Научная статья на тему 'Планы итальянских гуманистов по спасению византийской империи от разгрома турками в первой половине XV века (в свете трактата К. Сакко «Семидеус»)'

Планы итальянских гуманистов по спасению византийской империи от разгрома турками в первой половине XV века (в свете трактата К. Сакко «Семидеус») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизм / Италия / XV столетие / крестовый поход / Катон Сакко / Флорентийская уния / трактат «Semideus» / военная наука / treatise “Semideus” / Humanism / Italy / the XVth century / crusade / Katon Sakko / Florentine union / military science

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хрякова Н. В.

Содержание данной статьи основано на изучении трактата миланского гуманиста XV столетия, профессора Павийского университета, Катона Сакко «Семидеус» («Полубог» или «Герой»). Третью часть своей работы, написанную в 1438 году, К. Сакко называет «О военном искусстве» (Semidei liber tertius de re militari) и посвящает миланскому герцогу Филиппо Марии Висконти, но фактически эта книга была представлена Франческо Сфорца в 1458. Катон Сакко пробовал вдохновить герцога на крестовый поход против турков, что, по его мнению, могло спасти Византию от опустошения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Italian Humanists’ Plans of Rescuing Byzantium from Devastation by the Turks in the First Half of the XVth Century (from the Point of View of the Treatise “Semideus” by K. Sakko)

The article is devoted to the Italian humanists’ plans of rescuing Byzantium from the devastation by the Turks in the first half of the XVth century. Its content is based on the study of the Milanese humanist’s treatise of the XVth century, the professor of Paviya University, Katon Sakko, “Semideus” (“Demigod” or “Hero”). The third part of the K. Sakko’s writing is titled the book on military art (Semidei liber tertius de re militari). It was written in 1438 and was devoted to the Milanese duke Filippo Maria Viskonti, but in fact it was presented to Franchesco Sfortza in 1458. Katon Sakko tried to inspire the duke to the crusade against the Turks, what, in his opinion, could have rescued Byzantium from the devastation.

Текст научной работы на тему «Планы итальянских гуманистов по спасению византийской империи от разгрома турками в первой половине XV века (в свете трактата К. Сакко «Семидеус»)»

УДК 94(4)

ПЛАНЫ ИТАЛЬЯНСКИХ ГУМАНИСТОВ ПО СПАСЕНИЮ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ОТ РАЗГРОМА ТУРКАМИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА (В СВЕТЕ ТРАКТАТА К. САККО «СЕМИДЕУС»)

© 2008 Н. В. Хрякова

канд.ист.наук, доцент каф. всеобщей истории Курский государственный университет

Содержание данной статьи основано на изучении трактата миланского гуманиста

XV столетия, профессора Павийского университета, Катона Сакко «Семидеус» («Полубог» или «Герой»). Третью часть своей работы, написанную в 1438 году, К. Сакко называет «О военном искусстве» (Semidei liber tertius de re militari) и посвящает миланскому герцогу Филиппо Марии Висконти, но фактически эта книга была представлена Франческо Сфорца в 1458. Катон Сакко пробовал вдохновить герцога на крестовый поход против турков, что, по его мнению, могло спасти Византию от опустошения.

Ключевые слова: гуманизм, Италия, XV столетие, крестовый поход, Катон Сакко, Флорентийская уния, трактат «Semideus», военная наука

В последнее время среди наших отечественных исследователей все чаще распространяется мнение о губительном влиянии стран Западной Европы на Византию. Особенно подчеркивается в этом роль Крестовых походов, в частности Четвертого крестового похода, а также образование Латинской империи на Балканском полуострове. Бесспорно, что эти события XIII века ослабили Восточную империю, а одним из последствий Крестовых походов было уменьшение роли византийских и арабских купцов в торговле стран Средиземноморья. Роль же итальянских купцов возросла.

Но, на наш взгляд, было бы не совсем верным события XIII века связывать с XV веком и проводить прямую связь между ними, а также считать Крестовые походы главной причиной падения Константинополя в 1453 году под ударами турок.

Мы бы хотели обратить внимание на то, что в Италии, одной из стран Западной Европы, были в XV веке определенные силы, которые хотели спасти Византию от разгрома турками. Эти силы представляли собой гуманисты. Одним из таких ученых, которые поставили перед собой благородную цель спасения Восточной империи, был миланский гуманист Катон Сакко. В 1438 году им был написан трактат «Семидеус» («Полубог» или «Герой»). Первая книга этого произведения находится в Швейцарии, в базельской библиотеке [1]. В архиве В.С. Люблинского* [2], хранящемся в РНБ (СПб), есть рукописная копия, выполненная ученым с микрофильма базельской рукописи [3]. Первая книга «Семидеуса» обнаружена П.О. Кристеллером в составе сборника на бумаге XV века, хранящегося в Лондоне (Brit.Library M.S. Arundel 138. - F. 247-262). Там же, возможно, находится начало третьей книги (Молитва Деве Марии. - F. 220-225 v.) [4]. Вторая книга, видимо, потеряна или до сих пор не обнаружена в библиотеках Европы [5]. Третья часть сочинения К. Сакко носит название книги о военном искусстве (Semidei liber tertius de re militari) [6]. Рукопись этого трактата хранится в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке.

