Научная статья на тему 'Платежный баланс толкает рубль вверх'

Платежный баланс толкает рубль вверх Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
balance of payments / trade balance / current account / capital outflow / ruble exchange rate.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александра Божечкова, Александр Кнобель, Павел Трунин

Данные о платежном балансе за первый квартал 2015 г. позволяют лучше понять причины укрепления рубля в феврале-марте текущего года. Несмотря на масштабы снижения цен на нефть, торговое сальдо сократилось не так сильно, как это случилось, например, в начале 2009 г., что, в свою очередь, предопределило и меньшие масштабы сокращения сальдо счета текущих операций. Более значительная девальвация рубля привела также к сокращению отрицательного сальдо факторных доходов. Однако объяснить укрепление рубля исключительно торговым профицитом невозможно (так, в первом квартале 2014 г. при сопоставимом сальдо счета текущих операций рубль слабел). Дополнительную поддержку рублю оказало сокращение оттока капитала вследствие стабилизации внешнеполитической ситуации, прекращения падения цен на нефть и привлекательности рублевых активов в результате проводимой Банком России жесткой денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balance of Payments Pushed Ruble Upwards

Balance of payments data for Q1 2015 allows to better understand the reasons for the ruble strengthening in February-March 2015. In spite of the price cuts on crude oil, trade surplus has not contracted so significantly as it happened, for example, at the beginning of 2009 which, in its turn, predetermined a smaller scale of current accounts surplus contraction. More significant ruble devaluation also led to a decline of the negative balance of factor incomes. However, it is impossible to explain ruble strengthening solely by trade surplus (for example, in Q1 2014 under comparable surplus of current accounts the ruble was depreciating). Additional support to the ruble was provided by a fall in the capital outflow due to stabilization of political environment, stabilization of oil prices and attractiveness of the ruble assets as a result of the Bank of Russia tough monetary policy.

Текст научной работы на тему «Платежный баланс толкает рубль вверх»

Макроэкономика

платежный баланс толкает рубль вверх*

Александра БОЖЕЧКОВА, канд. экон. наук Александр КНОБЕЛЬ, канд. экон. наук Павел ТРУНИН, канд. экон. наук

Данные о платежном балансе за первый квартал 2015 г. позволяют лучше понять причины укрепления рубля в феврале-марте текущего года. Несмотря на масштабы снижения цен на нефть, торговое сальдо сократилось не так сильно, как это случилось, например, в начале 2009 г., что, в свою очередь, предопределило и меньшие масштабы сокращения сальдо счета текущих операций.

Более значительная девальвация рубля привела также к сокращению отрицательного сальдо факторных доходов. Однако объяснить укрепление рубля исключительно торговым профицитом невозможно (так, в первом квартале 2014 г. при сопоставимом сальдо счета текущих операций рубль слабел). Дополнительную поддержку рублю оказало сокращение оттока капитала вследствие стабилизации внешнеполитической ситуации, прекращения падения цен на нефть и привлекательности рублевых активов в результате проводимой Банком России жесткой денежно-кредитной политики.

В соответствии с опубликованной Банком России предварительной оценкой платежного баланса за январь-март 2015 г. положительное сальдо счета текущих операций РФ составило 23,5 млрд. долл., несущественно сократившись по сравнению с первым кварталом 2014 г. (25,9 млрд. долл.). Небольшая величина сокращения сальдо связана со стабильно-

стью торгового баланса вследствие опережающих темпов уменьшения объемов импорта относительно снижения объемов экспорта товаров и услуг.

Экспорт товаров за первый квартал текущего года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 29,6% (со 123 до 86,6 млрд. долл.), в том числе экспорт сырой нефти - на 41% (до 22,9 млрд. долл.), а природного газа - на 39% (до 10,8 млрд. долл.). В то же время импорт товаров за этот период снизился на 36,3% (с 72,5 до 46,2 млрд. долл.). В результате положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 20,2% (с 50,5 до 40,3 млрд. долл.). (См. рис. 1.)

