Научная статья на тему 'PLEIN AIR - "ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ" И HE ТОЛЬКО... СОВРЕМЕННЫЕ ПЛЕНЭРНЫЕ ПРАКТИКИ'

PLEIN AIR - "ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ" И HE ТОЛЬКО... СОВРЕМЕННЫЕ ПЛЕНЭРНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ГАЛЕРЕЯ DIAS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москалюк Марина Валентиновна

В статье анализируется одна из наиболее распространенных художественных практик - арт-пленэр. Подробно рассматривается опыт проведения пленэра галереи DiaS «Лед Байкала - 2022» и сопоставляется с общероссийскими тенденциями: чем является пленэр для участников-художников и организаторов мероприятий, как данная художественная практика вписывается в целостную систему художественной жизни и т.д. Отмечается, что арт-пленэр в современном виде перерос сугубо профессиональные задачи работы художника на природе, как и задачи продвижения какой бы то ни было художественной институции. В целом в разнообразных пленэрных мероприятиях осуществляются просветительские и воспитательные функции, формируются духовные и эстетические ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLEIN AIR - "OPEN AIR" AND NOT ONLY... MODERN PLEIN-AIR PRACTICES

The article analyzes one of the most common artistic practices - art plein air. The experience of the open-air gallery DiaS "Baikal Ice - 2022" is considered in detail and compared with all-Russian trends. The purpose of the article is to trace what the plein air is for participants-artists and event organizers, how this artistic practice fits into the integral system of artistic life. It is noted that the art plein air in its modern form has outgrown the purely professional tasks of the artist's work in nature, as well as the tasks of promoting any art institution. In general, educational functions are carried out in various plein-air events, spiritual and aesthetic values are formed.

Текст научной работы на тему «PLEIN AIR - "ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ" И HE ТОЛЬКО... СОВРЕМЕННЫЕ ПЛЕНЭРНЫЕ ПРАКТИКИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

fHEORY AND PRACTICE OF FINE ART

DOI: 10.17516/2713-2714-0034 УДК 7.067

PLEIN AIR - "OPEN AIR" AND NOT ONLY... MODERN PLEIN-AIR PRACTICES

Marina V. Moskalyuk

Siberian Federal University

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The article analyzes one of the most common artistic practices - art plein air. The experience of the open-air gallery DiaS "Baikal Ice - 2022" is considered in detail and compared with all-Russian trends. The purpose of the article is to trace what the plein air is for participants-artists and event organizers, how this artistic practice fits into the integral system of artistic life. It is noted that the art plein air in its modern form has outgrown the purely professional tasks of the artist's work in nature, as well as the tasks of promoting any art institution. In general, educational functions are carried out in various plein-air events, spiritual and aesthetic values are formed.

Keywords: plein air; DiaS gallery; art practice; art process; art exhibitions.

Citation: Moskalyuk, M. V. (2022). Plein air - "open air" and not only... Modern pleinair practices. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 110-117

Пленэр «Лед Байкала». H. Рослова (Иркутск). 2022 Фото

Д. Салацкой

Plein air "Baikal Ice" by N. Roslov (Irkutsk). 2022 Photo

by D. Salalskaya

М. В. Москалюк

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

PLEIN AIR -«ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ И НЕ ТОЛЬКО...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЛЕНЭРНЫЕ ПРАКТИКИ

В статье анализируется одна из наиболее распространенных художественных практик - арт-пленэр. Подробно рассматривается опыт проведения пленэра галереи В1аБ «Лед Байкала - 2022» и сопоставляется с общероссийскими тенденциями: чем является пленэр для участников-художников и организаторов мероприятий, как данная художественная практика вписывается в целостную систему художественной жизни и т.д. Отмечается, что арт-пленэр в современном виде перерос сугубо профессиональные задачи работы художника на природе, как и задачи продвижения какой бы то ни было художественной институции. В целом в разнообразных пленэрных мероприятиях осуществляются просветительские и воспитательные функции, формируются духовные и эстетические ценности.

