Серия 5. Социально-экономические науки.
вающих отраслях необходимо стремиться к доминированию принципа «выше наукоемкость - выше норма доходности».
л) В целях реализации полноты принципа разделения властей и снижения уровня коррупции необходимо интенсификация разработки и принятия закона «О гражданском контроле в Российской Федерации», в который должны войти положения об общественной экспер-
м) Одной из важнейших составляющих социальной подсистемы является компонента «здоровье граждан». Применительно к экономической подсистеме возможно по аналогии с медицинскими и образовательными услугами установить налоговые вычеты по НДФЛ на занятия физкультурой и спортом.
Представим возможные показатели долгосрочного экономического развития, которые могли бы оценивать степень трудовой активности населения при создании благ, уровень ин-новационности производств, аспекты распределения произведенных благ, а также степень вмешательства государства в экономику региона:
E1 - процент вклада производственной деятельности в валовом продукте региона; E2 - инфраструктурные расходы на душу населения;
E3 - национальный продукт на 50 % населения с низкими душевыми доходами; E4 - соотношение дохода и обязательных отчислений в домохозяйствах; E5 - коэффициент Джини;
E6 - число государственных служащих на 1000 чел. населения закрепленного за территорией;
E7 - отношение работников, занятых деятельностью, причисляемой к последним 2-м
технологическим укладам, к общему числу занятого населения на территории; E8 - отношение числа создаваемых за год организаций к общему числу организаций в
сферах экономической деятельности; E9 -отношение числа сделок, проведенных на всех этапах, с высокой степенью «прозрачности» к числу сделок в организациях с государственным участием; E10 - количество внедренных новационных технологий в реальный сектор экономики в год;
E12 - отношение отчислений в виде налогов и сборов в бюджет региона к объему произведенных благ на территории региона. Данные показатели привязаны к основным идеям устойчивого развития, и в них не вошли распространенные микро-, мезо- и макроэкономические показатели.
Литература
1. Боронников Д.А., Окунева А.В. Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства. - М.: Известия МГТУ «МАМИ», 2012, т.3, №2, с. 447-456.
2. Итоговый доклад «Стратегия-2020», режим доступа - http://strategy2020.rian.ru
3. Официальный сайт рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума - режим доступа http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness
Планирование региональной политики РФ с учетом концепции устойчивого
развития
Окунева А.В., Боронников Д.А. Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, [email protected]
Аннотация. За исключением нескольких регионов в России наблюдается финансово-экономический кризис. В статье приводятся цели, риски регионального развития, а также принцип планирования устойчивого развития регионов.
Серия 5. Социально-экономические науки.
Ключевые слова: региональное планирование, экономический рост, устойчивое
развитие
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 11-02-00314а.
В 2012-2013 годах в регионах России наблюдаются признаки финансово-экономического кризиса. Наиболее явными сигналами этого являются бюджетные проблемы, падение промышленного производства, снижение финансовых результатов компаний. Необходимо отметить, что среди этих территорий есть не только регионы с привычным дефицитом бюджета: Северокавказские регионы, Чукотка и Тува, но и нефтедобывающие регионы Сибири, промышленные Вологодская, Кемеровская и Мурманская области. Усугубляется ситуация в таких сильных индустриальных регионах, как Архангельская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области, Красноярский край.
Рисунок 1 показывает, что ситуация в одних регионах более напряженная, чем в других. Исполнение обязательств социального характера, в том числе взятые в рамках последней выборной кампании, переносятся на регионы, бюджетное же возмещение не предполагается в полной мере.
Рисунок 1. Карта кризиса на конец третьего квартала 2012 г. [3]
Но сравнивать неравномерность в развитии регионов России и стран Евросоюза некорректно. Во многих регионах восстановительный рост, наблюдавшийся после кризиса 2009 года, достиг своего потолка. Некоторым регионам просто некуда дальше расти.
В соответствии с концепцией устойчивого развития применительно к регионам одними из главных компонентов в социально-экономическом развитии регионов (экономическая и социальная подсистемы) являются развитие рынков труда и производственной базы. В обоих случаях причиной развития может служить привлекательность ресурсов, определяемая деловым и инвестиционным климатом. К характеризующим эти условия факторам можно отнести: обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал; наличие свободных земель для производственного инвестирования; уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами; развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры; экологическую безопасность; развитие отраслей материального производства; степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы; развитость рыночной инфраструктуры; влияние ставки рефинансирования на инвестиционную привлекательность;
Серия 5. Социально-экономические науки.
