Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 5 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/gosudarstvennoe-strategicheskoe-
planirovanie-v-rossijskoj-federaczii-problemy-i-vozmozhnye-resheniya/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.7
УДК 338.26
DOI: 10.54861/27131211_2024_5_257
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ
РЕШЕНИЯ
Андронович С.А., кандидат экономических наук, доцент, Вологодский
государственный университет, г. Вологда, Россия
Аннотация. Целью настоящей статьи является изучение роли стратегического
планирования как элемента системы государственного управления в Российской
Федерации в решении задач устойчивого социально-экономического развития государства.
Проведенный анализ подтвердил, что стратегическое планирование играет ключевую роль
в достижении устойчивого социально-экономического развития страны. Показано, что
поставленные Президентом Российской Федерации цели и задачи социально-
экономического развития требуют использования современных методов стратегического
планирования на всех уровнях государственного управления. Автором была проведена
оценка результатов достижения национальных целей развития, принятых в 2020 г., а также
проведено сравнение с национальными целями, установленными в 2024 г., рассмотрена
система документов стратегического планирования в рамках целеполагания, в рамках
прогнозирования, в рамках планирования и программирования. В ходе исследования были
выявлены основные проблемы и предложены возможные пути их решения. Ключевыми
проблемами являются: недостаточная координация между различными уровнями власти,
недостаток нормативно-правовой базы, а также неопределенность в методических
подходах к реализации стратегических планов. Решением данных проблем возможно
посредством создания единой цифровой информационной системы, совершенствования
нормативно-правовой базы, а также повышения квалификации специалистов в области
стратегического планирования. Предложенные автором механизмы стратегического
планирования способствуют обеспечению стабильности и развитию различных сфер
государственного управления.
Ключевые слова: государственное стратегическое планирование, государственное
управление, государственная стратегия, стратегическое планирование, социально-
экономическое развитие.
257
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
STATE STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION:
PROBLEMS AND POSSIBLE SOLUTIONS
Andronovich S.A., Ph.D in Economics, Associate Professor, Associate Professor,
Department of Innovation Management and Project Management, Vologda State
University, Vologda, Russia
Abstract. The purpose of this article is to study the role of strategic planning as an element
of the public administration system in the Russian Federation in solving the problems of
sustainable socio-economic development of the state. The analysis confirmed that strategic
planning plays a key role in achieving sustainable socio-economic development of the country. It
is shown that the goals and objectives of socio-economic development set by the President of the
Russian Federation require the use of modern methods of strategic planning at all levels of
government. The author assessed the results of achieving the national development goals adopted
in 2020, as well as compared with the national goals set in 2024, reviewed the system of strategic
planning documents within the framework of goal setting, forecasting, planning and programming.
During the research, the main problems were identified and possible solutions were proposed. The
key problems are the lack of coordination between different levels of government, the lack of a
regulatory framework, as well as uncertainty in methodological approaches to the implementation
of strategic plans. The solution to these problems is possible through the creation of a unified
digital information system, improvement of the regulatory framework, as well as professional
development of specialists in the field of strategic planning. The strategic planning mechanisms
proposed by the author contribute to ensuring
Keywords: state strategic planning, public administration, state strategy, strategic
planning, socio-economic development.
JEL classification: I31, H56, O38.
Для цитирования: Андронович С.А. Государственное стратегическое
планирование в Российской Федерации: проблемы и возможные решения // Прогрессивная
экономика. 2024. № 5. С. 257–271. DOI: 10.54861/27131211_2024_5_257.
Статья поступила в редакцию: 13.05.2024 г. Одобрена после рецензирования:
31.05.2024 г. Принята к публикации: 31.05.2024 г.
For citation: Andronovich S.A. Strategic planning as an element of the public
administration system in the Russian Federation // Progressive Economy. 2024. No. 1. pp. 257–
271. DOI: 10.54861/27131211_2024_5_257.
The article was submitted to the editorial office: 13/05/2024. Approved after review:
31/05/2024. Accepted for publication: 31/05/2024.
