Научная статья на тему 'Платежная система Российской Федерации'

Платежная система Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3592
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Платежная система Российской Федерации»

деке Российской Федерации Отдельные аспекты обеспечения безопасности в финансовой сфере регулируются Федеральным законом от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»2 и Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»3. Таким образом, система экономической безопасности предстает как трехуровневая структура: 1. Нижний (базисный) уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя: 1) материальное производство (промышленность и сельское хозяйство); 2) финансовую систему; 3) бюджетную систему и бюджетное финансирование всех уровней; 4) систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований). 2. Средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ. Организационная основа экономической безопасности — это система органов государственной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики в области экономической безопасности. Правовая основа — система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности. 3. Верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июня 1998 г. №146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 391 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3174.

Тарасенко O.A.,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры

предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последнее время со стороны ученых и практиков заметно возрос интерес к действующим в России платежным системам. Вместе с тем наличие ряда неисследованных вопросов, а также произошедшие в недавнем времени изменения действующего в этой области законодательства вызывают необходимость их дальнейшего изучения.

Основной темой настоящей статьи является освещение современного состояния платежных систем. При этом большое внимание уделяется их классификации и элементам функционирования.

Представляется необходимым в начале нашего исследования остановиться на понятии «платежная система».

В условиях плановой экономики расчеты между банками проводились через счета, открытые в Госбанке СССР. Термин «межбанковские расчеты» по существу не применялся, т.к. все банки были государственными. В течение 1991—1992 годов на основе акционирования отделений государственных банков и вновь создаваемых коммерческих банков была создана система межбанковских расчетов. Во второй половине 1990-х годов в банковском законодательстве и банковской практике начинает использоваться термин «платежная система», который, по сути, заменил ранее применявшийся термин «система межбанковских расчетов». Появление и широкое использование термина «платежная система» объясняется в первую очередь уровнем научных воззрений, который позволил ряду авторов 1 уточнить и дифференцировать содержание понятий «система межбанковских расчетов» и «платежная система», а также активизацией в нашей стране западных платежных систем, системы межбанковских коммуникаций SWIFT, в документации которых используется именно этот термин.

Платежную систему можно определить как совокупность правовых норм, учреждений, программно-технических и других средств, обеспечивающих проведение межбанковских расчетов.

1 См. например: Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 15; Полищук С.А. Национальная платежная система: экономическая эффективность и безопасность: дисс. ...к.э.н. М., 2006. С. 21; Сиземова О.Б. Платежные системы межбанковских расчетов и повышение обоснованности их правовых баз // Банковское право. 2003. № 3.

Платежная система России включает в себя несколько платежных систем: в соответствии с Положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»1, межбанковские расчеты в России осуществляются через следующие платежные системы:

• платежную систему Банка России;

• платежные системы кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях;

• платежные системы с использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Указанные платежные системы можно дифференцировать по различным критериям.

1) В зависимости от масштабов использования можно выделить:

• платежную систему Банка России;

• частные платежные системы.

Банк России занимает особое место в платежной системе России. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007 г.) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»2 одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России является оператором собственной платежной системы и ее участником. Платежная система Банка России является наиболее значимой в Российской Федерации. В 2006 году через нее было проведено 59,9% от общего объема платежей, на долю частных платежных систем пришлось, соответственно, 40,1%. Кроме того, Банк России осуществляет надзор за частными платежными системами, определяет критерии их значимости, разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

Частные платежные системы России динамично развиваются и ориентируются на внедрение современных технологий обработки расчетных документов, предоставление максимально полных и качественных услуг с целью привлечения клиентов.

1 «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П) // Вестник Банка России. 2002. № 74; 2003. № 15. № 1256-У; 2004. № 39. № 1442-У; 2007. № 33. № 1823-У.

2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28.Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157; 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5029; 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5032; 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5038; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 31. Ст. 3233; 2004. № 52 (часть I). Ст. 5277; 2005. № 25. Ст. 2426; 2005. № 30 (ч. I). Ст. 3101; 2006. № 19. Ст. 2061; 2006. № 25. Ст. 2468; 2007. № 1 (ч. I). Ст. 9; 2007. № 1 (ч. 1).Ст. 10; 2007. № Ю.Ст. 1151; 2007. № 18. Ст. 2117.

2) По способу проведения платежа различают:

• платежные системы, построенные на валовой основе, — совершают переводы средств по каждому платежному документу индивидуально;

• платежные системы на основе клиринга — проводят платежи между участниками путем взаимного зачета платежей и межбанковского перевода конечного расчетного сальдо.

