Научная статья на тему 'ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / НОРМАТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ В ПЛАВАНИИ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Сафонов Александр Николаевич, Падалец Александр Александрович

Статья представляет собой материал теоретической и практической направленности относительно системы учебных занятий по физическому воспитанию. Представлены функциональные особенности индивидуального воздействия водной среды на организм студентов, а также характерные для студентов специальных медицинских групп виды водных программ. Усовершенствованная программа плавания позволяет достичь преимущества, по сравнению с обычной, такие как использование современных технологий настроенных под специальные группы студентов: с высоким, низким или средним уровнем подготовки, а также для специальных медицинских групп. Статья представляет результаты по конкретным нормативам наряду с педагогическим тестированием студентов первого курса МИРЭА за выбранный учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Сафонов Александр Николаевич, Падалец Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is a material of theoretical and practical orientation regarding the system of physical education lessons. The functional features of the individual impact of the aquatic environment on the organism of students, as well as the types of water programs typical for students of special medical groups are presented. An advanced swimming program allows you to achieve advantages over the usual one, such as the use of modern technologies customized for special groups of students: with high, low or intermediate level of training, as well as for special medical groups. The article presents the results of physical checking and educational testing of students of the first course of Economics for the academic year.

Текст научной работы на тему «ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК 796.011.3

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Александр Николаевич Сафонов, кандидат физико-

математических наук, доцент, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Александр Александрович Падалец, ассистент, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва

Аннотация

Статья представляет собой материал теоретической и практической направленности относительно системы учебных занятий по физическому воспитанию. Представлены функциональные особенности индивидуального воздействия водной среды на организм студентов, а также характерные для студентов специальных медицинских групп виды водных программ. Усовершенствованная программа плавания позволяет достичь преимущества, по сравнению с обычной, такие как использование современных технологий настроенных под специальные группы студентов: с высоким, низким или средним уровнем подготовки, а также для специальных медицинских групп. Статья представляет результаты по конкретным нормативам наряду с педагогическим тестированием студентов первого курса МИРЭА за выбранный учебный год.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, нормативы и результаты в плавании, обучение плаванию.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p482-485

SWIMMING AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Svetlana Yuryevna Tatarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow, MIREA-Russian technological University, Moscow; Alexander Nikolayevich Safonov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, MIREA-Russian technological University, Moscow; Alexander Alexandrovich Padalets, the assistant, MIREA - Russian technological University, Moscow

Abstract

The article is a material of theoretical and practical orientation regarding the system of physical education lessons. The functional features of the individual impact of the aquatic environment on the organism of students, as well as the types of water programs typical for students of special medical groups are presented. An advanced swimming program allows you to achieve advantages over the usual one, such as the use of modern technologies customized for special groups of students: with high, low or intermediate level of training, as well as for special medical groups. The article presents the results of physical checking and educational testing of students of the first course of Economics for the academic year.

Keywords: physical education of students, standards and results in swimming, swimming training.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все более ухудшающееся состояние современной молодёжи обуславливает детализацию, варьирование и индивидуальность программ подготовки по плаванию. Количество студентов, относящихся к специальной медицинской группе увеличилось с отметки в 10% до отметки в 30-40%. Следует отметить, что ведущее место среди заболеваний - заболевание опорно-двигательного аппарата, органов зрения, а также дыхательной и сердечно-сосудистых систем. В связи с вышеописанной ситуацией, укрепление здоровья студентов и тренировки всех функций организма в спектре занятий плаванием в вузах приобретают особую актуальность [3]. Достижение наиболее эффективных тренировок в воде обуславливается фактом того, что плотность воздуха в 775 раз

меньше плотности воды, из чего следует затруднённое выполнение упражнений в воде, а, следовательно, и большая энергонагрузка на организм человека (200-500 ккал/с). Во время занятий по плаванию происходит увеличение количества форменных элементов крови: гемоглобина, лейкоцитов и эритроцитов - такой эффект возможно наблюдать даже в случае единоразового пребывания в воде. После тренировки на протяжении 1-2 часов происходит фактическое достижение состоянием крови своего исходного уровня. За счёт дополнительной «гимнастики» возможна тренировка кровообращения. Это происходит за счёт попеременного уменьшения и расширения во время занятия просветов лимфатических и кровеносных сосудов, что в свою очередь осуществляет регуляцию температуры тела. При постоянно оказываемом сопротивлении водной массы относительно тела человека, оказывается многоплановая нагрузка на различные группы мышц: от крупных мышц рук, ног и туловища до большого количества мелких мышц, что в свою очередь повышает физическую подготовленность занимающегося. Во время физических нагрузок относительной интенсивности происходят изменения в мышцах следующего характера: происходит увеличение количества капилляров вокруг мышечных волокон, что в свою очередь способствует улучшению обмена газа и тепла, также происходит ускорение метаболизма и повышение миогемоглобина (мышечного белка) на 75-80%; тренировка сопутствует повышению многих окислительных ферментов, за счёт которых происходит усиление уровня мышечной деятельности.

