Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП ЗАБОЛЕВАНИЙ'

ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ОМС / КСГ / КРУГЛОСУТОЧНЫЙ И ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР / ЗАТРАТОЕМКОСТЬ / БАЗОВАЯ СТАВКА / ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соболев К.Э.

Цель исследования. Разработка методических и практических методов планирования специализированной помощи с использованием клинико-статистических групп как единицы планирования. Материалы и методы. Изучены нормативные правовые акты, а также научные работы отечественных организаторов здравоохранения и экономистов по оценке эффективности планирования медицинской помощи и ее оплаты в системе ОМС. Исследование проводилось в отделениях Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского. Результаты. При формирования планового объема специализированной медицинской помощи необходимо учитывать факторы, влияющие на уровень заболеваемости и потребление медицинской помощи, что в свою очередь, требует единых для системы здравоохранения методических решений, отсутствующих в настоящее время по всем факторам, кроме демографического (в части учета доли детского и взрослого населения). Формирование финансового обеспечения на основе плановых объемов, средней стоимости лечения и индивидуального финансового коэффициента не обеспечивают учет особенностей заболеваемости пациентов, и медицинских технологий, реализуемых в организациях, увеличивая необъективность финансового планирования. Заключение. Предложенная методика формирования финансового обеспечения с использованием клинико-статистических групп, настраиваемая на специфику каждого профильного отделения не только повышает объективность финансового планирования, но и позволяет проводить постоянный мониторинг оказываемой медицинской помощи и своевременно устранять недостатки процесса планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соболев К.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED MEDICAL CARE PLANNING BASED ON DIAGNOSIS-RELATED GROUPS OF DISEASES

Objective. To develop methodological and practical methods of planning specialized care based on the diagnosis-related groups (DRGs) as planning units. Methods. The study includes regulatory legal acts, as well as scientific works of domestic healthcare providers and economists on evaluating the effectiveness of medical care planning and its contribution to the compulsory health insurance system. The study was conducted in the departments of the Moscow Regional Research and Clinical Institute. Results. When planning specialized medical care, it is necessary to consider factors affecting the level of morbidity and consumption of medical care, which in turn requires unified methodological solutions for the healthcare system, which are currently absent for all factors except demographic (in terms of accounting for the proportion of children and adults). The formation of financial support based on planned volumes, average cost of treatment and individual financial coefficient does not consider peculiarities of the morbidity of patients, and medical technologies implemented in organizations, increasing the bias of financial planning. Interpretation. The proposed methodology for the formation of financial support based on DRGs, customized to the specifics of each profile department, not only increases the objectivity of financial planning, but also allows for constant monitoring of medical care and timely improving the planning process.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП ЗАБОЛЕВАНИЙ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502202205-06003-010

ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП ЗАБОЛЕВАНИЙ

Цель исследования. Разработка методических и практических методов планирования специализированной помощи с использованием клинико-статистических групп как единицы планирования.

Материалы и методы. Изучены нормативные правовые акты, а также научные работы отечественных организаторов здравоохранения и экономистов по оценке эффективности планирования медицинской помощи и ее оплаты в системе ОМС. Исследование проводилось в отделениях Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского.

Результаты. При формирования планового объема специализированной медицинской помощи необходимо учитывать факторы, влияющие на уровень заболеваемости и потребление медицинской помощи, что в свою очередь, требует единых для системы здравоохранения методических решений, отсутствующих в настоящее время по всем факторам, кроме демографического (в части учета доли детского и взрослого населения). Формирование финансового обеспечения на основе плановых объемов, средней стоимости лечения и индивидуального финансового коэффициента не обеспечивают учет особенностей заболеваемости пациентов, и медицинских технологий, реализуемых в организациях, увеличивая необъективность финансового планирования.

Заключение. Предложенная методика формирования финансового обеспечения с использованием клинико-статистических групп, настраиваемая на специфику каждого профильного отделения не только повышает объективность финансового планирования, но и позволяет проводить постоянный мониторинг оказываемой медицинской помощи и своевременно устранять недостатки процесса планирования.

