Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 3 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/soczialnyj-kontrakt-kak-
sovremennyj-mehanizm-soczialno-ekonomicheskoj-pomoshhi-naseleniyu/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3
УДК 332.145:334.027
DOI: 10.54861/27131211_2024_3_57
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Соломенникова С.И., кандидат технических наук, доцент, ФГАОУ ВО
«Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
Букач Б.А., кандидат экономических наук, доцент, директор Института
финансов, экономики и управления, ФГАОУ ВО «Севастопольский
государственный университет», г. Севастополь, Россия
Тетерина Д.К., магистрант, ФГАОУ ВО «Севастопольский
государственный университет», г. Севастополь, Россия
Аннотация. Научная статья посвящена анализу современных механизмов
государственной социальной помощи населению в период реинтеграции города
Севастополя в состав Российской Федерации, целью которого является повышение
социальной справедливости и улучшения качества жизни граждан. В данной работе
рассматривается опыт реализации данной программы в указанном регионе, анализируются
успешные отечественные практики в этой области. Авторы обращают внимание на
важность совершенствования механизмов социальной помощи и выявляют проблемные
аспекты, которые требуют дальнейшего развития и улучшения. В статье освещается
важность эффективной социальной помощи для обеспечения стабильности и благополучия
граждан в условиях изменений жизненной среды. Апробация механизма социального
контракта в городе Севастополь подчеркивает актуальность и значимость этого
инструмента для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
Рассматриваемый в статье материал представляет интерес для специалистов в области
социальной работы, государственного управления, а также для исследователей, которые
занимаются проблемами социальной защиты населения, и может послужить основой для
разработки дальнейших стратегий по улучшению системы социальной поддержки в
регионах, которые подвергаются подобным изменениям.
Ключевые слова: государственная социальная помощь, социальный контракт,
мероприятия социального контракта, прожиточный минимум, региональные практики
соцконтракта.
57
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
SOCIAL CONTRACT AS A MODERN MECHANISM OF SOCIAL
ASSISTANCE TO THE POPULATION
Solomennikova S.I., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
Bukach B.A., Candidate of Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Finance, Economics and Management, Sevastopol State University,
Sevastopol, Russia
Teterina D.K., Undergraduate student, Sevastopol State University, Sevastopol,
Russia
Abstract. The proposed scientific article is devoted to the analysis of modern mechanisms of state social assistance to the population during the reintegration of the city of Sevastopol into the Russian Federation, the purpose of which is to increase social justice and improve the quality of life of citizens. This paper examines the experience of implementing this program in the specified region, analyzes successful domestic practices in this area. The authors draw attention to the importance of improving social assistance mechanisms and identify problematic aspects that
require further development and improvement. The article highlights the importance of effective social assistance to ensure the stability and well-being of citizens in a changing living environment.
The approbation of the social contract mechanism in the city of Sevastopol underlines the relevance and importance of this tool for solving social problems and developing civil society. The material considered in the article is of interest to specialists in the field of social work, public administration, as well as to researchers who deal with the problems of social protection of the population, and can serve as a basis for developing further strategies to improve the social support system in regions that are undergoing such changes.
Keywords: state social assistance, social contract, social contract activities, living wage, regional social contract practices.
JEL classification: I38, H53, D63.
Для цитирования: Соломенникова С.И., Букач Б.А., Тетерина Д.К. Социальный
контракт как современный механизм социально-экономической помощи населению //
Прогрессивная экономика. 2024. № 3. С. 57–67. DOI: 10.54861/27131211_2024_3_57.
Статья поступила в редакцию: 25.03.2024 г. Одобрена после рецензирования:
01.04.2024 г. Принята к публикации: 01.04.2024 г.
For citation: Solomennikova S.I., Bukach B.A., Teterina D.K. The Social Contract as a
modern mechanism of socio-economic assistance to the Population // Progressive Economy. 2024.
No. 3. pp. 57-67. DOI: 10.54861/27131211_2024_3_57.
58
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
The article was submitted to the editorial office: 25/03/2024. Approved after review: 01/04/2024. Accepted for publication: 01/04/2024.