Введение
Стратегическое планирование имеет ключевое значение в контексте
обеспечения национальной безопасности России, поскольку задачи
стратегического управления включают достижение устойчивости социально-
экономического развития на всех уровнях – от федерального до местного, а
также обеспечение стабильности государственной системы. Актуальность
определения возможных перспектив государственного стратегического
258
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
планирования обусловлена растущим давлением санкций, ослаблением
экономических связей с западными странами, ограниченностью доступа к
инвестиционным ресурсам и высокой зависимостью экономики России от
импорта по ряду продуктов и технологий [1]. В текущей ситуации
стратегическое планирование становится важным инструментом
модернизации экономики и обеспечения устойчивого развития.
Согласно материалам парламентских слушаний, методологические
подходы к реализации процессов стратегического планирования остаются
нерешенными [2]. Так, Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» [15] очерчивает общее
организационные рамки процессов стратегического планирования, но все еще
не может служить полноценным элементом формирование экономической
политики государства [2].
Таким образом, целью статьи является изучение роли стратегического
планирования как элемента системы государственного управления в
Российской Федерации в решении задач устойчивого социально-
экономического развития государства. Особое внимание уделяется
возможностям системы стратегического планирования по обеспечению
решения задач устойчивого социально-экономического развития государства,
также в статье рассматриваются принципы и механизмы стратегического
планирования, анализируются успешные практики, выявляются проблемы, с
которыми сталкиваются участники процесса планирования.
Обзор литературы
Применение стратегического планирования в системе государственного
управления было предвосхищено его развитием в коммерческом секторе.
Научное направление управления организацией начало формироваться в
начале XX века, благодаря трудам представителей школы научного
менеджмента, таких как Х. Эмерсон, Г. Гант и Ф. Тейлор, а также
административной школы управления, в числе которых можно отметить Ч.
Бернарда и М. Вебера. Данные исследователи выделяли планирование как
одну из ключевых функций управления организацией [17].
В начале XX века стратегическое планирование в организациях носило
краткосрочный характер, однако уже в 60-х годах XX столетия произошли
значительные изменения в деловой среде. Внешние факторы, такие как
увеличение конкуренции и необходимость борьбы за потребителя,
потребовали пересмотра основных подходов к стратегическому
планированию: ресурсы организации стали рассматриваться в качестве
инструментов достижения целей, планирование превратилась в процесс
выбора альтернативных вариантов развития в динамично меняющиеся
конкурентной среде [16].
Стратегическое планирование в государственном управлении
заимствовало многие принципы из коммерческого сектора, адаптировав их к
специфике деятельности государственного аппарата. Так, если основным
отличием планирования в коммерческом секторе экономики является
259
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
краткосрочность перспективы, то в государственном управлении
стратегическое планирование носит преимущественно долгосрочный
характер [16]. Большое внимание роли государства, его места в социально-
экономическом развитии и управлении социально-экономической системой
уделяют такие исследователи, как Е.В. Крылова [17], О.Г. Моронова [3; 4],
С.А. Петракова [5; 6] и др. Авторы исследуют механизмы достижения
стратегических целей, на основании данных научных работ можно прийти к
выводу, что стратегическое планирование представляет собой длительный по
времени регламентированный процесс, направленный на достижение
определенных целей и решение конкретных задач, позволяющий
спрогнозировать перспективное будущее и выбрать из имеющихся
альтернатив наиболее эффективные механизмы и инструменты с учетом
текущей ситуации.
Процесс стратегического планирования включает в себя ряд ключевых
этапов, каждый из которых играет важную роль в общей системе
государственного управления. Стратегическое планирование начинается с
этапа анализа текущей ситуации, на данном проводится детальное
исследование экономических, социальных, политических и технологических
факторов, влияющих на развитие страны, формируется базы для дальнейших
прогнозов и планирования. Следующими этапами являются: постановка целей
и задач [6], а также разработка сценариев развития в зависимости от изменения
внешних и внутренних условий. Важное значение в контексте повышения
эффективности государственного управления имеет привлечение
современных методов управления [4; 7]. А успех стратегического
планирования во многом зависит от эффективности системы мониторинга и
контроля за исполнением намеченных мероприятий [18].