Ключевые слова: пленэр; галерея В1аБ; художественная практика; художественный процесс; художественные выставки.

Художник и его творения, безусловно, есть основная и фундаментальная единица художественной жизни. Но художник не существует и не может существовать в отрыве от разносторонней профессиональной среды, не возникает сам по себе.

В нашей стране бурные 1990-е годы кардинально сдвинули со своих мест многие осевые координаты. Прекращение государственной поддержки творчества тяжело отозвалось на развитии изобразительного искусства. Но за прошедшую четверть века постепенно начала выкристаллизовываться новая система. Формируются точки опоры и рычаги управления процессами, происходящими в художественной среде. Государственное и коммерческое переплетаются здесь зачастую причудливым образом, высокий порыв духа и творческий полет совмещаются с прагматизмом и обыденностью. Современный художественный процесс - история живая и гибкая, со своими героями и со своими правилами.

В новой системе, в ряду разнообразных институций (от министерств и управлений культуры до ярмарок и фестивалей) всё более самостоятельное и значимое место занимают частные художественные галереи. Они стали привычны не только в столичной Москве и Санкт-Петербурге, но и в больших, средних и малых периферийных городах. Более того, разнообразные галереи являются предметом пристального наблюдения, о них пишутся научные статьи [1, 6] и защищаются диссертации [3]. Во многих публикациях отмечается, что спектр деятельности успешных российских галерей гораздо шире коммерческих задач, направленных на получение прибыли за счет выставочной деятельности и продажи художественной продукции (живописи, графики, мелкой пластики и многого другого).

Благодаря своей полифункциональности иркутская арт-галерея 01а5, открывшаяся в 2009 году, известна не только в сибирском художественном пространстве, но и за пределами России. Основными направлениями деятельности галереи, конечно же, являются работа с художниками и потенциальными покупателями, налаживание успешной системы продаж произведений искусства. Одновременно идет процесс постоянного пополнения собственной коллекции, многие образцы которой могли бы стать украшением музейных собраний. Регуляр-

но проводятся персональные и коллективные выставки как в залах галереи, находящейся в историческом квартале Иркутска, так и в музеях и выставочных залах других городов России и других стран (Польша, Монголия, Чехия). Впечатляют разнообразие и масштаб издательской деятельности. Сотрудничество с государственными учреждениями, постоянные творческие инициативы, успешная грантовая работа позволяют осуществлять разнообразные проекты -мастер-классы, лекции, семинары, благотворительные акции [4].

Приоритетное значение в деятельности галереи приобрела работа по подготовке и организации арт-пленэров, которые в совокупности всех мероприятий, проводимых во время их осуществления, стали носить красивое название «Краски Сибири». Как рассказывает искусствовед, директор арт-галереи Диана Анатольевна Салацкая, «идея "творческих дач", существующая в России уже более 100 лет и чрезвычайно популярная в советский период, получила новый импульс. Пленэрная деятельность галереи началась в 2012 году: первые пленэры прошли в Монголии и в Польше. В последующие годы пленэры проводились на Байкале, в Тункинской долине, в Марокко, Камбодже, Италии, Чечне. К настоящему времени ежегодные творческие поездки по России и за рубеж стали неотъемлемой частью работы галереи» [4, с. 157].

В марте 2022 года автору статьи довелось стать участником одного из самых ярких ежегодных пленэров галереи В1а5 «Лед Байкала». Задача данной публикации - не просто поделиться

А. Числов

(Красноярск),

Зима на Ольхоне.

2022.

Бумага,

цв. карандаш.