Ключевые слова: программа ОМС, КСГ, круглосуточный и дневной стационар, затрато-емкость, базовая ставка, финансовое моделирование

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Соболев К.Э. Планирование специализированной медицинской помощи с использованием клинико-статистических групп заболеваний. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 5-6: 3-10. 001: 10.26347/1607-250220220506003-010

К.Э. Соболев

ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского», Москва, Россия

SPECIALIZED MEDICAL CARE PLANNING BASED ON DIAGNOSIS-RELATED GROUPS OF DISEASES

Objective. To develop methodological and practical methods of planning specialized care based on the diagnosis-related groups (DRGs) as planning units.

Methods. The study includes regulatory legal acts, as well as scientific works of domestic healthcare providers and economists on evaluating the effectiveness of medical care planning and its contribution to the compulsory health insurance system. The study was conducted in the departments of the Moscow Regional Research and Clinical Institute.

Results. When planning specialized medical care, it is necessary to consider factors affecting the level of morbidity and consumption of medical care, which in turn requires unified methodological solutions for the healthcare system, which are currently absent for all factors except demographic (in terms of accounting for the proportion of children and adults). The formation of financial support based on planned volumes, average cost of treatment and individual financial coefficient does

Konstantin Sobolev

Moscow Regional Research and Clinical Institute, Moscow, Russia

not consider peculiarities of the morbidity of patients, and medical technologies implemented in organizations, increasing the bias of financial planning.

Interpretation. The proposed methodology for the formation of financial support based on DRGs, customized to the specifics of each profile department, not only increases the objectivity of financial planning, but also allows for constant monitoring of medical care and timely improving the planning process.

Keywords: compulsory health insurance program, DRGs, round-the-clock and day hospital, cost-effectiveness, base rate, financial modeling

Competing interests. The author declares no competing interests. Funding. The study had no funding.

For citation: Sobolev KE. Specialized medical care planning based on diagnosis-related groups of diseases. Health Care Standardization Problems. 2022; 5-6: 3-10. DOI: 10.26347/16072502202205-06003-010

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими оплату специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, финансирование медицинских организаций, реализующих базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС) осуществляется за случай лечения заболеваний, объединенных в клинико-статистические группы (КСГ). Данный способ финансирования специализированной помощи является обязательным для всех медицинских организаций в России, если они реализуют программу ОМС и в 2022 г. используется во всех регионах России, за исключением Москвы, принимающей для тех же целей региональные медико-экономические стандарты. В 2022 г. для финансирования специализированной медицинской помощи используется 402 позиции КСГ для круглосуточного стационара и 182 позиции для дневного стационара. Данный способ оплаты позволяет учитывать клинические характеристики пациента и используемые медицинские услуги, и лекарственные препараты посредством коэффициента затратоемкости (КЗ). КЗ определяется на федеральном уровне и используется на всей территории России, обеспечивая, в определенной степени, эквивалентность финансового обеспечения лечебно-диагностического процесса и его клинико-технологические характеристики.

Несмотря на то что рекомендациями федерального центра предлагается использовать КСГ не только в качестве инструмента финансирования медицинской помощи, но и как инструмент ее планирования, широкого распространения в регионах России данная практика не получила.

Цель исследования — разработка методических и практических методов планирования

специализированной помощи с использованием клинико-статистических групп как единицы планирования.

Задачи исследования:

— обоснование преимущества использования КСГ для планирования специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров;

— разработка методических подходов к формированию годового, квартального и месячного планирования объема специализированной медицинской помощи для медицинских организаций, выполняющих территориальную программу ОМС, в разрезе профилей КСГ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Изучены нормативные правовые акты, а также научные работы отечественных организаторов здравоохранения и экономистов по оценке эффективности планирования медицинской помощи и ее оплаты в системе ОМС. Исследование проводилось в отделениях Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) [1—3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В 2022 г. при формировании территориальной программы ОМС, в части специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного и дневного стационаров, используются нормативы объемов медицинской помощи и норматив стоимости объема. Для круглосуточного стационара — это 0,166336 госпитализаций на 1 застрахованное лицо по 37 316 руб. за случай, а для дневного стационара — 0,0685907 случаев лечения по 23 218,7 руб. за случай лечения.

Зная численность застрахованных лиц в регионе, несложно рассчитать как объем специали-

зированной помощи, так и ее стоимость, заложенные в базовую программу ОМС. Необходимо отметить, что данный объем помощи, рассчитанный на застрахованных лиц, может оказываться как медицинскими организациями региона и организациями, подведомственными органам власти Российской Федерации, так и негосударственными медицинскими организациями, реализующими базовую программу ОМС. Кроме того, объем помощи по региональной программе ОМС включает помощь, получаемую на территории региона и за его пределами, в границах Российской Федерации.