Следует выделить эффект гидроневесомости, возникающий в воде. За счёт него происходит разгрузка позвоночного столба и освобождение хрящевых межпозвоночных дисков, улучшая обмен веществ за счёт освобождения от постоянного сдавливается позвонками. Улучшается питание и метаболизм, что приводит к облегчению при остеохондрозах позвоночника. Также необходимо отдельно выделить осложнения, вызванные сколиозом, который присущ 20-40% студентов. Необходимо проводить действия по корректировке имеющейся деформации грудной клетки с позвоночником, за этим следует развитие правильного дыхания и соответственного повышения тонера организма, проводится профилактика и коррекция плоскостопия.

При регулярных занятиях водными видами спорта происходит улучшение газообмена легких: за счет глубины и частоты дыхания происходит экскурсия диафрагмы. Также большое значение в оптимизации телосложения и здоровья студентов имеет нахождение в воде с температурой 24 градуса на протяжении 5 минут, что также приводит к повышению метаболизма на 50-70% Музыкальное сопровождение во время тренировок способствует формированию положительного эмоционального и психического состояния. Этот фактор имеет принципиальное значение в процессе адаптации студентов к новому формату обучения в высшем учебной заведении, также происходит стимуляция нервных процессов в коре головных полушарий, за счёт чего происходит повышение пластичности нервной системы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение детализированных и индивидуализированных тренировок с применением элементов аквафитнеса по плаванию для студентов, ориентированных на разные группы здоровья и уровни физической подготовки. Спортивное плавание с преодолением дистанции в 3000 м за занятие предлагается для группы студентов с высоким уровнем физической подготовленности. Происходит акцентирование на такие аспекты, как: выносливость прохождение дистанции, решение задач по поступательному увеличению скорости, созданию условий для подготовки и выступления на соревнованиях и т.д. Преодоление дистанции до 1500 м за занятие предлагается студентам со средним уровнем физической подготовленности. Происходит одновременное применение практик оздоровительного и спортивного плавания, реализуется процесс обучения плаванию и приобщение к здоровому образу жизни. Стоит отдельно выделить аспект формирования у дан-

ной группы общей и специальной выносливости [2].

При проведении занятий со студентами с низким уровнем физической и плавательной подготовленности акцент делается на обучении базовым элементам плавания, оздоровительном и лечебном плавании, также производится водная гимнастика дистанция до 300 м за занятие. Упражнения аквафитнеса производятся на неглубокой части бассейна, контрольные нормативы выполняются в виде проплывания без специальных поддерживающих средств отрезка от 25 до 50 метров. Также важным аспектом является тот факт, что плавание является оптимальным для студентов специальных медицинских групп. В подготовительной части тренировки происходит адаптация к водной среде с освоением базовых элементов техники или отдельных движений наряду с водной гимнастикой. Основная часть реализует обучение технике плавания, повышение общей физической подготовленности, осуществляются дыхательные упражнения, согласование ног с руками. Заключительная часть направлена на выполнение тренировки лёгких и стретчин-га. При проведении первых занятий, следует обратить внимание на разъяснение техники безопасности, обучение правильному положению тела в воде и ощущению контроля над ним, а также отработка дыхательных техник. Перед первым модулем должны быть поставлены к выполнению следующие задачи: ознакомление с правилами посещения бассейна и общей техникой безопасности; проведение обучения и разъяснения упражнений по освоению различных способов плавания и техник; обучения самоконтролю во время занятий. Последующие модули обусловлены следующими задачами: проведение совершенствования техники плавания и повышение общего уровня физической подготовленности организма [1].