* Владимир Сергеевич Люблинский (1903-1968) был ученым большого таланта, эрудиции и разносторонности. Он обогатил отечественную и мировую науку многими ценными исследованиями.

В.С. Люблинский установил, что написанная в 1438 году (см. л. 13-об. рукописи) в миланском герцогстве рукопись была поднесена в подарок Франческо Сфорца в 1458 году [7] и находилась в библиотеке герцогов Милана [8].

Миланский гуманист и ученый юрист Катон Сакко посвящает третью часть своего трактата «Семидеус» «знаменитейшему князю и превосходнейшему господину... государю герцогу Миланскому, графу Павии и Анжеры и господину Генуи, Филиппо Мариа Висконти» [9].

Интерес представляет то, что Катон Сакко преподносит третью книгу «Героя» герцогу для того, чтобы вдохновить его на крестовый поход против турок. Автор превозносит доблесть Филиппо Мариа, его силу и успехи и сравнивает герцога с героями прошлых веков и разных народов: «Благодаря твоей изумительной мудрости, степенности, постоянству, величию душевному, честности, милосердию, вере и столь исключительной доблести всякого рода, эти твои деяния являются столь достойными разглашения во всеуслышание и столь достойными подражания со стороны князей, помазанников божьих, что если бы робость меня не удерживала или если бы я в душе осмелился коснуться этого предмета вопреки твоему предписанию, то я легко бы мог показать, что эти твои деяния достойны сравнения с деяниями предков наших предков, как превосходящие их» [10]. Для гуманистов ХУ века было обычным преклонение перед античностью, т.к. по их представлению «античное прошлое составляло славу итальянской нации» [11]. Но Катон Сакко ставит герцога даже выше древних: «Ибо если случалось, что у евреев, греков или квиритов выдвигались многие великие мужи, однако, поскольку они опирались на внимательность, пышную репутацию и на поддержку своего прославленного государства, весь их блеск кажется совсем не таким как твоя блистательность; ибо ты благодаря своим силам (вернее скажу - силам своего находчивого ума и благоразумия) при множестве противников являешь в себе такого вождя доблести и справедливости, что позволяешь всем твоим подданным питать прекраснейшую надежду» [12]. Всеми силами стремясь вдохновить Филиппо Мариа на новый крестовый поход, К. Сакко называет герцога «героем» (как известно, в это слово автор вкладывает особый смысл)*[13]: «И не страшусь я, невежа, тебе, ученейшему среди всех князей, о коих мне приходилось читать, и герою, посвятить самое искусство военного дела, поскольку ты, быть может, вознамеришься прочесть эту книгу со снисходительностью, если только она удостоится скромнейшего твоего дара» [14].

Необходимо отметить, что цель крестового похода, на который мечтает подвигнуть герцога миланский юрист, в глазах европейцев того времени была благородной и спасительной, т.к. в середине XV века над Европой нависла турецкая угроза.

Турки продвигались стремительно. При султане Орхане (правил с 1321 г.) было создано из турок регулярное войско на жаловании двух родов: пехота (яйя) и конница (мюсселлем). В 1397 г. Баязид I вторгся в Аттику и Пелопоннес, ставя целью захват Константинополя. Он подверг блокаде столицу Византии с суши, опустошил в 1400 г. ее окрестности, но взять такую сильную крепость не смог. Как написано в исследовании А. Д. Новичева, для этого султану не хватало флота [15].

На протяжении XIV и XV веков турки перешли к планомерному завоеванию Балканского полуострова. Правители Сербии и Болгарии, других балканских и смежных государств не извлекали уроков из своих поражений и побед и не объединялись для изгнания турецких захватчиков из Европы. В сражении 15 июня 1389 г. на Косовом поле, где турки впервые применили артиллерию, войска сербов и

* По мнению К. Сакко, во главе государства и войска должен стоять «Семидеус», т.е. такой человек, который умеет управлять и знает военные искусства. Кроме того, «Семидеус» должен обладать героической доблестью и быть отражением Бога в этом мире, т.е. быть лучшим из людей.

