Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ НА ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД'

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ НА ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
570
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / КУРОРТНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / STRATEGY OF ADVANCE / RECREATIONAL RESOURCES / GENERAL SCHEME / RESORT AGGLOMERATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дрейзис Ю. И.

Представлены некоторые концептуальные подходы к развитию Сочинского прибрежного региона Краснодарского края в постолимпийский период. Рассмотрены основные направления дальнейшего социально-экономического развития Сочинской курортной агломерации. Показано, что дальнейшее развитие экономики и инфраструктуры г. Сочи и создание условий для его ускоренного развития в постолимпийский период возможно только на основе актуализированного Генерального плана города. Отмечена необходимость поиска новых пунктов роста и разработки стратегии дальнейшего развития региона на основе новых подходов к решению задач и проблем регионального развития в постолимпийский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дрейзис Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning the territorial development of the city of Sochi for the post-Olympic period

Conceptual approaches to development of the region during the post-Olympic period are presented in the article. Conclusions that after the end of the Olympic Games the region of their carrying out faces the recessive period are drawn. At the same time, tasks of search of new points of growth and development of strategy of further development of the region based on improvement in new conditions of the General plan come out on top in such conditions. The main directions of further social and economic development of the Sochi resort agglomeration are considered. It is shown that further development of economy and infrastructure of Sochi and creation of conditions for its accelerated development during the post-Olympic period are possible only based on the strategized General plan of the city.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ НА ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД»

12. Detective E.N. Methodological approaches to assessing the impact of the management system on the efficiency of the enterprise. In the collection: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers "the unification of economists and lawyers-is a key to the new stage of development" ISAE "Consilium". - 2013. - PP 262-266.

13. Tyukavkin I. N. Methodology for assessing the effectiveness of the enterprise // Bulletin of Samara University. Economics and management. - 2015. - № 9-1 (131). - PP. 204-208.

УДК 332.145

Ю.И. Дрейзис,

к.т.н., доцент, г. Сочи Сочинский государственный университет

Yu.I. Dreyzis,

dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ НА ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. Представлены некоторые концептуальные подходы к развитию Сочинского прибрежного региона Краснодарского края в постолимпийский период. Рассмотрены основные направления дальнейшего социально-экономического развития Сочинской курортной агломерации. Показано, что дальнейшее развитие экономики и инфраструктуры г. Сочи и создание условий для его ускоренного развития в постолимпийский период возможно только на основе актуализированного Генерального плана города. Отмечена необходимость поиска новых пунктов роста и разработки стратегии дальнейшего развития региона на основе новых подходов к решению задач и проблем регионального развития в постолимпийский период.

Abstract. Conceptual approaches to development of the region during the post-Olympic period are presented in the article. Conclusions that after the end of the Olympic Games the region of their carrying out faces the recessive period are drawn. At the same time, tasks of search of new points of growth and development of strategy of further development of the region based on improvement in new conditions of the General plan come out on top in such conditions. The main directions of further social and economic development of the Sochi resort agglomeration are considered. It is shown that further development of economy and infrastructure of Sochi and creation of conditions for its accelerated development during the post-Olympic period are possible only based on the strategized General plan of the city.

Ключевые слова: Стратегия развития, рекреационные ресурсы, Генеральный план, курортная агломерация, экономика региона

Keywords: Strategy of advance, recreational resources, general scheme, resort agglomeration, economy

ВВЕДЕНИЕ

Градостроительная история курортного района Сочи имеет свои особенности. Ее развитие идет особенно быстро, а перспектива блестящего будущего как района курортов очевидна. Причина этого - необыкновенно благоприятное, уникальное даже для Черноморского побережья сочетание в Сочинском регионе природно-климатических условий, которые необходимы для создания здесь климатической курортной зоны.

Развитие курорта происходит на границе 2-х крупных природных экосистем международного значения — Черного моря и Кавказского биосферного заповедника. Изменяющиеся социально-экономические условия, геополитическая ситуация в мире сделали необходимым решения целого комплекса проблем, которые обеспечивают стабильное развитие региона и его основы - курортно-рекреационной составляющей, которая приносит ему значительную прибыль.

Сочи - особая территория инвестиционной привлекательности и развития своей инфраструктуры. Это право называться курортным центром России он завоевал благодаря своему географическому положению и климатическим условиям.

Комплексное развитие региона предусматривалось в рамках завершившейся Федеральной Программы [1]. Программа [1] предусматривала многовариантные сценарии совершенствования развития и развития всех уровней систем и задач регионального развития. Важнейшая задача, стаявшая в данной программе - сохранить оптимальное равновесие между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования региона.

Обеспечение в соответствие требованиям МОК и ФИФА всей инфраструктуры г. Сочи: инженерная инфраструктура и энергоснабжение, современные средства связи, транспорт, качество персонала, необходимые природоохранные мероприятия, туристическая инфраструктура и др.), значительно повысило привлекательность региона в качестве пляжного, бальнеологического и спортивно-развлекательного курорта [2].

Мероприятия Программы [2] носили межотраслевой характер и затрагивали практически все сферы региональной деятельности. В регион на его инфраструктурное развитие были сделаны значительные инвестиции. Ускоренный темп возведения объектов инфраструктуры, их сложность, тесная интеграция множества разнообразных строительных этапов позволили организовать решение поставленных задач только за счет их объединения в рамках единой Программы [2].