Учитывая, что представленные выше объемные и финансовые нормативы являются средними по стране, при формировании региональных нормативов должны учитываться различные факторы, влияющие на изменение потребления данного вида медицинской помощи.

Перечень этих факторов перечислен в нормативных правовых документах определяющих параметры базовой программы ОМС на уровне постановления Правительства Российской Федерации и должны учитываться в регионе при формировании территориальной программы ОМС.

Рассмотрим эти факторы, степень их влияния на потребность в медицинской помощи в регионе, а также наличие методологической основы по их использованию.

Наиболее значимым фактором, влияющим на объем медицинской помощи, является половозрастная структура населения региона. Различные демографические характеристики регионов являются объективной основой для корректировки средних российских нормативов.

В методических материалах Минздрава России (на уровне письменных рекомендаций) при формировании и экономическом обосновании территориальной программы ОМС на 2022 год1 2,

1 Письмо Минздрава России от 13.01.2022 г. № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022—2024 годы». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_406983/

2 Письмо Минздрава России от 02.02.2022г. № 11-7/И/2-1619 и ФФОМС от 02.02.2022 г. № 00-10-26-206/750 «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/73360.html/

для стационарной помощи предложено распределение норматива госпитализаций по лечебным профилям (рис. 1). К сожалению, ни для дневного стационара, ни для амбулаторно-поликлиничес-кой помощи подобной информации нет. Используя рекомендации Минздрава России, определяющие профильную структуру госпитализаций, необходимо отметить, что эти нормативы тоже являются средними по стране, учитывающими среднероссийскую демографическую структуру. Кроме того, данные нормативы не позволяют определить долю, приходящуюся на высокотехнологичную помощь (ВМП) и на специализированную первого, второго и третьего уровней, в рамках реализованной в России трехуровневой системы организации и оказания медицинской помощи. Очевидно, что доля ВМП и специализированной помощи третьего уровня для сердечно-сосудистой хирургии (койки сосудистой хирургии и кардиохирургические койки) будет существенно отличатся от аналогичной доли по профилю «Терапия», для которого большая часть госпитализаций должна приходиться на первый уровень.

В рамках рекомендаций Минздрава России по расчету числа госпитализаций на 2022 год предложено учитывать только соотношение детского и взрослого населения региона в качестве демографического фактора потребления, что является существенным упрощением данной характеристики и не отражает реальных тенденций потребления медицинской помощи (см. рис. 1). Данный упрощенный подход по учету демографического фактора был впервые предложен еще в 1999 г., в рамках рекомендаций по реализации первой в России программе государственных гарантий в сфере здравоохранения и используется по настоящее время, без каких-либо изменений. Суть этого метода следующая:

1) если соотношение детского и взрослого населения в регионе России такое же, как в целом по стране, то применяются нормативы по лечебным профилям (см. рис. 1);

2) если соотношение детского и взрослого населения в регионе России иное чем в целом по стране, то рассчитываются поправочные коэффициенты, путем деления доли соответствующей возрастной группы в регионе на долю этой же группы для России.

Пример. Если в структуре застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации дети со-

Эндокринология Челюстно-лицевая хирургия Хирургия (в т.ч. Абдоминальная хирургия) Торакальная хирургия Хирургия (комбустиология) Урология (в т.ч. Детская урология-андрология) Травматология и ортопедия Терапия

Койки сосудистой хирургии Кардиохирургические койки Ревматология Пульмонология Педиатрия Офтальмология Оториноларингология Онкология, радиология, радиотерапия Нефрология Неонатология Нейрохирургия Неврология Медицинская реабилитация Колопрокгология Кардиология Инфекционные болезни Дерматологические койки Гериатрия Гематология Гастроэнтерология Аллергология и иммунология Акушерство и гинекология Акушерское дело

2,2

■ 0,4 1 0,3

м 1,4 Н 1,5 3,3 79

4,8 9

3

1,9 ш 2,7

4,443 9,7

- 1

■ 0,9 ■ 0,6 ™ 1,12 2,3 1 0,3

■ 0,71

19,8

18,8

26,5

10

20

25

30

Рис. 1. Рекомендации по среднероссийским нормативам по стационарной помощи на 2022 г. на 1000 застрахованных лиц (по лечебным профилям)

