ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Д.А. Абрамкина, старший преподаватель Л.М. Зайдуллина, студент В.А. Лапина, студент Д.Р. Равилова, студент
Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-13-17
Аннотация. Проблема загрязнения окружающей среды и негативного воздействия промышленными предприятиями на экологическую ситуацию в стране и мире не нова. В большинстве развитых и развивающихся стран мира одним из основных инструментов эффективной природоохранной политики являются налоги. В России созданы предпосылки по формированию единой системы сбора экологических платежей. Существующие на сегодняшний день ресурсные платежи, экологический сбор и платеж за негативное влияние на окружающую среду не в полной обеспечивают потребности государства в обеспечении предупреждения и устранения последствий негативного воздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности. Рассмотрены основные отличия планируемого к введению экологического налога, обзор экспертных мнений, приведены возможные положительные и отрицательные последствия его введения.
Ключевые слова: экологические налоги и сборы, ресурсные налоги, экологический налог, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей среды, экологическая политика
Официальная статистика загрязнения окружающей среды в Российской Федерации ставит перед государством вопрос о введении новых либо совершенствовании существующих методов контроля выбросов, производимых предприятиями [1, 2]. Проблема загрязнения окружающей среды и негативного воздействия промышленными предприятиями на экологическую ситуацию в стране и мире, а также необходимость введения эффективных методов контроля выбросов, применения современных методов их очистки не нова. Рассмотрим некоторые предпосылки разработки и введения данной категории налогов.
Во Всемирном докладе ООН сообщается, что пресная вода вскоре будет в дефиците [3]. Число людей, которые будут испытывать в ней недостаток к 2050 г. составит 5,7 млрд людей (для справки: в 2018 году - 3,6 млрд человек). Кроме увеличения потребности в воде населения, также растут и потребности в воде сельского хозяйства и промышленности. Одним из факторов, влияющих на сокраще-
ние объемов пресной воды, пригодной для употребления в жизнедеятельности населения и отраслей промышленности, является ее загрязнение, отсутствие современных эффективных очистных сооружений.
Согласно рейтингу субъектов России по доле населения, обеспеченного отвечающей всем нормам безопасности питьевой водой, составленному Роспотребнад-зором и опубликованный в Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия на селения в Российской Федерации в 2017 году», только 91,46% населения России пользуются водой, в которой соблюдаются нормы безопасности. Лидируют со 100% рейтингом Санкт-Петербург, Москва, Республика Северная Осетия - Алания. Более 99% жителей Кабардино-Балкарии, Республики Алтай, Кемеровской области, Камчатского края и Мурманской области также обеспечены питьевой водой, отвечающей всем нормам безопасности. На последних позициях - Костромская область (66,73%), Курганская область (69,28%) и Вологодская область (45,01%).
Причина такого положения кроется в нездоровой экологии, очистных сооружениях, которым требуется реконструкция [4].
Другим фактором, внесшим значительный вклад в разработку налогов и сборов экологической направленности, стало увеличение выбросов в атмосферу парниковых газов. По совокупному объему увеличение выбросов в атмосферу парниковых газов, вредных агентов (загрязняющих веществ) главных промышленных государств составляет порядка 2% ежегодно. В России доля загрязняющих веществ в виде жидкости и газа преобладает над твердыми. Так, на твердые отходы приходится порядка 95% общего объема загрязняющих веществ. Свыше половины объема выбросов - оксид углерода, более третьей части — оксид азота, диоксид серы. Совокупный объем выбросов в атмосферу агентов - промышленных предприятий - составляет более 17,5 млн. т в год; загрязнение атмосферы передвижными источниками - транспортом - превышает 14,6 млн. т в год. В 2019 году Россия заключила с Японией соглашение по урегулированию мусорного вопроса как экологической проблемы.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, порядка четверти всех болезней в мире развивается в результате воздействия окружающей среды. К таким заболеваниям относят - сердечнососудистые, желудочно-кишечные заболевания онкология, и др. Более 90% случаев заболевания из них заканчиваются летальным исходом, а это порядка 9 млн. человек в год.
Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности, которую регулярно обсуждают в новостях и научных кругах. Создано множество международных организаций, направленных на борьбу с ухудшением природных условий. Учёные давно бьют тревогу о неминуемости экологической катастрофы в самое ближайшее время. Одним из основных способов регулирования загрязнения окружающей среды на государственном уровне является введении налоговых платежей и сборов, относящихся к категории экологических.
Налоги данной категории существуют во многих странах. Большая часть экологических налогов и сборов, взимаемых в странах мира, так или иначе связаны с платой за выбросы в атмосферу - загрязнение атмосферного воздуха. К этой группе платежей относят налоги и сборы на выбросы углерода, возникающие в процессе сжигания топлива, транспортные платежи, платежи за хранение и захоронение отходов производства, а также косвенные платежи, такие как акцизы на топливо и автомобили [5]
В Великобритании и Швеции впервые экологические налоги и сборы были введены в 1990-х - 2000-х годах [6] Целью введения подобного рода налогов, в первую очередь, стала необходимость предупреждения изменения климата и стимулирование промышленности и населения использовать более современные методы утилизации отходов. Другим примером подобного рода налогов и сборов является принятые в 2016 году и вступившие в силу 1 января 2018 года в Китае выплаты, предусмотренные законом о налоге по защите окружающей среды. Эти выплаты пришли на смену так называемым «сборам за загрязняющие выбросы», которые действовали в стране с 1979 года. Необходимость изменения законодательства вызвана низкой эффективностью и малой собираемостью предшествующих сборов, а также несовершенству действующего законодательства, которое оставляло возможность плательщикам на законных основаниях не платить сборы [7].
России является одной из крупнейших стран по природно-ресурсному потенциалу. При этом до сих пор в стране не существует культуры охраны окружающей среды как в зарубежных странах, а также нет единого перечня и законодательства относительно взимаемых экологических налогов и сборов. На протяжении последнего десятилетия был принят ряд основополагающих документов, которые заложили основу формирования экологической безопасности страны - «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (утв. Президентом РФ
30.04.2012) [8] и Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [9]. Несмотря на то, что в России не существует единого экологического налога, еще с 1990-х - начала 2000-х годов взимается ряд платежей, которые можно отнести к категории экологических. К таким налогам и сборам можно отнести акцизы на топливо и автомобили, транспортный налог, ресурсные налоги - налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду [10, 11].
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [12]. В соответствии с законодательством юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют платежи самостоятельно в отношении различных категорий и видов загрязняющих веществ - выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов - с применением соответствующих ставок и установленных коэффициентов. Экологический сбор уплачивается юридическими лицами в отношении утилизируемых товаров и упаковку, выпущенных или импортированных плательщиком, порядок расчета регулируется положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ [13].
С 2018 года в России ведутся обсуждения ряда поправок в Налоговый кодекс РФ, предполагающие внесение отдельной главы «экологический налог». Предполагается, что данный налог заменит собой экологический сбор и платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, будут систематизированы условия взимания, расчета и уплаты данного налога, а также даны определения основополагающим категориям в отношении данного налога. Предполагается, что налогоплательщиками экологического налога будут являться юридические, физические
лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Объектом налогообложения станет негативное воздействие на окружающую среду в результате: выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ; сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества; образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
На сегодняшний день, экспертное сообщество не пришло к однозначному мнению - повлекут ли данные изменения положительные или отрицательные изменения [14]. Считается, что, несмотря на систематизацию законодательства в отношении экологического налога, и его целевой характер, его введение способно увеличить фискальную нагрузку на предприятия, что негативно скажется на их функционировании.
По мнению Министерства финансов России, введение экологического налога не должно повлечь резкого увеличения налоговой нагрузки за счет того, что будет обеспечена преемственность экологического налога и экологического сбора и платежи за негативное воздействие на окружающую среду; ставка налога останется на том же уровне, что и ставка экологического сбора; будет обеспечено улучшение администрирования экологического налога.