Разработка нового генерального плана развития городского округа «Город Сочи» [3] была осуществлена к 2009 г. в развитие предыдущего Генплана 1986 г. и с учетом задач, которые были определены в [1, 2].

Однако, ни до, ни сразу после проведения Олимпийских игр в г. Сочи, не были разработаны на должном уровне и специально оформлены на годы вперед особые планы или программы, направленные на стратегические цели дальнейшего развития региона в постолимпийский период, главным образом, связанные с его основополагающей туристской сферой.

Отдельные вопросы о необходимости целесообразности такой разработки рассматривались в [4-5]. На основании [4-6] можно выделить пять видов комплексных действий, главным образом, со стороны региональных администраций, направленных на развитие объектов олимпийского наследия и решение возможных проблем замедления темпов развития региона в постолимпийский период (табл. 1):

Таблица 1 - Концептуальные подходы к реализации постолимпийского наследия [7]

Характер действий Особенности Предпочтительность реализации

Либерально-попустительское отношение Низкая активность местных и региональных органов власти в решении проблем на постолимпийском этапе, неявные программы реализации постолимпийского наследия, ориентированность на субсидирование, дотационные программы или субвенции Наименьшая

Поддерживающая политика Использование стандартных методов по привлечению инвестиций, предприятий и туристов, использование объектов наследия, ограничивающееся их функциональным назначением, выделение временных или постоянных структурных подразделений органов власти или создание иных организационных образований по вопросам реализации постолимпийского наследия Возможная

Территори-ально-ори-енти-рован-ный подход Выработка методов по решению проблем постолимпийского этапа с учетом социально-экономических особенностей муниципалитета, расширенная программа реализации постолимпийского наследия, адаптивная политика приспособления созданной инфраструктуры под общественные нужды Высокая

Проектно-стра-тегическая ориентация Реализация сложных и дорогостоящих проектов по реконструкции объектов постолимпийского наследия (например, перенос части объектов в другие регионы), переложение «олимпийского эффекта» на сверхдолгосрочную перспективу, ориентированность на дополнительную государственную поддержку Низкая

Смешанный подход Сочетание разных аспектов нескольких подходов в зависимости от рыночной конъюнктуры, создание перспективных концепций и формирование стратегий, основанных на ключевых факторах для конкретного муниципального образования региона Вероятная

В принципе, в действиях региональной администрации в постолимпийский период можно отметить отдельные попытки, относящиеся к каждому из выделенных подходов. Однако действия органов управления федерального уровня по отдельным направлениям использования объектов постолимпийского наследия выглядят более организованными, финансово обеспеченными с многолетней перспективой реализации.

На региональном же уровне постолимпийское устойчивое развитие Сочинского региона должно быть отражено в корректировке Генерального плана его развития.

Необходимая корректировка действующего сейчас Генплана должна быть ориентирована на дальнейшее преобразование постолимпийского Сочи в курорт мирового уровня. Это направление и было ранее заложено в основные положения Генплана [2].

Корректировка обязательно должна быть основана на агломеративном подходе [4,5]. Основы для создания агломерации были заложены ещё предыдущие в генеральные планы 1967 и 2009 гг. Такой подход должен способствовать созданию целостной курортной агломерации туристско-рекреационного типа в регионе.

1. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЧИНСКОЙ КУРОРТНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ (СКА)

1.1 Этапы развития Генерального плана и СКА

Особенность экономико-географического положения Сочи по-прежнему обуславливает наличие в регионе многочисленных объектов сферы туризма, а также объектов, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивых перспектив развития туристической составляющей региона - основы его экономики.

Принципы устойчивости региона и перспективы его развития как крупнейшей в России курортной агломерации были сформулированы еще в Генеральном плане развития города 1986 г. Дальнейшее развитие эти принципы получили в новом Генеральном плане 2009 гг. [3-5].

Задача Генеральных планов города - комплексное управление приморскими прибрежными территориями Сочинского региона с учетом его рекреационных ресурсов и в целях его устойчивого развития. Генеральные планы 1986 и 2009 гг. предусматривали гармоничное развитие Сочинского региона как единого города-курорта [4].

В них были объединены в единые целые интересы как государства, так и граждан. Эти интересы касались вопросов экологии, архитектуры города, имеющихся и потенциальных объектов туризма, вопросы развития транспорта, состояния коммунального хозяйства, жилых районов, бальнеологии, огромных рекреационных возможностей Сочинского национального парка и др.

В этих предыдущих Генеральных планах были заложены основы территориального разделения региона на кластеры в составе создаваемой новой курортной агломерации Сочи. Были определены функциональные дефициты для развития всего региона и его отдельных территориальных частей [4,5].

Использование программно-целевого метода для решения проблем постолимпийского развития Сочи в рамках корректировки действующего Генплана, так же, как и в предыдущих Генпланах, должно быть направлено на дальнейшее развитие условий эффективного управления региональными ресурсами региона как морского и как горноклиматического курорта.

1.2 Основные направления дальнейшего социально-экономического развития Сочинской курортной агломерации (СКА)

Санаторно-курортный комплекс г. Сочи является крупнейшим в России. Роль и значимость города как туристического центра определяется текущим состоянием его инфраструктуры и перспективным развитием его градообразующей отрасли - туристической. Дальнейший рост его его престижности, превращение Сочи в современный конкурентоспособный санаторно-курортный, деловой и туристический центр должны стать главной целью актуализации генерального плана развития города.