Динамика сальдо факторных доходов также поддержала высокое положительное сальдо счета текущих операций. Так, дефицит баланса услуг за первый квартал 2015 г. составил 9,4 млрд. долл., сократившись (по абсолютной величине) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 15,3%: импорт услуг уменьшился на 19,1%, составив 21,2 млрд. долл., что в первую очередь обусловлено падением расходов россиян на поездки за границу, в то время как экспорт услуг сократился на 22,5% - до 11,7 млрд. долл.

Баланс оплаты труда упал за рассматриваемый период более чем в два раза (на 55,6%) и составил -1,2 млрд. долл. (в первом квартале 2014 г. - -2,7 млрд. долл.). Дефицит баланса

* - Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 7 (апрель 2015 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

инвестиционных доходов по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизился на 40% (с -9,1 до -5,5 млрд. долл.) в связи со снижением расходов по обслуживанию сократившегося внешнего долга.

Инвестиционные доходы к получению уменьшились на 50% (с 12,5 до 6,3 млрд. долл.) вследствие сокращения иностранных активов частного сектора, которые использовались для погашения внешних обязательств, а также из-за укрепления доллара США (в котором выражены показатели платежного баланса) к основным мировым валютам. Снижение доходов к выплате по нефинансовым предприятиям составило 42,5% (9,6 млрд. долл.), а по банкам - 58,5% (1,7 млрд. долл.), что определило сокращение общих доходов к выплате на 45,4% (11,8 млрд. долл.).

Сравнивая динамику показателей конца 2014 г. - начала 2015 г. с ситуацией в конце 2008 г. -начале 2009 г., когда наблюдалось предыдущее падение цен на нефть, можно обратить внимание на следующее обстоятельство.

В первом квартале 2009 г. торговый баланс сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 62%, в то время как в первом квартале текущего года относительно первого квартала предшествующего было зафик-

сировано его снижение на 22%. Эта разница связана как с более значительным сокращением импорта в нынешнем году, так и с меньшими темпами снижения экспорта. Если первое объясняется более сильным ослаблением рубля, чем в период 2008-2009 гг., то второй фактор обусловлен менее глубоким снижением цен на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы, удобрения) и ростом физических объемов их поставок в первом квартале 2015 г. И если в ходе предыдущего кризиса снижение цен в процентном отношении было более значительным, чем изменение курса национальной валюты, то в ситуации текущего кризиса эти показатели сопоставимы.

Таким образом, счет текущих операций обеспечивал значительный приток валюты в РФ, несмотря на ухудшение в стране макроэкономической ситуации. Вместе с тем объяснить укрепление рубля исключительно значительным торговым профицитом невозможно, так как, например, в первом квартале 2014 г. при сопоставимом сальдо счета текущих операций рубль слабел. Причины укрепления рубля кроются также в заметном сокращении оттока капитала вследствие стабилизации геополитической ситуации, прекращения падения

Рис. 1. Торговый баланс РФ и индекс мировых цен на нефть в 2006-2015 гг.

800

2010 Годы

Торговый баланс -Индекс цен на нефть

Источник: Банк России, МВФ, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

2015

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ТОЛКАЕТ РУБЛЬ ВВЕРХ

цен на нефть и усиления привлекательности рублевых активов в результате проводимой Банком России достаточно жесткой денежно-кредитной политики.

Дефицит финансового счета в первом квартале текущего года составил 27,9 млрд. долл. (против 47,2 млрд. долл. в первом квартале 2014 г. и 52,9 млрд. долл. в четвертом квартале 2014 г.). Обязательства российских экономических агентов перед иностранными экономическими агентами по итогам первых трех месяцев 2015 г. сократились на 30,7 млрд. долл., тогда как по итогам соответствующего периода предыдущего года было зафиксировано увеличение иностранных обязательств на 2,6 млрд. долл.

Основное сокращение обязательств пришлось на частный сектор. В частности, банки в первом квартале 2015 г. вследствие продолжающихся санкционных ограничений по привлечению капитала сократили свои внешние обязательства на 24,3 млрд. долл., погашая накопленный ранее долг. Небанковский сектор также сокращал внешние обязательства: вместо 8,3 млрд. долл., привлеченных в январе-марте 2014 г., внешние обязательства сектора сократились на 5,5 млрд. долл., и если в первом квартале 2014 г. приток прямых иностран-

ных инвестиций в небанковский сектор составил 10,5 млрд. долл., то за тот же период текущего года он снизился до 3,1 млрд. долл. Задолженность сектора по статье «Ссуды и займы» уменьшилась на 7,1 млрд. долл., тогда как в первом квартале 2014 г. она увеличилась на

3.6 млрд. долл.