Таким образом, стратегическое планирование, представляя собой
сложный и многоэтапный процесс, играет ключевую роль в системе
государственного управления, обеспечивая устойчивое социально-
экономическое развитие и повышение благосостояния общества. Однако
проблемы и возможности стратегического планирования на текущем этапе
экономического развития все еще остаются не в полной мере определены. На
основании анализа теоретических источников можно прийти к выводу, что
изучение роли стратегического планирования в решении задач устойчивого
социально-экономического развития государства представляет собой
актуальную исследовательскую задачу, характеризующуюся высокой
теоретической и практической значимостью.
Материалы и методы
Методами исследования являются системный анализ и синтез
информации из научных источников, посвященных проблеме
государственного стратегического планирования. В контексте достижения
поставленной цели исследования были использованы методы сравнения,
обобщения и аналогии. Также автором используется контент-анализ для
определения динамики изменения количества научных статей с ключевыми
260
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
словами «государственное управление», «стратегия», «стратегическое
планирование», «социально-экономическое развитие». На рис. 1 показано
количество публикаций, индексированных в электронной библиотеке Elibrary
по выбранным ключевым словам за период с 2019 по 2023 годы.
30000
25538
25000 22583
21251 20708
20189
20000
14168 14583 14933
15000 13882 13448 13560 13079 13386
12978 12611
10000
5000 3341 3231 3351 3450 3705
0
2019 2020 2021 2022 2023
Государственное управление Стратегия
Стратегическое планирование Социально-экономическое развитие
Рис. 1. Результаты проведенного контент-анализа по ключевым словам
«государственное управление», «стратегия», «стратегическое
планирование», «социально-экономическое развитие»
Источник: составлено автором
По результатам контент-анализа ключевое слово «стратегия» является
наиболее распространенным и активно изучаемым в научном дискурсе, что
указывает на наличие интереса к исследованиям в данной области в рамках
управления в государственном и частном секторе. Динамика количества
публикаций с ключевым словом «государственное управление» соотносится с
количеством публикаций по ключевому слову «социально-экономическое
развитие», что подтверждает основную задачу государственного управления в
обеспечении социально-экономического развития. Вместе с тем
«стратегическое планирование» характеризуется самой низкой частотой,
следовательно, научный интерес к исследованиям в области стратегического
планирования значительно меньше, нежели к исследованиям к области
государственного управления в целом. Однако здесь необходимо отметить,
что низкая частотность не указывает на менее важную роль стратегического
планирования в системе государственного управления, а является
индикатором недостаточного уровня теоретической проработанности данной
научной проблемы.
Результаты и обсуждение
Правовые основы стратегического планирования в России установлены
Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской
261
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Федерации» [15]. Законом определены понятийный аппарат, полномочия
органов государственной власти и органов местного самоуправления,
принципы и задачи стратегического планирования, а также перечень
документов в области стратегического планирования. Согласно положениям
Закона, стратегическое планирование представляет собой деятельность по
целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию
социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов
посредством обеспечения национальной безопасности [15]. Стратегическое
планирование в государственном управлении позволяет использовать
конкурентные преимущества территории, выявлять потенциальные «точки
роста», развитие которых приведет к положительным результатам, направлять
имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетные направления развития.
В настоящее время приняты и реализуются Стратегия
пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
[8], Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период
до 2030 года [12], Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации [14], Стратегия научно-технологического развития Российской
Федерации [9], Основы государственной политики регионального развития
Российской Федерации на период до 2025 года [13] и ряд других отраслевых
стратегий. Кроме того, по данным Государственной автоматизированной
информационной системы «Управление» по состоянию на начало 2024 года,
на региональном уровне стратегии социально-экономического развития
приняты 75 субъектами Российской Федерации. Однако, несмотря на
многообразие сложившейся законодательной базы, до настоящего времени
отсутствует единый базовый документ стратегического планирования,
определяющий основные цели и приоритеты развития Российской Федерации.
