Научная статья на тему 'ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, В ОБЛАСТИ ФИТНЕСА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, В ОБЛАСТИ ФИТНЕСА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ФИТНЕС / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Татаров Вадим Борисович, Симина Татьяна Евгеньевна, Антонова Ирина Николаевна

В статье представлено обоснование комплексных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов, трансформируется построение учебного процесса на основе высокоинтенсивных и малоинтенсивных фитнес-технологий, представлены результаты педагогического эксперимента, цель в том числе повышение физической подготовленности студентов. Разработанные технологии фитнеса в физическом воспитании студентов оправдали себя, что подтвердил педагогический эксперимент: дополнительные улучшения в физическом воспитании студентов расширили общекультурные компетенции в данной сфере, освоили средства и методы физической культуры, развили профессиональную и социальную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Татаров Вадим Борисович, Симина Татьяна Евгеньевна, Антонова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF FITNESS USED IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article presents the study of complex fitness technologies in physical education in economic university, it transforms the structure of the educational process in line with high-and low-intensity fitness technologies, and it presents the results of the educational experiment with a view of improving physical fitness of students. The developed fitness technologies in university of the physical education have proved their worth, as confirmed by the educational experiment: in addition to significant improvement of physical fitness students have developed general cultural competences in the field of fitness, mastered the tools and methods of physical culture to ensure professional and social competences.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, В ОБЛАСТИ ФИТНЕСА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp.101-105.

5. Goneyanc, S.A., Ilicheva, O.V. and Sirakovskaya, Ya.V. (2020), "The effect of health-improving exercises Belly dance on the functional state of the cardiovascular system of women 30-41 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 116-121.

6. Evtushenko, I.N., Ivanova, I.Yu., Artemenko, B.A., Tereshchenko, M.N. and Permyakova N.E. (2020), "On the issue of health-saving environment organization in preschool educational organizations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 108-114.

7. Kuznetsov B.V. (2015), Adaptation offirst-year cadets to the educational process ofparamilitary educational institutions by means of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

8. Kuznetsov, B.V., Shutki,n S.N. and Smorchkov, V.A. (2012), "Content of professional and adaptive physical training", Fire safety: problems and prospects, collection of articles, Voronezh, V. 2, pp. 85-89.

9. Kuznetsov, B.V., Shvachun, O.A., Mikhailov, S.S. anddFrolov, S.V. (2018), "Features of organizing and conducting physical exercises with students of the Russian state University of justice (Central branch)", Physical Culture and health, No. 2 (66), pp. 13-15.

10. Yamileva, R.M., Kostarev, A.Yu., Kuleshov, R.S., Galimov, A.M. and Butov, V.V. (2020), "Improving the functional readiness of students through the use of breathing exercises using the Buteyko method in physical education classes at the University ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 455-459.

11. Kuznetsov, B.V., Shvachun, O.A., Mikhailov, S.S. and Frolova, S.V. (2020), "Physical culture and sport and Elective disciplines in physical culture and sport as the basis for the development and improvement of physical qualities of the Russian state University of justice (Central branch)", Physical Culture and health, No. 2 (74), pp. 41-44.

12. Kharchenko, E.V., Banku, T.A. and Konoplev, V.V. (2020), "Implementation of improving aerobics classes at the physical education high", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 486-490.

Контактная информация: boriskuzne37ov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2020

УДК 378.147

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, В ОБЛАСТИ ФИТНЕСА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Вадим Борисович Татаров, старший преподаватель, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Государственный университет управления, г. Москва; Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

В статье представлено обоснование комплексных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов, трансформируется построение учебного процесса на основе высокоинтенсивных и малоинтенсивных фитнес-технологий, представлены результаты педагогического эксперимента, цель в том числе повышение физической подготовленности студентов. Разработанные технологии фитнеса в физическом воспитании студентов оправдали себя, что подтвердил педагогический эксперимент: дополнительные улучшения в физическом воспитании студентов расширили общекультурные компетенции в данной сфере, освоили средства и методы физической культуры, развили профессиональную и социальную компетентность.

