Научная статья на тему 'ПЛАСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ / АВТОРСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьянц Татьяна Александровна, Басалаев Сергей Николаевич, Мороз Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются вопросы поиска в современных художественных практиках визуальных выразительных средств, отражающих работу с семантически значимым пластом - визуальным пространством - с целью адекватной трансляции художественного замысла. Театральное искусство обращается к новым выразительным формам, предоставляет иные средства художественной коммуникации, которые способствуют трансляции культурного опыта. Визуальный ряд сценического действия представляет особым образом созданную знаковую систему, наделенную художественным смыслом. Отмечается, что в процессах художественного общения средствами театрального искусства особо выделяется качество пластического мышления актера, способствующее проявлению его художественной выразительности. Пластическое мышление предполагает активную готовность психофизического аппарата в любой ситуативной неподготовленной познавательной деятельности восприятия к постоянной перегруппировке и трансформации всех содержаний сознания и к нахождению внешнего индивидуального пластического выражения, адекватного данной деятельности. Также значимым является режиссерское умение мыслить пластическими формами, которые запечатлевают комплексы значений, транслируя художественное содержание. Авторы говорят о необходимости воспитания и развития умений создавать особую знаковую систему пластических форм у актера и режиссера театра в процессе профессиональной подготовки; предлагают подход, направленный на сознательную активизацию пластического мышления обучающихся театральному искусству. В статье рассматриваются этапы трансляции художественного замысла с его потенциальностью знакового выражения и воплощения в пластических формах; пластический этюд исследуется как форма воплощения и презентации практического материала на занятиях по сценическому движению; анализируются условия создания авторского текста пластического этюда; отмечается роль пластического воображения как профессионального «инструмента» режиссера в работе над постановкой спектакля. Интересным представляется опыт работы с пластическим спектаклем, имеющим литературную основу. Авторы делают акцент на таком виде упражнения, как пластическая зарисовка - важном этапе в формировании пластической культуры режиссера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Григорьянц Татьяна Александровна, Басалаев Сергей Николаевич, Мороз Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTIC FORMS OF TRANSLATION OF AN ARTISTIC IDEA IN THEATRICAL ART

A searching for visual expressive means in modern artistic practices, reflecting thework with a semantically significant layer - visual space - in order to adequately translate the artistic meaning are considered in the article. The visual range of the stage action represents asign system created in a special way, endowed with artistic meaning. It is noted that in the processes of artistic communication by means of theatre art, the quality of the actor’s plastic thinking is especially distinguished, which contributes to the manifestation of his artistic expressiveness. Plastic thinking presupposes the active readiness of the psychophysical apparatus in any situational unprepared cognitive activity of perception for constant regrouping and transformation of all contents of consciousness and for finding the external individual plastic expression. Also significant is the producer’s ability to think in plastic forms that capture complexes of meanings, broadcasting the artistic content. The authors talk about the need to educate and develop the skills to create a special symbolic system of plastic forms for an actor and theater producer in the process of professional training. It is possible to propose an approach aimed at the conscious activation of the plastic thinking of students in theatrical art. The stages of translation of an artistic concept with its potentiality of symbolic expression and embodiment in plastic forms are considered. The plastic etude is studied as a form of implementation and presentation of practical material. The conditions for creating the author’s text of plastic study are analyzed. The role of plastic imagination as a professional tool of producer in the work on the performance is noted. The authors focus on this type of exercise as plastic sketching as an important stage in the formation of the producer’s plastic culture.