боснийцев были разгромлены. Вскоре после этого турки завоевали Сербию и Болгарию, что поставило под угрозу Венгрию. В опасности находилась и Центральная Европа. 25 сентября 1396 г. произошло сражение у болгарского города Никополя между армиями султана Баязида I и венгерского короля Сигизмунда. Турки вновь одержали победу.

Султан Мехмед I (1413-1421) вел борьбу на море с венецианцами. Лишь в этой войне султан потерпел поражение, т.к. он не располагал сильным флотом и опытными моряками [16]. Мехмед I проводил миролюбивую политику в отношении Византии. Но после его смерти в отношениях Турецкого государства и Византийской империи произошли коренные перемены.

При Мураде II, который правил с 1421 г. до 1451 г., турки вновь начали завоевательные походы. Заветной целью султана, как и его отца и деда, было завоевание Константинополя. В 1422 г. Мурад II вновь попытался захватить столицу древней империи. Эта попытка закончилась неудачей, т.к. византийский флот оставался еще достаточно сильным.

Новые завоевания турок на Балканах и стремительное продвижение турецкой армии на запад вызвали в Европе сильную тревогу. Необходимо было объединить усилия всех европейских государств. Но противоречия между ними были настолько сильны, что некоторые из них искали союза с Турцией. Венецианские и генуэзские купцы оспаривали друг у друга торговую монополию в восточной части Средиземного моря. Положение осложнялось борьбой между греческой и латинской церквами.

Европу охватил глубокий религиозный кризис. В июле 1431 г. под влиянием требований оппозиции папа Евгений IV открыл собор в Базеле. Здесь было принято решение обложить «десятиной» все духовенство и вступить в переговоры с восточной церковью на предмет борьбы с турками. 8 января 1438 г. в Ферраре открылся новый собор, через год перенесенный во Флоренцию. Во Флоренции папа провозгласил Флорентийскую унию 1439 г. западной церкви с восточной. На это папу Евгения IV толкали его благодетели - флорентийская и венецианская купеческая знать, которая рассчитывала на рост торговых связей с Византией после объединения обеих церквей. Евгений IV дал согласие на крестовый поход в Малую Азию против турок, но при условии подчинения греческих священников папскому пониманию никейского символа об исхождении св.духа «и от сына» (Ш^ие). Восточное духовенство долго сопротивлялось этому. Однако нуждавшийся в немедленной помощи византийский император Иоанн VIII (1425-1448) заставил греческих священников согласиться с толкованием этого символа и признать главенство папства над всей церковью.

В такой обстановке и появился трактат К. Сакко «Семидеус», вызванный насущной необходимостью (1438 г.). Грозная опасность, которая нависла над Константинополем, не могла не волновать гуманистов, поклонников культуры Древней Греции и Рима. Одним из таких замечательных учёных, решивших в это тяжелое для Византии время во что бы то ни стало спасти ее от разгрома турками, и был миланский гуманист Катон Сакко. Автор считает, что возглавить военное предприятие должен герцог, герой, а также подчеркивает, что поход может осуществиться под знаменем Девы Марии. Интересно, что в проповеди крестового похода гуманист не обращается к папе.

К. Сакко аргументирует, что во всех успехах Филиппо Мариа проявляется божественное предначертание, что всем, чего он достиг, он обязан лишь покровительству Богоматери. Как известно, имя Девы Марии являлось одной из

составных частей имени Филиппо Мариа Висконти*. К. Сакко убеждает герцога в непременном успехе похода: «...благодаря поддержке Девы, ты из кипящих кругом войн выйдешь победителем» [17]. Обосновывая необходимость крестового похода, миланский юрист больше говорит о справедливости, чем о завоеваниях, но все-таки добавляет: «...не считаю, чтобы тебе надлежало возвратить из-за пределов только свое, но и к этому стремится дух мой - видеть тебя завоевывающим святой град Иерусалимский» [18]. Далее автор продолжает: «Все это тем более в руке Богоматери и зависит лишь от твоей честной веры, что я нимало не сомневаюсь, что, ради твоей обычной преданности и веры по отношению к Деве, она будет твоей покровительницей, особливо если ты твердо решишь сразу же по обретению своей италийской земли подвигнуться в Святую землю... И легко будет твоему в ысочеству под покровительством Девы, в чью честь ты себя отважно подвергаешь толиким опасностям, захватить многих рукою немногих» [19].

Почему автор трактата не упоминает о папе? Ведь Евгений IV, как известно, тоже провозгласил крестовый поход против турок, «.но под условием унии, означавшей на деле признание папской власти, а также догматических позиций католической церкви» [20].