Система экологических платежей в России, в особенности ресурсные сборы и налоги, играют значительную роль в формировании бюджета страны. Формирование единой продуманной системы администрирования и использование международного опыта по экологизации налоговой системы способно в значительной степени повысить эффективность функционирования налоговой и бюджетной системы страны. Однако система экологического налогообложения России не выполняет в полной мере своих функций, не способствует внедрению новых технологий и развитию инновационной экономики. Уже сейчас экологические платежи как важ-
нейший элемент механизма природополь- вить экологические платежи в России как зования и определения интересов государ- налоговые обязательные платежи; при ства, и населения должны не только фор- разработке законодательства установить, мировать бюджет, но и содействовать ра- что экологические налоги должны носить циональному природопользованию, сти- целевой характер; разработать систему мулированию бережного отношения к ре- льготы для природопользователей, приме-сурсам, в том числе через применение «зе- няющих на своих производствах меры по леных технологий» - инновационных тех- уменьшению негативного воздействия на нологий, обеспечивающих охрану окру- окружающую среду; более широко ис-жающей среды от негативных воздейст- пользовать налоговые механизмы эколо-вий. Считается, что для повышения эф- гического стимулирования при взимании фективности налоговых инструментов в уже существующих налогов (налога на экологическом развитии России необхо- прибыль, транспортного налога, налога на димо принять следующие меры: устано- имущество) [15].
Библиографический список
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/17/11/2020/5fb26d119a7947780c13f546
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meteorf.ru
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/observances/water-
day
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=10145
5. Троянская М.А. Налоги на выбросы в атмосферный воздух: зарубежный опыт / М.А. Троянская, Ю.Г. Тюрина // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21. -№ 6 (444). - С. 670-682. - DOI 10.24891/ia.21.6.670
6. Чернявская, Н. В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения / Н. В. Чернявская, А. В. Клейман // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2019. - №18 (474). - С. 18-27.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/601755
8. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117 (Дата обращения: 20.04.2021 г.).
9. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668 (Дата обращения 20.04.2021 г.).
10. Кирова Е. Становление системы экологического налогообложения в России / Е. Кирова, А. Безверхий // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2018. - № 2 (86). - С. 119-127. - DOI 10.24866/2311-2271/20182/119-127.
11. Шувалова, Е. Б. Эволюция системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации / Е.Б. Шувалова, М.С. Гордиенко, Н.В. Сибатулина // Статистика и Экономика. - 2017. - № 6. - С. 32-38. - DOI 10.21686/2500-3925-2017-6-32-38.
12. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 (Дата обращения 20.04.2021 г.).
13. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109 (Дата обращения 20.04.2021 г.).
14. Единак А.А. Перспективы замены экологических сборов экологическим налогом / А.А. Единак, Ф.А. Вестов // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в
России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и экологическая эффективность: Материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. Сборник научных статей, Саратов, 05 октября 2018 года. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. - С. 61-63.
15. Огородникова Е.П. Налоги в экологическом развитии Российской Федерации / Е.П. Огородникова, Я.Е. Константинова, В.А. Решмедилова // Вектор экономики. - 2016. -№6 (6). - С. 13.
ENVIRONMENTAL TAXES AND CHARGES
D.A. Abramkina, Senior Lecturer
L.M. Zajdullina, Student
V.A. Lapina, Student
D.R. Ravilova, Student
Samara State Technical University
(Russia, Samara)
Abstract. The problem of environmental pollution and the negative impact of industrial enterprises on the environmental situation in the country and the world is not new. In most of the developed and developing countries of the world, taxes are one of the main instruments of effective environmental policy. In Russia, the preconditions have been created for the formation of a unified system for collecting environmental payments. The currently existing resource payments, environmental fees and payments for negative impact on the environment do not fully meet the needs of the state in ensuring the prevention and elimination of the consequences of negative human impact on the environment in the process of economic activity. The main differences of the environmental tax planned to be introduced, a review of expert opinions, and possible positive and negative consequences of its introduction are considered.
Keywords: environmental taxes and fees, resource taxes, environmental tax, environmental tax, payment for negative impact on the environment, environmental protection, environmental policy.