35x50

Коллекция галереи «Диас» (Иркутск)

A. Chislov (Krasnoyarsk). Winter on Olkhon. 2022.

Paper, color pencil. 35x50

Collection

of the gallery "Dias" (Irkutsk)

А. Числов (Красноярск). Байкал зимой. 2022. Бумага, цв. карандаш. 30x40

Коллекция галереи «Диас » (Иркутск)

A. Chislov (Krasnoyarsk). Baikal in winter. 2022.

Paper, color pencil. 30x40

Collection

of the gallery "Dias"

(Irkutsk)

незабываемыми личными впечатлениями, а на опыте байкальского пленэра в совокупности с пониманием современной художественной жизни проанализировать, чем является (или может являться)арт пленэр:

• для художников, оставляющих на достаточно существенные сроки свои большие и малые творческие замыслы, семейные и профессиональные заботы, чтобы погрузиться в многочасовую работу на открытом воздухе;

• для организаторов пленэра, вкладывающих много сил и времени в подготовительные процессы (организация жилья, транспорта, питания), в успешное продвижение проекта (информационная кампания, издательская работа, формирование группы), затем в полной мере отвечающих за его благополучное проведение;

• для современного художественного процесса, сущность которого как социального явления зачастую недооценивается, а ведь именно художественный процесс способствует осуществлению важнейших культурных функций - формированию духовных и эстетических ценностей нашего общества.

На «Лед Байкала - 2022» выехало двенадцать мастеров из Иркутска, Ангарска, Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Читы, отличающихся художественными школами, творческими устремлениями и предпочтениями.

Так, для художницы Аси Беловой пейзаж не является приоритетным жанром, но та детская искренность, которая превращает изображенных ее животных и насекомых в полусказочных добрейших существ, сохраняется и в пленэрной

работе. Она выбирает неожиданные фрагментарные мотивы, затем камни и трещины льда, написанные с натуры, вычищает от всего случайного, стилизует, усиливая выразительность линейного начала.

Для Натальи Андрейченко, виртуозно владеющей акварельными техниками, пространственные пленэрные пейзажи, наоборот, основная составляющая творчества, ее пейзажным композициям присущи легкость и прозрачность тонов, передающие и масштабность природы Байкала, и ее живое дыхание.

Неутомимая и душевная Карина Соловьева большую часть творческой жизни отдает иллюстрированию детских и взрослых книжек, но одновременно пленэрная работа для нее - незаменимый источник вдохновения. Она участник многих пленэрных проектов по всей России и за рубежом, работает с подъемом, смело экспериментирует с материалами, создавая выразительные и вдохновенные виды.

В пейзажах Елены Салтыковой и Татьяны Ер-миловой байкальский лед и скалы переливаются всеми оттенками зимней палитры, сохраняющей ощущение быстроты и непосредственности живописного письма. Обладая ярким индивидуальным стилем, каждая из художниц в достаточно больших по размерам этюдных композициях достигает выразительных цветовых эффектов.

Такие участники пленэра, как Вера Белых, Андрей Шпирко, Марина Синишина-Шпирко, Татьяна Колобова, Инна Рослова, сохраняют и приумножают лучшие традиции отечественной реалистической школы. Лед и скалы во всех динамичных природных состояниях, а также заброшенные деревянные домишки и лодки становятся мотивами выразительных и искренних этюдов.

При различии живописного языка художников объединяет присущее им всем ценнейшее качество - не просто чувствовать натуру, но тонкостью цветопередачи и чистосердечным отношением к любимому делу «вдохнуть жизнь» в каждое изображение.

Творчество Александра Имедеева и Александра Числова в пленэрной группе, как нам кажется, стояло чуть особняком. Такое ощущение возникало из-за того, что «доля реалистичности, натурности» в их работах была иная. Безусловно, оба Александра ежедневно, как и все другие участники пленэра, несмотря на крутой мороз и ветер (особенно в первые дни темпера-

тура воздуха была много ниже привычных для этого времени значений), часами работали на этюдах, что полностью совпадало с заведенным галереей И1а8 порядком: «Мы сразу определили приоритеты работы: полная творческая свобода и железная дисциплина. Художники вольны писать, что хотят, чем хотят и сколько хотят» [5, с. 35].

Александр Имедеев в байкальских этюдах, как никто другой, сумел передать ощущение сакральной мощи Байкала, его дальних и ближних островов, деревьев и неба. Цвет в его работах светится светом, обретает особое качество, воплощающее единение человеческой души с природой, с байкальскими мифами и глубокими религиозными тайнами.