Здесь необходимо вспомнить историю Базельского собора и дальнейшие события. Еще собор в Констанце 1417 года, на котором был избран папа Мартин V (умер в 1431 г.), постановил лишить папу доходов с вакантных церковных должностей, а также запретил ему устанавливать налоги на церковные доходы без согласия кардиналов. У папы также было отнято право пользоваться имуществом, оставшимся после смерти духовного лица. Таким образом, собор в Констанце во всем защищал интересы высшего духовенства. Он стоял на стороне епископов против папы и запретил низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов и без указания курией мотивов не только низложения, но и каждого перемещения епископа с одного места на другое.

Констанцский собор нанес сильнейший удар по неограниченной власти папства совместными усилиями кардинальской коллегии и светской власти. Поэтому неудивительно, что в последующие годы папство стало настойчиво искать новые источники для восстановления своих сил.

Папа Мартин V стремился компенсировать потерю доходов из стран Западной Европы путем завоевания и грабежа новых территорий в Италии и присоединения этих земель к Папской области. Кроме того, навязчивой идеей этого папы был крестовый поход в Чехию против гуситов, и он был готов «.забыть турецкую опасность - «эту интернациональную болячку», лишь бы освободить «больную» Германскую империю от страшной «чешской язвы» [21].

Папа Евгений IV (он был избран в феврале 1431 г.), так же как и его предшественник, крайне враждебно относился к идее созыва собора, опасаясь, что последний попытается ограничить его власть. Но неудача крестового похода против гуситов в 1431 г., а также требования кардиналов, сторонников гуманизма, заставили его открыть в июле 1431 г. собор в Базеле. Большинство съехавшихся состояло из поклонников «констанцских постановлений». Развернулась борьба между папой и делегатами собора. Евгений IV отложил заседания Базельского собора на 18 месяцев и местом нового собора назначил город Болонью. Собор не подчинился требованиям папы.

* Сыновья Джан Галеаццо были посвящены Деве Марии, поэтому носили ее имя [См. об этом: Хрякова Н.В. Гуманисты и государство в Северной Италии в первой половине XVвека (по материалам трактата К. Сакко «Семидеус»). Канд. дисс. ... исторических наук. - Л., 1989. - С. 32].

Большинство собора раскололось. Кардиналы Чезарини, Николай Кузанский и другие «гуманисты-прогрессисты», требовавшие подчинения папства собору, ушли с заседания, и руководство собором перешло к его левому крылу, возглавляемому арльским архиепископом Луи д’ Альманом.

Так как турецкая опасность в это время приняла грозные размеры, то собор решил обложить «десятиной» все духовенство и вступить в переговоры с восточной церковью на предмет борьбы с турками. Эта политика базельцев побудила папу Евгения IV вторично распустить собор (1437) и созвать новый в Ферраре. Так 8 января 1438 года в Ферраре открылся собор, перенесенный через год во Флоренцию. Таким образом оказалось два одновременно заседавших собора. Это повлекло за собой новое двоепапство: Флорентийский собор остался верен Евгению IV, а Базельский избрал папой герцога Амедея Савойского [папа Феликс V (1440-1449)].

Светские государи сочувствовали базельской программе, подрывавшей неограниченную власть папства, но боялись двоепапства и повторения народных движений кануна Констанцского собора. Тем временем, пользуясь удобным моментом, вырывали у папства различные уступки для своих стран, заключая конкордаты*.

Франция и Испания добились существенных прав в смысле независимости «своих» церквей от папства и заложили фундамент национально-религиозной политики, серьезно ущемлявшей материальные интересы курии.

Император Фридрих III (1440-1493) вступил в переговоры с папой Евгением IV о создании «национальной» церкви в Германии, по примеру Франции, Испании и др. государств. Был заключен Венский конкордат, а Фридрих III получил кличку «отчима» Германии и «отца» Австрии (так как Фридрих III, как типичный Габсбург, мало заботился об империи и думал лишь о своих наследственных австрийских землях).

Подобно светским правителям, стремившимся создавать национальные государства, Евгений IV итальянизировал папство. Эксплуатация Папской области, к расширению которой Евгений IV стремился не в меньшей степени, чем его предшественники, приняла особенно интенсивный характер. Продолжал он и политику непотизма**, стремясь уничтожить непотов из дома Колонна и заменить их своими родственниками, связанными с богатейшими родами Венеции.

Вот в такой обстановке и была провозглашена «. чисто бумажная, обманная уния западной церкви с восточной» [22]. Как уже указывалось выше, на эту унию папу Евгения IV толкали Флоренция и Венеция, которые хотели увеличить свои капиталы за счет объединения церквей. Флорентийская уния была провозглашена в 1439 году.