При актуализации и корректуре действующего Генерального плана необходимо и дальше на постолимпийский период развивать тему развития Сочинской курортной агломерации [4,5]. Перспективные модели экономического, социального, культурного и экологического развития курортного региона должны стать основой для совершенствования Генплана Сочи как города-курорта международного уровня. Новые постолимпийские возможности должны и далее формировать благоприятную инфраструктуру превращения Сочи в курорт мирового уровня. Они должны стать основой для актуализации действующего Генерального плана в последующий период.

Градостроительные узлы, исторические факты, объекты архитектуры и инженерно-транспортной инфраструктуры, имеющие историческое значение и представляющие интерес для мирового сообщества должны послужить опорными элементами проектируемой новой архитектурно-планировочной структуры. Они обеспечат конкурентность и инвестиционную привлекательность развивающейся курортной агломерации г. Сочи [4,5].

Прогноз социально-экономического развития города Сочи в постолимпийский период исходит из предположений, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, существенно улучшится экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий города, активизируется их инвестиционная деятельность.

Главная задача постолимпийского периода состоит в активизации действия всех факторов, обеспечивающих условия для устойчивого экономического роста в целях повышения уровня благосостояния населения города [68].

Прогнозируемые показатели должны быть направлены на дальнейшее развитие по следующим приоритетным направлениям:

- рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа города Сочи;

- обеспечение более эффективного использования природно-ресурсного потенциала;

- дальнейшее обновление основных фондов отраслей региональной экономики;

- реализация новых проектов для инфраструктуры, дальнейшее развитие системы транспорта, которые в полном объеме смогут обеспечивать потребности региона;

- обеспечение эффективного и надежного функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения города,

- др. направления регионального развития [5-7].

Дальнейшее развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для его ускоренного развития на основе актуализированного на постолимпийский период Генплана должна быть первоочередной задачей. Необходимость этого определяется целью - оптимальным использованием уникального по своей ценности курортно-ре-креационного и природного комплекса Сочи [10].

На основе анализа, а также, опираясь на материалы предыдущего Генерального плана и Программы социально-экономического развития г. Сочи, в концепции корректировки Генерального плана должен быть составлен прогноз ежегодного прироста совокупного объема производства товаров и услуг на перспективу до 2030 г.

В Сочи после проведения Олимпийских игр 2014 г. и матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. сложилась благоприятная социально-экономическая ситуация.

К 2030 году совокупный объем производства товаров и услуг в г. Сочи должен возрасти по прогнозу [10, 11] почти в 2 раза. Опережающие темпы роста - более чем в 4 раза, прогнозируются в сфере туристско-экскурсион-ного и санаторно-оздорови-тельного обслуживания населения и сопутствующих им отраслях (пассажирский транспорт, связь, медицина, финансовое обслуживание и др.).

Прогнозируемые опережающие темпы роста объема предоставляемых услуг в сфере туристско-рекреацион-ной и санаторно-оздоровительной деятельности, снижение роли несанкционированного участия частного сектора в обслуживании туристов и отдыхающих в конечном итоге приведут к изменениям в структуре потребления в целом. В отраслях непроизводственной сферы произойдет перераспределение в сторону увеличения удельного веса платных услуг населению (с 17,4% до 35% в 2030 г.) и оборота общественного питания (с 6% до 8%) при одновременном снижении доли оборота розничной торговли (с 53,5% до 35%) [6-11].

Иными словами, на конец расчетного срока в городе должны быть сформированы инфраструктурные условия, обеспечивающие постепенную замену наиболее дешевого и неупорядоченного потребления, осуществляемого через розничный товарооборот, развитой, многофункциональной и высококвалифицированной системой обслуживания при различных видах и формах отдыха.

К 2030 году должно произойти увеличение доли занятого населения во всех отраслях экономики города с 52% до 80-85% (от общей численности в трудоспособном возрасте), что будет связано, в первую очередь, с развитием курортного хозяйства, легализацией значительного количества мест размещения в частном бизнесе, ростом промышленного производства, расширением сферы деятельности малого предпринимательства.

В условиях этих изменений и тенденций на курорте необходимо разрабатывать новые стратегии и комплексные долгосрочные программы развития, мобилизующие усилия государства и бизнеса.

К ним можно отнести, например, более полное освоение всех природно-климатиче-ских факторов города, обновление курортно-рекреационной отрасли и строительство на этой базе новых санаторно-курортных комплексов, организация реабилитационных отделений и многофункциональных медицинских центров.

Создание новых многопрофильных центров курортно-оздоровительного обслуживания и переоснащение уже имеющихся учреждений позволят решить проблему сезонности функционирования курортной базы города.

Основная задача - это планирование и координация дальнейшего развития курорта Сочи, в том числе разработка концепции и плана застройки территории, планирование и координация строительства инфраструктуры, формирование бюджета проекта, поиск источников финансирования, привлечение частных инвесторов и партнеров. Судя по мировому опыту, целенаправленные государственные инвестиции в развитие туризма могут привести к существенному росту доходов отрасли и объемов частных инвестиций.

Развитие горноклиматического комплекса «Красная Поляна», включающего в себя Горную и Приморскую зоны, является одним из основных ключевых факторов успеха развития Сочи как курорта мирового уровня. Более того, именно комплексы «Красная Поляна» и Имеретинка, которые становятся сегодня своеобразным полюсом притягательности для публики и местом реализации наиболее крупных инвестиционных проектов, опирающихся на государственные вложения в инженерно-транспортную и интеллектуальную инфраструктуру, уже заняли лидирующие позиции среди проектов туристического бизнеса в стране.

