наихудших (по неопределенным факторам) последствий своих действий в случае отсутствия априорной информации об этих факторах неопределенности, кроме описания множества их возможных значений.
В результате проведенного исследования некоторых из существующих принципиальных подходов к поиску эффективных решений многокритериальных задач, наиболее часто применяемых при формировании инновационных моделей взаимоотношений экономических субъектов сферы ЖКХ, нами проанализирован комплексный инструментарий решения такого рода задач в условиях детерминированной неопределенности. Практическая реализация данного инструментария будет способствовать получению эффективных решений многокритериальных задач в условиях детерминированной неопределенности с учетом разнонаправленного воздействия комплексной совокупности критериев и ограничений, оказывающих свое воздействие на взаимоотношения экономических субъектов сферы ЖКХ.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №14-06-00009а «Формирование методологии эффективного развития и модернизации сферы ЖКХ на основе внедрения инновационных моделей, организационно-экономических механизмов и вероятностных технологий взаимодействия ее субъектов».
Список использованной литературы
1. Евсеева С.А. Проблема несогласованности интересов субъектов хозяйствования в системе менеджмента организаций ЖКХ. // Проблемы современной экономики, 2012, №4. С. 299 - 303.
2. Кузьмин Е.А. Неопределенность в экономике: понятия и положения // Вопросы управления. №2(2), 2012. - С. 80 -92.
3. Ларин С.Н. Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона // Региональная экономика: теория и практика, 2012, № 6(237). С. 24 - 35.
4. Ларичев О.Н. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002. - 392 с.
5. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. -144 с.
6. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
7. Соболь И.М. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. - М.: Дрофа, 2006. - 175 с.
8. Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления и приложения. - М.: Радио и связь, 1992. - 504 с.
9. Steuer R.E., Na P. Multiple criteria decision making combined with finance: A categorized bibliographic study. // European Journal of Operational Research 150, 2003. Рр. 496-515.
©Т.В.Стебеняева ,В.В.Юдинова ,Н.Н.Юрятина, 2015
УДК 331.24.54
Е.В. Строителева
К.э.н., доцент Экономический факультет Алтайский государственный университет г. Барнаул, Российская Федерация
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация
В статье проведено формирование финансово-экономического механизма управления предприятием для обеспечения его конкурентоспособности. Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором номенклатуры и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и
переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится предприятие.
Ключевые слова
Предпринимательская деятельность, финансово-экономический механизм управления, конкурентоспособность, экономический кризис, финансовые ресурсы.
Залог выживаемости предприятия - его конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, которая возможна только если предприятие производит конкурентоспособную продукцию. Собственные финансовые ресурсы, которыми сейчас располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить бесперебойный процесс расширения ассортимента и объема продаж, именно поэтому предприятия вынуждены активно привлекать кредитные ресурсы.
Недостаток средств заставляет предприятия прибегать к дорогостоящим кредитам банков. В общем объеме поступающих собственных и привлеченных средств основным их источником в активе продолжают оставаться запасы готовой продукции и товаров для перепродажи, и в пассиве - кредиты и займы.
Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов приводит к высокой задолженности по кредитам и займам.
Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, работая с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства [1; 2].
Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором номенклатуры и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится предприятие.
В условиях экономического кризиса руководители предприятий вынуждены адаптироваться к более жестким финансовым ограничениям, однако, не слишком и не у всех это получается быстро. Более того, направление их изменения нельзя характеризовать однозначно как движение в сторону рыночного поведения. Безусловно, у многих предприятий сказывается отсутствие на данное время рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее, для выживших предприятий в этих конкурентных условиях перемены сразу видны:
- адаптация к новым условиям;
- формирование ориентации на конкурентную борьбу за существование.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть:
- умение определить, быстро и эффективно свои сравнительные преимущества и использовать их в конкурентной борьбе;
- все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов;
- недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники. Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор действий, которые формируют финансово- экономический механизм предприятия, обеспечивая тем самым его конкурентоспособность.
Успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько производства, сколько управления, и целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком
смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в принятии решений, лучшая мотивация работников в их творческом труде [4; 5].
Необходимо, чтобы система экономической деятельности предприятия, стимулировалась внутренними факторами, к которым относятся управленческие факторы (идеальное производственное планирование или управление качеством, качество организации и эффективность самой системы управления).