Иная, зачастую неожиданная художественная образность отличает пастельные композиции графика Александра Числова. Склонный к творческим экспериментам, в пленэрных работах мастер выступает сдержанным и строгим, отточенность техники и постоянные внутренние размышления делают содержание его работ глубоким и метафоричным.

Рассказывая о традициях байкальских пленэ-ров, Диана Салацкая отмечает: «Организаторами был создан план мероприятий, который включал презентацию автора-участника в виде рассказа или слайд-шоу о себе и своем творчестве, презентацию деятельности галереи Э1а8, семинары по проблемам современного искусства, которые проводились искусствоведами и историками (А. Ермаков, В. Есипов, И. Федчи-на). Также проводились мастер-классы как для участников пленэра, так и для местного населения, в том числе и детей (рисунок, дудлинг, акварель, флористика). Для такого места, как поселок Хужир, подобные акции - событие. Жители поселка не избалованы культурными мероприятиями, и мастер-классы профессионалов для них очень важны» [5, с. 36].

Программа пленэра «Лед Байкала - 2022» при безусловном «приоритете работы» насыщена событиями. Во время сбора группе была предложена наполненная красотой и духовностью экскурсия в Богоявленский собор Иркутска. Рассказ Елены Алешиной, замечательного художника, создававшего в составе мастерской епархиального управлении фрески в данном храме, оживлял и одухотворял буквально каждый фрагмент росписи и, наверное, послужил

своеобразным благословением на высокий настрой дальнейшей работы.

Все составляющие жизни пленэра были наполнены искренней заботой и человеческим теплом организаторов. Трансфер от самолета и поезда до поселка Хужир на острове Ольхон, а затем по Ольхону и льду Байкала к самым красивым, зачастую малодоступным местам на джипе, на хивусе (безопасном судне на воздушных подушках для передвижения по льду) и специальных машинах по беспредельному бездорожью, комфортное проживание и сытное питание в усадьбе Никиты Бенчарова и в гостевом доме «Воскресение» - всё проходило на высшем уровне. После ужина - неформальное общение с презентациями художников, обсуждением проблем современного искусства. Важной составляющей стали просмотры и выставки на улице, во время которых происходило активное взаимодействие с местным сообществом.

Конечно, все эти составляющие пленэра многократно усиливались главным - зимней природой Байкала: бесконечные просторы Байкала, причудливые мощные скалы, торосы, фантасти-

Н. Андрейченко (Москва). Шаманка во льду. 2022.

Бумага> акварель. 50x40

Собственность автора

N. Andreichenko (Moscow).

Shaman in ice. 2022. Paper, watercolor. 50x40

Author's property

ческие наплывы, ледяные пещеры по берегам, причудливые трещины чистого и глубокого льда под ногами, бескрайнее, постоянно меняющееся от ярчайшего солнца до суровых свинцовых туч небо... Душевный подъем и осознание величественности мироздания усиливали ощущение внутренней свободы у участников пленэра.

Безусловно, пленэр может и должен иметь коммерческую сторону. Но для успешного проведения пленэрных мероприятий коммерческая сторона отнюдь не является основной.

Рассмотрев пленэр «Лед Байкала - 2022», вернемся к главной нашей задаче - понять место и значение пленэрных практик в современной художественной жизни. Их востребованность в последнее время беспрецедентна: по различным регионам страны - Сибирь, Дальний Восток, Кавказ, Урал, Центральная Россия, Крым и др. -в год проводятся более сотни различных пленэрных мероприятий, а также не менее двух-трех десятков организованных групп художников отправляются за рубеж. Об обязательных пленэрах в виде образовательных практик в процессе обучения речи здесь не идет.

Инициаторами и организаторами выступают различные институции - это и галереи, и музеи, и общественные фонды, и творческие союзы. Нередко для проведения пленэров силы организаторов объединяются.