Развитие туриндустрии, регионального транспорта и инфраструктуры являются важными результатами при оценке социально-экономических последствий для г. Сочи от проведения XXII зимних Олимпийских игр, XI Параолимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 г. Привлечение дополнительных инвестиций в гостиничный сектор города, туриндустрию, строительство, на транспорт позволило создать дополнительные рабочие места, рассчитанные на ожидаемый рост притока туристов в будущем.

В результате дальнейшего развития туристической и транспортной инфраструктуры рост туристического потока распространяется и на близкий постолимпийский период, и перспективу [6-11]. Увеличение туристического потока и расходов туристов наиболее благоприятно сказывается на экономике всего региона (таблица 2) [1]).

Таблица 2 - Рекреационная емкость города-курорта Сочи на перспективу [1]

№ Город - курорт Сочи 2014 2030 2050

1 Население, тыс. чел. 418,9 454 510

2 Дополнительное единовременное население - максимум в августе, тыс. чел., в том числе: 600 600 450

3 Единовременное пребывание в мини-гостиницах частного сектора, тыс. чел. 450 400 200

4 Гостиницы, санатории и пансионаты, тыс. мест 150 200 250

5 Гостиницы, санатории и пансионаты, тыс. кв.м. 4 125 6 250 7 813

6 Прием туристов за год, тыс. чел. 4 500 5 920 7 450

7 Сезонные рабочие, занятые в строительстве, тыс. чел. 50 30 25

8 Обслуживающий персонал гостиниц, санаториев и пансионатов - всего, тыс. чел. 45 80 100

9 Обслуживающий персонал мини-гостиниц частного сектора, тыс. чел. 45 40 20

10 Итого единовременная максимальная нагрузка на территорию 1069 1084 985

2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА (КТК) СОЧИ КАК ОСНОВЫ СОЧИНСКОЙ КУРОРТНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

В настоящее время, необходимо осуществлять постоянный мониторинг мирового туристского информационного пространства, т.к. конкурентные отношения на современном туристском рынке давно перешли все национальные границы.

Принципиальную роль в этом отношении имеет определение целеполагающих услуг на курорте обладающих наибольшей аттрактивностью и конкурентоспособностью на мировом уровне. Стратегия развития курортно-ту-ристского комплекса, направленная на превращение города Сочи в туристский центр мирового уровня должна быть связана со следующими основными направлениями [10-13]:

- развитие Сочи как курорта мирового уровня и реабилитационного центра, располагающего для этого уникальными бальнеологическими ресурсами;

- развитие горных видов туризма, связанных с освоением горно-предгорных территорий и максимально использующие уникальные природные ландшафты;

- развитие делового туризма, дающего возможность совмещения плодотворной работы с комфортным отдыхом в условиях средиземноморского субтропического климата. Его развитию способствуют имеющиеся необходимые конференц-залы, и новые выставочные комплексы на базе Олимпийских объектов.

При таком подходе гарантированно и весьма доходно круглогодично эксплуатируется вся спортивная олимпийская база, которая используется не только в спортивных, деловых, но и реабилитационных целях.

Принципиально то обстоятельство, что при таком подходе кардинально меняется отношение к экологии курорта, всей его экосистеме при осуществлении намеченных градостроительных преобразований. При их практической реализации речь идет только об экологически чистом туристском центре мирового значения и о применении при его создании, прежде всего, экологически чистых технологий, в том числе во всех отраслях городского хозяйства Сочи и строительства новых объектов в регионе.

Обобщающая схема курортно-туристического комплекса (КТК) Сочи включает природные достопримечательности, бальнеологические и гидрологические ресурсы, культурно-исторические и спортивные объекты, а также дислокацию размещения всех здравниц, гостиниц. Схема хорошо показывает, что с учётом самой городской агломерации Сочи, город-курорт сегодня оказался явно перегружен. В рамках сложившейся городской черты и всей прибрежной зоны налицо острый дефицит курортно-рекреационных зон, который оценивается примерно в 700-800 га. При этом сложилась явно экологически неприемлемая для города, не говоря уже о курорте, обстановка на прилегающих к сочинскому транспортному коридору территориях. Кроме того, экологические проблемы курорта тесно переплелись с инженерными, вследствие хаотичной застройки, особенно высотными сооружениями территорий, примыкающих к береговой полосе и единственному транспортному коридору. Это особенно наглядно в центральной части города, в которой к тому же расположены ведущие здравницы курорта, притягивающие к себе основные туристские потоки.

В результате отдельные экологические, социальные, транспортные, инженерные и другие проблемы даже после огромных инфраструктурных изменений, связанных с проведением Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу, ещё более обострились, подводя обстановку на курорте по существу к черте, за которой просматривается реальная кризисная ситуация. Это, как было показано выше, чётко зафиксировано обследованиями турпото-ков, в которых выявлен явный и недопустимый для современной туристской экономики дискомфорт в условиях пребывания турпотоков в КТК Сочи. Если учесть, что всё текущее строительство в городе в основном развёрнуто на единственной транспортной магистрали города-курорта, которая уже и без того перегружена, то вполне определённо в ближайшие несколько лет можно спрогнозировать неизбежную стагнацию развития сочинского КТК, со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями для всего региона.

Отсюда вытекает необходимость продуманного перераспределения турпотока Сочи.