Для проведения усовершенствования системы по оценке урочных занятий было разработаны конкретные упражнения и нормативы, устанавливающие нормы для юношей и девушек (значение от 1 до 5). Первое упражнение - преодоление дистанции в 25 метров на время вольным стилем; второе - преодоление такого же расстояния брассом; третье -проплывание дистанции равной 100 метрам на спине с плавательной доской и параллельным движением ногами в стиле кроля; четвертое - проплывание под водой 10-15 метров; пятое - проплывание дистанции в 150-200 метров (девушки и юноши соответственно) вольным стилем. Студентам специальной медицинской группой здоровья - преодоление дистанции от 20 до 200 метров избранным способом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 предоставлены результаты применяемой практики использования плавания в физическом воспитании девушек, которые в течение года занимались в бассейне по разработанной нами программе подготовки.

Таблица 1 - Изменение плавательной подготовленности у девушек 1 курса основной медицинской группы_

Контрольные упражнения Октябрь 2019 (х±о, девушки) Май 2020 (х±о, девушки)

1. Вольный стиль 25 м (с) 38,1±16,1 28,9±14,9

2. Брасс 25 м (с) 43,6±12,2 39,1±10,8

3. Плавание на спине с доской (м) 42,1±13,4 83,9±19,5*

4. Плавание под водой (м) 5,3±2,3 9,8±1,8*

5. Плавание (м) 74,9±25,6 149,4±24,2*

Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратичное отклонение, * - достоверность различий (Р<0,05).

Анализ динамики результатов контрольных упражнений позволил продемонстрировать значительное повышение уровня плавательной способности группой девушек, посещавших тренировки по плаванию. Это стало возможным к доказательству благодаря различию показателей в трех из пяти контрольных упражнений. Наилучший результат достигнут в плавании на выносливость, в начале года 74,9 метра, а в конце в 149,4 метра,

также вдвое улучшился результат в плавании на спине с доской от 42,1 метра до 83,9 метра

Таблица 2 - Изменение плавательной подготовленности у юношей 1 курса основной ме-

Контрольные упражнения Октябрь 2019 (Х±о, юноши) Май 2020 (Х±о, юноши)

1. Вольный стиль 25 м (с) 29,7±12,1 27,6±11,9

2. Брасс 25 м (с) 35,8±14,3 33,1±13,8

3. Плавание на спине с доской (м) 64,9±18,6 98,9±19,5*

4. Плавание под водой (м) 10,6±2,8 13,2±1,6

5. Плавание (м) 119,2±28,6 188,8±24,6*

Примечание: x - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратичное отклонение, * - достоверность различий (Р<0,05).

В таблице 2 представлены результаты применения техник плавания среди юношей, в течении года занимавшихся по усовершенствованной программе. Анализ динамики результатов позволил сделать следующие выводы: выявлены различия в двух из пяти контрольных упражнений: в плавании на спине с доской от 64,9 метра до 98,9 метра и плавании на выносливость с 119,2 метров до 188,8 метров; юноши также повысили собственный уровень физической подготовленности. Таким образом, проведение детализированных и индивидуализированных тренировок со студентами первого курса, с предусмотренной программой тренировок, способствует развитию у учащихся основных физических качеств, повышению уровня плавательных способностей и формированию культуры здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Татаров В.Б. Перспективное направление возрождения народных состязательно-игровых упражнений в физическом воспитании / В.Б. Татаров, А.Н. Сафонов, Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 305-310.

2. Татарова С.Ю. Сравнительный анализ моделей силовой подготовленности в спортивных играх / С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров, Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 410-413.

3. Татарова С.Ю. Технология проведения учебных занятий по плаванию / С.Ю. Татарова, С.И. Бочкарева, Е.Ю. Сысоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (180). - С. 439-443.

REFERENCES

1. Tatarov, V.B., Safonov, A.N. and Simina, T.E. (2020), "Perspective direction of revival peoples competitive-gaming exercises in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 305-310.

2. Tatarova S. Yu., Tatarov V.B. and Simina T.E. (2020), "Comparative analysis of models of strength training in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180). pp. 410-413.

3. Tatarova S. Yu., Bochkareva S, L. and Sysoeva E.Yu. (2020), "Technology of teaching swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181). pp. 439-443.

Контактная информация: SYT66@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2020

УДК 796.422.16

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ МАРАФОНЦЕВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Викторович Тихонов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Надежда Сергеевна Помогаева, кандидат медицинских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.