Прежде всего это относится к постоянному обновлению ассортимента продаваемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов товаров, повышению гибкости маркетинговой и рекламной, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат [3; 6].
Особое место здесь занимает обеспечение тесной обратной связи с поставщиками продукции, направленная на стабильный рост качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.
Очень эффективным при формировании социально-экономического механизма предприятия с точки зрения повышения его конкуренции является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности управленческих работников и работников среднего и вспомогательного звена. Все это практически означает продажу как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность [7; 8].
Таким образом, первоочередными мерами по повышению конкурентоспособности предприятий являются:
- более активная деятельность по выводу своих товаров на рынок;
- увеличение объема продаж и рынка сбыта;
- расширение ассортимента с учетом конъюнктуры рынка сбыта;
- освоение новых, конкурентоспособных, пользующихся спросом видов продукции;
- увеличение собственного капитала;
- проработка и предложение новых схем сбыта и оплаты продукции;
- сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности,
- получение долгосрочного финансирования.
Для того, чтобы удержаться в своей нише рынка, развить в ней свой успех, и, кроме того, стать высококонкурентоспособным предприятиям необходимо заботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.
Эффективным с точки зрения повышения конкурентоспособности предприятия является активное воздействие на сбытовые системы, содействие их развитию и совершенствованию. Сбыт продукции должен быть «поддерживаемым изнутри» всеми подразделениями предприятия, следует отметить, что нерешенность задач формирования финансово-экономического механизма управления предприятием особенно остро сказывается на обеспечении его конкурентоспособности.
Список использованной литературы:
1. Боговиз А.В., Строителева Е.В. Управление экономическим состоянием предприятия с использованием информационной системы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 2. С. 52-55.
2. Межов С. Концепция производственно-инновационной программы компании // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 2. С. 85-94.
3. Межов С.И. Операционно-инновационные процессы корпорации: парадигма планирования и оценки эффективности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). С. 54-57.
4. Строителева Е.В. Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе идентификации экономического состояния : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2011.
5. Строителева Т., Миллер А. Теоретико-методологические аспекты исследования трансформации корпоративных структур и ее влияния на эффективность региональной экономики // Предпринимательство. 2013.№ 1. . 144-150.
6. Строителева Т.Г. Интеграционные процессы в корпоративных структурах как инструмент развития регионов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 5 (37). С. 45-48.
7. Строителева Т.Г. Формирование профиля хозяйственного риска предприятий корпоративного сектора промышленности // Модернизация современной экономики: тенденции и перспективы. Барнаул, 2014. С. 190-145.
8. Строителева Т.Г., Межов С.И. Реализация инновационных решений в современных корпоративных структурах // Модернизация современной экономики: тенденции и перспективы. Барнаул, 2014. С. 181-189.
© Е.В. Строителева, 2015
УДК 331.24.54
Т.Г. Строителева
д.э.н., профессор Экономический факультет Алтайский государственный университет г. Барнаул, Российская Федерация
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы планирования трудовых ресурсов на предприятиях в условиях экономического кризиса. Проведен расчет потребности предприятия в трудовых ресурсах с учетом профессиональных навыков и умений того персонала, который нужен предприятию. Задача стратегического планирования состоит не в том, чтобы обеспечить полный набор персонала, а отслеживать возможности и угрозы внешней среды. Основная идея стратегии состоит в разработке правил, в соответствии с которыми принимаются определенные действия в каждый момент времени.
Ключевые слова
Трудовые ресурсы, экономический кризис, кадровая стратегия, профессиональное развитие, анализ затрат.
В современных условиях планирование и оптимизация трудовых ресурсов рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса планирования любого предприятия.
Планирование трудовых ресурсов целесообразно осуществлять как планирование по результатам. В основе такого планирования лежат следующие действия:
■ определение результатов деятельности;
■ оперативное управление деятельностью по достижению результатов;
■ контроль на всех стадиях функционирования и развития.
При этом должна быть установлена четкая прямая связь между задачами структурных подразделений и задачами отдельных работников, ответственностью каждого работника за результат его деятельности, а также за общий результат [1; 2].
Целью (результатом) процесса планирования и оптимизации трудовых ресурсов - является своевременное обеспечение предприятия необходимой рабочей силой в нужное время при минимизации издержек. Успешное планирование трудовых ресурсов основывается на знании ответов на следующие вопросы (рис. 1).