Научная статья на тему 'Планирование трудовых ресурсов на предприятиях в условиях экономического кризиса'

Планирование трудовых ресурсов на предприятиях в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование трудовых ресурсов на предприятиях в условиях экономического кризиса»

наихудших (по неопределенным факторам) последствий своих действий в случае отсутствия априорной информации об этих факторах неопределенности, кроме описания множества их возможных значений.

В результате проведенного исследования некоторых из существующих принципиальных подходов к поиску эффективных решений многокритериальных задач, наиболее часто применяемых при формировании инновационных моделей взаимоотношений экономических субъектов сферы ЖКХ, нами проанализирован комплексный инструментарий решения такого рода задач в условиях детерминированной неопределенности. Практическая реализация данного инструментария будет способствовать получению эффективных решений многокритериальных задач в условиях детерминированной неопределенности с учетом разнонаправленного воздействия комплексной совокупности критериев и ограничений, оказывающих свое воздействие на взаимоотношения экономических субъектов сферы ЖКХ.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №14-06-00009а «Формирование методологии эффективного развития и модернизации сферы ЖКХ на основе внедрения инновационных моделей, организационно-экономических механизмов и вероятностных технологий взаимодействия ее субъектов».

Список использованной литературы

1. Евсеева С.А. Проблема несогласованности интересов субъектов хозяйствования в системе менеджмента организаций ЖКХ. // Проблемы современной экономики, 2012, №4. С. 299 - 303.

2. Кузьмин Е.А. Неопределенность в экономике: понятия и положения // Вопросы управления. №2(2), 2012. - С. 80 -92.

3. Ларин С.Н. Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона // Региональная экономика: теория и практика, 2012, № 6(237). С. 24 - 35.

4. Ларичев О.Н. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002. - 392 с.

5. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. -144 с.

6. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.

7. Соболь И.М. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. - М.: Дрофа, 2006. - 175 с.

8. Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления и приложения. - М.: Радио и связь, 1992. - 504 с.

9. Steuer R.E., Na P. Multiple criteria decision making combined with finance: A categorized bibliographic study. // European Journal of Operational Research 150, 2003. Рр. 496-515.

©Т.В.Стебеняева ,В.В.Юдинова ,Н.Н.Юрятина, 2015

УДК 331.24.54

Е.В. Строителева

К.э.н., доцент Экономический факультет Алтайский государственный университет г. Барнаул, Российская Федерация

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация

В статье проведено формирование финансово-экономического механизма управления предприятием для обеспечения его конкурентоспособности. Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором номенклатуры и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и

переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится предприятие.

Ключевые слова

Предпринимательская деятельность, финансово-экономический механизм управления, конкурентоспособность, экономический кризис, финансовые ресурсы.

Залог выживаемости предприятия - его конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, которая возможна только если предприятие производит конкурентоспособную продукцию. Собственные финансовые ресурсы, которыми сейчас располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить бесперебойный процесс расширения ассортимента и объема продаж, именно поэтому предприятия вынуждены активно привлекать кредитные ресурсы.

Недостаток средств заставляет предприятия прибегать к дорогостоящим кредитам банков. В общем объеме поступающих собственных и привлеченных средств основным их источником в активе продолжают оставаться запасы готовой продукции и товаров для перепродажи, и в пассиве - кредиты и займы.

Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов приводит к высокой задолженности по кредитам и займам.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, работая с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства [1; 2].

Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором номенклатуры и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится предприятие.

В условиях экономического кризиса руководители предприятий вынуждены адаптироваться к более жестким финансовым ограничениям, однако, не слишком и не у всех это получается быстро. Более того, направление их изменения нельзя характеризовать однозначно как движение в сторону рыночного поведения. Безусловно, у многих предприятий сказывается отсутствие на данное время рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее, для выживших предприятий в этих конкурентных условиях перемены сразу видны:

- адаптация к новым условиям;

- формирование ориентации на конкурентную борьбу за существование.

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть:

- умение определить, быстро и эффективно свои сравнительные преимущества и использовать их в конкурентной борьбе;

- все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов;

- недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники. Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор действий, которые формируют финансово- экономический механизм предприятия, обеспечивая тем самым его конкурентоспособность.

Успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько производства, сколько управления, и целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком

смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в принятии решений, лучшая мотивация работников в их творческом труде [4; 5].

