Научная статья на тему 'ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / НАЛОГИ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Дьяконова Е.С.

В данной статье рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая является одной из наиболее распространенных методов природоохранной деятельности. Проанализированы экологическая эффективность и экономическая значимость платежей за загрязнение окружающей среды. Рассмотрена возможность и целесообразность повышения платы за негативное воздействие на окружающую среду с целью оптимизации ее взимания, экологизации налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENTS FOR NEGATIVE ENVIRONMENTAL IMPACT: EFFICIENCY ANALYSIS

This article discusses the payment for the negative impact on the environment, which is one of the most common methods of environmental protection. The ecological efficiency and economic significance of payments for environmental pollution are analyzed. The possibility and expediency of increasing the fee for the negative impact on the environment in order to optimize its collection, greening taxation is considered.

Текст научной работы на тему «ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ:

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Е.С. Дьяконова, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2022- 7-1-17-19

Аннотация. В данной статье рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая является одной из наиболее распространенных методов природоохранной деятельности. Проанализированы экологическая эффективность и экономическая значимость платежей за загрязнение окружающей среды. Рассмотрена возможность и целесообразность повышения платы за негативное воздействие на окружающую среду с целью оптимизации ее взимания, экологизации налогообложения.

Ключевые слова: экологические платежи, плата за негативное воздействие на окружающую среду, налоги, природоохранная деятельность.

Вопрос экологии с каждым годом становится насущнее и актуальнее не только на уровне мирового масштаба, но и в повседневной жизни каждого человека.

Поскольку экологические проблемы являются первостепенными для современного общества, забота о природе являет собой важный элемент политики государства. Технический прогресс упростил жизнь человека, но вместе с этим повлек серьезные последствия. Как известно, наибольший вред окружающей среде приносят физические, механические, биологические и химические процессы. Именно деятельность промышленных объектов в большей степени оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Токсичные, канцерогенные, мутагенные свойства химических и иных веществ ввиду накопления в окружающей среде преобразовываются, соединяются, и наносят еще больший урон экологии.

Традиционные виды хозяйственной деятельности определили способы и средства финансирования. Оплата природоохранной деятельности сформирована исходя из остаточного принципа, что обусловлено недостаточной оценкой экономического результата. Однако главным принципом решения экономических вопросов природоохранной деятельности должна стать неразрывность ущерба, причиненного экологическими нарушениями и затрат на охрану окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является основным методом природоохранной деятельности. Данные платежи выступают мерой ответственности для предприятий, деятельность которых оказывает негативное влияние на окружающую среду.

Порядок платы за загрязнение природной среды регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данный федеральный закон определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые предусмотрена плата, среди которых: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) [1].

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду своей целью преследуют финансирование природоохранной деятельности, соблюдение природоохранных требований российскими и иностранными гражданами, общественными объединениями, некоммерческими организациями, др., что поддерживает финансовую и стимулирующую функции.

Правильное распределение зачислений показывает финансовую эффективность взимаемых платежей.

Несомненно, введенная плата за негативное воздействие на окружающую среду

имеет положительную тенденцию, по- нальные программы, организовать эколо-скольку взимание указанной платы позво- гически-ориентированную финансовую ляет финансировать федеральные и регио- деятельность.

Таблица 1. Исполнение расходов бюджета по направлению «Охрана окружающей среды» за 2022 год [21___

Наименование показателя Утверждено на 2022 год с учетом изменений Исполнено за 1 квартал 2022 года Процент исполнения

всего в том числе средства вышестоящих бюджетов всего в том числе средства вышестоящих бюджетов всего в том числе средства вышестоящих бюджетов

Охрана окружающей среды 1077972,7 865454,1 844376,7 838475,5 78,33 96,88

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является экологическим налогом и носит компенсационный характер.

Согласно таблице 1 бюджет г.о. Самары по направлению «Охрана окружающей среды» на 2022 год утвержден в размере 1077972,7 рублей и за 1 квартал 2022 года исполнен уже на 844376,7 рублей.

Установка нового экологически чистого оборудования с определенной периодичностью промышленными предприятиями, несомненно, поможет снизить урон окружающей среде, однако с экономической точки зрения, ввиду невысоких ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, в полной мере не позволяет осуществить компенсацию экологического ущерба.

Таблица 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками

объектов негативного ^ воздействия, их очистка и утилизация в 2019 году (тыс. тонн) [3]

Количество загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выбросов, всего В том числе выбрасывается без очистки Поступило на очистные сооружения загрязняющих веществ, всего Из поступивших на очистку уловлено и обезврежено Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ за отчетный год

430,689 174,689 256,000 251,985 178,704

По данным государственного статистического наблюдения по форме 2-тп (воздух) за 2019 год, предоставленным Межрегиональным управлением Росприрод-надзора по Самарской и Ульяновской областям, на территории Самарской области стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имели 3264 объектов с общим количеством источников 30540 единиц, из числа которых -30496 источника с установленными нормативами предельно допустимого выброса. Из 430,689 тыс. тонн загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников выделения, 256,000 тыс. тонн поступило на очистные сооружения, что составляет 59,4%. Из них уловлено

251,985 тыс. тонн или 98,4% от общего количества образовавшихся загрязняющих веществ.

В результате выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн от стационарных источников на территории области в 2019 году составили 178,704 тыс. тонн (82% к 2018 году). Это подтверждает наблюдаемую в Самарской области тенденцию стабилизации и снижения в последние годы величины выбросов.

Рост платежей побудит промышленные предприятия своевременно осуществлять установку и замену природоохранного оборудования, что позволит не только улучшить условия финансирования природоохранной деятельности, но и предот-

вратить нанесение ущерба окружающей среде.

Что касается повышения стимулирующей функции данных платежей, при определении их размера необходимо учитывать величину экологического ущерба, а также эффективность использования установленного очистного оборудования.

Так, экологические платежи и сборы являются неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности страны, однако требуется разработка мер, направленных на экологизацию налогообложения в Российской Федерации. Именно посредством системного подхода необходимо разрабатывать проблему стимулирования

природоохранной деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» // «Собрание законодательства РФ». -14.01.2002. - № 2. - ст. 133.

2. Исполнение расходов бюджета по направлениям Департамента финансов Администрации г.о. Самара. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dfsamara.ru/pages/292 (дата обращения: 20.06.2022 г.).

3. Доклад об экологической ситуации в Самарской области за 2019 год. - Выпуск 30. -Самара, 2020. - 174 с.

PAYMENTS FOR NEGATIVE ENVIRONMENTAL IMPACT: EFFICIENCY

ANALYSIS

E.S. Dyakonova, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the payment for the negative impact on the environment, which is one of the most common methods of environmental protection. The ecological efficiency and economic significance of payments for environmental pollution are analyzed. The possibility and expediency of increasing the fee for the negative impact on the environment in order to optimize its collection, greening taxation is considered.

Keywords: environmental payments, payment for negative impact on the environment, taxes, environmental protection activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.