ставляют 19,5% и взрослые 80,5%, то поправочные коэффициенты составят: 0,9375 для детского (19,5/20,8 = 0,9375) и 1,0164 для взрослого населения (80,5/79,2 = 1,0164). Справочная информация: в структуре застрахованных лиц в Российской Федерации дети составляют — 20,8%, взрослые — 79,2% (для обоснования территориальной программы обязательного медицинского страхования). Полученные поправочные коэффициен-ты изменяют нормативное значение госпитализаций по конкретному профилю для взрослых (на 64%) в сторону увеличения, а для детей — в сторону уменьшения (на -6,25%). Проведя расчеты по всем лечебным профилям, можно убедиться в следующем: если в регионе детей меньше, чем взрослых по отношению к среднероссийским данным, то норматив госпитализаций для региона будет больше среднероссийского, а если детей больше, то наоборот — меньше среднероссийского. Естественно, это влияет и на число необходимых стационарных коек по лечебному

профилю, так как госпитализации преобразуются в койки по единой формуле содержащей данные по среднепрофильной длительности и сред-непрофильной занятости койки в году.

Также необходимо отметить, что в 2012 г., предпринята попытка повысить точность учета демографического фактора. В апреле 2012 г. федеральным фондом ОМС была утверждена методика по применению возрастно-половых категорий для формирования и экономического обоснования территориальных программ ОМС на 2013 г. В этой методике были предложены 38 воз-растно-половых категории и относительные ко -эффициенты потребления для них, в разрезе всех медицинских профилей (специальностей) по стационарной помощи, для дневного стационара, для амбулаторной помощи (раздельно по профилактике и лечению) и по скорой медицинской помощи. К сожалению, этот, более совершенный методологический подход, к учету демографического фактора далее не использовался.

Подробно описывая существующую практику учета демографического фактора по «упрощенной» схеме, необходимо учитывать наличие широкого перечня других региональных факторов, также влияющих на уровень потребления медицинской помощи.

Основные факторы, влияющие на потребление медицинской помощи, перечислены в программе государственных гарантий, в сфере здравоохранения, и в обязательном порядке должны учитываться регионом для корректировки среднероссийских нормативов объема этой помощи.

Субъектам Российской Федерации дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя / одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами государственных гарантий могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации и передвижных форм оказания медицинской помощи.

К сожалению, в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют методические решения по учету всех вышеперечисленных факторов, воздействующих на уровень здоровья населения и на уровень потребления медицинской помощи, кроме рассмотренного, «упрощенного» учета демографического фактора.

Таким образом, задача по формированию территориальных нормативов по специализированной медицинской помощи представляет собой своеобразный «черный ящик» методических и практических решений, на входе которого — средний федеральный норматив, на который воздействуют все вышеперечисленные факторы, а

на выходе — региональные нормативы объема специализированной помощи, распределенные по уровням ее оказания.

Анализ территориальных программ 2022 г. по тридцати регионам России показал, что только в 5 регионах (16,7% от исследованных) нормативы по специализированной помощи в условиях круглосуточного стационара несколько отличаются от среднероссийских нормативов. В остальных 25 регионах эти нормативы точно «следуют» за среднероссийским нормативом, хотя демографический фактор в этих регионах отличается от среднероссийского и весьма существенно.

Определение региональных нормативов по специализированной помощи, с учетом региональных факторов, влияющих на ее потребление, является начальным этапом формирования территориальной программы ОМС.

Следующим этапом является распределение региональных объемов по профильным отделениям медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Данный этап в разных регионах России реализован с использованием методологических приемов планирования, во многом предопределенных региональной спецификой, существующей коечной сети, а также отсутствием единой национальной методологии регионального планирования специализированной медицинской помощи, направленной на передачу части территориального норматива госпитализаций конкретной медицинской организации, подавшей заявку на реализацию территориальной программы ОМС.

Заключительным этапом регионального планирования является формирование годовых и квартальных показателей по годовому объему госпитализаций (с распределением по кварталам) и по объему соответствующего финансового обеспечения.