Текст научной работы на тему «ПЛАСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 792

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-58-63

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Григорьянц Татьяна Александровна, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: panteevat2008@rambler.ru

Басалаев Сергей Николаевич, кандидат культурологии, доцент кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sat3@mail.ru

Мороз Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tatyana.moroz7@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы поиска в современных художественных практиках визуальных выразительных средств, отражающих работу с семантически значимым пластом - визуальным пространством - с целью адекватной трансляции художественного замысла. Театральное искусство обращается к новым выразительным формам, предоставляет иные средства художественной коммуникации, которые способствуют трансляции культурного опыта. Визуальный ряд сценического действия представляет особым образом созданную знаковую систему, наделенную художественным смыслом. Отмечается, что в процессах художественного общения средствами театрального искусства особо выделяется качество пластического мышления актера, способствующее проявлению его художественной выразительности. Пластическое мышление предполагает активную готовность психофизического аппарата в любой ситуативной неподготовленной познавательной деятельности восприятия к постоянной перегруппировке и трансформации всех содержаний сознания и к нахождению внешнего индивидуального пластического выражения, адекватного данной деятельности. Также значимым является режиссерское умение мыслить пластическими формами, которые запечатлевают комплексы значений, транслируя художественное содержание.

Авторы говорят о необходимости воспитания и развития умений создавать особую знаковую систему пластических форм у актера и режиссера театра в процессе профессиональной подготовки; предлагают подход, направленный на сознательную активизацию пластического мышления обучающихся театральному искусству. В статье рассматриваются этапы трансляции художественного замысла с его потенциальностью знакового выражения и воплощения в пластических формах; пластический этюд исследуется как форма воплощения и презентации практического материала на занятиях по сценическому движению; анализируются условия создания авторского текста пластического этюда; отмечается роль пластического воображения как профессионального «инструмента» режиссера в работе над постановкой спектакля. Интересным представляется опыт работы с пластическим спектаклем, имеющим литературную основу. Авторы делают акцент на таком виде упражнения, как пластическая зарисовка - важном этапе в формировании пластической культуры режиссера.

Ключевые слова: художественная коммуникация, художественный замысел, авторское высказывание, пластическое мышление, сценическое движение, пластическое воспитание.

PLASTIC FORMS OF TRANSLATION OF AN ARTISTIC IDEA IN THEATRICAL ART

Grigoryants Tatyana Aleksandrovna, PhD in Culturology, Associate Professor, Professor of Department of Art of Theatre, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: panteevat2008@rambler.ru

Basalaev Sergey Nikolaevich, PhD in Culturology, Associate Professor of Department of Theatral Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sat3@mail.ru

Moroz Tatyana Ivanovna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatyana.moroz7@mail.ru

A searching for visual expressive means in modern artistic practices, reflecting thework with a semantically significant layer - visual space - in order to adequately translate the artistic meaning are considered in the article. The visual range of the stage action represents asign system created in a special way, endowed with artistic meaning. It is noted that in the processes of artistic communication by means of theatre art, the quality of the actor's plastic thinking is especially distinguished, which contributes to the manifestation of his artistic expressiveness. Plastic thinking presupposes the active readiness of the psychophysical apparatus in any situational unprepared cognitive activity of perception for constant regrouping and transformation of all contents of consciousness and for finding the external individual plastic expression. Also significant is the producer's ability to think in plastic forms that capture complexes of meanings, broadcasting the artistic content. The authors talk about the need to educate and develop the skills to create a special symbolic system of plastic forms for an actor and theater producer in the process of professional training. It is possible to propose an approach aimed at the conscious activation of the plastic thinking of students in theatrical art. The stages of translation of an artistic concept with its potentiality of symbolic expression and embodiment in plastic forms are considered.

The plastic etude is studied as a form of implementation and presentation of practical material. The conditions for creating the author's text of plastic study are analyzed. The role of plastic imagination as a professional tool of producer in the work on the performance is noted. The authors focus on this type of exercise as plastic sketching as an important stage in the formation of the producer's plastic culture.

Keywords: artistic communication, artistic idea, author's statement, plastic thinking, stage movement, plastic education.

Развитие современного социального потенциала сопряжено со множеством изменений, затрагивающих различные сферы жизни человека. Помимо политики и экономики, данные изменения предполагают повышение роли культуры, поскольку развитие современного общества во многом связано с процессами сохранения, передачи и усвоения смыслов и духовных ценностей. В современных исследованиях, затрагивающих вопросы функционирования культуры, осмысление феномена культурной коммуникации рассматривается в тесной взаимосвязи с художественными практиками. Они дают богатый материал, позволяя осуществлять поиск методологических оснований для адекватной интерпретации процессов передачи и усвоения ценностно значимой информации.