Данные платежного баланса говорят о том, что российские экономические агенты использовали иностранные активы для погашения обязательств. Иностранные активы резидентов (обязательства иностранных экономических агентов перед российскими) снизились за январь-март 2015 г. на 2,8 млрд. долл. (в первом квартале 2014 г. они выросли на 49,8 млрд. долл.). Иностранные активы банковского сектора сократились за исследуемый период на

9.7 млрд. долл. Вывоз капитала прочими секторами снизился на 21,6% и составил 6,8 млрд. долл. Из них на прямые и портфельные инвестиции за рубеж пришлись 7,7 и 0,2 млрд. долл. соответственно (-13,6 и -1,3 млрд. долл. в первом квартале 2014 г.).

Отметим, что если в 2014 г. рост вложений в иностранные активы небанковского сектора был обеспечен в значительной степени накоплением наличной иностранной валюты, то в январе-марте 2015 г. экономические агенты со-

Рис. 2. Динамика чистого оттока капитала в 2006-2015 гг.

кратили вложения в наличную иностранную валюту на 4,3 млрд. долл. (впервые со второго квартала 2013 г.). В целом чистый вывоз капитала частным сектором составил за исследуемый период 32,6 млрд. долл., что ниже соответствующего значения за первый квартал 2014 г. на 31,7%, а за четвертый квартал 2014 г. - на 58%. (См. рис. 2.)

Активное сокращение внешних обязательств частного сектора привело к тому, что внешний долг РФ за первый квартал 2015 г. уменьшился с 597,3 до 559,4 млрд. долл. (на 6,3%). При этом в течение года экономические агенты должны выплатить 120 млрд. долл. (20% этой суммы приходится на внешний долг в национальной валюте). Очередные пиковые выплаты, которые могут вызвать понижательное давление на курс рубля, будут происходить в сентябре (15 млрд. долл.) и в декабре (22 млрд. долл.) текущего года.

Данные платежного баланса подтверждают, что снижение валютных резервов Банка России в результате проведения операций с банками составило за анализируемый период всего 10,1 млрд. долл. по сравнению с 27,4 млрд. долл. годом ранее. Таким образом, уменьшение величины золотовалютных резервов за январь-март 2015 г. на 29,1 млрд. долл. преимущественно было связано с валютной переоценкой вследствие ослабления евро к доллару США. При этом из 10,1 млрд. долл. сокращения резервов 6,5 млрд. долл. пришлось на увеличение задолженности банков по опе-

рациям валютного РЕПО и кредитам в долларах США под залог прав требования по кредитным договорам в валюте. Следовательно, валютное рефинансирование Банка России также внесло вклад в стабилизацию ситуации на валютном рынке.

В результате отмеченных тенденций номинальный курс доллара к рублю снизился за первый квартал 2015 г. на 2,5% - с 56,2 до 57,7 руб. (Напомним, что 30 января текущего года курс доллара США на биржевых торгах превышал 70 руб.) Вследствие высокой инфляции и номинального укрепления рубля реальный эффективный курс национальной валюты за февраль-март вырос на 12%. Если в начале 2015 г. данный показатель находился на уровне 2004 г., то теперь он соответствует значениям 2006 г.

В гипотетической ситуации, при которой номинальный эффективный курс рубля укрепится до уровня лета 2014 г., или примерно на 30%, реальный эффективный курс рубля окажется на 7% выше максимального значения за всю историю России, зафиксированного в феврале 2013 г. Столь значительное укрепление рубля, по всей видимости, может серьезно ухудшить и без того тяжелую макроэкономическую ситуацию в стране, так как фундаментальных предпосылок для укрепления рубля в реальном выражении в виде улучшения условий торговли, повышения совокупной факторной производительности и увеличения темпов экономического роста в настоящее время нет. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.