Ключевые слова: студенты, дисциплина «Физическая культура», фитнес, фитнес-технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p246-250

GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF FITNESS USED IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Svetlana Yuryevna Tatarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow, MIREA-Russian Technological University, Moscow; Vadim Borisovich Tatarov, the senior teacher, MIREA - Russian Technological University, Moscow; Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, State University of Management, Moscow; Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Plekhanov Russian University

of Economics, Moscow

Abstract

The article presents the study of complex fitness technologies in physical education in economic university, it transforms the structure of the educational process in line with high-and low-intensity fitness technologies, and it presents the results of the educational experiment with a view of improving physical fitness of students. The developed fitness technologies in university of the physical education have proved their worth, as confirmed by the educational experiment: in addition to significant improvement of physical fitness students have developed general cultural competences in the field of fitness, mastered the tools and methods of physical culture to ensure professional and social competences.

Keywords: students, Physical Education discipline, fitness, fitness technology.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческий возраст - период активного формирования личности. Многие инструменты не только обеспечивают активацию механизмов охраны здоровья, но и меняют всю систему ценностных ориентаций молодежи [1].

Фитнес - это многофункциональный вид физической культуры, решающих оздоровительных, учебных и воспитательных упражнений физического воспитания, а также формирующий потребность в регулярных занятиях спортом. Таким образом, в классе создается позитивная атмосфера (музыкальное сопровождение, индивидуализация, новаторские и доступные упражнения); расширены знания о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных групп мышц; есть введение в соревновательные формы фитнеса (фитнес-аэробика, пауэрлифтинг, кроссфит, армрестлинг); сформированы основы оздоровления (виды фитнеса - тренировки, средства повышения физической подготовки, гидратация, анализ физических нагрузок в течение дня, влияние тренировок на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, уменьшение жировой составляющей, коррекция осанки).

Поэтому фитнес и его технологии следует отнести как к оздоровительным, спортивным, так и образовательным, личностно-ориентированным инновационным технологиям. При этом фитнес-культура вуза становится одной из составляющих формирования общей профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного образования студентов. Вместе с тем, на сегодняшний день в физическом воспитании студентов выявлены следующие противоречия: с одной стороны, наблюдается повышенный интерес к фитнесу, силовым видам спорта, стремление быть в отличной физической форме и развивать физическую форму, с другой стороны, недостаточно адаптированные фитнес-программ к урочной форме физического воспитания, содержанию дифференцированных занятий для девочек и мальчиков, для учащихся специальных медицинских групп, а также фитнес-технологиям, включая плавание и пилатес, и атлетической гимнастике, и боевые искусства.

Цель исследования - научное обоснование эффективности комплексных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено со студентами 1-го курса (2019/2020 г.), учебный год по физической культуре построен таким образом, что студенты осваивают три оздоровительные технологии (первый вид фитнеса в каждой технологии - 2 раза в неделю, второй - 1 раз): первая технология - аквафитнес и пилатес для девушек, плавание и атлетическая гимнастика - для юношей; вторая технология - атлетическая гимнастика; третья - единоборства (юноши), аэробика (девушки) и общая физическая подготовка. Первая технология (сентябрь-ноябрь) подчинена задачам поступательного развития кардиореспиратор-ной системы, функциональной тренировки средней интенсивности аэробной направленности, техники плавания и аквафитнеса. А методика пилатеса (девушки) позволяет укрепить поверхностные и глубокие мышцы, повысить статическую выносливость мышц, мышечный тонус, а также сформировать эстетическую и духовную составляющие физического воспитания. Юноши осваивали спортивную гимнастику с целью развития культуры здоровья, силы, общей физической подготовки, основ атлетической гимнастики. Вторая технология (декабрь-февраль) заключалась в совершенствовании навыков и умений в спортивной гимнастике, использовании сложных координационных упражнений, выполнении средств пауэрлифтинга и кроссфита (юноши) с учетом уровня физической подготовленности студентов. На занятиях для девочек в оптимальном соотношении сочетались аэробные и силовые нагрузки, комплексы коррекции осанки с бодибаром, медбо-лами, лыжными эспандерами, разновидностями круговых, интервальных и повторных тренировок.