При этом весьма актуальной становиться проблема разработки новых градостроительных подходов к вопросам развития города-курорта Сочи, обеспечения градостроительных основ конкурентоспособности Сочинской агломерации с учётом современных требований, вытекающих из тенденций развития мирового туризма.

К таким подходам можно отнести:

1. Необходимость прокладки нового магистрального транспортного коридора на расстоянии от береговой зоны. Такой коридор даст широкие дополнительные возможности для большего раскрытия и использования рекреационного потенциала региона, новые градостроительные перспективы, позволит определить новые задачи освоения предгорных территорий Сочи. Перспективно строительство такого транспортного коридора вдоль всего Черноморского побережья России, от Крыма до границы с Абхазией. Туристские ресурсы и Сочинского региона, и всего Черноморского побережья России, получат возможность гораздо более полного и более эффективного использования. Это не только кардинально изменит территориальные контуры прибрежных курортных комплексов, но и частично снимет вопросы дефицита территорий, разгрузит береговую полосу для развёртывания здесь современных мощностей индустрии туризма.

Транспортный коридор позволит включить курортные агломерации Сочи в международную транспортную инфраструктуру.

Это в итоге может привести к усилению его конкурентных позиций на туристском рынке.

2. В развитии Концепции Генплана города должны быть рассмотрены и предложены новые решения по планировочной организации комплекса. Необходим учет постолимпийских реалий. Эти решения должны затронуть вопросы функционального зонирования; более рационального размещения объектов туриндустрии, обеспечения функционирования и дальнейшего развития горнолыжных, горноклиматических, SPA и морских курортов, сопутствующей им инфраструктуры. Но эти новые решения должны учесть, как сложившуюся ситуацию в развитии Сочинской курортной агломерации, так и перспективы ее развития.

Новые решения и предложения в развитие Концепции Генплана города должны базироваться на анализе новых постолимпийских условий в различных контекстах развития (природном, антропогенном, инженерном). Они должны учесть все сложности многочисленных влияющих факторов и быть увязаны с целями дальнейшего комплексного развития уникальной горно-морской рекреационно-курортной агломерации.

Уникальная по разнообразию и уровню связности система объектов рекреационного назначения, образующая основу новой Сочинской курортной агломерации, должна быть создана как результат таких новых корректирующих решений.

3. Исходя из новых постолимпийских реалий, концепция постолимпийского градостроительного развития должна и дальше разрабатываться на основе принципов устойчивого развития территории.

4. Совершенствование пространственного каркаса территории, который в постолимпийский период получил свои специфические особенности, должно стать главным направлением территориальной организации агломерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планировочная структура Сочинской агломерации в предыдущих Генеральных схемах определялась главными и второстепенными природными планировочными элементами территории: берег моря, поймы рек, горные склоны, транспортные оси, центры и зоны с различной интенсивностью их хозяйственного освоения [1]. Такая структура отражала сложившееся взаимодействие города и моря. Это взаимодействие выражалось в формирования линейного планировочного решения для региона. Размещение населенных пунктов и поселений, как-бы нанизываемых на линию идущей вдоль береговой линии железной дороги, было связано с исторически сложившимися преимущественно сезонно-морским и бальнеологическим назначением курорта [1].

Такой подход предопределил многие недостатки, которые неблагоприятно воздействуют на условия градостроительного развития города. Отдельные элементы его инфраструктуры оказались чрезвычайно перегруженными именно в результате этого.

Развитие двух олимпийских кластеров, других объектов олимпийского строительства в общую планировочную структуру Сочи придало мощный импульс меридиональному направлению в развитии Сочинского курортного комплекса. В Концепции развития Генеральной схемы Сочинской курортной агломерации должны быть рассмотрены новые принципы территориального районирования и макрозонирования, такие, например, как: приоритетное формирование мередиальных решений в планировке развития курортной агломерации по сравнению с линейной планировкой региона вдоль берега моря, комплексный учет природных, курортологических, планировочных, инженерно-инфраструктурных факторов. Это предполагает обязательность рассмотрения при корректировке Генеральной схемы новых подходов к развитию всей Сочинской курортной агломерации, прежде всего включения меридиональных направлений градообразования в создание целостной гармоничной планировочной организации этой урбанизированной территории.

5. Архитектурно-планировочная организация территории. При корректировке архитектурно-планировочных решений необходим учет уникальных природно-климатических, историко-культурных, социально-демографических ресурсов горно-морского курорта, новых требований к качеству среды жизнедеятельности, к рекреации и туризму для реализации задач превращения Сочи в курорт мирового уровня.

Поэтому в Концепцию развития региона и в корректировку нового Генерального плана агломерации, необходимо заложить следующие базовые предложения:

- ориентировка на дальнейшее формирование морского фасада курорта (прогулочные набережные, яхт-клубы, морские круизные и каботажные причалы и развитие каботажного плавания, прибрежные отели, высококачественная жилая и общественно-деловая застройка, развлекательные, досуговые и бизнес-комплексы, и др.);

- застройка территории муниципальных округов города должна включать дальнейшую реконструкцию и реставрацию районов исторической застройки, ликвидацию все еще существующей некачественной застройки, новое строительство развитых центров обслуживания и транспортной инфраструктуры, ландшафтное благоустройство, расширение магистралей, формирование обращенного к морю выразительного фронта застройки, обязательное устройство парковок, создание каскада озелененных пространств и благоустройство территорий, проведение комплекса природоохранных мероприятий и многие другие корректирующие мероприятия.