Прекрасным примером подобного сотрудничества является Международный пленэр-но-выставочный проект «Русская Атлантида»,

К. Соловьева (Санкт-Петербург). Скованный льдом. 2022.

Холст, акрил. 40x50

Коллекция галереи «Диас» (Иркутск)

К. Solovyova (St. Petersburg). Chained by ice. 2022.

Canvas, acrylic. 40x50

Collection

of the gallery "Dias" (Irkutsk)

в организации которого совместно с Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ участвуют компания Shryansy International (Джайпур, Индия), Союз художников России и Петровская академия наук и искусств. В 2022 году «Русская Атлантида» проведет свой сотый пленэр.

Так чем же является пленэр для художника, для организатора, для художественного процесса?

Исходя из французского plein air («открытый воздух»), нам кажется, что после индивидуальной работы в мастерской художник получает новое ощущение внутренней свободы. Коллективные выезды на природу дают профессиональное общение, обогащение опыта, чувство востребованности и корпоративного братства. Пленэры необходимы для развития мировоззрения и мироощущения, для оттачивания остроты зрения и точности профессионального жеста на любой стадии творческого становления. В художественных школах, колледжах, институтах и академиях работа вне мастерской при естественном освещении давно стала обязательной частью обучения. Профессиональные художники - участники пленэра, имеющие весомый багаж самостоятельной творческой жизни, - безусловно, все основные навыки пленэрной работы давно освоили. Однако возможность реально расширять границы своего познания, вживую наблюдать и чувствовать уникальную природу во всем многообразии ее состояний, запечатлевать ее дыхание и величие в красках и линиях, возможность дружеского профессионального общения и обмена ценнейшим опытом - весьма серьезная мотивация для творческого человека, чтобы вновь и вновь стремиться стать участником арт-пленэра.

Для организаторов пленэра (в нашем случае галереи) арт-пленэр является, во-первых, уникальным инструментом формирования вокруг себя сообщества художников, близких по духу, по интересам, сообщества настоящих друзей. Это важно не только для успешного бизнеса, но и для формирования творческого лица галереи, планирования выставочной деятельности и других мероприятий. Во-вторых, программа арт-пленэров - прекрасный инструмент создания социально ориентированного, открытого имиджа. Пленэрные программы являются информационным поводом для Интернета, печат-

ных изданий, в самых лучших вариантах - для телевидения и радио.

Безусловно, арт-пленэры выполняют определенную миссию и для тех мест, где они проводятся. Пленэр - это событие не только творческого взаимодействия: высокопрофессиональными мастерами ведется художественное документирование местной природы, современной истории. На примере отношения к художникам в поселке Хужир на острове Ольхон видно, что арт-пленэр является серьезным ресурсом формирования туристической привлекательности региона.

Выше отмечалось, что разнонаправленность деятельности, полифункциональность - необходимое условие успешного существования и развития галереи. Но очевидно, что современный пленэр - неотъемлемая часть художественного процесса в целом. В виде современных художественных практик он давно перерос сугубо профессиональные задачи работы художника на природе, в окружающей среде, также и задачи продвижения какой бы то ни было художественной институции.

Значение пленэра для галереи, его организовавшей, и для общероссийского художественного процесса одинаково важно. Пополняя фонды галереи, пленэрные работы формируют российский арт-рынок; профессиональные и высокохудожественные произведения, выполненные в напряженном творческом процессе, развивают художественный вкус зрителя. Выставки, которые организуются по результатам работы художников, экспонируются не только в месте проведения пленэра и в самой галерее, но часто в других городах и в других странах. Лучшие работы становятся частью фонда галереи, рассказывая о самых красивых местах нашей необъятной страны, осуществляют функции просветительские и воспитательные и делают главное - формируют духовные и эстетические ценности.

Литература

1. Артемова, А. Основные формы художественной жизни: столичные и провинциальные в контексте взаимовлияния // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества : материалы науч. конф. - Москва, 2012. - С. 200-210.