Введение
Сегодня важным инструментом улучшения качества жизни российского
населения является социальный контракт, где государство и население
соглашаются на реализацию программ и мероприятий, направленных на
снижение уровня бедности и улучшение социального благополучия граждан
нашей станы. Государство предоставляет финансовую помощь, а граждане
обязуются выполнять определенные условия для преодоления трудных
жизненных ситуаций. Основным показателем уровня жизни гражданина
является прожиточный минимум, который определяет минимальное
количество средств, необходимых человеку для покрытия базовых его
потребностей [12]. При доходе ниже величины прожиточного минимума
возрастает риск нахождения людей в состоянии бедности.
В рамках механизма социальной помощи населению через заключение
социальных контрактов были предложены различные меры для улучшения
социальной сферы, включая увеличение государственных расходов на
социальные программы, внедрение инновационных методов управления и
технологий, развитие малого и среднего бизнеса, улучшение доступности
качественного здравоохранения и образования, а также другие инициативы.
Обзор литературы
В современных условиях вопросы государственной социальной помощи
населению становятся все более востребованными. Многие эксперты
рассматриваются социальные контракты как перспективный механизм
повышения эффективности социальной защиты населения РФ. В работе О.С.
Дубенко «Социальный контракт как новая форма оказания адресной
социальной помощи» определяет важность социальных контрактов как
средства активизации выхода из бедности и обеспечения социальной
справедливости населения [5]. Е.Ю Чупрова в статье «Социальный контракт
как эффективный инструмент мотивации отдельных категорий граждан для
самостоятельного
преодоления
обстоятельств,
повлекших
трудную
жизненную ситуацию» и Кравченко Е.В. в статье «Социальный контракт как
инструмент
стимулирования
и
развития
предпринимательства»
подчеркивают возможность человека, получившего социальную помощь
посредством заключения соцконтракта, в дальнейшем самостоятельно себя
обеспечивать или даже создавать дополнительные рабочие места.
Л.Н. Овчарова и Л.М. Прокофьева в своих работах анализируют
проблемы и перспективы реализации социальных контрактов в условиях
изменения территориального статуса и их вклад в улучшение качества жизни
населения РФ [9]. З.М. Лайпанова и Р.Г. Халкечев приходят к выводу, что
механизмы
государственной
поддержки,
реализуемые
посредством
социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства,
59
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
способствуют обеспечению устойчивости развития сельских территорий [6].
Анализ региональных практик позволил увидеть практическую значимость
социальных контрактов, определить успешные инструменты реализации
социальных контрактов.
Материалы и методы
Апробация механизмов социального контракта в РФ началась с 2000
года. Можно выделить четыре основных этапа: экспериментальный этап
(2000–2010гг.),
расширение
практики
(2010–2015гг.),
укрепление
законодательной базы (2016–2018гг.) и развитие инфраструктуры (с 2019 г. и
по настоящее время). В качестве пилотного проекта социальный контракт
охватил 17 регионов РФ: Республику Саха, Республику Карелию, Республику
Коми, Республику Татарстан, Республику Тыва, Камчатский край, Самарскую,
Астраханскую,
Тюменскую,
Курганскую,
Томскую,
Ростовскую,
Свердловскую, Тульскую, Ярославскую области и город Москву. В городе
Севастополе данная программа стартовала в 2021 году.
Социальный контракт был предоставлен по 4 направлениям [9]:
1)
помощь в трудоустройстве (Поиск работы). Контракт заключается
на период, не превышающем 9 месяцев; единовременная выплата равна
размеру минимальной заработной платы конкретного региона и еще три таких
же выплаты в размере прожиточного минимума предусмотрены после
трудоустройства.
2)
помощь в организации индивидуальной предпринимательской
деятельности (Осуществление ИП и самозанятости). Контракт заключается на
период, не превышающем 12 месяцев; размер выплаты в г. Севастополе с 2022
года достигает 350 тыс. руб.