При этом объем финансового обеспечения по специализированной медицинской помощи, как правило, не зависит от числа развернутых в организации коек (койко-мест для дневного стационара), а является функцией числа госпитализаций (случаев лечения для дневного стационара) и средней стоимости одной госпитализации по территориальной программе ОМС и некого финансового коэффициента (Кф), среднепрофиль-ное значение которого должно быть определено для каждой медицинской организации.

Таким образом, финансовое обеспечение специализированной помощи для любой медицинской организации определяется по следующей формуле:

фобг = Оа X НФЗ X К^ (1)

где Фоб. — годовое финансовое обеспечение для 7-й медицинской организации; Об7 — годовой объем, определенный для 7-й медицинской организации; НФЗ — норматив финансовых затрат по территориальной программе ОМС; Кф7 — коэффициент, учитывающий профильную структуру плановых объемов и специфику деятельности для 7-й медицинской организации.

Несмотря на простоту представленной формулы, определение финансового обеспечения для 7-й медицинской организации является сложнейшей и ключевой задачей планирования территориальной программы ОМС и тому есть несколько причин.

Одна из них — используемый в практике отечественного здравоохранения с 2013 г. способ оплаты специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров по КСГ.

Одним из базовых тезисов корректного финансового планирования является эквивалентность (то есть соответствие) единицы оплаты и единицы планирования.

Как было сказано выше, единицей оплаты с 2013 г. является КСГ, а единицей планирования, для большинства регионов России все еще остается среднепрофильная стоимость одной госпитализации. Данное несоответствие единиц планирования и финансирования приводит к эмпирическому способу определения Кф7, существенно усредняющего расчет финансового обеспечения, и не учитывающего сложность пролеченных пациентов и специфику используемых медицинских технологий.

При оплате медицинской помощи по КСГ используются единые для всей страны коэффициенты затратоемкости (КЗ), определяющие относительную стоимость конкретной КСГ, и единая для региона — базовая ставка (как правило равная 0,65 от НФЗ региона для круглосуточного стационара, и 0,6 от НФЗ региона для дневного стационара).

Однако в регионе, кроме этих единых для всех стационаров параметров, существуют еще различные поправочные коэффициенты (специфики, уровня стационара, сложности лечения па-

циентов и неполной оплаты лечения), наличие которых носит индивидуальный для каждой медицинской организации характер и зависит от комплексного набора организационных и клинических ситуаций, характерных для каждой медицинской организации. Например: число профильных отделений, число прерванных случаев, число случаев, отражающих сложность лечения пациентов, уровень (подуровень) стационара и т.д.

Корректно учесть описанные ситуации можно только, перейдя на новый уровень планирования объемных плановых показателей и определения финансового обеспечения.

В этой связи единицей планирования необходимо сделать КСГ, определяя их количество для конкретной организации на основе потребности населения по лечению конкретных заболеваний и тем имеющимся в организации методам лечения, которые обеспечивают реальный клинический результат.

В этом случае объем финансового обеспечения будет определяться не на основе среднего (эмпирического) финансового коэффициента (см. формулу 1), а по объективной, но более сложной зависимости, связанной с числом и перечнем КСГ в рамках профильных отделений медицинской организации.

Рассмотрим пример формирования планового числа госпитализаций по специализированной помощи (кроме высокотехнологичной медицинской помощи разделов 1 и 2) в условиях круглосуточного стационара по профилю «Кардиология» для МОНИКИ.

Для обеспечения плановыми объемами отделения на 40 коек, со средней длительностью лечения 7,5 дней и работой койки в году — 335 дней, необходимо пролечить 1787 пациентов.

Анализ потребности жителей Московской области в специализированной помощи и используемые в МОНИКИ медицинские технологии позволяют определить статистически достоверный перечень КСГ по профилю «Кардиология» и число госпитализаций по каждому КСГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При использовании программного приложения ACCESS [4], необходимо внести данные планового числа госпитализаций в экранную форму «Расчет запланированных госпитализаций по профилю (круглосуточный и дневной стационары)» (рис. 2).

Заведующий кардиологическим отделением заполняет поле «Госпт.» числом пациентов, пла-

Расчет запланированных госпитализаций по профилю (круглосуточный и дневной стационар)

Стоимость КСГ в медицинской организации по профилю КСГ: Архив: | О |от| |© КСГ(КК)?