Третья технология (март-июнь) объединила занятия боевыми искусствами (юноши), аэробикой (девушки) и общей физической подготовкой. Так, юноши освоили основы самообороны, элементы боевых искусств с целью повышения работоспособности, физических качеств и улучшения функционального состояния. При этом девочки осваивали оздоровительную аэробику как высокоэффективный, популярный и комплексный вид оздоровительной физкультуры и фитнеса. Функциональный блок спортивных упражнений с использованием оборудования «Лапша Агуа» используется как неустойчивая платформа для опоры, что затрудняет поддержание равновесия при выполнении параллельных упражнений, направленных на активацию группы мышц [3]. Выполнение нормативов управления, морфогенез скоростных качеств и общей выносливости. Студенты из их специальных медицинских бригад обучались с использованием тех же трех технологий, однако, в соответствии с адаптированным методом с учетом пола и заболевания. Дистанционные спортивные программы по плаванию. Метод атлетической гимнастики трансформировался с акцентом на локальные, а не фронтальные упражнения, на гимнастику с гантелями и фитболом, на специализированные интервальные тренировки с кар-дио и силовыми тренажерами, на укрепление мышц спины и индивидуализирующие комплексы.

Физическая культура обладает огромным потенциалом для улучшения физического развития студентов, повышения их работоспособности и укрепления здоровья [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Три месяца занятий в бассейне по первой технологии позволили выявить у девушек различия по пяти контрольным упражнениям (плавание на выносливость, плавание под водой, кроль, брасс, плавание на спине с доской), наибольший эффект достигнут в выносливости: в начале года они проплывали дистанцию 75,3 м, в конце года - 149,9 м; в плавании на спине с доской результат улучшился с 42,7 до 85,1 м. Девушки высоко оценили упражнения аквафитнеса (группировка, перевороты, комплекс, стоя на дне бассейна, комплексы на «глубокой» воде (160-200 см)). В случае с группой юношей, показатели улучшились в четырех и пяти упражнений, наряду с этим юноши выделили рост физической выносливости, работоспособности и способностей по плаванию. По завершению

второй и третей технологий девушками были достигнуты улучшений во всех пяти контрольных упражнений (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты общей физической подготовленности девушек, Х±о_

Контрольные упражнения Атлетическая гимнастика и бильярд Аэробика и ОФП

до после до после

1. Подъем туловища из положения лежа, раз 31,1±5,6 33,5±7,6 36,5±7,3 47,1±9,6*

2. Челночный бег 4х10 м, с 2,1±2,1 11,3±1,7 11,4± 1,7 10,8±0,8*

3. Подъем спины из положения лежа на животе, раз 36,3±6,8 50,5±7,2* 50,2±7,4 56,4±7,1*

4. Приседания за 30 с, раз 24,5±4,4 8,8±3,5 28,8±3,7 29,4±3,2*

5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 8,2±6,3 12,3±5,1 12,3±5,1 16,5±3,7*

Примечание. X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение, * - достоверность различий (р<0,05).

Таким образом, произошло значительное увеличение результатов по подъему туловища из положения, лежа на спине («пресс») - с 31,1 до 45,5%; сгибании и разгибании рук в упоре лежа - с 8,2 до 16,5 раза; подъеме спины из положения лежа на животе - с 36,3 до 56,4 раза. Девушками были освоены упражнения для определенных групп мышц, по коррекции телосложения, а также выполняемые в домашних условиях (таблица 1). В таблице. 2 представлены результаты физической подготовки после применения второй и третей технологий. По всем пяти контрольным упражнениям достигнуты следующие различия (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты ОФП юношей основной группы (2014-2015 гг., X±g)

Контрольные упражнения для юношей Атлетическая гимнастика и бильярд Единоборства и ОФП