6. Сочетание уникальных геоботанических и зоологических ресурсов, характеризующихся высокой степенью биоразнообразия, с богатой бальнеологической (в том числе гидроминеральной) базой, сложностью орографических, гидрологических, инженерно-геологи-ческих условий обуславливают на территории города-курорта Сочи одновременное присутствие большого количества планировочных ограничений, в значительной степени усложняющих его территориальное развитие.

С учетом вышеизложенного в корректировке Концепции развития Генплана должны быть тщательно и дополнительно исследованы и выделены границы зон с особыми условиями (экономическими, природоохранными) использования территорий.

Концепцией развития генплана должен быть (с учетом новый реалий) рассмотрен вариант решения серьезной эколого-градостроительной проблемы города-курорта - функционирование железной дороги в приморской зоне, резко понижающей качество отдыха и приток инвестиций в Сочи.

Решения концепции развития генерального плана должно предусматривать приоритетное развитие курортных и бальнеологических функций в приморской зоне с формированием компактных зон расселения в предгорной зоне и направленность на улучшение экологической ситуации в городе-курорте, повышение качества жизни, отдыха, лечения рекреантов и местного населения.

Проблема развития Сочи заключается в конфликте трех противоречивых функций: курортной, расселенче-ской и природоохранной. Успех развития будет зависеть от правильного эколого- и социально обусловленного выбора стратегии формирования курортно-туристического комплекса как градообразующей отрасли.

При научно-обоснованном и системно-ориентированном подходе Сочи может состояться в качестве мирового спортивного, оздоровительного и реабилитационного туристического центра [8]. В таком случае, гарантированно экономичное и круглогодичное использование оставленной в необходимых параметрах спортивной структуры и после олимпийских игр для нужд и курорта и города. Учитывая необходимость постолимпийской реабилитации всего Сочи, принимая во внимание экологический и технологический аспект такой стратегии, необходимо также оценить возможности Сочинского региона обеспечить необходимый прорыв в области инженерной экологии, оздоровлении человека и развития самого Сочи.

Интенсивное освоение природного комплекса Сочинской курортной агломерации потребует градостроительной концепции с пересмотром принципов функционального зонирования и организации землепользования, традиционных для генплана города, с обязательным соблюдением режимов застройки и эксплуатации, проведением мониторинга и содержанием службы экологической безопасности, в границах экологического каркаса территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении работ по актуализации Генерального плана региона с учетом целей

его устойчивого развития необходимо:

- выполнить комплексный и детальный анализ современного (постолимпийского) состояния региона (создать опорный план);

- переработать основные градообразующие прогнозы-направления;

- развить современную градостроительную курортную составляющую Генплана на основе с кластерного прогнозирования;

- пересмотреть внутригородское зонирование и районирование с учетом изменений, произошедших в постолимпийский период;

- пересмотреть обоснование планировочных решений малых населенных пунктов (необходим другой масштаб детализации и другая степень проработки предлагаемых решений);

- необходимо провести углубленное развитие транспортного каркаса города и региона с проработкой его основных узлов;

- с учетом закона о стратегическом планировании региона, администрация города обязана разработать новую стратегию социально-экономического развития в постолимпийский период. Необходима адаптация корректируемого Генплана совместно с новой стратегией социально-экономического развития Сочи в постолимпийский период в одном документе.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы [6-13]:

1. Главной целью дальнейшего развития города-курорта Сочи должно стать сохранение его постолимпийской престижности и конкурентоспособности и последующее превращение его в современный санаторно-курортный, деловой, спортивный и туристический центр мирового уровня, обеспечивающий максимальный рост собственной доходной базы.

2. К 2030 году опережающие темпы роста должны прогнозироваться в сфере туристско-экскурсионного и санаторно-оздоровительного обслуживания населения и сопутствующих им отраслях (пассажирский транспорт, связь, медицина, финансы и кредит, общественное питание, сфера обслуживания и др.).

Возможность совмещения отдыха с деловой деятельностью, изменение рекреационной инфраструктуры, активное развитие туристической, спортивной сфер и зимней базы отдыха приведут к увеличению доли объектов, работающих круглогодично, до 80-90%.

3. К 2030 году должно произойти увеличение доли занятого населения во всех отраслях экономики города с 52% до 75-80% (от общей численности в трудоспособном возрасте), что должно быть связано, в первую очередь, с развитием курортного хозяйства, легализацией значительного количества рабочих мест в частном бизнесе, ростом промышленного производства, расширением сферы деятельности малого предпринимательства. На перспективу до 2030 года необходимо запланировать дополнительно более 100 тыс. рабочих мест.

4. Необходимо значительно сократить колебания между круглогодичной и сезонной занятостью населения. Если в 2007 году в летний период число мест труда возрастало почти на 50% относительно среднегодового уровня, то к 2030 году этот разрыв должен снизиться до 10%.

5. Прогнозируемые на 2030 год среднедушевые доходы населения должны возрасти и приблизиться к текущему уровню доходов развитых стран Западной Европы.

6. В корректировке Генерального плана должен быть предусмотрен дальнейший вывод из центра города и курортных зон предприятий, не отвечающих эколого-санитарным требованиям. В результате выноса должно произойти улучшение экологической обстановки, освобождение территорий, пригодных для градостроительного освоения и рекреации.