3)
помощь в организации личного подсобного хозяйства (Ведение
ЛПХ). Контракт заключается на период, не превышающем 12 месяцев;
единовременная выплата может достигать до 200 тыс. руб.
4)
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление
гражданином трудной жизненной ситуации (Преодоление ТЖС). Контракт
заключается на период, не превышающем 6 месяцев; размер выплаты
достигает до 30 тыс. руб. или осуществляется единовременная выплата, размер
которой зависит от конкретной ТЖС – стоимость покупки необходимых
товаров или ежемесячная выплата в размере одного прожиточного минимума
в регионе. Социальный контракт предполагает целевое использование средств
в виде приобретения оборудования, материалов, необходимых для
производства, транспортные расходы, аренду помещения и расходных
материалов, и др.
Условия получения государственной социальной помощи на основе
социального контракта зависят от пяти категорий Заявителя:
1)
малоимущие – одиноко проживающий гражданин или семья
гражданина с доходом, сумма которого за последние три месяца составляет
меньше прожиточного минимума в регионе;
60
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
2)
самозанятые – граждане, зарегистрированные в качестве
плательщика налога на профессиональный доход, который за последние три
месяца не превышает размер прожиточного минимума в регионе;
3)
индивидуальные предприниматели (ИП) – граждане, имеющие
статус ИП и в течении трех месяцев получающие доход не ниже прожиточного
минимума в регионе;
4)
безработные – граждане, которые лишились работы после 1 марта
2022 года, вне зависимости от размера дохода;
5)
многодетные семьи – семьи, в которых воспитываются трое и
более детей до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в
образовательном учреждении – 18 лет; доход которых на протяжении трех
месяцев не превышает прожиточного минимума в регионе, в данном случае
учитываются весь доход семьи – заработные платы взрослых членов семьи,
детские пособия и прочие социальные выплаты.
С 2021 года Департамент труда и социальной защиты населения г.
Севастополя и Государственное казенное учреждение «Центр занятости
населения города Севастополя» осуществляет государственную социальную
помощь на основе социального контракта Заявителям всем пяти категориям
граждан [5].
Для анализа востребованности государственной социальной помощи в г.
Севастополе на основе социального контракта были проведены комплексные
исследования реализации данной программы, а также проведена
сравнительная характеристика уровня прожиточного минимума в разрезе с
Российской Федерацией и Республикой Крым.
Результаты и обсуждение
По данным Росстата в 2022 году за чертой бедности в РФ находилось
15,3 млн. чел. или 10,5% населения страны – это самые минимальные значения
показателя уровня бедности РФ за последнее 9 лет, что свидетельствует об
эффективности реализуемых социальных программ для улучшения качества
жизни населения страны [8]. Темп прироста прожиточного минимума за
период с 2015-2023 гг. в г. Севастополе вырос на 65,5% (рис. 1). В конце 2023
года размер прожиточного минимума в РФ составил 14375 руб., в Республике
Крым – 14989 руб., а в г. Севастополе – 14519 руб. Рост прожиточного
минимума за рассматриваемый период обусловлен уровнем инфляции,
который достиг в 2023 году в РФ 7,42%, в Республике Крым – 7,6%, а в г.
Севастополе – 8,78% [10].
61
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
16000
14519
13919
14000
12654
12000
10855
11088
11249
11380
9757
10106
10000
8771
.бу 8000
р
6000
4000
2000
0
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
с 1
с 1 июня 2023 г.
января 2022 г.
2022 г.
период
среднее по РФ
Республика Крым
г.Севастополь
Рис. 1. Динамика уровня прожиточного минимума в РФ, Республике
Крым и г. Севастополе в период с 2015 – 2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [2]
Финансирование программы соцконтрактов в г. Севастополе
реализуется следующим образом: 95% выделяется из средств Федерального
бюджета, а 5% – из бюджета города. Наблюдается ежегодное увеличение
бюджета (рис. 2). Так, в 2021 году на осуществление данной программы было
выделено 37 085 300 руб., а в 2022 году в 2 раза больше – 72 560 200 руб. В
2023 году бюджет был увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2022 годом и
составил 122 706 900 руб., что обусловлено увеличением плановых
показателей по количеству заключенных социальных контрактов в городе.
