УКД 378.14.015.62
ПЛАТФОРМА «МЕГА-КЛАСС» КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
К. И. Ивкина, Л. М. Ивкина, Е. С. Кухтина
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается проблема отсутствия связи между обучением в педагогическом вузе и реальным образовательным процессом. Также предлагается один из способов решения данной проблемы с помощью образовательного кластера «Мега-класс».
Ключевые слова: образовательный кластер, мега-класс, профессиональный стандарт педагога, практико-ориентированная подготовка, профессиональная подготовка.
PLATFORM «MEGA CLASS» AS A CONDITION ENSURE CONTINUOUS STUDENT TEACHING OF STUDENTS-BACHELORS
K. I. Ivkina, L. M. Ivkina, E. S. Kuhtina
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected]
Abstract: The article considers the problem of the lack of connection between training at pedagogical university and the real educational process. In addition, we offer one of the ways to solve this problem with the help of educational cluster "Mega-class".
Keywords: educational cluster, mega-class, professional teacher standard, practice-oriented training, training.
Современный уровень развития теории и практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме повышения уровня профессионализма выпускника педагогического ВУЗа. В качестве ведущего фактора совершенствования системы подготовки специалиста в области образования явились запросы общеобразовательной школы, в которой личность учителя и его профессиональная квалификация играют решающую роль.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.
Именно такие условия для дальнейшего поступательного развития образования создает Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Предлагаемая к реализации Программа ориентирована на наиболее проблемные зоны системы образования, которые в ближайшее время могут оказать значительное воздействие на процессы модернизации. В частности, из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования [3].
Проблеме подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности посвящены научно-исследовательские работы Е. Ы. Бидайбекова, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, В. И. Земцова, М. П. Лапчика, М. И. Рагулиной, Е. К. Хеннера, Т. А. Яковлевой и др. в которых отмечается важность создания условий для включения студентов педагогического вуза в профессиональную деятельность, основанную на активном применении ИКТ, усилении практико-ориентированной подготовки будущих педагогов и их продуктивного информационного взаимодействия с учащимися и учителями.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Существует тесная связь между программой подготовки студентов и школой, в которой они работают, включая тесное и непрерывное взаимодействие сотрудников университета и школы— сотрудников, отвечающих за академическую и за практическую подготовку. И те, и другие ориентируются на самые высокие стандарты [4].
Именно этого элемента связи между теоретическим обучением и практикой, университетом и школой существенно недостает в том профессиональном образовании, которое получали и продолжают получать наши учителя.
Традиционно эти проблемы решались в основном при организации педагогической практики студентов. В Красноярском педагогическом университете имени В. П. Астафьева педагогическая практика вынесена на последний год обучения. А изучение блока предметных, психолого-педагогических дисциплин и методики обучения информатике к моменту выхода на практику завершено и, соответственно, большинство знаний необходимых в профессиональной деятельности будущего учителя информатики, утрачены.
Одним из вариантов восполнения недостатка педагогической практики возможно на основе образовательных кластеров, обеспечивающих интеграцию содержания, форм и методов методической подготовки студента, творческое сотрудничество преподавателя и студента при постепенном увеличении доли самостоятельности в деятельности последнего, развитие интеллектуальных качеств, необходимых для решения методических задач, формирование методической рефлексии.
Наиболее перспективной в кластерных моделях педагогического образования представляется технология «Мега-класс» как средство повышения качества подготовки будущего учителя информатики в педвузе и формирования основ успешности школьников в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].
Мега-класс — это образовательная технологическая платформа (кластер), объединяющая учебные классы нескольких школ, кафедры вузов и производство для совместной и параллельной учебной и научной деятельности.
Сущность технологии заключается в организации и проведении урока (мега-урока) одновременно для нескольких школ кластера при участии преподавателей и студентов педагогического вуза и с привлечением ученых, педагогов и специалистов предприятий в режиме видеоконференцсвязи и облачных сервисов.
Существует различная степень включенности студентов:
- студенты присутствуют на мега-уроках и проводят дидактический анализ урока, а потом обсуждают его;
- в процессе подготовки урока, студенты разрабатывают дидактические материалы;
- участвуют в уроке, как тьюторы - консультируют учащихся в процессе выполнения ими заданий;
- участвуют в уроке как эксперты, на которых возлагаются контрольно-оценочные функции урока.
Опыт, приобретенный студентами в процессе подготовки и проведения мегауроков, является развитием их методической подготовки как будущих учителей информатики.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Кластерный подход к развитию методической подготовки будущих учителей информатики расширяет границы профессиональной подготовки в целом, а также способствует становлению методической готовности обучающихся к педагогической деятельности в современных условиях.
2. Модель методической подготовки будущего учителя информатики в образовательном кластере обеспечивает реализацию принципов практико-ориентированности, непрерывности методической деятельности, приобретения реального профессионального опыта в содружестве с учителями и преподавателями, мотивации к оценке результатов работы со стороны всех участников кластера.
Библиографические ссылки
1. Мега-класс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО : монография / Л. М. Ивкина и др. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2014. 196 с.
2. Ивкина Л. М., Пак Н. И. Технология «Мега-класс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах Открытое образование. 2015. № 5. С. 32-38.
3. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс] URL: Ь11р://минобрнуки.рф/.../РКЛУ1ТБЬ'8ТУ0_Я088118К01_РБВБКЛС11_ FCPR0.doc (дата обращения: 12.05.2016).
4. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.
5. Скорнякова Э. Р. Кластерная модель управления образовательным процессом в школе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2011. № 2. С. 161-167
© Ивкина К. И., Ивкина Л. М., Кухтина Е. С., 2016