В Концепции дальнейшего развития региона должны быть предусмотрены принципиальные изменения в конфигурации и структуре курортной агломерации, в т.ч. путем интенсивного развития меридианных направлений, формирования новых планировочных структур, объединенных модернизируемой системой коммуникаций.

6. Необходимо учесть наиболее существенное использование прибрежного кластера и освоение морских зон (проектирование и строительство яхт-гавани, модульные пляжи), а также постепенный отход строительства с морского побережья в мало освоенные, но не менее привлекательные предгорные зоны города и размещение новых рекреационных объектов в глубине территории на перспективу [6-13].

Источники:

1. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)» // Сайт Департамента экономического развития Краснодарского края: [Электронный ресурс] - Режим доступа: /earmarked_program/ sochi/06-03-07.html (2006) (дата обращения: 23.10.2018)

2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. №»991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» // Официальный сайт Роснедвижимости: [Электронный ресурс].

- Режим доступа: /upload/ www/files/pril_991_2912207.pdf (2007) (дата обращения: 23.10.2018)

3 ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР», РосНИПИ Урбанистики». Разработка генерального плана городского округа «Город Сочи». Положения о территориальном планировании. Государственный контракт №8-07-524 от 30 мая 2007 года. Москва-Санкт-Петербург (2009)

4. Протокол градостроительной конференции «Актуализация генерального плана городского округа «город Сочи» с учетом целей Устойчивого развития Сочинской курортной агломерации». Сочи, 18-19 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arch-sochi.ru/2014/01/protokol-gradostroitelnoy-konferentsii-aktualizatsiya-generalnogo-plana-gorodsko go-okruga-gorod-sochi/ (2013) (дата обращения: 23.10.2018)

5. Козинский О. Ф. Значение олимпийского наследия в пилотном проекте Сочинско-Туапсинской курортной агломерации / О.Ф. Козинский, О.В. Козинская, В.Н. Шарафутдинов [и др.] // Academia. Архитектура и строительство. --№2. - С. 86-92 (2015)

6. Горячко М. Д. Трансформация и модернизация городской экономики под влиянием олимпийского проекта / М. Д. Горячко, В. Л. Бартн, Р. П. Колосова, Е. А. Черных // Олимпийское наследие Сочи. - М.Ж. ОЛМА, 2014, с. 378-416 (2014)

7. Мишулина С. И. Наследие Олимпиады 2014: развитие туристской инфраструктуры / С.И. Мишулина // Современные проблемы сервиса и туризма. -№4. - С. 75-87 (2014)

8. Кукушкин Д. Ю. Олимпийское наследие как фактор социально-экономического развития туристской территории (на примере города-курорта Сочи). // Автореферат диссертации, Сочи, СГУ, 158 с. (2017)

9. Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития города Сочи за 2016 год [Электронный ресурс] Официальный сайт Администрации г. Сочи. - Сочи, 2017. - Режим доступа: https://www.sochiadm.ru/gorodskaya-vlast/administration-city/deyatelnost/eco- nomika/reestr/76672/ (2017) (дата обращения: 23.10.2018)

10. Ковалева М. К. «Олимпийское наследие» как составной элемент регионального туристского продукта / М. К. Ковалева // Вестник АГУ. №2(180), С. 78-84 (2016)

11. Нуреев Р. М. Экономика Олимпийских игр / Р. М. Нуреев, Е. В. Маркин. М.: Норма, 144 с. (2015)

12. Постановление Администрации муниципального образования город Сочи Краснодарского края от 18 января 2016 г. N32 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Постолимпийское использование олимпийских объектов и развитие Имеретинской низменности города-курорта Сочи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Официальный сайт Администрации г. Сочи. - Сочи, 2017. - Режим доступа https://www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast /administration-city/deyatelnost/economika/reestr/3077 (2016) (дата обращения: 23.10.2018)

13. Шевейко О. Сочи - навстречу Олимпиаде. // Архитектура, Строительство, Дизайн. [Электронный ресурс]. - Сочи,

- Режим доступа: http://www.arch-journal.ru/rus/ 03602010/ sochi.htm (2010) (дата обращения: 23.10.2018)

Sources:

1. Federal target program "Development of Sochi as a mountain-climatic resort (2006-2014)" // Site of the Economic Development Department of the Krasnodar Territory: [Electronic resource] - Access Mode: / earmarked_program / sochi / 06-03-07.html (2006) (appeal date: 10/23/2018)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2007 No.991 "On the program for the construction of Olympic facilities and the development of the city of Sochi as a mountain climate resort" // Official site of Rosnedvizhimost: [Electronic resource]. - Access mode: / upload / www / files / pril_991_2912207.pdf (2007) (access date: 10/23/2018)

3 OAO Russian Institute of Urban Development and Investment Development GIPROGOR, RosNIPI Urbanistics. Development of a master plan for the city district "City of Sochi". Provisions on territorial planning. State Contract No. 8-07-524 dated May 30, 2007. Moscow-Saint-Petersburg (2009)

4. Minutes of the town-planning conference "Actualization of the master plan of the urban district" Sochi City ", taking into account the objectives of the Sustainable Development of the Sochi resort agglomeration". Sochi, December 18-19, 2013 [Electronic resource]. Access mode: http://arch-sochi.ru/2014/01/protokol-gradostroitelnoy-konferentsii-aktualizatsiya-generalnogo-plana-go-rodsko go-okruga-gorod-sochi / (2013) (circulation date: 10.23.2018)