Необходимо отметить, что во второй четверти XV в. латинофильское течение в Византии окрепло [23]. Унию с католической церковью латинофилы считали меньшим злом, чем опасность турецкого завоевания. Ядро латинофильской партии составляли придворная знать, часть фракийских и морейских феодалов и некоторые представители высшего духовенства и интеллигенции. Последние императоры из дома Палеологов поддерживали это течение, а порой и возглавляли его.

Как пишет З. В. Удальцова, истоки латинофильства «.восходят еще ко времени латинского господства, когда произошло сближение части греческой феодальной аристократии с западноевропейскими рыцарями. Многие знатные греческие и латинские семьи породнились между собой, греки восприняли некоторые западноевропейские феодальные институты, быт и нравы латинских рыцарей оказали влияние на византийскую знать. Эти связи с Западом не только сохранились в XV в., но

* Конкордат - соглашение между Ватиканом и правительством какого-либо государства о положении католической церкви в данном государстве, ее правах и привилегиях.

** «Непоты» (племянники) - так обычно называли детей самого папы.

даже окрепли из-за турецкой угрозы. К числу царедворцев-латинофилов принадлежало немало родственников дома Палеологов» [24]. Но интерес представляет то, что среди византийских коммерсантов, за исключением лишь некоторых слоев, связанных торговлей с Западной Европой, было очень мало сторонников унии. Большинство торговцев страдали от конкуренции итальянцев, поэтому они поддерживали то православную партию, то туркофилов.

Как известно, помощи от Запада Византия не получила, а в Константинополе развернулось движение протеста против унии. Восточные патриархи на соборе в Иерусалиме в 1443 г. провозгласили отлучение всех приверженцев Флорентийской унии, и униатский патриарх Григорий Мамма был низложен с престола.

С учетом всего вышесказанного становится более понятным, почему К. Сакко не упоминает в своем трактате о папе. Скорее всего, автор «Семидеуса» придерживался особой концепции по вопросу о церкви. Ранее нами уже высказывалось предположение, что вторая книга трактата (если она существовала) была посвящена обоснованию права государя возглавить религиозную общину [25]. То есть К. Сакко, судя по всему, не был сторонником ни унии с папой во главе, ни собора (с которого гуманисты ушли). Кроме того, Венеция и Флоренция, сторонники унии, были в первой половине XV века врагами Милана.

Здесь необходимо представить себе политическую обстановку в Миланском герцогстве начала XV века. Еще политика Джан Галеаццо Висконти (1385-1402) носила весьма целеустремленный характер и была ясно направлена к одной цели - к объединению Северной и Средней Италии и созданию из разрозненных владений с местным правом и привилегиями единого государства с единым законом, правом, единой финансовой и военной системой. Многое из задуманного Джан Галеаццо удалось осуществить, и в начале 1397 г. он получил титул герцога Ломбардии. Поэты писали о нем как о короле и даже императоре, «новом Цезаре». Двор Висконти стал культурным центром. В Павии был основан университет, в Милан приглашались ученые и поэты. Продолжалось строительство Миланского собора.

После смерти Джан Галеаццо его государство растащили миланские кондотьеры, и к началу XV в. территория герцогства сократилась до Милана и Павии.

Но в 1412 г. власть перешла к герцогу Филиппо Мариа Висконти (1412-1447), второму сыну Джан Галеаццо, обладавшему большим политическим чутьем, хитростью и прозорливостью. Именно ему и посвятил свой трактат «Семидеус» миланский юрист Катон Сакко. Филиппо Мариа удалось достаточно быстро восстановить ломбардское ядро владений Висконти. «Но во внешней политике ему пришлось столкнуться с возросшим влиянием Венеции, которая успешно укреплялась в Северо-Восточной Италии. В союзе с Флоренцией она вела непрекращающуюся борьбу с Филиппо Мариа» [26].

В мае 1431 г. флотилия Венеции подплыла по реке По к Кремоне, в то время как кондотьер Карманьола осадил город со своей армией с суши. Филиппо Мариа послал свой флот против венецианцев, Франческо Сфорца же атаковал их с суши. На реке По сражались настоящие боевые флоты [27]. Большая победа была одержана миланцами при Бине, и целая венецианская флотилия была взята и потоплена. Успех Филиппо Мариа также был закреплен благодаря его победе над швейцарцами. Флоренция же была полностью опустошена финансовыми расходами и занята внутренней борьбой. Все эти обстоятельства позволили герцогу Милана провести свои интересы в переговорах с Лигой. Мир был заключен в апреле 1433 года на благоприятных для Филиппо Мариа условиях.

