Научная статья на тему 'Планирование региональной политики РФ с учетом концепции устойчивого развития'

Планирование региональной политики РФ с учетом концепции устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL PLANNING / ECONOMIC GROWTH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Окунева А. В., Боронников Д. А.

За исключением нескольких регионов в России наблюдается финансово-экономический кризис. В статье приводятся цели, риски регионального развития, а также принцип планирования устойчивого развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of regional policy of the Russian Federation with regard to the concept of sustainable development

Except for several regions financial and economic crisis in Russia is observed. The article describes the objectives, risks of regional development, as well as the principle of sustainable development planning regions.

Текст научной работы на тему «Планирование региональной политики РФ с учетом концепции устойчивого развития»

Серия 5. Социально-экономические науки.

вающих отраслях необходимо стремиться к доминированию принципа «выше наукоемкость - выше норма доходности».

л) В целях реализации полноты принципа разделения властей и снижения уровня коррупции необходимо интенсификация разработки и принятия закона «О гражданском контроле в Российской Федерации», в который должны войти положения об общественной экспер-

м) Одной из важнейших составляющих социальной подсистемы является компонента «здоровье граждан». Применительно к экономической подсистеме возможно по аналогии с медицинскими и образовательными услугами установить налоговые вычеты по НДФЛ на занятия физкультурой и спортом.

Представим возможные показатели долгосрочного экономического развития, которые могли бы оценивать степень трудовой активности населения при создании благ, уровень ин-новационности производств, аспекты распределения произведенных благ, а также степень вмешательства государства в экономику региона:

E1 - процент вклада производственной деятельности в валовом продукте региона; E2 - инфраструктурные расходы на душу населения;

E3 - национальный продукт на 50 % населения с низкими душевыми доходами; E4 - соотношение дохода и обязательных отчислений в домохозяйствах; E5 - коэффициент Джини;

E6 - число государственных служащих на 1000 чел. населения закрепленного за территорией;

E7 - отношение работников, занятых деятельностью, причисляемой к последним 2-м

технологическим укладам, к общему числу занятого населения на территории; E8 - отношение числа создаваемых за год организаций к общему числу организаций в

сферах экономической деятельности; E9 -отношение числа сделок, проведенных на всех этапах, с высокой степенью «прозрачности» к числу сделок в организациях с государственным участием; E10 - количество внедренных новационных технологий в реальный сектор экономики в год;

E12 - отношение отчислений в виде налогов и сборов в бюджет региона к объему произведенных благ на территории региона. Данные показатели привязаны к основным идеям устойчивого развития, и в них не вошли распространенные микро-, мезо- и макроэкономические показатели.

Литература

1. Боронников Д.А., Окунева А.В. Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства. - М.: Известия МГТУ «МАМИ», 2012, т.3, №2, с. 447-456.

2. Итоговый доклад «Стратегия-2020», режим доступа - http://strategy2020.rian.ru

3. Официальный сайт рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума - режим доступа http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness

Планирование региональной политики РФ с учетом концепции устойчивого

развития

Окунева А.В., Боронников Д.А. Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, [email protected]

Аннотация. За исключением нескольких регионов в России наблюдается финансово-экономический кризис. В статье приводятся цели, риски регионального развития, а также принцип планирования устойчивого развития регионов.

Серия 5. Социально-экономические науки.

Ключевые слова: региональное планирование, экономический рост, устойчивое

развитие

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 11-02-00314а.

В 2012-2013 годах в регионах России наблюдаются признаки финансово-экономического кризиса. Наиболее явными сигналами этого являются бюджетные проблемы, падение промышленного производства, снижение финансовых результатов компаний. Необходимо отметить, что среди этих территорий есть не только регионы с привычным дефицитом бюджета: Северокавказские регионы, Чукотка и Тува, но и нефтедобывающие регионы Сибири, промышленные Вологодская, Кемеровская и Мурманская области. Усугубляется ситуация в таких сильных индустриальных регионах, как Архангельская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области, Красноярский край.

Рисунок 1 показывает, что ситуация в одних регионах более напряженная, чем в других. Исполнение обязательств социального характера, в том числе взятые в рамках последней выборной кампании, переносятся на регионы, бюджетное же возмещение не предполагается в полной мере.

Рисунок 1. Карта кризиса на конец третьего квартала 2012 г. [3]

Но сравнивать неравномерность в развитии регионов России и стран Евросоюза некорректно. Во многих регионах восстановительный рост, наблюдавшийся после кризиса 2009 года, достиг своего потолка. Некоторым регионам просто некуда дальше расти.

В соответствии с концепцией устойчивого развития применительно к регионам одними из главных компонентов в социально-экономическом развитии регионов (экономическая и социальная подсистемы) являются развитие рынков труда и производственной базы. В обоих случаях причиной развития может служить привлекательность ресурсов, определяемая деловым и инвестиционным климатом. К характеризующим эти условия факторам можно отнести: обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал; наличие свободных земель для производственного инвестирования; уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами; развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры; экологическую безопасность; развитие отраслей материального производства; степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы; развитость рыночной инфраструктуры; влияние ставки рефинансирования на инвестиционную привлекательность;

Серия 5. Социально-экономические науки.