КСГ Наименование КЗ КУС КС КСЛП Прер. Дмзп Госпт, руб. Примечание

stlí.010 Инфарг-м.иочэрда, легочная змБол ия, ЛЕчени в с применением 3,54 ifi 1 0 i 100,0 0% 0 0,00р.

stU.009 И нф эр кт ми ок а рда, л егоч н а я эы&оли я, лечение с применением 2,99 М 0,9 0 1 100,0 Ой 0 0,00р.

stU.002 н te т sí ил ом а я ¿те м от рди я, и н i- в р ьт у и она рда, л егоч и а А эмбол и А (уроЕе и ь 2) 2,81 1,4 1 0 1 100,0 0» 0 0,00р.

stlí.007 ЪИДО к э рдит. Мне к а РДКТГ перикардит, ка рдноми Dnam и (уровень 2) г, 36 1,4 1 0 1 100,0 ок 0 0,00р.

stlJ.005 Нарушении ритмаи прОвОДИМОСТн 4урОМнэ2) 2,01 1.4 1 0 i 100,0 ок 0 0,00р.

stlí.003 Инфаркт миокарда, легочная амбол ИЯ, Л»ЧвнМ » С применением 1,6 1 1,4 0,9 а i 1 00,0 0% 0 0,00р.

ГОСУДA ■РСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ Уровень: | 3 ПодУр.: Е 0 0,00р. V Расчет

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Круглосуточный стационар Базовая ставка: 24 255,40р. ]Кд: | 1,092

Кардио ЛОГИЯ Архив © ? Печать

кслп| ПР.СЛ. 1госп.:[~~ ЯЧисло ! СКЗ:| Псе, по КСЛП: |Сниж.попр.аЦ □ ®|Р>

Запись: и ¡1 из9 | ►W | Нет фильтра I Поиск

Рис. 2. Скриншот экранной формы программного приложения для расчета финансового обеспечения кардиологического отделения с использованием КСГ

Расчет запланированных госпитализаций по профилю (круглосуточный и дневной стационар)

Стоимость КСГ в медицинской организации по профилю КСГ: Архив: | 0 | от 1 |® кспкюГ

КСГ Наименование КЗ КУС КС КСЛП Прер- ДолЗП Госпт. Руб. Примечание

ítlJ.010 и нфа рит миокарда, латам эм&олип, лечение с применением 3,54 1,4 1 0,6 0,9в 100,0 Ой FH? 21 632 696,9Эр.

stlJ.009 и нфа ркг миокарда, легочная 1М&ОЛНИ, лечение с применением 2,99 1,4 0,9 0,6 0,98 100,0 Ой 370 41 945 159,82р.

stlJ.002 неста вид ьн а а стечока рднл, инфаркт миокарда, легенная эм.Ёолня (уровень 2 j 2,81 1,4 1 0,2 0,98 100,0 Ой 450 48 288 103,94р.

stlJ.007 э ндокврдит, мкока рДНТ, перикардит, ка рдиомноп атнн (уровень 2) 2,38 1,4 1 0,2 0,96 100,0 Ой 410 0,00р.

stlJ.005 нарушении ритл,а и П рОБОД.'ТОСТИ (ypíj БЕ НВ 2) 2,01 1,4 1 0,2 0,98 100,0 ОЙ 200 15 64 6 975,80р.

stlJ.OOS И нфа pía миокарда, л егоч н а * эмболии, лвченне с примененивм 1,6 1 1,4 0,9 0,2 0,98 1 00,0 Ой 207 11 974 561,77р.

Г0СУДА РСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ Уровень: 3 ] ПодУр.: В 1787 139 487 498,21р. # Расчет

МОСКО&СКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Круглосуточный стационар Базовая ставка: 24 255,40р. |кд: | 1,092

Кардио ЛОГИЯ Архиа|©7 Печать

1 кслп| ПР.СЛ.| lrocn.: 7S 05б,80р СКЗ:| 2,0- Пов, по КСЛП:^ | Сниж. по пр.сл.^ -¿Ой 1 ©| р

Рис. 3. Скриншот экранной формы программного приложения для расчета финансового обеспечения кардиологического отделения с результатом расчета

нируемых на год, квартал или месяц. Все КСГ по выбранному профилю выводятся по убыванию затратоемкости (поле «КЗ»), что позволяет уверенно прогнозировать финансовое обеспечение отделения при условии выполнения плана. Кроме того, в экранной форме имеется исчерпывающая информация, однозначно связывающая число госпитализаций и финансовое обеспечение (коэффициенты: уровня, специфики, дифферен-