до после до после

1. Подтягивание на перекладине, раз 8,1±3,6 11,8±3,5 11,5±3,4 14,2±4,1*

2. Сгибание и разгибание рук на параллельных брусьях, раз 17,1±4,1 20,1±5,2 20,3±5,2 26,4±5,2*

3. Подъем туловища из положения лежа на спине, раз 35,5±8,6 40,3±6,8 40,3±6,8 46,2±9,5*

4. Выпрыгивание из приседа, раз 29,3±8,3 40,3±7,2 40,3±7,2 46,9±6,2*

5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа, раз 29,5±11,5 40,9±8,4 40,9±8,4 53,5±10,9*

Примечание. X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение, * - достоверность различий (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Разработанные фитнес-технологии в физическом воспитании студентов оправдали себя, что было подтверждено педагогическим экспериментом: помимо значительного повышения физической подготовленности, студенты расширили общекультурные компетенции в области физической культуры, овладели средствами и методами физической культуры, обеспечивающими успешную профессиональную и общественную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Татарова С.Ю. Рекреативные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : монография / С.Ю. Татарова. - Москва : Научный консультант, 2015. - 204 с.

2. Принципы использования психолого-педагогического тренинга в работе со студентами / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров, О.П. Козина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 311-315.

3. Татарова С.Ю. Сравнительны анализ моделей силовой подготовленности в спортивных играх / С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров, Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 410-413.

REFERENCES

1. Tatarova, S.Yu. (2015), Recreational technologies for forming a healthy lifestyle of students, monograph, Scientific consultant, Moscow.

2. Tatarova, S.Yu, Safonov, A.N., Tatarov, V. B. and Kozina, O.P. (2020), "Principles of using psychological and pedagogical training in working with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179, pp. 311-315.

3. Tatarova, S.Yu., Tatarov, V.B. and Simina, T.E (2020), "Comparative analysis of models of strength training in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 410413.

Контактная информация: SYT66@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2020

УДК 796 (075.8)

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ И СПОРТА В СССР НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, В ПЕРИОД 1985-1991 ГГ.

Сергей Александрович Тигунцев, старший преподаватель, Иркутский государственный медицинский университет; Инга Игоревна Изотова (Шикота), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Байкальский государственный университет, Иркутск; Андрей Джанебекович Ацута, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения; Темир-Хан Джумагулович Кельдасов, старший преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности и ключевые моменты организации физкультурного и спортивного движения в Иркутской области в период 1985-1991 гг. Затронуты вопросы влияния социально-экономической политики страны на динамику количества занимающихся физкультурой и спортом. Обобщены последствия экономических реформ перестроечного периода 1985-1991 гг. на систему управления и показатели в сфере спорта. Описаны также механизмы регулирования, которые позволили остаться системе физической культуры и спорта в стране, и в частности в Иркутской области, на должном уровне в этот сложный исторический период.

Ключевые слова: физкультурное движение, физкультура, спорт, Приангарье, организации, перестройка, этап.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p250-254

TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE MOVEMENT AND SPORTS IN THE USSR ON THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION, IN

THE PERIOD 1985-1991

Sergey Alexandrovich Tiguntsev, the senior teacher, Irkutsk State Medical University; Inga Igorevna Izotova (Shikota), the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Baikal State University, Irkutsk; Andrew Ganibegovic Azuta, the senior lecturer, Irkutsk State Transport University; Temir-Khan Jumakulovich Celdasov, the, senior teacher, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Irkutsk

Abstract

This article discusses the features and key points of the organization of physical culture and sports movement in the Irkutsk Region during the period 1985 to 1991, It touched on the impact of socioeconomic policy of the country on the dynamics of the number engaged in physical culture and sports. The article summarizes the effects of the economic reforms of the perestroika period of 1985-1991 on the management system and indicators in the field of sports. It also describes the mechanisms that allowed the system of physical culture and sports in the country, and in particular in the Irkutsk region, to remain at the proper level in this difficult historical period.

Keywords: physical culture movement, physical culture, sport, Angara region, organizations, perestroika, stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.