Так, подписанный Президентом РФ Указ «О национальных целях
развития РФ на период до 2030 года» [10] определяет перечень национальных
целей развития и соответствующие целевые показатели. Данный документ не
относится к документам стратегического планирования, однако анализ
положений позволяет оценить ключевые результаты достижения
национальных целей. В табл. 1. представлены показатели достижения
национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
Таблица 1
Показатели достижения национальной цели «Сохранение населения,
здоровье и благополучие людей»
Цель Цель
Целевой на на
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
показатель 2024 г 2030 г
. .
Общий прирост
численности
+76,1 -99,7 -32,1 -577,6 -475,7 -532,6 -296,6 -256,7 +78,3
населения, тыс.
чел.
262
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Ожидаемая
продолжительност 72,7 72,9 73,3 71,5 70,1 72,7 73,1 73,7 78,0
ь жизни, лет
Уровень бедности,
12,9 12,6 12,3 12,1 11,1 9,0 8,5 9,6 6,5
%
Доля граждан,
систематически
занимающихся
- - 43,0 45,4 49,4 52,9 56,8 55,0 70,0
физической
культурой и
спортом, %
Источник: составлено автором по данным [15]
Показатель, характеризующий обеспечение устойчивого роста
численности населения Российской Федерации, не выполняется, а прогноз на
2024 год также отрицателен. В 2017 году наблюдался небольшой прирост
населения (+76,1 тыс. чел), в период с 2018 по 2023 годы прирост населения
был отрицательным, с наибольшим спадом в 2020 году (-577,6 тыс. чел), а в
2021–2023 годах прирост численности населения оставался отрицательным,
хотя тенденция к снижению уменьшилась в 2023 году. Целевые показатели на
2024 год предполагают сокращение отрицательного прироста до -256,7 тыс.
чел, а к 2030 году планируется достижение положительного прироста (+78,3
тыс. чел). Однако, если сложившаяся тенденция изменения численности
населения страны сохранится, достижение целевого показателя прироста
численности населения к 2030 году окажется труднодостижимым. Иными
словами, при неизменности принимаемых мер стратегического управления
исследуемый целевой показатель не будет достигнут.
В период с 2017 по 2019 годы наблюдался небольшой рост
продолжительности жизни (с 72,7 до 73,3 лет), в 2020 году произошел спад до
71,5 лет, но к 2023 году продолжительность жизни восстановилась до уровня
73,1 лет. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении демонстрирует
колебания в течение всего рассматриваемого периода, включая снижение в
2020–2021 годах, вероятно, вызванное пандемией COVID-19. Однако к 2023
году продолжительность жизни снова выросла, что свидетельствует о
восстановлении ситуации. Целевые показатели на 2024 и 2030 годы
установлены на уровне 73,7 и 78,0 лет соответственно.
Уровень бедности в период с 2017 по 2021 гг. постепенно снижался с
12,9% до 11,1%. В 2022 году показатель уровня бедности значительно
снизился до 9,0%, а в 2023 году до 8,5%. Данный показатель имеет
положительную динамику, на 2024 год установлена цель на уровне 9,6%, что
выше показателя 2023 года, однако к 2030 году предполагается дальнейшее
снижение уровня бедности до 6,5%. В целом можно прогнозировать
достижение целевого значения при сохранении текущей тенденции, а
значительной корректировки мер, направленных на достижение целевого
показателя, отражающего уровень бедности населения, в текущей ситуации не
требуется.
263
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом,
постоянно растет, что может свидетельствовать о растущем интересе к
здоровому образу жизни и физической активности среди населения.
