/docs/poMQGsNP1u9WzVBSzYAL5?utm_referrer=https%3A%2F%2Fy
andex.ru%2F.
14. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от
24 октября 2011 г. № 377 «Об утверждении административного регламента
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по государственной регистрации племенных стад и
ведению государственного племенного регистра» // Электронный фонд
нормативно-технических
документов.
URL: https://docs.cntd.ru/document/902314934.
15. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от
14 ноября 2017 г. № 577 «Об утверждении форм племенных свидетельств на
племенную продукцию (материал) и признании утратившим силу Приказа
Минсельхоза России от 10 июня 2016 г. № 232» // СПС Гарант.
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71769132/.
16. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственных
ресурсов Нижегородской области от 02.03.2023 № 57 «Об утверждении ставок
субсидий на возмещение части затрат на поддержку племенного
животноводства
в
2023
году»
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW187
&n=287082#5nhJJ7U8MTu9FI4j1.
17. Сафина Г.Ф. Нормативно-правовое регулирование отрасли
племенного животноводства // Молочная промышленность. 2014. №. 7. С. 8–
9.
18. Совет Министров РСФСР Постановление от 2 августа 1972 г. № 448
«О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в
животноводстве») в результате осуществления мер по улучшению племенного
дела в животноводстве и искусственного осеменения сельскохозяйственных
животных в колхозах и совхозах РСФСР» // База нормативных документов и
законодательных
актов.
URL:https://eecolog.ru/docs/oMehwYTZeX2WRS5HGrc6h.
19.Соляник С. В. Компетенции государственных органов управления в
области племенного дела в животноводстве // Животноводство и ветеринарная
медицина. 2020. №. 2.С. 17–20.
20. Соляник С. В. Особенности правового регулирования племенного
разведения животных в различных странах. 2020. С. 440–442.
21. Суркова Е.С., Яковлев Н.А. Особенности Государственного
регулирования АПК // Экономика и социум. 2017. №. 3 (34). С. 1280–1283.
22. Тихомиров А. И. Проблемы технологического импортозамещения
животноводства России: теоретико-методологические и практические аспекты
реализации // Вестник аграрной науки. 2021. №. 6 (93).С. 139–146.
23. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении доктрины
продовольственной
безопасности
Российской
Федерации»
от
104
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
21 января 2020 года
№ 20
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/.
24. Федеральный закон «О племенном животноводстве» 3 августа 1995
года№123-ФЗ
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7428/.
25. Шендаков А.И. Управление селекционно-генетическим процессом в
животноводстве России: теория, практика и перспективы развития // Биология
в сельском хозяйстве. 2014. №. 1. С. 2–18.
References
1. Analiz sostoyaniya plemennyh resursov // Ministerstvo sel'skogo
hozyajstva
Rossijskoj
Federacii.
URL:
https://vniiplem.com/home/gisc/sost_plemres/.
2. Golovnaya organizaciya EAES ot rossijskoj storony po koordinacii i
analiticheskomu obespecheniyu selekcionno-plemennoj raboty v oblasti
plemennogo zhivotnovodstva, provodimoj v Rossijskoj Federacii // Ministerstvo
sel'skogo
hozyajstva
Rossijskoj
Federacii.
URL:
https://vniiplem.com/home/koord_centr/eec/.
3. Gosudarstvennyj informacionnyj resurs buhgalterskoj (finansovoj)
otchetnosti // Federal'naya nalogovaya sluzhba. URL: https://bo.nalog.ru/.
4. Dekret Soveta narodnyh komissarov RSFSR ot 19 iyulya 1918 goda «O
plemennom zhivotnovodstve» // Elektronnaya biblioteka istoricheskih dokumentov.
URL: https://docs.historyrussia.org/ru/ nodes/139192.
5. Dogovora o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze ot 29 maya 2014 goda
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
6. Zakon RF «O selekcionnyh dostizheniyah» ot 06.08.1993 № 5605-1
(poslednyaya
redakciya)
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4628/.
7. Klimov N. N., Korshun S. I. Struktura plemennoj sluzhby v otrasli
molochnogo skotovodstva Respubliki Belarus' // Ekonomika: ekonomika i sel'skoe
hozyajstvo. 2017. №. 7 (19). S. 18–25.
8. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30
dekabrya 2001 goda № 195-FZ // SPS Konsul'tant Plyus. URL: https://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
9. Poryadok predostavleniya subsidij za schyot sredstv oblastnogo byudzheta
sel'skohozyajstvennym
tovaroproizvoditelyam,
organizaciyam
agropromyshlennogo
kompleksa
i
individual'nym
predprinimatelyam,
osushchestvlyayushchim svoyu deyatel'nost' na territorii Samarskoj oblasti, v celyah
vozmeshcheniya zatrat na podderzhku otdel'nyh napravlenij zhivotnovodstva,
utverzhdennyj postanovleniem Pravitel'stva Samarskoj oblasti ot 01.02.2013 № 21
// SPS Konsul'tant Plyus. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.
cgi?req=doc&base=RLAW256&n=48298&dst=108233#IATJJ7UiCsWQBMJL1.