Формирующаяся в современных условиях новая художественная среда отличается активной трансформацией художественного пространства как виртуального, с значительным доминированием визуальной компоненты, что существенно

меняет психологию реципиента. В свою очередь, театральное искусство пытается разворачивать и углублять визуальный диалог со зрителем. Нередко данные процессы сопряжены со многими сложностями при адаптации современной театральной культуры к складывающейся социокультурной ситуации. Театральное искусство направляет поиск в область новых форм, сопряженных с активной разработкой важного семантического пласта - визуального ряда спектакля, и предоставляет новые средства художественной коммуникации, которые способствуют трансляции культурного опыта. При этом театральное искусство всегда обладало уникальной способностью живого воздействия на сознание зрителя, приводило «здесь и сейчас» к его качественной трансформации, закладывало иные установки поведения, меняло образ мыслей. Данный процесс свершался в русле формирования особых качеств сознания, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

Именно внутренний мир человека, сложные связи и отношения, рожденные в процессе

со-бытия с Другим, «жизнь человеческого духа» (К. С. Станиславский) во всей его полноте и со всеми противоречиями разворачиваются в процессе сценического общения. В поле устанавливающейся живой бытийной связи между актером и зрителем возникает нефиксируемое художественное общение, с помощью которого свершается важный артеакт трансляции и усвоения общечеловечески значимой информации и культурных ценностей.

В исследованиях Г. Н. Поспелова, Ю. Б. Боре-ва, А. А. Михайловой, А. Я. Бродецкого, Е. Я. Ба-сина, В. П. Крутоуса и др. рассматривается феномен художественного общения в различных аспектах, в том числе во взаимосвязи с художественным замыслом, его потенциальностью знакового выражения и образного воплощения. В художественной культуре феномен общения выступает актом культурной коммуникации, которому присущи импровизационность, активность восприятия, невоспроизводимость, знаковость, взаимовлияние, взаимооценка, порождение новых смыслов, преображение действительности и сознания личности, значимость морально-этических принципов, нравственно-художественных качеств культурной личности, а также важность роли невербальных средств коммуникации при передаче художественной информации [1].

Поиск новых актуальных смыслов реальности, открытие иных ракурсов в восприятии современной жизни предполагают активные исследования в области театральных выразительных средств. Часто, соединяясь неожиданным образом, возможности художественного мира дают интересный, более точный результат для выражения авторской идеи и создают поток оригинальной художественной информации близкой и понятной для зрителя.

В процессах художественного общения средствами театрального искусства особо выделяется качество внутренней пластичности мышления актера, способствующее проявлению его художественной выразительности. Профессиональное театральное образование обеспечивает артистов и режиссеров базовыми практическими знаниями и умениями, самым важным из которых предстает способность синтезировать основные навыки в художественные смыслы. Обладая профессио-

нально «настроенным» голосом, выразительной речью и внешней техникой, именно исполнитель являет собой конечный результат непростого процесса - рождения художественного образа. В палитре художественных выразительных средств исполнителя особое место занимает незаурядная пластическая и танцевальная техники, которые не только организуют и презентуют сценическое действие, но и создают атмосферу и интонацию этюда, композиции, спектакля.

Пластическая культура актера и возможность включать ее в процесс работы над ролью, «то есть уровень и качество способности быть телесно выразительным», является «самым очевидным и показательным в сложной системе спектакля...» [4, с. 105]. Для выражения всей полноты чувств, эмоций, мотивов, сопровождающих поступки персонажей, необходимо не только владеть телесностью как инструментом, но и обладать пластическим мышлением. Пластическое мышление предполагает активную готовность психофизического аппарата в любой ситуативной неподготовленной познавательной деятельности восприятия к постоянной перегруппировке и трансформации всех содержаний сознания и к нахождению внешнего индивидуального пластического выражения, адекватного данной деятельности. Создание пластического рисунка роли и персонажа является достаточно сложным процессом, но необходимым, поскольку способствует созданию зримой картины образа. По мнению современных театральных практиков, профессиональный актер при владении своим телом, оснащенностью специальными сценическими навыками должен уметь сознательно выстраивать линию физического поведения персонажа.

