Научная статья на тему 'ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УМСТВЕННОЙ РАЗГРУЗКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИЙ'

ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УМСТВЕННОЙ РАЗГРУЗКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная нагрузка / сердцебиение / физическая нагрузка / эмоциональное напряжение / снятие стресса / работа головного мозга / mental stress / heart rate / physical activity / emotional stress / stress relief / brain function

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — П.М. Зинин, А.Н. Сафонов

В данной статье проанализирована специфика плавания и его воздействие на организм студента. Подтверждается необходимость занятий плаванием при возросшей умственной и эмоциональной нагрузке. Особое внимание уделяется напряжению, стрессам, физической усталости, нарушением правильного режима дня и ночи, которыми сопровождается период сдачи зачетов и экзаменов в период сессии. Автор подчеркивает, что плавание как уникальный вид спорта содержит противопоказания, которые практически не встречаются среди студентов ВУЗов, что также имеет большое значение при снятии эмоциональной и умственной нагрузки в период сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING AS AN EFFECTIVE WAY TO MENTALLY UNLOAD STUDENTS DURING SESSIONS

This article analyzes the specifics of swimming and its impact on the student’s body. The need for swimming under increased mental and emotional stress is confirmed. Particular attention is paid to tension, stress, physical fatigue, violation of the correct day and night routine, which accompany the period of taking tests and exams during the session. The author emphasizes that swimming as a unique sport contains contraindications that are practically not found among university students, which is also of great importance in relieving emotional and mental stress during the session.

Текст научной работы на тему «ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УМСТВЕННОЙ РАЗГРУЗКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИЙ»

ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УМСТВЕННОЙ РАЗГРУЗКИ

СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИЙ

П.М. Зинин, ассистент

А.Н. Сафонов, канд. физ.-мат. наук

Российский технологический университет МИРЭА

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-33-35

Аннотация. В данной статье проанализирована специфика плавания и его воздействие на организм студента. Подтверждается необходимость занятий плаванием при возросшей умственной и эмоциональной нагрузке. Особое внимание уделяется напряжению, стрессам, физической усталости, нарушением правильного режима дня и ночи, которыми сопровождается период сдачи зачетов и экзаменов в период сессии. Автор подчеркивает, что плавание как уникальный вид спорта содержит противопоказания, которые практически не встречаются среди студентов ВУЗов, что также имеет большое значение при снятии эмоциональной и умственной нагрузки в период сессии.

Ключевые слова: умственная нагрузка, сердцебиение, физическая нагрузка, эмоциональное напряжение, снятие стресса, работа головного мозга.

Студенческие годы относятся к важному периоду становления личности. Студент, обучаясь в учебном заведении, испытывает интенсивную физическую нагрузку, в период сессии часто испытывает стресс. Рабочий день студента в среднем длится 10-12 часов, а в период сессии может достигать и 16 часов. Именно по этой причине проблемы умственной разгрузки в период сессии является наиболее актуальной. Укрепление здоровья студентов наиболее эффективно средствами физической культуры, поиском наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья и способов разгрузки студентов в период сессии занимаются разные специалисты и ученые.

Повышенная учебная нагрузка приводит к тому, что физическая активность студентов снижается, а объем академических занятий - недостаточный для поддержания высокого уровня общей двигательной активности студентов. Кроме того, не учитываются индивидуальные особенности студентов при физкультурном воспитании в ВУЗе.

Высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, изменения режима учебной нагрузки, питания, отдыха, сна негативно влияют на психофизическое состояние студентов и снижают работоспособность.

Средства и методы физического воспитания должны учитывать особенности психофизического состояния студента и должны быть направлены на формирование стабильной и стрессоустойчивой личности.

Плавание относится к важнейшему средству физического воспитания, которое входит в содержание программ образовательных учреждений всех ступеней. Также следует отметить особенность плавания, которая заключается в том, что при занятиях данным видом спорта участвует все тело, и верхние, и нижние конечности, что укрепляет скелетно-мышечную систему. Плавание снижает психоэмоциональную усталость, что в период повышенных нагрузок на организм студента - просто необходимо.

Противопоказания для занятий плаванием - врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, туберкулез, хронические гнойные заболевания кожи.

Поскольку период сессии сопровождается напряжением, стрессами, физической усталостью, нарушением правильного режима дня и ночи, соответственно необходимо снимать стресс, именно для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием [1].

Плавание относится к уникальному виду физической активности, достаточно популярно среди молодежи. Студенты достаточно часто сталкиваются с различными проблемами здоровья, которые вызваны длительным ограничением двигательной активности.

По мнению А.А. Мироновой, С.А. Ильиной, в процессе тренировок важной задачей является практическое следствие плавания, результаты которого направлены, прежде всего, на обеспечение умений, навыков, уровней плавательной подготовленности для спасения тонущих [4, с. 74].