Платежи на валовой основе проводятся индивидуально и обычно сразу же после получения платежных инструкций. Валовая система расчетов позволяет довольно быстро обнаружить неплатежеспособных участников в связи с чем, она характеризуется низким системным риском. На валовой основе построено большинство частных платежных систем. На валовой основе передает платежные документы система межбанковских коммуникаций SWIFT.

В 2007 году в Банке России наряду с системами внутрирегиональных электронных расчетов и межрегиональных электронных расчетов стала функционировать система валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемая системой банковских электронных срочных платежей (система БЭСП)1.

В системе БЭСП расчет осуществляется непрерывно по каждому электронному платежному сообщению (платеж за платежом) в течение операционного дня системы БЭСП и немедленно по мере поступления электронных платежных сообщений в систему БЭСП при выполнении условий, установленных нормативными актами Банка России.

Данная система предназначена для проведения в валюте Российской Федерации срочных платежей Банка России, кредитных организаций (их филиалов), клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями (их филиалами), и обеспечения непрерывных расчетов на валовой основе в режиме реального времени по мере поступления в систему БЭСП электронных платежных сообщений.

К срочным платежам относятся платежи участников системы БЭСП, в том числе связанные с реализацией денежно-кредитной политики, межбанковские платежи, платежи по поручению клиентов — участников системы БЭСП.

Участие в системе БЭСП для кредитной организации (ее филиала) и другого клиента Банка России, не являющегося кредитной организацией (ее филиалом), является добровольным.

Включение в состав участников системы БЭСП кредитных организаций (их филиалов) и других клиентов Банка России, не являющихся кре-

1 Положение Банка России № 303-П от 25.04.2007 г. «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» // Вестник Банка России. 2007. № 31.

дитными организациями (их филиалами), осуществляется при условии выполнения ими следующих требований:

— наличие банковского (корреспондентского) счета (субсчета), открытого в обслуживающем учреждении Банка России в соответствии с договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета);

— выполнение обязательных резервных требований Банка России (для кредитных организаций);

— отсутствие просроченных денежных обязательств перед Банком России (для кредитных организаций);

— отсутствие просроченной задолженности по оплате расчетных услуг Банка России;

— отсутствие картотеки расчетных документов, не оплаченных в срок, к банковскому (корреспондентскому) счету (субсчету) в обслуживающем учреждении Банка России;

— участие в обмене электронными сообщениями с Банком России в соответствии с заключенным с Банком России договором;

— соответствие техническим требованиям к обмену электронными сообщениями и требованиям по информационной безопасности при проведении платежей и осуществлении расчетов в системе БЭСП.

Расчеты через систему БЭСП являются безналичными расчетами, осуществляемыми за счет средств, находящихся на банковских счетах клиентов в Банке России, а также за счет предоставленного кредита.

Прием электронных платежных сообщений участников системы БЭСП в систему БЭСП осуществляется в течение операционного дня данной системы.

Платежи в системе БЭСП проводятся в течение ее операционного дня, при этом обеспечивается списание с банковского (корреспондентского) счета (субсчета) участника системы БЭСП — плательщика и зачисление на банковский (корреспондентский) счет (субсчет) участника системы БЭСП — получателя платежа в обслуживающих учреждениях Банка России датой осуществления расчета в системе.

В системе БЭСП расчет осуществляется только на полную сумму платежа, частичная оплата не допускается.

Клиринговые платежи осуществляют частные платежные системы банков и небанковских расчетных кредитных организаций.

Суть клиринга заключается в том, что денежные претензии участников погашаются их же денежными обязательствами посредством взаимного зачета. Платеж в клиринговых системах проводится индивидуально только по счетам клиентов. Расчеты между участниками клиринга осуществляются одним платежом обычно один раз в день в виде сальдо входящих и исходящих платежей.

Таким образом, проведение платежей в клиринговых кредитных организациях позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств.

Вместе с тем участники клиринговых платежных систем подвергаются риску запуска мультипликатора неплатежей, возникающего в связи с неспособностью одного или нескольких участников расчетов выполнить свои обязательства, что приводит к появлению аналогичных рисков у других участников, планирующих свои платежи в расчете на поступления средств от первых.

3. В зависимости от срока проведения платежа различают платежные системы, проводящие платежи:

• в режиме реального времени;

• в рамках многорейсовой системы расчетов;

• день в день;

• в течение нескольких дней;

В режиме реального времени функционирует система БЭСП Банка России.

Под режимом реального времени в ней понимается режим проведения платежей, при котором обеспечивается осуществление расчетов непрерывно в течение операционного дня системы БЭСП и немедленно по мере поступления электронных платежных сообщений в систему.

Некоторые российские банки и небанковские расчетные кредитные организации также проводят внутрибанковские платежи в режиме реального времени. Так, снятие денег в банкомате банка-эмитента сразу отражается по счету владельца банковской карты.