Также в 2022 году были увеличены размеры выплат по социальному
контракту: размер выплаты по мероприятию «Осуществление ИП и
самозанятости» увеличился на 100 тыс. руб. (с 250 тыс. руб. до 350 тыс. руб.),
по мероприятию «Ведение ЛПХ» – с 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
62
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
140,000,000
6,135,000
120,000,000
100,000,000
3,628,100
. 80,000,000
бру 60,000,000
116,571,900
1,853,900
40,000,000
68,932,100
20,000,000
35,231,400
0
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Период
Федеральный бюджет
Бюджет г. Севастополя
Рис. 2. Бюджет программы государственной социальной помощи на
основе соцконтракта в г. Севастополе в период 2021 – 2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [2]
Наиболее востребованным мероприятием в г. Севастополе для
заключения соцконтракта является «Осуществление ИП и самозанятости». В
2022 году после увеличения единовременной суммы выплаты до 350 тыс. руб.
было заключено в 2,5 раза больше соцконтрактов и охвачено в 2 раза больше
людей (642 человек) по сравнению с 2021 годом (215 человек) (рис. 3).
1400
1144
1200
1000
800
л.
642
еч 600
400
322
336
263
253
215
200
109
84
64
63
75
25
13
12
44
0
Поиск работы
Осуществление ИП
Ведение ЛПХ
Преодоление ТЖС
Мероприятия соцконтракта
Количество СК за 2021 год
Количество СК за 2022 год
Количество человек за 2021 год Количество человек за 2022 год
Рис. 3. Динамика заключения соцконтрактов в г. Севастополе по
мероприятиям в период 2021–2022 гг.
Источник: составлено авторами по данным [8]
В 2023 году ведущим плановым показателем был определен
«Осуществление ИП и самозанятости» и планировалось заключить 321
63
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
соцконтрактов, охватив 955 чел., что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем
году. Это связано с тем, что осуществление ИП и самозанятости способствует
созданию новых рабочих мест, повышению уровня образования и
квалификации жителей города в области предпринимательства и общего
экономического развития региона [8].
В 2021 году в г. Севастополе в рамках мероприятия «Преодоление ТЖС»
было заключено 253 соцконтрактов с охватом 1144 чел. Высокие значения по
данному показателю обусловлены ограничительными мерами в связи с
пандемией COVID-19, когда школьники и студенты перешли на
дистанционное обучение, и в большей степени оформлялись соцконтракты на
приобретение необходимого компьютерного оборудования для доступа к
образовательному процессу членов малоимущих семей.
Не менее значимым является мероприятие «Поиск работы», которое
направлено на уменьшение уровня безработицы в городе и снижение
показателя уровня бедности. В 2022 году удалось заключить в 4 раза больше
соцконтрактов по сравнению с 2021 годом. В 2023 году планировалось
двойное
увеличение
количества
заключенных
соцконтрактов.
За
рассматриваемый период заключено 169 соцконтрактов и общим охвачено 405
человек. В период с 2021 г. по настоящее время наблюдается низкий спрос у
жителей г. Севастополя на мероприятие «Ведение ЛПХ». В общей сумме
заключено 27 соцконтрактов и охвачено 110 чел., что может быть вызвано
недостаточным рекламным покрытием ударенных территорий региона.
В целом в период с 2021–2023 гг. в г. Севастополе заключено 884
соцконтракта, которые охватили 3159 чел. Однако в 2023 году наблюдается
отставание от достижения плановых показателей, что вызвано недостаточной
информированностью граждан, так как данная программа является новым
инструментов и процесс заключения соцконтрактов еще недостаточно
прозрачен и прост для населения города.