склонность населения к инвестициям, развитость конкурентной среды, емкость местного рынка сбыта; интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности; степень доверия населения к региональной власти; взаимоотношения федерального центра и властей региона; уровень социальной стабильности, жизни населения и национально-религиозных напряженностей; жилищно-бытовые условия; развитость медицинского обслуживания; распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности; влияние миграции на развитие рынка труда и инфраструктуры; доступность экономической, нормативно-правовой и социальной информированности населения; уровень профессионализма местной администрации; эффективность и оценка обществом деятельности правоохранительных органов; условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы; деловые качества и этика местных предпринимателей; доходы бюджета с учетом доступности финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, ставка банковского процента.

Известно, что в государственной региональной политике обязательным условием является стремление к сочетанию двух целей:

• обеспечение в регионах России равных политических и социально-экономических условий реализации прав, установленных в федеральных законах;

• гарантия получения всеми гражданами РФ минимума социальных стандартов и правовой защиты.

После этого на основе прогнозирования разрабатывается подробный план действий, служащий в дальнейшем регламентом в выборе мероприятий руководством региона. В нем указываются целевые индикаторы, как обязательные для исполнения, так и имеющие роль ориентиров. Именно ориентиры в случае возможности саморазвития являются источниками сигналов, указывающих направления развития экономической подсистемы региона для расположенных в нем субъектов. Сигналы позволяют указать ориентиры представителям бизнеса, создать целевой вектор, позволяющий администрации проводить контролирующие действия над экономикой и выделить аспекты социальной жизни, требующие контроля и вмешательства государственных органов.

Реализация в рамках устойчивого развития кроме этого предполагает: создание в регионах условий реализации интересов местных субъектов; поиск форм и инструментов, активизирующих местное самоуправление; правовое и экономическое обеспечение межрегиональных связей, формирующих в конечном счете единое государственное пространство; повышение поддержки депрессивным регионам; координация региональных образовательных и научных центров; развитие компетенций госслужащих.

Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса и рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона.

В перечень направлений усилий государственных органов власти региона по реализации целей регионального развития в аспектах идей устойчивого развития относятся:

• учет специфики регионов, определяющих их роль и место в территориальной организации экономики страны;

• оптимизация механизмов согласования интересов и целей субъектов регулирования территориального развития;

• выбор при регулировании базовых процессов в качестве приоритета развитие социальной подсистемы с учетом экономической и технологической подстистем.

Реализация интересов в регионе сопряжена с объективной и субъективной противоречивостью, вытекающей из объективных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, региональными и групповыми.

Наиболее конструктивной формой развития региона является его саморазвитие. Под

Серия 5. Социально-экономические науки. ним понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния и роста при минимизации внешнего воздействия. При этом необходимо учитывать, что повышение федерального субсидирования демотивирует как систему бизнеса в регионе, так и его институ-

Риски, связанные с региональным планированием можно сгруппировать по аналогии с экономической, социальной, политической, технологической и экологической подсистемами устойчивого развития:

• политическая подсистема - устойчивость региональной власти; политическая поляризация населения; совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории; уровень коррупции и преступности;

• экономическая подсистема - согласованность регионального бюджета; финансовые результаты деятельности экономических субъектов;

• социальная подсистема - уровень социальной напряженности;

• экологическая подсистема - совокупный и детализованный уровень загрязнения окружающей среды.

Принципами устойчивого развития регионов должны являться:

• принцип объективности, заключающийся в том, что базовая модель развития региона должна оцениваться критериями эффективности, которые должны сопоставляться с целевой моделью развития, а не со значениями последней пары лет.

• кластерная специализация территорий, ориентация которых должна основываться на потенциале территорий в научно-технической и ресурсной областях;

• обязательное применение пространственного планирования при территориальном развитии;

• анализ и совершенствование институциональных условий, деятельности.

Литература

1. Боронников Д.А., Окунева А.В. Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства. - М.: Известия МГТУ «МАМИ», 2012, т. 3, № 2, с. 447-456.

2. Зубаревич Н.В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России: URL: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml#no26

3. Кризис уже пошел по регионам России: URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3131605.

4. Подходы к оценке экономической эффективности регионального хозяйственного комплекса: URL: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/87-2009-03-14-15-11-16

Главное в вопросе о человеческом капитале

д.э.н. проф. Каменецкий В.А.

Федерация независимых профсоюзов. Учебно-спортивный центр олимпийской подготовки

«Подольск» 8 (496) 644-16-73

Аннотация. В статье рассмотрено происхождение термина «человеческий капитал», становление теории человеческого капитала, сформулирован вывод о том, что человек является главным фактором трудовой деятельности.

Ключевые слова: капитал, человеческий капитал, трудозатраты В XXI веке недооценка значения человеческого капитала и, соответственно, переоценка значения имущественного (технического) капитала представляет собой, возможно, более грубую ошибку, чем в своё время представляла геоцентрическая система мироздания Птолемея, просуществовавшая 14 веков. Тем более что система Птолемея родилась на основе

Известия МГТУ «МАМИ» № 4(18), 2013, т. 1 295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.