склонность населения к инвестициям, развитость конкурентной среды, емкость местного рынка сбыта; интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности; степень доверия населения к региональной власти; взаимоотношения федерального центра и властей региона; уровень социальной стабильности, жизни населения и национально-религиозных напряженностей; жилищно-бытовые условия; развитость медицинского обслуживания; распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности; влияние миграции на развитие рынка труда и инфраструктуры; доступность экономической, нормативно-правовой и социальной информированности населения; уровень профессионализма местной администрации; эффективность и оценка обществом деятельности правоохранительных органов; условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы; деловые качества и этика местных предпринимателей; доходы бюджета с учетом доступности финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, ставка банковского процента.
Известно, что в государственной региональной политике обязательным условием является стремление к сочетанию двух целей:
• обеспечение в регионах России равных политических и социально-экономических условий реализации прав, установленных в федеральных законах;
• гарантия получения всеми гражданами РФ минимума социальных стандартов и правовой защиты.
После этого на основе прогнозирования разрабатывается подробный план действий, служащий в дальнейшем регламентом в выборе мероприятий руководством региона. В нем указываются целевые индикаторы, как обязательные для исполнения, так и имеющие роль ориентиров. Именно ориентиры в случае возможности саморазвития являются источниками сигналов, указывающих направления развития экономической подсистемы региона для расположенных в нем субъектов. Сигналы позволяют указать ориентиры представителям бизнеса, создать целевой вектор, позволяющий администрации проводить контролирующие действия над экономикой и выделить аспекты социальной жизни, требующие контроля и вмешательства государственных органов.
Реализация в рамках устойчивого развития кроме этого предполагает: создание в регионах условий реализации интересов местных субъектов; поиск форм и инструментов, активизирующих местное самоуправление; правовое и экономическое обеспечение межрегиональных связей, формирующих в конечном счете единое государственное пространство; повышение поддержки депрессивным регионам; координация региональных образовательных и научных центров; развитие компетенций госслужащих.
Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса и рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона.
В перечень направлений усилий государственных органов власти региона по реализации целей регионального развития в аспектах идей устойчивого развития относятся:
• учет специфики регионов, определяющих их роль и место в территориальной организации экономики страны;
• оптимизация механизмов согласования интересов и целей субъектов регулирования территориального развития;
• выбор при регулировании базовых процессов в качестве приоритета развитие социальной подсистемы с учетом экономической и технологической подстистем.
Реализация интересов в регионе сопряжена с объективной и субъективной противоречивостью, вытекающей из объективных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, региональными и групповыми.
Наиболее конструктивной формой развития региона является его саморазвитие. Под
Серия 5. Социально-экономические науки. ним понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния и роста при минимизации внешнего воздействия. При этом необходимо учитывать, что повышение федерального субсидирования демотивирует как систему бизнеса в регионе, так и его институ-
Риски, связанные с региональным планированием можно сгруппировать по аналогии с экономической, социальной, политической, технологической и экологической подсистемами устойчивого развития:
• политическая подсистема - устойчивость региональной власти; политическая поляризация населения; совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории; уровень коррупции и преступности;
• экономическая подсистема - согласованность регионального бюджета; финансовые результаты деятельности экономических субъектов;
• социальная подсистема - уровень социальной напряженности;
• экологическая подсистема - совокупный и детализованный уровень загрязнения окружающей среды.
Принципами устойчивого развития регионов должны являться:
• принцип объективности, заключающийся в том, что базовая модель развития региона должна оцениваться критериями эффективности, которые должны сопоставляться с целевой моделью развития, а не со значениями последней пары лет.
• кластерная специализация территорий, ориентация которых должна основываться на потенциале территорий в научно-технической и ресурсной областях;
• обязательное применение пространственного планирования при территориальном развитии;
• анализ и совершенствование институциональных условий, деятельности.
Литература
1. Боронников Д.А., Окунева А.В. Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства. - М.: Известия МГТУ «МАМИ», 2012, т. 3, № 2, с. 447-456.
2. Зубаревич Н.В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России: URL: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml#no26
3. Кризис уже пошел по регионам России: URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3131605.
4. Подходы к оценке экономической эффективности регионального хозяйственного комплекса: URL: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/87-2009-03-14-15-11-16
Главное в вопросе о человеческом капитале
д.э.н. проф. Каменецкий В.А.
Федерация независимых профсоюзов. Учебно-спортивный центр олимпийской подготовки
«Подольск» 8 (496) 644-16-73
Аннотация. В статье рассмотрено происхождение термина «человеческий капитал», становление теории человеческого капитала, сформулирован вывод о том, что человек является главным фактором трудовой деятельности.
Ключевые слова: капитал, человеческий капитал, трудозатраты В XXI веке недооценка значения человеческого капитала и, соответственно, переоценка значения имущественного (технического) капитала представляет собой, возможно, более грубую ошибку, чем в своё время представляла геоцентрическая система мироздания Птолемея, просуществовавшая 14 веков. Тем более что система Птолемея родилась на основе
Известия МГТУ «МАМИ» № 4(18), 2013, т. 1 295