В 1435 году началась война за Неаполитанское наследство. Королева Иоанна умерла и оставила свое королевство Рене Анжуйскому. Но на престол претендовал и

Альфонс Арагонский. Филиппо Мариа, который был союзником Рене Анжуйского, послал свой флот из Г енуи под командованием Бьяджо Ассауто, моряка очень простого происхождения, но «поистине великого человека» [28], как писал о нем хронист Корио. Бьяджо одержал замечательную морскую победу 5 августа 1435 г. при Понце около Гаэты. Генуэзцы разгромили флот и захватили самого короля в плен. Альфонс и его брат, король Наварры, были с триумфом привезены в Милан, где Филиппо Мариа встретил их очень любезно и освободил своих пленников. 18 октября 1435 г. между Филиппо Мариа и Альфонсом был подписан договор. По условиям договора Альфонс получает Неаполь, Филиппо Мариа - Болонью, кроме того, «. король поддерживает захваты Филиппо Мариа в Тоскане» [29]. Договор был ратифицирован 15 октября 1442 года.

Многие историки затрудняются в объяснении неожиданного великодушия герцога Филиппо Мариа в отношении Альфонса Арагонского [30].

Нам представляется, что между Филиппо Мариа Висконти и Альфонсом Арагонским было заключено, возможно, тайное соглашение о крестовом походе против турок. Мы уже высказывали ранее предположение о том, что рукопись «Семидеуса» какое-то время (с 1438 г. по 1458 г.) находилась в Неаполе, у Альфонса Арагонского [31]. Правда, эту гипотезу мы высказывали на основании анализа миниатюр рукописи. Теперь же, проанализировав политическую ситуацию в Италии, можно с большей убедительностью утверждать сказанное.

Соглашение между Альфонсом Арагонским и Филиппо Мариа вызвало тревогу в Италии: особенно всполошились Флоренция и Венеция, и война в 1437 году возобновилась. Но вскоре герцогу Милана удалось заключить мир с Флоренцией (апрель 1438 года). В 1439 году боевые действия для Филиппо Мариа были удачными. Для Венеции же война была неудачной, она была вынуждена отступить. Генерал Филиппо Мариа Пиччинино отвоевал у Венеции в 143 9 году Верону.

Для нас представляет интерес политическая ситуация в Италии 1438-1439 гг. Мы видим, что с 1435 года она для миланского герцога Филиппо Мариа Висконти была благоприятной. Именно в это время трактат Катона Сакко «Семидеус» и был преподнесен Филиппо Мариа Висконти. Ведь для него он и был написан.

Павийский юрист связывает с герцогом свои надежды на помощь Византии. Но, как нам представляется, К. Сакко мечтает, очевидно, и о том, чтобы Филиппо Мариа Висконти объединил всю Италию. Ведь недаром в соглашении с королем Альфонсом Арагонским было подчеркнуто, что последний должен был поддерживать захват Филиппо Мариа территорий в Италии. А как пишут исследователи [32], миланский герцог в высшей степени умел пользоваться политической ситуацией, так как он обладал как раз тем типом ума, который очень хорошо подходил ко времени. Это было время, когда дипломатия играла большую роль в Италии. «Терпение, осторожность, сила образованных комбинаций и изменение их при перемене обстоятельств, создание союзов и отвержение их, как только цель была достигнута, - это было главное оружие в дипломатическом арсенале времени» [33]. Но кроме знания дипломатии необходимо уметь пользоваться и настоящим оружием. Вот поэтому третья часть трактата и посвящена военному делу. Профессор Павийского университета стремится вооружить своего «героя» (а семидеусом он называет и герцога) практическим знанием военного искусства.

И здесь особый интерес для нас представляет понимание автором трактата справедливости ведения войны против турецкого завоевания. В доктрине Катона Сакко можно видеть своеобразный противовес политико-религиозным лозунгам турок. Эти лозунги обладали свойством притягивать к себе симпатии крестьянско-плебейских масс. Они порождали османофильские иллюзии, надежды угнетенных масс арабских и

европейских стран на возможность жить во всеобщем равенстве и братстве, не прибегая к эксплуатации человека человеком. По мнению востоковеда Н.А. Иванова, «в эпоху Возрождения социально-утопическая доктрина османизма выступала как антипод “латинства”, как “истинное” учение пророка Мухаммеда, противостоявшее новоявленной джахилийи (богопротивное общество) наследников античности и эллинизма, в борьбе с которыми в свое время рос и развивался ислам» [34]. Но трагедия заключалась в том, что миф о «крестьянской правде» сыграл роковую роль в истории арабских стран. Османская империя, как и всякая теократия, крайне функционализировала человека, что привело к тупиковому развитию, кризису на рубеже ХУ1-ХУП вв. Будущее же было за обществом свободных людей - индивидов. Именно понимание необходимости борьбы с турками, а также отстаивание ценности отдельной человеческой личности в счастливом государстве позволяет отнести автора «Семидеуса» К. Сакко к оригинальным мыслителям эпохи.