Показатель имеет положительную тенденцию, обусловленную влиянием
экономических факторов, к которым относятся изменения в уровне занятости
и доходах населения. Также на повышение интереса со стороны населения к
физической культуре и спорту непосредственно влияет строительство
спортивных объектов.
Анализируя представленные данные, можно сделать следующие
выводы:
− ситуация с общим приростом численности населения требует
значительных улучшений, так как текущие показатели отрицательные;
− ожидаемая продолжительность жизни восстановилась после спада
в 2020–2021 годах и демонстрирует устойчивую положительную тенденцию к
росту.
− уровень бедности значительно снизился за последние годы, что
свидетельствует о положительной динамике в борьбе с бедностью, несмотря
на временное увеличение целевого показателя на 2024 год.
− Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом,
показывает стабильный рост, что является положительным показателем
улучшения здоровья населения.
Показатели достижения национальной цели «Достойный, эффективный
труд и успешное предпринимательство» представлены в табл. 2. Согласно
представленным данным, в период с 2017 по 2019 год темп роста ВВП был
положительным, но в период пандемии 2020 годы показатель снизился и
составил 97,0% по отношению к уровню 2019 года. Снижение стало
следствием ограничительных мер, однако уже в 2021 году темп роста ВВП
вновь возрос до 105,9%, а к 2023 году достиг 103,6%. Целевой показатель на
2024 год составляет 103,0%, что требует реализации государственной
политики, направленной на поддержание внутреннего потребительского и
инвестиционного спроса.
Таблица 2
Показатели достижения национальной цели
«Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»
Цель
Целевой Цель на
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 на
показатель 2030 г.
2024 г.
Темп роста не ниже
101,8 102,8 102,0 97,0 105,9 98,9 103,6 103,0
ВВП, % 103,0
Реальные
располагаемые
доходы не ниже
99,5 100,1 101,0 97,2 103,3 104,5 105,8 102,5
населения, в % 102,5
к предыдущему
году
264
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Индекс
физического
объема
не ниже
инвестиций в - - - 100,0 104,5 109,5 115,1 121,2
170,0
основной
капитал, в % к
2020 году
Численность
занятых в сфере
- - 22,70 22,95 25,54 28,16 31,45 24,50 25,65
МСП, млн.
человек
Источник: составлено автором по данным [15]
В течение периода с 2017 по 2019 гг. реальные располагаемые доходы
населения постепенно росли, однако в результате экономических последствий
пандемии произошло снижение до 97,2% в 2020 году. С 2021 года начался рост
реальных располагаемых доходов до 105,8% к 2023 году. Целевой показатель
на 2024 год составляет 102,5%, а цель на 2030 год – не ниже 102,5%.
Фактически данные целевые показатели означают постановку цели, согласно
которой рост реальных располагаемых доходов должен опережать уровень
инфляции.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал показал
стабильный рост в период с 2020 по 2023 гг., достигнув 115,1% к 2023 году.
Целевой показатель на 2024 год составляет 121,2%, а цель на 2030 год – не
ниже 170,0%. Численность занятых в сфере малого и среднего
предпринимательства (МСП) с 2019 года стабильно росла, достигнув 31,45
миллионов человек к 2023 году. Целевой показатель на 2024 год – 24,50
миллионов человек.
Многие показатели в сфере экономики и труда показывают
положительную динамику, однако для достижения целей на 2024 и 2030 гг.
требуется дополнительное внимание к таким аспектам, как рост ВВП,
увеличение реальных доходов населения, инвестиции в основной капитал и
развитие сектора МСП. Отметим, что в мае 2024 года подписан Указ «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года», основными целями которого выступают
поддержка семьи, создание комфортной и безопасной среды для жизни,
реализация личностного потенциала каждого члена общества, экологическое
благополучие, технологическое лидерство России, цифровая трансформация
государственного и муниципального управления, экономики и социальной
сферы [10]. Среди задач национальной цели «Сохранение населения,
укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи»
указано повышение коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к
2036 году и «выравнивание» этого коэффициента в регионах с низкой
рождаемостью. Также Указ ставит целью увеличение ожидаемой
продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году.
Снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036 году [10].
265
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Среди задач национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика»
стоит цель по повышению темпов роста ВВП по паритету покупательской
способности, кроме того, в документе поставлена задача по снижению доли
импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17% и увеличению объемов
инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем
2020 года. Таким образом, рассматриваемый Указ уточняет и существенно
дополняет перечень целевых показателей системами стратегического развития
России. Документ содержит 97 пунктов, в каждом из которых подробно
изложены ключевые показатели, которых экономика страны должна достичь
в перспективе до 2030 года [10].
По данным Реестра документов стратегического планирования
Государственной автоматизированной информационной системы
«Управление», по состоянию на конец 2023 года зарегистрированы 49 581
документ стратегического планирования всех уровней (федеральный, уровень
субъекта Российской Федерации и муниципальный). Такое количество
документов стратегического планирования является избыточным. Кроме того,
учитывая отсутствие базовых документов федерального уровня, большая
часть действующих документов стратегического планирования регионального
и муниципального уровней разработаны в целях решения задач развития
конкретных территорий, но не национальных целей.
Анализируя данные Реестра документов стратегического планирования,
можно сделать вывод, что несмотря на огромное количество стратегических
документов (49 581 к концу 2023 года), существующая система
стратегического планирования в России остаётся неэффективной.
Большинство этих документов разработаны для решения местных задач, что
приводит к их несоответствию национальным целям. Принятый в 2021 году
Указ, утверждающий Основы государственной политики в сфере
стратегического планирования, направлен на устранение этих несоответствий
[11]. Документ предусматривает четкую структуру и последовательность
разработки документов стратегического планирования, обеспечивая
согласованность целей и задач на всех уровнях и интеграцию с
национальными целями развития. Внедрение положения указа в систему
государственного управления должно способствовать созданию единой,
эффективной системы стратегического планирования, обеспечивающей
преемственность и сопоставимость на всех уровнях государственной власти.
Следует отметить, что данный Указ частично устраняет недостатки
Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» [15]. Теперь цели, задачи и
показатели Единого плана по достижению национальных целей развития
должны быть согласованы с теми, которые определяются в документах
стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания по
отраслевому и территориальному принципам; также цели и задачи должны
учитывать содержание документов стратегического планирования,
разработанных для среднесрочного прогнозирования. Таким образом,
266
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
региональные и муниципальные стратегические документы, а также
отраслевые документы, будут приведены в соответствие с национальными
целями развития, что обеспечит их единство, преемственность и
сопоставимость.
Проблемы государственного стратегического планирования и пути их
решения сгруппированы в табл. 3.
Таблица 3
Проблемы государственного стратегического планирования и пути их
решения
Проблема Последствия Пути решения
Недостаточная Проблема ведет к Решением может стать создание
координация дублированию функций, единого координационного
между различными несогласованности действий, а органа, отвечающего за
уровнями власти также к созданию избыточного стратегическое планирование на
количества документов всех уровнях.
стратегического планирования
Недостаток Существующие законы и Необходимы регулярные
нормативно- нормативные акты не всегда обновления и корректировки
правовой базы учитывают современные нормативно-правовой базы в
реалии и потребности соответствии с особенностями
стратегического социально-экономического
планирования. развития.
Неопределенность Отсутствие единых стандартов Разработка и внедрение
в методических и методик затрудняет унифицированных методических
подходах реализацию стратегических рекомендаций помогут решить
планов. эту проблему.
Источник: разработано автором
Таким образом, решение указанных проблем требует комплексного
подхода, включающего организационные, правовые и образовательные меры,
которые в совокупности позволят повысить эффективность стратегического
планирования и способствовать устойчивому социально-экономическому
развитию Российской Федерации.
Заключение
В процессе исследования автором было выявлено, что стратегическое
планирование как элемент системы государственного управления во многом
предопределяет последовательность проведения государственной политики.