циации и базовая ставка). Учет сложности лечения пациента возможен как по отдельной КСГ (изменение в поле «КСЛП»), так и для всех КСГ, включенных в план. При этом КСЛП учитывается как прогнозируемый и средневзвешенный. Также можно учесть долю прерванных случаев лечения, используя средневзвешенное значение влияния прерванных случаев. Данные по госпитализациям могут вноситься по всем КСГ, входя-

щим в выбранный профиль или по отдельным КСГ. После внесения всех необходимых для расчета финансового обеспечения данных запускается стандартный (единый для всей системы ОМС) алгоритм расчета нажатием кнопки «Расчет».

Результаты расчета финансового обеспечения годового плана отделения «Кардиологии» с планом на 1787 госпитализаций представлены на рис. 3.

Итоговая сумма составляет 139,5 млн руб. при этом фиксируются средние показатели:

1) стоимость 1 госпитализации—70 056,8 руб.;

2) средний коэффициент затратоемкости — 2,04;

3) влияние сложности лечения пациентов на повышение финансирования — 9,9%;

4) влияние прерванных случаев лечения на снижение финансирования — (-2%).

Результаты расчета можно вывести на печать (кнопка «Печать») и заархивировать (кнопка «Архив»). При этом можно формировать любое количество вариантов планирования и расчета, используя их для определения оптимальной планово-финансовой стратегии любого профильного отделения и медицинской организации в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности формирования планового объема специализированной медицинской помощи в 2022 г. требует учета самых разнообразных факторов, влияющих на уровень заболеваемости и потребления медицинской помощи, что в свою очередь требует единых для системы здравоохранения методических решений, отсутствующих в настоящее время по всем факторам, кроме демографического (в части учета доли детского и взрослого населения).

Формирование финансового обеспечения на основе планового объема, средней стоимости лечения и индивидуального финансового коэффициента не обеспечивает особенностей заболе-

ваний пациентов и медицинских технологий, реализуемых в организациях, увеличивая необъективность финансового планирования.

Предложенная методика формирования финансового обеспечения с использованием КСГ, настраиваемая на специфику каждого профильного отделения не только повышает объективность финансового планирования, но и позволяет проводить постоянный мониторинг оказываемой медицинской помощи и своевременно устранять недостатки процесса планирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пирогов М.В. Методология и практика оценки стоимости медицинской помощи. Монография. М.:000 «Принт», 2022. 540 стр.

2. Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Соболев К.Э. Применение клинико-экономического анализа в медицине. Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 184 с.

3. Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Шамшурин В.И., Соболев К.Э. Экономика и управление в здравоохранении: Учебник и практикум. М.: ЮРАИТ, 2022. 316 с.

4. Пирогов М.В., Соболев К.Э. Методологические подходы и практические решения по организационно-экономическому планированию в здравоохранении современной России: Монография. М.: ООО «Медиком»,

2021. 912 с.

REFERENCES

1. Pirogov MV. Methodology and practice of assessing the cost of medical care. Monograph. Moscow: Print, LLC;

2022. 540 p.

2. Reshetnikov AV, Shamshurina NG, Sobolev KE. Application of clinical and economic analysis in medicine. Textbook. Moscow: GEOTAR-Media; 2022. 184 p.

3. Reshetnikov AV, Shamshurina NG, Shamshurin VI, Sobolev KE. Economics and Management in Healthcare: Textbook and Practical Guide. Moscow: YURAIT; 2022. 316 p.

4. Pirogov MV, Sobolev KE. Methodological approaches and practical solutions for organizational and economic planning in the health care of the modern Russia. Monograph. Moscow: Medicom, LLC; 2021. 912 p.

Поступила/Received: 04.02.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 28.03.2022

Сведения об авторе:

Соболев Константин Эдуардович — канд. мед. наук, директор ЕБУЗ МО «МОНИКИ». 129110, Москва, ул. Щепкина 61/2. E-mail: cob-kos@live.ru. https://orcid.org/0000-0003-4779-8577

About the author:

Konstantin E. Sobolev — Ph.D. in Medicine, Director of Moscow Regional Research and Clinical Institute, Moscow, Russia. E-mail: cob-kos@live.ru. https://orcid.org/0000-0003-4779-8577

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.