Кроме того, можно полагать, что трактат К. Сакко стал итогом союза византийской интеллигенции с итальянскими гуманистами. Ведь значительная часть византийских ученых, людей науки, была заинтересована в сближении с Западом. В первой половине XV в. между Византией и Западной Европой установились тесные культурные связи. Знаменитые византийские риторы и ученые, проникнутые новыми, гуманистическими веяниями, такие как Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский, Феодор Газа, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул, Михаил Апостолис и др., поддерживали постоянные тесные контакты со многими выдающимися итальянскими гуманистами своего времени [35].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать следующее: гуманист Катон Сакко пишет свой трактат «Семидеус», чтобы вдохновить герцога Филиппо Мариа Висконти на крестовый поход против турок. В 1435 году, возможно, миланский герцог заключает соглашение с Альфонсом Арагонским о совместном походе. Судя по всему, автор трактата надеется и на генуэзский флот. В третьей части своего сочинения К.Сакко называет Филиппо Мариа «господином Генуи» [36], а, как известно, Генуя находилась под владычеством Милана с 1421 г. по 1435 г. [37].

Крестовый поход против турок представляется К. Сакко освободительной войной. Содержание трактата позволяет считать его автора выдающимся мыслителем того времени, т.к. он предлагает свою доктрину нового справедливого государства во главе с сильной личностью [38] - Семидеусом (Полубогом) - в противовес планам папы, Флоренции и Венеции, которые стремятся к господству над Восточной империей с целью наживы. К. Сакко выбирает для похода наиболее благоприятное время для герцога Филиппо Мариа, так как в 1435-1439 годах складывается удачная политическая ситуация для миланского государства. Кроме того, автор «Семидеуса» старается, во-первых, воодушевить герцога Филиппо Мариа Висконти, убедив его в том, что покровительница рода Висконти Дева Мария обязательно поддержит его и дарует ему победу; во-вторых, желает вооружить руководителя похода новейшими изобретениями в области различных наук. К. Сакко не случайно уделяет так много внимания в своем трактате артиллерии и морскому флоту, т.к. именно здесь в то время у европейцев и Византии наблюдалось преимущество над турками.

Филиппо Мариа Висконти был тонким дипломатом и умным политиком. Кроме того, он умел использовать сильных полководцев и кондотьеров на своей службе. Поэтому, на наш взгляд, поход против турок под руководством Филиппо Мариа Висконти (а также, возможно, в качестве военного предводителя и Альфонса Арагонского) вполне мог быть осуществлен. Но реализации планов как герцога, так и К. Сакко помешала купеческая олигархия Флоренции и Венеции [интересно то, что дож Мочениго (ум. в 1421 г.), выражая точку зрения старой аристократии, призывал

республику перейти к мирной политике] [39]. Папство, в свою очередь, «сыграло на руку» венецианским и флорентийским купцам. Но самый сильный удар герцогу нанес его будущий зять, Франческо Сфорца (кондотьер, внук пастуха). Ведь именно он, подкупленный Венецией, изменил ситуацию в Италии в 1440 году, когда разбил миланцев в битве при Сончино.

Итак, трактат К. Сакко «Семидеус» позволяет заключить, что в миланском герцогстве существовали определенные силы в лице гуманистов, которые были способны подвигнуть герцога Филиппо Мариа на поход против турок. Интерес представляет тот факт, что К. Сакко, очевидно, имел значительное влияние на герцога. В. С. Люблинский в своей статье [40] упоминает о многочисленных милостях и письмах герцога к павийскому профессору. Несомненно, что создание трактата (в котором содержится много военных изобретений) невозможно было бы без совместных усилий ученых как гуманитарного, так и естественно-научного направления, а также художников (рукопись богато украшена миниатюрами) [41], дипломатов, воинов и многих других.

К сожалению, планам автора трактата «Семидеус» Катона Сакко и его сторонников не суждено было осуществиться из-за невежества одних и корыстных интересов других.

1 F. IV. 21. - Basel. - Offentliche Bibliothek der Universitat.

2 См. о нем: Вольфцун Л.Б. От Корбийского скриптория до века Просвещения. Из истории изучения западноевропейской культуры в России. - СПб.: Феникс, 2008. - С. 165-201.

3 ОР РНБ. Ф. 1268: Люблинский В.С.

4 Kristeller P.O. Iter Italicum: Accedunt alia itinera. A finding list of uncatalogued or incompletely catalogued humanistic ms. of the Renaissance in Italian and other libraries. -T IV. Alia itinera. Great Britain to Spain. -London: Warburg inst.; Leiden: Brill, 1989. - P. 128 a.