Стратегическое планирование является неотъемлемой частью системы
государственного управления, направленной на решение задач устойчивого
социально-экономического развития Российской Федерации. Важнейшими
элементами стратегического планирования являются анализ текущей
ситуации, определение ключевых направлений развития, постановка
конкретных целей и задач, разработка мероприятий по их достижению и
мониторинг результатов. Процесс стратегического планирования требует
глубокого понимания как внутренней, так и внешней среды, в которой
267
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
функционирует государство, включая анализ глобальных тенденций, оценку
национального потенциала, а также прогнозирование возможных рисков.
В процессе достижения исследовательской цели были выявлены
основные проблемы стратегического планирования. Так, недостаточная
координация между различными уровнями власти ведет к неэффективности в
реализации стратегических планов. Сложности в взаимодействии
федеральных, региональных и муниципальных органов власти затрудняют
достижение поставленных целей и выполнение задач. Для решения этой
проблемы предлагается разработка единой цифровой информационной
системы, которая позволит синхронизировать действия всех уровней власти,
обеспечит прозрачность и своевременность обмена данными, что, в свою
очередь, повысит эффективность реализации стратегических инициатив.
Недостаток нормативно-правовой базы является еще одной серьезной
преградой для успешного стратегического планирования: существующие
законы и подзаконные акты не в полной мере отражают текущие потребности
и вызовы, стоящие перед государством. В связи с этим необходимо
совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку
новых законодательных актов и внесение изменений в действующие, что
позволит создать более гибкую и адаптивную систему стратегического
планирования, способную эффективно реагировать на изменяющиеся условия.
Наконец, неопределенность в методических подходах к реализации
стратегических планов приводит к разночтениям и несогласованности в
действиях различных ведомств. Для преодоления этой проблемы важно
разработать единые методические рекомендации и стандарты, а также
регулярно проводить обучение и повышение квалификации специалистов в
области стратегического планирования обеспечит единообразие подходов и
методов, что повысит качество и эффективность планирования на всех
уровнях государственного управления.
Литература
1. Есиков С.Н. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство и
ее экономическая безопасность // Прогрессивная экономика. 2024. № 2. С. 62–
77.
2. Материалы парламентских слушаний на тему «Новые подходы к
стратегическому планированию в Российской Федерации: вопросы
регионального развития» // Совет Федерации. URL:
http://council.gov.ru/media/files/Y0AgGgaCBQkA55he19VmFnX83RBy6rAe.pdf
3. Моронова О.Г. Обеспечение региональной продовольственной
безопасности в контексте развития сельских территорий / // Социально-
экономическое развитие территорий: тенденции, проблемы,
перспективы: сборник трудов Всероссийской научно-практической
конференции. Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. С.
54–62.
268
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
4. Моронова О.Г., Крылова Е.В. Теоретические аспекты
исследования экономической безопасности личности // Вестник
Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 2, № 3 (52).
С. 115–130.
5. Петракова С. А. Конституционное право: Учебно-методическое
пособие. Вологда: Вологодский государственный университет,
2022. 54 с.
6. Петракова С. А. Правовые аспекты развития цифровой экономики
// Интеллектуально-информационные технологии и
интеллектуальный бизнес (ИНФОС-2023): материалы Четырнадцатой
Международной научно-технической конференции, Вологда, 29–30 июня
2023 года. Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. С.
242–245.
7. Петракова С.А., Крылова Е.В. Правовой и экономический подход
к анализу преступлений // Вестник Волжского
университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 240–247.
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от
30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1
a3fa7973b5a39f78dac5681/.
9. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г.
№ 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации» // СПС Гарант. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года» // СПС Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.
11. Указ Президента РФ от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ
государственной политики в сфере стратегического планирования в
Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057/.
12. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
// СПС Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
13. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ
государственной политики регионального развития Российской Федерации на
период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f
99c70c69823278591395d7d/.
269
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
14. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Гарант. URL:
https://base.garant.ru/401425792/.
15. Федеральный закон «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) // СПС
Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
16. Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapter in the History of
Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. 480 p.