Становится очевидным, насколько важно иметь яркий, точно организованный жест, который «как смысловая единица выразительного языка пластики тела лежит в основе любого искусства» [3, с. 150]. А режиссер, владея всеми выразительными средствами мастерства режиссуры, «должен уметь простроить пластическую партитуру спектакля» [6, с. 9]. Не в меньшей степени важно режиссерское умение мыслить пластическими формами, которые запечатлевают комплексы значений, транслируя художественное содержание. Режиссерский замысел создает и

особую знаковую систему, наделенную смыслом. Данные смысловые ряды раскрываются отчасти в визуальных пластических формах. Сегодня все более очевидным становится факт необходимости воспитания и развития пластического мышления актера и режиссера театра в процессе профессиональной подготовки. Возможным видится предложить подход, направленный на сознательную активизацию пластического мышления обучающихся театральному искусству.

Сценическое произведение - драматический спектакль - представляет собой своеобразную «единицу», сложно организованный знак художественного творчества. Формирование спектакля -это соединение различных компонентов (свет, музыка, исполнение, декорации, хореография, пластика, костюмы), но все подчиняется руководителю и автору творческого процесса - режиссеру. Задача режиссера состоит в оформлении всего «потока» выразительных средств в «тело» спектакля - единое сценическое действие, которое предполагает борьбу, представляющую собой психофизический процесс, в котором и физическое, и психическое существуют в неразрывной и непосредственной связи как два компонента единого целого - артиста.

Сценическое движение - одна из дисциплин театральной школы, целью которой является воспитание пластической культуры артистов и режиссеров. Освоение практических навыков на этих уроках позволяет обучающимся составить представление о «действии двигательном», представляющем собой «последовательную цепочку движений, направленных на решение конкретной двигательной задачи» [8, с. 25]. Постановка верной двигательной задачи, затем поиск необходимых (в соответствии с замыслом) движений и жестов можно рассматривать своеобразным режиссерским тренингом, развивающим гибкость мышления, пластическое воображение, умение фантазировать в пространстве телесной пластики.

Формирование и становление внешней техники артистов и режиссеров-постановщиков включает разнообразные методические приемы и способы их использования в процессе образования, фиксации и «отработки» пластических умений и знаний. Последовательность освоения профессиональной пластичности предполагает

следующую схему «упражнение - зарисовка -этюд» [5, с. 201]. На уровне упражнения формируется понимание внешней техники и ее значения для исполнителя, тренируется весь телесный аппарат воплощения. Осваиваются частные пластические навыки, отрабатываются возможности синтеза и трансформации полученных практических знаний. Переход к работе с зарисовками происходит по достижению определенного уровня в пластической технике. Этот период интересен появлением первых пластических знаков (движения обретают значения) и их осознания. Зарисовку можно представить своеобразным «мостом» к пластическому этюду. Несколько зарисовок могут стать основой пластической композиции или даже спектакля. Данный этап и вид работы очень важен. Именно в этот период происходит отбор и фиксация выразительных средств (движений, жестов, позировок, ракурсов и т. д.), то есть формируется лексическая составляющая пространства будущего пластического этюда. Здесь же рождается заявка на смысловую и стилевую определенность, эмоциональную напряженность работы.

Создание пластического этюда - главное событие в пластическом воспитании студентов - будущих актеров и режиссеров. Этот этап требует активизации пластического мышления и воображения, где в полной мере проявляет себя выработанный художественный вкус. Пластический этюд заставляет подключать знания и практические умения, полученные на уроках по режиссуре и актерскому мастерству, танцу и сценической речи. Пластические этюды, сочиняемые на уроках по сценическому движению, квалифицируются как актерские и режиссерские. Первые - максимально нацелены на обретение и тренировку профессиональной телесной выразительности: умение слышать и слушать тело в пространстве и времени. Вторые (режиссерские этюды) - предполагают формирование и становление пластического мышления и воображения.