Условия для получения государственной социальной поддержки в виде
соцконтракта достаточно простые, но неотлаженная система взаимодействия
государственных структур приводит к множеству систематических вопросов
у Заявителей: от требований к категориям Заявителя, нуждающихся в
социальной помощи, разработке бизнес-планов, форме и срокам отчетности,
предусмотренным
статьям
расходов,
условия
отзыва
заявлений,
приостановления и (или) отказа в предоставлении мер социальной поддержки
и т.д., все это приводит к появлению недобросовестных Заявителей,
злоупотребляющих государственной социальной помощью.
Важно учитывать успешный опыт реализации данной программы в
различных регионах РФ, позволяющий выделить лучшие региональные
практики. В регионах РФ проводятся разнообразные мероприятия,
направленные на повышение информированности и качество сопровождения
Заявителя в рамках реализации соцконтракта. В рамках этих инициатив
используются различные формы работы, включая проведение семинаров,
тренингов, консультаций, использование информационных стендов,
64
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
проведение публичных лекций и т.д. [7]. Например, в Республике Татарстан
внедрена программа под названием «Реестр бедных», которая является
инструментом для эффективного взаимодействия социальных служб. Данный
реестр включает в себя базу данных, содержащую полную информацию о
социально-экономическом положении гражданина, которая позволяет быстро
и точно определить категории Заявителей, нуждающихся в социальной
помощи. В рамках реестра собраны данные о доходах, семейной ситуации,
наличии имущества и других факторах, которые помогают оценить
социальный статус человека. Это позволяет социальным службам
предоставлять населению проактивную услугу, способствуя тем самым
социальной защите и улучшению их уровня жизни, обеспечивая более точное
и справедливое распределение ресурсов [3].
В 2021 году в 10 пилотных регионах, включая Ямало-Ненецкий
автономный округ, Ростовскую, Калужскую, Омскую, Тульскую, Псковскую
области, Забайкальский и Пермский края, Ставропольский край и Республику
Адыгея, были запущены информационные чат-боты в мессенджерах «Viber» и
«Telegram». Чат-боты адаптированы к особенностям каждого региона и
содержат информационный блок, предоставляющий полезные справочные
сервисы, которые помогают гражданам получить ответы на часто задаваемые
вопросы о мерах и условиях поддержки государственных и муниципальных
услугах, а также упростить процедуру обращения за помощью без лишних
бюрократических преград [1].
Заключение
Проведенный анализ показал высокую востребованность механизма
государственной социальной помощи в виде социального контракта, который
предоставляет совокупность инструментов для эффективного взаимодействия
между гражданами и государством, обеспечивая своевременную социальную
защиту и поддержку тех, кто находится в трудных жизненных
обстоятельствах. Он содействует трудоустройству с поддержкой государства,
получению образования или повышению (переподготовке) квалификации,
помощи органов власти в развитии собственного дела и т.д. В целом, механизм
социального контракта способствует более точной и целенаправленной работе
социальных служб, определению приоритетных категорий нуждающихся,
стимулированию социальной активности и развитию потенциала граждан, что
благоприятствует их социальной интеграции и улучшению качества жизни. Но
несовершенство нормативно-правового регулирования и ранние сроки
апробации механизма в г. Севастополе не позволяют обеспечить широкий
охват категорий, нуждающихся в социальной помощи, предоставить
проактивный клиентский сервис.
Необходимо уделять большее внимание этим процессам и
совершенствовать организацию информирования населения города о
социальной защите для обеспечения справедливого распределения ресурсов в
борьбе с бедностью путем реализации механизмов социального контракта,
65
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
основанного на конкретных потребностях граждан с целью стимулировании
их развития и дальнейшей социальной интеграции.
Литература
1.
В 10 российских регионах запустили правительственные чат-боты
// Лента.Ру. URL: https://lenta.ru/news/2021/10/22/bot/.
2.
Величина прожиточного минимума и численности населения с
денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного
минимума) в целом по России и по субъектам РФ // Федеральная служба
государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723.
3.
Власти Татарстана в 2022 году заключили 7,3 тысячи
соцконтрактов
с
бедными
//
Коммерсант.
URL:
https://www.kommersant.ru/doc/5771663.
4.
ГКУ
Центр
занятости
населения
Севастополя.
