20—21 апреля 2017 года, г. Санкт-Петербург
нии. Результаты показали, что чаще всего, в 34 % случаев, высевается P. agglomerans. Далее по частоте встречаемости идут E. coli (22 %) и S. epidermidis (18 %).
Дополнительно было проведено исследование флоры, выделенной непосредственно из камней, извлеченных при перкутанной не-фроскопии. При исследовании флоры, выделенной после разрушения структуры камня in vitro, нами получен рост E. coli в 50 % случаев, на втором месте S. saprophiticus — 25 %.
Остальные микроорганизмы встречались в менее 12,5 % случаев.
Таким образом, соотнося результаты посевов флоры, вызывающей воспаления мочевы-водящих путей и флоры внутри камней, можно сделать вывод об отличии основных форм возбудителей. Следовательно, имеет смысл дополнительная микробиологическая диагностика возбудителей из конкрементов для более рациональной фармакотерапии воспаления в послеоперационном периоде.
пластика пиелоуретерального сегмента с использованием эндоскопических технологий у детей
© С.Г. Врублевский1,2, О.С. Шмыров2, А.В. Кулаев2, Е.Н. Врублевская1,2, М.Н. Лазишвили2, М.В. Корочкин2, А.С. Врублевский2
1 ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница ДЗМ» (г. Москва);
2 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ (г. Москва)
Введение. Лапароскопическая пиелопла-стика впервые была предложена в 1993 году. Методика обладает эффективностью открытых вмешательств при минимальной трав-матичности, присущей эндохирургическим вмешательствам. За короткий промежуток времени частота ее использования стремительно возросла как в зарубежных, так и в отечественных клиниках. С ростом числа проведенных операций и накоплением опыта, очевидно, необходима систематизация результатов и проведение глубокого анализа полученных осложнений.
Цель исследования. Определение эффективности лапароскопических операций и анализ полученных осложнений при гидронефрозе у детей на основании данных обследования в отдаленном послеоперационном периоде.
Материалы и методы. В отделении уроло-гии-андрологии и плановой хирургии МДГКБ с ноября 2011 по сентябрь 2016 г. выполнено 180 лапароскопических пиелопластик с использованием различных вариантов послеоперационного дренирования. Операции в МДГКБ выполнялись как с ретроградным стентированием (на начальном периоде осво-
ения методики), так и с антеградной установкой стента внутреннего дренирования после формирования одной из полуокружностей анастомоза. В случае невозможности проведения стента во время оперативного вмешательства производилось наложение пиелоуретеро-стомы.
Результаты. Период послеоперационного наблюдения составил в среднем 24 мес. (от 6 до 60 месяцев). В раннем послеоперационном периоде атаки пиелонефрита зафиксированы у 11 (6,1 %) пациентов. Положительный результат в отдаленном послеоперационном периоде в виде сокращения чашечно-лоха-ночной системы и отсутствия рецидивов об-структивного процесса в пиелоуретеральном сегменте достигнут у 172 пациентов (95,5 %). Осложнения, обусловленные технологией вну-трипросветного дренирования или дислокацией дренирующих систем, отмечены у 4 детей (2,2 %). Конверсия производилась в 1 случае (0,6 %), других интраоперационных осложнений, связанных с доступом или кровотечением, не отмечено. Макрогематурия в послеоперационном периоде продолжалась в среднем 1,8 сут (от 1 до 7 сут), и в 6 случаях (3,3 %) потребовалось переливание свежезаморожен-
^ециальный выпуск
2017 Том 7
ISSN 2225-9074
24
материалы 3-й научно-практической конференции урологов северо-Западного федерального округа рФ
ной плазмы крови. Ранние послеоперационные осложнения, связанные с несостоятельностью интракорпорального шва, отмечены у 3 пациентов (1,6 %). В одном случае потребовалась повторная лапароскопическая операция и ушивание дефекта анастомоза.
Выводы. Наш опыт и полученные результаты эндохирургических вмешательств у детей
с гидронефрозом подтверждают высочайшую эффективность методики в совокупности с ее малотравматичностью и низкой вероятностью осложнений. В результате накопления опыта длительность оперативного вмешательства прогрессивно уменьшается и приближается к продолжительности открытой пиелоплас-тики.
психотерапия и психосоматическая медицина в вопросах репродукции: перспективы исследований
© С.В. Выходцев1, И.А. Трегубенко2
1 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» (г. Санкт-Петербург);
2 ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» МЗ РФ (г. Санкт-Петербург)
Бесплодие — актуальная проблема современности, включающая в себя не только физическое, но и психологическое и социальное неблагополучие. Доля бесплодных браков в России отмечается в пределах 8-17,5 % случаев, что превышает «пороговый» демографический показатель и по сути является «опасной». Роль «мужского фактора» при этом фиксируется в пределах 40-50 %.
Лечебные мероприятия в отношении бесплодия должны базироваться на междисциплинарной основе. Столь деликатная проблема требует применения не только соматического подхода (медикаментозное и процедурное лечение, назначаемое урологом/андрологом, гинекологом, эндокринологом), но и проведения адаптационных и реабилитационных мероприятий психотерапевтического характера. Подобный подход поддерживает ком-плаенс — приверженность лечению, а также улучшает межличностные отношения в паре. Такой взгляд последние десятилетия разделяют большинство специалистов, работающих в сфере репродуктологии. Однако акцент в этом направлении делается в основном в отношении женщин. Мужчины же, как правило, остаются без такой поддержки. Следует также отметить, что существенная роль психосоматической медицины в настоящее время показана в дерматологии, гастроэнтерологии,
<Ц> ^ециальный выпуск
кардиологии, пульмонологии, ревматологии, эндокринологии и в гинекологии. Однако в урологии/андрологии таких исследований немного.
Частота репродуктивных проблем, связанная с физиологическими изменениями в организме человека и отраженная в показателях женского и/или мужского фертильного потенциала, весьма велика. Вместе с тем, несмотря на значительные научные достижения, достаточно высокими по частоте остаются случаи идиопатического бесплодия (в пределах 30 % у мужчин). Среди причин идиопатического бесплодия могут рассматриваться психологические факторы, в том числе особенности взаимоотношений в паре, касающиеся семейного и сексуального благополучия. Эти аспекты по какой-то причине в большей степени рассматривается у женщин. Отметим, что роль психологических факторов в генезе женского бесплодия показана во многих зарубежных публикациях еще с середины ХХ века. В России же подобные исследования появились только в последние десятилетия, и также в основном касаются женщин. Психологическая составляющая «мужского фактора» обычно не рассматривается специалистами.
Немалое число врачей в России, работающих в сфере репродуктивной медицины, признают влияние психологических факторов на
ISSN 2225-9074
2017 том 7