Необходимо, чтобы система экономической деятельности предприятия, стимулировалась внутренними факторами, к которым относятся управленческие факторы (идеальное производственное планирование или управление качеством, качество организации и эффективность самой системы управления).

Прежде всего это относится к постоянному обновлению ассортимента продаваемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов товаров, повышению гибкости маркетинговой и рекламной, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат [3; 6].

Особое место здесь занимает обеспечение тесной обратной связи с поставщиками продукции, направленная на стабильный рост качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.

Очень эффективным при формировании социально-экономического механизма предприятия с точки зрения повышения его конкуренции является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности управленческих работников и работников среднего и вспомогательного звена. Все это практически означает продажу как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность [7; 8].

Таким образом, первоочередными мерами по повышению конкурентоспособности предприятий являются:

- более активная деятельность по выводу своих товаров на рынок;

- увеличение объема продаж и рынка сбыта;

- расширение ассортимента с учетом конъюнктуры рынка сбыта;

- освоение новых, конкурентоспособных, пользующихся спросом видов продукции;

- увеличение собственного капитала;

- проработка и предложение новых схем сбыта и оплаты продукции;

- сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности,

- получение долгосрочного финансирования.

Для того, чтобы удержаться в своей нише рынка, развить в ней свой успех, и, кроме того, стать высококонкурентоспособным предприятиям необходимо заботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.

Эффективным с точки зрения повышения конкурентоспособности предприятия является активное воздействие на сбытовые системы, содействие их развитию и совершенствованию. Сбыт продукции должен быть «поддерживаемым изнутри» всеми подразделениями предприятия, следует отметить, что нерешенность задач формирования финансово-экономического механизма управления предприятием особенно остро сказывается на обеспечении его конкурентоспособности.

Список использованной литературы:

1. Боговиз А.В., Строителева Е.В. Управление экономическим состоянием предприятия с использованием информационной системы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 2. С. 52-55.

2. Межов С. Концепция производственно-инновационной программы компании // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 2. С. 85-94.

3. Межов С.И. Операционно-инновационные процессы корпорации: парадигма планирования и оценки эффективности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). С. 54-57.

4. Строителева Е.В. Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе идентификации экономического состояния : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2011.

5. Строителева Т., Миллер А. Теоретико-методологические аспекты исследования трансформации корпоративных структур и ее влияния на эффективность региональной экономики // Предпринимательство. 2013.№ 1. . 144-150.

6. Строителева Т.Г. Интеграционные процессы в корпоративных структурах как инструмент развития регионов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 5 (37). С. 45-48.

7. Строителева Т.Г. Формирование профиля хозяйственного риска предприятий корпоративного сектора промышленности // Модернизация современной экономики: тенденции и перспективы. Барнаул, 2014. С. 190-145.

8. Строителева Т.Г., Межов С.И. Реализация инновационных решений в современных корпоративных структурах // Модернизация современной экономики: тенденции и перспективы. Барнаул, 2014. С. 181-189.

© Е.В. Строителева, 2015

УДК 331.24.54

Т.Г. Строителева

д.э.н., профессор Экономический факультет Алтайский государственный университет г. Барнаул, Российская Федерация

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы планирования трудовых ресурсов на предприятиях в условиях экономического кризиса. Проведен расчет потребности предприятия в трудовых ресурсах с учетом профессиональных навыков и умений того персонала, который нужен предприятию. Задача стратегического планирования состоит не в том, чтобы обеспечить полный набор персонала, а отслеживать возможности и угрозы внешней среды. Основная идея стратегии состоит в разработке правил, в соответствии с которыми принимаются определенные действия в каждый момент времени.

Ключевые слова

Трудовые ресурсы, экономический кризис, кадровая стратегия, профессиональное развитие, анализ затрат.

В современных условиях планирование и оптимизация трудовых ресурсов рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса планирования любого предприятия.

Планирование трудовых ресурсов целесообразно осуществлять как планирование по результатам. В основе такого планирования лежат следующие действия:

■ определение результатов деятельности;

■ оперативное управление деятельностью по достижению результатов;

■ контроль на всех стадиях функционирования и развития.

При этом должна быть установлена четкая прямая связь между задачами структурных подразделений и задачами отдельных работников, ответственностью каждого работника за результат его деятельности, а также за общий результат [1; 2].

Целью (результатом) процесса планирования и оптимизации трудовых ресурсов - является своевременное обеспечение предприятия необходимой рабочей силой в нужное время при минимизации издержек. Успешное планирование трудовых ресурсов основывается на знании ответов на следующие вопросы (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.