5 См.: Kristeller P.O. Iter Italicum. - T. I-IV - London; Leiden, 1963-1989.

6 Lat. Q. v. XVII N 2.

7 Люблинский В.С. Semideus Катона Сакко // Средневековье в рукописях Публичной библиотеки. - Вып. II. - Л.: Изд-во Госуд. Публичной библиотеки, 1927. - С. 99-100, 115.

8 Pellegrim E. La Bibliotheque des Visconti - Sforza. - Paris, 1955. - P. 317.

9 Lat. Q. v. XVII N 2. - F. 6V.

10 ОР РНБ. Ф. 1268. - № 359. - Л. 2.

11 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - СПб., 1876. - С. 142.

12 ОР РНБ. Ф. 1268. - № 359. - Л. 2.

13 См. об этом: Хрякова Н.В. Уникальные образцы военной техники в трактате «Семидеус» миланского гуманиста XV в. Катона Сакко // Проблемы преподавания и изучения истории зарубежных стран. Выпуск 2: Межвузовский сборник научных работ / Под ред. И.Н. Селиванова. - Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - С. 58.

14 ОР РНБ. Ф. 1268. - № 359. - Л. 3.

15 Новичев А.Д. История Турции. - T.I. - Эпоха феодализма (XI-XVIII вв.). - ЛГУ, 1963. - С. 36.

16 Новичев А.Д. Указ.соч. - С. 38.

17 ОР РНБ. Ф. 1268. - № 359. - Л. 3.

18 Lat. Q. v. XVII N 2. - F. 3 V.

19 ОР РНБ. Ф. 1268. - № 359. - Л. 3.

20 Лозинский С.Г. История папства. - М.: Изд-во политической литературы, 1986. - С. 199.

21 Там же. - С. 193.

22 Там же. - С. 199.

23 Удальцова З.В. Борьба партий в Византии в XV в. // Вестник МГУ. - № 1. - 1947.

24 Удальцова З.В. Византийская империя в последнее столетие своей истории. Завоевания турок на Балканском полуострове. Византия и Запад // История Византии в трех томах. - Т.3. - М.: Наука, 1967. -С. 176.

25 Хрякова Н.В. Гуманисты и государство в Северной Италии в первой половине XV века (по материалам трактата К.Сакко «Семидеус») канд. дисс... исторических наук. - Л., 1989. - С. 192.

26 Бернадская Е.В. Синьории в Северной Италии // История Италии / Под ред. С.Д. Сказкина. - Т. I. -Москва: Наука, 1970. - С. 323.

27 Visconti A. Storia di Milano. - Milano, 1952. - P. 346.

28 Цит. по: Muir D. A history of Milan under the Visconti. - London, 1924. - P. 159.

29 Visconti A. Op.cit. - P. 349.

30 Muir D. A history of Milan under the Visconti. - London, 1924. - P. 160; Visconti A. Op.cit. - P. 350; Хрякова Н.В. Гуманисты и государство в Северной Италии в первой половине XV века (по материалам трактата К.Сакко «Семидеус») : дисс. ...канд. историч. наук. - Л., 1989. - С. 42.

31 Хрякова Н.В. Указ.соч. - С. 194.

32 Muir D. Op.cit. - P. 138.

33 Там же.

34 Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран 1516-1574. - М., 1984. - С. 202.

35 Хартман Г.М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма // ВВ. - XV. - 1959. - С. 100-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Lat. Q. v. XVII N 2. - F. 6V.

37 Бернадская Е.В. Указ. соч. - С. 331.

38 F. IV. 21. - Basel. - Offentliche Bibliothek der Universitat.

39 Бернадская Е.В. Указ. соч. - С. 329.

40 Люблинский В.С. Указ. соч. - С. 99.

41 См. об этом: Хрякова Н.В. Гуманисты и государство в Северной Италии в первой половине XV века (по материалам трактата К. Сакко «Семидеус») : дисс. .канд. историч. наук. - Л., 1989. - С. 139-190; Хрякова Н.В. Образ Девы Марии в миниатюрах рукописи К.Сакко «Семидеус» // Вопросы истории и краеведения. - Курск: КГМУ, 1999. - С. 38-42; Хрякова Н.В. Миниатюра как смысловой компонент

рукописной книги Катона Сакко «Семидеус» // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования. - Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 58-62; Хрякова Н.В. Героическая тема как отражение мечты о новом человеке в трактате Катона Сакко «Semideus» (Полубог) и творчество Антонио Пизанелло // «Золотой. Серебряный. Железный...» Сб. материалов научной конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 75-85; Киселева Л.И. Искусство западноевропейской рукописной книги V-XVI вв. // Искусство западноевропейской рукописной книги V-

XVI вв. - СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2005. - С. 260-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.