105
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
10. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 29 iyunya 1970 g. № 490 «O
merah po uluchsheniyu plemennogo dela v zhivotnovodstve i dal'nejshem razvitii
iskusstvennogo osemeneniya sel'skohozyajstvennyh zhivotnyh» // Oficial'nyj
internet-portal
pravovoj
informacii.
URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&empire=1&nd=196016902&page
=1&rdk=0&link_id=0#I0.
11. Postanovlenie Sovet Ministrov SSSR Central'nogo komiteta KPSS ot 5
maya 1978 g. № 494 «O merah po dal'nejshemu sovershenstvovaniyu plemennogo
dela v zhivotnovodstve» // Elektronnyj fond normativno-tekhnicheskih
dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/ document/765710264.
12. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 30 yanvarya 1987 g. № 40 «O
merah po povysheniyu effektivnosti i uluchsheniyu organizacii plemennogo dela v
zhivotnovodstve» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&empire=1&nd=196000139&page=1&r
dk=0&link_id=0#I0.
13. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva RSFSR ot 30 iyunya 1959 g. №
313 «O merah po dal'nejshemu uluchsheniyu plemennoj raboty i shirokomu
primeneniyu iskusstvennogo osemeneniya v zhivotnovodstve kolhozov i sovhozov
RSFSR» // Baza normativnyh dokumentov i zakonodatel'nyh aktov. URL: https://eecolog.ru/docs/poMQGsNP1u9WzVBSzYAL5?utm_referrer=https%3A%2F%2Fy
andex.ru%2F.
14. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii ot 24
oktyabrya 2011 g. № 377 «Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta
Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii po predostavleniyu
gosudarstvennoj uslugi po gosudarstvennoj registracii plemennyh stad i vedeniyu
gosudarstvennogo plemennogo registra» // Elektronnyj fond normativnotekhnicheskih dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/document/902314934.
15. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii ot 14
noyabrya 2017 g. № 577 «Ob utverzhdenii form plemennyh svidetel'stv na
plemennuyu produkciyu (material) i priznanii utrativshim silu Prikaza Minsel'hoza
Rossii ot 10 iyunya 2016 g. № 232» // SPS Garant. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71769132/.
16. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stvennyh resursov
Nizhegorodskoj oblasti ot 02.03.2023 № 57 «Ob utverzhdenii stavok subsidij na
vozmeshchenie chasti zatrat na podderzhku plemennogo zhivotnovodstva v 2023
godu»
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW187&n=2
87082#5nhJJ7U8MTu9FI4j1.
17. Safina G.F. Normativno-pravovoe regulirovanie otrasli plemennogo
zhivotnovodstva // Molochnaya promyshlennost'. 2014. №. 7. S. 8–9.
18. Sovet Ministrov RSFSR Postanovlenie ot 2 avgusta 1972 g. № 448 «O
dopolnitel'nyh merah po uluchsheniyu plemennogo dela v zhivotnovodstve») v
rezul'tate osushchestvleniya mer po uluchsheniyu plemennogo dela v
zhivotnovodstve i iskusstvennogo osemeneniya sel'skohozyajstvennyh zhivotnyh v
106
Прогрессивная экономика
Progressive economy
2024, № 4.
2024, Iss. 4.
ISSN 2713-1211 (online)
https://progressive-economy.ru/
kolhozah i sovhozah RSFSR» // Baza normativnyh dokumentov i zakonodatel'nyh
aktov. URL:https://e-ecolog.ru/docs/oMehwYTZeX2WRS5HGrc6h.
19.Solyanik S. V. Kompetencii gosudarstvennyh organov upravleniya v
oblasti plemennogo dela v zhivotnovodstve // ZHivotnovodstvo i veterinarnaya
medicina. 2020. №. 2.S. 17–20.
20. Solyanik S. V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya plemennogo
razvedeniya zhivotnyh v razlichnyh stranah. 2020. S. 440–442.
21. Surkova E.S., YAkovlev N.A. Osobennosti Gosudarstvennogo
regulirovaniya APK // Ekonomika i socium. 2017. №. 3 (34). S. 1280–1283.
22. Tihomirov A. I. Problemy tekhnologicheskogo importozameshcheniya
zhivotnovodstva Rossii: teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty
realizacii // Vestnik agrarnoj nauki. 2021. №. 6 (93).S. 139–146.
23. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii doktriny
prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» ot 21 yanvarya 2020 goda №
20
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/.
24. Federal'nyj zakon «O plemennom zhivotnovodstve» 3 avgusta 1995
goda№123-FZ
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7428/.
25. SHendakov A.I. Upravlenie selekcionno-geneticheskim processom v
zhivotnovodstve Rossii: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya // Biologiya v
sel'skom hozyajstve. 2014. №. 1. S. 2–18.
107