5. Kozinsky, O. F. The value of the Olympic legacy in a pilot project of the Sochi-Tuapse resort agglomeration / O.F. Kozinsky, O.V. Kozinskaya, V.N. Sharafutdinov [et al.] // Academia. Architecture and construction. —№2. - p. 86-92 (2015)

6. M. Goryachko. Transformation and modernization of the urban economy under the influence of the Olympic project / M. D. Goryachko, V. L. Barth, R. P. Kolosova, E. A. Chernykh // Olympic legacy of Sochi. - M.ZH. OLMA, 2014, p. 378-416 (2014)

7. Mishulina S.I. The legacy of the 2014 Olympics: the development of tourist infrastructure / S.I. Mishulina // Modern problems of service and tourism. -№4. - pp. 75-87 (2014)

8. Kukushkin D.Yu. Olympic legacy as a factor in the socio-economic development of the tourist territory (by the example of the resort city of Sochi). // Abstract of the dissertation, Sochi, SSU, 158 p. (2017)

9. Analytical note on the results of the socio-economic development of the city of Sochi for 2016 [Electronic resource] Official website of the Administration of the City of Sochi. - Sochi, 2017. - Mode of access: https://www.sochiadm.ru/gorodskaya-vlast/administration-city/deyatelnost/eco- nomika / reestr / 76672 / (2017) (appeal date: 10/23/2018)

10. Kovaleva M. K. "Olympic heritage" as an integral element of a regional tourist product / M. K. Kovaleva // ASU Bulletin. №2 (180), P. 78-84 (2016)

11. Nureev R. M. Economics of the Olympic Games / R. M. Nureev, E. V. Markin. M .: Norma, 144 p. (2015)

12. Resolution of the Municipal Administration of the city of Sochi, Krasnodar Territory of January 18, 2016 N32 "On approval of the municipal program of the city of Sochi" Post-Olympic use of Olympic facilities and development of the Imereti lowland of the resort city of Sochi "(with amendments and additions) [Electronic resource] Official site of the Sochi Administration. - Sochi, 2017. - Access mode https: //www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast / administration-city / deyatelnost / economika / reestr / 3077 (2016) (access date: 10.23.2018)

13. Sheveyko O. Sochi - towards the Olympics. // Architecture, Construction, Design. [Electronic resource]. - Sochi, - Mode of access: http://www.arch-journal.ru/rus/ 03602010 / sochi.htm (2010) (access date: 10.23.2018)

УДК 332.145

Ю.И. Дрейзис,

к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет

Yu.I. Dreyzis

dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University

Е.В. Бондарева

к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет

E. V. Bondareva

dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University

Г.Н. Вершинина

ст. преподаватель, г. Сочи, Сочинский государственный университет

G.N. Vershinina, senior teacher, Sochi, Sochi State University

РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИБРЕЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. Одной из важных составляющих, определяющих развитие всего Черноморского побережья, является и прибрежный морской транспорт. Рассмотрены вопросы необходимости восстановления прибрежных пассажирских перевозок в пределах побережья Большого Сочи и всего Краснодарского края в связи с интенсивным развитием туризма на Черноморском побережье России, обеспечением транспортной связи между населенными пунктами и активизацией развития туризма в регионе. Показана необходимость дальнейшей реализации программы реконструкции и развития объектов прибрежной транспортной инфраструктуры как Сочинского региона, так и всего Черноморского побережья России.

Abstract. The coastal marine transport is one of the important components defining development of all Black Sea coast of Russia. Questions of need of restoration of coastal passenger traffic within the coast of Greater Sochi in connection with intensive development of tourism in Krasnodar Region of Russia, ensuring transport communication between settlements and activization of development of tourism in the region are considered. Need of further implementation of the program of reconstruction and construction of port points (moorings), objects of coastal transport infrastructure of the Sochi region and all Black Sea coast of Russia is shown.

Ключевые слова: Прибрежный морской транспорт, портопункт, реконструкция, яхтинг, морской туризм

Keywords: Coastal marine transport, port point, reconstruction, yachting, sea tourism

ВВЕДЕНИЕ

Комплексное развитие Сочинского региона и всего Черноморского побережья Краснодарского края России предусматривалось в рамках завершившейся Федеральной Программы [1]. Программа [1] предусматривала многовариантные сценарии и перечень задач для дальнейшего устойчивого регионального развития. Важнейшая задача, стоявшая в данной программе - сохранить оптимальное равновесие между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования региона.

Одной из важнейших составляющих привлекательности региона на протяжении последнего столетия является его прибрежная зона, активно используемая в рекреационной и туристической деятельности, для пляжного отдыха, а сам регион прежде всего рассматривается как морской курорт.

Особенность экономико-географического положения Сочи, а также всего Черноморского побережья России, обуславливает наличие в регионе многочисленных объектов сферы туризма, а также объектов, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивых перспектив развития туристической составляющей региона - основы его экономики.

Еще одной из важных составляющих, также определяющих развитие всего Черноморского побережья, является и прибрежный морской транспорт. Каботажное плавание, пассажирское сообщение на местных линиях, морской круизный транспорт были широко распространены вдоль Черноморского побережья Советского Союза.

Пассажирское морское сообщение на местных линиях успешно функционировало до 90-х годов прошлого века. Оно охватывало все Черноморское побережье СССР от Батуми до Одессы и Измаила, используя малые суда и суда на подводных крыльях типа «Комета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.