Этюдная работа важна не только на занятиях по сценическому движению. Она является неотъемлемым компонентом в воспитании актерской техники и режиссерского таланта. Пластические этюды дают возможность воспитывать способность к отбору в использовании телесной лексики, то есть быть более строгим в выборе движе-

ний, манеры их воплощения, темповой окраски и ритмического рисунка. Еще одной особенностью пластического этюда является возможность его разработки до пластического номера.

Упражнения пластического тренинга развивают и совершенствуют элементы актерской психотехники. Это приводит к улучшению и развитию внешней техники выражения внутренних переживаний. Зарисовка как первый шаг от упражнения к этюду, но не еще не являющаяся этюдом, формирует умение у исполнителей и режиссеров сочинить оригинальный телесный рисунок и способность воплощать авторскую идею.

При постановке пластического этюда большое значение имеет самостоятельная работа, в которой проявляется воображение, пространственное мышление, способность создавать режиссерские знаки, через которые реализуется авторская идея. Изучив природу движения и возможности тела, студент может самостоятельно создавать телесные партитуры и организовывать пластические жесты в сценическом пространстве. Для этой цели существуют специальные упражнения, которые можно определить как пластические зарисовки к этюду. Важным здесь является обнаружение способности мыслить пластическими образами, уметь рождать движение и трансформировать его в самом неожиданном направлении.

Таким образом, пластическое воображение -необходимый профессиональный «инструмент» режиссера, который не только играет значительную роль в деле организации пластических этюдов, но и является залогом успешной работы со спектаклем, композицией, стимулирует пластическое воображение, в том числе и практический опыт. По мнению известного театрального деятеля, автора книг по предметам пластического цикла, замечательного режиссера и педагога, профессора Галины Викторовны Морозовой, «чтобы увидеть нечто в своем воображении, нужно об этом хоть что-то знать, а еще лучше - уметь делать» [7, с. 8].

Одним из вариантов развития пластического этюда, который часто встречается в процессе освоения акробатических элементов и элементов пантомимы и свободной пластики, является его трансформация в пластический спектакль. Одним из важных обстоятельств успеха в работе над

спектаклем и часто проблемой представляется процесс перевода литературной основы на язык художественной телесности. Возможно указать некоторые принципы подобного перевода (принцип иллюстрации текста, использование метафоры, комбинированный принцип), но спецификой пластических произведений всегда было и остается оригинальность авторской мысли в подходе к драматургическому материалу и способу его сценической реализации.

Существуют различные способы преобразования литературного материала в сценический текст. Результатом подобного преобразования является пластическая партитура спектакля, которая представляет собой «законченное эстетическое целое, отличающееся от своей литературной основы» [2, с. 163-164]. Вопрос оригинальности возникшего сценического телесного пространства остается важным и предполагает исследования в области возможностей телесной пластики и пластичности. Воплощение драматургического фундамента происходит в несколько этапов. Первый предполагает работу по созданию авторской истории по известному литературному материалу. На следующем этапе придуманная история материализуется, обретает определенные формы. При этом один этап должен плавно перетекать в другой, «с целью преодоления зазора между ними возникает режиссерский прием» [2, с. 167].

Процесс рождения смысла в движении, то есть организация пластической зарисовки, которая представляет собой пробное движение к необходимой мысли или эмоции, является важным и необходимым этапом в воспитании у режиссеров чувства формы и умения воплощать художественную информацию пластическими образами. Г. В. Морозова считает, что «режиссура есть искусство пластической композиции спектакля» [8, с. 9].

Современная художественная культура, являясь сложным, динамично развивающимся явлением, отличается обновлением устоявшихся форм художественного мышления. Продолжающийся поиск новых выразительных средств, путей и способов их трансформации и синтеза ведет к появлению интересных возможностей в материализации режиссерского замысла.