В рамках многорейсовой системы расчетов Банка России существует пять рейсов проведения платежей в течение дня. За один день платеж может пройти через цепочку хозяйственных связей четырех предприятий, если все они будут клиентами банков одного региона. Многорейсовая система Банка России является промежуточным этапом развития платежных технологий от платежей день в день к платежам в режиме реального времени

Платежи день в день (ежедневные расчеты) обеспечивают завершение расчета по всем принятым платежам в день валютирования.

Несмотря на то, что платежи в течение несколько дней невыгодны, они еще сохранились, в частности, на межрегиональном уровне платежной системы Банка России2.

1 Положение «О многорейсовой обработке платежей в московском регионе» (утв. ЦБ РФ 20.02.1998 № 18-П) // Вестник Банка России. 2002. № 36.

2 Подробнее об этом: Ануреев С.В. Платежные системы и их развития в России. М.: Финансы и статистика. 2004. С. 23—26.

Заключая исследование, можно сделать вывод, что с началом функционирования системы БЭСП Банка России как базовой составляющей платежной системы Российской Федерации завершилось формирование системы валовых расчетов в режиме реального времени, концепция которой была заложена еще в 1997 году Ее реализация проводилась поэтапно, что было связано с созданием качественно нового уровня программно-техни-ческой и телекоммуникационной базы и синхронизации работы по созданию нормативной базы. Система БЭСП Банка России значительно сократила издержки платежа в категории «срок». Вместе с тем значительную роль в платежной системе Банка России продолжают играть системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных платежей.

Динамично развивающиеся частные платежные системы предоставляют своим клиентам различные дополнительные услуги: интегрируют средства дистанционного обслуживания в учетные программы предприятий, автоматизируя бухгалтерские процедуры, активизируются в сегменте выплаты заработной платы, дорогостоящих покупок потребительских товаров и т.п., что создает между ними благоприятные условия для дальнейшего развития конкурентной борьбы.

Котов В.В.,

кандидат экономических наук, доцент Всероссийской

государственной налоговой академии Минфина России

0 ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время практически отсутствуют теоретические исследования, посвященные правовым аспектам интеграции различных форм негосударственного финансового контроля (НФК). Вместе с тем представляется, что именно в этой сфере коренятся основные проблемы, связанные с эффективностью НФК как единой системы, обеспечивающей рост общественного производства при обязательном соблюдении его участниками конституционного принципа законности.

По мнению Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, «отсутствие контроля и неэффективное управление (неважно, в какой сфере это происходит, — в государственной или в частной)

1 Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, одобрена решением Совета директоров ЦБ РФ от 13 июня 1997г., протокол № 20 // Вестник Банка России. 1997. № 54.

наносит стране больше ущерба, чем прямое воровство и коррупция. Конкурентоспособность любого государства определяется не только объемом существующих ресурсов, но, прежде всего, способностью эффективно ими управлять. и одним из элементов такого эффективного управления является независимый, объективный, соответствующий самым современным стандартам контроль»1.

Очевидно, что сходство общественных отношений по поводу контроля, общность целей, задач и методов делают актуальной проблему объединения усилий субъектов контроля. Необходимо отметить, что в правовой науке и действующем российском законодательстве проблема взаимообусловленности и взаимодействия различных форм НФК практически не отражена, что приводит к дублированию контрольных функций, размыванию ответственности должностных лиц, нерациональному использованию ресурсов, снижает эффективность управления экономическими процессами как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне государства.

Таким образом, особую актуальность приобретает задача определения принципов и механизма интеграции различных видов НФК в единую систему, функционирующую в интересах общества.

Следовательно, существует необходимость в создании правовой концепции интегрированной системы негосударственного финансового контроля (Концепции), создающей объективную, научную основу для регулирования комплексных общественных отношений, возникающих по поводу негосударственного финансового контроля.

При разработке Концепции необходимо учесть мировые тенденции развития финансового контроля, а также опыт его правового регулирования в экономически развитых странах.

Цель Концепции — разработать систему базовых принципов, понятий, терминов и стандартов, учитывающих основные тенденции в развитии общественных отношений, возникающих по поводу бухгалтерского учета и финансового контроля, а также основываясь на международной и отечественной финансово-правовой теории и хозяйственной практике, создать теоретическую основу для формирования эффективной системы негосударственного финансового контроля.

Согласно общенаучным представлениям, принцип — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. По мнению Я.В. Соколова, «принцип — базовое положение, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения»2. Отметим, что

1 Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации <http://www.ach.gov.ni/ р8р/с1у/72.р11р/ > (последнее посещение — 31.10.2007 г.).

2 Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.