Уникальные свойства плавания при воздействии на организм человека приводит Е.С. Кульченко, среди которых - снятие нагрузки с позвоночника, облегчение состояния при артрозах и артритах, сжигание калорий, улучшение осанки, повышение иммунитета и сопротивляемости различным заболеваниям, улучшения кровообращения, снятие эмоционального напряжения. Плавание почти не имеет противопоказаний и побочных эффектов [2].

Плавание способствует расслаблению и уменьшению уровня стресса. Это связано с тем, что вода оказывает массажный эффект на тело, что способствует расслаблению мышц и уменьшению напряжения. Кроме того, плавание способствует выработке эндорфинов (при условии нахождения в комфортной для тела воде 26 градусов) - гормонов счастья, которые улучшают настроение и помогают справиться со стрессом [1].

При высокой умственной нагрузке в период сессии у студентов происходят изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Все эти процессы отражаются на функциях всего организма. Все это может стать причиной возникновения состояния напряженности при использовании в этот период значительных по объему и интенсивности физических нагрузок. Высокие требования, предъявляемые к деятельности высшего отдела центральной нервной системы и к эмоциональной сфере в период экзаменов,

неизбежно отражаются на функциях всех систем организма [5].

В период сессии у студентов накапливается очень большой объем информации, которую надо изучить и осмыслить, также возможно появление негативных мыслей, к которым приводит усталость и эмоциональное истощение. Плавание способствует расслаблению мышц спины и шеи, на которые идет большая нагрузка при подготовке к экзаменам и зачетам. Пребывание в воде улучшает работу головного мозга, нервной системы. Это достигается при умеренных физических нагрузках в бассейне, при упражнениях умеренной интенсивности для всех групп мышц в сочетании с углублением дыхания, сопротивлением и нагрузкой.

Гидростатическое давление воды как «универсальный иглотерапевт» воздействует на точки акупунктуры и зоны Заха-рьина-Геда, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему [2, с. 26].

Плавание улучшает циркуляцию крови, дыхание становится ровным, глубоким, поэтому все ткани и органы организма насыщаются кислородом. Психическое напряжение снимается и у студента улучшается настроение, память, внимание, что очень важно в период сессии.

Физические свойства водной среды отличаются от свойств воздушной среды, активность пловца в водной среде приводит к изменениям работы всех систем организма человека.

Плавание как уникальный вид спорта содержит противопоказания, которые практически не встречаются среди студентов ВУЗов, что также имеет большое значение при снятии эмоциональной и умственной нагрузки в период сессии.

Заключение

Учитывая, что рабочий день студента в среднем длится 10-12 часов, а в период сессии может достигать и 16 часов, наиболее важной проблемой среди студентов является эмоциональное перенапряжение и возрастание эмоциональной нагрузки в рассматриваемый период. Для сохранения

физического и психического здоровья сту- нию уровня стресса. Это связано с тем, что дентам следует особое внимание уделять вода оказывает массажный эффект на тело, умеренным физическим нагрузкам при пе- что способствует расслаблению мышц и реутомлении. Плавание относится к уни- уменьшению напряжения. Кроме того, кальному виду спорта, для которого прак- плавание способствует выработке эндор-тически не имеется противопоказаний. финов (при условии нахождения в ком-Пребывание в воде улучшает работу го- фортной для тела воде 26 градусов) - гор-ловного мозга, нервной системы. Плавание монов счастья, которые улучшают настро-способствует расслаблению и уменьше- ение и помогают справиться со стрессом.

Библиографический список

1. Докторов А.Д., Замораева М.П. Плавание как средство адаптации и восстановления организма во время обучения в университете // Международный студенческий научный вестник. - 2023. - № 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21300 (дата обращения: 01.04.2024).

2. Кульченко Е.С. Влияние занятий плаванием на физическое и моральное развитие студента / Е.С. Кульченко, А.Е. Захарченко // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). -С. 389-392.

3. Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание: учеб. пособиедля СПО / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов, Т.С. Морозова; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 401 с.

4. Миронова А.А., Ильина С.А. Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития студентов на занятиях в ВУЗах // Наука - 2020. - 2021. -№ 1 (46). - С. 72-76.

5. Семенова М.А. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни человека / М.А. Семенова, М.В. Железнякова, Е.Е. Щербакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 252-259.

SWIMMING AS AN EFFECTIVE WAY TO MENTALLY UNLOAD STUDENTS DURING SESSIONS

P.M. Zinin, Assistant

A.N. Safonov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)

Abstract. This article analyzes the specifics of swimming and its impact on the student's body. The need for swimming under increased mental and emotional stress is confirmed. Particular attention is paid to tension, stress, physical fatigue, violation of the correct day and night routine, which accompany the period of taking tests and exams during the session. The author emphasizes that swimming as a unique sport contains contraindications that are practically not found among university students, which is also of great importance in relieving emotional and mental stress during the session.

Keywords: mental stress, heart rate, physical activity, emotional stress, stress relief, brain function.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕРЕВОДА С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА

РУССКИЙ ЯЗЫК

В.М. Зряшнова, магистрант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-36-38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.