Литература

1. Басалаев С. Н. Системная интерпретация сценического общения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск: ТГУ, 2018. - Вып. 29. - С. 43-62.

2. Басалаев С. Н. Еще раз о границах интерпретации авторского текста в современном театральном искусстве // Театр и драма: эстетический опыт эпохи: сборник науч. трудов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. -Вып. 1. - С. 163-172.

3. Бабич Н. Ф. О пластическом театре и роли музыки в создании художественного образа // Академия пантомимы: теория и практика: сб. статей. - М.: Миттель Пресс, 2011. - Вып. 1. - C. 149-157.

4. Григорьянц Т. А. Актуализация пластичности в спектаклях Кемеровского областного театра драмы имени А. В. Луначарского (конец XX - начало XXI века) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 33 /1. - С. 104-111.

5. Григорьянц Т. А., Чепурина В. В. Потенциал пластической зарисовки в эмоционально-смысловой организации сценического текста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2020. - № 51. - С. 200-204.

6. Закиров А. З. О пластической культуре // На пути к выразительному движению: учеб. пособие. - М.: Изд-во ГИТИС, 2020. - С. 5-11.

7. Морозова Г. В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. - М.: Изд-во ГИТИС, 1999. -С. 25.

8. Морозова Г. В. О пластической композиции спектакля: метод. пособие - М.: Всерос. Центр художеств. творчества учашцхся и работников нач. проф. образования, 2001. - С. 141.

References

1. Basalaev S.N. Sistemnaya interpretatsiya stsenicheskogo obshcheniya [Sistem interpretation of stage communication]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Tomsk State University. Cultural Science and Art Criticism]. Tomsk, TGU Publ., 2018, iss. 29, pp. 43-62. (In Russ.).

2. Basalaev S.N. Eshche raz o granitsakh interpretatsii avtorskogo teksta v sovremennom teatral'nom iskusstve [Once more about bounders of the interpretation of author text in modern theatre art]. Teatr i drama: esteticheskiy opyt epokhi [Theater and drama: aesthetic experience of the epoch]. Novosibirsk, NGTU Publ., 2013, iss. 1, pp. 163-164. (In Russ.).

3. Babich N.F. O plasticheskom teatre i roli muzyki v sozdanii khudozhestvennogo obraza [About plastic theatre and role of the music in the forming of art image]. Akademiya pantomimy: teoriya i praktika [Academy of Pantomime: Theory and Practice]. Moscow, Mittel Press, 2011, iss. 1, pp. 149-157. (In Russ.).

4. Grigoryants T.A. Aktualizatsiya plastichnosti v spektaklyakh Kemerovskogo oblastnogo teatra drami imeni A.V. Lunacharskogo (konetz XX - nachalo XXI veka) [Actualization of plasticity in performances of Kemerovo Drama Theatre (the end of XX - beginning of the XXI)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts: Journal of theoretical and applied research], 2015, no. 33/1, pp. 105-111. (In Russ.).

5. Grigoryants T.A., Chepurina V.V. Potentsial plasticheskoy zarisovki v emosional'no-smyslovoy organizatsii stsenicheskogo teksta [Potenthional of the plastic scetch in the emotional meaning forming of the stage text]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts: Journal of theoretical and applied research], 2020, no. 51, pp. 200-204. (In Russ.).

6. Zakirov A.Z. O plasticheskoy kul'ture [About plastic culture]. Na puti k vyrazitel'nomu dvizheniyu [On the way to expressive movement]. Moscow, GITIS Publ., 2020, pp. 5-11. (In Russ.).

7. Morozova G.V. Plasticheskaya kul 'tura aktera: Tolkovyy slovar' terminov [Plastic culture of actor: comment dictionary of terms]. Moscow, GITIS Publ., 1999. 316 p. (In Russ.).

8. Morozova G.V. O plasticheskoy kompozitsii spektaklya [About plastic composition of the performance]. Moscow, All-Russian Center of Arts Creativity of Students and Employees of the Beginning Prof. Education Publ., 2001, p. 9. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.