URL:
https://dszn.sev.gov.ru/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/gku-tsentr-zanyatosti-
naseleniya-sevastopolya/.
5.
Дубенко О.С. Социальный контракт как новая форма оказания
адресной социальной помощи // Труды Института государства и права РАН,
2016. № 3. С. 197–204.
6.
Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г. Налогообложение и налоги ЛПХ:
отчетность, порядок представления отчетности // Прогрессивная экономика.
2024. № 1. С. 5–19.
7.
Лучшие практики Социального контракта // Министерство труда и
социальной
защиты
Российской
Федерации.
URL:
https://mintrud.gov.ru/docs/2235.
8.
Новости Росстата // Федеральная служба государственной
статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/179769.
9.
Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М. Система социальной поддержки,
направленной на активизацию выхода из бедности, в регионах Российской
Федерации // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, 2014.
№ 19. С. 87–102.
10.
Социальный контракт в Севастополе // Интерактивный портал
государственной
службы
занятости
Севастополя.
URL:
https://sevtrud.ru/content/социальный_контракт.
11.
Тюрина И.В., Чернова Л.В. Социальный контракт: история
возникновения и развития // Л. В. Чернова, И. В. Тюрина, 2019. № 1. С. 32–47.
12.
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 (ред. от 09.09.2022) «Об
оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов
Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов
Российской
Федерации»
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375984/.
References
1.
V 10 rossijskih regionah zapustili pravitel'stvennye chat-boty //
66
Прогрессивная экономика
2024, № 3.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 3.
https://progressive-economy.ru/
Lenta.Ru. URL: https://lenta.ru/news/2021/10/22/bot/.
2.
Velichina prozhitochnogo minimuma i chislennosti naseleniya s
denezhnymi dohodami nizhe granicy bednosti (velichiny prozhitochnogo
minimuma) v celom po Rossii i po sub"ektam RF // Federal'naya sluzhba
gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723.
3.
Vlasti Tatarstana v 2022 godu zaklyuchili 7,3 tysyachi sockontraktov s
bednymi // Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5771663.
4.
GKU
Centr
zanyatosti
naseleniya
Sevastopolya.
URL:
https://dszn.sev.gov.ru/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/gku-tsentr-zanyatosti-
naseleniya-sevastopolya/.
5.
Dubenko O.S. Social'nyj kontrakt kak novaya forma okazaniya
adresnoj social'noj pomoshchi // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN, 2016. №
3. S. 197–204.
6.
Lajpanova Z.M., Halkechev R.G. Nalogooblozhenie i nalogi LPH:
otchetnost', poryadok predstavleniya otchetnosti // Progressivnaya ekonomika.
2024. № 1. S. 5–19.
7.
Luchshie praktiki Social'nogo kontrakta // Ministerstvo truda i
social'noj zashchity Rossijskoj Federacii. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2235.
8.
Novosti Rosstata // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki.
URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/179769.
9.
Ovcharova L.N., Prokof'eva L.M. Sistema social'noj podderzhki,
napravlennoj na aktivizaciyu vyhoda iz bednosti, v regionah Rossijskoj Federacii //
Social'naya politika: ekspertiza, rekomendacii, obzory, 2014. № 19. S. 87–102.
10.
Social'nyj
kontrakt
v
Sevastopole
//
Interaktivnyj
portal
gosudarstvennoj
sluzhby
zanyatosti
Sevastopolya.
URL:
https://sevtrud.ru/content/social'nyj_kontrakt.
11.
Tyurina I.V., CHernova L.V. Social'nyj kontrakt: istoriya
vozniknoveniya i razvitiya // L. V. CHernova, I. V. Tyurina, 2019. № 1. S. 32–47.
12.
Ukaz Prezidenta RF ot 04.02.2021 N 68 (red. ot 09.09.2022) «Ob
ocenke effektivnosti deyatel'nosti vysshih dolzhnostnyh lic sub"ektov Rossijskoj
Federacii i deyatel'nosti ispolnitel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii» //
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375984/.
67
Document Outline
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