17. Krylova E.V., Andronovich S.A., Mukhametova L.R. The Influence of
the State on the Development of the Market: Experience of Russia, the USA and
China // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P.
3490885.
18. Krylova E.V., Andronovich S.A., Maksimova T.P., Mukhametova
L.R. The Concept of the Power's Influence on the Economy: Theory and
Methodology of the Issue // ACM International Conference
Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P. 3490880.
References
1. Esikov S.N. Problemy integracii Rossii v mirovoe hozyajstvo i ee
ekonomicheskaya bezopasnost' // Progressivnaya ekonomika. 2024. № 2. S. 62–77.
2. Materialy parlamentskih slushanij na temu «Novye podhody k
strategicheskomu planirovaniyu v Rossijskoj Federacii: voprosy regional'nogo
razvitiya» // Sovet Federacii. URL:
http://council.gov.ru/media/files/Y0AgGgaCBQkA55he19VmFnX83RBy6rAe.pdf
3. Moronova O.G. Obespechenie regional'noj prodovol'stvennoj
bezopasnosti v kontekste razvitiya sel'skih territorij / // Social'no-ekonomicheskoe
razvitie territorij: tendencii, problemy, perspektivy : sbornik trudov Vserossijskoj
nauchno-prakticheskoj konferencii. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj
universitet, 2023. S. 54–62.
4. Moronova O.G., Krylova E.V. Teoreticheskie aspekty issledovaniya
ekonomicheskoj bezopasnosti lichnosti // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N.
Tatishcheva. 2023. T. 2, № 3 (52). S. 115–130.
5. Petrakova S. A. Konstitucionnoe pravo: Uchebno-metodicheskoe
posobie. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2022. 54 s.
6. Petrakova S. A. Pravovye aspekty razvitiya cifrovoj ekonomiki //
Intellektual'no-informacionnye tekhnologii i intellektual'nyj biznes (INFOS-2023):
materialy CHetyrnadcatoj Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii,
Vologda, 29–30 iyunya 2023 goda. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj
universitet, 2023. S. 242–245.
7. Petrakova S.A., Krylova E.V. Pravovoj i ekonomicheskij podhod k
analizu prestuplenij // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2020.
T. 1. № 2 (95). S. 240–247.
270
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 N 207-r (red. ot
30.09.2022) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj
Federacii na period do 2025 goda» // SPS Konsul'tant Plyus. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1
a3fa7973b5a39f78dac5681/.
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28 fevralya 2024 g. № 145 «O
Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» // SPS
Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2024 N 309 «O nacional'nyh celyah
razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036
goda» // SPS Konsul'tant Plyus. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 08.11.2021 N 633 «Ob utverzhdenii Osnov
gosudarstvennoj politiki v sfere strategicheskogo planirovaniya v Rossijskoj
Federacii» // SPS Konsul'tant Plyus. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057/.
12. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 N 208 «O Strategii ekonomicheskoj
bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SPS Konsul'tant Plyus.
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
13. Ukaz Prezidenta RF ot 16.01.2017 N 13 «Ob utverzhdenii Osnov
gosudarstvennoj politiki regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do
2025 goda» // SPS Konsul'tant Plyus. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f
99c70c69823278591395d7d/.
14. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. N 400 «O Strategii nacional'noj
bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SPS Garant. URL:
https://base.garant.ru/401425792/.
15. Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj
Federacii» ot 28.06.2014 N 172-FZ (poslednyaya redakciya) // SPS Konsul'tant
Plyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
16. Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapter in the History of
Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. 480 p.
17. Krylova E.V., Andronovich S.A., Mukhametova L.R. The Influence of
the State on the Development of the Market: Experience of Russia, the USA and
China // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P.
3490885.
18. Krylova E.V., Andronovich S.A., Maksimova T.P., Mukhametova
L.R. The Concept of the Power's Influence on the Economy: Theory and
Methodology of the Issue // ACM International Conference
Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P. 3490880.
271