2. Мелихова, Е. Художественная галерея: торговля искусством // Социологические исследования. - Москва, 2000. - № 4. - С. 125-127.

3. Милюкова, Т.Ю. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга : дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.04 / Санкт-Петербург-

В. Белых

( Санкт-Петербург). Мартовское солнце. Узоры. 2022. Холст, масло. 35x40

Коллекция галереи «Диас» (Иркутск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Belykh (St. Petersburg). The March sun. Patterns. 2022. Canvas, oil. 35x40

Collection

of the gallery "Dias" (Irkutsk)

А. Имедеев (Ангарск). Красное u синее. 2022.

Холст, масло. 60x50

Коллекция галереи «Диас» (Иркутск)

A. Imedeev (Angarsk). Red and blue. 2022.

Canvas, oil. 60x50

Collection

of the gallery "Dias" (Irkutsk)

Пленэр "Лед Байкала". В. Белых

( Санкт-Петербург). 2022 Фото

Д. Салацкой

Plein air "Baikal Ice". V. Belykh (St Petersburg). 2022 Photo

byD. Salatskaya

ский гуманитарный университет профсоюзов. -Санкт-Петербург, 2004. - 168 с.

4. Салацкая, Д. Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2019. - № 1.-С. 153-157.

5. Салацкая, Д. Арт-пленэр как вид деятельности частного музея на примере арт-галереи Dias // Краевед Приангарья. - Иркутск, 2017. - № 3, - С. 33-37.

6. Салимзянова, Э. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей A la prima и Orient best art) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань, 2012. -№3-1. -С. 42-45.

References

1. Artemova A. Osnovny'e formy" xudozhestvennoj zhizni: stolichny'e i provincial'ny'e v kontekste vzaimovliyaniya [The main forms of artistic life: metropolitan and provincial ones in the context of interference]. Nacional'noe nasledie i dialog kul'tur kak istok duxovnosti sovremennogo obshhestva: materialy' nauchnoy konerentsii. Moscow, 2012, pp. 200-210.

2. Melixova E. Xudozhestvennaya galereya: torgovlya iskusstvom [An art gallery: an art trade]. Sociologicheskie issledovaniya. Moscow, 2000, no. 4, pp. 125-127.

3. Milyukova T. Yu. Xudozhestvennaya galereya v sovremennoj kul'ture Sankt-Peterburga [An art gallery in modern culture of Saint Petersburg]. Cand. Sci. (Arts) dissertation. Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. Saint Petersburg, 2004, 168 p.

4. Salaczkaya D. Mezhdunarodny'e art-plene'ry' kak sposob podderzhki i populyarizacii izobrazitel'nogo iskusstva [International art plein airs as a way to support and populate fine arts]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Krasnoyarsk, 2019, no. 1, pp. 153-157.

5. Salaczkaya D. Art-plene'r kak vid deyatel'nosti chastnogo muzeya na primere art-galerei Dias [Art plein air as a kind of activity of a private museum on an example of the art gallery Dias]. Kraeved Priangar'ya. Irkutsk, 2017, no. 3, pp. 33-37.

6. Salimzyanova E\ Chastny'e xudozhestvenny'e galerei kak novy'j eTement v kul'turnoj zhizni Tatarstana (na primere kazanskix galerej A la prima i Orient best art) [Privet art galleries as a new element in the cultural life of Tatarstan]. VestnikKazanskogo gosudarstvennogo universitetakul' tury' i iskusstv. Kazan, 2012, no. 3-1, pp. 42-45.

Об авторе

Москалюк Марина Валентиновна - доктор искусствоведения, профессор, почетный член Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Гуманитарного института Сибирского федерального университета (Красноярск), профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории искусства Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск).

E-mail: mawam@rambler.ru

Moskalyuk Marina Valentinovna

Doctor of Arts, Professor, Honorary Member of the Russian Academy of Arts, Leading Researcher of the Humanitarian Institute of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk), Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines and Art History of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky (Krasnoyarsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.