ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Нечаева О.С.
Нечаева Ольга Сергеевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, факультет
лечебного дела,
Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в данной статье дается анализ влияния плавания на работоспособность студентов. Рассматриваются возможности положительного влияния занятий плаванием на основные системы жизнедеятельности человека, такие как сердечно-сосудистая, дыхательная, скелетно-мышечная системы, а как следствие - улучшение работоспособности.
Ключевые слова: спорт, плавание, студенты, физическое развитие, дыхание, позвоночник, укрепление мышц, физическая нагрузка.
THE INFLUENCE OF SWIMMING ON THE PHYSICAL CONDITION OF
STUDENTS Nechaeva O.S.
Nechaeva Olga Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL THERAPY, REHABILITATION AND SPORTS
MEDICINE, FACULTY OF MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: this article analyzes the influence of swimming on the performance of students. The possibilities of a positive influence of swimming classes on the main systems of human vital activity, such as cardiovascular, respiratory, musculoskeletal systems, and as a consequence, improved performance are considered. Keywords: sports, swimming, students, physical development, breathing, spine, muscle strengthening, physical activity.
УДК 796
Плавание - это спорт или спортивная дисциплина, которая заключается в преодолении различных расстояний в кратчайшие сроки. Многие студенты недооценивают этот вид спорта. Хотя плавание является одним из важнейших средств физического воспитания, поэтому оно входит в содержание программ образовательных учреждений.
Кроме того, во время плавания за счет движения верхних и нижних конечностей происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. Плавание оказывает положительное влияние на объективные показатели здоровья учащихся, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, занятия положительно влияют на субъективное здоровье участвующих: уменьшается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, становится более адекватной самооценка их здоровья. А это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на укреплении здоровья учащихся, снижении стресса и повышении работоспособности.
Анализируя результаты многих исследований, было отмечено, что плавание оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, повышает функциональные возможности сердца. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений; повышению выносливости к физическим нагрузкам.
Также плавание положительно влияет на дыхательную систему. В первую очередь тренируется дыхательная мускулатура: увеличивается сила дыхательных мышц; улучшается ритм дыхания, дыхание становится более глубоким и редким; увеличивается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; повышается сопротивляемость организма пониженному содержанию кислорода в тело.
Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; улучшается координация движений; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.
При плавании приходится выполнять специфические движения, не имеющие аналогов в других видах физической деятельности. В плавании задействованы все группы мышц. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.
В заключение хотелось бы сказать, что плавание - это отличный процесс физического развития и укрепления здоровья, который студентам необходим для поддержания собственного уровня здоровья. Поэтому занятия плаванием обладают выраженным оздоровительным эффектом. Плавание оказывает положительное влияние на развитие органов дыхания, улучшает физическую работоспособность, адаптацию организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов.
Список литературы /References
1. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2001. 400 с.
2. Ганчар А.И., Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов, 2012. № 3. С. 24-28.
3. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов, 2012. № 4. С. 37-41.
4. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов, 2010. № 6. С. 8-12.
5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов, 2013. № 5. С. 46-54.
6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. М.: ПОПУРРИ, 2010. 200 с.